Пойнт-Хонда, или Как выйти сухим из воды

63
Пойнт-Хонда, или Как выйти сухим из воды

Уважаемые читающие, наверняка многих из вас учили в детстве, что делать несколько дел одновременно, а тем более спустя рукава — это не очень хорошо. Это даже вредно, доказано пятыми точками, в случае, если голова не думала о том, что делают остальные части тела.

Сегодняшнее повествование будет о событиях почти столетней давности, но вот в чем дело: есть вещи, которые не имеют срока давности и могут служить примерами и через 200 лет.



Все мореманы и сведущие уже поняли, что речь пойдет о происшествии у Пойнт-Хонда или, как его называют в Америке, Point Honda Disaster.

Но посмотрим на это событие с несколько иной точки зрения. Так будет интереснее.

Для начала небольшой экскурс в историю. Дело было в 1923 году. Первая мировая давно закончилась, страны уже начали привыкать к мирной жизни.

За всю Первую мировую флот США, который воевал… нет, воевал, потери флота составили 438 офицеров и 6 929 матросов. И три (!) боевых корабля.

Старый (в/и 420 тонн) эсминец «Чонси» был протаранен британским транспортом «Роуз» и пошел на дно с четвертью экипажа, эсминец «Якоб Джонс» (в/и 1 000 тонн) и корабль береговой охраны «Тампа» (в/и 1 100 тонн) были торпедированы германскими подводными лодками.

За год участия в войне.

И вот в абсолютно мирный день 9 сентября 1923 года ВМС США потеряли сразу семь новых боевых кораблей. И два корабля, получивших повреждения, удалось спасти.

В целом один человек оказался более эффективен, чем все немецкие ВМС Первой мировой войны.

Если внимательно проанализировать это происшествие, то получается, что к этому кошмару привела целая цепочка событий. Самое интересное заключается в том, что выбей из этой цепочки хоть одно звено, и такого происшествия не случилось бы.

Но все сыграло так, что США потеряли не просто семь новых кораблей, а семь новейших эсминцев, коллеги которых вполне себе дожили-дослужили до Второй мировой и там принимали участие, хоть не на первых ролях, но все-таки служили.

Виновным по идее надо было бы признать командира соединения, устроившего такое шоу.

Знакомьтесь, капитан первого ранга Эдвард Хоу Уотсон.


Выпускник военно-морской академии США в июне 1895 года. Служил на крейсере «Детройт» во время Испано-американской войны. После командовал судном снабжения «Селтик», служил старшим офицером линкора «Юта», после линкора — командиром канонерской лодки «Уилинг».

Большую часть Первой мировой войны Уотсон провел, командуя войсковым транспортом «Мадаваска», затем броненосцем «Алабама», получив Военно-морской крест за «исключительно преданную службу».

Уотсон был неплохим моряком. К 46 годам стал капитаном первого ранга – это показатель. Командовал большим кораблем (линкор «Алабама»), был военно-морским атташе в Японии.


В общем, хороший список для служаки, который хотел бы умереть адмиралом. А Уотсон очень хотел, по-видимому.

Однако по стандартам и положениям американского флота адмирал должен был уметь командовать соединениями кораблей и иметь реальный опыт. То есть быть не бумажным, а настоящим флотоводцем.

В штабе флота решили, что Уотсон достоин адмиральских лампасов и назначили его командовать 11-й флотилией эсминцев. Это была первая ошибка.

Командир эсминца или соединения эсминцев – это реально не простой офицер. Если исходить от типа корабля и методов его применения, то я как-то позволил себе назвать эсминец «морским расходником». Действительно, эскадренный миноносец – особый корабль. Быстрый, маневренный, но совершенно не защищенный. Броня более чем условная. Оружие


В общем, это корабль, который надо применять не так как линкор или крейсер. Даже против себе подобных.

Отсюда и командир эсминца должен быть не простым офицером. Для него очень важны быстрота и решительность в принятии решений, известная доля авантюризма и умение рисковать. Очень полезные качества для боя, но, как показала практика тысяч примеров, в мирное время такие качества человека могут стать источником дополнительных проблем.

Так и случилось. Правда, неизвестно, насколько этими качествами был наделен Уотсон, история об этом умалчивает. Но в списке кораблей, на которых служил Уотсон, эсминцеподобное отсутствует вообще. Войсковой транспорт, линкор, канонерская лодка – это корабли несколько иного характера.

Тем не менее, в июле 1922 года Уотсона назначили командовать соединением эсминцев… В общем – сами виноваты.

