Спасти «Пацаева»

56
Спасти «Пацаева»

Вам что-нибудь говорит название «Служба космических исследований Отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР»? Под вымпелом АН СССР с 60-х годов и до середины 90-х ХХ века в океан ходили суда, оснащённые аппаратурой приёма телеметрии с космических аппаратов и управления ими, а также системами связи с ЦУПом. По сути, эти суда были плавучими измерительными пунктами, подобными наземным. Находясь в океане, они существенно расширяли возможности ЦУПа получать информацию с орбиты, поддерживать связь с космонавтами, а порой – управлять космическими аппаратами, летящими вне зоны видимости наземных станций.

Вопрос: какое отношение «Военное обозрение» имеет к теме об Академия наук и её судах?



Всё просто. И сложно. Принадлежность Академии наук – это легенда прикрытия «9-й Отдельного морского командно-измерительного комплекса», или, кратко, – 9-й ОМКИК в составе Главного управления космических средств при Минобороны. В длительных, до 9-11 месяцев, рейсах вымпел АН позволял этим судам заходить в иностранные порты для бункеровки, пополнения запасов продовольствия и отдыха людей. Люди – это экипаж и так называемая экспедиция. Экипаж набирался из моряков Балтийского и Черноморского пароходств, а члены экспедиции – из офицеров и служащих Советской Армии. И, как положено в армии, экспедиция имела собственный номер войсковой части и командира – начальника экспедиции. Легенда, как и гражданская одежда членов экспедиции, мало кого вводила в заблуждение в портах захода. Из газетной статьи: «Сегодня в наш порт зашло научно-исследовательское судно такое-то. Начальник экспедиции – полковник такой-то».

Суда флота космической службы причастны ко всем значимым событиям в отечественной космонавтике: полёт Юрия Гагарина, старты автоматических станций к Венере и Марсу, запуски сотен спутников связи и навигации, спутников военного и научного назначения. Эти суда сопровождали лунную программу СССР, программу пилотируемых полётов, испытание беспилотного многоразового корабля «Буран».


Ну ладно, это понятно. А что такое «Пацаев»? От чего его надо спасать? И зачем?

Флот космической службы к 1990 году насчитывал 11 судов. Одно из них – «Космонавт Юрий Гагарин». Корабль, построенный в 1971 г., до сих пор мог бы считаться самым крупным из всех подобных. Сегодня из этих 11 остался только «Космонавт Виктор Пацаев». Остальные в промежутке между 1990 и 2005 годом ушли на слом.


А «Пацаев», в 1996-м оказавшись в руках Российского космического агентства (теперь — Роскосмос), долго был без работы, в 2001-м оказался у причала Музея мирового океана в Калининграде и с 2003-го даже трудился – стоя у причала обеспечивал связь российского сегмента МКС с ЦУПом, одновременно привлекая публику необычной «космической» внешностью.

Но примерно пять лет назад стало ясно, что Роскосмос в услугах «Пацаева» вот-вот перестанет нуждаться и тогда ему одна дорога – на слом. Уникальное, единственное оставшееся – на слом! Ветераны решили, что это недопустимо и приняли меры. На собранные ими средства провели историко-культурную экспертизу, и в 2016-м «Пацаев» стал объектом культурного наследия народов России. От уничтожения вроде бы спасли.

Когда же в 2017-м он стал не нужен Роскосмосу, ветеранам пришлось решать проблему: как не только сохранить судно, но и сделать из него памятник отечественной космонавтике и специальному судостроению, как обустроить на нём музей флота космической службы, о котором мы мечтали. Роскосмос, к его стыду, категорически отказался от этой идеи. Минкультуры – тоже.

В этот момент на призыв ветеранов откликнулись военные. Командующий ЗапВО А. Картаполов, ныне заместитель министра обороны, побывал в Калининграде, увидел «Пацаева» и заявил: «Возьмём в кронштадтский парк «Патриот». Ещё бы! 120 мест в каютах для юнармейцев, камбуз, спортзал, множество помещений для учебных классов и выставок и, главное, полностью оснащённые лаборатории со множеством стоек ещё недавно работавшей по МКС аппаратуры приёма и обработки телеметрии, спутниковой и КВ-связи, станция системы единого времени… Это же какая популярность светит «Пацаеву», встань он на Усть-Рогатке в Кронштадте!

