Victory Technologies: Automatic Welding of Tank Corps


Automatic bead welding machine tank T-34 with a bottom at the Nizhny Tagil plant No. 183. Source: Russian State Archive of Economics

Taming armor


One of the main problems in the production of hulls and towers of T-34 medium tanks was crack formation in the places of welding of parts. It's all about the high hardness of the 8C armor, when small tears or microcracks form near the weld. The presence of residual stresses after welding for the first time after the production of the armored vehicle did not make itself felt, but over time it came out cracks up to 500 mm long. All this, of course, reduced the impact resistance of tank armor. To solve this problem, immediately after organizing the production of evacuated enterprises, in the second half of 1942, specialists from the Armored Institute (TsNII-48) and the Institute of Electric Welding of the USSR Academy of Sciences were involved. Research was carried out at two enterprises: the Ural Tank Plant No. 183 in Nizhny Tagil and the Ural Heavy Engineering Plant in Sverdlovsk. In total, from July to October, metallurgists and material scientists studied crack formation during welding of about 9500 armor parts. The aim of the study was to find the most optimal chemical composition of the 8C armor. It turned out that the most important component in the armor in this situation was carbon. If its content in the armor was more than 0,25%, the hardness of the hardened zone in the weld area increased sharply, which inevitably led to cracking.

Victory Technologies: Automatic Welding of Tank Corps

Installation for automatic submerged arc welding of the T-34-85 tank body. Plant number 183, 1944. Source: Russian State Archive of Economics

But to ensure such a low carbon content in armored steel in peacetime was not easy, but in wartime it generally seemed impossible. Small “cosmetic” changes in the welding cycle through the use of austenitic electrodes, a multi-roll weld system and low knot tempering after welding made it possible to raise the upper limit of carbon content to only 0,28%. By the way, in the German tank industry they did not hear about such serious requirements for tank armor - on average, the proportion of carbon was in the range of 0,4-0,5%. The solution to the problem of the appearance of cracks in the welding area was the preliminary heating of parts to 150-200 degrees Celsius with subsequent slow cooling of parts after welding to 100 degrees for 30 minutes. For this purpose, special inductors were developed at the Armor Institute that provide local heating of the armor parts in the gas cutting zone or in the weld. At the Ural Heavy Engineering Plant, inductors were used to weld the joint of the frontal part with the sides and the roof, as well as when cutting the balancing holes in the hardened side parts of the tanks. Thus, the problem of cracking during welding of medium-carbon armor plates was solved. Over time, the practice of the Sverdlovsk plant was extended to other tank plants.



Welding machines


In July 1941, by order of the Council of People's Commissars, the Institute of Electric Welding of the USSR Academy of Sciences was evacuated to Nizhny Tagil. That is why the Uralvagonzavod was first introduced automatic arc welding of tank hulls under flux. Of course, this technology was known before, but the group of academician Evgeny Oskarovich Paton and the staff of the Central Research Institute-48 were able to adapt it for welding armored steels. One of the outstanding scientists who contributed to the development of armored welding was Vladimir Ivanovich Dyatlov. He, together with employees of the Komintern Kharkov Plant, solved the problem of cracking in the armor during welding by introducing low-carbon wire into the weld pool (more on this below). In 1942, the scientist, the first in the world, discovered the phenomenon of self-regulation of arc processes with a melting electrode, which made it possible to significantly simplify the design of the feed mechanisms of welding machines. Also, due to this, it was possible to create relatively simple single-motor welding heads, more reliable and cheaper. Without Dyatlov, it would not have been possible to create efficient fluxes based on slag from blast-furnace charcoal furnaces of the Ashinsky Metallurgical Plant, which were called “ShA slag fluxes”. Since October 1943, the scientist headed the laboratory of the welding Uralvagonzavod and stayed in this position until 1944, until he was transferred to the Central Research Institute of Shipbuilding Technologies.

But back to the legendary T-34, which would never have become such a massive tank, if not for the automatic welding of its armored hulls (towers) at plants No. 183 and UZTM. The use of automatic welding machines made it possible to reduce welding time by 3–6,5 times. At the same time, at least 40 linear meters of welding seams were used for each tank corps.


