Боевые корабли. Кто и как стрелял?

97

Сразу скажу, речь пойдет о временах не то чтобы далеких, но о тех, когда радар был чудом-юдом морским и, скорее, дополнительным прибабахом при бабахальщиках из крупных и не очень калибров. То есть о временах Второй мировой войны.

То, что в ту войну самолет себя показал во всей красе и полностью изменил тактику боя что на суше, что на воде, это да. Бесспорно. Однако на море до самого конца войны корабли исправно швырялись друг в друга стальными и чугунными болванками различной массы и начинки, и – что немаловажно – попадали.



Да, торпеды не менее интересная составляющая того времени, но о них мы потом как-нибудь поговорим.

Сейчас, когда карты электронные, с точностью до 1-2 метров, радары обнаруживают что угодно, компьютеры управляют стрельбой, пуском ракет и торпед, все больше задумываешься: как они (моряки) раньше без этого обходились?

Ведь обходились же, да еще как! «Глориес», «Бисмарк», «Хууд», «Шарнхорст» — список кораблей, потопленных без весомого участия авиации, можно продолжать довольно долго. Топили, и топили довольно успешно.

Боевые корабли. Кто и как стрелял?

Более того, в истории остался случай, когда одно попадание снаряда решило исход целого сражения. Это когда ребята с «Уорспайта» попали в «Джулио Чезаре» с 13 миль. А это, простите, 24 километра. Для снаряда – расстояние с большой буквы.


Линкор "Уорспайт"

Конечно, попасть в двигающуюся цель на таком расстоянии артиллерийским снарядом – это больше смахивает на фантастику пополам с безумной удачей. Но факт: могли и попадали.

Один из постоянных читателей задал как-то интересный вопрос: а почему морские битвы так хорошо расписаны и описаны, а вот с сухопутными не так все подробно и роскошно?

Как известно, зачастую летопись битвы пишут победители. Воздушный бой вообще штука весьма скоротечная, иной раз читаешь воспоминания участника и понимаешь, что у него все так сконцентрировано было во время боя, что потом пять минут в бою можно в час изложения превратить. И это нормально.

Общевойсковой бой тоже вещь своеобразная, он как мозаика, складывается из кусочков. Где-то пехота, где-то артиллерия та же (на переднем крае одна, в тылу другая), танки, САУ, у каждого свой бой.

А вот морской бой он как бы и более неспешный сам по себе, и было кому описать, поскольку глаз, взирающих на общую картину боя, во все времена было предостаточно.

Но что тут самое интересное? Действительно, возможность рассмотреть морской бой во всех его этапах и не очень при этом спеша. Даже морской расходник Второй мировой – эсминец – жил намного дольше в бою, чем тот же танк или самолет.

Что сложного в том, чтобы потопить корабль?


С точки зрения физики – ничего. Надо просто наделать в корпусе дыр, чтобы в них зашла вода, и корабль потерял плавучесть. Либо поджечь его, желательно так, чтобы пожар добрался до топливных цистерн или пороховых погребов.

Главное – сделать так, чтобы снаряд или торпеда попали в корпус корабля. И вот тут начинаются полнейшие чудеса. Математические.

Обычно в фильмах процесс произведения выстрела показывают с его окончания. То есть с момента подачи снаряда и метательного заряда в башню и команды «Огонь!» На самом же деле работа начинается весьма задолго до этого милого взгляду момента.

И не в командной рубке, а совсем в другом месте.

Попробуем попасть в противника?

Тогда наш путь лежит не вниз, к боеприпасам, а на самый верх. Причем это на любом корабле будет очень высоко. КДП, командно-дальномерный пост. Рабочее место самых крепких желудком на корабле, ибо наводить орудия надо при любом волнении, а где находится КДП, можно увидеть на фото.


Линкор "Фусо". Стоит оценить высоту, на которой располагался КДП

Командно-дальномерный пост представлял собой большую площадку, бронированную, на вращающемся пьедестале. Так было нужно, ибо КДП должен был иметь обзор во все стороны. Круговой то есть. Найти КДП на любом фото очень просто, их него торчали рога дальномера.








Вот действительно, "высоко сижу, далеко гляжу". Представляю, как там качало в случае волнения на море…

На крейсерах и эсминцах все было точно так же, естественно, в масштабе. Только там качало и швыряло более немилосердно, чем на линкоре. В силу размеров.

Вот в этой вращающейся вокруг своей оси конструкции находились те, кто реально был глазами и мозгами корабля в плане стрельбы. Остальные – чисто исполнители приказов.

Кто находился в КДП?


Главным человеком внутри был старший артиллерист. Должность в разных странах называлась по-разному, суть оставалась одна. Ответственный за данные по стрельбе.

Старший офицер-наблюдатель и наблюдатели. Это те, кто обшаривал глазами горизонт, искал цели, получал целеуказание от тех же самолетов-разведчиков, подводных лодок, службы радиоперехвата и так далее. Но работала эта банда глазами. Офицер-наблюдатель отвечал за точное определение параметров движения цели.

Дальномерщик (дальномерщики) плюс вертикальный и горизонтальный наводчики КДП. Это люди находились в подчинении у старшего артиллериста и, собственно, они наводили орудия и стреляли из них.

А если быть точным, то нажимал спусковую кнопку, давая залп, вертикальный наводчик КДП. По команде старшего артиллериста.

Там, где-то внизу, под броней корпуса, суетились все эти орудийные расчеты, которые подносили, подкатывали, заряжали, поворачивали на нужный угол по горизонту и поднимали стволы в вертикальной плоскости согласно данным, которые передавали из КДП.


Но наводили орудия эти, сидящие в КДП. На больших кораблях (линкорах) обычно КДП имел кормового дублера, который в случае чего мог заменить основной КДП. Или управлять кормовыми башнями, чтобы убрать одну дополнительную поправку. Но о поправках мы чуть позже поговорим.

Несколько позже в КДП добавились и операторы радара, когда появились радары. Это добавило точности, но внесло в бой дополнительную коррективу. КДП стал просто лакомым куском для артиллеристов противника, ибо засадить в мостик (а то и в сам КДП) снаряд было очень полезным делом.

Тут в качестве примера можно привести бой у Нордкапа, где именно таким образом, ослепив «Шарнхорст», британцы превратили его в плавучую мишень и не особенно напрягаясь, потопили.

Да, мы сейчас говорим не просто о виртуальном корабле, а о корабле, который снабжен системой центральной наводки по данным КДП. До Второй мировой (да и во время ее) на каждой башне стояли обычно свои прицельные приспособления. И теоретически каждая башня могла самостоятельно вести огонь по противнику.

Теоретически. Потому что именно система центральной наводки позволила забыть о недостатках, когда расчет каждого орудия самостоятельно определял угол возвышения (вертикальная наводка) и угол упреждения (горизонтальная наводка). В условиях реального боя башенные наводчики испытывали массу проблем, так как часто цель была просто плохо видна. Башни находились гораздо ниже, чем КДП. Брызги, дым, качка, погодные условия — и в результате играл человеческий фактор, то есть каждый наводчик вносил свою персональную неточность. Пусть она была очень мала, но в результате снаряды залпа разлетались по большой площади, вместо того чтобы кучно накрыть цель.

Потому использование прицела КДП стало если не панацеей, то очень весомым подспорьем. По крайней мере, ошибки, сделанные при наводке, было намного легче отследить и исправить.