С тех пор прошло два года. В 2018-м и начальник Генштаба ВС РФ и министр обороны РФ подтвердили: «Пацаев» будет принят в состав парка «Патриот». Начали прорабатывать планы приёма-передачи. Владелец, АО «НПО измерительной техники», подготовил документы для безвозмездной передачи судна военным. И… дело встало.

«Патриот» оформился как юрлицо только в начале 2019-го. Его штат и бюджет на 2020 г. – на минимуме. Принять «Пацаева» не может.

Наступил 2020-й.

В феврале на Морколлегии на вопрос о «Пацаеве» представители Минобороны и ВМФ заявляют: «Пацаева» принять не можем. Требуется дорогостоящий ремонт». И называют сумму – 2,5 млрд. рублей.

Начальник Генштаба ВС РФ В. Герасимов отвечает ветеранам: военные готовы принять судно, но уже отремонтированным и музеефицированным. Причём задача ремонта и музеефикации перекладывается на правительство Калининградской области, Минкультуры и Роскосмос. По-русски это называется «халява».

Аналогичный ответ – из Главного военно-политического управления, возглавляемого А. Картаполовым, который в 2017-м обнадёжил нас (его слова при личной встрече: «У нас всё получится»).

Вот так. Ещё два года назад Минобороны было согласно принять «Пацаева», не выдвигая никаких дополнительных условий к дарителю. Ещё два года назад зам. командующего Балтфлотом С. Елисеев называл стоимость ремонта – до 100-150 млн. руб.

Теперь Минобороны идёт на попятный. Откуда взялась сумма в 2,5 млрд.? Видимо, с потолка, так как ни сметы, ни оценки стоимости ремонта никто не проводил.

Тупик? И что дальше?

Продолжать начатое. У нас не так уж и много возможностей. Только писем в правительство, в министерства и ведомства послано около сотни. Большинство ответов, как водится, – отписки. В ходе личных встреч (с В. Мединским, А. Картаполовым, С. Елисеевым) нам говорили то, что мы хотели услышать. Однако мы нашли поддержку у СМИ, ОНФ и у депутатов Госдумы (С. Говорухин, В. Лысаков, В. Терешкова, Р. Романенко, Е. Серова).

В общем, мы ещё поборемся.

«Пацаев» должен жить. Жить как музей и памятник и служить людям. Иначе все слова о воспитании уважения к истории своей страны и патриотизма останутся лишь словами.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

56 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +27
    6 марта 2020 06:31
    Этот корабль - один из последних символов триумфа Советского космоса. И уже поэтому режет глаза всяким "дерьмократам и разоблачителям тоталитарного режима". А так корабль разрежут, снимут очередное д e рьмо вроде "Время первых" и постепенно начнут приучать наших внуков, что первым в космосе был не Ю.А.Гагарин, а А.Шепард,
    А СССР отправлял своих космонавтов по решению ЦК КПСС "на убой". "Вернутся - молодцы, а погибнут -наградим посмертно".
    1. +8
      6 марта 2020 08:36
      Соглашусь с вами ,что сохранять корабль надо. Использовать его для обучения ,различных кружков и секций.Ну и конечно как символ триумфа космонавтики и могущества СССР.
      Про " на убой" мне кажется лишку вы хватили. hi
      1. +12
        6 марта 2020 08:39
        Про " на убой" мне кажется лишку вы хватили

        А Вы "Время первых" смотрели внимательно? Когда "королев" с "брежневым" в Кремлевском дворце кино смотрят? "Убой" не в жизни, а в этом фильме. Почему то некоторые решили, что мои комментарии о советской космонавтике, а не о фильме.
        1. +7
          6 марта 2020 08:49
          А Вы "Время первых" смотрели внимательно? Когда "королев" с "брежневым" в Кремлевском дворце кино смотрят? "Убой" не в жизни, а в этом фильме.

          Честно говоря уже не помню эту сцену.
          некоторые решили, что мои комментарии о советской космонавтике, а не о фильме.

