Строительство скоростных экспедиционных транспортных судов EPF (США)

45

В настоящее время компания Austal USA, американское отделение австралийской Austal, занимается строительством скоростных экспедиционных транспортных судов (Expeditionary Fast Transport или EPF) проекта Spearhead для военно-морских сил США. Имеющийся заказ выполнен более чем на две трети, и работы по нему продолжаются. На днях состоялся спуск на воду очередного 12-го судна. В ближайшие месяцы USNS Newport (T-EPF-12) пройдет испытания и отправится на службу.

Бортовой номер «12»


Строительство судов EPF продолжается около 10 лет. За это время судостроительный завод Austal USA (г. Мобил, шт. Алабама) успел отработать все необходимые технологии и наладить настоящее конвейерное производство. Все строительные и испытательные работы ведутся в полном соответствии с графиком, задающим весьма высокие темпы.



Так, контракт на строительство будущего судна «Ньюпорт» подписали 16 сентября 2016 г. Закладка состоялась заметно позже, 29 января 2019 г. Строительство продолжалось менее 13 месяцев и к настоящему времени завершено. 21 февраля 2020 г. судостроители начали процедуру спуска судна на воду. В связи со спецификой производственных мощностей и акватории подобные мероприятия включают несколько последовательных действий и занимают около двух суток.


Вывод судна из сборочного цеха на баржу

Спуск на воду начался с вывода судна из сборочного цеха. С применением специальных транспортеров готовое изделие завели на баржу и доставили к сухому доку. Непосредственно спуск на воду состоялся за счет погружения дока. После этого транспорт отбуксировали к причальной стенке. Такие процедуры проводятся регулярно и не только в рамках программы EPF, благодаря чему хорошо отработаны.

В ближайшее время компания Austal USA займется проведением ходовых испытаний нового судна. После их завершения ожидается передача USNS Newport (T-EPF-12) заказчику. На все мероприятия потратят несколько месяцев. Заказчик получит новый транспорт до конца текущего года.

Предыдущие и последующие


Компания Austal USA получила заказ ВМС США на разработку и строительство скоростных транспортных судов Joint High Speed Vessel или JHSV (обозначение EPF ввели позже) в 2008 г. Изначально контракт предусматривал строительство одного судна с опционом на девять. Головной образец подтвердил свои характеристики, благодаря чему появились новые контракты. Так, к концу 2010 г. компания Austal USA имела твердые заказы на три судна. Еще семь оговаривались другими соглашениями и опционами.


В 2011 г. ВМС скорректировали свои планы. Теперь для нужд флота предлагалось заказать порядка 20 судов с поставкой в течение десятых и двадцатых годов. Однако вскоре от таких планов отказались, и серию ограничили десятком судов. Последние контракты на строительство EPF в соответствии с этими планами были подписаны в 2012 г.

Впрочем, вскоре начались новые обсуждения, результатом которых стало расширение серии. В сентябре 2016 г. компания Austal USA получила заказ на 11-е и 12-е суда EPF. В октябре и декабре 2018-го были подписаны два новых соглашения о подготовке к дальнейшему строительству. В марте 2019 г. официально заказали еще два транспорта.

Вполне возможно, что в ближайшем будущем появятся новые заказы, но и без них заводу Austal USA хватает работы. Прямо сейчас его задачей является проведение испытаний судна USNS Newport (T-EPF-12), строительство следующего судна USNS Apalachicola (T-EPF-13) и подготовка к работам по USNS Cody (T-EPF-14).

Скоростное строительство


Компания Austal USA имеет большой опыт в деле строительства катамаранов разных классов, и его использовали при разработке перспективного транспорта для ВМС США. Конструкция кораблей Spearhead-class основывается на отработанных решениях, а также включает некоторые заимствованные агрегаты. Все это упростило процесс проектирования, а также позволило уменьшить сложность и стоимость производства.


Головное судно USNS Spearhead (T-EPF-1) заложили в июле 2010 г., а спуск на воду состоялся в сентябре 2011-го. Процесс испытаний затянулся более чем на год, но в декабре 2012 г. судно передали заказчику. Завершение работ по головному судну позволило начать строительство первого серийного – его заложили в ноябре 2011-го и спустили на воду в октябре 2012 г. с некоторым опозданием относительно изначальных планов. К тому времени, с мая, уже строилось третье судно.

Суда EPF отличаются относительно большими размерами, из-за чего их собирают только на одной стапельной позиции завода. Как следствие, одновременно может строиться только один такой заказ. Достаточно быстро предприятию удалось наладить производственный цикл, обеспечивающий выполнение всех задач. На строительство одного транспорта уходит от нескольких месяцев до года. Затем несколько месяцев тратят на подготовку к строительству и осуществляют новую закладку.