Летом 1923 года флот начал большие маневры. Весь Тихоокеанский флот США принял в них участие и вокруг и около Калифорнии было несколько оживленно. По окончании маневров соединения кораблей начали расходиться по своим местам дислокации.

11-я флотилия эсминцев, выстроившись в колонну из 14 кораблей, начала движение в направлении Сан-Диего.


Все эсминцы в соединении были одного типа, «Клемсоны», заложенные в самом конце войны, с 1918 по 1919 годы. То есть фактически новые. Каждый стоимостью 1 миллион и 850 тысяч долларов в ценах 1920 года. Если пересчитать в современные – около 27 миллионов современных.

Это были эсминцы последней серии, так называемые гладкопалубные, не имевшие полубака. Водоизмещение «Клемсонов» составляло 1250 тонн, длина 95 м, скорость 35,5 узла. Вооружение состояло из 4 орудий 102 мм и 12 торпедных аппаратов. Экипаж по штату насчитывал 131 человека.


Уотсон держал свой флаг на эскадренном миноносце «Дельфи».


За флагманом шли три колонны эсминцев, подивизионно.

31-й дивизион: «Фаррагут», «Фуллер», «Персиваль», «Сомерс» и «Чонси».

32-й дивизион: «Кеннеди», «Пол Гамильтон», «Стоддарт» и «Томпсон».

33-й дивизион: «С. П. Ли», «Янг», «Вудбери» и «Николас».

Первым звеном в цепочке событий стало разрешение контр-адмирала Самнера Киттеля для флотилии на переход в Сан-Диего 20-узловым ходом.

Вообще, в мирное время ради экономии расход топлива был нормирован. Бюджет, как говорится, не резиновый. Потому эсминцам не разрешали превышать скорость в 15 узлов на переходах. Однако, время от времени надо было «давать гари» в прямом смысле слова ради проверки всех систем корабля. Учитывая, что до конца года после продолжительных маневров никаких походов не предвиделось, Киттель РАЗРЕШИЛ Уотсону совершить марш на базу в Сан-Диего на скорости 20 узлов.


Не ПРИКАЗАЛ, а РАЗРЕШИЛ. Разница есть, очевидно. Но Уотсон воспринял это не просто так, а как приказ, по выполнении которого ему будут какие-то бонусы и преференции. Возможно, что и так, и почти 900-километровый переход за короткое время что-то да дал бы будущему адмиралу. Особенно, быстрый и безаварийный переход. Суточный, вместо полуторасуточного.

Море, как отмечали многие очевидцы, было на редкость спокойным. Эсминцы были оснащены новейшим радиооборудованием: радиопеленгаторами. На то время – самое продвинутое оборудование, аналог современного GPS, которое реально позволяло безопасно провести корабли от точки А до точки Б.

Но была проблема. И заключалась она в том, что ни командир флотилии, ни его штурман Хантер совершенно не доверяли этой системе. Более того, Уотсон запретил подчиненным самостоятельно сверять место по пеленгатору, дабы «не загружать канал». Тогда система могла обрабатывать только один вызов в единицу времени. Можно это назвать второй частью назревающего кошмара. Вполне можно.

В день выхода флотилии сперва была хорошая погода, но затем она начала портиться. На море упал туман, штука совершенно не редкая в здешних широтах зимой и осенью. И, наконец, на флагманском корабле сломался гирокомпас. Но настоящие морские волки сказали «Ну и ладно!» и пошли по магнитному компасу.


А погода продолжала портиться. Видимость ухудшалась, и Уотсон принял довольно логичный ход: выстроил корабли из трех колонн в одну кильватерную. Дабы избежать столкновений друг с другом в тумане.

Но Уотсон и Хантер не приняли в расчет еще одну вещь, которая вроде бы и случилась далеко, с другой стороны… С другой стороны мира, 1 сентября 1923 года, в Японии произошло Великое землетрясение Канто силой 7,9 балла. Оно не только стало причиной гибели нескольких сотен тысяч человек, и практически стерев с лица земли Токио и Иокогаму, но и вызвало 13-метровые цунами. Волны постепенно докатились через весь Тихий океан до американского побережья, ослабев по пути, конечно, но не полностью. Морские течения под их воздействием изменили свою скорость, что привело в итоге к штурманской ошибке. Три.

И сразу четыре. На «Дельфи», в нарушение всех возможных предписаний, имелся гражданский пассажир — Юджин Доуман, знакомый Уотсона еще по Японии, которого капитан любезно решил подкинуть до Сан-Диего.

