Технологии победы: автоматическая сварка танковых корпусов

37

Аппарат автоматической сварки борта танка Т-34 с днищем на нижнетагильском заводе №183. Источник: Российский государственный архив экономики

Укрощение брони


Одной из основных проблем производства корпусов и башен средних танков Т-34 было трещинообразование в местах сваривания деталей. Все дело в высокой твердости брони 8С, когда рядом со сварным швом образовываются небольшие надрывы или микротрещины. Наличие остаточных напряжений после сваривания в первое время после производства бронемашины не давало о себе знать, но с течением времени выходило наружу трещинами длиной до 500 мм. Все это, естественно, снижало ударную стойкость танковой брони. Для решения этой проблемы сразу после организации производства эвакуированных предприятий, во второй половине 1942 года, привлекли специалистов Броневого института (ЦНИИ-48) и Института электросварки Академии наук СССР. Исследования проводились на двух предприятиях: Уральском танковом заводе №183 в Нижнем Тагиле и Уральском заводе тяжелого машиностроения в Свердловске. В общей сложности с июля по октябрь металлурги и материаловеды исследовали образование трещин при сваривании около 9500 бронедеталей. Целью изучения был поиск наиболее оптимального химического состава брони 8С. Оказалось, что наиболее важным компонентом в броне в этой ситуации был углерод. В случае, если его содержание в броне было больше 0,25%, твердость закаленной зоны в районе сварного шва резко возрастала, что неминуемо приводило к трещинообразованию.

Технологии победы: автоматическая сварка танковых корпусов

Установка для автоматической сварки под флюсом корпуса танка Т-34-85. Завод №183, 1944 год. Источник: Российский государственный архив экономики

Но обеспечить такое низкое содержание углерода в броневой стали и в мирное время было непросто, а в условиях военного времени вообще казалось невозможным. Небольшие «косметические» изменения сварочного цикла путем использования аустенитных электродов, многоваликовой системы наложения сварных швов и низкий отпуск узлов после сварки позволяли поднять верхний предел содержания углерода лишь до 0,28%. Кстати, в немецкой танковой промышленности о столь серьезных требованиях к танковой броне и не слышали – в среднем доля углерода была в пределах 0,4-0,5%. Решением проблемы появления трещин в области сваривания оказался предварительный нагрев деталей до 150-200 градусов Цельсия с последующими медленным остыванием деталей после сваривания до 100 градусов в течение 30 минут. Для этой цели в Броневом институте были разработаны специальные индукторы, обеспечивающие локальный нагрев бронедеталей в зоне газовой резки либо сварочного шва. На Уральском заводе тяжелого машиностроения индукторы применялись при сваривании стыка лобовой части с бортами и крышей, а также при вырезании балансирных отверстий в закаленных бортовых деталях танков. Таким образом была решена проблема трещинообразования при сваривании среднеуглеродистых бронесталей. Со временем практика свердловского завода была распространена на остальные танковые заводы.



Сварочные автоматы


В июле 1941 года распоряжением Совета Народных Комиссаров в Нижний Тагил был эвакуирован Институт электросварки Академии наук СССР. Именно поэтому на Уралвагонзаводе впервые была внедрена автоматическая дуговая сварка танковых корпусов под флюсом. Безусловно, эта технология был известна и ранее, но группа академика Евгения Оскаровича Патона с сотрудниками ЦНИИ-48 смогли адаптировать её для сварки броневых сталей. Одним из выдающих ученых, внесших вклад в развитие бронетанкового сварочного дела, был Владимир Иванович Дятлов. Он вместе с сотрудниками Харьковского завода имени Коминтерна решил проблему трещинообразования в броне при сварке путем введения в сварочную ванну низкоуглеродистой проволоки (подробнее об этом пойдет речь ниже). В 1942 году ученый, первый в мире, открыл явление саморегулирования дуговых процессов с плавящимся электродом, что позволило значительно упростить конструкции подающих механизмов сварочных автоматов. Также за счет этого удалось создать относительно простые одномоторные сварочные головки, более надежные и дешевые. Без Дятлова не удалось бы создать эффективные флюсы на основе шлаков доменных древесно-угольных печей Ашинского металлургического завода, которые получили названия «шлаковые флюсы ША». С октября 1943 года ученый возглавил лабораторию сварочного Уралвагонзавода и пробыл на этой должности до 1944 года, пока его не перевели в ЦНИИ Технологий судостроения.