Когда наблюдатели обнаруживали противника, то весь КДП разворачивался в этом направлении. Этот поворот репитерами передавался к орудиям, которые его повторяли, и так же данные шли в центральный артиллерийский пост.

Итак, мы обнаружили противника, получили предварительные данные и началось… Ну да, все забегали, загорланили, началась процедура наводки на цель.

Всем, в общем-то, известно, что орудия надо наводить не на корабль противника, а в некую гипотетическую точку, в которой он окажется через то время, которое понадобится снарядам, чтобы долететь. И тогда все будет красиво с нашей точки зрения и совершенно отвратно с точки зрения противника.

В Центральном артиллерийском посту (ЦАП) для этого существовал механический вычислитель, который назывался адмиралтейским циферблатом управления огнем, на который передавались все данные из КДП.








Основная проблема, которую решал этот вычислитель, заключалась в том, чтобы определить, куда надо нацелить стволы орудий, чтобы снаряды корабля, движущегося со скоростью 25 узлов, легли в цель, движущуюся со скоростью 20 узлов в противоположном направлении.

Курс и скорость противника дает офицер-наблюдатель, курс и скорость своего корабля вводятся автоматически.

Но тут начинается самое интересное. Поправки. Для того чтобы снаряд реально полетел туда, куда нужно, помимо скоростей кораблей и направлений, нужно учесть еще вот что:

— учесть высоту орудия над ватерлинией;
— учесть износ стволов после каждого выстрела, так как он влияет на начальную скорость снарядов;
— учесть поправку, которая обеспечит сведение всех стволов в одной точке прицеливания;
— учесть направление и силу ветра;
— учесть возможное изменение атмосферного давления;
— учесть деривацию, то есть отклонение снаряда под воздействием собственного вращения;
— учесть разный вес снарядов, температуру заряда и снаряда.

Существует такое понятие, как «предварительная подготовка». Она состоит из двух частей: баллистической подготовки и метеорологической.

В баллистическую подготовку входят:
— вычисление поправки на износ ствола орудия;
— определение температуры в погребах и вычисление поправок на отступление температуры зарядов и снарядов от нормальной (+15С);
— рассортировка снарядов по весу;
— согласование приборов и прицелов.

Все эти мероприятия направлены на минимизацию разнобоя орудий, когда стрельба из орудий по одним данным средние траектории полета снарядов проходят на разных дальностях.

Соответственно, для минимизации разнобоя орудий необходимо согласовывать прицелы, производить стрельбы подобранными по весу снарядами и зарядами из одной партии, рассчитывать поправки для износа стволов орудий.

В метеорологическую подготовку входят:
— ветер;
— отступление плотности воздуха от нормальной.

Таким образом, на основании данных по подготовкам формируется «Поправка дня», в которую входят:
— поправка на износ орудия;
— поправка на отступление температуры заряда от нормальной;
— поправка на отступление плотности воздуха от нормальной;
— поправка на отступление массы снарядов.

Поправка дня рассчитывается каждые два часа для разных дальностей полета снаряда.

Итак, цель обнаружена. Определяется дальность до цели, ее скорость и угол положения по отношению к нашему кораблю, так называемый курсовой угол.


Если ознакомиться с нашим «Учебником палубного комендора» о 177 страницах, изданным в 1947 году, то к своему удивлению можно прочитать, что все эти параметры определялись на глаз. Скорость – по буруну в зависимости от класса корабля, который тоже определялся по справочнику визуально, курсовой угол с помощью бинокля с сеткой.

Очень так все точно, не правда ли?

И вот когда вся эта информация готова, она вводится в «циферблат» и на выходе прибор дает всего две цифры. Первая — уточненная дистанция до противника, пересчитанная на угол возвышения орудия. Вторая — отклонение. Обе величины передаются к каждому орудию и расчет наводит орудие в соответствии с этими данными.

В КДП и ЦАП находятся лампочки «орудия готовы». Когда орудие заряжено и готово к выстрелу, лампа загорается. Когда в ЦАП загораются все лампочки, оператор нажимает кнопку артиллерийского гонга, который звучит в КДП и у орудий. После этого вертикальный наводчик КДП, который удерживает КДП наведенным на цель, нажимает свою гашетку.


Снаряды полетели.

Далее снова вступают в дело наблюдатели, которые должны по всплескам вокруг корабля противника определить, как упали снаряды, с недолетом или перелетом. Либо, если произошло накрытие, то какое.

Следует очередная корректировка, изменение прицельных данных и снова все повторяется. До полного уничтожения противника или еще каких-либо событий, например, просто окончания боя или наступления ночи.

Если честно, то удивляет одно: как с механическими калькуляторами, которые грозно назывались вычислителями, приборами получения данных типа «бинокль» и «дальномер» моряки двух мировых войн вообще умудрялись куда-то попадать…

Но факт – попадали…
97 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +34
    1 марта 2020 06:07
    «Бисмарк», «Хууд», «Шарнхорст» — список кораблей, потопленных без весомого участия авиации

    "Бисмарк" из этого списка можно смело вычеркнуть.
    Во-первых, английские торпедоносцы несколькими попаданиями торпед сумели повредить его рулевой механизм и заклинить рули. Не случись это, судьба корабля сложилась бы иначе.
    Во-вторых, после того, как был прекращён артиллерийский огонь, по всё ещё остававшемуся на плаву "Бисмарку" выпускались торпеды с короткой дистанции, все попали.
    В третьих, как доказала экспедиция Р. Балларда, на линкоре были открыты кингстоны. Приказ открыть их поступил уже после того, как был прекращён артиллерийских огонь с английских линкоров.

    Таким образом, четыре английских корабля, стрелявшие по "Бисмарку", и выпустившие в совокупности около 2 800 снарядов, потопить германский линейный корабль чисто артиллерийским огнём не смогли.
    1. -11
      1 марта 2020 07:28
      чего ж они кингстоны то тогда открыли ? да потому что все равно проиграли сражение в пух и прах
      1. +16
        1 марта 2020 08:18
        Цитата: тлауикол
        чего ж они кингстоны то тогда открыли ? да потому что все равно проиграли сражение в пух и прах

        Да, проиграли, потому и уходили, а вот "торпеда" с самолета ему это не дала сделать... А на счет кингстонов. Ну есть такая традиция в их военном флоте, не отдавать на поругание противника свои искалеченные корабли и не допустить на них подъема вражеского флага. Посмотрите по их истории. Ведь не зря же они так оценили гибель нашего "Варяга", что даже песню сочинили, которую мы до сих пор поем, когда "велика Россия, а отступать не куда..."
        1. -4
          1 марта 2020 08:51
          т.е. корабль погибал ? англичане его уничтожили !
          я не умаляю храбрость немцев, но Тирпиц и без кингстонов шел на дно...да еще и взрыв кормовых погребов в 10.36.