Academician Eugene Oskarovich Paton. Source: patom.kiev.ua

In addition to the T-34, welding of Academician Paton was used at the armored hull factory No. 200 in Chelyabinsk. With its help, the bottom of the KV tank hull was cooked, which in total was about 15 linear meters of seam per machine. It is also important that automation of armor welding made it possible to attract low-skilled workers to production - welding masters throughout the war were chronically lacking. Since July 1942, a unique tank conveyor has been operating in Nizhny Tagil in which 19 automatic submerged arc welding units operated. Evaluate the scale of the innovation - this allowed to release 280 high-quality welders for other works, replacing them with 57 low-skilled workers. Academician Yevgeny Oskarovich Paton himself, in a memo addressed to the secretary of the tank industry department of the Sverdlovsk regional committee of the CPSU (B.) In March 1942, spoke about the effectiveness of the introduction of automatic welding (quote from N. Melnikov's book “Tank Industry of the USSR during the Great Patriotic War”):

“Due to the high productivity of high-speed automatic welding under flux layers, the terms for welding bodies will be noticeably reduced, and the consumption of labor, electricity and electrode wire will decrease.”

A comparison of the time spent on manual and automated welding can be found in the archives of the exhibition complex of OAO NPK Uralvagonzavod. In accordance with them, for welding, for example, the overhead sector of the T-34 tower, the welder takes a little more than five hours, and automatic welding cope with this in just 40 minutes. The joints of the bottom using manual welding are boiled in three hours, and in automatic mode - in one hour.

Fight for a seam


It cannot be said that automatic welding machines appeared overnight at assembly plants of the Soviet tank industry. Firstly, the share of manual welding was still very high in the production of armored products, and secondly, at first, with the technology itself, not everything was smooth. It was not possible to give the weld the necessary level of ductility - after cooling, it became hard and brittle. This, of course, most negatively affected the projectile resistance of the armor. After analyzing the reasons, it turned out that it was all about exceeding the penetration depth of the welded metal, mixing the metal of the wire with the base metal and significant alloying of the weld metal. Groups from TsNII-48 under the leadership of I. F. Sribny and from the Institute of Welding, headed by V. I. Dyatlov, mentioned above, proposed and tested the following methods of welding the “rebellious” armor 8C and 2P. First of all, this is multi-pass welding, when the machine connects the parts to be welded in several steps. This ensures a small penetration of the joints and the formation of a durable and ductile seam. It is clear that this technique is not the most effective in wartime conditions: nevertheless, multi-pass welding requires a lot of time compared to single-pass.


Installation for automatic submerged arc welding of the roof of the T-34-85 tank tower. Plant No. 112 "Red Sormovo", 1945. Source: Russian State Archive of Economics

The second method from the Central Research Institute-48 and the Institute of Welding was laying wire from mild steel in the cutting of joints to reduce the “fusion” of the armor metal. As a result, the seam after cooling became more plastic, the wire seriously reduced the temperature inside the seam but also doubled the productivity of welding machines. This turned out to be the most effective technique, which was later even improved. A new method of welding "in two wires", in which a second (filler) wire, not connected to a current source, was fed into the seam bath at an angle to the electrode wire. The supply and diameter of the second wire was calculated so that the amount of metal deposited from it was equal to the amount of metal from the deposited electrode wire, that is, the diameter of the second wire should be equal to the diameter of the electrode wire and their feed speed should be the same. However, due to the need to convert the automatic heads from feeding one wire to feeding two, the implementation of this method was postponed and it was replaced by a method with bar stocking. Nevertheless, already in June – July 1942, this method was applied at factory No. 183 when welding a batch of lower sheets of the nose of the tank’s hull with nasal beams.


Installation for automatic submerged arc welding of the roof of a T-34-85 tank tower at Nizhny Tagil plant No. 183. 1944 year. Source: Russian State Archive of Economics

Difficulties with the automation of the welding of tank corps (towers) were also organizational plan. It is worth remembering that never before welding machines were not assembled in series and were, in fact, products of the pilot production of the Institute of Welding. This explains some slowness in the development of new technologies in the tank industry. So, by the end of 1942, there were only 30 to 35 automatic welding machines at the tank factories, which, naturally, were not enough. Therefore, the People's Commissar I.M. Zaltsman ordered by order No. 200c dated March 28, 1943 to order at the factory No. 183 additionally 7 automatic welding units by mid-May, 1 automatic machines in the Ural Heavy Engineering Plant until June 8 and demanded 15 units to be delivered to the Chelyabinsk plant by June 5 No. 200. This step was one of many that allowed the domestic tank industry to reach the planned production figures for the much-needed front of tracked armored vehicles.