Но вернемся к легендарному Т-34, который никогда бы не стал таким массовым танком, если бы не автоматическая сварка его бронекорпусов (башен) на заводах №183 и УЗТМ. Использование сварочных автоматов позволяло сократить время на сварку в 3—6,5 раза. При этом на каждый танковый корпус использовалось не менее 40 погонных метров сварочных швов.


Академик Евгений Оскарович Патон. Источник: patom.kiev.ua

Кроме Т-34, сварка академика Патона применялась на бронекорпусном заводе №200 в Челябинске. С её помощью варили днище корпуса танка КВ, что в общей сложности составляло около 15 погонных метров шва на одну машину. Немаловажно, что автоматизация сварки брони позволила привлекать к производству низкоквалифицированных рабочих – мастеров-сварщиков на протяжении всей войны хронически не хватало. В Нижнем Тагиле с июля 1942 года работал уникальный танковый конвейер, на котором действовало 19 установок автоматической сварки под флюсом. Оцените масштаб новации — это позволило высвободить для других работ 280 высококлассных сварщиков, заменив их 57 рабочими низкой квалификации. Сам академик Евгений Оскарович Патон в докладной записке на имя секретаря отдела танковой промышленности Свердловского обкома ВКП(б) в марте 1942 года говорил об эффективности внедрения автоматической сварки (цитата по книге Н. Мельникова «Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны»):

«Вследствие большой производительности скоростной автоматической сварки под слоев флюса сроки сварки корпусов будут заметно сокращены, причем уменьшится расход рабочей силы, электроэнергии и электродной проволоки».

Сравнение затрат времени на ручную и автоматизированную сварку можно найти в архивах выставочного комплекса ОАО «НПК Уралвагонзавод». В соответствии с ними, на сварку, к примеру, сектора погона башни Т-34 у сварщика уходит чуть более пяти часов, а автоматическая сварка справляется с этим всего за 40 минут. Стыки днища с помощью ручной сварки провариваются за три часа, а в автоматическом режиме — за один час.

Борьба за шов


Нельзя сказать, что автоматические сварочные аппараты в одночасье появились на сборочных предприятиях советского танкопрома. Во-первых, доля ручной сварки все-таки была очень велика в производстве бронепродукции, а во-вторых, на первых порах с самой технологией не все было гладко. Не удавалось придать сварному шву необходимый уровень пластичности – после остывания он становился твердым и хрупким. Это, естественно, самым негативным образом сказывалось на снарядостойкости брони. После разбора причин оказалось, что все дело в превышении глубины проплавления свариваемого металла, перемешивании металла проволоки с основным металлом и значительном легированием металла шва. Группы из ЦНИИ-48 под руководством И. Ф. Срибного и из Института сварки, во главе которой стоял упоминаемый выше В. И. Дятлов, предложили и апробировали следующие приемы сварки «непокорной» брони 8С и 2П. Прежде всего это многопроходная сварка, когда автомат за несколько приемов соединяет свариваемые детали. Так обеспечивается малое проплавление стыков и формированием прочного и пластичного шва. Понятно, что такой прием не самый эффективный в условиях военного времени: все-таки многопроходная сварка требует большое времени в сравнении с однопроходной.


Установка для автоматической сварки под флюсом крыши башни танка Т-34-85. Завод №112 "Красное Сормово", 1945 год. Источник: Российский государственный архив экономики

Вторым приемом от ЦНИИ-48 и Института сварки была закладка проволоки из малоуглеродистой стали в разделку швов для снижения «разваривания» металла брони. В итоге шов после остывания становился пластичнее, проволока серьезно снижала температуру внутри разделки шва, а также в два раза увеличивала производительность сварочных автоматов. Это оказалось наиболее эффективным приемом, который в дальнейшем был даже усовершенствован. Новый способ сварки «в две проволоки», при котором в ванну шва под углом к электродной проволоке подавалась вторая (присадочная) проволока, не подключенная к источнику тока. Подачу и диаметр второй проволоки рассчитывали таким образом, чтобы количество наплавляемого от нее металла было равно количеству металла от наплавляемой электродной проволоки, то есть диаметр второй проволоки должен быть равен диаметру электродной проволоки и скорости их подачи должны быть одинаковыми. Однако в связи с необходимостью переоборудования автоматических головок с подачи одной проволоки на подачу двух внедрение этого способа было отложено и он был заменен способом с закладкой прутков. Тем не менее, уже в июне–июле 1942 года этот способ был применен на заводе № 183 при сварке партии нижних листов носа корпуса танка с носовыми балками.


