Поисково-спасательный вертолёт Sikorsky HH-60W Jolly Green II: между испытаниями и серией


В интересах поисково-спасательной службы военно-воздушных сил США в настоящее время ведутся работы по созданию перспективного вертолета Sikorsky HH-60W. Этот проект доведен до мелкосерийного производства и войсковых испытаний, а в обозримом будущем ожидается запуск полноценного серийного строительства. Новые вертолеты, отличающиеся повышенными характеристиками, должны будут заменить технику предыдущей модели.


Современная замена


В настоящее время основным вертолетом ПСС ВВС является HH-60G Pave Hawk, созданный еще в восьмидесятых годах. В строю остается 113 машин этого типа, пригодных к эксплуатации в течение нескольких следующих лет. Несмотря на постоянные модернизации, такая техника морально устарела и требует замены. С конца девяностых годов предпринимались попытки создания нового вертолета, но первые проекты такого рода не увенчались успехом.

В 2013-14 гг. Пентагон закрыл очередную программу по замене Pave Hawk и вскоре запустил новый проект. В июне 2014 г. компания «Сикорский» получила заказ на создание современной модификации вертолета HH-60 с последующим запуском серийного производства. Вскоре перспективная машина получила официальный индекс HH-60W. В качестве основы для этого вертолета предложили использовать существующий проект UH-60M.


Первый контракт стоимостью 1,3 млрд долларов предусматривал разработку проекта и строительство четырех опытных вертолетов. Следующую партию из пяти машин следовало поставить не позднее 2020 г. В общей сложности ВВС желали получить 112 новых вертолетов в срок до 2029 г. Ожидаемая общая стоимость всех подобных контрактов – 7,9 млрд долл.

Первые образцы


17 мая 2019 г. состоялся первый полет первого опытного HH-60W, продолжавшийся более 70 минут. За это время летчики-испытатели выполнили объемную полетную программу и подтвердили высокие летные характеристики вертолета. Всего через несколько дней в воздух подняли вторую машину. Еще два прототипа вышли на летные испытания в течение нескольких следующих месяцев.

Первые четыре машины относятся к стадии опытно-конструкторских работ (Engineering & Manufacturing Development). Затем требуется построить еще пять вертолетов в рамках этапа отработки System Demonstration Test Articles. При помощи девяти опытных машин ВВС и «Сикорский» изучат и проработают все вопросы конструкции и применения техники.


По состоянию на конец февраля 2020 г. в испытаниях участвует семь вертолетов HH-60W. В это число входят четыре опытные машины по EMD и три вертолета этапа SDTA. Два вертолета переданы военно-воздушным силам для испытаний в условиях реальной авиабазы. Площадкой для такой проверки стал аэродром Дюк-Филд из состава базы Эглин (шт. Флорида).

По результатам первых испытаний опытной техники, проведенных в прошлом году, ВВС одобрили переход проекта в новую стадию. В сентябре компания Sikorsky получила заказ на т.н. первоначальное производство низкого уровня (LRIP). Первая партия в рамках LRIP должна включать 10 вертолетов с поставкой в 2020-2021 гг. Строительство этой техники начнется после завершения работ по вертолетам SDTA.

Новый заказ и новое имя


27 февраля произошли новые важные события. По результатам предыдущих работ и успехов последнего времени компания Sikorsky получила новый заказ. На этот раз речь идет о второй партии вертолетов «низкого уровня производства» – это 12 машин общей стоимостью более 500 млн долл. Первые вертолеты этого заказа ожидаются в следующем году, после завершения работ по первой партии LRIP.


Также ВВС объявили, что перспективный вертолет HH-60W, в соответствии с имеющимися традициями, получает собственное имя. Новую машину назвали Jolly Green II. Такое название отсылает к прозвищу Jolly Green Giant («Веселый зеленый великан»), которое во время Вьетнамской войны получили вертолеты поисково-спасательной службы. Их характерная зеленая окраска вызывала ассоциации с персонажем из рекламы консервированных овощей.

Планы на будущее


Существующие контракты, в т.ч. подписанный на днях, предусматривают поставку четырех партий вертолетов HH-60W Jolly Green II общей численностью 31 единица. 7 вертолетов построены и выведены на испытания; 2 из них переданы военно-воздушным силам. Таким образом, в 2020-22 гг. компании «Сикорский» предстоит построить еще 24 вертолета – оставшиеся опытные SDTA и две партии LRIP.

После этого ожидается запуск полномасштабной серии, которая сможет обеспечить выполнение всех имеющихся планов ВВС. Еще несколько лет назад было объявлено, что для замены 113 устаревших вертолетов HH-60G закажут 112 новых HH-60W. Таким образом, обновление парка будет производиться в пропорции «один к одному» по количеству, но с заметными последствиями для качества.


Имеющиеся заказы предусматривают поставку 26 серийных вертолетов из 112 запланированных. Таким образом, в ближайшем будущем Пентагон и Sikorsky подпишут новые соглашения на 86 машин с производством в рамках полноценной серии. Вероятно, контракт появится уже в этом году, и его выполнение начнется после завершения текущих этапов.

