Explosive mercury or lead azide? Military Replacement Reasons


Khaidarkan is a picturesque place. In the photo - dumps and processing plant of a mercury plant


Sometimes when discussing ammunition, in particular, cartridges, one can come across the assertion that the lead azide used in capsules is such a more powerful and modern initiating explosive as compared to mercury fulminate, more commonly known as explosive mercury. Usually this is presented as a truth beyond doubt.

However, when comparing the properties of both types of initiating explosives, it is seen that the indicators for lead azide are somewhat lower than for explosive mercury. For lead azide, the heat of explosion is 1,6 MJ / kg, for explosive mercury - 1,8 MJ / kg, gas volume for lead azide 308 liters / kg, for explosive mercury - 315 liters / kg, detonation velocity for lead azide, in depending on density, varies from 4630 to 5180 m / s, for explosive mercury - 5400 m / s. Explosive mercury is more susceptible to shock, and the explosiveness is the same. In general, substances comparable to each other, with some advantage in explosive mercury.

In addition, lead azide, obtained in the form of needle-like crystals, has much lower flowability and compressibility than explosive mercury powder, and this is important for the accurate composition of the mixture for the capsule charge. However, 0,36 grams of detonating mercury is required to initiate TNT, and 0,09 grams are required for lead azide. These substances have their own advantages and disadvantages.

The reason for the replacement was clearly different and rooted in military-economic considerations. It is difficult to obtain mercury, and it can not be obtained everywhere, while lead is extracted in volumes of thousands and even tens of thousands of tons. Making lead azide is easier.

The emergence and use of lead azide


Lead azide, as you might guess, appeared in Germany. It was first received in 1891 by the German chemist Theodor Curtius. The military quickly drew attention to this discovery, and already in 1907 the first initiating charge with lead azide was patented in Germany. In 1910, the Rhine-Westphalian Joint-Stock Company of Explosives patented a mixture of lead azide, nitrogen sulphide and diazolbenzene nitrate for detonator caps.

Work on lead azide has also been carried out in France, the United States, Russia and other countries. By the way, in Russia, lead azide was studied, but it did not go into widespread use, because there was a lot of mercury in Russia. Its production began in the XVIII century in Transbaikalia. In 1879, the Nikitovskoye deposit was discovered in Ukraine, the production of metallic mercury began in 1887. From 1887 to 1913, about 6762 tons of mercury were extracted, of which 5145 tons were exported, which gives an average annual production of 260 tons and exports of 197 tons. In addition, there was also imports of cinnabar and mercury, in 1913 56 tons of cinnabar and 168 tons of mercury. This was a curious farm, of import and export; most likely, primary mercury was refined abroad. In general, there was enough raw material for the production of explosive mercury, and there was no particular need for lead azide.

In Germany, the situation was the opposite. Germany’s own resources were small and, at best, produced 4-5 tons of mercury per year. Germany imported 1913 tons of mercury in 961, mainly from Italy, buying up almost all of its Italian production. With the outbreak of World War I and the transition of Italy to the Entente camp, this source fell away. But a lot of mercury was from an ally - Austria-Hungary, which had the second largest cinnabar mine in the world, in Idria, in Slovenia. It was one of the most important enterprises in the empire. However, the fighting between the Austrian and Italian armies put this source in serious jeopardy. In the summer of 1917, the Italian army approached a distance of only about 12 miles to Idria. This circumstance forced the German command to quickly help the Austrian army in organizing the offensive, during which the Italians were driven back

Due to the possibility of mercury loss in Germany, lead azide was produced and put into use even during the First World War. Although it cannot be said that everywhere and everywhere the replacement of explosive mercury with lead azide was good. For example, in shells for anti-aircraft guns, lead azide led to frequent explosions in the barrel. In March 1918, on the Western Front, 43% of anti-aircraft guns were disabled by shell explosions in the barrel. The reason was that lead azide manufacturing technology was changed, and it became so sensitive to shock that it exploded when fired. The Germans were forced to replace the entire stock of shells for anti-aircraft guns.