          так что смогли англичане еще как
          1. +3
            1 марта 2020 12:24
            Цитата: тлауикол
            так что смогли англичане еще как

            Могли...
          2. +7
            1 марта 2020 15:06
            А команда "Тирпица" об этом бое знала вообще?
        2. -1
          6 марта 2020 09:00
          Песня австрийская, ничего кроме глумления над бессмысленной гибелью не содержит. Но наши сарказма не поняли. А вообще Цусима начинается именно с "Варяга".
          1. 0
            7 марта 2020 17:21
            Может я читал не верный перевод? Когда это гибель в бою вызывала желание поглумиться?
    2. BAI
      +2
      1 марта 2020 20:49
      А вот "Худ" надо было включить.
  2. +11
    1 марта 2020 06:20
    «Глориес», «Бисмарк», «Хууд», «Шарнхорст» — список кораблей, потопленных без весомого участия авиации, можно продолжать довольно долго. Топили, и топили довольно успешно.
    "Бисмарк" из этого списка все же надо убрать, авиация, в его потопление внесла очень весомый вклад...
    1. +15
      1 марта 2020 06:23
      Именно.
      А французский " Bretagne", наоборот, включить. Его англичане потопили артиллерийским огнём.
      Да и по японским кораблям наверняка мужики позже смогут дополнить список.
    2. +9
      1 марта 2020 07:26
      Полностью согласен.
      В 17:40 «Шеффилд» обнаружил «Бисмарк» и начал его преследование, повторный налет 15 торпедоносцев в 20:47 принес свои плоды, английские летчики добились двух или трех попадании в линкор, при этом одно из них стало решающим, торпеда попала в кормовую часть судна и повредила рулевые механизмы. «Бисмарк» потерял возможность маневрировать и стал описывать циркуляции, попытки команды восстановить управляемость судна не принесли успеха.
      (с) ВО за 2011г.
      Есть такой термин "золотая пуля", так вот эта торпеда, сброшенная с допотопной этажерки и оказалась "золотой", после этого осталось только добить "бегемота".
  3. +11
    1 марта 2020 07:28
    Роману большое спасибо за отличную подборку фотоматериалов. hi
    1. +2
      1 марта 2020 23:56
      Так то так, вот только фото горящего Адм. граф Шпее как то не в тему. Не находите?
      1. +1
        2 марта 2020 12:37
        Скорее всего да, но я к этой фотографии настолько привык, что уже не обращаю на неё внимания. smile
  4. +14
    1 марта 2020 08:15
    Спасибо автору, вспомнилось...
    Будучи школьником, мне попалась книга Зиновия Перля "Рассказы о боевых кораблях", по моему 1956 года, сейчас ее можно найти в pdf формате. Она меня поразила своей информативностью в плане описание устройства кораблей.
    В частности, с хорошими иллюстрациями и подробно были описано принципы работы артиллерии главного калибра, постов центральной новодки.
    1. +1
      1 марта 2020 13:00
      Спасибо за наводку!
  5. Комментарий был удален.
  6. +8
    1 марта 2020 09:19
    Скорость – по буруну в зависимости от класса корабля, который тоже определялся по справочнику визуально, курсовой угол с помощью бинокля с сеткой.

    Для противодействия определению скорости по буруну, применялась спец окраска кораблей. Где буруны были уже нарисованы, да вдобавок, на носу и на корме. Да заодно и силуэт корабля рисовали меньше размерами.


    Да и попробуй распознать бурун на деформирующем камуфляже.
  7. +7
    1 марта 2020 09:41
    Ну основным методом всё таки была пристрелка. "На глаз" параметры движения цели определялись только для первого залпа... соответственно истинные параметры движения цели так же вычислялись. А "калькуляторы" хоть и не были электронными были весьма точны.
  8. +1
    1 марта 2020 09:50
    самое интересное, что Бисмарк, лишившись своего дальномерного поста после перестрелки с крейсером , сразу разучился попадать в противника
    1. +4
      1 марта 2020 15:58
      Да,есть такой момент.НО! Фактически "Бисмарк" был обречен после торпеды в корму.
      Но решающим оказалось попадание торпеды в борт под рулевым отделением перед осью левого руля. Рули в этот момент были переложены на левый борт для маневра уклонения. Взрыв проделал большую дыру в обшивке и тяжело повредил левое соединение оси руля с рулевой машиной, так что его невозможно было разъединить, и оба руля оказались заклиненными в положении 12° на левый борт, а оба рулевых отделения затоплены. Люди из этих отсеков были быстро эвакуированы, и двери в защищающей рулевое управление броневой палубе закрыты. Но через поврежденные переговорные трубы вода стала поступать на главную палубу. Для ее откачки запустили помпу, которая вскоре прекратила работу в результате неисправности. Пока проводился ремонт, соленая вода проникла в электромотор помпы и вывела ее из строя. Пустые цистерны с правого борта в районе попадания были ранее затоплены для выправления крена и дифферента от полученных 24 мая повреждений, что увеличило размер затоплений и усилило сотрясение от взрыва. Вызванное именно этим попаданием сотрясение 150-мм броневой коробки, защищавшей рулевое отделение и имевшей весьма жесткую конструкцию по сравнению с окружавшим ее корпусом, привело к тому, что по корме пошли трещины. Последние также относят на счет недостаточно прочной конструкции соединения корпуса в кормовой части, построенной как отдельный модуль, прикрепленный к остальной части корабля болтами и сваркой.

      Тем временем экипаж линкора отчаянно пытался восстановить управление кораблем. Правый руль удалось отсоединить от рулевого привода и разблокировать, но с левым ничего не удавалось сделать. Несколько водолазов пытались проникнуть в рулевое отделение, однако из-за большой пробоины очень сильное движение воды в левом рулевом отделении делало любые работы невозможными, и водолазов вытащили из отсека в полном изнеможении. Вскоре после этого Линдеманн и старший механик Леман обсудили возможные меры по восстановлению управления. Оба пришли к согласию, что состояние моря не позволяет использовать водолазов для наружных работ. Предложение отсоединить заклиненные рули динамитными зарядами было отклонено Лютьенсом под тем предлогом, что это могло повредить винты. Впрочем, Лютьенс, видимо, уже смирился с участью корабля, поскольку в 21:40 он радировал, что экипаж будет драться до последнего снаряда.

      В это время внешние отделения отсека III с левого борта медленно затапливались через повреждения в главной поперечной переборке между отсеками II и III, кабельную магистраль и небольшие разрывы во внешней обшивке. Вода стала проникать в коридоры левого вала, что наряду с затоплениями от второго торпедного попадания в отсеке VII вызвало крен на левый борт. Чтобы хоть как-то держать курс, кораблю пришлось существенно снизить скорость, а сильное волнение вместо юго-восточного стало сбивать линкор на неблагоприятный для него северо-западный курс, приближавший его к кораблям Тови. Линдеман попытался вернуть "Bismarck" на прежний курс за счет подбора различной скорости вращения винтов правого и левого борта. Команды механикам шли одна задругой, и для их быстрого выполнения были проигнорированы некоторые меры безопасности. Корабль удалось повернуть с северо-западного курса, но лишь для того, чтобы сделать еще один круг, после чего сильный ветер и волны развернули линкор в прежнем направлении. Вскоре после полуночи все попытки восстановить рулевое управление были прекращены. Аварийная партия укрепила переборку между 11 и 111 отсеками и заделала поврежденную переговорную трубу.

