Военное обозрение

Фрегаты проекта SIGMA 10514: модульная масштабируемая конструкция

9

Ходовые испытания фрегата Reformador


6 февраля 2020 года в состав ВМС Мексики вошел новый боевой корабль. Церемония ввода в строй фрегата «Reformador» прошла в городе Салина-Круз. Фрегат строили на местной военно-морской верфи по проекту SIGMA 10514 компании Damen. Фрегаты и корветы данной серии строятся с 2005 года. За это время заказчикам было передано 10 кораблей, а всего на данный момент размер серии с учетом запланированных поставок составляет до 18 судов. Корабли SIGMA 10514, а также корветы меньшего водоизмещения, построенные по ранним проектам, уже находятся на вооружении ВМС Индонезии, Марокко и Мексики. Интерес к проекту с 2013 года проявляет и Вьетнам, который никак не может согласовать с Россией детали контракта о приобретении еще двух корветов «Гепард-3.9» (проект 11661Э).

Технические особенности проекта SIGMA 10514


Все корабли проекта SIGMA 10514, как и многие другие проекты Damen, представляют собой модульную масштабируемую конструкцию. Линейка представлена как корветами проекта SIGMA 9113 (максимальная длина 90,7 метра), так и легкими фрегатами 10514 (максимальная длина 105,11 метра). Для заказчиков также предлагаются несколько промежуточных проектов, в которых первые цифры всегда указывают на максимальную длину корпуса корабля. Заказчикам доступен даже миниатюрный скоростной корвет проекта SIGMA 7513 (скорость хода 34 узла).

Модульный дизайн – это отличительная черта многих проектов Damen. Такое решение позволяет быстро масштабировать корабли, исходя из требований и финансовых возможностей заказчика. Базовая конструкция может легко изменяться, так как количество сегментов корпуса можно легко уменьшить или увеличить. Фрегаты проекта SIGMA 10514 в настоящее время являются самыми крупными кораблями всей указанной серии. Их стандартное водоизмещение составляет 2365 тонн, полное водоизмещение до 2800 тонн. Длина корабля 105,11 метра, ширина – 14,02 метра, осадка – 8,75 метра. Экипаж фрегатов проекта SIGMA 10514 состоит из 122 человек.

Фрегаты проекта SIGMA 10514: модульная масштабируемая конструкция

Проекции фрегата SIGMA 10514

Фрегаты проекта SIGMA 10514 оснащаются главной энергетической установкой комбинированного типа, это дизель-электрическая ГЭУ (CODOE). Установка включает в себя два дизельных двигателя мощностью по 10 000 кВт каждый, а также два электродвигателя мощностью 1300 кВт каждый. ГЭУ корабля работает на два гребных винта переменного шага диаметром 3,65 метра. Силовая установка обеспечивает кораблю максимальную скорость хода 28 узлов (примерно 52 км/ч). Крейсерская скорость хода – 18 узлов (33 км/ч). Скорость экономического хода – 14 узлов (26 км/ч). На электродвигателях корабль может развивать скорость до 15 узлов. При движении на скорости 14 узлов дальность плавания доходит до 5000 морских миль (примерно 9300 км). Автономность плавания по запасам провизии и воды – до 20 суток.

Боевые возможности фрегатов SIGMA 10514


Состав вооружения боевых кораблей проекта SIGMA 10514 изменяется в зависимости от страны-заказчика. При этом на кораблях присутствуют противокорабельные ракеты, противоздушные ракеты, артиллерийское вооружение и торпедные аппараты. Несмотря на то, что в состав мексиканского флота корабль «Reformador» (Реформатор) официально вошел как океанский патрульный корабль большой дальности, по сути, он представляет собой легкий фрегат с полным комплектом вооружения, позволяющим бороться со всеми типами морских, воздушных и наземных целей.

Основным вооружением кораблей являются противокорабельные ракеты. Стандартный вариант предусматривает размещение на борту двух пусковых установок на 4 ракеты каждая. При этом на поставленных кораблях возможна установка и одной пусковой установки на четыре ракеты и двух на две. Используемые ракеты меняются в зависимости от желания заказчика. Так на фрегат, который был принят в состав ВМС Мексики, установили две пусковых установки на две ракеты каждая. В случае необходимости состав вооружения можно будет легко расширить до 8 ПКР. Все ракетное и артиллерийское вооружение, а также торпеды Мексика приобрела в США. Так на «Reformador» установят 4 противокорабельных ракеты Boeing RGM-84LHarpoon Block II. Эта дозвуковая ракета развивает скорость до 850 км/ч и в состоянии поражать цели на удалении до 278 км. Масса боевой части ракеты около 220 кг. В свою очередь индонезийские легкие фрегаты проекта SIGMA 10514 вооружены 8 противокорабельными ракетами MBDA Exocet MM40 Block 3, максимальная дальность полета которых достигает 180 км.