Конечно, старых знакомцев объединяло множество тем, так что Уотсон не сильно утруждал себя появлением на мостике, отдав бразды правления Хантеру. А сам вместе с гостем, вероятно, обсуждали некие перспективы и все прочее. За стаканчиком. Стаканом.

В 14:15 береговая станция пеленга Пойнт-Аргуэльо дала эскадре азимут 167 градусов. Согласно переданному на «Дельфи» азимуту, эсминцы находились южнее маяка Аргуэльо, в то время как они лишь приближались к нему с севера. Прежде, чем удалось установить истинный азимут, произошел довольно длительный радиообмен. Да, у Хантера были реальные претензии к системе пеленгации, что в 1923 году было делом в общем-то нормальным. Несовершенство аппаратуры – дело вполне житейское.

Вообще, было бы неплохо взять, подойти к маяку и точно установить свое место на карте. Но Хантер этого не стал делать. Видимо, рассчитывал обойтись без новомодных штуковин. И колонна дальше пошла по счислению.


Однако волнение все усиливалось, мало того, что течения давали снос в не совсем привычных направлениях, так еще и винты эсминцев часто оказывались над волнами, вращаясь вхолостую. Это тоже оказывало свое воздействие на расчеты, увеличивая расхождение между истинным и расчетным местоположением эскадры.

По мере движения корабля накапливается ошибка в счислении: чем больше пройденное расстояние от исходной точки, тем меньше точность результата расчета текущего места. Это происходит по различным причинам, как объективным (боковой снос корабля течением или ветром, снижение или увеличение истинной скорости в силу тех же факторов), так и субъективным (всевозможные ошибки штурмана).

Поэтому по мере движения необходимы регулярные уточнения местоположения. При плавании вдоль берега доступен самый простой способ: наблюдение береговых ориентиров с известными координатами, например, маяков. Целям уточнения места корабля также могло служить измерение глубины. Но это так… для тех, кто не совсем уверен в своих расчетах или слишком осторожен. Морские волки поступают иначе.

В 20:00, когда флотилия находилась в походе уже 13 часов, флагман передал командирам кораблей свои расчетные координаты, но не потребовал от них указать свое место, хотя обязан был это сделать.

Конечно, на некоторых кораблях штурманы заметили расхождения между собственной прокладкой курса и данными флагмана, но никто не полез корректировать координаты. Инициатива была наказуема в армиях и флотах во все времена, и американский исключением не был. Ну все и промолчали. Вдруг и правда адмиралом станет Уотсон?

И следуя таким курсом, через час, в 21:00, Уотсон приказал повернуть «Дельфи» на восток к проливу Санта-Барбара. Кильватерная колонна пошла за флагманом.

Через пять минут «Дельфи» на скорости 20 узлов врезался в скалу Пойнт-Хонда и распорол днище по правому борту. В машинном отделении начался пожар, три человека погибли от травм, полученных при столкновении.

Следом за «Дельфи» на камни наскочили «Сомерс» и «Фаррагут». Им повезло гораздо больше, «Сомерс» вообще успел остановиться, а «Фаррагут» отскочил от скалы и сел на мель, с которой смог самостоятельно сойти. На этих эсминцах обошлось без жертв.

«С. П. Ли», шедший в кильватере у «Дельфи», каким-то чудом успел отвернуть и не врезался во флагман, но нашел свою скалу. От скалы ему уйти не удалось. Жертв тоже не было.





На корме так мило упаковочки глубинных бомб смотрятся…

Эсминец «Янг». У многих очевидцев сложилось мнение, что на мостике то ли никого не было, то ли все оцепенели, потому что корабль не сделал ни малейшей попытки уйти от скал. В итоге корпус был разорван, внутрь хлынула вода, «Янг» завалился на правый борт. Погибло 20 человек экипажа.

«Вудбери» отвернул вправо и спокойно сел на соседнюю скалу. «Николас» тоже отвернул вправо, напоролся скалу и переломился пополам. На обоих судах было множество раненых, но никто не погиб.

Но шоу на этом не закончилось. «Фаррагут», слезший с камней, так энергично сдавал назад, что налетел на идущего сзади «Фуллера». Причем удивительно, но «Фаррагут» помял новое ведро, отделавшись легким испугом, а вот «Фуллер», пытаясь уклониться от столкновения, ожидаемо тоже налетел на скалу и затопил машинное отделение.

«Чонси» успел остановиться, но дальше дал ход и пошел вперед для того, чтобы оказать помощь попавшим в беду кораблям. И, естественно, тоже сел на камни.




«Персиваль», «Кеннеди», «Пол Гамильтон», «Стоддарт», «Томпсон» избежали скал.






























































Была развернута спасательная операция, и все экипажи попавших в аварию кораблей в итоге оказались на берегу.