      "Bismarck" следовал примерно северо-западным курсом со скоростью около 7 узлов и легким креном на левый борт. Левый руль был по прежнему заклинен, и корабль кое-как держался на задаваемом ветром и волнением курсе одними винтами. Около 6:00 Линдеман попытался увеличить скорость до 12 узлов, но курс корабля стал столь непредсказуемым, что пришлось распорядиться об остановке машин. Вероятно, Линдеман не видел большой разницы в том, дрейфовать ли с остановленными винтами или медленно тащиться в нежелательном направлении, поэтому приказа на запуск турбин не последовало примерно до 7:00, когда их запустили на малый вперед, поскольку механики высказались о нежелательности их длительной остановк

      Так что что с исправным КДП,что без его "Бисмарк" не мог оставаться на прямом курсе,что бы организовать внятное управление стрельбой. Даже после потери КДП в начале расстрела каждая башня имела свой дальномерный пост и могла вести огонь автономно. Но из-за постоянных рысканий по курсу в силу неисправности рулевого управления стрельба была НЕВОЗМОЖНА.
      "Бисмарк" погубила "золотая" торпеда smile yes hi
  9. Отличная информативная статья! Большой плюс автору!
  10. +15
    1 марта 2020 10:40
    Боевые корабли. Кто и как стрелял?
    При всем старании автора, как кто стрелял из статьи понять достаточно сложно.
    В Центральном артиллерийском посту (ЦАП) для этого существовал механический вычислитель, который назывался адмиралтейскии циферблатли управления огнем, на который передавались все данные из КДП.
    " Адмиралтейскии циферблатли" - это, судя по всему, особо засекреченный прибор, о котором известно только автору, так как даже в самых специальных книжках сие устройство не встречается.
    На самом деле этот механический вычислитель называется счетно-решающий прибор (СРП). Это мозг системы управления огнем (СУО) корабля.
    СУО - это автоматизированная система, объединяющая комплекс приборов и технических средств, которые обеспечивает поиск, обнаружение и опознавание целей, подготовку к стрельбе, наведение и решение задачи поражения цели.
    На фото 12 и 13 СРП Tipe 94 управления стрельбой 140 мм орудий японского линкора Нагато.
    На фото 14 - прибор, который по японски называется сокутекибан. Это визир, которым оборудован визирный пост того-же линкора, предназначенный для слежения за курсам и скоростью цели.
    СРП главного калибра этого линкора, Shagekiban Tipe 94, выглядит немного по другому.
    1. +18
      1 марта 2020 11:01
      Раз уж автор выбрал фото СРП японских кораблей, попробую внятно изложить на их примере, как они стреляли. Для этого воспользуемся схемой СУО японского тяжелого крейсера Фурутака. Она идентична СУО большинства японских кораблей периода Второй мировой войны.

      Кружочки с цифрами, это обозначение "самых крепких желудком на корабле" - тех, кто готовит данные для стрельбы.
      Состав: три 6-метровых дальномера типа 14, два (главный в носу, вспомогательный в корме) директора типа 94, устройство слежения за целью типа 92 (визир) и вычислительный прибор типа 92.
      Начнем с КДП.
      Офицер (1) следит за целью с помощью 12-см бинокулярного корректировочного визира (А) и управляет стрельбой орудий; горизонтальный (2) и вертикальный (3) наводчики следят за целью через 12-см визиры (В и С) и с помощью штурвалов (F) и (Е) придают башне директора нужный угол поворота (выдавая измеренные пеленги Т и В) и возвышения (пределы от -12 до +45°); стабилизаторщик (5), используя 4,5-см визир (D), с помощью штурвала (G) обеспечивает коррекцию углов вертикальной (ВН) и горизонтальной (ГН) наводки с учетом бортовой и килевой качки корабля; установщик дистанции и отклонения (6) следит за боковым отклонением (Dt) и дополнительным возвышением (Q), которые передаются от вычислительного прибора и отрабатывает их с помощью штурвалов (Н) и (J) соответственно. С помощью штурвала (Н) слежения за дистанцией дополнительный угол возвышения (Q) через дифференциальный редуктор добавляется к углу, определенному вертикальным наводчиком, корректируется стабилизаторщиком, давая ПУВН, передаваемый в башни. С помощью штурвала (J) боковое отклонение аналогично передается и добавляется к пеленгу, установленному горизонтальным наводчиком, и после корректировки стабилизаторщиком (дифферент и параллакс) в виде ПУГН передается в башни.
      Визирный пост.
      Оператор (1) следит за курсом своего корабля по компасу (циферблат А); оператор (2) следит за изменением пеленга на цель (циферблат В); горизонтальный наводчик (3) разворачивает прибор за целью, следя за ней через 12-визир те (С); оператор (4) следит за отклонением цели по инклинометру (D); оператор (5) определяет длину цели; (6) следит за углом отклонения (циферблат Е); (7) следит за настоящей дистанцией (F); (8) передает скорость цели (TS) и ее курс (ТС) на вычислительный прибор; G, Н, J, К, L - циферблаты цепи, своего корабля, разницы дистанции, компонента длины цели, компонента горизонта цели; М - хронометр.
      Ну и СРП, который находится под броней.
      (1) офицер, управляющий огнем; оператор (2) ввода дистанции и пеленга на цель (рукоятки L и К); оператор (3) настоящей дистанции (рукоятка и циферблат J) и скорости изменения дистанции (рукоятка и циферблат Н), который подгоняет дистанцию, получаемую от офицера (по данным оператора 8), и скорость ее изменения (по кривой дистанции L); оператор (4) передает будущее значение дистанции, используя рукоятки и циферблаты коррекции дистанции (G) и (F); оператор (5) устанавливает начальный пеленг (В), получаемый от директора (рукоятка и циферблат Е), вводит коррекцию общего отклонения пеленга с помощью рукоятки и циферблата (С) и коррекцию по собственной скорости, скорости и отклонения цели (оба значения поступают с визира), скорости ветра и т.д. с помощью рукоятки и циферблата поправки (D); (6) следит за курсом по компасу (картушка и рукоятка В); (7) следит за скоростью изменения пеленга по кривой (К) с помощью рукоятки и циферблата (А); (8) усредняет дистанцию (R). получаемую с трех 6-метровых дальномеров, обеспечивая поступление данных на график дистанции (L) через офицера из усредняющей дистанцию части прибора (М). Вычислительный прибор передает подсчитанные значения бокового отклонения (Dt) и дополнительное возвышение (Q) в директор для дифференциального (в зависимости от расположения башен) прибавления этих значений к измеренным углам ВН и ГН. N, О, Р - циферблаты цели, собственной скорости и скорости ветра.
      1. +11
        1 марта 2020 11:14

        КДП (директор) типа Mk38 линкоров типа "Норт Кэролайн".
        1. +12
          1 марта 2020 11:21

          Так выглядела боевая работа на КДП.
          1. +3
            1 марта 2020 11:35
            Ну, Вик Николаич, Вы даёте! Великолепно! good А Вы на "Микаса" побывали во время своих поездок в Японию? Я по "Авроре" полазил, слава богу, до её "реставрации". hi
            1. +4
              1 марта 2020 11:48
              Нет, не побывал. Все же Япония с севера на юг почти 3000 км, поэтому даже при их транспорте везде не успеешь.
              1. +3
                1 марта 2020 11:53
                Жаль, я подумал, что у Вас могут быть собственные фотоснимки корабля. request
                1. +4
                  1 марта 2020 12:00
                  Вот чего нет, того нет. У меня с японских командировок вообще фотографий нет. Эпоха цифровых фотоаппаратов тогда еще не наступила.
                2. +4
                  1 марта 2020 12:40
                  А что Вас конкретно интересует на Микасе?
                  1. +3
                    1 марта 2020 13:19
                    Конкретно -- всё, что не попадает в периодические издания, вплоть до гальюна.
                    1. +1
                      1 марта 2020 15:42
                      вплоть до гальюна.
                      Адмиральский гальюн Вас устроит?
                      1. +3
                        1 марта 2020 21:50
                        Главное, чтобы он устроил адмирала. laughing
                    2. +8
                      1 марта 2020 17:28