Установка для автоматической сварки под флюсом крыши башни танка Т-34-85 на нижнетагильском заводе №183. 1944 год. Источник: Российский государственный архив экономики

Сложности с автоматизацией сварки танковых корпусов (башен) были и организационного плана. Стоит помнить, что никогда ранее сварочные автоматы не собирались серийно и были, по сути, продуктами опытного производства Института сварки. Это и объясняет некоторую медлительность в освоении новых технологий в танкопроме. Так, к концу 1942 года на танковых заводах было всего от 30 до 35 сварочных автоматов, которых, естественно, не хватало. Поэтому нарком И. М. Зальцман приказом №200с от 28 марта 1943 года распорядился на заводе №183 дополнительно установить до середины мая 7 автосварочных агрегатов, на Уральском заводе тяжелого машиностроения до 1 июня 8 автоматов и до 15 июня 5 агрегатов требовал поставить на челябинский завод №200. Этот шаг стал один из многих, позволивших отечественному танкопрому выйти на плановые показатели производства столь необходимой фронту гусеничной бронетехники.

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    17 марта 2020 06:13
    Башковитые были наши деды ! hi
    1. +15
      17 марта 2020 07:57
      надо ,как то рассказать читателям ,кто открыл методику соединения металлических образцов методом сварки.
      Это были два руских изобретателя
      -Бенардос Н.Н.
      -Славянов Н.Г.
      в 1881г.
      https://ru.wikipedia.org/wiki/Сварка
      1. +5
        17 марта 2020 12:42
        Браво, Тимур! А вот шведы считают, что это был их Кельберг, хотя он просто запантентовал покрытый электрод, изобретённый Н.Н. Бенардосом.
  2. +11
    17 марта 2020 06:34
    Условия труда работяг были ужасными...посмотрите какие цеха были...работать в минусовых температурах и давать при этом план ...это действительно трудовой героизм для тех лет был.
    1. +16
      17 марта 2020 10:15
      Меня коробит когда слышу или читаю слово "работяг" . Есть нормальное слово РАБОЧИЙ .

      Действительно , титанический труд рабочих и инженеров наладивших производство не только танков , но и всякой другой техники для фронта , сломал хребет нацистской армии .
      1. -1
        17 марта 2020 17:05
        Какие, блин, рабочие - инженеры и технологи под руководством Дятлова (а не Патона, кстати) плюс сварочные автоматы.
  3. +4
    17 марта 2020 07:06
    Великие дела настоящие технологические прорывы совершали наши ученые, наши инженеры ...
    Всё для Страны, все для победы.
    1. +3
      17 марта 2020 08:38
      Всё для Победы! Читал о работах на авиационных заводах во время ВОВ учёного Келдыша. Решили проблему вибраций, за что потом награды присуждены были.В 1942---Сталинская премия совместно с другим учёным, Гроссманом. Через год Орден Трудового Красного Знамени.
      1. +3
        17 марта 2020 08:52
        Кстати, к вопросу о наградах ... тогда их зазря не давали .... почти, если быть точным.
        Люди трудились, совершали великие дела ... не за награды, а для своей страны, для своего народа!
        1. +4
          17 марта 2020 09:21
          Да, все на своих рабочих местах старались для Победы, для страны.
          Были также открытия наших учёных во время ВОВ в медицине, о чем были статьи.
          Вспомнил! Также ведь и для профилактики гриппа были результаты. ...
        2. +2
          18 марта 2020 16:54
          О наградах. Вы видать думаете, что награда это что то типа ты мне - я тебе. Ты мне работу, я тебе орденок. Вообще то награда, это во первых знак того, что государство тебя видит и твою работу ценит. Не меновой эквивалент. А во вторых, это для остальных - смотрите, этот человек отмечен знаком доблести!
      2. +3
        17 марта 2020 18:56
        Это была не просто вибрация - это был флаттер, когда упругость конструкции и скоростной напор воздуха приводят к взрывному разрушению машины. Считанное число лётчиков-испытателей сумели посадить аппарат на землю после начала флаттера, обычно самолёт просто разрушался.
        1. +1
          17 марта 2020 19:03
          Спасибо, за дополнение. good hi Я не решился своими словами пересказывать, давно читал, за это были первая Сталинская и первый Орден Трудового Красного Знамени
  4. +3
    17 марта 2020 07:26
    Цитата: Тот же ЛЕХА
    Условия труда работяг были ужасными...посмотрите какие цеха были...работать в минусовых температурах и давать при этом план ...это действительно трудовой героизм для тех лет был.