To be continued ...
Author:
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

37 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Технологии победы: автоматическая сварка танковых корпусов


Аппарат автоматической сварки борта танка Т-34 с днищем на нижнетагильском заводе №183. Источник: Российский государственный архив экономики

Укрощение брони


Одной из основных проблем производства корпусов и башен средних танков Т-34 было трещинообразование в местах сваривания деталей. Все дело в высокой твердости брони 8С, когда рядом со сварным швом образовываются небольшие надрывы или микротрещины. Наличие остаточных напряжений после сваривания в первое время после производства бронемашины не давало о себе знать, но с течением времени выходило наружу трещинами длиной до 500 мм. Все это, естественно, снижало ударную стойкость танковой брони. Для решения этой проблемы сразу после организации производства эвакуированных предприятий, во второй половине 1942 года, привлекли специалистов Броневого института (ЦНИИ-48) и Института электросварки Академии наук СССР. Исследования проводились на двух предприятиях: Уральском танковом заводе №183 в Нижнем Тагиле и Уральском заводе тяжелого машиностроения в Свердловске. В общей сложности с июля по октябрь металлурги и материаловеды исследовали образование трещин при сваривании около 9500 бронедеталей. Целью изучения был поиск наиболее оптимального химического состава брони 8С. Оказалось, что наиболее важным компонентом в броне в этой ситуации был углерод. В случае, если его содержание в броне было больше 0,25%, твердость закаленной зоны в районе сварного шва резко возрастала, что неминуемо приводило к трещинообразованию.

Технологии победы: автоматическая сварка танковых корпусов

Установка для автоматической сварки под флюсом корпуса танка Т-34-85. Завод №183, 1944 год. Источник: Российский государственный архив экономики

Но обеспечить такое низкое содержание углерода в броневой стали и в мирное время было непросто, а в условиях военного времени вообще казалось невозможным. Небольшие «косметические» изменения сварочного цикла путем использования аустенитных электродов, многоваликовой системы наложения сварных швов и низкий отпуск узлов после сварки позволяли поднять верхний предел содержания углерода лишь до 0,28%. Кстати, в немецкой танковой промышленности о столь серьезных требованиях к танковой броне и не слышали – в среднем доля углерода была в пределах 0,4-0,5%. Решением проблемы появления трещин в области сваривания оказался предварительный нагрев деталей до 150-200 градусов Цельсия с последующими медленным остыванием деталей после сваривания до 100 градусов в течение 30 минут. Для этой цели в Броневом институте были разработаны специальные индукторы, обеспечивающие локальный нагрев бронедеталей в зоне газовой резки либо сварочного шва. На Уральском заводе тяжелого машиностроения индукторы применялись при сваривании стыка лобовой части с бортами и крышей, а также при вырезании балансирных отверстий в закаленных бортовых деталях танков. Таким образом была решена проблема трещинообразования при сваривании среднеуглеродистых бронесталей. Со временем практика свердловского завода была распространена на остальные танковые заводы.



Сварочные автоматы


В июле 1941 года распоряжением Совета Народных Комиссаров в Нижний Тагил был эвакуирован Институт электросварки Академии наук СССР. Именно поэтому на Уралвагонзаводе впервые была внедрена автоматическая дуговая сварка танковых корпусов под флюсом. Безусловно, эта технология был известна и ранее, но группа академика Евгения Оскаровича Патона с сотрудниками ЦНИИ-48 смогли адаптировать её для сварки броневых сталей. Одним из выдающих ученых, внесших вклад в развитие бронетанкового сварочного дела, был Владимир Иванович Дятлов. Он вместе с сотрудниками Харьковского завода имени Коминтерна решил проблему трещинообразования в броне при сварке путем введения в сварочную ванну низкоуглеродистой проволоки (подробнее об этом пойдет речь ниже). В 1942 году ученый, первый в мире, открыл явление саморегулирования дуговых процессов с плавящимся электродом, что позволило значительно упростить конструкции подающих механизмов сварочных автоматов. Также за счет этого удалось создать относительно простые одномоторные сварочные головки, более надежные и дешевые. Без Дятлова не удалось бы создать эффективные флюсы на основе шлаков доменных древесно-угольных печей Ашинского металлургического завода, которые получили названия «шлаковые флюсы ША». С октября 1943 года ученый возглавил лабораторию сварочного Уралвагонзавода и пробыл на этой должности до 1944 года, пока его не перевели в ЦНИИ Технологий судостроения.

Но вернемся к легендарному Т-34, который никогда бы не стал таким массовым танком, если бы не автоматическая сварка его бронекорпусов (башен) на заводах №183 и УЗТМ. Использование сварочных автоматов позволяло сократить время на сварку в 3—6,5 раза. При этом на каждый танковый корпус использовалось не менее 40 погонных метров сварочных швов.