Все четырнадцать капитанов и одиннадцать других офицеров попали под трибунал. Виновными суд признал троих: Уотсона, флаг-штурмана Хантера и командира «Николаса» Реша. За компанию.

Самое интересное – это приговоры. Никто не был расстрелян, посажен, изгнан со службы. Даже просто не уволили никого. Наказанием стала задержка в присвоении очередного звания. Уотсона, правда, от кораблей убрали куда подальше, и службу он заканчивал помощником коменданта 14-го военно-морского округа, который находился на Гавайях. И в 1929 году вышел в отставку.

Вообще-то, удивительно мягкий приговор раздолбаям, которые разбили 7 кораблей стоимостью под 10 миллионов долларов старыми деньгами.

Есть версия, что тут помогли родственники. Дело в том, что мать капитана Уотсона, Гермина Кэри Гратц в девичестве, имела сестру, Хелен Гратц, которая вышла замуж за Годфри Льюиса Рокфеллера… Да, сына Уильяма Рокфеллера-младшего, младшего родного брата «того самого» Джона Дэвисона Рокфеллера…

Хотя вполне возможно, что родственные связи Уотсона тут были абсолютно ни при чем. Суд, демократичный и гуманный американский суд, принял во внимание туман, шторм, несовершенные системы связи…

Остается только сказать, что останки семи новых кораблей после эвакуации всего оборудования, которое уцелело и которое можно было вывезти, были проданы торговцу металлоломом за 1 035 долларов. То есть примерно 15 000 нынешних долларов.
63 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    4 марта 2020 18:24
    Роман, спасибо за статью. Прочел с интересом. Многого до этого не знал
    Такой материал с подробными иллюстрациями и схемами как раз и и есть то, чем всегда славилось ВО
  2. +7
    4 марта 2020 18:36
    good laughing
    Кучно пошли laughing
    Интресно,если бы сегодня янки насадили на скалы с пяток каких-нить своих посудин, Путина обвинили бы в этом или нет? what laughing
    Плюс,написано живым языком good
    ПС Мораль - так может кухарка управлять государством?
    1. +4
      4 марта 2020 18:46
      Цитата: рюрикович
      ПС Мораль - так может кухарка управлять государством?

      1. +12
        4 марта 2020 19:02
        good laughing laughing laughing Респект Василию Иванычу! Ну а по поводу американского "героя" можно сказать так:
        "Нету на свете такого осла,который созерцая свое отражение в луже,не находил в себе черт коня"
        smile
        1. +5
          5 марта 2020 10:05
          Англичане раньше отметились. "Битва" у острова Мэй.
          Крупнейшая в истории подводного плавания катастрофа произошла 31 января 1918 г., однако широкой общественности стало о ней известно лишь через 14 лет, в 1932 г. В течение столь длительного срока английское Адмиралтейство держало в секрете сведения о гибели двух новейших по тем временам подводных лодок, повреждении еще трех подводных лодок и двух надводных кораблей, гибели 115 офицеров и матросов.
          Приветствую hi
    2. -2
      5 марта 2020 22:00
      Дурацкая постановка вопроса!
      Если бы сегодня 5 русских кораблей напоролись на скалы - были бы другие версии, кроме , как "америкосы виноваты"?
      1. -1
        5 марта 2020 22:07
        Цитата: nemoXX
        Если бы сегодня 5 русских кораблей

        Это сказано для тех,кто понимает юмор и любовь западных СМИ в последнее время во всем обвинять русских wink tongue
    3. 0
      23 апреля 2020 18:17
      Вы наверное не помните, как американская эскадра приказала маяку убраться с их пути? Это не сказка, это американцы.
      1. 0
        23 апреля 2020 18:33
        Цитата: zenion
        Это не сказка, это американцы.

        Много смотрю и слушаю разного рода новостей,как политических,так и экономических.А особенно интересны перепетии американской судебной системы. Потому в последнее время "американец" для меня - это уже почти диагноз wassat lol request
  3. ABM
    +4
    4 марта 2020 19:02
    Не слышал эту историю. Интересно
  4. +6
    4 марта 2020 19:07
    Странно, вот почему я смотрю на американские эсминцы, а вижу в них огромную схожесть с нашими "Новиками "???
    1. +10
      4 марта 2020 19:48
      Цитата: Бережливый
      Странно, вот почему я смотрю на американские эсминцы, а вижу в них огромную схожесть с нашими "Новиками "???