After the war ended, when the world mercury market collapsed, production decreased to 2100 tons in 1923 (in 1913 there were 4000 tons), lead azide began to seize positions. Coal mines needed detonators now, and cheaper for mining. The Rhine-Westphalian Society established a very large production of this substance. One factory in Troisdorf until 1932 produced 750 tons of lead azide.

During World War II, Germany did not pay much attention to lead azide, because by the beginning of the war Germany had the largest mercury producers: Spain and Italy. Especially Italy, which was in dire need of German equipment and German coal. In 1938, Italy produced 3300 tons of mercury, which would be enough for all imaginable needs. By the way, the former Austrian mercury mine ended up in the Slovenian region occupied by the Italians and included in the Venice-Giulia region of Italy.

As far as one can judge, lead azide played a slightly different role in the warfare of Nazi Germany. Its use, especially in a mixture with lead trinitroresorcinate, allowed to save the consumption of scarce copper on the production of fuses. Lead azide with copper forms a very unstable and prone to spontaneous explosion of copper azide, so the fuses were made of aluminum. Rattlesnake, on the other hand, requires a copper tube, since it forms an amalgam with aluminum. On a production scale of tens and hundreds of millions of pieces of ammunition, replacing copper with aluminum yielded very tangible savings.

What does losing mercury mean?


October 29, 1941 a catastrophe happened - the Germans captured Gorlovka in Ukraine. Next to it was Nikitovka, where there was the only mercury mining and smelting plant in the USSR. In 1940, it produced 361 tons of mercury, and in January-September 1941 - 372 tons. The plant was technically advanced (even Germans noted), processed ore with a very low mercury content. True, he did not cover all the country's needs for mercury, which reached 750-800 tons, and before the war the USSR purchased mercury abroad, primarily in Italy.


Once again, the Nikitovsky Mercury Plant underwent military ruin. In the photo the remains of the production complex; now these ruins are already demolished

Now all the sources have disappeared. Meanwhile, according to the Glavredmet of the People’s Commissariat of Non-Ferrous Metallurgy of the USSR, consumption in the 4th quarter of 1941 for military commissariats was 70 tons (including the Commissariat of ammunition - 30 tons), and for civilian commissariats - 69 tons (RGAE, f. 7794, op. 5, d. 230, l. 36). The annual estimated consumption in the production of ammunition alone was 120 tons; total military consumption per year - 280 tons, total - 556 tons.

Of course, all possible mercury was sent to the military industry, right up to the seizure of mercury in laboratories and civilian enterprises. They were selected for mercury switches and for gold mining by amalgamation.

The equipment and workers of the Nikitovsky Mercury Plant were hastily transferred to Kyrgyzstan, to the Khaidarkan mining field, which had been explored in the early 1930s. This is a huge deposit of fluorspar mixed with mercury and antimony. There, the new mercury plant was built at an accelerated pace, based on the already existing pilot production. In 1941, Khaidarkan gave 11,6 tons of mercury, and the plan for 1942 was set to 300 tons. So much, of course, the new plant did not melt. Even in 1945, smelting of mercury amounted to 193,7 tons. But nevertheless, Khaidarkan's mercury allowed to survive in 1942-1943, during the most difficult period. And there the allies already helped (Lend-Lease delivered 1 tons of mercury before January 1945, 818,6), and on September 5, 1943 Gorlovka was liberated, and experts from the USSR People's Commissariat for Non-Ferrous Metallurgy rushed to Nikitovka.

The data on mercury production was a very interesting archival find, which allows us to say that the acute shortage of ammunition, especially artillery shells, which was noted from the end of 1941 and approximately in the spring of 1943, was associated not only and not so much with the relocation of industry as with acute lack of raw materials for the production of explosive mercury.

Under these conditions, lead azide, of course, was to be used as a substitute for explosive mercury. Only information about this has to be obtained approximately like gold in the Kolyma, in placers of information. For example, there is evidence that the factory number 5 named. I.I. Lepse in Leningrad (also known as the Okhta Shipyard) used to have shell production for naval artillery, and with it there was a lead azide production workshop. Because this workshop was closed in connection with the allocation of shell production in a separate plant. In September 1941, part of the plant was evacuated, but in connection with the expansion of the production of weapons and ammunition in Leningrad, the former workshop was remembered and restored.

