На Чёрном море подняли со дна торпедный катер, погибший во время ВОВ

51
На Чёрном море подняли со дна торпедный катер, погибший во время ВОВ

Военные водолазы Черноморского флота обнаружили на дне Черного моря торпедный катер времен Великой Отечественной войны. Катер типа "Г-5", затонувший во время обороны Севастополя, был поднят со дна экипажами специальных судов Черноморского флота. Об этом сообщила пресс-служба флота.

Экипажи судов из состава аварийно-спасательного отряда управления поисковых и аварийно-спасательных работ Черноморского флота завершили работы по подъему из-под воды корпуса торпедного катера "Г-5", погибшего в ходе Великой Отечественной войны

- говорится в сообщении.



Уточняется, что катер был обнаружен на выходе из Карантинной бухты, где в период обороны Севастополя 1941-1942 годов базировалась бригада торпедных катеров Черноморского флота.

В пресс-службе отметили, что корпус поднятого со дна катера прекрасно сохранился, несмотря на длительное время нахождения в морской воде. Специальная комиссия в дальнейшем установит обстоятельства гибели катера и возможность использования его в качестве музейного аппарата.


Для справки: торпедные катера типа "Г-5" были разработаны в начале 30-х годов прошлого века под руководством известного авиаконструктора А. Н. Туполева. В качестве основы корпуса для катеров был взят поплавок гидросамолета, что привело к созданию выпуклой верхней палубы, на которой невозможно было стоять даже при минимальной качке. На вооружении катера стояли две 533-мм торпеды в желобковых аппаратах, которые запускались сбросом назад. Кроме того, на катерах присутствовало пулеметное вооружение, которое постоянно менялось. Сначала ставили по два 7,62-мм авиационных пулемета ДА, затем два 7,62-мм авиационных пулемета ШКАС, а с 1941 года катера стали оснащать одним-двумя 12,7-мм пулеметами ДШК.

Водоизмещение катера составляло 15 тонн, длина 19 метров, ширина - 3,3 м, осадка - 1,2 м. Скорость - 50 узлов (15 минут), 47 узлов (1 час), 36 узлов (7 часов). Экипаж 6 человек. Мореходность до 2-3 баллов, запуск торпед при 1-2 баллах.

Несмотря на свои недостатки, всего до 1944 года было выпущено 333 катера "Г-5". Данный катер стал самым массовым представителем своего класса в советских ВМФ.
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    51 комментарий
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +4
      6 марта 2020 12:45
      Попытались поднять. Но он развалился. Вопрос: а разве этого нельзя было предвидеть, где инженеры?
      1. +5
        6 марта 2020 12:52
        Да за такое время катер вообще мог сгнить. А он оказывается еще ремонтопригоден для устройства из него катера-музея. feel Хорошо, что нашли и есть такая возможность.
      2. -4
        6 марта 2020 12:53
        Ведущая, восторженная девочка по телеку обвинила во всем... катер.
        Сформулировала так: "сломался, такой, сякой: 70 лет лежал, не мог подождать еще чуть чуть?"
        Идеально сохранился ведь...
        Зачем нам инженеры? Нам нужны лидеры новой России, управленцы и все такое... ))))
        1. +3
          6 марта 2020 16:33
          Анджело, я пересмотрела видео и не увидела, чтобы он развалился
      3. +2
        6 марта 2020 12:54
        Цитата: iouris
        Но он развалился. Вопрос: а разве этого нельзя было предвидеть, где инженеры?

        Там вода судя по всему осталась в корме, потому под её весом и корма отвалилась.

        1. -1
          6 марта 2020 14:24
          Совершенно варварское поднятие из воды. Не удивительно, что корпус поломали, это даже было вполне закономерным финалом. Все по Лаврову...
          1. -4
            6 марта 2020 15:16
            Цитата: DenZ
            Совершенно варварское поднятие из воды. Не удивительно, что корпус поломали, это даже было вполне закономерным финалом. Все по Лаврову...

            Хватит ныть и сеять панику. negative Причем тут Лавров? fool Если всерьез возьмутся - восстановят. Самолеты из болот достают и по движку и остаткам лонжеронов восстанавливают.
            1. Комментарий был удален.
        2. +2
          8 марта 2020 00:47
          Цитата: Башкирхан

          Там вода судя по всему осталась в корме, потому под её весом и корма отвалилась

          Вода стекла бы... Если бы не торопились.
          Скорее всего там ил.