    м-даааа
    Вопрос стоял о выживании, а не об условиях работы
    1. +5
      17 марта 2020 07:42
      Цитата: Дедок
      Вопрос стоял о выживании, а не об условиях работы

      Ну, значит мы и сейчас кое где выживаем.
  5. +10
    17 марта 2020 08:11
    В июле 1941 года распоряжением Совета Народных Комиссаров в Нижний Тагил был эвакуирован Институт электросварки Академии наук СССР.
    Института электросварки Академии наук СССР не существовало. До 1991 года существовал Институт электросварки АН УССР, созданный в 1934 году на базе лаборатории сварки Электросварочного комитета и кафедры инженерных сооружений Киевского политехнического института.
    Эвакуировать институт электросварки в Нижний Тагил на Уралвагонзавод предлжил Е. О. Патон, так как на этом заводе был накопленный опыт применения автоматической сварки, существовала большая сварочная лаборатория со штатом квалифицированных специалистов, имелась производственная база по изготовлению сварочного оборудования и сварочных материалов.
    Автоматическая сварка под флюсом применялась не только в танковой промышленности. Институт внедрял автоматическую сварку и на других заводах. С помощью скоростной автоматической сварки под флюсом было организовано поточное производство фугасных авиабомб, реактивных снарядов для "катюш", а также многих других видов вооружения и боеприпасов.
  6. 0
    17 марта 2020 08:16
    Цитата: мордвин 3
    Цитата: Дедок
    Вопрос стоял о выживании, а не об условиях работы

    Ну, значит мы и сейчас кое где выживаем.

    да - нет, сейчас мы с этим согласны:
    - кормушка с колбасой есть,
    - "ящик" есть,
    - диван "родимый" стоит, ждёт....
    и как было мудро сказано - "что еще надо, чтобы встретить старость?"
  7. +4
    17 марта 2020 08:34
    сварка академика Патона

    Евгений Оскарович Патон-великий русский инженер ,ученый и преподаватель родился в 1870 г в семье б. военного инженера капитана лейб-гвардии Конно-пионерного дивизиона.

    Профессор и преподаватель в Императорское Московское инженерное училище ведомства путей сообщения и Киевский политехнический институт императора Александра II

    Кроме сварки работал в области мостостроения (расчет теории и проектирование клепаных мостов) и строительной механики

    Патон, 1910 г
    1. +3
      17 марта 2020 12:49
      Цитата: Ольгович
      Кроме сварки работал в области мостостроения

      Въезжая в Киев со стороны Чернигова, вы непременно проедете по сварному "мосту Патона", все швы которого выполнены способом автоматической сварки.
    2. -6
      17 марта 2020 13:27
      .без СССР он был бы заурядным инженером.
      1. 0
        20 марта 2020 18:47
        Интересно, а кем в СССР был бы "академик" кадыров?
  8. +2
    17 марта 2020 09:30
    Но вернемся к легендарному Т-34, который никогда бы не стал таким массовым танком, если бы не автоматическая сварка его бронекорпусов (башен) на заводах №183 и УЗТМ. [b]Использование сварочных автоматов позволяло сократить время на сварку в 3—6,5 раза.[/b] При этом на каждый танковый корпус использовалось не менее 40 погонных метров сварочных швов.