                      Общий вид
                      Всего у меня более 300 фото.
                      Выложу некоторые
                      1. +7
                        1 марта 2020 17:30




                        Носовой барбет Микасы
                      2. +5
                        1 марта 2020 17:36


                        Офицерский коридор:


                        Кают-компания


                      3. +4
                        1 марта 2020 17:38
                        Каюты капитана



                      4. +4
                        1 марта 2020 17:42
                        Гальюн капитана

                        Буфетная кают-компании


                        Кормовой салон адмирала


                      5. +5
                        1 марта 2020 17:48
                        Кормовой салон и балкон








                        Доски палубы со следами русских снарядов

                      6. +3
                        1 марта 2020 17:54
                        Музей в батарейной палубе (каземате 6-д орудий)



                        Электромеханическая схема Цусимы


                        Цусимские трофеи


                        Китель капитана
                      7. +3
                        1 марта 2020 18:00
                        В отличии от адм Рожественского, засевшего в боевой рубке, адм Того весь бой стоял на открытом мостике



                        Пластинки на мостике с именами - кто где стоял в Цусиме



                        Ходовая рубка
                      8. +3
                        1 марта 2020 18:10
                        Штурманская рубка


                        Ходовая рубка и трап на верхний мостик


                        Боевая рубка


                      9. +4
                        1 марта 2020 18:16


                        Верхняя палуба с противоминными 75-мм пушками


                        Табличка там, где на корабль вошел пленный Небогатов


                        Диорама у подлинного орудия в каземате


                        Участок подлинной палубы
                      10. +4
                        1 марта 2020 18:19
                        Радиорубка


                        Щит с русского крейсера "Баян"




                        Белый снаряд - с Ямато


                        Напитки в музейном магазине


                        Ну вот как-то так.
                      11. +5
                        1 марта 2020 22:02
                        Ну, Дружище, слов нет, порадовали! Спасибо огромное! Ничего подобного раньше не видел, только общий вид корабля. А электромеханическая схема Цусимы просто наповал сразила. good
                      12. +1
                        2 марта 2020 01:02
                        Ну, Дружище, слов нет, порадовали! Спасибо огромное! Ничего подобного раньше не видел, только общий вид корабля
                        Так зайдите на сайт музея https://www.kinenkan-mikasa.or.jp/en/index.html и смотрите себе на здоровье.
                      13. +2
                        2 марта 2020 12:39
                        Так на сайт надо заходить, а до того искать адрес, а тут всё сразу и с "доставкой на дом". smile
                      14. +5
                        2 марта 2020 18:33
                        Все фото - мои собственные. Сделаны собственноручно в музее, а не взяты с какого-то сайта )))
                      15. +1
                        2 марта 2020 22:57
                        Это тем более ценно, потому и спрашивал, в надежде увидеть то, чего нету в сети. Увидел, спасибо Вам. )))
                      16. -1
                        2 марта 2020 07:13
                        Цитата: Яицкий казак
                        Кормовой салон адмирала

                        Прикольно. Адмирал мог вечерком и гусей погонять. belay
                      17. 0
                        1 марта 2020 18:00
                        Доброго времени суток hi Простите не в тему, фамилия Ваша знакома, Вы случайно не со среднего Дона родом?
          2. +4
            1 марта 2020 16:35

            Главный вычислительный пост линкора "Бисмарк"

            Пост наблюдения за падением снарядов "Бисмарка"
            Для управления огнем главного и среднего калибров служила система образца 1935 г., аналогичная устанавливавшейся на линкорах типа "Scharnhorst" и тяжелых крейсерах типа "Admiral Hipper". В ее состав входили три командно-дальномерных поста (КДП) управления огнем по надводным целям, носовой и кормовой вычислительные посты и башенные дальномеры. Первый КДП занимал заднюю половину боевой рубки на уровне ходового мостика, второй размещался на передней баш неподобной надстройке, третий — на кормовой боевой рубке. Основным являлся пост на башенноподобной надстройке — он был самым высокорасположенным (31 м над уровнем моря), и в нем по боевому расписанию находился старший артиллерийский офицер. Передний пост оснащался стереоскопическим дальномером с базой 7 м, остальные — 10,5-м дальномерами.

            Все посты стабилизировались в трех плоскостях (на "Scharnhorst" и "Gneisenau" — только в двух) при помощи гироскопов, возникающие рассогласования компенсировались вертикальным и горизонтальным наводчиками. Каждый из двух носовых постов оснащался тремя визирами центральной наводки ZG (Zielgerat) C/38S с перископами под колпаками на бронированных крышах. Один визир размешался в диаметральной плоскости, два других — по правому и левому борту. Задний пост был оснащен только двумя визирами, расположенными побортно. Сектор обзора оптических приборов был совсем небольшим — не более 15°.

            Данные о дистанции (вычислялись средние поданным всех дальномеров или брались показания радара), направлении на цель и ее курсовом угле сообщались на главный вычислительный пост, размещенный на средней платформе под броневой палубой в отсеке XV.


            Аналогичный пост сзади в отсеке VII служил резервным и имел то же оборудование, за исключением вычислителя для стрельбы по береговым целям. Приборы носового поста позволяли производить расчеты отдельно для нижнего и верхнего КДП. что при желании позволяло вести раздельный огонь по разным целям. Оборудование постов включало все необходимые вычислители для управления стрельбой как главного калибра, так и средней артиллерии. Геометрический вычислитель выдавал дистанцию, курс и скорость цели. Баллистический вычислитель использовал эти данные плюс дистанцию и курс своего корабля, износ стволов, ветер и т.д. для определения углов наведения и возвышения орудий. Далее вносились поправки на продольную и поперечную качку корабля. Вертикальная наводка орудий могла быть подключена к системе дистанционного управления, связанной с СУАО. В смежных с вычислительными постами помещениях находились распределительные щиты, усилители и другое оборудование управления огнем. Для корректировки данных по стрельбе с учетом качки имелись два помещения с гироскопами: переднее размещалось по левому борту на нижней платформе в отсеке XV, заднее — по правому борту на средней платформе в отсеке VIII.
      2. +3
        1 марта 2020 11:50
        В. Н, спасибо за Ваши информационные дополнения.
        К сожалению у нас маловато серьезных вдумчивых авторов и поэтому очень выручает В. Н.
    2. +2
      1 марта 2020 14:13
      Опять какой то клоун минусует втихаря. А пояснить свою минускакашку как то способен?
      1. +2
        1 марта 2020 15:24
        Цитата: Undecim
        Опять какой то клоун минусует втихаря. А пояснить свою минускакашку как то способен?