      Может, потому, что одинаковые требования рождают одинаковые облики ? МИГ-15-то тоже на Сейбра похож.
      1. +7
        4 марта 2020 20:16
        Цитата: Альф
        Цитата: Бережливый
        Странно, вот почему я смотрю на американские эсминцы, а вижу в них огромную схожесть с нашими "Новиками "???

        Может, потому, что одинаковые требования рождают одинаковые облики ? МИГ-15-то тоже на Сейбра похож.

        Минуснувшему есть что возразить ?
    2. +5
      4 марта 2020 19:49
      "Новик" в своё время задал тренд. Это был действительно удачный и современный корабль. Начали подражать
      1. -5
        4 марта 2020 20:35
        у новиков не удачное расположение артиллерии
        1. +1
          4 марта 2020 22:07
          Почему неудачное? К тому же на разных сериях состав артиллерии разный.
          1. +2
            4 марта 2020 22:38
            Цитата: denplot
            Почему неудачное? К тому же на разных сериях состав артиллерии разный.

            Крайне неудачное, вообще плохо думали. Пучками пушки натыкали, как редиску. laughing
            1. 0
              5 марта 2020 15:11
              По первоначальному проекту было 2 пушки. Потом вкорячили еще 2. Куда можно было, туда и вкорячили. Непонятно почему, вооружив "Новик" вместо 2 пушек 4-мя, следующие серии проектировали снова под 2 пушки. Пришлось снова дополнять. Но корабли это не испортило)).
              1. +1
                5 марта 2020 21:17
                Борьба разных взглядов на концепцию использования эсминцев типа Новик. В тактическом задании МГШ назначение новых эсминцев - мощный удар торпедами дивизионом из 4-5 кораблей. Поэтому в серии для чф поставили 3, а для Балтики 2 орудия. Считалось что количество торпед важней количества орудий. Но война внесла свои коррективы и количество орудий увеличили. На типе Изяслав даже до 5.
    3. +2
      4 марта 2020 20:32
      у новиков не ромбовое расположение гк и не шахмотное расположение та
      1. +1
        4 марта 2020 22:07
        Это как и самое интересное для чего?
    4. +1
      5 марта 2020 15:08
      Вот уж американские гладкопалубники ну, никак на "Новики" не похожи. И прежде всего потому, что они гладкопалубные. Расположение артиллерии и ТА вообще другое.
      Надо понимать, что англичане в то же самое время строили эсминцы нисколько не хуже "Новиков" в огромных количествах.
    5. -6
      5 марта 2020 22:03
      Потому что, "отсталая царская" Россия опередила США почти на 10 лет в создании современных эсминцев!
      Пришлось притормозить ее насаждением большевизма, чтобы не слишком обгоняла.
    6. 0
      7 марта 2020 08:55
      Цитата: Бережливый
      Странно, вот почему я смотрю на американские эсминцы, а вижу в них огромную схожесть с нашими "Новиками "???

      Ничего общего кроме то того, что это корабли и класс один. Расположение ГК и ТА разное, конструкция корпуса разная.
  5. +10
    4 марта 2020 19:27
    Броненосный крейсер USS San Diego был потерян во время переход а из Портсмута в Нью-Йорк. Он подорвался и затонул у восточного побережья США 19 июля 1918 года всего за 28 минут. Погибло 6 членов экипажа. Скорее всего, причиной гибели крейсера стала одна из мин, незадолго до того выставленная немецкой подлодкой U-156 у южного побережья Лонг-Айленда.
  6. +7
    4 марта 2020 20:29
    Фееричная невезуха. belay
  7. +7
    4 марта 2020 20:40
    Я, даже вообще не в курсе был таких событий.
    Жуткое зрелище для судостроя. Повергающее в уныние.
    На месте т. Уотсона- я бы взял "наган" и застрелился. Не дожидаясь разбирательств. Бо это- даже не "фиаско". Это- конец!!! sad
    1. +11
      4 марта 2020 21:10
      Виталий hi Только спокойствие! Вам такое не грозит. Вы уже контр-адмирал, а Уотсон к нему шёл, но напоролся на скалы. wink
    2. +4
      4 марта 2020 21:11
      Цитата: Бензорез
      На месте т. Уотсона- я бы взял "наган" и застрелился. Не дожидаясь разбирательств. Бо это- конец!

      Американец не японец, харакири делать не будет. Да и сколько в мире судов тонет.
      1. +6
        4 марта 2020 21:30
        Дак, тонет -то тонет. А тут- под твоим мудрым руководством такие печали образовались, да ещё в столь массовом порядке!
        Как говорит один мой товарищ: я даже не знаю, что тебе сказать!...
        Такие дела... Это не кницу не правильно приварить однако...
        1. 0
          4 марта 2020 22:05
          Цитата: Бензорез
          А тут- под твоим мудрым руководством такие печали образовались, да ещё в столь массовом порядке!

