Военное обозрение

Боевая кавказская папаха. Одухотворённый предмет

24

Терские казаки


Возможно, кого-то это удивит, а быть может, даже несколько возмутит, но легендарная папаха своим культовым значением отчасти обязана именно Русской императорской армии. Дело в том, что на самом Кавказе количество головных уборов было весьма солидным. Носили и так называемые митрианские шапки, состоявшие из отдельных вертикальных долей, сходящихся к макушке, и скуфьи, и подобие ермолки, и тюбетейки, и войлочные шляпы для тёплого времени года. Встречался даже «привет» из Османской империи в виде тюрбанов. Их носили в основном черкесы, тесно общавшиеся с османами. На знаменитых миниатюрах князя Григория Гагарина можно обнаружить тюрбаны у убыхской знати и у натухайцев (все эти черкесские племена имели самые тесные контакты с Константинополем).

Из всего этого ассортимента именно папаха станет олицетворять Кавказ. И как раз благодаря России, а точнее, русским казакам. Генерал и историк Кавказской войны Василий Потто писал о казаках:

«Верные своим старинным традициям, они пришли к противникам, как будто нагие, взяли у них одежду, сбрую и оружие, сделались на них похожими и потом уже стали их бить».

Папаха. Ассортимент невероятен


Несмотря на обилие других головных уборов, папаха всё же стояла особняком. Самих видов классификации папах множество. Можно классифицировать по материалу: мех молодых барашков (курпей), мех ягнят каракулевой породы (каракуль), мех коз ангорской породы, шкуры и мех взрослых баранов и т.д. Также можно классифицировать папахи по типу распространения и профессиональным аспектам – каракулевая (она же «бухарская», считалась праздничной из-за специфики меха и сложности выделки), чабанская (часто считается классической, изготавливалась из овечьего меха и была очень пышной, настолько, что чабаны на ней могли заснуть, как на подушке) и, конечно, казачья папаха, имеющая ряд особенностей.


Натухаец и убых в своих головных уборах, бесконечно далёких от папахи

Но всё это крайне приблизительно. Бытовали серые, чёрные, белые и коричневые папахи. Изготавливали даже папахи мездрой наружу, а мехом внутрь. Некоторые папахи были чрезвычайно высокими – до полуметра и более. Такие головные уборы были похожи на накренившиеся под собственной тяжестью боевые башни. Существовали папахи и совсем небольшие. И, как это ни странно, но этот элемент облика горца был крайне подвержен веяниям моды. Они то расширялись кверху, то сужались, то увеличивались в размерах, то становились более скромными.

В 19-м веке стали преобладать папахи целиком из овечьего меха, а вот в начале 20-го века мода сделала резкий разворот. Похожие на стог сена папахи были вытеснены своими каракулевыми (порой из курпея) невысокими собратьями. А так как для каждой папахи был свой уникальный способ изготовления, начиная с заготовки материала, то эту часть опустим.

Функциональная и социальная роль папахи на Кавказе


Несмотря на бытующую пословицу «папаха для чести, а не для тепла», функциональность папахи вполне очевидна. К примеру, чабанские («лохматые») папахи защищали человека от снега и дождя, а пастухи, которые в горах проводили порой и ночь, могли использовать их в качестве подушки. И, как это ни странно прозвучит, но эти папахи неплохо защищали владельца и от солнечного удара, особенно если были сделаны из белой овчины.


Овечьи чабанские папахи

Но социальная роль всё же доминировала. Знатные и богатые люди владели 10, а то и 15 папахами — на все случаи жизни. По степени ухоженности можно было определить, насколько состоятелен тот или иной человек. Уважающие себя мужчины не появлялись без папахи на людях. Сбить с головы папаху – всё равно что бросить вызов. А взять чужую папаху, значило оскорбить человека.

Потеря папахи при любых обстоятельствах что у горцев, что у казаков была предвестием скорой гибели. Если же владелец сам срывал с себя папаху и ударял ею о землю, то это было равносильно заявлению «бьюсь до смерти». Такой знак бытовал среди казаков.

Среди горцев папаха даже служила средством… сватовства. Молодой человек, не желающий заявлять о своих чувствах публично, должен был поздним вечером прокрасться к дому девушки. Заняв удобную позицию, юный Ромео «открывал огонь» прямо в окно собственной папахой. Если столь важный головной убор мигом не вылетал обратно, то можно было рассчитывать на взаимность и засылать сватов.