По такой схеме к настоящему времени построили уже 12 судов. Еще один скоростной транспорт сейчас строится. Последний заказанный EPF заложат в этом году. Два судна достроят к 2021 г. и через несколько месяцев после этого передадут заказчику.


Судно везут к доку

Следует отметить, что строительство судов с высоким темпом сталкивается с некоторыми проблемами. Так, в 2011 г. произошла авария, в результате которой был поврежден крупный блок конструкции судна USNS Choctaw County (T-EPF-2). Этот инцидент негативно сказался на сроках строительства и сдачи.

Серьезные проблемы проявились в 2015 г. Головной транспорт USNS Spearhead (T-EPF-1) вернулся из очередного похода с повреждениями носовой части корпусов. Причиной этого была недостаточная прочность конструкции, обусловленная ошибками при конструировании облегченных агрегатов. По результатам этих событий пришлось провести ремонт и модернизацию пяти построенных судов и внести изменения в конструкцию строящихся.

Транспорт для морпехов


Скоростные экспедиционные транспортные суда EPF / Spearhead-class предназначаются для быстрой переброски людей и техники по морю на значительные расстояния. Конструкция судов оптимизирована для решения таких задач – они способны брать на борт ок. 550 т груза и везти его на 1200 морских миль, развивая скорость до 40-43 узлов.


EPF представляет собой алюминиевый катамаран длиной 103 м и водоизмещением 1500 т. Силовая установка включает четыре дизельных двигателя, приводящих в движение водометы. Основная часть внутренних объемов корпуса отдается под размещение полезной нагрузки – для этого предусмотрены жилые и нежилые отсеки.

Для перевозки людей EPF имеет несколько кубриков, которые могут оснащаться пассажирскими креслами (312 шт.) или койками (104 шт). Продолжительность плавания с учетом запасов судна ограничена 4 или 14 сутками соответственно. Собственный экипаж транспорта состоит из 41 человек.

Для техники и иных грузов предназначается палуба площадью 1900 кв.м. Погрузка выполняется при помощи собственного подъемного крана на корме; техника загоняется своим ходом по раскладной рампе. Наличие подобных систем позволяет выполнять погрузку и разгрузку самостоятельно, что снижает требования к оборудованию порта.


Транспорт в доке; вскоре состоится спуск на воду

Судно способно нести вертолет. На палубе оборудована взлетная площадка. Также имеется место для перевозки вертолета. Обеспечивается работа всех машин такого класса, имеющихся в распоряжении ВМС. При этом EPF не могут нести конвертопланы MV-22 – выхлоп их двигателей способен повредить палубу.

Многоцелевой флот


Основной задачей Spearhead / EPF является перевозка батальонов вместе с их вооружением и техникой. Также возможно использование судов в иных транспортных или гуманитарных операциях. В частности, отрабатывалось развертывание мобильного госпиталя прямо на грузовой палубе. EPF отличаются высоким потенциалом, важной составляющей которого является высокая скорость хода.

Следует отметить, что EPF не являются самыми крупными или грузоподъемными транспортными судами в распоряжении американских ВМС. Однако ограниченная вместимость компенсируется другими характеристиками. Spearhead способны доставлять боеспособное подразделение на ТВД быстрее, чем другие транспортны или десантные корабли.

Возможности и способности судов EPF неоднократно подтверждались в ходе разнообразных учений и других мероприятий. Успехи в эксплуатации первых судов серии поспособствовали появлению новых заказов. Именно из-за этого изначальную серию из 10 судов расширили до 14. Таким образом, ВМС США уже сейчас могут привлекать к работе десяток скоростных транспортов одновременно, а в ближайшие годы подобные возможности увеличатся за счет новых вымпелов. Уже в этом году флот получит 12-й транспорт нового типа, недавно спущенный на воду. А за ним последуют еще два.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    27 февраля 2020 18:14
    Есть у них к чему стоило бы присмотреться нашим производителям.
    1. -4
      27 февраля 2020 18:37
      Есть у них к чему стоило бы присмотреться нашим производителям.

      Они с лёгкостью покупают всё необходимое , а нам даже краны , на верфь , выбивать с боем приходится.
      Давным давно существует табу на продажу ключевых технологий России.
      Из- за это всё приходится делать самим ...
      1. +25
        27 февраля 2020 18:47
        Цитата: lucul
        Из- за это всё приходится делать самим ...