Академик Евгений Оскарович Патон. Источник: patom.kiev.ua

Кроме Т-34, сварка академика Патона применялась на бронекорпусном заводе №200 в Челябинске. С её помощью варили днище корпуса танка КВ, что в общей сложности составляло около 15 погонных метров шва на одну машину. Немаловажно, что автоматизация сварки брони позволила привлекать к производству низкоквалифицированных рабочих – мастеров-сварщиков на протяжении всей войны хронически не хватало. В Нижнем Тагиле с июля 1942 года работал уникальный танковый конвейер, на котором действовало 19 установок автоматической сварки под флюсом. Оцените масштаб новации — это позволило высвободить для других работ 280 высококлассных сварщиков, заменив их 57 рабочими низкой квалификации. Сам академик Евгений Оскарович Патон в докладной записке на имя секретаря отдела танковой промышленности Свердловского обкома ВКП(б) в марте 1942 года говорил об эффективности внедрения автоматической сварки (цитата по книге Н. Мельникова «Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны»):

«Вследствие большой производительности скоростной автоматической сварки под слоев флюса сроки сварки корпусов будут заметно сокращены, причем уменьшится расход рабочей силы, электроэнергии и электродной проволоки».

Сравнение затрат времени на ручную и автоматизированную сварку можно найти в архивах выставочного комплекса ОАО «НПК Уралвагонзавод». В соответствии с ними, на сварку, к примеру, сектора погона башни Т-34 у сварщика уходит чуть более пяти часов, а автоматическая сварка справляется с этим всего за 40 минут. Стыки днища с помощью ручной сварки провариваются за три часа, а в автоматическом режиме — за один час.

Борьба за шов


Нельзя сказать, что автоматические сварочные аппараты в одночасье появились на сборочных предприятиях советского танкопрома. Во-первых, доля ручной сварки все-таки была очень велика в производстве бронепродукции, а во-вторых, на первых порах с самой технологией не все было гладко. Не удавалось придать сварному шву необходимый уровень пластичности – после остывания он становился твердым и хрупким. Это, естественно, самым негативным образом сказывалось на снарядостойкости брони. После разбора причин оказалось, что все дело в превышении глубины проплавления свариваемого металла, перемешивании металла проволоки с основным металлом и значительном легированием металла шва. Группы из ЦНИИ-48 под руководством И. Ф. Срибного и из Института сварки, во главе которой стоял упоминаемый выше В. И. Дятлов, предложили и апробировали следующие приемы сварки «непокорной» брони 8С и 2П. Прежде всего это многопроходная сварка, когда автомат за несколько приемов соединяет свариваемые детали. Так обеспечивается малое проплавление стыков и формированием прочного и пластичного шва. Понятно, что такой прием не самый эффективный в условиях военного времени: все-таки многопроходная сварка требует большое времени в сравнении с однопроходной.


Установка для автоматической сварки под флюсом крыши башни танка Т-34-85. Завод №112 "Красное Сормово", 1945 год. Источник: Российский государственный архив экономики

Вторым приемом от ЦНИИ-48 и Института сварки была закладка проволоки из малоуглеродистой стали в разделку швов для снижения «разваривания» металла брони. В итоге шов после остывания становился пластичнее, проволока серьезно снижала температуру внутри разделки шва, а также в два раза увеличивала производительность сварочных автоматов. Это оказалось наиболее эффективным приемом, который в дальнейшем был даже усовершенствован. Новый способ сварки «в две проволоки», при котором в ванну шва под углом к электродной проволоке подавалась вторая (присадочная) проволока, не подключенная к источнику тока. Подачу и диаметр второй проволоки рассчитывали таким образом, чтобы количество наплавляемого от нее металла было равно количеству металла от наплавляемой электродной проволоки, то есть диаметр второй проволоки должен быть равен диаметру электродной проволоки и скорости их подачи должны быть одинаковыми. Однако в связи с необходимостью переоборудования автоматических головок с подачи одной проволоки на подачу двух внедрение этого способа было отложено и он был заменен способом с закладкой прутков. Тем не менее, уже в июне–июле 1942 года этот способ был применен на заводе № 183 при сварке партии нижних листов носа корпуса танка с носовыми балками.


Установка для автоматической сварки под флюсом крыши башни танка Т-34-85 на нижнетагильском заводе №183. 1944 год. Источник: Российский государственный архив экономики

Сложности с автоматизацией сварки танковых корпусов (башен) были и организационного плана. Стоит помнить, что никогда ранее сварочные автоматы не собирались серийно и были, по сути, продуктами опытного производства Института сварки. Это и объясняет некоторую медлительность в освоении новых технологий в танкопроме. Так, к концу 1942 года на танковых заводах было всего от 30 до 35 сварочных автоматов, которых, естественно, не хватало. Поэтому нарком И. М. Зальцман приказом №200с от 28 марта 1943 года распорядился на заводе №183 дополнительно установить до середины мая 7 автосварочных агрегатов, на Уральском заводе тяжелого машиностроения до 1 июня 8 автоматов и до 15 июня 5 агрегатов требовал поставить на челябинский завод №200. Этот шаг стал один из многих, позволивших отечественному танкопрому выйти на плановые показатели производства столь необходимой фронту гусеничной бронетехники.

Продолжение следует…
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти