Самый мощный истребитель танков начала Второй мировой войны

45
Самый мощный истребитель танков начала Второй мировой войны

Вторая мировая война, ставшая первой настоящей войной моторов, подарила миру огромное количество образцов нового вооружения. Танки, которые стали играть на поле боя всё большую роль, превратившись в главную ударную силу сухопутных войск, прорывали полевую оборону противника, крушили тылы, замыкали кольцо окружения и врывались в города за сотни километров от линии фронта. Все большее распространение бронетехники требовало появления адекватных средств противодействия, одним из которых стали противотанковые самоходные орудия.

В Германии в годы Второй мировой войны была создана целая плеяда истребителей танков, при этом первые проекты, к которым относилась и самоходка 10.5cm K18 auf Panzer Selbsfahrlafette IVa, получившая прозвище Dicker Max («Толстый Макс»), начали разрабатывать еще в конце 1930-х годов. Вооруженная 105-мм орудием самоходка была в количестве двух прототипов построена в начале 1941 года, но до серийного производства дело тогда так и не дошло. Сегодня самый сильный истребитель танков начального периода Второй мировой войны, снаряды которого пробивали все танки союзников тех лет на любых дистанциях боя, представлен лишь в компьютерных играх: World of Tanks и War Thunder, а также стендовом моделизме. До наших дней экземпляры самоходки не сохранились.



История появления самоходки Dicker Max


К идее строительства мощной самоходки, вооруженной крупнокалиберным артиллерийским орудием, немецкие конструкторы обратились уже в начале Второй мировой войны. Основным предназначением новой боевой машины была борьба с различными укреплениями противника, в том числе дотами. Подобная машина становилась еще более актуальной в свете предстоящей кампании против Франции, которая построила вдоль границы с Германией мощнейшую линию укреплений, известную как линия Мажино. Для борьбы с долговременными огневыми точками требовался серьезный калибр, поэтому конструкторы остановили свой выбор на 105-мм орудии sK18.


Хотя разработка новой самоходки началась еще в 1939 году, к началу кампании против Франции готовых образцов боевой машины построено не было. Сам процесс разработки самоходного орудия, которое первоначально назвали Schartenbrecher (разрушитель бункеров), продлился примерно полтора года. Стоит отметить, что конструкторы завода Krupp, особо не торопились с этим проектом, особенно после того, как Франция капитулировала уже 22 июня 1940 года. Линию Мажино немецкие войска обошли, а в некоторых местах сумели прорвать и подавить оборону французских войск и без применения различного экзотического вооружения.

Первые построенные прототипы новой САУ показали лично Гитлеру 31 марта 1941 года. Тогда же началось обсуждение концепции нового применения самоходок. К маю было окончательно решено, что основной специализацией машин станет борьба с танками противника. При этом немцы уже тогда начали обсуждать варианты строительства других истребителей танков, вооруженных, в том числе, и 128-мм орудиями. Использовать новую бронетехнику немцы рассчитывали на Восточном фронте, где планировали применять самоходку для борьбы с тяжелыми советскими танками.

При этом немецкая армия уже в 1941 году имела достаточно сил и средств, чтобы бороться и со средним танком Т-34 и с тяжелыми танками КВ-1 и КВ-2. В Вермахте уже летом 1941 года в достаточном количестве имелись подкалиберные снаряды, которые позволяли поражать Т-34 в борт даже из 37-мм противотанковых пушек. 50-мм орудия ПТО справлялись с этой задачей еще более уверено. При этом в экстренных случаях на помощь приходили 88-мм зенитные орудия и тяжелые полевые орудия 10 cm schwere Kanone 18, которые немцы широко применяли против тяжелых советских танков КВ.


Несмотря на то, что зенитка Flak 36 стала для немцев настоящей палочкой выручалочкой, данное орудие, как и 105-мм пехотное орудие sK18, было громоздким, хорошо заметным на местности и малоподвижным. Именно поэтому работы по созданию самоходных противотанковых орудий были форсированы, а построенные два прототипа 105-мм истребителей танков, получивших обозначение 10.5cm K18 auf Panzer Selbsfahrlafette IVa, были отправлены на фронт для прохождения полноценных полевых испытаний.