          Как вы написали, так и поняли.
          В целом ,если говорить об акцентах , расставляемых в художественных фильмах, я с вами соглашусь, что мелкие опплевывания прошлого оставляют дурное послевкусие даже после просмотра хороших фильмов
          1. +4
            6 марта 2020 08:54
            Как вы написали, так и поняли.

            снимут очередное д e рьмо вроде "Время первых" и постепенно начнут приучать наших внуков, что первым в космосе был не Ю.А.Гагарин, а А.Шепард, а СССР отправлял своих космонавтов по решению ЦК КПСС "на убой".

            Если не выдергивать слова из контекста, то по моему понятно, о чем речь.
            1. +2
              6 марта 2020 12:21
              Что говорили в реалии тогда Брежнев с Королевым мы не узнаем.Однако они,да и весь отряд космонавтов понимал степень риска.Люди готовы были идти на смерть ради престижа страны.А фильм мне кстати понравился.По сути статьи.Да,безусловно корабль надо сохранить.Кстати,эти корабли несли и разведывательные функции.
              1. -4
                6 марта 2020 12:29
                Если надо музифицировать корабль, то никаких денег и не надо - отдать конкретной школе. Ребятам будет интересно, и спонсоры найдутся. И бюджет сэкономит несчастные копейки, которых достаточно, чтобы превратить корабль в музей.
                1. +1
                  6 марта 2020 13:26
                  Можно и так, Виктор, но при помощи и финансировании государством, может оно у нас вернется еще при моей жизни.
              2. +12
                6 марта 2020 12:40
                А фильм мне кстати понравился.

                П.И.Беляев и А.А.Леонов совершили выдающийся подвиг. Выход в космос и ручная посадка вполне достойны вечной памяти, восхищения их мужеством, профессионализмом и реализацией на экране. Но они НЕ ЗАМЕРЗАЛИ в тайге. Они приземлились в 80 км. от г. Березники Пермской области! Какая сибирская тайга?? Их обнаружили через 4 часа. Зачем врать.
                Это очередная попытка унизить значение их подвига.
                1. 0
                  6 марта 2020 19:21
                  Конкретно финал фильма это скорее дань современным "киношИдеврам". Как так, героически превозмогли кучу проблем, накал страстей, все дела. И космонавты просто приземляются? Не по голливудски это...
  2. +9
    6 марта 2020 07:58
    Откуда взялась сумма в 2,5 млрд.?

    От куда, от куда? От верблюда. Этот верблюд видимо хочет стать миллиардером.
    Чистой воды коррупционная тема вырисовывается.
    1. Извините, коллега, но Вы - не прокурор и может с технической точки зрения и что-то надо дорогостоящее сделать по ремонту. Все может быть. А Вы мыслите, как бывший военный прокурор. Я ведь не ошибся?
  3. +2
    6 марта 2020 08:04
    Школа, в которой учился, носит имя Волкова, Добровольского и Пацаева. Насчет "на убой" поспорю. ЕМНИП разгерметизация произошла из-за рассыпавшегося перепускного клапана, который недокрутили на заводе. У нас ежегодно день памяти проводили и приезжали родственники, коллеги, кто-то из них рассказывал.
  4. +3
    6 марта 2020 08:41
    Находясь в океане, они существенно расширяли возможности ЦУПа получать информацию с орбиты, поддерживать связь с космонавтами, а порой – управлять космическими аппаратами, летящими вне зоны видимости наземных станций.

    Поражен тем ,какую группировку кораблей и судов держали в СССР для обеспечения космических полетов.
    Не хочу показаться предвзятым, но в последнее время заинтересовался полетом США на Луну. Но ни в одном источнике не читал ,что у американцев было что-то подобное.У них было буквально 2-3 корабля ,которые вылавливали астронавтов из воды после приземления и все.Может конечно данные про корабельную группировку засекречены до сих пор. Но как говорится ,почувствуйте разницу.
    1. +15
      6 марта 2020 09:08
      Цитата: слава1974
      Но ни в одном источнике не читал ,что у американцев было что-то подобное.