Mercury is now low


Apparently, the Soviet leadership learned a lesson from the epic of the loss of the Nikitov mercury plant and after the war paid the most serious attention to the mercury industry: it went up. The extraction of primary mercury in the USSR in the early 1980s amounted to about 1900-2200 tons per year, and in 1966 a special decree was issued obliging enterprises to send all mercury-containing waste to the Nikitovsk Combine for processing. The plant received secondary mercury of about 400 tons per year. Domestic mercury consumption in the 1980s ranged from 1000 to 1250 tons per year (even 1985 tons in 1307), exports ranged from 300-450 tons per year, and the remainder was stockpiled.

About 20% of domestic consumption went to military needs, including for the production of explosive mercury, that is, from 200 to 250 tons per year. And about 500-600 tons of mercury per year was stored in the reserve, apparently also for military needs, in case of a major war. In principle, 1000-1500 tons of mercury in a warehouse could meet the requirements for the production of ammunition for two or three years of war.

Lead azide is a substitute for explosive mercury in the absence of it. The current prevalence of lead azide is due to the fact that mercury production has declined sharply. In the 1970s, the global primary mercury market was about 10 thousand tons per year, now production has decreased to about 3 thousand tons per year. This is significant because a significant part of the mercury is consumed irrevocably. At the same time, the Minamata Convention on Mercury was signed in October 2013, which aims to sharply reduce the use of mercury and prohibits the production of mercury switches, lamps, thermometers and pressure measuring instruments since 2020.

With the drop in mercury production, the sale of stocks (Russia also sold its stocks of mercury in the 1990s) and the prospects for an even greater drop in mercury production, of course, the spread of lead azide is not surprising. If the UN decided to strangle the global mercury industry, then something must be fought for democracy or against it, and explosive mercury will replace lead azide.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

25 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. riwas 16 March 2020 06: 00 New
    • 11
    • 0
    +11
    I remember childhood dabbled by explosive iodine. You pour together the tincture of iodine and ammonia, a precipitate precipitates, filter through a blotter, dry and finish.
    1. KCA
      KCA 16 March 2020 07: 28 New
      • 13
      • 0
      +13
      This is a slightly different, incorrect name, but the iodide nitrogen compound was called in the literature on popular chemistry, it does not explode, it is simply an unstable compound and, with the slightest friction or impact, decomposes into iodine and nitrogen, the first experiment was carried out right after school, only he took off his jacket, well, the blotter seemed to have dried up, he took it somehow unsuccessfully - a split, and the whole white shirt with a brown speck, well, his hands with his face muzzle too, I thought fawn, no, iodine evaporated right before my eyes without a trace. Then, with practice, the skill came, successfully brought it to school and put it on classmates.
    2. The comment was deleted.
  2. Nikolaevich I 16 March 2020 06: 07 New
    • 7
    • 0
    +7
    Well, I always "breathed evenly" in relation to "explosive mercury" and lead azide, considering them to be "alternative agents" ... Well, what if "sho" ... can’t we get along? Look, "Uncle" Paulie used "potash chloride" (!) For his capsules ... and nothing! Did not complain! tongue
    1. KCA
      KCA 16 March 2020 07: 30 New
      • 1
      • 1
      0
      I only know about explosive mercury from the Zhevolo capsules, I didn’t know how crazy it was not to try to pick it out, but I just gutted the smoke capsules for smoke powder to increase the amount of explosive
      1. Grits 17 March 2020 05: 46 New
        • 2
        • 0
        +2
        Quote: KCA
        but the bulk capsules for smoke powder were gutted at a time, to increase the volume of explosive

        Yes, you, my friend, in your childhood there was still that explosive engineer - Herostratus.
  3. Thrifty 16 March 2020 06: 20 New
    • 5
    • 2
    +3
    Maybe the problem is that mercury vapor is much more toxic than sucking vapor? Because of their strong taxis, they decided to replace mercury with other metals, or metalloids. ..
    1. Nikolaevich I 16 March 2020 09: 17 New
      • 5
      • 0
      +5
      Quote: Thrifty
      Because of their strong taxis, they decided to replace mercury with other metals, or metalloids. ..