    Ну вот мы и начинаем "докапываться" до коренных причин Победы! Конечно, не единственная, но безусловно, одна из коренных! Хорошо бы в конце цикла статей просуммировать их все. Пригодится на будущее.
  9. +8
    17 марта 2020 10:06
    Но обеспечить такое низкое содержание углерода в броневой стали и в мирное время было непросто, а в условиях военного времени вообще казалось невозможным.
    Сталь варили в небольших мартеновских печах с кислым подом: либо монопроцессом из чистого древесноугольного чугуна, либо дуплекс-процессом (основная + кислая печи) из рядового коксового чугуна. Монопроцесс на высокопроизводительных крупных мартенах с основным подом считался невозможным из-за строгих требований к химическому составу стали.. Поскольку древесноугольного чугуна в СССР производилось немного, господствовал дуплекс-процесс. Тем не менее на случай военного времени на Ижорском, Мариупольском и Кулебакском заводах в 1936–1940 годах был проведен ряд опытных плавок в основных печах. Накопленного опыта оказалось достаточно, чтобы в первые месяцы войны на Магнитогорском металлургическом комбинате (по инициативе и под руководством ученых НИИ-48) осуществить переход на работу основным процессом. Первая плавка была получена 23 июля. В сентябре броневую сталь выдала основная мартеновская печь большой мощности Кузнецкого металлургического комбината. В октябре по приказу наркома черной металлургии все производство броневых марок стали в СССР было переведено на основной процесс. Итог: производительность действующих агрегатов выросла почти вдвое.
    Кстати, в немецкой танковой промышленности о столь серьезных требованиях к танковой броне и не слышали – в среднем доля углерода была в пределах 0,4-0,5%.
    Такое содержание углерода в немецких броневых сталях определяется не "несерьезными" требованиями к броне, а другой технологией производства и другим набором легирующих добавок.
  10. 0
    17 марта 2020 13:45
    но с течением времени выходило наружу трещинами длиной до 500 мм.

    Длинной полметра(!) правда ?!!!