      У американцев другая ситуация. У них множество наземных станций слежения вне территории США. Например Диего-Гарсия, Гавайи и другие острова Тихого океана. Есть объекты слежения за космосом в Турции, Испании, Великобритании, Норвегии. Союз не имея таких станций выкручивался "космическим флотом". По сути это были искусственные плавучие острова с антеннами.
      И если уж на то пошло, американцы обеспечивали посадку астронавтов вовсе не силами 2-3 кораблей. Реально при посадке в океан выводилось несколько АУГ и КУГ, вдоль вероятной траектории посадки. Это возможно 2-3 корабля оказались рядом с фактическим местом посадки и участвовали в подъеме астронавтов на борт, но никак не всего 2-3 корабля их были готовы спасать.
      И рекомендую почитать книгу Курочкина "Район закрытый для плавания". Там очень круто расписано о нашем космическом флоте. Читается как приключенческий роман о мореплавателях. Наверное у тех кто служил на этих кораблях была одна из самых увлекательных и в то же время тяжелых видов службы. Жариться месяцами в бескрайнем океане, в тропической жаре, в металлической коробке - занятие не самое приятное.
      1. Книгу Курочкина читал. Превосходно! Рекомендую.
      2. +1
        7 марта 2020 05:41
        "Предельная дальность"-другая книга Анатолия Михайловича Курочкина-о Юрии Ивановиче Максюте-первом командире соединения ТОГЭ..... Сам служил на "Спасске".....
      3. +1
        7 марта 2020 05:46
        Живым из космического флота остался "Маршал Крылов",во-Владике был в ремонте и модернизации.... Старший брат "Крылова"-"Маршал Неделин"-горел,гниёт и разворовывается.....
    2. +9
      6 марта 2020 09:35
      Такого количества баз, как у США, в СССР не было. Потому в СССР и существовали эти корабли.

      Астронавтов вылавливали обычные корабли ВМФ США, как правило - авианосцы. А для участия в испытаниях МБР и слежения за космич. аппаратами в США с 50-х годов в общей сложности было 25 специализированных кораблей.
    3. +8
      6 марта 2020 09:41
      Американцы пошли другим путем, они заимели вассалов. Вассал - лучше любого корабля. НАСА обеспечивает покрытие при помощи наземных станций, расположенных по всему миру.


      Китай, кстати идет по советскому пути и строит корабли.

      1. +2
        6 марта 2020 16:31
        Не вассалы, а партнеры, которым,. кстати, платят за нахождение станций хорошие деньги. И все хотят иметь на своей территории такие источники дохода.
        1. +2
          6 марта 2020 17:19
          Именно вассалы. Партнерство предполагает равноправие.
          1. -1
            6 марта 2020 22:43
            Равноправие в чем? У Вас в голове, извините, каша полнейшая. Страны сотрудничают в разных областях, не более того. В т.ч. и в области космической связи и наблюдения.
    4. 0
      6 марта 2020 13:29
      У них было буквально 2-3 корабля ,которые вылавливали астронавтов из воды после приземления и все.

      И приводнялись капсулы Апполонов им чуть ли не на палубы...
  5. Комментарий был удален.
  6. +17
    6 марта 2020 11:47
    В далёком 1975 году после ледяного шторма город-порт Ильичёвск остался без света.
    В порт зашел "Космонавт Юрий Гагарин", подключился к портовской подстанции и своими генераторами осветил и согрел весь город. Даже в порту часть механизмов и кранов работали. Силища!
    А какой был красавец!
    И мы гордились, что довелось увидеть такой корабль.
    И теперь.................
  7. Сохранить уникальный корабль нужно. Без споров и обсуждений. И точка.
  8. В космосе мы были первыми. Это неоспоримо. А корабль обязательно надо сохранить! Музей или не музей - сохранить и точка.
  9. +4
    6 марта 2020 14:06
    Цитата: prior
    В далёком 1975 году после ледяного шторма город-порт Ильичёвск остался без света.
    В порт зашел "Космонавт Юрий Гагарин", подключился к портовской подстанции и своими генераторами осветил и согрел весь город. Даже в порту часть механизмов и кранов работали. Силища!
    А какой был красавец!
    И мы гордились, что довелось увидеть такой корабль.
    И теперь.................