          Вообще-то операцию подъема произвели по варварски.
          Сложностей не понимали настолько, что ещё и корреспондентов пригласили...

          Следовало катер приподнять, отбуксировать на мелководье, промыть, изучить состояние алюминиевого корпуса, извлечь боеприпасы, поднимать с использованием силовой рамы.
          1. 0
            10 марта 2020 08:23
            Цитата: Сергей С.
            поднимать с использованием силовой рамы.

            Вот именно так и нужно было делать. А то получается что
            Цитата: Piramidon
            Если всерьез возьмутся - восстановят
            восстановят конечно но зачем было изначально так косячить? чтобы потом геройски восстанавливать...

            Цитата: Piramidon
            Самолеты из болот достают и по движку и остаткам лонжеронов восстанавливают.

            И что там в тех самолетах родного остается? И как они после этого выглядят?
      4. +2
        6 марта 2020 12:54
        А русалка то так смело по нему ходит)))он прогнил весь.надеюсь экипаж спастись сумел.останков вроде нет.
      5. +5
        6 марта 2020 13:12
        Попытались поднять. Но он развалился. Вопрос: а разве этого нельзя было предвидеть, где инженеры?
        Он дюралевый. Странно, что вообще не сгнил.
        1. 0
          6 марта 2020 13:51
          Высокое содержание сероводорода в воде. Хотя я не уверен что это не оказывает разрушающего воздействия на металлы.
          1. +3
            6 марта 2020 21:40
            Ну какой сероводород вблизи Карантинной бухты? Он на глубинах более 100 м начинается. А вот то, что говорящая дурочка торпедный катер 2 раза назвала "бронекатером", говорит об интеллекте корреспондентов "Звезды".
      6. 0
        6 марта 2020 13:17
        Цитата: iouris
        Попытались поднять. Но он развалился. Вопрос: а разве этого нельзя было предвидеть, где инженеры?

        соль,и другие проблемы...
        1. +2
          6 марта 2020 13:22
          как вспомню кино про торпедные катера,аж сердце колдобит..."СЕКРЕТНЫЙ ФАРВАТЕР "ШУБИН" !" drinks
          1. +2
            6 марта 2020 14:23
            Шубин командовал бронекатером, это скорее артиллерийский катер, а не торпедный.

            1. +2
              6 марта 2020 21:43
              В это в кино у него бронекатер был, в исходной книге Платонова Шубин командовал именно торпедным катером Г-5. Негде было взять такой торпедный катер для съёмок в начале 80-х. Кстати, автор книги включил в боевые эпизоды балтийцев реальные боевые эпизоды, происшедшие на СФ в это же время.
      7. +2
        6 марта 2020 13:29
        И где он развалился?На Черном море достаточно хорошо сохраняются останки погибших кораблей.
      8. Комментарий был удален.
      9. 0
        6 марта 2020 16:13
        Цитата: iouris
        Попытались поднять. Но он развалился. Вопрос: а разве этого нельзя было предвидеть, где инженеры?

        Да брось те Вы. Развалился то он так, что можно починить, а что бы точно просчитать все, очень долго его пришлось бы на дне исследовать, с применением дорогостоящей аппаратуры.

        Если будет желание, то для памятника починить можно, главное сейчас успеть консервацию произвести...
        1. +2
          7 марта 2020 01:55
          Цитата: svp67
          Да брось те Вы. Развалился то он так, что можно починить, а что бы точно просчитать все, очень долго его пришлось бы на дне исследовать

          Поднимали недоумки вот и развалился. Чего тут считать то!? Стальными нитками за металл 80 лет возраста зацепили. А банально стальной шарфик подложить ума не хватило? Вот сто лет назад еще ЭПРОН еще про такие мелочи знал почему то, а сегодняшние умники только в гаджетах и разбираются похоже..
          1. 0
            7 марта 2020 03:48
            Цитата: Saxahorse
            Вот сто лет назад еще ЭПРОН еще про такие мелочи знал почему то

            Сто лет назад у ЭПРОНА, кроме понтоном больше ничего и не было, вот и использовали такие методы. Но раз Вы о них знаете, то должны и знать сколько работы надо произвести, что бы произвести подъем так, это надо прорыть туннели под его днищем, мало того, что работа долгая и очень грязная, так еще и очень опасная, корпус же может сместиться . А тут, кран подогнали, крюки зацепили и выдернули...
            1. 0
              7 марта 2020 19:45
              Цитата: svp67
              А тут, кран подогнали, крюки зацепили и выдернули...

