Помехи и ракеты. Самолёт радиоэлектронной борьбы Shenyang J-16D (Китай)

31

Истребитель J-16. Фото Airwar,ru

В интересах Народно-освободительной армии Китая разрабатывается целый ряд специализированной авиационной техники, в т.ч. самолеты радиоэлектронной борьбы. В последние годы стало известно о нескольких таких образцах. Одним из самых новых является самолет Shenyang J-16D, выполненный на основе серийного истребителя 4 поколения.

От истребителя к РЭБ


В качестве основы для перспективного самолета РЭБ использован серийный истребитель J-16 производства Shenyang Aircraft Corporation. Этот самолет официально именуют вариантом развития китайского J-11BS, выгодно отличающимся рядом характеристик. По разным данным и оценкам, при создании J-16 не обошлось без российского опыта – одним из источников решений и компонентов послужил самолет Су-30МКК.



Первый полет опытного J-16 в исходной конфигурации состоялся в середине 2012 г. Уже в 2013-м корпорация Shenyang запустила серийное производство, а весной следующего года ВВС НОАК получили первый полковой комплект самолетов. К настоящему времени построено не менее 130-140 самолетов J-16.

По известным данным, в базовой версии двухместный многоцелевой истребитель J-16 имеет специальное оборудование, позволяющее противодействовать радиоэлектронным средствам противника. Однако его посчитали недостаточным для решения части задач, в результате чего стартовал проект специализированного самолета РЭБ.

Специальный образец


Новая модификация истребителя получила индекс J-16D. Первый полет такого самолета состоялся 18 декабря 2015 г. Вскоре были опубликованы некоторые данные о проекте, а также ряд фотографий опытного самолета. Несмотря на ограниченный объем доступных материалов, имеется возможность оценить некоторые особенности китайского проекта и представить его примерные перспективы.


Опытный J-16D на ранних стадиях испытаний. Фото Militaryparitet.com

По своей конструкции J-16D максимально похож на базовый самолет, но имеет некоторые заметные отличия. Изменена форма носового обтекателя; он стал короче и имеет иную кривизну поверхности. Позади обтекателя, перед фонарем, отсутствует оптико-электронная станция, характерная для всех самолетов семейства Су-27. Из наплыва крыла исчезла встроенная пушка.

На законцовках крыла присутствовали крупные контейнеры аппаратуры, которые можно однозначно идентифицировать как системы РЭБ. Также на самолете до покраски четко просматриваются отдельные участки обшивки, под которыми могут скрываться антенные устройства или иная аппаратура, характерная для самолетов РЭБ.

Позже в открытом доступе появились новые фото самолета J-16D. Они показывают, что специальное оборудование монтируется не только на законцовках крыла. При необходимости самолет может нести подвесной контейнер с аппаратурой под фюзеляжем или под крылом.

Известно, что истребитель J-16 получил новую РЛС китайской разработки, оснащенную активной фазированной антенной решеткой. Вероятно, его специализированный вариант сохраняет подобную аппаратуру, однако использование нового обтекателя может указывать на переработку радиолокационного комплекса.


Заметны основные отличия от базового образца. Фото Militaryparitet.com

Контейнеры на законцовках крыла, по всей видимости, входят в состав штатной аппаратуры самолета. Они вмещают средства радиотехнической разведки для выявления излучения чужих радиоэлектронных систем и станции постановки помех. В зарубежных публикациях контейнеры J-16D нередко сравнивают с изделиями AN/ALQ-218, используемыми на американских самолетах.

Штатные средства РЭБ самолета могут дополняться подвесными контейнерами аналогичного назначения. За счет этого J-16D может одновременно нести и применять разные средства, работающие в различных диапазонах и оптимизированные под отличающиеся задачи.

Очевидно, что перестройка и дополнение комплекса БРЭО под решение специальных задач сказалась на оборудовании кабины. Рабочее место летчика-оператора теперь должно обеспечивать контроль и управление работой средств РЭБ. Также оператор должен работать с РЛС и, возможно, с вооружением.

Истребитель электроники


Самолет РЭБ Shenyang J-16D построен на основе существующего образца, что указывает на его летно-технические характеристики. J-16 представляет собой многоцелевой истребитель с максимальной скоростью на уровне М=2,4 и боевым радиусом 1500 км. Вряд ли специализированный J-16D по своим летным данным существенно отличается от базового истребителя.