Особое место папахе отводили и пословицы народа: не мужчина тот, кто не может сберечь честь своей папахи; если голова цела, на ней должна быть папаха; если тебе не с кем посоветоваться, спроси совета у папахи.

Боевая кавказская папаха. Одухотворённый предмет

Каракулевая "праздничная" папаха

Папахи становились едва ли не главными героями сказок, легенд и тостов. А в 1990-м году Северо-Осетинское телевидение даже выпустило полнометражную картину под названием «Волшебная папаха». Фильм, снятый по мотивам осетинских народных сказок, повествовал о забавных приключениях горца-бедняка Уари, выступившего против трех абреков, со своей смекалкой и… папахой.

Папаха и её парад по войскам империи


Точно указать дату, когда папаха стала приживаться среди русских казаков не просто невозможно, этого, быть может, и не требуется, ибо её нет в природе. Во-первых, у казаков был свой прообраз папахи – крупная меховая шапка, схожая с чабанской. Во-вторых, барашковая шапка, почти не отличавшаяся от папахи, именовавшаяся клобук, была крайне распространена ещё в 16-м веке. В-третьих, в том же 16-м веке в Москве кавказские купцы начали торговать своими товарами. Особым спросом пользовались «чекмени черкесского покроя», т.е. знакомые нам черкески. Но не залёживались и папахи, хотя, конечно, до официального принятия этого головного убора в качестве уставного было ещё очень далеко.

Первые попытки полуофициального ношения папахи на службе относятся к концу 18-го и началу 19-го века. Так, генерал Пётр Гаврилович Лихачёв, попав на Кавказ, быстро осознал необходимость в корне изменить тактику и правила обучения бойцов. Не забывал он и о своеобразной акклиматизации, поэтому Лихачёв был одним из первых, кто решил отступить от форменной одежды. Именно тогда место тяжёлого и неудобного кивера заняла папаха.


Алексей Ермолов и Пётр Лихачёв

Своенравный и жадный до самостоятельности ради решения задач генерал Алексей Петрович Ермолов последовал примеру Лихачёва. Так, во время похода для основания крепости Грозная (будущий город Грозный) Ермолов ввиду лютой жары разрешил идти войскам в одних рубахах. Позже Ермолов негласно, так сказать, келейно проведёт реформу обмундирования своих войск, частью этой реформы станет и папаха.

В 1817-м году линейным казакам-артиллеристам полагалось носить черкеску тёмно-серого сукна с газырницами, а в качестве головного убора выступала шапка из сукна по образцу черкесской с чёрным барашковым околышем. По сути, эта шапка мало чем отличалась от папахи, но слово это обходили стороной.


Коренной официальный перелом во взглядах начальства на обмундирование частей, сражавшихся на Кавказе, произойдёт в 1840-м году. Изменения начались с обмундирования Черноморского казачьего войска. В войска начали поступать меховые папахи с суконным верхом, его порой именуют колпаком. Естественно, бойцы уже тогда принялись несколько модифицировать папаху. Несмотря на то, что папаха в редких случаях сама смягчала удар даже шашки, казаки подкладывали под суконный колпак ещё и небольшой кусок металла.

С тех пор папаха начала свой марш в войсках. В середине 19-го века полки Отдельного Кавказского корпуса получали папахи в качестве официального обмундирования. С начала второй половины 19-го века папаху начали официально носить в Оренбургском и Сибирском корпусах.

Наконец, 3 февраля 1859-го года в свет вышло по-военному подробное описание утверждённого головного убора. Была указана высота папахи (22 см), материал, форма колпака и его цвет в зависимости от звания, рода войск и места службы. До десятых указывались размеры и цвет галунов, которыми обкладывались швы папахи.

В 1875-м году папаха добралась и до Восточной и Западной Сибири. Старшие и нижние чины войск, расположенных в этом огромном регионе, обязаны были носить папахи по образцу казачьих частей. Конечно, столь широкий марш папахи по подразделениям армии вносил определённые коррективы в унификацию и удешевление производства этого головного убора. Так, в той же Сибири папахи изготовляли из мерлушки (шкура ягнёнка грубошёрстной породы овец). И хоть пышные чабанские папахи вносили определённый неповторимый кавказский колорит, в бою они демаскировали позиции, а длинная шерсть мешала прицеливанию. Таким образом, короткошёрстная мерлушка решила сразу несколько задач.


