Противокорабельная ракета Sea Venom / ANL проходит испытания


Ракета Sea Venom / ANL после сброса


На днях европейская международная компания MBDA опубликовала данные о недавних испытаниях перспективной противокорабельной ракеты Sea Venom / Anti-Navire Léger. Это был уже третий тестовый запуск такого изделия, целью которого являлась проверка работы на одном из боевых режимов. Опытная ПКР успешно справилась с задачей и поразила намеченную мишень. Эти события приближают момент принятия Sea Venom / ANL на вооружение.

Третий запуск


Последний на данный момент запуск – третий в рамках программы летных испытаний – состоялся 20 февраля на французском морском полигоне вблизи о. Леван (Средиземное море). В мероприятиях задействовали вертолет Airbus AS365 Dauphin, являющийся штатным носителем ПКР, саму ракету и плавучую мишень.

Пуск ракеты производился с минимальной разрешенной высоты. После этого изделие набрало скорость и вышло на крейсерскую высоту, не более нескольких метров над поверхностью воды. На конечном участке траектории проверили работу систем управления. Инфракрасная головка самонаведения осуществляла наблюдение за акваторией и передавала данные оператору комплекса. Тот нашел учебную мишень и направил ПКР на нее. Ракета успешно захватила цель и показала высокую точность попадания.


Запуск двигателя

В пресс-релизе компании MBDA отмечается, что к настоящему времени было проведено три тестовых пуска, включая последний. Во всех случаях опытные ПКР Sea Venom / ANL подтвердили свою способность полета на малой высоте над морем, а также продемонстрировали три режима работы ГСН, обеспечивающие большую гибкость применения.

Цели и задачи


Целью проекта Sea Venom / Anti-Navire Léger является создание перспективной легкой противокорабельной ракеты для применения на различных платформах. Пока изделие отрабатывается только для применения вертолетами морской авиации, но в будущем круг носителей расширится. Ракета предназначена для уничтожения разнообразных надводных целей и береговых в различных условиях.

При разработке ракеты учитывалась специфика вооруженных конфликтов последнего времени. В связи с этим большое внимание уделили вопросам поражения малоразмерных целей с небольшим водоизмещением. Благодаря этому, как утверждается, ПКР Sea Venom / ANL может успешно атаковать и уничтожать широкий спектр целей, начиная от малых катеров. Обеспечивается эффективное поражение и выведение из строя целей вплоть до корветов. Более крупным кораблям Sea Venom / ANL наносит существенные повреждения.


За мгновение до поражения мишени

Заявлена возможность эффективной работы и поиска целей в сложных условиях, например при наличии активного морского трафика. Решение таких задач упрощается за счет наличия нескольких режимов работы ГСН и автопилота.

Технические особенности


Изделие Sea Venom / ANL представляет собой одноступенчатую ракету с твердотопливным двигателем, предназначенную для запуска с вертолета-носителя. Она имеет корпус цилиндрической формы большого удлинения с рядом выступающих деталей и двумя наборами плоскостей. Общая длина ПКР – 2,5 м при диаметре корпуса 200 мм. Стартовая масса в нынешней конфигурации – 110 кг.

Ракета оснащена многорежимной ИК ГСН, работа которой уже была проверена на практике. Головка типа IIR с неохлаждаемой матрицей способна брать цель на автосопровождение до сброса с носителя или после начала полета. Эти методы применения оружия были отработаны в ходе двух предыдущих тестовых пусков. Также продемонстрирована способность ракеты самостоятельно выходить в заданный район, после чего оператор дистанционно находит и назначает цель для атаки.

ГСН имеет возможность наведения на конкретный участок цели, за счет чего можно повысить эффективность атаки. Автопилот способен вести ракету на минимальной высоте и выполнять атаку в борт или делать «горку» и поражать цель из верхней полусферы.


Вертолет Panther и опытная ракета, задействованные во втором тестовом пуске

Sea Venom / ANL несет боевую часть массой 30 кг. Тип этого изделия не уточняется; вероятно, применен проникающий фугасный заряд. Подобная БЧ рассчитана на поражение плавсредств с водоизмещением до 450-500 т или определенных наземных объектов.

Ракета комплектуется твердотопливным двигателем с неназванными параметрами. Крейсерская скорость полета определяется как «высокая дозвуковая». Дальность – «за пределами прямой видимости», ок. 20 км.

Важной особенностью проекта Sea Venom / ANL является минимизация эксплуатационных затрат. Комплект средств и инфраструктура для использования такого оружия частично заимствуется у существующих ПКР, состоящих на вооружении КВМФ Великобритании и ВМС Франции.