Особенности проекта 10.5cm K18 auf Panzer Selbsfahrlafette IVa


В качестве шасси для самоходки использовался хорошо освоенный германской промышленностью средний танк PzKpfw IV, ставший самым массовым танком Вермахта и выпускавшийся вплоть до конца войны. С модификации танка PzKpfw IV Ausf. E немецкие конструкторы демонтировали башню и установили просторную открытую рубку. Реализованное компоновочное решение являлось традиционным для огромного количества немецких САУ периода Второй мировой войны, правда, с некоторыми особенностями. Так в передней части корпуса новой самоходки находились две рубки коробчатой формы со смотровыми щелями. И если одна из них была местом работы механика-водителя (левая), то вторая была ложной, рабочего места члена экипажа в правой рубке не было.

Рубка самоходки отличилась достаточно сильным бронированием для немецкой бронетехники начального периода Второй мировой войны. Маска орудия имела толщину 50 мм, толщина основной брони лобовой части рубки составляла 30 мм, при этом броня была установлена под углом 15 градусов. С бортов рубка была бронирована слабее – 20 мм, бронирование кормы – 10 мм. Сверху рубка была полностью открыта. В боевой обстановке это повышало обзор из машины, но одновременно с этим делало экипаж более уязвимым. В открытую рубку могли залетать осколки снарядов и мин, также машина становилась уязвимой при авианалетах и боевых действиях в городах. Для защиты от непогоды экипаж самоходки мог использовать брезентовый полог.


Основным вооружением самоходки было мощное 105-мм орудие. Пушка K18 была создана конструкторами компаний Krupp и Rheinmetall на базе тяжелого пехотного орудия sK18. Как показала практика, данное орудие позволяло не только эффективно бороться с различными фортификационными сооружениями и полевой обороной противника, но и с хорошо бронированной бронетехникой. Правда, боекомплект пушки был небольшим, в самоходке можно было разместить только 26 снарядов, которые располагались вдоль бортов корпуса в кормовой части рубки. Система заряжания – раздельная.

105-мм орудие K18 с длиной ствола 52 калибра без проблем могло расправиться с любым советским тяжелым танком, как и с любым танком союзников. На дистанции 2000 метров бронебойный снаряд, выпущенный из этой пушки, пробивал 132 мм вертикально расположенной брони или 111 мм брони, установленной под углом 30 градусов. Дальность эффективного прямого выстрела осколочно-фугасными снарядами составляла до 2400 метров, бронебойными – до 3400 метров. К преимуществам орудия относили также хорошие углы вертикальной наводки – от -15 до +10 градусов, а вот углы горизонтальной наводки подкачали – до 8 градусов в обе стороны.

Оборонительного вооружения на самоходке не имелось, так как машина должна была бороться с фортификационными сооружениями и танками противника на больших дистанциях. При этом в укладке мог перевозиться единый пулемет MG34, который не имел стандартного места для установки. В то же время основным оборонительным вооружением экипажа были пистолеты и пистолеты-пулеметы MP-40. Экипаж самоходки состоял из пяти человек, четверо из которых вместе с командиром машины располагались в открытой рубке.


На самоходке устанавливалась трансмиссия VK 9.02, работавшая в связке с двигателем Maybach HL-66P. Двигатель и трансмиссия располагались в передней части корпуса. 6-цилиндровый бензиновый двигатель Maybach HL-66P с водяной системой охлаждения развивал максимальную мощность 180 л.с. Для машины с боевой массой более 22 тонн этого было мало, удельная мощность составляла чуть более 8 л.с. на тонну. Максимальная скорость хода по шоссе не превышала 27 км/ч, по пересеченной местности – около 10 км/ч. Запас хода – 170 км. В будущем на серийных моделях планировалось установить более мощный 12-цилиндровый двигатель Maybach HL-120 (300 л.с.), но этим планам не суждено было сбыться.

Боевое применение и судьба прототипов


Оба построенных прототипа приняли участие в боях на Восточном фронте, при этом они находились в войсках уже с первых дней вторжения. Обе самоходки были зачислены в состав отдельного 521-го батальона истребителей танков (Panzerjager-Abteilung), в котором также числились более легкие истребители танков Panzerjager I, вооруженные 47-мм противотанковыми пушками чешского производства. В войсках самоходки получили свое прозвище Dicker Max («Толстый Макс»). Боевое крещение САУ состоялось уже 23 июня 1941 года восточнее города Кобрин в Белоруссии. Самоходки использовались для обстрела скоплений советской пехоты и позиций артиллерии.

Dicker Max приняли участие в отражении неудачного контрудара 14-го механизированного корпуса. При этом мощность их артиллерийского вооружения была избыточной для борьбы с легкими советскими танками, поэтому главной их целью в эти дни были артиллерийские позиции советских войск. Свой следующий крупный бой 10.5cm K18 auf Panzer Selbsfahrlafette IVa провели 30 июня в районе реки Березина, отогнав артиллерийским огнем советский бронепоезд, который, однако, не удалось уничтожить. В ходе боя одна из установок вышла из строя. Чуть позже по дороге к Слуцку в одной из САУ начался пожар, экипаж успел эвакуироваться из машины, но истребитель танков был потерян безвозвратно после детонации боекомплекта.


Оставшаяся самоходка провоевала на Восточном фронте до осени 1941 года, пока в октябре, после исчерпания моторесурса не была возвращена в Германию для проведения капремонта и модернизации. Вернувшись в 521-й отдельный батальон истребителей танков летом 1942 года, самоходка приняла участие в наступлении германских войск на Сталинград, в боях под городом осенью-зимой 1942 года машина была потеряна.

Несмотря на первоначальные планы выпустить до 100 подобных боевых машин, немцы ограничились постройкой всего двух прототипов. Несмотря на отличную огневую мощь и возможности по борьбе как с укреплениями, так и с тяжелыми танками противника, машина отличалась небольшой надежностью, имела малую подвижность и очень проблемную ходовую часть. При этом полученный опыт, скорее всего, был обобщен и в дальнейшем помог немцам в разработке истребителя танков Nashorn, который, как и самоходная гаубица Hummel, базировался на удачном унифицированном шасси Geschützwagen III/IV, построенном с использованием элементов ходовой части средних танков Pz III и Pz IV.
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    7 марта 2020 06:37
    Сергей, Вы для меня открылись в новом амплуа! Германская бронетехника времён Второй Мировой войны!
    Предсказуемо, но все равно неожиданно спасибо!
  2. +7
    7 марта 2020 06:43
    В Германии в годы Второй мировой войны была создана целая плеяда истребителей танков, при этом первые проекты, к которым относилась и самоходка 10.5cm K18 auf Panzer Selbsfahrlafette IVa, получившая прозвище Dicker Max («Толстый Макс»), начали разрабатывать еще в конце 1930-х годов.


    Кстати, Dicker Max вовсе не планировался и не строился как истребитель танков, в то время как танки имели почти символическую броню, в основном против пуль винтовок, и для их устранения немцы предсказывали использование танков Bfw (названных позже Pzkpfw IV)
    Во всяком случае, в следующей главе автор справедливо выводит происхождение Dicker Maxa как разрушителя дотов, Так в чем же смысл цитируемого отрывка?
    1. +8
      7 марта 2020 07:17
      То же не понятно.Для этих задач(борьба с долговременными укреплениями) КВ-2 на тот момент лидером был . А с танками того времени 37-45 мм пушки справлялись .
    2. 0
      9 марта 2020 15:27
      Смысл в том что wot денежку автору завезли не на правах рекламы
  3. 0
    7 марта 2020 07:18
    Я вначале хотел "возбухнуть", а потом уточнил - действительно, более мощная САУ "трудный Эмиль" появилась на поле боя позже. Так что автор прав, действительно, на начало войны самая мощная САУ.
    1. 0
      7 марта 2020 15:54
      Вождь краснокожих (Назарий)
      .... более мощная САУ "трудный Эмиль" появилась на поле боя позже

      Но тоже погоды на фронте не сделала. Также всего два экземпляра было сделано.
      Sturer Emil (с нем. — «Упрямый Эмиль»; полное название 12,8 cm Selbstfahrlafette auf VK3001(H) «Sturer Emil») — экспериментальная немецкая самоходная артиллерийская установка (САУ) времён Второй мировой войны.
  4. +18
    7 марта 2020 07:54
    Вернувшись в 521-й отдельный батальон истребителей танков летом 1942 года, самоходка приняла участие в наступлении германских войск на Сталинград, в боях под городом осенью-зимой 1942 года машина была потеряна.
    Красноармеец осматривает немецкую 105 мм САУ Pz.Sfl.IVa «Dicker Max» (Толстый Макс) 521-го батальона истребителей танков (Panzer-Jaeger-Abteilung (Sfl.) 521), захваченную под Сталинградом.
    1. 0
      7 марта 2020 13:35
      Ну вот саму пушку разве нельзя дальше использовать было? База от КВ наверное подошла бы, а что как сау вполне...
      1. +6
        7 марта 2020 16:02
        Ну вот саму пушку разве нельзя дальше использовать было? База от КВ наверное подошла бы, а что как сау вполне...