Наконец, после череды усовершенствований ради наибольшей функциональности в 1913-м году папаха была введена для всего личного состава сухопутных войск армии. Именно папаха довоенного образца и вошла в великий и страшный период революции. Несмотря на насаждение знаменитой будёновки в 1919-м году, папаха продолжала активно использоваться как красноармейцами, так и в рядах Белого движения. Лишь позже в 20-х годах в частях РККА начали изживать папаху, но и этот процесс не продлился долго.

«Красная» папаха


В 1936-м году ЦИК СССР издал постановление «О снятии с казачества ограничений по службе в РККА». Одновременно с этим постановлением встал вопрос и о форменной одежде казачьих подразделений. Конечно, учитывая современность, папаха стала частью именно парадного обмундирования кубанских, донских и терских казаков.

Папаха кубанских и терских казаков была невысокой. По сути, это была знакомая нам «кубанка», которую также именовали «осетинской» папахой. Изготовляли её из вышеуказанной мерлушки. При этом папаха кубанских казаков имела красный суконный верх, а терских казаков – синий. Папахи донских казаков были несколько выше.


Однако в 1941-м году папахи стали медленно изымать из снабжения армии. Функциональность этого легендарного головного убора в новых условиях была крайне низкой. И хоть в партизанских и кавалерийских формированиях папаха дожила вплоть до Парада Победы в 1945-м году, время её как части повседневного обмундирования ушло.

Согласно приказу НКО СССР 1940-го года вводилось «Положение о форме одежды генералов Красной Армии». Благодаря этому положению папаха сохранилась в армии, но исключительно в качестве зимнего головного убора для генералитета. Чуть позже, в 1943-м году, папаху ввели и для полковников всех родов войск.


Кубанские казаки в характерных папахах встречаются с союзниками в 1945-м

Папаха дожила и до развала Советского Союза. Новая ельцинская власть, несмотря на открытое противопоставление себя советскому периоду, взялась за ликвидацию более чем столетней традиции папахи с куда большим энтузиазмом, нежели красные. В 1992-м году впервые встал вопрос об отмене папах для генералитета в принципе. Борис Николаевич всеми силами, вопреки даже здравому смыслу стремился к тому, чтобы «его» армия выглядела иначе, нежели армия советская… Итоги всем известны. Тогда же папахи начали заменять обычными шапками, а так как денег постоянно не хватало, то смена папах растянулась на долгие годы.

Наконец, в 2005-м году папахи «реабилитировали» для высших офицеров.

Современные смешные «вызовы» старым традициям


Бесспорно, папаха – предмет культовый, как для русского народа (особенно южан), так и для горских народов. Это и символ мужественности, и символ чести, и символ верности корням. Но часть современного «мимишного» общества, которая всеми клетками головного мозга загружена в глобальную сеть, этих корней не понимает, а посему на дух не переносит.


Хабиб Нурмагомедов

Известный спортсмен Хабиб Нурмагомедов на свои поединки выходит в простой чабанской овечьей папахе. Этим боец UFC демонстрирует свою любовь к традициям своих предков и обозначает свою малую Родину. Ему пришлось дать не один десяток интервью зарубежным журналистам, пока те не поняли, что это не парик, а головной убор и очень старинный. Вольно или невольно, этим жестом Хабиб умножил заказы кавказским мастерам-шапочникам. У них появились клиенты даже из США. Казалось бы, дело хорошее…

Но во время очередного интервью Хабиб заявил:

«Там, где я вырос, мы носим папахи... Для этого нужна честь, ты должен быть мужчиной. Только настоящие мужчины носят папахи — женщины папахи у нас не носят».

Не прошло и недели, как барышни, стремящиеся заработать немного дешёвой популярности в сети, возмутились и начали флешмоб, выкладывая в сеть свои фото в папахах. А так как кавказские феминистки (есть и такие), популяризируемые прозападными ресурсами, но проживающие подальше от Кавказа, мигом поддержали эту клоунаду, скандал разгорелся быстро.