        Дык денюжки надо не в стаб фонд и бумажки американские вкладывать, а в производство и обучение кадров, чтоб могли станки спроектировать , построить, и дать необходимую продукцию в дальнейшем.. Чет об этом 15 лет не думали.. Зато суммами резервов в дензнаках вероятного противника хвастались..
        1. +3
          27 февраля 2020 18:51
          Чет об этом 15 лет не думали.. Зато суммами резервов в дензнаках вероятного противника хвастались..

          Это происходит , когда контроль перехватывают икономизды . Они сами ничего производить не могут , только деньги складировать .... Что в государстве , что на предприятии - торгаши одним словом ...
          1. +9
            27 февраля 2020 19:13
            Цитата: lucul
            Это происходит , когда контроль перехватывают икономизды .

            Да там экономисты кого надо экономисты, по этому и работают на чью надо экономику..
          2. +2
            28 февраля 2020 07:41
            Цитата: lucul
            Это происходит , когда контроль перехватывают икономизды .

            Если экономиста пороть, то он может даже что то сэкономить. А вот юрист - может только украсть!
            1. +2
              1 марта 2020 01:44
              Цитата: pmkemcity
              Если экономиста пороть, то он может даже что то сэкономить. А вот юрист - может только украсть!

              Если юрист способен только украсть, то на что, в принципе, способен любой диванный теоретик? laughing
              А между тем люди, которые кидаются обиняками в адрес "гуманитариев", без них(нормальных) не сильно то и преуспевают.
              "Гуманитарное" всё в жопе, потому и с остальным проблемы.
              1. 0
                1 марта 2020 06:42
                Цитата: Alt-Right
                "Гуманитарное" всё в жопе, потому и с остальным проблемы.

                Слишком много "гуманитариев", от них и ЖОПА выросла. Несворение.
      2. 0
        2 марта 2020 17:04
        Да не в этом дело, а в отсутствии ответственности, порождающее разгильдяйство и халатность+ наплевательское отношение ко всему.
  2. +2
    27 февраля 2020 18:25
    12 ложечек -это хорошо для дСэма.
    никто и не ставит минусы амерам
  3. +3
    27 февраля 2020 18:33
    Вот чёрт, даже завидно!
    Как бы нашей стране пригодились такие суда!
    Для того же "сирийского экспресса". Хотя бы одно!
    Не говоря уже о двадцати штуках...
    Что же - подождём, на БДК технику и людей доставим.
    И будем ждать "благословенных времён" для нашего флота.. wink
    1. +9
      27 февраля 2020 18:41
      у нас в СССР были подобные наработки по скеговому БПК пр. 10210 Бизон

      есть действующие на ЧФ пр. 1239: Бора и Самум
    2. +5
      27 февраля 2020 18:43
      Как бы нашей стране пригодились такие суда!
      Для того же "сирийского экспресса".

      Корпус изготовить не проблема - всё упрётся в движки ...
      Чтобы выйти на производство двигателей способных перемещать эсминцы/крейсера - нам потребуется от 10 до 20 лет . Всё придётся делать с нуля .
      Т.е этим озадачиваться нужно было ещё в 1950-х годах , а не спустя почти 100 лет ...
      1. 0
        2 марта 2020 17:06
        Нет времени вот уже вчера надо было собрать флот у Сирийских берегов, ну и т.д.
    3. +6
      27 февраля 2020 18:47
      Для сирийского экспресса такие суда нафиг не сдались: грузоподъемность мала. Скорость в 43 узла нужна для быстрой первозки ВОЙСК на твд, а не для доставки как можно большего количества грузов(что нужно для сирийского экспреса).

      Но в целом EPF показывают что катамаранная схема вполне себе рабочая для судна океанского класса.
      1. +1
        27 февраля 2020 19:28
        Но в целом EPF показывают что катамаранная схема вполне себе рабочая

        только корпус от ПТУРов выгорает сильно. Хуситы опробовали
        1. +12
          27 февраля 2020 19:44
          Цитата: Romario_Argo
          Но в целом EPF показывают что катамаранная схема вполне себе рабочая

          только корпус от ПТУРов выгорает сильно. Хуситы опробовали

          Какая связь между выгораемостью и катамаранной компоновкой?
          Никакой.
          Выгорают конструкции из лёгких металлов при любой компоновке
        2. +12
          27 февраля 2020 20:17
          Цитата: Romario_Argo
          только корпус от ПТУРов выгорает сильно.
          Ничего так себе ПТУР с БЧ в 165 кг. laughing
          Там была китайская противокорабельная C-802. Но в остальном Вы правы. Оказалось, что достаточно всего лишь одной ракеты. smile
        3. +1
          28 февраля 2020 01:14
          да, помню, было дело, хутята попробовали это корыто на зуб. горело весело...