В качестве носителей перспективной ПКР сейчас рассматриваются вертолеты, состоящие на вооружении британского и французского флотов. Такая техника уже использовалась в рамках летных испытаний ракет и подтвердила свои возможности. Компания MBDA также утверждает, что Sea Venom / ANL может использоваться рядом других современных вертолетов европейской и зарубежной разработки.


Вертолет AW159 с ракетой Sea Venom / ANL

Ведутся проектные работы по созданию сухопутного комплекса на основе вертолетной ПКР. Возможность разработки корабельного комплекса с тем же оружием не раскрывалась. Возможно, подобную модификацию ракеты сочли ненужной.

От проекта до перевооружения


Проект Sea Venom / Anti-Navire Léger стартовал в 2014 г. и разрабатывается в интересах флотов двух стран. Ожидалось, что новое оружие поступит на вооружение в 2021 г. и заменит существующие образцы. В дальнейшем сроки скорректировали. Дату принятия ПКР на вооружение сместили на год вправо.

Проектные работы заняли около трех лет, и в июне 2017 г. состоялся первый испытательный пуск с вертолета AS365. В мае 2018 г. провели вторые испытания, на этот раз носителем ракеты стал вертолет AS565 Panther. Несколько недель назад прошли третьи испытания. Будут ли новые пуски, и когда они состоятся – не уточнялось.

Согласно актуальным планам, в ближайшие годы ПКР Sea Venom / ANL поступит на вооружение Великобритании и Франции. В Королевском ВМФ ракета будет использоваться под названием Sea Venom и станет заменой для устаревшей ПКР Sea Scua. Последняя была разработана в семидесятых годах и поступила на вооружение в 1982 г. К настоящему времени эта ракета устарела и требует замены.


Пуск ракеты с AW159

ВМС Франции обозначают свое будущее оружие как Anti-Navire Léger и планируют заменить им имеющиеся ПКР AS15TT. Эти изделия эксплуатируются 35 лет и уже не соответствуют современным требованиям.

В дальнейшем возможно появление новых контрактов на поставку современных ракет. Устаревшие Sea Scua и AS15TT состоят на вооружении нескольких зарубежных государств, которые могут проявить интерес к современному образцу. Британские ПКР используются Бразилией, Индией, Кувейтом, Малайзией, Пакистаном, Турцией и Южной Кореей. Франция поставляла свои ПКР в Бахрейн, Израиль, ОАЭ, Саудовскую Аравию и Чили.

Некоторые из этих стран стремятся обновлять свои арсеналы и потому могут заинтересоваться новой ракетой Sea Venom / ANL. Совместимость старых и новых ракетных комплексов по ряду компонентов может стать дополнительным аргументом в пользу покупки.

Современная замена


Ожидаемое завершение проекта Sea Venom / ANL в ближайшем будущем позволит Франции и Великобритании провести перевооружение вертолетов морской авиации. В арсеналах планируется сохранять легкие ПКР малой дальности, но имеющиеся образцы признаны устаревшими. Для их замены создается новый образец, успешно проходящий испытания.

Перспективы проекта Sea Venom / ANL в целом понятны. В ближайшее время КВМФ Великобритании и ВМС Франции заключат контракты с компанией MBDA, после чего начнутся серийное производство и перевооружение. Каким будет экспортное будущее проекта – станет известно позже, если появятся зарубежные заказы.
Автор:
Использованы фотографии:
MBDA / mbda-systems.com
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. svp67 16 марта 2020 18:07 Новый
    • 5
    • 5
    0
    Подобная БЧ рассчитана на поражение плавсредств с водоизмещением до 450-500 т или определенных наземных объектов.
    Они этой ракетой КАТЕРА топить собрались? Видимо с мигрантами
    1. Stalllker 16 марта 2020 18:46 Новый
      • 3
      • 2
      +1
      У меня тоже такая первая мысль проскочила
    2. knn54 16 марта 2020 18:49 Новый
      • 3
      • 1
      +2
      Сегодня пиратов развелось слишком много.Ну и против "москитного флота" хороша.
    3. donavi49 16 марта 2020 19:02 Новый
      • 12
      • 1
      +11
      Ну в Теории пара утопит МРК. Особенно первые Каракурты. Там совсем все плохо, из ПВО только две 630М + АК176 фугасиками с подрывом будет завесу пытаться создать. При этом есть зоны минимального охвата.