К счастью, древняя традиция на то и древняя. Она и это переживёт.
Автор:
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Коте пане Коханка
    Коте пане Коханка 27 февраля 2020 06:05 Новый
    +7
    Спасибо за историю папахи!
    Ждемс продолжение цикла.
    С уважением, Коте!
    1. Uncle Lee
      Uncle Lee 27 февраля 2020 06:29 Новый
      +4
      мужчины носят папахи — женщины папахи у нас не носят
      Женщины носят мамахи ! love
      1. Распил Самшитов
        Распил Самшитов 28 февраля 2020 16:05 Новый
        +1
        На имя министра обороны маршала Р.Я. Малиновского некий полковник прислал письмо. Он сетовал, что полковники, которые справедливо выделены из остального офицерского состава тем, что зимой имеют право носить папахи, летом такого преимущества перед другими командирами не имеют. Он считал, что стоило бы подумать, как сделать так, чтобы полковники выделялись в офицерском корпусе и в теплое время года. Малиновский, познакомившись с письмом, наложил резолюцию: «Разрешить просителю носить папаху и летом».
    2. рич
      рич 27 февраля 2020 15:09 Новый
      +2
      Спасибо, Восточный ветер good , давайте еще!
  2. Бар1
    Бар1 27 февраля 2020 06:26 Новый
    +4
    носить высокие меховые шапки это в традициях руского народа.Например боярские шапки.



    запорожцы пишут письмо турецкому султану Репина ,тут много всяких головных уборов,от папах,до капюшонов.



    ну и англицкий караул Виндзоровского дворца.На Британских островах зимой тепло ,поэтому традиция носить такие шапки ,какая то более чем странная.



    всё это варианты папах-меховых шапок.
    1. ис-22
      ис-22 27 февраля 2020 14:11 Новый
      +2
      Шотландская гвардия. -Не, не слышали..
    2. рич
      рич 27 февраля 2020 21:09 Новый
      +2
      Бар1 (Тимур): тут много всяких головных уборов,от папах,до капюшонов.


      Тимур, это не капюшон, это башлык. Очень удобнвя вещь good
  3. ROSS 42
    ROSS 42 27 февраля 2020 06:40 Новый
    +8
    За рассказ про папаху - спасибо. Особая благодарность за усердие.
    К счастью, древняя традиция на то и древняя. Она и это переживёт.

    В силу забывчивости или по какой другой причине автор не упомянул, что национальные традиции уместны и почитаемы там, где они родились. А на Руси есть такая традиция:
    «В чужой монастырь со своим уставом не ходят»
    И в помещении, куда заходят владельцы папах, у славян в папахах (головных уборах) не ходили, ибо это являлось знаком неуважения к хозяевам. Непокрытая голова означала доверие к дому, к его хозяевам. Поэтому, это в горном ауле такая традиция уместна. А в нынешнюю жизнь нести этот «атавизм» смешно, примитивно и глупо...Есть страны, где женщины закрывают лицо...Есть дома, где на «безрыбье» пользуются валенком...
    Поэтому я сторонник тех традиций, которые имели общий смысл у всех народов. Уважение к старшим, уважение к матери, хлебосольство, гостеприимство и т.д. Беречь традиции, которые оберегают мораль, а не являются наследием приспособляемости человека к условиям окружающей среды, - дело важное и полезное. Если кто с этим не согласен, пусть бреет голову под папаху и одевает бурку...
  4. bionik
    bionik 27 февраля 2020 07:25 Новый
    +6
    Что то вспомнилось..Светлая память !!!
  5. ИЛ-64
    ИЛ-64 27 февраля 2020 07:42 Новый
    +2
    А в Москве можно где-то купить небольшую, но теплую папаху? Я бы для дачного пребывания купил
    1. Фил77
      Фил77 27 февраля 2020 07:58 Новый
      +2
      Элементарно!Доброго утра!Интернет магазин Этношоп.Казачья папаха-3200,с красным верхом.
      1. ИЛ-64
        ИЛ-64 27 февраля 2020 22:46 Новый
        +1
        Спасибо. А который из двух? etno-shop или etnoshop? А джурабы есть?
        1. Фил77
          Фил77 28 февраля 2020 16:00 Новый
          0
          Извините!Сразу не ответил,закрутился. hi etno-shop.Там ,кстати большой выбор товаров.Но мне больше приглянулись казачьи папахи,наподобие тех,что на фото времён Великой Отечественной.И,да!Есть с синим верхом,но есть и с красным.Приятного Вам выбора!
    2. рич
      рич 27 февраля 2020 15:08 Новый
      +5
      Кавказские казачьи папахи имели околыши синего у терцев, и красного- у кубанцов цвета