    Согласен. В своё время , когда отдыхали в Одессе любовались им. yes
  10. +9
    6 марта 2020 17:14
    «Пацаев» должен жить. Жить как музей и памятник и служить людям. Иначе все слова о воспитании уважения к истории своей страны и патриотизма останутся лишь словами.

    Вы неправы!!!! Советский патриотизм должен СДОХНУТЬ!!!!! Иначе на фоне, даже жалких остатков советского наследия, современных не видно вообще. А это прямой вызовов гегемонии капитализма в России. Холопы должны гордится российским, а не советским. Поэтому "Космонавт Пацаев", обречён. Много было уничтожено до него и будет после. Даже не надейтесь. Таких чудес, при капитализме, не бывает.
    1. +2
      7 марта 2020 23:39
      Цитата: AKuzenka
      на фоне, даже жалких остатков советского наследия, современных не видно вообще.

      Ключевые слова.
      Технари понимают.
  11. -9
    6 марта 2020 17:15
    Мало ли кто на каком железе служил, плавал или ездил!? Оглянитесь, на дворе кризис и война! В судьбоносные моменты Пётр Великий на пушки переплавил медные колокола с церквей, в Великую отечественную люди сдавали фамильное серебро на танки и самолёты для фронта и тд и тп. Хотите музей - собирайте средства с неравнодушных и не лезьте в государственные закрома...
    1. +4
      7 марта 2020 23:44
      Цитата: Шарнхорст
      Оглянитесь, на дворе кризис и война! В судьбоносные моменты Пётр Великий на пушки переплавил медные колокола с церквей, в Великую отечественную люди сдавали фамильное серебро на танки и самолёты для фронта и тд и тп. Хотите музей - собирайте средства с неравнодушных и не лезьте в государственные закрома...

      В том-то и дело, что война.
      Война за души людей, и через них за ресурсы и мировую гегемонию.
      В этой войне "Космонавт Виктор Пацаев" является бойцом, укрепляющим души и вселяющим уверенность в наших возможностях.
      Бойца надо сохранить для будущих сражений, до Победы,
      До нашей Победы!
  12. +4
    6 марта 2020 17:39
    Я работал на Пацаеве в 1987г , болтались в Атлантике , напротив Аргентины.
  13. +2
    6 марта 2020 19:08
    Ломать- не строить! Первое у нас прекрасно научились делать hi . Если наш гарант считает, что в октябре 1917-го был государственный переворот (это о государстве, которое его взрастило), о чем говорить?
  14. +4
    6 марта 2020 20:53

    Красавец!!!!
  15. 0
    6 марта 2020 21:55
    Космонавт Пацаев наш земляк, из Казакстана!!!
    Сохранить судно необходимо!!!
  16. +3
    6 марта 2020 22:06
    Иначе все слова о воспитании уважения к истории своей страны и патриотизма останутся лишь словами.
    Меня всегда поражала вера наших людей в справедливость.
    И всегда поражала черствость, таких же, наших людей.
    Как в одном народе может сосуществовать две крайности - загадка.
  17. +1
    6 марта 2020 22:31
    "Вот так. Ещё два года назад Минобороны было согласно принять «Пацаева», не выдвигая никаких дополнительных условий к дарителю. Ещё два года назад зам. командующего Балтфлотом С. Елисеев называл стоимость ремонта – до 100-150 млн. руб."
    Вероятно, за эти два "бесхозных" года состояние корабля изменилось. Там одних драгметаллов было ... много. Что то утеряно, что то пришло в негодность. Как теперь на баланс принимать, что в акте указывать? Кто будет проводить демонтаж старого оборудования и подготовку к музеефикации? Что если кто то случайно разобьёт приборы содержащие ртуть или радиоактивные материалы? "Пацаев" не может стоять у стенки без экипажа, это тоже расходы и не малые.
    P.S. Всё вышеизложенное не противоречит утверждению
    «Пацаев» должен жить. Жить как музей и памятник и служить людям.Иначе все слова о воспитании уважения к истории своей страны и патриотизма останутся лишь словами.