        А зачем?
        В Советской армии не было проблем с артиллерийскими системами.
        Для примера.
        ИСУ-122С
    2. +2
      7 марта 2020 15:27
      Цитата: bionik
      Вернувшись в 521-й отдельный батальон истребителей танков летом 1942 года, самоходка приняла участие в наступлении германских войск на Сталинград, в боях под городом осенью-зимой 1942 года машина была потеряна.
      Красноармеец осматривает немецкую 105 мм САУ Pz.Sfl.IVa «Dicker Max» (Толстый Макс) 521-го батальона истребителей танков (Panzer-Jaeger-Abteilung (Sfl.) 521), захваченную под Сталинградом.


      Дополню.
      Экипаж этой самоходки дал ей собственное имя - Brummbär ( "Ворчун" )

      Традиция присваивать технике, помимо кораблей, собственные имена, существует во многих армиях мира. Как пример - Memphis Belle ( бомбардировщик В-17 ВВС США ) или "Боевая подруга" ( танк Т-34 КА ).
      1. +1
        7 марта 2020 19:05
        Ворчун это про другое, там мортира 150 мм стояла, с полностью закрытой рубкой. Учите матчасть.
        А название "Ворчуну" дали союзники, а не немцы.
        1. +3
          7 марта 2020 19:49
          Цитата: Yamato1980
          Ворчун это про другое, там мортира 150 мм стояла, с полностью закрытой рубкой. Учите матчасть.
          А название "Ворчуну" дали союзники, а не немцы.


          Извините, но вы не поняли разницы между "прозвищем" ( БМ-13 - "Катюша" ) и "собственным именем".
          - Экипаж мог свою машину хоть "Хильдой" наречь.

          PS. "Учу матчасть"
          Sturmpanzer IV
          Немецкие солдаты между собой называли машину просто «Штупа» (StuPa) — сокращение от официального Sturmpanzer.
          Но более известно прозвище «Brummbär» (с нем. — «ворчун», транслитерируется как «Бруммбэр»), данное разведкой союзников, которое не использовалось самими немцами. В советских документах того времени эта САУ обозначалась как «Медведь».
          wiki
  5. +8
    7 марта 2020 09:25
    Какая она самая лучшая если даже в серию не пошла а ограничилась двумя прототипами
    1. +7
      8 марта 2020 12:19
      Цитата: Дядя Изя
      Какая она самая лучшая

      Видимо, пропущено слово "ПОТЕНЦИАЛЬНО". yes В принципе, как и для этого девайса, коих было тоже два:
      1. +3
        8 марта 2020 18:04
        Эти же со 128мм орудиями. Да и ходовая несколько другая...
        1. +5
          8 марта 2020 18:11
          Цитата: Графова Ирина
          Эти же со 128мм орудиями.

          Тут неважно. Я о том, что в итоге - схожая судьба. И также всё закончилось под Сталинградом. Разница лишь в том, что один из "Упрямых Эмилей"(то ли "Макс", то ли "Мориц") всё же оказался в Кубинке. Чёрт побери, жаль, что всё же "толстого" не сохранили - рядом они бы дополняли друг друга(как у меня на полке laughing) .
  6. +4
    7 марта 2020 09:27
    Немцы всегда грамотно использовали свою самоходную артиллерию. Они всегда держали ее позади наступающих танков или пехоты, подавляя и уничтожая ею выявленные огневые точки и танки противника или ставили в засадах при этом старались не ввязываться в маневренный бой-ударили и отошли на новые позиции. В Советских же войсках, долгое время самоходки рассматривали как нечто подобное танкам и бросали их в бой- или в рядах танков, или даже вместо танков, при этом самоходки несли колоссальные потери. У Першавина, в его книгах о самоходчиках, это хорошо описано. Причем, такое варварское использование самоходной артиллерии в СА продолжалось всю войну-даже, на ее заключительных этапах.
    1. -3
      7 марта 2020 13:31
      В основном контрудары, или в одной точке обороны прорыв и выход на оперативную глубину, наши так в 1941 из-за К. К. Рокосовского хорошие позиции на Истринском водохранилище про... ли, тот тоже хотел одними таковыми засадами немцев остановить. И что в одном месте порвали бы, обошли все танки по засадам собрали и всё. Если бы не Г. К. Жуков, то так бы и получили.
      1. -1
        7 марта 2020 20:11
        Да Рокосовский на Истре знатно накосячил, только в своих мемуарах свой косяк чуть ли не за хороший план выдает, да еще на Жукова наезжает, не давал ему типа занять выгодный рубеж, да еще и напомнил кто тут фронтом командует lol
    2. +7
      7 марта 2020 22:30
      Цитата: Улиточник N9
      Немцы всегда грамотно использовали свою самоходную артиллерию