              Вот вот вот.. А нормальный инженер даже близко к этому пиршеству дилетантов не подходил. Задача простейшая, и догадаться где возникнут проблемы не трудно. Первая проблема при отрыве ото дна, вторая при отрыве от воды..

              Похоже журналисты вроде этой не слишком умной ведущей и рулили процессом..
    2. 0
      6 марта 2020 12:51
      Уточняется, что катер был обнаружен на выходе из Карантинной бухты,

      Казалось бы-там уже все исследовано, а вот находят все находят .

      Может, действительно музей получится
      1. +15
        6 марта 2020 13:18
        Катер типа "Г-5"

        1. +3
          6 марта 2020 13:31
          Катер типа "Г-5"

          А до них строились (1929-1933 гг) катера типа "Ш-4".
          46 узлов. И это в 1929 году!!!
          Похожи с "Г-5".

          http://armedman.ru/news/torpednyie-katera-tipa-sh-4.html
      2. +3
        6 марта 2020 13:20
        В репортаже было сказано. что вооружение с него уже сняли "черные дайверы". Так что об этом катере, видимо, было известно давно. Вот только сейчас решили его поднять, может быть к юбилею Победы.
        1. +1
          6 марта 2020 14:24
          В Керчи на пирсе у Ак-Буруна стоял. Но там кажется был МО. Восстановленый.
        2. -1
          6 марта 2020 21:45
          Похоже на правду. Хотя пулемёты могли снять и во время войны, глубина там небольшая, судя по тому, что не понадобилось дополнительное освещение для съёмок - не более 20-30 м.
    3. +1
      6 марта 2020 13:04
      Конструктор Туполев А.Н.
      50 узлов выдавал. По тем временам не каждая торпеда столько могла.
      1. +2
        6 марта 2020 13:27
        Легенда гласит, что сначала он достигал гораздо меньшей скорости, только Туполев с несколькими ударами молота изменил угол лопастей винта, и Катер достиг предполагаемых параметров.
        1. 0
          6 марта 2020 21:47
          Это не Туполев, он винтами никогда не занимался. Эпизод с исправлением винта ударами кувалды описан в воспоминаниях академика Крылова, это он так винт на каком-то судне исправлял.
          1. 0
            6 марта 2020 22:19
            Я прочитал это один раз за: J. Kowalski, Radzieckie kutry torpedowe typu G-5", Warszawa 1979, c 6 :


            говорю об испытаниях опытного образца АНТ-3 - фрагмент в переводе: «... Интересный факт связан с испытаниями "Первенца". Во время первых испытаний установка не могла превышать 36 км / ч. Узнав об этом, А. Туполев прибыл на верфь и после тщательного осмотра корабля сменил несколькими ударaми молота. угол наклона лопасти гребного винта. В результате после запуска корабль достиг скорости 90 км / ч."
            1. +1
              6 марта 2020 22:29
              Легенда. Академик Крылов описал этот случай с судном, произошедший в начале ХХ века в книге "Мои воспоминания" в 1945 году. Вообще-то на Г-5 стояли авиационные двигатели М-17, лопасти винта, по-видимому, суперкавитирующие, ошибиться там в шаге винта надо было постараться. Либо чертёж был неправильный (а это вопрос к конструктору), либо изготовление.
              1. +1
                6 марта 2020 22:33
                Это возможно Я просто прочитал это, видимо, автор в цитированной мной книге имел неверную информацию
              2. 0
                8 марта 2020 00:53
                Цитата: Авиатор_
                Вообще-то на Г-5 стояли авиационные двигатели М-17