      If my memory serves me, then in advance they received "explosive silver", and "explosive mercury" already after ... That's what "explosive silver" did not please ... I don’t understand! request
    2. zenion 16 March 2020 16: 59 New
      • 2
      • 0
      +2
      Lead vapor is not inferior to mercury vapor. In addition, lead has the meanness of making a type of powder and is in the air, also turning under certain circumstances into pairs. He worked in a printing house as a typesetter of manual dialing, familiar with lead.
      1. wehr 16 March 2020 18: 25 New
        • 4
        • 0
        +4
        Well, how old are you, grandfather? laughing
        1. kytx 21 March 2020 11: 06 New
          • 0
          • 0
          0
          Such tipogfsky machines and now work
          at large circulations the cost price of a copy is scanty
          1. wehr 21 March 2020 13: 56 New
            • 0
            • 0
            0
            They work, but, in my opinion, they use word-casting machines.
  4. Amateur 16 March 2020 06: 48 New
    • 6
    • 0
    +6
    And about 500-600 tons of mercury per year was stockpiled, apparently also for military purposes,

    The main consumers of mercury were Fluorescent lamps, produced in millions of pieces and continuing to be produced, although in smaller quantities due to the development of LED lamps.
    (Fluorescent lamps contain mercury in an amount of 2,3 mg to 1 g)


    1. Jager 16 March 2020 08: 57 New
      • 5
      • 0
      +5
      In terms of environmental friendliness, both fluorescent and LED lamps cannot be compared to conventional incandescent lamps ... Glass and metal.
      Fluorescent lamps are poison.
      1. knn54 16 March 2020 18: 36 New
        • 2
        • 0
        +2
        And in thermometers until the 17th century, cognac was used instead of mercury, which in those days was really cognac.
      2. Grits 17 March 2020 05: 49 New
        • 3
        • 0
        +3
        Quote: Jager
        In terms of environmental friendliness, both fluorescent and LED lamps cannot be compared to conventional incandescent lamps ...

        All would be well. But just ... And the fluorescent and LED lamps in terms of efficiency can not be compared with conventional incandescent lamps ...
  5. The leader of the Redskins 16 March 2020 08: 34 New
    • 6
    • 0
    +6
    I have never even heard of lead azide. Thanks for the material, it was interesting to read.
  6. old_pferd 16 March 2020 09: 19 New
    • 4
    • 0
    +4
    About 12 years ago, the extraction of mercury was less than 2000 tons, now, I look, it is already estimated at 2700. In the 90s and late 2010s, mines of large deposits of Italy and the unique Spanish Almaden closed in ecology. I remember that in the 11th, the Chinese were interested in our deposits, yeah, in Chukotka :). The production of Europe was replenished and blocked by small artisanal mines of developing countries, where people do not mind.
  7. Operator 16 March 2020 13: 28 New
    • 2
    • 2
    0
    In modern capsules and detonators, initiating explosives are used that do not contain heavy metals (mercury, lead and cadmium) - diazonium salts, acetylinides, organic peroxides, etc.
    1. Undecim 16 March 2020 18: 09 New
      • 5
      • 0
      +5
      Do not wishful thinking. In modern igniter capsules and deionizer capsules, as before, the classic initiating explosives based on lead and mercury compounds are mainly used.
      The search for low-toxic energy-saturated substances is underway, but it is too early to talk about a broad replacement for the “classics”.
  8. ser56 16 March 2020 14: 22 New
    • 3
    • 4
    -1
    thanks to the author! Informative!
  9. The comment was deleted.
  10. Humpty 16 March 2020 17: 40 New
    • 4
    • 0
    +4
    Lead diazide, in contrast to explosive mercury, is not hygroscopic. Less sensitive to random effects - friction, impact. Less toxic. By other properties, it is close to explosive mercury.
    Do you have any questions?
  11. Operator 16 March 2020 19: 08 New
    • 1
    • 1
    0
    In the design of one of the variants of the cartridgeless case developed for the G11 rifle, a sprayed capsule was used.