      Модернизированные тоже убиваются на ура, ибо ОСА древняя такую цель не возьмет, а больше и нечем.


      Носитель же любой. То есть москитный флот можно законтрить подручными средствами и дешево. Дешевле строительства этого флота.
      1. ТермиНахТер 16 марта 2020 19:54 Новый
        • 2
        • 2
        0
        Меня терзают смутные сомнения. Если скорость дозвуковая, то новая "Оса" "возьмет" да и для "вымпелов" ракета по зубам. Вообще непонятен смысл создания такой ракеты, когда на вооружении флотов и ВВС Европы имеется несколько аналогичных ракет.
        1. svp67 16 марта 2020 19:58 Новый
          • 1
          • 1
          0
          Цитата: ТермиНахТер
          ВВС Европы имеется несколько аналогичных ракет.

          А их с легких вертолетов применять можно? Судя по фото, эта так ДА
          1. ТермиНахТер 16 марта 2020 21:26 Новый
            • 3
            • 0
            +3
            Имеется "Си скьюа" практически с такими же характеристиками, еще какая - то АS - 15Т, итальянская "Марта 2". Так что имеется в наличии. Хотелось бы узнать во сколько такая замена "шила на мыло" обошлась?
        2. donavi49 16 марта 2020 20:35 Новый
          • 2
          • 1
          +1
          Высотность. Она этот рубеж 5 и менее метров плохо закрывает. ПЗРК - это уже русская рулетка с патронами через один, как и бить по ним фугасами с подрывом.
        3. Avior 17 марта 2020 01:18 Новый
          • 2
          • 0
          +2
          Основной враг ПКР в реальных боевых действиях- не ПВО, а средства РЭБ корабля.
          Поэтому вопрос в качестве работы ГСН ПКР, а не формальных показателях скорости или дальности.
      2. svp67 16 марта 2020 19:57 Новый
        • 1
        • 4
        -3
        Цитата: donavi49
        Ну в Теории пара утопит МРК. Особенно первые Каракурты.

        Учитывая, что у "Каракутов" "Калибры" имеющие дальность стрельбы в несколько сот км, а эта ПКР имеет
        Дальность – «за пределами прямой видимости», ок. 20 км.
        , думаю, что не против МКР ее делают, а против десантно-высадочных средств морского десанта.
        1. donavi49 16 марта 2020 20:34 Новый
          • 5
          • 0
          +5
          Ну, надо выйти на рубеж пуска. Опять же - какой нить Брандербург может используя вертолет попытаться забороть идущий на него в атаку сферооконный МРК еще до рубежа пуска, используя свой вертолет.

          Ну и опять же, куча носителей. Можно вертолеты. Можно самолеты. Можно лодки-катера. Можно машинки.

          Иран еще, у него вся ставка делается на вот такой флот. Как раз, оптимальная ракета.


          1. Avior 17 марта 2020 01:14 Новый
            • 4
            • 0
            +4
            Во время войны с Ираком так и было
            Основную часть иракского флота перетопили вертолётами, не дав им шанса пытаться провести атаку
    4. Avior 16 марта 2020 19:54 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Москитный флот, например
    5. mvg
      mvg 16 марта 2020 21:44 Новый
      • 7
      • 2
      +5
      КАТЕРА топить собрались

      Ну а почему нет? Вспомните арабо-израильские войны... на воде воевали катера и корветы. У Ирана, СКореи тоже, в основном, катера... Ну а, чтоб воевать с эсминцами, одних вертолетов мало. А так, беззащитные катера, МРК, корветы... транспорты
  2. фа2998 16 марта 2020 20:09 Новый
    • 6
    • 0
    +6
    Цитата: svp67
    Они этой ракетой КАТЕРА топить собрались? Видимо с мигрантами

    У современного крупного корабля есть много хрупкого и очень важного-антенны,ПУ,авиация на палубе и пр.Не потопит-но боеспособность понизит.Да и не крупная-для среднего или крупного БПЛА 1-2 под силу.А если с разных азимутов?Тем более теперешние уже сутки "висят" в небе,вот тебе целеуказание. hi hi
  3. BoratSagdiev 16 марта 2020 20:33 Новый
    • 1
    • 4
    -3
    Почти старушка Х-29...
  4. Al_lexx 16 марта 2020 21:57 Новый
    • 1
    • 3
    -2
    Беспилотник, вид с боку. Скорость низкая, дальность пуска смешная, управление частично по радиоканалу. Против целей не имеющих сколь нибудь адекватной ПВО и РЭБ.
    Короче, топить пиратов и про тараканов.