    Точно не опечтака?
    1. +1
      18 марта 2020 09:16
      Нет, к сожалению. На архивных фото подбитых танков довольно часто всречаются такие трещины.
  11. +4
    17 марта 2020 14:36
    Спасибо автору за интересную и хорошо написанную статью! Жду продолжения.
    Автору +++
  12. +2
    17 марта 2020 14:58
    Интересно, как в те времена определяли процент легирующих элементов и углерода, да еще и на разных глубине металла, этоже сколько времени надо на одни эксперементы. Уважение ученым.
  13. 0
    17 марта 2020 17:09
    Кто знает, как немцы выкрутились со сваркой своей высокоуглеродистой броневой стали?
  14. +2
    17 марта 2020 20:08
    Есть такая поговорка. Лень двигатель прогресса. А если по делу. То именно отсутствие в необходимых колличествах грамотных сварщиков, вынудило искать альтернативу которая и была найдена в виде сварочных автоматов.
    В той же германии об таких автоматах знали. Но не видели в них необходимости. Так как общий технический уровень рабочих был на порядок выше. Ну и технология и методика сварки отличалась.
    Если кто дусает что типа не доросли до таких технологий то это не верный взгляд на вещи. До контроля ренгеноскопией сварных швов у подлодок последних серий они дошли. И после ренгеноскопии под давлением корпусные конструкции не испытывались! То же и с секционной сборкой и насыщением секций всем до стыковки.
    Нашим инжинерам уважение за то что решили нетривиальную задачку. Ибо внесли весомый вклад в победу в тотальной войне.
    Тот де Сталин в тордественной речи в честь победы сказал значимую фразу. Мы победили сталью!
    1. -3
      18 марта 2020 10:19
      О еще один свидетель немецкого гения...Логика на грани фантастики-причем здесь вообще корпуса ПЛ?Там другие типы сталей используются.Советские инженеры наладили массовое производство которое превзошло немецкое как количественно так и качественно.Это все, что нужно знать, пропагандисту фашистских ков...
  15. +1
    18 марта 2020 10:14
    Превосходная статья.Спасибо автору.Данная статья является еще раз подтверждает тезис-Советская инженерная школа превзошла,капиталистическую-фашистскую.
  16. 0
    18 марта 2020 17:11
    Интересно... Есть мемуары академика Патона - очень интересные, читал, правда давно...
    1. 0
      21 марта 2020 21:18
      hi Да там весь Институт электросварки имени Е.О.Патона, с его передовыми достижениями мирового уровня, очень интересный! good
      Тааакие аппаратные экспонаты, действующие, в институтском музее собраны были-загляденье и предмет зависти для всех технарей( не знаю как там сейчас, после многодесятилетнего "незалежницкого" дерибана всего и вся-бывал ещё при Союзе)!
      Но из диковинного патоновского великолепия( буквально-от морских глубин и до космических высот!) меня, честно признаюсь, больше всего поразил тогда( показанный сотрудником института в действии-с соплом-горелкой из металлической иглы обычного медицинского шприца) миниатюрный газосварочный аппаратик, основанный на электролизе воды...позже подобный аппарат увидел в нашем советском журнале "Моделист-Конструктор". yes
      Если киевский музей Института до сих пор не раскраден-"декоммунизирован" и сохранился во всей своей технической красе, то экскурсии в него, по доступным ценам билетов, могли бы стать очень популярными отечественным и зарубежным жителям, и быть наглядной "живой рекламой" в продвижении первоклассной патоновской продукции на мировые рынки!
      Смешно вспоминаю оригинальную придумку патоновцев, чувствительно( на уровне "собачьих рефлексов" профессора Павлова smile ) предохраняющую выставленные экспонаты от слишком любопытных посетителей, любящих "всё потрогать и покрутить своими руками"( мне ведь тоже, несмотря на предупреждение, было трудно удержаться от этого, глядя на такие восхитительные сварочные приборы и инструменты, не оставляющие равнодушным никого из профессионалов winked )! wink
  17. +1
    20 марта 2020 18:49
    Зато сейчас есть новые академики, "академик кадыров" например.
  18. +1
    25 марта 2020 22:38
    "Все дело в высокой твердости брони 8С, когда рядом со сварным швом образовываются небольшие надрывы или микротрещины"
    В простонародии это называется- подрезы. Как правило образуются в силу неправильно подобранного тока/ недостаточной квалификации сварщиков. Это наблюдается по сей день к примеру у нас, судостроев.
    ." Прежде всего это многопроходная сварка, когда автомат за несколько приемов соединяет свариваемые детали. Так обеспечивается малое проплавление стыков и формированием прочного и пластичного шва."
    На такие толщины, то же касается швов ПЛ наиболее оптимальный из известных мне методов.
    Товарищ Патон! Архи уважаемая фигура в сварочных кругах. Очень жаль, что его заслуги присвоены сугубо унитарному государству UA. На сегодняшний день.
  19. +1
    25 марта 2020 23:22
    Однако надо добавить ложку дегтя в бочку меда.
    Автоматы конечно хороши на плоскостных, геометрически правильных конструкциях.
    На "загогугулинах" без вариантов будет ваять вручную сварщик.
    "Ручником" ли, "Полуавтоматом" ли. И насколько профессионально он заварит- вот настолько и будет броня крепка и танки наши быстры.
    Сварщиков много ( я в том числе), а серьезных профессионалов- единицы. Я с этими парнями даже тягаться не стану....
    Серьезные парни варят так, что душа радуется!
    На потолок смотришь- это не шов, это поэма!
  20. 0
    26 марта 2020 17:01
    Патон родился в Ницце, а учился в Германии -Дрезден. По окончанию института он спроектировал в Германии мост и ж.д вокзал. Впереди была блестящая карьера в Европе, но он предпочел Россию, которую безмерно любил. Он обладал необыкновенной просто мистической интуицией и поэтому наверное не случайно за день до войны оказался на Урале как предвестник чудесного спасения нашей Родины за счет резервного промышленного района.. Если бы он остался в Германии, то немецкие танки варили бы его сварочными автоматами. Даже американцы создали подобную технологию на основе русских нароботок, а немцам просто не хватило бы времени, даже если бы захотели. В Европе , по моему, в 30-е был даже законодательный запрет на сварку после обрушения нескольких мостов.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»