        А зачем!!!? Сейчас ВикНик, Вам ещё и бан влепят!!! Придумают повод и влепят! Нечего «хвост поднимать», «хвостом необходимо предано дергать влево-вправо, влево-вправо»!!!!
        С уважением, дополнения и вправду прекрасные и Главное в тему!!!
  11. +1
    1 марта 2020 11:46
    Цитата: Товарищ
    "Бисмарк" из этого списка можно смело вычеркнуть

    А так же одной из причин,причем основополагающей,банально, израсходован боезапас и выход из строя большей части универсальных орудий с расчетами,что привело к невозможности эффективной ПВО
  12. +8
    1 марта 2020 12:17
    Маленькое дополнение: на некоторых кораблях после нажатия гашетки снаряды летели не сразу, а когда у корабля становился нулевой крен (для компенсации качки).
  13. +3
    1 марта 2020 14:21
    Цитата: Товарищ
    В третьих, как доказала экспедиция Р. Балларда, на линкоре были открыты кингстоны. Приказ открыть их поступил уже после того, как был прекращён артиллерийских огонь с английских линкоров.

    Можно фотографии открытых кингстонов? :)

    Из допроса Герхарда Юнака известно, что Ганс Оэльс отдал приказ подорвать водозаборники конденсаторов, но прямых подтверждений, что это было сделано нет. Напротив, есть показания Й. Штаца, находившегося в ЦП, в которых говорится, что по данным светового табло состояния отсеков корабля в машинных и котельных отделениях проблем не было.
  14. +2
    1 марта 2020 14:27
    Цитата: тлауикол
    самое интересное, что Бисмарк, лишившись своего дальномерного поста после перестрелки с крейсером , сразу разучился попадать в противника

    После потери главного ПУАО оставалось ещё два, но проблема была в том, что Автомат стрельбы некорректно работает на переменных курсах и предсказать местоположение противника весьма затруднительно.
    1. 0
      1 марта 2020 15:34
      Англичанам перемена курса не мешала.
    2. 0
      1 марта 2020 19:24
      Цитата: Macsen_Wledig
      Автомат стрельбы некорректно работает на переменных курсах и предсказать местоположение противника весьма затруднительно.

      "Bismarck" в 9:10 перевел управление огнем кормовыми башнями на кормовой артиллерийский пост под командованием четвертого артиллерийского офицера капитан-лейтенанта Буркхардафон Мюлленхайм-Рехбсрга (Барон фон Мюлленхайм-Рехберг оказался старшим по званию из спасшихся с линкора, и его мемуары являются основным источником информации о происходившем на корабле в последнем бою). Он выбрал в качестве цели находившийся примерно в 11 000 м по левому борту "King George V", который был хорошо виден. "Rodney" в это время был, по всей видимости, вне угла обстрела кормовых башен, тем более что как раз в это время "Bismarck" довернул носом на запад. Все повороты немецкого корабля в бою были следствием его неспособности держать прямой курс, а не продуманными действиями его командира. "Bismarck" выпустил 4 безрезультатных залпа кормовыми башнями, пока в 9:13 356-мм снаряд не попал во вращающуюся часть кормового КДП, выведя его из строя. По английским данным, дистанция до"King George V" в этот момент составляла 11500 м. Кормовые башни перешли на огонь под локальным управлением.

      Из всего описания боя видно, что изначально "Бисмарк" имел проблемы с управлением и удержанием на курсе, что негативно влияло на общее управление стрельбой. А это следствие торпедного попадания в корму и выход из строя рулей.
  15. +2
    1 марта 2020 14:31
    Цитата: seacap
    А так же одной из причин,причем основополагающей,банально, израсходован боезапас

    Древняя легенда, которая легко опровергается.
  16. +3
    1 марта 2020 15:55
    Цитата: тлауикол
    Англичанам перемена курса не мешала.

    Мешала. иначе откуда бы взялся такой расход снарядов ГК, породивший легенду о неимоверной живучести "Бисмарка".
    1. +2
      1 марта 2020 16:40
      За время боя "Rodney" выпустил 380 406-мм и 716 152-мм снарядов, "King George V" — 339 356-мм и 660 133-мм, тяжелые крейсера "Dorsetshire" и "Norfolk" соответственно 254 и 527 203-мм снарядов.
    2. +1
      1 марта 2020 17:12
      Они стабильно попадали, им больше дым и столбы воды мешали. Бисмарк без дальномера не смог ничего
  17. -4
    1 марта 2020 16:51
    одно дите рассказывает другим дитятям.
  18. +2
    1 марта 2020 16:59
    Цитата: рюрикович
    ZG (Zielgerat) C/38S

    Тут у С.П./А.М. (не знаю кто писал этот раздел) ошибочка: визир центральной наводки назывался Zielgeber.
    1. Комментарий был удален.
    2. +1
      1 марта 2020 19:26
      Macsen_Wledig Тут у С.П./А.М. (не знаю кто писал этот раздел) ошибочка: визир центральной наводки назывался Zielgeber.
      Информация взята со справочного ресурса по немецкому флоту. В конце список литературы
      http://seawarpeace.ru/deutsch/schlachtschiff/01_main/30_bismark.html
  19. +3
    1 марта 2020 17:04
    Цитата: Ищущий
    одно дите рассказывает другим дитятям.

    Век живи - век учись, всё равно дураком помрёшь... (с) :))))
  20. +1
    1 марта 2020 17:28
    Цитата: тлауикол
    Они стабильно попадали, им больше дым и столбы воды мешали.

    Это когда британцы поближе подошли...

    Цитата: тлауикол
    Бисмарк без дальномера не смог ничего

    Совсем ничего "Бисмарк" перестал мочь после того, как были выведены из строя ноcовой (при попадании в боевую рубку) и кормовой (снесло купол дальномера и головки обоих визиров) ПУАО...
    А до этого момента Кардинал управлял огнём ПМК, а барон Мюлленхайм-Рехберг вполне успешно пристреливался по "КД5".
    После выхода из строя основных ПУАО в теории можно было продолжать управлять огнём из средних башен ПМК, но никаких источников подтвердающих этот факт нет.
    К тому же башни ГК совсем не надолго пережили ПУАО, чтобы говорить о результативном огне на самоуправлении...
    1. 0
      1 марта 2020 17:41
      факт в том, что англичане выводили один за другим ПУАО попадая в Бисмарк как в тире. Просто так что ли он терял их и артиллерию ? А немец не попадал вообще после вывода из строя главного дальномерного поста. Ну стрелял в белый свет, пока пушки не выбили, а толку ?
  21. +3
    1 марта 2020 17:49
    Цитата: тлауикол
    А немец не попадал вообще после вывода из строя главного дальномерного поста. Ну стрелял в белый свет, пока пушки не выбили, а толку ?

    Так он и ДО вывода главного ПУАО "Бисмарк" никуда не попал: одно результативное накрытие (ок. 0853) "Роднея" да осколок залетевший в ПУАЗО - это всё...
    1. +1
      1 марта 2020 18:00
      Зато за несколько дней до этого потопил Хууд, и накрыл Принца Уэльского.
      1. +2
        1 марта 2020 23:31
        Насколько я помню Уэльский тоже накрыл Бисмарка с третьего залпа. Дырку сделал. Топливо слил. Что негативно отразилось на всей операции немцев
  22. 0
    1 марта 2020 18:13
    Цитата: Коте пане Коханка
    Зато за несколько дней до этого потопил Хууд, и накрыл Принца Уэльского.