          Это у Гитлера, за утерю боевой техники расстреливали, а у полосатиков только выговор без занесение в личное дело.
          1. +4
            4 марта 2020 22:22
            Куда катится этот мир! Боже мой. И эти люди пытаются рулить МИРом... recourse
          2. +1
            5 марта 2020 15:38
            Им не о чем было переживать. Этих гладкопалубников они настроили столько, что сосчитать не могли. Девать было некуда. Тренировались моряки. И поди ж ты, флот создали.
        2. 0
          22 июня 2020 13:38
          На Балтике перед ПМВ еще на угольных ЭМ типа "Пограничник" учились ходить в шхерах. Тогда тоже много ЭМ покалечили. Правда, не потеряли ни одного, но пробоины и повреждения винто-рулевой группы были не редкостью, Разборы "полетов" конечно же были, но сведений о наказаниях командиров за эти навигационные аварии мне не попадалось.
  8. +5
    4 марта 2020 21:03
    Остается только сказать, что останки семи новых кораблей после эвакуации всего оборудования, которое уцелело и которое можно было вывезти, были проданы торговцу металлоломом за 1 035 долларов. То есть примерно 15 000 нынешних долларов.
    Роман, большое спасибо за статью! Получил огромное удовольствие от реальной, но тем не менее увлекательной, трагичной, но в то-же время и комичной истории! Впервые о ней услышал, так как далёк от ВМФ. Основываясь на личном опыте считал, что в мирное время бОльших раздолбаев, чем наши военные не бывает, но Вы здорово сумели меня успокоить! Спасибо!!! good
  9. 0
    4 марта 2020 21:17
    Хорошая, грамотная статья. Спасибо.
  10. +1
    4 марта 2020 21:44
    Интересно,не знал о таком побоище.Спастибо! hi
  11. +8
    4 марта 2020 22:10
    Хотя вполне возможно, что родственные связи Уотсона тут были абсолютно ни при чем. Суд, демократичный и гуманный американский суд, принял во внимание туман, шторм, несовершенные системы связи…
    Самое главное, что принял во внимание суд, это то,что Уотсон взял всю вину на себя, под присягой подтвердив, что в происшествии виноват исключительно он лично и его действия. Все остальные выполняли только его указания.
    1. +3
      4 марта 2020 23:44
      Ничего плохого сказать не хочу, но на минуту представил себе, какие были бы последствия, случись подобная авария в СССР, в те же годы и в таком же масштабе.
      Инфо для ура-патриотов: "матрасов, пи --с о в и англосаксов ненавижу до посинения". no
  12. +2
    4 марта 2020 22:41
    Отличная статья! автору спасибо!! Набор фотографий вообще отличный, все самое интересное по этому инциденту.

    Классический эпик-фэйл! Прямо само в учебники попросилось. На тему как не надо управлять соединением кораблей.
    1. +6
      4 марта 2020 22:54
      За 28 лет до посадки на камни американской группы эсминцев была тоже «коллективная» посадка кораблей на мель. В ноябре 1895 г. из 7 броненосцев французской средиземноморской эскадры, которой командовал вице-адмирал Жерве, 4 сели на мель. Тогда этот «небывалый случай в летописях европейских флотов» служил долго злобой дня французской печати и прессы других стран.
      Но в посадке броненосцев был целый ряд смягчающих обстоятельств. Прежде всего, причиной посадки кораблей на мель явилось то, что мелкие глубины в месте посадки не были обозначены на карте. Затем для предупреждения посадки других кораблей командующий эскадрой своевременно подал необходимые сигналы. Наконец, все 4 корабля были довольно быстро сняты с мели под руководством самого командующего эскадрой. Именно поэтому никто из командиров броненосцев и сам командующий эскадрой не понес никакого наказания, хотя дело это рассматривалось в различных инстанциях. Приняли во внимание еще и то, что ни один из броненосцев практически не получил повреждений, да и человеческих жертв при этом тоже не было.
    2. +7
      4 марта 2020 23:38
      Так он во всех учебниках и присутствует, как обойдёшь такое. request
      М-да, адмиралом Уотсон так и не стал, но всё же себя обессмертил... в одном строю с Геростратом.
      1. +4
        5 марта 2020 00:13
        Цитата: Морской Кот
        адмиралом Уотсон так и не стал, но всё же себя обессмертил...