      Были еще папахи белого цвета - их носили терские, кубанские и оренбургские казаки, отслужившие в т.н. войсках св.Варфолломея подчиняющихся в мирное время исключительно Синоду. И содержавшихся на его деньги. Эти команды охраняли собственность Синода. И были единственными, кто имел право находится в храмах с оружием. Это представители всего 6 казачьих полков - Гребенского, Волгского, Сунженского, Моздокского полков ТКВ; Хоперского полка ККВ, Звериноголовского полка Оренбургского КВ. Попасть в синодские команды было большой честьюА денежное содержание было там даже выше, сем в СЕИВК. Помните как у Р. А. Луня "Белую папаху батя справил за быка..."
  6. Ольгович
    Ольгович 27 февраля 2020 07:57 Новый
    +1
    "Дослужиться до папахи"-бытовало такое выражение ...
  7. Undecim
    Undecim 27 февраля 2020 11:32 Новый
    +3

    Первый секретарь Дагестанского обкома КПСС Магомед Умаханов и народный артист РСФСР Махмуд Эсамбаев в зале заседаний на Первой сессии Верховного Совета РСФСР восьмого созыва.
    Махмуд Эсамбаев - единственный в СССР человек, которому разрешили сфотографироваться для паспорта в головном уборе и единственный народный депутат, которому разрешалось присутствовать в зале заседаний в головном уборе. Ходила шутка, что Брежнев, увидев папаху Эсамбаева, говорил: "Махмуд здесь, можно начинать."
    1. рич
      рич 27 февраля 2020 14:34 Новый
      +3
      линейным казакам полагалось носить черкеску тёмно-серого сукна

      Небольшое дополнение. Были у линейных казаков черкески и черного цвета. Их носили казаки местных команд. Эти казаки напрямую подчинялись только войсковым (наказным) атаманам и имели "дворянский" кошт, те. были на войсковой зарплате даже в мирное время. Что-то среднее между пограничниками, полицейскими, жандармами и внутренними войсками.Таких казаков называли "атаманцами", не путать со служившими в лебгвардии Донском атаманском полку. Те в Петербурге исполняли в мирное время среди каазачьих полков функции ВП. Уважаемый автор даже привел правильную иллюстрацию, но смысл ее не раскрыл.

      У донцов члены местных команд носили васильковые мундиры. Эти казаки имели статус личной неприкосновенности. За нападение на такого казака можно было загреметь на каторгу и быть позорно вычеркнутым из реестра.
      Помните сцену из "Тихого Дона" когда братья Мелеховы дрались со Степаном Астаховым. Появился "атаманец" и пинками разогнал трех здоровенных драчунов по домам
      "Черный барон" П. Врангель носил черную черкеску не по личной прихоте. Он до ПМВ нес службу в местной команде Забайкальского казачьего войска
  8. Оператор
    Оператор 27 февраля 2020 12:22 Новый
    +2
    Боевая папаха, боевые сапоги, боевые портянки, боевое исподнее, далее везде laughing
  9. Мартын
    Мартын 27 февраля 2020 18:42 Новый
    +2
    Цитата: Оператор
    Боевая папаха, боевые сапоги, боевые портянки, боевое исподнее, далее везде laughing

    А про портянки вы зря. Они-то, как раз, о-го-го какие боевые! Армия мирного времени может себе позволить ботиночки с носочками. Но реальная (не дай бог) война всё расставит по своим местам.
    1. рич
      рич 27 февраля 2020 19:32 Новый
      +2
      Казаки РИ портянок в ичиги (казачьи сапоги без каблуков) не носили. Для этого были чирики- вязанные носки
      1. Авиатор_
        Авиатор_ 27 февраля 2020 20:31 Новый
        -1
        Ичиги - сапоги без каблуков - тоже заимствование у азиатов (узбеков, туркменов...)
        1. рич
          рич 27 февраля 2020 22:36 Новый
          +2
          Правильно . Конникам каблуки не нужны
  10. faterdom
    faterdom 27 февраля 2020 20:46 Новый
    +1
    Помню искренний праведный гнев полковников у нас в штабе, когда им папахи оказались "не положены". Не запрещались, но не выдавались, потому новоиспеченные полковники шили себе их на свои деньги.
    Потому как отличие весьма разительное: так издалека видно, что полковник идет, да и рост выше кажется. А без папахи - видно что офицер, а вот майор он, или подполковник - не понятно.
  11. unhappy
    unhappy 1 марта 2020 09:00 Новый
    -1
    Гонор, желание выделится, "я боярин - ты холоп" - не достойно уважения...