                На "Г-5" стояли моторы А. Микулина ГАМ-34БС.
                1. 0
                  8 марта 2020 07:49
                  Да, конечно, адаптированные для условий эксплуатации на катере авиационные моторы Микулина.
    4. +1
      6 марта 2020 13:36
      На нем просто стоять жутко, не то что воевать.
      Знаменитая "мошка" рядом с ним образчик комфорта и мореходности
    5. 0
      6 марта 2020 13:37
      Как торпедный катер против вражеских кораблей, катер практически не применялся.
      1. +6
        6 марта 2020 16:21
        Да что Вы говорите? Может в вики, хотя бы заглянуть? Вот, что там про ТК Северного флота в статье о Г-5 написано.
        Торпедные катера Северного флота использовались как самостоятельно, так и во взаимодействии с авиацией. Районом их действий был Bарангер-фьорд, где они потопили 20 транспортов общим тоннажем 54 тыс. рег. тонн, 4 сторожевых корабля, 3 тральщика и сторожевой катер, а также 2 малых судна водоизмещением 130 тонн. Кроме того, ими были повреждены 4 транспорта и 3 корабля охранения.
        Хорошо, транспорты это не корабли, а суда (хотя думаю, что разница Вам непонятна). А остальные?
        1. 0
          6 марта 2020 16:40
          Не буду спорить.

          Там еще интересная информация -
          Пять катеров Г-5 в период войны попали также и в руки противника — два ТКА (№ 111, № 163) были захвачены немецкими войсками на Чёрном море и Балтике, три (№ 54, № 64, № 141) — финнами. Последние вошли в состав ВМС Финляндии (V-3, V-1 и V-2 соответственно), но после выхода Финляндии из войны в 1944 году возвращены СССР. Наиболее результативным из них, в составе ВМС Финляндии, оказался V-2, потопивший совместно с двумя другими финскими ТКА канонерскую лодку Балтийского флота «Красное Знамя».
      2. 0
        7 марта 2020 11:45
        Как торпедный катер против вражеских кораблей, катер практически не применялся.

        Вы где эту ересь вычитали? А самому проверить так ли это не судьба?
        Они не только в ВОВ использовались, но и в Испании успели повоевать.
        28 моряков воевавших на "Г-5" стали Героями Советского Союза.
    6. +5
      6 марта 2020 16:14
      О чем эта дура вещает? Какой БРОНЕкатер? У Г5 единственная защита была - скорость!
      1. +4
        6 марта 2020 16:41
        Вы озвучили мои мысли: в титрах говорится торпедный катер,а Виктория говорит о бронекатере
        1. +4
          6 марта 2020 21:49
          Корреспондентка - жертва ЕГЭ, чего Вы от неё хотите, учившиеся в тоталитарном СССР?
      2. +1
        7 марта 2020 11:49
        О чем эта дура вещает?

        Не будьте так строги.... к блондинке. laughing
        Тем более на кануне Женского праздника. drinks
    7. +7
      6 марта 2020 22:24
      Смотрел я это дело. Даже застропить не сумели по человечески...
      Вот вам и Севастополь, вот вам и профессионализм местных профессионалов... А как щёки надувают ой...
      1. +2
        6 марта 2020 23:37
        Дабы завершить прения у народа. ТК- Г5 без вариантов поднят.
        Никогда он не может быть БК.
        Тётя, если чего и сказала лишнего, то она- не шарит в вопросах.
        Но, как женщина- фея просто.
        1. +2
          7 марта 2020 14:41
          Вполне , возможно,что она озвучила чьи-то слова. Для меня тоже танк и САУ были на одно лицо. А теперь у меня есть альбом ,где фотографии советских танков(сын подарил)
          1. 0
            7 марта 2020 19:58
            При всем моем почтении... С танками проще. Косой бронелист без загогулин- САУ/ СУ. Загогулистая морда- танк. К бабке не ходи.
            Торпедные катера- аналогично. Сделан из алюминия, корпус - редан, ТК без вариантов. Для торпедного катера- скорость это наше всё.
            С наступающим праздником Вас love
    8. +1
      8 марта 2020 11:12
      какими же надо быть отчаяными людьми что бы просто в море выходить на этой скорлупке! а они на ней ещё и воевали
      1. 0
        8 марта 2020 20:39
        Ну почему?.. Всё не так плохо. Тактика работы торпедных катеров была отработана по самое не балуйся. Тем более- ТК самых разнообразных наваял... Да прямо наш завод.
        Их не отправляли ж в лютый шторм - топить "Тирпиц". Или "Тикондерогу" какую-нибудь.
        Всё использовалось в своё время, заниматься посильными боевыми задачами. С учетом метеоусловий и прочих негараздов.

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»