    Does anyone know the chemical composition of this capsule?
    1. Humpty 16 March 2020 20: 07 New
      • 0
      • 0
      0
      Quote: Operator
      a sprayable capsule was applied.

      Does anyone know the chemical composition of this capsule?

      It is unlikely that I will satisfy my curiosity, but the most commonly used sprayed explosive used in industry has critically many failures at low atmospheric pressure.
      1. Operator 16 March 2020 20: 55 New
        • 0
        • 0
        0
        Do you mean the initiating sprayed explosive?
        1. Humpty 16 March 2020 21: 03 New
          • 0
          • 0
          0
          Quote: Operator
          you mean

          It is used as a means of initiation in a shock wave tube. It has a low detonation velocity.

Гремучая ртуть или азид свинца? Военно-хозяйственные причины замены


Хайдаркан — живописное местечко. На фото — отвалы и обогатительная фабрика ртутного комбината


Иногда при обсуждении боеприпасов, в частности, патронов, можно встретить утверждение, что будто бы азид свинца, используемый в капсюлях, — это такое более мощное и современное инициирующее ВВ по сравнению с фульминатом ртути, более известным как гремучая ртуть. Обычно это подается как истина, не подлежащая сомнению.

Однако при сравнении свойства обоих типов инициирующих ВВ видно, что у азида свинца показатели несколько меньше, чем у гремучей ртути. У азида свинца теплота взрыва составляет 1,6 Мдж/кг, у гремучей ртути — 1,8 Мдж/кг, объем газов у азида свинца 308 литров/кг, у гремучей ртути — 315 литров/кг, скорость детонации у азида свинца, в зависимости от плотности, колеблется от 4630 до 5180 м/сек, у гремучей ртути — 5400 м/сек. Чувствительность к удару у гремучей ртути выше, по фугасности они одинаковы. В общем, сопоставимые между собой вещества, при некотором преимуществе у гремучей ртути.

К тому же у азида свинца, получаемого в виде иглоподобных кристаллов, гораздо меньшая сыпучесть и прессуемость, чем у порошковой гремучей ртути, а это имеет значение для точного составления смеси для капсюльного заряда. Впрочем, для инициирования тротила требуется 0,36 граммов гремучей ртути, а азида свинца требуется 0,09 граммов. У этих веществ есть свои достоинства и свои недостатки.

Причина замены явно была в другом и коренилась в военно-хозяйственных соображениях. Ртуть получить трудно, и добыть ее можно не везде, тогда как свинец добывается в объемах тысяч и даже десятков тысяч тонн. Произвести азид свинца проще.

Появление и применение азида свинца


Азид свинца, как нетрудно догадаться, появился в Германии. Его впервые получил в 1891 году немецкий химик Теодор Курциус. На это открытие быстро обратили внимание военные, и уже в 1907 году в Германии был запатентован первый инициирующий заряд с азидом свинца. В 1910 году Рейнско-Вестфальское акционерное общество взрывчатых веществ запатентовало смесь азида свинца, сернистого азота и диазолбензолнитрата для капсюлей-детонаторов.

Работы по азиду свинца шли также во Франции, в США, в России и других странах. Кстати, в России азид свинца изучали, но в широкое употребление он не пошел, по той причине, что в России было много ртути. Ее производство началось еще в XVIII веке в Забайкалье. В 1879 году было открыто Никитовское месторождение на Украине, производство металлической ртути началось в 1887 году. С 1887 по 1913 год было добыто порядка 6762 тонны ртути, из которых было экспортировано 5145 тонн, что дает среднегодовую добычу в размере 260 тонн и экспорт в размере 197 тонн. Помимо этого, был также импорт киновари и ртути, в 1913 году 56 тонн киновари и 168 тонн ртути. Вот такое было любопытное хозяйство, ввоза и вывоза, скорее всего, за границей производилось рафинирование первичной ртути. В общем, сырья для производства гремучей ртути было достаточно, и особой необходимости в азиде свинца не было.