          правда не уверен, что ПТУРом шмальнули, но не важно... главное результат!

          https://al-bab.com/blog/2016/10/yemen-questions-over-civilian-ship-attacked-red-sea
          https://www.youtube.com/watch?v=XPc_XvvXkcI
          1. 0
            2 марта 2020 17:07
            А что любое другое так весело не грело бы?
    4. -8
      27 февраля 2020 21:26
      Вот чёрт, даже завидно!
      Как бы нашей стране пригодились такие суда!
      Для того же "сирийского экспресса". Хотя бы одно!
      Не говоря уже о двадцати штуках...
      Что же - подождём, на БДК технику и людей доставим.
      И будем ждать "благословенных времён" для нашего флота..

      уверен на 100% , уже разработанны ещё лучше суда
      и даже модельки построенны
      и показаны "кому надо"
      так что, ждём...
  4. +2
    27 февраля 2020 18:39
    Забавный кораблик. Для среднемасштабных десантных операций, наверное, самое то...
    1. -1
      1 марта 2020 01:58
      Цитата: Вождь краснокожих
      Забавный кораблик. Для среднемасштабных десантных операций, наверное, самое то...

      Забавное оно, да. Только танковую роту на такой посудине всё равно целиком не перевести. Грузоподъёмность мала (550т.). Очень промежуточный вариант выходит. Военно-транспортной авиацией быстрее, а БДК больше на борт берут.
      Но это Штаты, у них есть бабки даже такие "промежуточные" решения отрабатывать.
  5. +7
    27 февраля 2020 19:11
    Интересная конструкция. Единственное, что смущает - алюминиевая конструкция. Понятно что это сделано для уменьшения веса и увеличения скорости, но алюминий при высоких температурах имеет свойство гореть, причем ярким пламенем.
  6. -4
    27 февраля 2020 19:26


    Где-то я подобный дизайн ... с выделяющимися листами обшивки ... уже видел ... what

    А! Вот!



    ЗЫ. Шутка! wassat laughing
    1. +8
      27 февраля 2020 21:46
      Честно говоря, подобный дизайн я наблюдал в эллинге завода "Алмаз", что в С.Пб находится. Наконец-то вспомнил, что мне это напоминает... Правда наблюдал я похожую машину лет так пятнадцать/семнадцать назад. Точно уж не помню. Когда бывал там по поводу сооружения ДКВП"Зубр".
  7. +2
    27 февраля 2020 19:32
    У нас были клёвые зубры
    1. +5
      27 февраля 2020 21:47
      Они и есть. Но это разный тип кораблей. Совсем разный.
      1. 0
        27 февраля 2020 21:57
        Один на ходу...
        1. +3
          27 февраля 2020 22:11
          Плюс к нему ещё один у нас в третьем цехе стоит на СЗ"Море".
          Говорят- греческий. Но никаких опознавательных знаков не имеет.
          Вообще- ходили разговоры за постройку серии из пяти штук.
          Пока всё тихо. Да и как быть громко? Корабли- то мы построим. Я, только-за! А кучу турбин газовых где возьмем?
  8. +2
    27 февраля 2020 19:53
    «При строительстве кораблей пришлось идти на компромисс в конструкции носовой части, по-видимому, чтобы уменьшить вес, – пишет Гилмор в письме американскому конгрессу. – В результате многие суда стали получать повреждения алюминиевого корпуса из-за столкновения с волнами».

    «Однако даже при усилении носовой части она может быть повреждена высокой волной», – указал он.

    По мнению Гилмора, EPF не должны выходить в море во время сильного волнения либо «ходить на низких скоростях».

    На ремонт первого корабля, полученного в 2012 г и испытанного в неспокойном море, было потрачено $ 511 тыс. Ремонт последующих трёх обошелся уже дороже – более миллиона на каждый корабль. Пятый EPF в настоящее время ожидает ремонта.
    1. -2
      28 февраля 2020 13:40
      Их вообще фиг поймёшь, корпус LCS-18 - посудины прибрежной зоны, спроектирован явно грамотней и мореходней, а вот у этого (десантного), якобы на дальние расстояния, если не предусмотрено штатное "притопление" до обводов однокорпусного судна, мореходность даже и не может вызвать доверия
      1. +1
        28 февраля 2020 13:46
        Цитата: prodi
        корпус LCS-18 - посудины прибрежной зоны, спроектирован явно грамотней и мореходней,

        Тримаран вообще самая мореходная компоновка для ВИ менее 3000 тонн.
        Поэтому торможение развития зеленодольских САР(судно с аутригерами) считаю прямым вредительством.