    Так в бою 24 мая на корабле всё, задействованное на нужды СУАО, функционировало исправно...
    В этом-то и разница.
  23. 0
    1 марта 2020 19:27
    Цитата: рюрикович
    http://seawarpeace.ru/deutsch/schlachtschiff/01_main/30_bismark.html

    Цитата по Малов А. А., Патянин С. В. - Линкоры "Бисмарк" и "Тирпиц". Яуза/Арсенал-коллекция., М. 2005.
    Или её переизданий 2008-го/2013 годов...
  24. -1
    1 марта 2020 19:57
    А позвол ьте полюбопытствовать у просвещенного общества: может быть хоть кто нибудь знает конкретно как производилась стрельба на качке от морского волнения и кренам от отдачи собственных орудий? Вот в одной из цитать сказано
    Далее вносились поправки на продольную и поперечную качку корабля. ..
    Для корректировки данных по стрельбе с учетом качки имелись два помещения с гироскопами

    Вопрос собственно в том как именно производилась стрельбы при помощи гироскопов? И второй вопрос: когда именно для стрельбы при качке стали использовать гироскопы? С какого года и на каком корабле впервые применены гироскопы для стрельбы? И на каких русских кораблях они были поставлены впервые?
    1. 0
      2 марта 2020 05:19
      Были сведения по книгам, что такие устройства ставили еще на ЭМ "новики" уже в ПМВ. Документов не видел.
  25. +2
    1 марта 2020 20:30
    Цитата: geniy
    А позвол ьте полюбопытствовать у просвещенного общества: может быть хоть кто нибудь знает конкретно как производилась стрельба на качке от морского волнения и кренам от отдачи собственных орудий?

    При помощи гировертикали, которая замыкала боевую цепь при прохождении крена через "ноль".

    Цитата: geniy
    И на каких русских кораблях они были поставлены впервые?

    На русских не гировертикали не использовали, а первую советскую гировертикаль "Шар" (честно потыренную у "Сперри") поставили в конце 20-х - начале 30-х на "Парижанку", "Октябрину" в составе обновлённой ПУС. На "Красный Кавказ" поставили оригинальную гировертикаль "Сперри".
    1. -1
      1 марта 2020 21:06
      При помощи гировертикали, которая замыкала боевую цепь при прохождении крена через "ноль".

      Значит вы хотите сказать, что ни один наводчик не нажимал кнопку стрельбы, а все происходило автоматически.
      А ка и кто нажимал кнопку стрельбы при прохождении нулевого крена когда не было гировертикалей?
      И если вы назвали советские корабли, то когда гировертикали появились на первых иностранных кораблях? И на каких именно?
      И кстати: если вы считаете, что до революции российские корабли стреляли без гировертикалей, то во сколько раз увеличилась точность стрельбы с их применением? Когда были проведены эксперименты со сравнением двух способов стрельбы?
    2. 0
      2 марта 2020 15:05
      Цитата: Macsen_Wledig
      На русских не гировертикали не использовали, а первую советскую гировертикаль "Шар" (честно потыренную у "Сперри") поставили в конце 20-х - начале 30-х на "Парижанку", "Октябрину" в составе обновлённой ПУС.

      Со "Сперри" не всё так однозначно - наши активно официально сотрудничали с этой компанией в деле производства отечественных гироскопов. Так что не честно потыренную, а воспроизведённую с технической помощью изготовителя. smile
      В списке иноконтрактов начала 30-х компания "Сперри" точно была... хотя кого там только не было - список читается как "перечень отраслевых лидеров мировой промышленности".
  26. BAI
    +2
    1 марта 2020 20:46
    Это когда ребята с «Уорспайта» попали в «Джулио Чезаре» с 13 миль. А это, простите, 24 километра. Для снаряда – расстояние с большой буквы.

    Элемент случайности никто не отменял.
    1. +2
      1 марта 2020 21:31
      Элемент случайности никто не отменял.

      случайность - невыясненная закономерность.
      У артиллеристов сплошная математика. У нас в полку был старлей, исключительно точно стрелял, никогда не расставался со справочниками для стрельбы из орудий. Старлеем был назначен командиром артдивизиона, обойдя заслуженных майоров.
      В городских боях, когда промах несколько метров нивелировал всё, умудрялся точно ложить мины и снаряды по боевикам. Некоторые в стадион попасть не могли ( пытались ночью уничтожить кочующий миномет,которые стрелял со стадиона), а он ....молодец вобщем.
      У моряков гораздо все сложнее, но тем не менее математика рулит.
  27. +2
    1 марта 2020 21:27
    Цитата: geniy
    Значит вы хотите сказать, что ни один наводчик не нажимал кнопку стрельбы, а все происходило автоматически.

    "Кнопку" (вообще-то педаль) нажимал офицер, управлявший огнём с главного ПУАО, а дальше всё происходило автоматически.

    На другие Ваши вопросы к сожалению ответить не смогу, так как история развития СУАО в мировом масштабе находится все круга моих интересов.
    1. -1
      1 марта 2020 21:59
      "Кнопку" (вообще-то педаль) Да хоть рычагом или тумблером можете это обозвать - сути вопроса это не меняет. Поэтому еще раз задаю вопрос.
      " нажимал офицер, управлявший огнём с главного ПУАО, а дальше всё происходило автоматически.

      Что именно происходило автоматически? То есть офицер отдавал приказ на открытие огня, но согласовывал ли он этот момент с креном корабля? И если это само-собой делал не офицер - то кто именно (или что - какое устройство) до второй мировой? И как именно отслеживался угол крена при стрельбе до "Парижской коммуны" и Октябрьской революции".?
      И поясните этот же вопрос для орудий среднего калибра - как артиллеристы СК ухитрялись наводить и стрелять при крене? Как они отслеживали нулевой угол крена?
  28. +2
    1 марта 2020 21:43
    Цитата: слава1974
    У моряков гораздо все сложнее, но тем не менее математика рулит.

    Математика несомненно рулит, но эллипс рассеивания никто не отменял и 5-6% попаданий на 100 кабельтовых - это "уровень - бог" для офицера, управляющего огнём.
  29. +2
    1 марта 2020 22:34
    Цитата: geniy
    Что именно происходило автоматически?

    При прохождении крена через "ноль" замыкалась боевая цепь стрельбы и происходил выстрел.

    Цитата: geniy
    То есть офицер отдавал приказ на открытие огня, но согласовывал ли он этот момент с креном корабля?

    Нет... Не согласовывал. Момент залпа "согласовывала" гировертикаль.

    Цитата: geniy
    И если это само-собой делал не офицер - то кто именно (или что - какое устройство) до второй мировой?

    Гировертикаль же...

    Цитата: geniy
    И как именно отслеживался угол крена при стрельбе до "Парижской коммуны" и Октябрьской революции".?

    В состав ПУС входила гировертикаль "Шар".

    Цитата: geniy
    И поясните этот же вопрос для орудий среднего калибра - как артиллеристы СК ухитрялись наводить и стрелять при крене? Как они отслеживали нулевой угол крена?