        По уму там и с командиров кораблей надо было спрашивать. Тем более что некоторые штурмана расхождение по времени поворота от расчетного заметили. (Автор польстил Уотсону припомнив цунами.. Его флагманский штурман просто ошибся.)

        Что характерно, поучать флагмана никто не решился. request
        1. +2
          5 марта 2020 00:19
          Да уж насчёт командиров наверняка выводы сделали, но судить-то их как, раз Уотсон взял всю вину на себя.
          1. +3
            5 марта 2020 00:26
            Цитата: Морской Кот
            но судить-то их как, раз Уотсон взял всю вину на себя.

            Формально каждый командир персонально отвечает за свое судно. Но видимо флотские очень хотели замять это дело, вот и закрыли глаза на все что можно. :)
            1. +4
              5 марта 2020 00:30
              Согласен, и это естественно, никто не любит "выносить сор из избы". Общее правило для всех стран и народов. smile
  13. 0
    4 марта 2020 23:09
    Да ужжж....
  14. +10
    4 марта 2020 23:51
    Тут на днях была статья о крейсерах типа Hawkins. В том числе о гибели крейсера Raleigh у Лабрадора. Кстати при эвакуации л.с. погибло 10 человек. Но дурость на этом не закончилась. 6 лет спустя Британское Адмиралтейство отправляет крейсер Dauntless в место гибели людей с Raleigh. Чтобы установить там памятник, он был на борту. 2 июля около 14 ч 00 мин в туманную погоду Dauntless сам выскочил на камни - примерно там же. С огромным трудом спасли..... Так что и бритты могут если что wassat
  15. kig
    +4
    5 марта 2020 03:56
    ну и в дополнение:

    Captain Watson ... was commended by his peers and the government for assuming full responsibility for the disaster at Honda Point. He could have tried to blame a variety of factors for the disaster, but instead, he set an example for those others by accepting the responsibility entirely on his shoulders.

    Перевожу это так: коллеги Уотсона выразили ему уважение за то, что он не брыкался, не ссылался на множество факторов, которые привели к такому печальному результату, а полностью принял вину на себя.
  16. +1
    5 марта 2020 08:12
    Сергей "наше всё" Георгиевич Горшков тоже по молодости чудил. Эсминец "Решительный" знает.
    Так что у всех бывают осечки. Человеку свойственно и т.д.
    1. +4
      5 марта 2020 11:41
      Цитата: Alex_59
      Сергей "наше всё" Георгиевич Горшков тоже по молодости чудил. Эсминец "Решительный" знает.

      О да... разбить на камнях при буксировке первую и единственную на тот момент "семёрку" ТОФ не каждому дано.
      1. +1
        5 марта 2020 12:54
        Цитата: Alexey RA
        разбить на камнях при буксировке первую и единственную на тот момент "семёрку" ТОФ не каждому дано.

        И ведь тоже не наказали. Даже без родственников Рокфеллеров ))
  17. +2
    5 марта 2020 13:35
    Автор пишет:
    самое продвинутое оборудование, аналог современного GPS, которое реально позволяло безопасно провести корабли от точки А до точки Б.

    Тут же сам себе противоречит:
    В 14:15 береговая станция пеленга Пойнт-Аргуэльо дала эскадре азимут 167 градусов. Согласно переданному на «Дельфи» азимуту, эсминцы находились южнее маяка Аргуэльо, в то время как они лишь приближались к нему с севера. Прежде, чем удалось установить истинный азимут, произошел довольно длительный радиообмен. Да, у Хантера были реальные претензии к системе пеленгации, что в 1923 году было делом в общем-то нормальным. Несовершенство аппаратуры – дело вполне житейское.


    И один азимут никак не дает возможность определить местоположение, радиотриангуляция требует минимум двух радиомаяков для определения приблизительного местоположения - 1923 год - радионавигация в зачаточном состоянии. Ошибки пеленгов - огромны.
    Метод определения того времени - амплитудный (скорее всего по максимуму) - ошибки могли составлять 3-5 градусов угловой величины в зависимости от дальности от радиомаяка - десятки км.
    Были все основания не доверять новой системе.
    1. +1
      5 марта 2020 15:28
      Да, 3-5 градусов ошибки на небольшом корабле даже для компаса (как и пеленгатора) за счастье. И то на спокойной воде. Два пеленга для определения места - это достаточно, чтобы в опасном районе стать осторожным. Море плоское.
      1. 0
        5 марта 2020 15:29
        Весь мир открыли с 32 румбами((( на картушке. И было достаточно.
  18. +1
    5 марта 2020 13:46
    Да и в наш век GPS и неплохо исследованных рельефов дна, случаются прецеденты:

    USS San Francisco (SSN-711)
    8 января 2005 в 02:43 по гринвичскому времени подводная лодка Сан-Франциско в 675 километров (364 милях, 420 милях) к юго-востоку от Гуама на скорости 30 узлов, на глубине 160м столкнулась с подводной скалой.

    Район и рельеф дна, был недостаточно хорошо исследован.

    виновным в столкновении субмарины с подводной горой был признан командир АПЛ Кевин Муни Муни отстранен от должности и получил письменный выговор, который «нанесет урон его карьере», сообщает издание. Селтон сообщил газете, что, по мнению командующего 7-м флотом ВМС США вице-адмирала Джонатана Гринерта, во время следования подводного корабля «на борту «Сан-Франциско» не были выполнены несколько важных процедур по планированию штурманской работы и маршрута. «Не обеспечив выполнение этих стандартных процедур, Муни поставил под угрозу свой корабль».
    1. 0
      5 марта 2020 19:27
      Цитата: Дмитрий Владимирович
      на скорости 30 узлов, на глубине 160м столкнулась с подводной скалой.

      Это куда же она так спешила ? Экипажу очень пива свежего захотелось ? Или к бабам приспичило ?
  19. +2
    5 марта 2020 15:24
    Такие случаи не единичны. Англичане кучу кораблей потопили таким образом. Даже броненосцы.
    Наши мореманы не лучше. "Новик" пер в туман 33 узла. Только снизил ход, вылетел на камни. В 15-м году. "Забияка", чуть позже, тоже на хорошем ходу влетел. Спасший его с камней "Орфей", возвращаясь домой тоже вылетел на камни.
    В общем, при том уровне навигации лихие командиры садили свои эсминцы оптом и в розницу.
    Даже в нынешние времена командиры чудесят.
    1. +1
      5 марта 2020 17:44
      Цитата: mmaxx
      Наши мореманы не лучше. "Новик" пер в туман 33 узла. Только снизил ход, вылетел на камни. В 15-м году. "Забияка", чуть позже, тоже на хорошем ходу влетел. Спасший его с камней "Орфей", возвращаясь домой тоже вылетел на камни.

      Можно ещё вспомнить корабли покрупнее: вылетевший на камни в РЯВ "Богатырь" и проехавшийся по банке Фарэ в ПМВ "Рюрик-Второй". Или немецкий "Магдебург". smile

      А если вспоминать соединения кораблей, угробленные командирами, то сразу приходит на ум немецкая 10-я флотилия ЭМ в ПМВ и её путешествие туда и обратно по минам.
  20. +1
    5 марта 2020 22:15
    Мне не вполне понятно страстное желание "советских" непременно казнить американского кандидата в адмиралы за жалкие 7 эсминцев!
    ВСЕ советские адмиралы, вместе взятые за всю 2-ю Мировую (и с 1919 г по сей день) не сумели утопить ни одного (!) боевого корабля противника, крупнее британского эсминца "Виториа" в/и 1300 тонн в 1919 г.
    При чем, при наличии формально, довольно сильного и очень не дешевого флота!
    И ничего - "увековечены" в названиях боевых кораблей, будучи не замеченными ни в одной серьезной морской битве.
    И корабли теряли, и АПЛ топили... всё равно, "герои".
    Вот что, надобно бы, оценить и осмыслить, а не на "америкосов" пенять.
    1. 0
      6 марта 2020 12:38
      Цитата: nemoXX
      ВСЕ советские адмиралы, вместе взятые за всю 2-ю Мировую (и с 1919 г по сей день) не сумели утопить ни одного (!) боевого корабля противника, крупнее британского эсминца "Виториа" в/и 1300 тонн в 1919 г.

      Кхм... вообще-то, был ещё ММ Т-31, утопленный советскими ТКА на Балтике.
  21. 0
    6 марта 2020 17:52
    Цитата: Alexey RA
    Кхм... вообще-то, был ещё ММ Т-31, утопленный советскими ТКА на Балтике.

    Можно добавить минзаг "Кёниген Луизе" (3300т.) в 1941, плавбатарею "Ниобе" (3500т.) в Котке 1944, КРВП "Орион" (15700т.) в 1945 и так по мелочи (ПЛ, СКР, ОПЛ и т.д.)
  22. 0
    14 марта 2020 23:20
    Да этих бы янки в те годы в состав ВМФ СССР! Тогда бы почувствовали , как бы в лучшем случае их "вывернули ежом наружу". А скорее - "к стенке"!