        Цитата: prodi
        а вот у этого (десантного), якобы на дальние расстояния, если не предусмотрено штатное "притопление" до обводов однокорпусного судна, мореходность даже и не может вызвать доверия

        Сэкономили дважды
        - взяв в основу гражданское судно из сплавов легких металов
        - для уменьшения массы убрали носовую часть обеспечивающую мореходность
        1. 0
          28 февраля 2020 13:59
          а какая носовая часть у катамарана вообще может обеспечить мореходность?
          1. +1
            28 февраля 2020 14:05
            Цитата: prodi
            а какая носовая часть у катамарана вообще может обеспечить мореходность?

            типа как здесь
            1. 0
              28 февраля 2020 14:10
              понятно, т.е. опять, имитация тримарана
  9. +5
    27 февраля 2020 21:36
    Интересная статья. Автору- плюс. Посудины интересные конечно.
    В ходе ознакомления посетили вопроы к американскому судострою.
    Покраска корабля снаружи... Я так понимаю- религия не позволяет.
    Это немного странно, т.к. у нас принято корабли защищать ЛКП. Более того, ОТК нам давеча- предьявило за недостаточно тщательную зачистку сварных швов. Обьясняя это тем, что недостаточно качественно может лечь краска и начнется ускоренное корродирование под ней. Причем речь идёт за АМг и причем- внутри корпуса. Куда по идее вода не особо должна попадать, если пароход не изволит тонуть.
    Погрузка происходит своими силами. Замечательно. Как происходит выгрузка? Понятно, что ответ- аналогично. Но если по причалам вдруг нанесли удар ВКС РФ(по каким-то причинам)?
    Кроме того, не освещён вопрос, куда именно и в каком количестве загружается техника. Судя по виду опять же с кормы- загоняется в недра корпуса. Но сколько и чего- неизвестно.
    Поплавки имеют плоскодонную схему судя по виду с кормы. Почему- то думал, что это не самое оптимальное решение в плане обтекаемости.
    Ну то, такое... В целом- пароход интересный, наверняка прогрессивный. Интересно было бы соорудить аналогичный в экспериментальных целях.
    В плане скорости сооружения... Не стоит считать, что наш судострой- глупее вражеского. Скорее наоборот. Все методы в основном одинаковые. Только наши- голыми руками и на коленке ваяют( причем не сильно хуже), а у тех, да с таким обеспечением, да с таким оборудованим- пароходы сами собой строиться должны.
    1. +6
      27 февраля 2020 23:26
      Цитата: Бензорез
      Как происходит выгрузка?


      Цитата: Бензорез
      Но если по причалам вдруг нанесли удар ВКС РФ(по каким-то причинам)?

    2. +6
      27 февраля 2020 23:33
      Цитата: Бензорез
      Но сколько и чего- неизвестно.

      Констанца, 18-й год, тренировка.


    3. +1
      27 февраля 2020 23:52
      они алюминиевые, насколько понимаю, не ржавеют
      1. +2
        28 февраля 2020 19:48
        Сплавы алюминия действительно не ржавеют в принятом для стали понимании.
        Беда в том, что под воздействием той же морской воды ( да и не только) без соответствующей защиты он со временем начинает превращаться в подобие порошка. Ну и рассыпаться соответственно.
        Причем, куда быстрее стали судостроительной.
  10. +2
    28 февраля 2020 00:09
    40 узлов? 75 км/ч? Лихо... Интересно, это при какой бальности волнения на море
    1. +1
      28 февраля 2020 19:52
      В полигонных условиях. На мерной миле видимо и показал.
  11. 0
    29 февраля 2020 20:10
    имеет несколько кубриков, которые могут оснащаться пассажирскими креслами (312 шт.) или койками (104 шт). Продолжительность плавания с учетом запасов судна ограничена 4 или 14 сутками соответственно.

    Хороший стимул для морпехов. Посидишь 4 суток в кресле, хоть куда запросишься, хоть в бой!
  12. 0
    9 мая 2020 16:12
    Дальность какая-то непонятная, 1500миль. Как они их использовать хотят? Самостоятельно оно из Америк никуда уплыть не сможет.

    Болтаются в составе АУГ в 700...800 км от берега условной "кореи" и при необходимости делают рывок с десантом?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»