В Германии ситуация была противоположной. Собственные ресурсы Германии были невелики и давали в лучшем случае 4-5 тонн ртути в год. Германия в 1913 году ввозила 961 тонн ртути, в основном из Италии, скупая почти всю итальянскую добычу. С началом Первой мировой войны и переходом Италии в лагерь Антанты этот источник отпал. Зато много ртути было у союзника — Австро-Венгрии, которая имела второй по величине рудник по добыче киновари в мире, в Идрии, в Словении. Это было одно из наиболее важных предприятий в империи. Однако бои между австрийской и итальянской армиями поставили этот источник под серьезную угрозу. Летом 1917 года итальянская армия приблизилась на расстояние всего около 12 миль к Идрии. Это обстоятельство заставило немецкое командование оперативно помочь австрийской армии в организации наступления, в ходе которого итальянцы были отброшены

Ввиду возможности потери ртути в Германии еще в годы Первой мировой войны стали производить и вводить в применение азид свинца. Хотя нельзя сказать, что везде и всюду замена гремучей ртути на азид свинца была хороша. К примеру, в снарядах к зенитным пушкам азид свинца приводил к частым взрывам в стволе. В марте 1918 года на Западном фронте 43% зенитных орудий были выведены из строя взрывами снаряда в стволе. Причина состояла в том, что технология изготовления азида свинца была изменена, и он стал настолько чувствительным к удару, что взрывался при выстреле. Немцы вынуждены были заменить весь запас снарядов к зенитным пушкам.

После окончания войны, когда мировой рынок ртути рухнул, добыча сократилась до 2100 тонн в 1923 году (в 1913 году было 4000 тонн), азид свинца стал захватывать позиции. Угольным шахтам нужны были детонаторы сейчас и подешевле для проведения горных работ. Рейнско-Вестфальское общество наладило весьма крупное производство этого вещества. Одним заводом в Тройсдорфе до 1932 года было произведено 750 тонн азида свинца.

Во время Второй мировой войны в Германии большого внимания азиду свинца не уделяли, потому что к началу войны на стороне Германии оказались крупнейшие производители ртути: Испания и Италия. Особенно Италия, которая крайне нуждалась в немецком оборудовании и немецком угле. В 1938 году Италия производила 3300 тонн ртути, чего хватило бы на все мыслимые потребности. Кстати, бывший австрийский ртутный рудник оказался в области Словении, оккупированной итальянцами и включенной в состав региона Венеция-Джулия Италии.

Насколько можно судить, в военном хозяйстве нацистской Германии азид свинца играл несколько другую роль. Его применение, особенно в смеси с тринитрорезорцинатом свинца, позволяло экономить расход дефицитной меди на производство взрывателей. Азид свинца с медью образует очень нестойкий и склонный к самопроизвольному взрыву азид меди, поэтому корпуса взрывателей делались из алюминия. Гремучая ртуть же, напротив, требует медной трубки, поскольку с алюминием образует амальгаму. В масштабах производства в десятки и сотни миллионов штук боеприпасов замена меди на алюминий давала очень ощутимую экономию.

Что значит потерять ртуть?


29 октября 1941 года случилась катастрофа — немцы захватили Горловку на Украине. Рядом с ней располагалась Никитовка, где был единственный в СССР комбинат по добыче и выплавке ртути. В 1940 году он произвел 361 тонну ртути, а за январь-сентябрь 1941 года — 372 тонны. Комбинат был технически передовым (что отмечали даже немцы), перерабатывал руду с очень низким содержанием ртути. Правда, он не покрывал всех потребностей страны в ртути, которые достигали 750-800 тонн, и до войны СССР закупал ртуть за границей, прежде всего в Италии.