Благодаря имеющейся БРЛС новый самолет РЭБ, как и исходный J-16, способен следить за воздушной и наземной обстановкой – однако собранные данные используются иначе. При помощи прочих изделий из состава БРЭО самолет должен выявлять источники излучения в виде радиоэлектронных систем противника и «глушить» их помехами. К сожалению, точные характеристики бортовых и подвесных средств РЭБ остаются неизвестными.


Специальное оборудование размещается как на законцовках крыла, так и на пилонах. Фото Errymath.blogspot.com

В зарубежной прессе высказывается предположение о сохранении некоторых ударных возможностей. Так, даже при установке нескольких подвесных контейнеров РЭБ самолет J-16D сохраняет свободные узлы подвески и некоторый запас грузоподъемности. Это может быть использовано для несения и применения противорадиолокационных ракет разных типов.

На вооружении ВВС и ВМС НОАК состоит несколько противорадиолокационных авиационных ракет, как собственной разработки, так и копий советских / российских изделий. Такие ракеты предназначаются для поражения воздушных, наземных и надводных целей. Все подобное оружие может использоваться современными истребителями, в т.ч. J-16. Может ли нести такое вооружение самолет РЭБ J-16D – неизвестно. Однако, по разным оценкам, наличие таких возможностей серьезно увеличило бы потенциал этой машины.

Неопределенное будущее


Многоцелевой истребитель Shenyang J-16 уже пошел в серию и эксплуатируется в ВВС НОАК. Текущий статус его специализированной модификации, оснащенной аппаратурой РЭБ, неясен. Новые сообщения о проекте J-16D не появлялись достаточно давно, а на момент последних новостей самолет находился на стадии испытаний.

С момента первого полета прошло немало времени, и это позволяет предполагать, что проект приближается к стадии запуска серии и принятия на вооружение. Кроме того, нельзя исключать, что J-16D уже начал службу, но об этом не сообщается из-за характерного китайского подхода к секретности.


Опытный самолет J-15D для палубной авиации ВМС. Фото Nevskii-bastion.ru

В строю новым J-16D предстоит служить на сухопутных аэродромах и обеспечивать боевую работу других самолетов, в т.ч. J-16 исходной модификации. Самолеты РЭБ смогут сопровождать истребители-бомбардировщики, выявлять угрозы и бороться с ними при помощи помех или противорадиолокационных помех. Ввиду особой роли такая техника не будет многочисленной. Общий выпуск не превысит нескольких десятков единиц.

Для ВВС, но не для ВМС


Вряд ли J-16D поступит на вооружение ВМС. В интересах морской авиации сейчас разрабатывается специализированный самолет на базе палубного истребителя J-15. Самолет J-15D впервые взлетел в 2016 г. и до сих пор проходит испытания. Когда эти самолеты смогут пополнить палубную авиацию ВМС НОАК – неизвестно.

Доступные фотографии показывают, что J-15D отличается от исходного J-15 примерно так же, как J-16D от базового образца. Использован иной обтекатель БРЛС, отсутствуют пушка и ОЛС, а на крыле появились новые контейнеры. Возможно, два самолета РЭБ унифицированы по основным системам.

В профильных зарубежных СМИ встречается версия о возможной разработке палубной модификации «сухопутного» истребителя J-16. В связи с этим высказывается предположение о возможном переносе наработок по БРЭО в сферу палубной авиации. Тем не менее, подобные идеи не выглядят необходимыми и перспективными. Для ВМС уже создан истребитель J-15 со всеми нужными чертами, а на его основе разрабатывается самолет радиоэлектронной борьбы.

Таким образом, примерные перспективы проекта J-16D уже ясны. В ближайшее время специализированный самолет РЭБ должен будет поступить на вооружение ВВС НОАК и обеспечить повышение боеспособности тактической авиации. Также следует ожидать скорого появления строевых палубных самолетов РЭБ на базе истребителя J-15. Это означает, что командование НОАК прекрасно понимает значение радиоэлектронных систем и средств борьбы с ними. Соответственно, принимаются меры по развитию обоих этих направлений, и самолет J-16D оказывается одной из важнейших разработок в этом контексте.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    13 марта 2020 18:04

    Доступные фотографии показывают, что J-15D отличается от исходного J-15 примерно так же, как J-16D от базового образца. Использован иной обтекатель БРЛС, отсутствуют пушка и ОЛС,
    вот пусть проблемы с пушкой решат,для начала.нашим не сразу далось.
  2. -3
    13 марта 2020 19:09
    Очередной цельнотянутый русский самолёт под китайским лейблом.
    1. 0
      13 марта 2020 20:38
      Цитата: Narak-zempo
      Очередной цельнотянутый русский самолёт под китайским лейблом.