      Вы уверены? Н Курской Фердинандов как таран использовали, основные потери мины(если точно помню). Очень часто немецкий порядок разбивался о "да пофиг, чем главное остановить". У наших опыта применения не было,отсюда "во почти танк", а немцы были родоначальниками концепта Штугов, и опыт. Как-то так. hi
    3. +2
      8 марта 2020 12:20
      Цитата: Улиточник N9
      Немцы всегда грамотно использовали свою самоходную артиллерию.

      laughing laughing laughing
    4. +1
      10 марта 2020 00:37
      Да Вы что?)) Этим же страдали и немцы ввиду дефицита танков, особенно в конце войны. Информацию эту я нашел из книги о боевом пути подразделений Штугов.
  7. +12
    7 марта 2020 10:00
    Самый мощный истребитель танков начала Второй мировой войны

    Да ну? А как жить со знанием о существовании в СССР этой машинки?
    1. +4
      7 марта 2020 10:07
      Цитата: DesToeR
      Да ну?

      Ну да.


      В единственном экземпляре.
  8. +14
    7 марта 2020 10:11
    Цитата: SaltY
    В единственном экземпляре.

    И? Два штуки разжиревших Максов это глобально больше во ВМВ? А ничего что 60мм брони "по кругу" это реально противоснаряд в 1941г., да и вес 130мм снаряда в два раза превышал немецкий 105мм, при сопоставимой нач.скорости?
    1. +5
      7 марта 2020 10:29
      Цитата: DesToeR
      Цитата: SaltY
      В единственном экземпляре.

      И? Два штуки разжиревших Максов это глобально больше во ВМВ? А ничего что 60мм брони "по кругу" это реально противоснаряд в 1941г., да и вес 130мм снаряда в два раза превышал немецкий 105мм, при сопоставимой нач.скорости?

      И этот "экземпляр" реально под Москвой воевал ...
    2. +4
      7 марта 2020 10:33
      Ради справедливости, замечу, точных сведений о боевом применении СУшки нет. Она скорее опытная. И если память не изменяет не успела она на Финскую. Табличка хрень. hi
      1. +3
        7 марта 2020 10:59
        Ну тогда много о чём сведений не сохранилось,или зафиксировать не не кому было .Но на позицию то отправили .
        Интересно,журнал боевых действий то хоть был,или не сохранился .
        1. 0
          7 марта 2020 22:37
          Отправили. Про журнал у Пашолока нужно спросить, он часто в архивах сидит )
          1. +1
            8 марта 2020 04:21
            Ну так если журнал найдётся,то вроде записи по расходу боеприпасов должны быть...хотя опять если было кому учёт вести ...
    3. 0
      7 марта 2020 13:33
      Да и вас туда заряжающим...
  9. +2
    7 марта 2020 10:46
    На 2-й иллюстрации - ПТ САУ на Прохоровке laughing
  10. 0
    7 марта 2020 10:54
    Насколько видны люди за САУ на последней фото, у одного - немецкая каска, а у другого - американская?
    1. +2
      7 марта 2020 16:45
      Цитата: Крым26
      Насколько видны люди за САУ на последней фото, у одного - немецкая каска, а у другого - американская?