Вариант фрегата SIGMA 10514 со стандартным набором вооружения

Противовоздушная оборона корабля представлена в стандартном исполнении 12-зарядной вертикальной пусковой установкой для зенитных управляемых ракеты комплекса MBDA MICA VL. Это ЗУР ближнего радиуса действия, способные эффективно поражать воздушные цели на удалении от 1 до 20 км. На индонезийских фрегатах установлены именно эти французские ракеты. На мексиканском «Reformador» состав ПВО-вооружения улучшен. На корабле имеется 8-зарядная вертикальная пусковая установка для ЗУР среднего радиуса действия Raytheon ESSM (дальность поражения воздушных целей – до 50 км), а также 21-зарядная пусковая установка для ЗУР ближнего радиуса действия Raytheon RAM Block II (дальность поражения воздушных целей до 10 км).

Стандартное артиллерийское вооружение фрегатов SIGMA 10514 представлено 76-мм артиллерийской установкой Leonardo (Oto Melara) Super Rapid, которая обладает скорострельностью до 120 выстрелов в минуту и может использоваться для стрельбы по береговым, надводным и воздушным целям. Помимо этого в стандартную комплектацию входят две 20-мм автоматических пушки Denel GI-2 и одна 35-мм артиллерийская установка Rheinmetall Oerlikon Millennium Gun, которая используется в первую очередь для обеспечения ПВО корабля. Максимальная скорострельность установки доходит до 1000 выстрелов в минуту в режиме автоматического огня, при этом боезапаса установки из 252 снарядов по расчетам хватает для поражения 10 противокорабельных ракет.

Состав артиллерийского вооружения мексиканского фрегата «Reformador» проекта SIGMA 10514 отличается. Главным калибром фрегата является 57-мм универсальная артиллерийская установка BAE Systems Bofors Mk 3. Скорострельность – до 220 выстрелов в минуту, дальность стрельбы обычными снарядами до 13 800 м. Также на корабле установлена 25-мм автоматическая пушка ВАЕ Systems Mk38 Mod 3 и шесть крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов M2.


Ходовые испытания фрегата Reformador для ВМС Мексики

Торпедное вооружение фрегатов представлено двумя 324-мм трехтрубными торпедными аппаратами. На индонезийских фрегатах используются торпеды производства компании EuroTorp, на мексиканском американские противолодочные торпеды Raytheon Mk 54 Mod 0. Также на кораблях имеется крытый ангар для размещения на борту одного вертолета массой до 10 тонн. Возможно использование вертолетов Eurocopter AS565 Panther или Sikorsky MH-60R Seahawk. Вертолеты могут использоваться в противолодочном или противокорабельном варианте, что также позволяет улучшить боевые возможности корабля.

Экспортный потенциал голландского фрегата SIGMA 10514


В настоящее время группа компаний Damen Group является одним из флагманов голландской промышленности. Компания специализируется в первую очередь на судостроении как военном, так и гражданском. Damen Shipyards Group является международной компанией, ведущей бизнес в 120 странах мира и обладающей 50 верфями, смежными компаниями и ремонтными мастерскими по всему миру. Помимо этого компания осуществляет сборку судов на партнерских верфях. Всего в год Damen Shipyards Group поставляет заказчикам примерно 150 новых кораблей.

Легкий фрегат SIGMA 10514 активно участвует в международных тендерах, интерес к кораблю проявляют в первую очередь страны, которые не готовы тратить огромные средства на флот, но готовы иметь в составе ВМС несколько современных кораблей, которые можно эффективно использовать в качестве патрульных судов, а при необходимости и полноценных боевых единиц. В настоящее время основным оператором кораблей данного проекта является ВМС Индонезии. На вооружении индонезийского флота находятся 4 корвета проекта SIGMA 9113 и 2 легких фрегата SIGMA 10514. На вооружении ВМС Марокко два легких фрегата SIGMA 9813 и один SIGMA 10513. Еще один фрегат проекта SIGMA 10514 уже получил мексиканский флот.


Ходовые испытания фрегата Reformador проекта SIGMA 10514 для ВМС Мексики

Известно, что Вьетнам проявляет интерес к кораблям данного типа с 2013 года. Первоначально вьетнамские военные рассматривали возможность покупки фрегатов SIGMA 9814, но сделка была отменена. После чего их интерес сконцентрировался на обновленном проекте SIGMA 10514. В настоящее время наиболее современными кораблями ВМС Вьетнама являются купленные в России сторожевые ракетные корабли проекта 11661Э. В настоящее время стороны ведут переговоры по поставке еще двух подобных корветов, решается вопрос о составе и количестве вооружения и силовой установке. Проблема в том, что двигатели для ранее поставленных Вьетнаму кораблей поставлял украинский производитель «Зоря – Машпроект».