      цельнотянутым его назвать нельзя. Несколько измененный планер, иное БРЭО, РЛС с АФАР и расширенная номенклатура вооружений. Скорее, это творческая переработка Су-27УБ/Су-30. Да и специализированного самолета РЭБ у нас на базе Су-27/30/35 нет (подвесные контейнеры обеспечивают только индивидуальную защиту), можно приспособить под те функции Су-34)
      1. 0
        3 октября 2020 14:05
        Цитата: Григорий_45
        можно приспособить под те функции Су-34

        В этой функции Су-34 использовался при принуждении к миру 08.08.08. И хорошо себя показал)))
  3. +2
    13 марта 2020 20:03
    По виду у американского Гроулера РЭБ оборудования заметно больше
    1. -1
      13 марта 2020 20:32
      Попытка сделать из палубного истребителя - штурмовика еще самолет РЭБ, едва ли разумно? Раньше у матрасников был специализированный самолет РЭБ. Правильность или ошибочность такого шага, может показать только столкновение с сильным противником.
      1. +2
        13 марта 2020 20:46
        Вы о Гроулере?
        Более чем разумно
        Предыдущий американский палубный дозвуковой РЭБ Проулер
        был тоже по такому же принципу- на базе штурмовика А-6 Интрудер.
        В отличии от него Гроулер может работать в тех же порядках, что и сверхзвуковые ударные самолеты.
        1. 0
          13 марта 2020 21:11
          Согласен, что на базе, но переделки были весьма обширные. В том числе и планеру, а на Ф - 18 их минимум. Единственный плюс - сверхзвук, возможность идти в боевых порядках прикрываемых машин.
      2. +2
        13 марта 2020 20:53
        Цитата: ТермиНахТер
        Раньше у матрасников был специализированный самолет РЭБ.

        Рэйвен или Проулер - который из них? EКA-3 Скайуорриор, EP-3E Aries II или ЕВ-66 Destroyer?
        Кстати, EF-111 нес Хармы. Проулер - тоже.

        Цитата: ТермиНахТер
        сделать из палубного истребителя - штурмовика еще самолет РЭБ, едва ли разумно?

        почему нет? Современной аппаратуре уже не нужны объемы и грузоподъемность 747-го Боинга, вполне все помещается в подвесные контейнеры.
        1. 0
          13 марта 2020 21:11
          Что мешает подвесить контейнер под обычный Ф - 18?
          1. +3
            13 марта 2020 21:30
            Нужен оператор рэб и управление подвесными контейнерами
            Нужны соответствующие слоты на точках подвески- у обычного ф-18 это не предусмотрено
            1. 0
              13 марта 2020 22:24
              А бортовой компьютер оператора РЭБ до определенной степени заменить не может? Тем более, что участие "гроулера" в бою типа "собачья свалка" не предусматривается.
              1. +3
                13 марта 2020 22:50
                Нет, так не получится
                Часть оборудования и антенн стоит уже в корпусе Гроулера, а часть вынесена в контейнеры, некоторые из них могут быть съемными
                Но просто повесить контейнеры на суперхорнет- гроулер не получится
                Думаю, без участия оператора качество работы РЭБ ухудшится.
          2. +2
            13 марта 2020 21:45
            Цитата: ТермиНахТер
            Что мешает подвесить контейнер под обычный Ф - 18?

            Самолет РЭБ - это же не простая глушилка. В сущности, передатчики помех и выполнены в контейнерном исполнении. А планер пришлось напичкать различными антеннами - самолет РЭБ должен ставить помехи в очень широком диапазоне частот, от КВ/УКВ до сотовых телефонов и СВЧ, и станциям с различной модуляцей сигнала - и специализированным БРЭО (аппаратурой сканирования радиодиапазонов, обработки сигналов и управления генераторами помех, системами связи и т.д.). А также несколько переделать узлы подвески (для интеграции с контейнерами) В остальном Гроулер подобен Хорнету. Лишился пушки (вместо нее - аппаратура), но сохранил часть ударных возможностей (уничтожение РЛС) и может вести воздушный бой (применяя ракеты ВВ)
            Вероятно, у китайцев - нечто подобное.

            Думаю, уместить всю аппаратуру в контейнеры пока мешает элементная база - все таки различных антенн на самолете более двух десятков.

            Если нужна не мощная групповая защита, то обходятся и подвесным контейнером - как на Су-30, Су-34, F-16 и пр.