      Увеличил часть фото


      Похоже ( ИМХО )
      слева - мотоциклист в Stahlhelm M35 с мотоциклетными очками.
      справа - парашютист в Fallschirmjägerhelm M38
      В некоторых проекциях, этот шлем напоминает с виду "американский", что видно на данной фотографии.
  11. -2
    7 марта 2020 13:24
    Кв-2,по сути сау, и при правильном применении из-за укрытий, вполне грозный и неуязвимый был, а вот как начинали, то в атаку вперёд, то просто на открытой местности, так и сразу писец.
    1. +3
      7 марта 2020 19:32
      КВ-2 с т.н. ,,малой башней,, - обычный толковый танк толковой страны СССР. Чего это ему от противника нужно было прятаться? Это- не САУ. И никто и не планировал, что он будет работать, например, с закрытых позиций.
      Это чудо техники Страны Советов, по калибру основного вооружения НЕПРЕВЗОЙДЕННОЕ до настоящего времени, было создано по опыту Финской войны. Не понравились командованию и личному составу РККА ,,потуги,, советской ,,брони,, (Т-26, БТ-7, Т-28...)по преодолению каменных и железобетонных укреплений на ,,линии Маннергейма,, . Надо было быстро создать танк, который мог бы не прячась подьехать, отстреляться и пойти вперед, увлекая за собой ,,малышей,, и пехоту. Так это все виделось из 1939 года. Задача поставлена? Задача была выполнена! Они, наши предки, пели: ,,Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!... ,, Невыполнимых задач не было! 152мм в танк? Да без проблем... Как-то так это было в Союзе, уважаемый fk7777777. Почему эти ,,красавчики,, надежд не оправдали в 1941-м - другой вопрос. Вся Красная Армия надежд не оправдала в тот год...Советских танкистов начального периода ВОВ обличают немецкие фото. Столько брошенной исправной техники РККА! Танк - не самое ,,беззаботное местечко,, на поле боя. А лето было жарким, и был слух , что война продлится всего 40 дней, и немчура буквально отпускала по домам солдат украинской национальности, и листовки у нацистов были такие убедительные (успели научиться, например, во время Французской кампании)...А гореть в танке ,,грустновато,,. Человеческий жир горит у танкистов, а не только комбинезон. Такие дела
  12. +4
    7 марта 2020 15:15
    Дальность прямого (!) выстрела 2400-3400м.это круто даже для 21 века!
    1. +3
      7 марта 2020 19:27
      Дальность эффективного прямого выстрела осколочно-фугасными снарядами составляла до 2400 метров, бронебойными – до 3400 метров.

      Открываем таблицу стрельб орудия 100мм БС-3, для бр-снаряд весом 15.88кг нач.скор 897м/с дальность прямого выстрела 1070м. У немца баллистика слегка "пожиже") - 822м/с для 15.6кг бр-снаряда. 2400-3400м это не дальность прямого выстрела, а скорее дальность стрельбы прямой наводкой по цели типа "танк".
      1. 0
        7 марта 2020 20:21
        Цитата: BORMAN82
        а скорее дальность стрельбы прямой наводкой по цели типа "танк".

        Еще "лучше"...
        1. Комментарий был удален.
        2. +1
          7 марта 2020 20:58
          Цитата: Альф
          Еще "лучше"...

          Что Вас смутило в моем посте?
          Дальность "прямого выстрела" и "стрельба прямой наводкой" это разные понятия.
  13. +2
    8 марта 2020 05:02
    Спасибо за интересную статью.
    30 июня в районе реки Березина, отогнав артиллерийским огнем советский бронепоезд, который, однако, не удалось уничтожить.

    Шустрый бронепоезд попался.
    1. 0
      10 марта 2020 00:40
      Успел одного подбить)
  14. -2
    8 марта 2020 08:08
    Мне вот интересно, а как вообще все эти "истребители танков" могли попадать в движущийся танк? В современных танках пушка стабилизирована в двух плоскостях, есть автомат сопровождения цели, есть баллистический вычислитель, который учитывает поправки по чёртовой куче параметров. И всё равно -- попасть в танк противника подкалиберным или кумулятивным не так-то просто. А тут даже горизонтальное наведение практически отсутствует. Не понимаю. request
    1. 0
      8 марта 2020 14:36
      Запросто, наводчики не зря математику учили, брали упреждения на корпус или более движущейся цели типа танк, учитывали его скорость и бах...
  15. 0
    10 марта 2020 00:48
    Массовое увлечение инженеров и армейских руководителей подобными, по большому счёту, бесполезными "вундервафлями" вместо разработки и производства массовой, простой и надежной техники как раз и явилось причиной поражения Германии.
    Откройте справочник по бронетехнике Германии - десятки самых различных моделей и чуть ли не сотни модификаций. Отвлечение огромного количества специалистов, изменение производственного цикла, обучение экипажей, снабжение запчастями на мелкие серии техники - всё это подтачивало промышленность и сказывалось на итоговом количестве выпущенных машин.
    Что лучше - один "Тигр" или 10-15 Pz. IV H - ответ очевиден.