    Но дело это не простое и весьма затратное. Чай не торпедный катер поднятый в Севастополе, поболе будет.
  18. -1
    6 марта 2020 22:33
    ...Вот так. Ещё два года назад Минобороны было согласно принять «Пацаева», не выдвигая никаких дополнительных условий к дарителю. Ещё два года назад зам. командующего Балтфлотом С. Елисеев называл стоимость ремонта – до 100-150 млн. руб...

    Вероятно, за эти два "бесхозных" года состояние корабля изменилось. Там одних драгметаллов было ... много. Что то утеряно, что то пришло в негодность. Как теперь на баланс принимать, что в акте указывать? Кто будет проводить демонтаж старого оборудования и подготовку к музеефикации? Что если кто то случайно разобьёт приборы содержащие ртуть или радиоактивные материалы? "Пацаев" не может стоять у стенки без экипажа, это тоже расходы и не малые.
    P.S. Всё вышеизложенное не противоречит утверждению
    «Пацаев» должен жить. Жить как музей и памятник и служить людям.Иначе все слова о воспитании уважения к истории своей страны и патриотизма останутся лишь словами.

    Но дело это не простое и весьма затратное. Чай не торпедный катер поднятый в Севастополе, поболе будет.
    1. 0
      7 марта 2020 13:22
      Ошибаетесь. Два года не были бесхозными. По минимуму, но судно обслуживалось, а оборудование - под замком и сигнализацией. Так что, всё цело. В этом и фишка - показывать публике как это было устроено и работало. Можно крутить антеннами, показывать записи телеметрии, записи переговоров космонавтов с ЦУПом. Про ртуть и радиоакт. материалы - чушь. Их там нет
      1. -1
        7 марта 2020 22:31
        Цитата: valpro24
        Про ртуть и радиоакт. материалы - чушь. Их там нет

        Нет ртути в приборах - не сочиняйте.
        Нет опасности для детей и подростков на судне - Вы не работали с детьми.

        По Вашему мнению, какой состав экипажа (приблизительно) требуется для эксплуатации этого судна в роли музеефицированного комплекса? Просто интересно.
        1. 0
          8 марта 2020 15:01
          Про ртуть - это Ваши предположения или точно знаете, где, в каких приборах она есть на "Пацаеве". Если знаете - сообщите. Это важно. Или пофлудить захотелось?
          Опасности на любом судне есть не только для детей и подростков. Потому дети на "Пацаев" ходили и ходят только под присмотром.
          Экипаж и музейные работники - это разные категории. На "Пацаеве", пока он работал у причала и на него водили посетителей Музея мирового океана, экипаж составлял порядка 10 человек, без учёта инженеров, работавших с аппаратурой. Т.е., капитан, старпом, стармех, механики, электрик, боцман, вахтенные, завхоз...
          1. -1
            9 марта 2020 11:45
            Цитата: valpro24
            Экипаж и музейные работники - это разные категории.

            "Аврора" - музей, но на ней имеется экипаж, плюс вневедомственная охрана.
            На "Пацаеве" экипаж 10 человек, как Вы утверждаете, плюс инженеры, наверняка и другие "плюсы" найдутся.
            Т.е. зарплата 15-20 квалифицированным сотрудникам, плюс эксплуатационные расходы и расходы на текущий ремонт.
            Цитата: valpro24
            Про ртуть - это Ваши предположения или ...

            Или. Вы не инженер.
            Не зацикливайтесь на ртути, это не главная опасность.

            У Вас никакой конкретики, одни эмоции.
            По принципу "ОНИ все плохие!"
            Любая попытка обсуждения, воспринимается почти как предложение затопить судно.
            1. -1
              9 марта 2020 13:23
              Конкретика в том, что я несколько лет отработал именно инженером на аналогичном судне, на "Добровольском", и неплохо его знаю, а последние годы вместе с другими ветеранами занимаюсь делом "Пацаева" - его сбережением.
              Так же конкретно я спросил про ртуть на "Пацеве", чтобы устранить эту опасность, если она есть. Ответа нет..
              1. -1
                9 марта 2020 14:09
                Цитата: valpro24
                Так же конкретно я спросил про ртуть на "Пацеве", чтобы устранить эту опасность, если она есть. Ответа нет..