    На "поствашингтонских" кораблях ПУС ПМК представляли собой несколько упрощённый вариант ПУС ГК и управлялись сходным образом, у некоторых (у немцев, например) ПУС ПМК были интегрированы в ПУС ГК.
    1. -3
      1 марта 2020 23:46
      Macsen_Wledig Максим - вы по русски читать умеете? И при этом понимать суть заданных вопросов? Н
      Ну, хорошо, Удачно уклонились от ответа когда появились первые корабли с гировертикалью.
      Но ведь тогда этот вопрос автоматически переходит к кораблям созданным до Революции! Так вот если вы утверждаете, что гировертикаль на кораблях появилась только ПОСЛЕ революции, то как осуществлялась стрельба на ровном киле ДО РЕВОЛЮЦИИ? Кто конкретно и каким образом отслеживал момент нахождения корабля в положении на ровный киль? И передавалось ли это только в башни главного калибра ил в средний калибр тоже?
  30. -1
    2 марта 2020 07:05
    В восьмидесятые годы в ТОВВМУ еще был жив арифмоиетр для торпедной стрельбы, так мы на планшете задачки решали быстрее и точнее (конечно, для идеальных условий, без поправок). Рассказывали, что эти планшеты пришли к нам на Север вместе с лендлизовскими кораблями, и моряки потом долго думали - нафига это чудо. Вроде как до этого, подобные задачи решали на карте.
  31. +2
    2 марта 2020 11:23
    "Если ознакомиться с нашим «Учебником палубного комендора» о 177 страницах, изданным в 1947 году" - после этого статью в топку... Автор сравнивает попу с пальцем. Очередное дно...
  32. +1
    2 марта 2020 18:58
    Цитата: geniy
    Macsen_Wledig Максим - вы по русски читать умеете? И при этом понимать суть заданных вопросов? Н
    Ну, хорошо, Удачно уклонились от ответа когда появились первые корабли с гировертикалью.

    Камрад, я так понимаю, это у ВАС проблемы с русским языком и понимаем написанного.
    Я ведь ясно написал
    Цитата: Macsen_Wledig
    На другие Ваши вопросы к сожалению ответить не смогу, так как история развития СУАО в мировом масштабе находится все круга моих интересов.
    1. 0
      4 марта 2020 00:30
      "Вне круга моих интересов" это таким образом Macsen_Wledig Максим попытался соскочить с темы - ну точно так же как подпоручик из "Белого солнца пустыни" - "Да гранаты у него не той системы". Суть то вопроса в том, что Советские линкоры Октябрина и Парижанка построенные до революции первоначально использовали совсем другие приборы для стрельбы и показывали естественно другую меткость. И естественно что после установки новых приборов должны были проведены испытания для сравнения меткости того что было раньше с установленными новыми. Но автор той статьи видимо захотел скрыть результаты этих испытаний, и обмануть весь народ этим неупоминанием. Вероятно это до сих пор сильно засекречено. Но точно такая же ситуация и во всех остальных флотах мира - почему то спрятано от всех интересующихся корабельной историей когда и на каких кораблях впервые появились приборы новой системы и насколько они были лучше старых. Вот поэтому Macsen_Wledig Максим и не может ответить какие корабли в мире первыми получили новые приборы. И вовсе не только он один не сможет - а вообще никто из вас (и я тоже) хотя эта тема как раз находится в круге моих интересов) - не сможет ответить на этот вопрос. Это напоминает анекдот: лет двести назад когда никто не знал отчего происходит северное сияние учитель чтобы уличить ученика в том что он не учил урок, спросил его про северное сияние. Ученик тут же начал блеять что я дескать учил, но забыл. Учитель воскликнул: "О боже, один-единственный человек в мире знал такое севрное сияние, да и тот забыл!" Вот так и я тоже хочу воскликнуть: "О боже - один-единственный человек в мире мог бы рассказать какие корабли в мире получили приборы системы гировертикали - но и у того вне сферы его интересов". Я поясню в чем суть проблемы. Корабли испытывали качку всегда. Но никто не знает величины углов качки кораблей. Мне хотелось бы взять раскаленые щипцы и доброжелательно так спрашивать у каждого любителя истории: какова величина углов качки кораблей на морском волнении? Например в Цусимском сражении волны были от 5-7 баллов. Но даже в тихую погоду адмирал Макаров называл минимальную качку 3 градуса угла крена. А Крейсер Аврора в шторм испытывал качку до 40 градусов крена.
      Но кроме качки от волнения, корабли на самом деле кренятся даже просто во время поворотов. Тот же адмирал Макаров называл величину крена при умеренной скорости 8 градусов, хотя мне известно, что на большой скорости крен у некоторых кораблей до 13 градусов. Однако кроме этих двух факторов есть еще и третий. Дело в том, что если орудия корабля развернуть на один борт, то от их отдачи при выстреле возникает значительный крен. Величина его зависит разумеется от калибра орудий и от их числа. Так вот - в разные моменты времени все эти три фактора могут то взаимно складываться, то вычитаться друг из друга, и угол крена в каждый момент времени может быть самый разный и непредсказуемый.
      Но нас интересует - как же морские артиллеристы целились при такой качке до повления гировертикалей? И это вопрос ко всем участникам форума - что вы знаете об этом?Лично я уверен, что никто из вас ничего не знает и не понимает, а вопрос этот я задаю только чтобы наглядно показать бездну вашего незнания, и пробудить хотя бы у нескольких людей любопытство к этому вопросу.
      Так вот - как они целились? Тут надо пояснить, что угол зрения прицела был всего 7 градусов. И это общий, а если брать от центра прицела - то на сторону - всего 3,5 градуса. Это значит, что при крене чуть больше 3,5 градуса наводчик орудия вообще уже не видел вражеский корабль. А если бы кто нибудь из вас знал физику и помнил суть гармонических колебаний, то колеблющееся тело - корабль как бы замирает в крайних положениях максимального крена и потом стремительно проскакивает нейтральное положение. То есть наводчик смотря в прицел попеременно видит то небо, то воду у борта корабля, а мишень у него стремительно проскакивает. И я спрашиваю вас - а как они целились в таких условиях до появления гировертикалей? И причем Macsen_Wledig Максим умолчал, что кроме линкоров и больших крейсеров, существуют еще и эсминцы, которые тоже стреляют и качка у них сильнее, а гировертикалей не было.
  33. +1
    2 марта 2020 19:01
    Цитата: alsoclean
    Насколько я помню Уэльский тоже накрыл Бисмарка с третьего залпа. Дырку сделал. Топливо слил. Что негативно отразилось на всей операции немцев

    Шестым залпом в 0556...
    Последовательность попаданий доподлинно неизвестна.
  34. +1
    2 марта 2020 19:03
    Цитата: Alexey RA
    В списке иноконтрактов начала 30-х компания "Сперри" точно была...

    Поэтому и написал "честно потыренную": "Шар" был нашей копией гировертикали "Сперри". :)
  35. 0
    10 марта 2020 11:46
    «Глориес», «Бисмарк», «Хууд», «Шарнхорст» — список кораблей, потопленных без весомого участия авиации
    Автор статьи забыл большооой список надводных судов (и конечно линкоров) обнаруженных авиацией !!! Какая разница кто и как топил линкоры ???
    Законы войны на море удивительно напоминают законы биологии - а они гласят следующее "Все гигантское плохо переносит перемены и крайне уязвимо извне несмотря на свою видимую мощь..."
    Линкоры как мамонты - были огромны но быстро вымерли из-за того что изменилось само сражение на море...
    1. 0
      10 марта 2020 13:04
      Какая разница кто и как топил линкоры ??? Если раннее обнаружение ударной группировки часто меняло весь ход проводимой операции а иногда и вовсе отменяло первоначальные планы.. Зачем нужно сверх дорогое оружие которым нельзя выполнить поставленные боевые задачи ???
      Касательно линкоров до сих пор нет однозначного ответа - постройка этих кораблей империями суши была реальной необходимостью для них или это был просто грандиозный исторический пример выбрасывания в трубу миллионов ???