В случае, если Москва и Ханой не смогут договориться между собой по поставкам двух кораблей проекта «Гепард-3.9» (11661Э), что маловероятно, учитывая, что ВМС Вьетнама уже эксплуатируют четыре корабля данного типа и имеют хорошо налаженную схему сотрудничества, Вьетнам может обратиться к услугам голландской компании Damen. При этом существует вероятность, что Вьетнам закажет легкие фрегаты SIGMA 10514 даже в случае приобретения у России двух новых корветов. Корабли имеют сопоставимые технические характеристики и боевые возможности, при этом голландские суда отличаются большим водоизмещением.
Автор:
Использованы фотографии:
damen.com
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. На деребасовской
    На деребасовской 27 февраля 2020 18:08
    -1
    10 кораблей встрою всего в серии 18 а че россия так медленно раскаивается с постройкой
  2. FoxNova
    FoxNova 27 февраля 2020 18:25
    0
    То что тут фрегат у нас корветом величают
    1. Romario_Argo
      Romario_Argo 27 февраля 2020 18:37
      -1
      ага похож и по водоизмещению 2,2 кт на наш корвет пр. 20380, только у нашего особенно у пр. 20385 (2,4 кт) вооружение по более как раз под СКР/Фрегат
  3. lucul
    lucul 27 февраля 2020 18:26
    -7
    Все ракетное и артиллерийское вооружение, а также торпеды Мексика приобрела в США. Так на «Reformador» установят 4 противокорабельных ракеты Boeing RGM-84LHarpoon Block II. Эта дозвуковая ракета развивает скорость до 850 км/ч и в состоянии поражать цели на удалении до 278 км. Масса боевой части ракеты около 220 кг.

    Мда .....
    Всё таки наши Калибры/Цирконы , со своей дальностью ,тут конечно вне конкуренции )))
    1. Romario_Argo
      Romario_Argo 27 февраля 2020 19:02
      -3
      чё так далеко забегать. серийная сверхзвуковая 3М55 Оникс (короткая) на 500 км бьёт
  4. В.И.П.
    В.И.П. 27 февраля 2020 19:08
    -1
    Если Вьетнам, как Индия ,договорится с Украиной и сам закупит и установит у себя двигатели , то может и купят наши. А других вариантов нет. …...Купят эти, они с движками)). Только какое вооружение на них для Вьетнама будет ? Западное что ли или Израильское?
  5. RUSЛАН
    RUSЛАН 27 февраля 2020 21:52
    0
    Главным калибром фрегата является 57-мм универсальная артиллерийская установка BAE Systems Bofors Mk 3. Скорострельность – до 220 выстрелов в минуту, дальность стрельбы обычными снарядами до 13 800 м. Да ладно...Может где ошибка закралась в цифрах???
  6. FoxNova
    FoxNova 27 февраля 2020 22:06
    +1
    Ещё момент это чудо юдо стоит в районе 22 млр рублей
    Наш 20385 в районе 25 и при этом считается очень дорогим

    Боевые возможности как то даже сравнивать неудобно
    1. Немчинов Вл
      Немчинов Вл 2 марта 2020 12:59
      -1
      Цитата: FoxNova
      Ещё момент это чудо юдо стоит в районе 22 млр рублей
      Наш 20385 в районе 25 и при этом считается очень дорогим
      Но он действительно дорогой, - факт !!

      Фрегаты проекта SIGMA 10514 оснащаются главной энергетической установкой комбинированного типа, это дизель-электрическая ГЭУ (CODOE). Установка включает в себя два дизельных двигателя мощностью по 10 000 кВт каждый, а также два электродвигателя мощностью 1300 кВт каждый.
      Это в очередной раз наводит на мысль : Первое, - в РФ нужно ещё (минимум одно) предприятие, кроме "НПО Сатурн" по выпуску морских ГТД и редукторов к ним (в более широкой линейке по выдаваемой мощности). Это факт !! Второе, - необходимо, и как можно быстрее доводить до ума перспективны дизель 16ДС-500 в 10000 л.с., как один из возможных главных претендентов на роль маршевых двигателей для ГЭУ перспективного проекта 11664 (как основного конкурента этой "SIGMA 10514", в ценовом диапазоне, на рынке мировой торговли вооружениями), но в первую очередь, для собственного ВМФ (!). И третье, что напрашивается, (на ближайшую перспективу), это развитие производства морских электродвигателей большой мощности (которые могли бы использоваться как маршевые, в системах, с частичным электродвижением). Такая вот точка зрения, что касается СКР/корветов ПЛО в БМЗ (ОВР), диапазон в ВИ 1700-2400 т..
      А ещё, вполне возможно было бы, при наличии доведённых до серийно производства двигателей по мощностям указанным в п.1-3, уже и задумываться о создании лёгкого фрегата (о котором так любит намекать, тот же ув. мною А. Тимохин) в пределах ВИ 2900-3400 тонн., как увеличенной/удлинённой версии 11664 (гибридно с проектом 12441 "Гром"), для обеспечения ПЛО, не только в БМЗ, но и на переходе морем или конвоировании, а так же равно и доукомплектации КУГ единицами, помимо фр. 22350, в более дешёвой версии... Скажем так, по аналогии с фрегатами "Оливер Перри".... По аналогии с мыслями автора статьи, касательно масштабирования корабельных единиц, для наполнения флота...