                Наличие ртути, драгметаллов и радиоактивных материалов указано в документации на приборы. Странно, что Вы как инженер не интересовались данным вопросом. Как же вы утилизируете неисправные детали и приборы, отправляете за борт или просто в помойку выбрасываете?
        2. 0
          6 ноября 2020 21:28
          Нет там никакой ртути, ну что Вы!
  19. +3
    7 марта 2020 10:17
    Всё идёт к тому, что и танки после 75-летия Победы будут с постаментов снимать и "Аврору" с "Красиным" на металлолом попилят.
    Капитализьм!
    Дзержинского за шею повесили, Сталина клюют постоянно, зато какой Ёлкин-центриум построили и сказки Солженицына вместо Гайдара и Николая Островского в школах как бы преподают!
    Ракеты и без кораблей и без науки летают, если на них побрызгать святой водой. К тому же, Земля теперь - плоская, летать и плавать надо по локсодромии, а Грета Тумберг правит Европарламентом и ООН...
  20. +1
    7 марта 2020 13:12
    Это же какая популярность светит «Пацаеву», встань он на Усть-Рогатке в Кронштадте!


    ну и какая? эсминец Беспокойный в Кронштадте открыть толком для посещения не могут.
    1. +1
      7 марта 2020 13:30
      Был я внутри "Беспокойного". Там дел невпроворот. Гальюны зас..раны. Но кое-что уже вполне прилично: кают-компания, адмиральская каюта, мостик... Вот потому больше по верхам люди ходят. А на "Пацаеве" всё на порядок лучше. Был там и ночевал неоднократно. Хотя конечно, когда судно не занято работой и людей на нём почти нет, ему плохеет.
      1. +1
        7 марта 2020 13:39
        я тоже был, но на палубе. попал на удачу. нет ни времени работы ни порядка- хотим откроем , а хотим-нет. и закроем когда хотим. а был ряд новостей мол открывается корабль-музей...
  21. 0
    8 марта 2020 15:24
    Цитата: Alex_59
    Жариться месяцами в бескрайнем океане, в тропической жаре, в металлической коробке - занятие не самое приятное.
    В общем-то верно, до тех пор, пока не начали строить специализированные корабли. На первых ("Краснодар", "Ворошилов" и первая четвёрка кораблей ТОГЭ-4) условия были аховые. Было также, что некоторые не выдерживали жизнь в замкнутом пространстве по полгода и до 11 месяцев (и такое было!). Уходили. А в целом, те кто устоял, вспоминают то время с теплом. Не жалеют.
    Вот для чего нужен музей: показать не только то, для чего эти суда, но как и в каких условиях на них работали люди.
  22. 0
    9 марта 2020 00:21
    Пораженцы -



  23. 0
    9 марта 2020 13:09
    Цитата: GTYCBJYTH2021
    "Маршал Неделин"-горел,гниёт и разворовывается.....

    Не стало его в 99-м
    1. +1
      14 марта 2020 01:00
      Цитата: valpro24
      Не стало его в 99-м

      Что имели,не ценили...
  24. 0
    9 марта 2020 18:21
    Цитата: Дилетант
    Их обнаружили через 4 часа. Зачем врать

    А спасли через ЕМНИП двое суток. Вертолет не мог сесть из-за деревьев. Пока высадил группу, пока она дошла до места приземления - прошло время. И ночь пришлось пережидать в лесу. С ПМом в качестве оружия. Именно после этого и родилась у Леонова идея об оружии для космонавтов
  25. +1
    9 марта 2020 19:02
    Цитата: Смотритель

    Наличие ртути, драгметаллов и радиоактивных материалов указано в документации на приборы. Странно, что Вы как инженер не интересовались данным вопросом. Как же вы утилизируете неисправные детали и приборы, отправляете за борт или просто в помойку выбрасываете?
    Кончайте флудить. Если знаете ответ на вопрос - ответьте. Я - знаю, ведомости видел. Ртути нет. Точка.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»