Согласно существующим планам, поставки HH-60W Jolly Green II должны продолжаться до 2029 г. В зависимости от сроков запуска, полномасштабное серийное производство продлится порядка 8-9 лет. Таким образом, для своевременного выполнения всех планов компании-производителю придется выйти на темпы ок. 9-11 вертолетов в год. Пока производство идет медленнее, что связано, главным образом, с текущей стадией проекта.

Основные преимущества


Новый вертолет HH-60W разработан на базе серийного UH-60M, впервые взлетевшего в 2008 г. Базовая машина выгодно отличается от устаревшего HH-60G и имеет ряд важных преимуществ. Актуальный проект Jolly Green II предусматривает определенную перестройку и переоснащение базового вертолета в соответствии с требованиями ПСС ВВС.


Сохранена эффективная и экономичная силовая установка. При этом топливная система дополнена новыми баками, что привело к почти двукратному росту емкости. Дальность полета увеличена с 360 миль (ок. 580 км) у базовой модели до 700 миль (более 1100 км). Соответствующим образом увеличена продолжительность полета, что повышает эффективность поисково-спасательных работ. Также вертолет имеет штангу дозаправки топливом в полете.

Бортовая электроника частично заимствована у UH-60M и дополнена современными приборами разного назначения. Используется современная «стеклянная кабина» со всем необходимым оборудованием. БРЭО позволяет осуществлять поиск пострадавших, поддерживать связь и выполнять обмен данными между вертолетами и руководителями операции.

Как и другие вертолеты своего семейства, HH-60W может оснащаться пулеметным вооружением для самообороны. Так, в рекламных материалах фигурирует конфигурация с двумя бортовыми пулеметными установками.


Грузопассажирская кабина в средней части фюзеляжа может изменять свою компоновку и конфигурацию, а также оснащаться различным специальным оборудованием. Она может вмещать кресла и носилки разных типов или иное оснащение, соответствующее текущей задаче. Переоборудование вертолета занимает минимальное время, после чего он может приступать к выполнению задания.

Таким образом, новый поисково-спасательный вертолет для ВВС США имеет ряд важных преимуществ, способных положительно сказаться на эффективности его реальной работы. Максимальная унификация с существующей техникой должна упростить производство и эксплуатацию, а новая аппаратура обеспечит решение основных задач.

Впрочем, пока ПСС ВВС США придется пользоваться старой техникой. Компания «Сикорский» занята строительством второй партии опытных образцов и еще не переходила к сборке первых малых серий. Соответственно, массовое производство и поставка вертолетов в строевые части пока остаются делом будущего. Только после этого стартует процесс обновления парка поисково-спасательной службы, который будет продолжаться до конца десятилетия. Это означает, что устаревшие HH-60G еще послужат, хотя и начнут уступать место современным HH-60W.
Автор:
Использованы фотографии:
Sikorsky Aircraft Corp. / lockheedmartin.com
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Коте пане Коханка 2 марта 2020 06:55 Новый
    • 0
    • 1
    -1
    Если честно, хотелось бы получить сравнительный анализ забугорной машины с нашими!
    1. К ПРОРЫВУ ГОТОВ 2 марта 2020 12:52 Новый
      • 1
      • 2
      -1
      Не с чем сравнивать.
      Отечественные машины со схожим функционалом отсутствуют.
      1. Костяра 2 марта 2020 12:56 Новый
        • 1
        • 1
        0
        Эх, этот бы потенциал американский, да в мирных целях, сколько горя можно было бы избежать!
        1. К ПРОРЫВУ ГОТОВ 2 марта 2020 13:01 Новый
          • 2
          • 3
          -1
          Наверное, сайт посвященный военной тематике - не лучшее место, чтобы выражать сочувствие о "военщине", тем более у спасательных и патрульных служб США и без того в наличии крупнейший в мире авиапарк. К тому же, привлечение военной техники для гражданских операций - обыденное дело.
        2. вадим dok 2 марта 2020 16:38 Новый
          • 1
          • 1
          0
          Это САНИТАРНЫЙ вертолет! Почему Вы решили,что это не в мирных целях?
          1. exo
            exo 3 марта 2020 17:57 Новый
            • 0
            • 0
            0
            Это, вертолёт для эвакуации пилотов сбитых летательных аппаратов,из зоны боевых действий. В первую очередь.И соответственно, вооружен. Ничего общего,с санитарными машинами,не имеет.
  2. Владимир_2У 2 марта 2020 09:12 Новый
    • 0
    • 5
    -5
    Как хотелось бы, что бы вся техника была бы не военной а спасательной. Но с волками жить...
  3. арт 2 марта 2020 20:45 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Обратите внимание на темпы разработки и производства.
    Вправо не сдвигается....
  4. Бурбулятор 26 мая 2020 19:16 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Американцы в целом сделали удачный вертолет. Блэк Хоук.