            Хотя, мое личное мнение, зацикливаться лишь на контейнерах не стоит. Лучше иметь специализированный самолет. Контейнеры ухудшают ЛТХ аппарата, да и заметность тоже.
            1. 0
              13 марта 2020 22:22
              Вот и я, о том же. Универсальность хороша до определенного момента, а потом лучше специализация. Ф - 18 довольно не плох, как истребитель - штурмовик, хотя не без недостатков. эДа и требования к этим типам к этим типам машин достаточно противоположные. Но еще и РЭБ из него "лепить" не есть "гут". Разве только в качестве временного решения.
            2. 0
              13 марта 2020 22:52
              На ф-35 РЭБ уже интегрированная в самолёт и частично совмещённая с РЛС, но у Гроулера возможности намного больше
              1. 0
                16 марта 2020 09:59
                Ну китайцы вполне могут использовать АФАР в носу полностью для радиопротиводействия, раз уж самолет специализированный, а когда от него требуются другие функции, использовать контейнеры "а-ля Сорбция" на концах крыла для защиты хотя бы самого себя.
                1. 0
                  16 марта 2020 10:08
                  Не все РЛС с АФАР могут работать в режиме РЭБ
                  1. 0
                    16 марта 2020 10:35
                    Причем тут РЛС? Просто одну и ту же антенну будут использовать две разные системы, например последовательно, процентное распределение в зависимости от задачи и ситуации.
                    1. 0
                      16 марта 2020 10:57
                      вот и поищите попробуйте , где реально используется то, что вы пишете.
                      1. 0
                        16 марта 2020 11:05
                        А Вы думаете китайцы напишут, что у них получилось в реальности? Не найдете в открытом доступе даже описания конкретных действий, что может или не может, и для более "старых" систем.
                      2. 0
                        16 марта 2020 11:08
                        если для новых есть, почему нет этого для старых?
                        или

                        так для новых не скрывают существование таких РЭБ
                        и почему только китайцы?
                        РЛС с АФАР не только у них есть
                      3. 0
                        16 марта 2020 11:17
                        Не скрывать существование системы РЭБ этот одно, а раскрывать подробности его функционирования это другое. Рассказы (сказки) про "искажение" сигналов или уводящие помехи, лично меня не интересуют.
                      4. 0
                        16 марта 2020 11:19
                        вот и попробуйте найти о существовании систем РЭБ в БРЛС и посмотрите, в каких есть, а в каких нет.
                      5. 0
                        16 марта 2020 11:30
                        Ну вот читаем:
                        Передающие устройства аппаратуры активных помех комплекса РЭП «Хибины» построены на основе активных антенных решеток высокой мощности

                        Что мешает вместо "маленькой" антенны контейнера ПОЛНОСТЬЮ использовать нормальную антенну (АФАР) в носу? Ничего не мешает!
  4. 0
    13 марта 2020 20:22
    А Китаю продавали средства радиопротиводействия?
  5. +2
    13 марта 2020 20:42
    J-16D - это китайский Гроулер. Посему не очень понятен посыл аффтора
    На вооружении ВВС и ВМС НОАК состоит несколько противорадиолокационных авиационных ракет.... Может ли нести такое вооружение самолет РЭБ J-16D – неизвестно.

    EA-18G Гроулер - может. На Су-34, даже подвесив контейнеры РЭБ, остается еще 8 узлов под ракеты. Вообще, было бы очень глупо не придать самолету РЭБ вооружение, особенно самолету, созданному на базе истребителя.
    Не 8 тонн же весит китайская система РЭБ?..)
    1. +1
      13 марта 2020 21:42
      Есть сомнения
      Видно возможные аналоги антенн на заканцовках крыла алкю218, но не видно возможных аналогов основных контейнеров подавления алкю99, а там в том числе генераторы энергии, кстати
      Если же на заканцовках крыла полностью рэб стоит, то чисто по количеству и мощности РЭБ до Гроулера китайцам ещё далеко
  6. 0
    14 марта 2020 20:20
    При всем моем уважении к китайцам, их копирование различных версий Су-27 уже порядком поднадоело, мягко говоря. И я сейчас говорю даже не конкретно про этот самолет РЭБ: с сугубо концептуальной стороны это, скорее, аналог EA-18G Growler.
  7. 0
    22 марта 2020 18:40
    Молодцы китайцы. Теперь у них есть свой гроулер. Мы как всегда курим в сторонке
  8. 0
    6 апреля 2020 22:10
    К сожалению, точные характеристики бортовых и подвесных средств РЭБ остаются неизвестными.

    Собственно всё содержимое статьи в этом предложении, всё остальное вода