Никитовский ртутный комбинат в очередной раз подвергся военному разорению. На фото остатки производственного комплекса; теперь эти руины уже снесены

Теперь же все источники отпали. Между тем, по данным Главредмета Наркомата цветной металлургии СССР, потребление в 4 квартале 1941 года по военным наркоматам составляло 70 тонн (в том числе Наркомат боеприпасов — 30 тонн), а по гражданским наркоматам — 69 тонн (РГАЭ, ф. 7794, оп. 5, д. 230, л. 36). Годовое расчетное потребление на производстве одних только боеприпасов составляло 120 тонн; всего военное потребление за год — 280 тонн, суммарное — 556 тонн.

Конечно, всю ртуть, какую только можно, направили в военную промышленность, вплоть до изъятия ртути в лабораториях и на гражданских предприятиях. Подбирались к ртутным выключателям и к добыче золота амальгамированием.

Оборудование и работников Никитовского ртутного комбината спешно перебросили в Киргизию, на горное месторождение Хайдаркан, разведанное в начале 1930-х годов. Это огромное месторождение плавикового шпата с примесью ртути и сурьмы. Там ударными темпами построили новый ртутный комбинат, на основе уже существовавшего опытного производства. В 1941 году Хайдаркан дал 11,6 тонны ртути, а план на 1942 год ему поставили 300 тонн. Столько, разумеется, новый комбинат не выплавил. Даже в 1945 году выплавка ртути составила 193,7 тонны. Но все же ртуть Хайдаркана позволила продержаться в 1942-1943 годах, в самый тяжелый период. А там уже и союзники помогли (по ленд-лизу было поставлено до 1 января 1945 года 818,6 тонны ртути), и 5 сентября 1943 года была освобождена Горловка, и в Никитовку живо примчались специалисты Наркомата цветной металлургии СССР.

Данные по ртутному производству были весьма интересной архивной находкой, которая позволяет сказать, что острый недостаток боеприпасов, особенно артиллерийских снарядов, который отмечался с конца 1941 года и примерно по весну 1943 года, был связан не только и не столько с перебазированием промышленности, сколько с острой нехваткой сырья для производства гремучей ртути.

В этих условиях азид свинца, конечно, должен был применяться как заменитель гремучей ртути. Только сведения об этом приходится добывать примерно как золото на Колыме, в россыпях информации. К примеру, есть сведения о том, что на заводе № 5 им. И.И. Лепсе в Ленинграде (также известном как Охтинская верфь) раньше имелось снарядное производство для морской артиллерии, а при нем была мастерская по производству азида свинца. Потому эту мастерскую закрыли в связи с выделением снарядного производства в отдельный завод. В сентябре 1941 года часть завода эвакуировали, но в связи с расширением производства в Ленинграде вооружения и боеприпасов о бывшей мастерской вспомнили и восстановили ее.

Теперь ртути стало мало


Судя по всему, советское руководство вынесло урок из эпопеи потери Никитовского ртутного комбината и после войны уделило самое серьезное внимание ртутной промышленности: она пошла в рост. Добыча первичной ртути в СССР в начале 1980-х годов составляла порядка 1900-2200 тонн в год, а в 1966 году вышло особое постановление, обязывающее предприятия отправлять все ртутьсодержащие отходы на Никитовский комбинат для переработки. Комбинат получал вторичной ртути порядка 400 тонн в год. Внутреннее потребление ртути составляло в 1980-х годах от 1000 до 1250 тонн в год (в 1985 году даже 1307 тонн), экспорт колебался в диапазоне 300-450 тонн в год, а остаток складывался в запас.

Из внутреннего потребления около 20% шло на военные нужды, в том числе и для производства гремучей ртути, то есть от 200 до 250 тонн в год. И еще порядка 500-600 тонн ртути в год складывалось в запас, по всей видимости, также для военных нужд, на случай большой войны. В принципе, 1000-1500 тонн ртути на складе могли обеспечить потребности производства боеприпасов на два или три года войны.

Азид свинца — это заменитель гремучей ртути в условиях ее недостатка. Современное распространение азида свинца связано с тем, что производство ртути резко сократилось. В 1970-х годах мировой рынок первичной ртути составлял порядка 10 тысяч тонн в год, сейчас производство сократилось примерно до 3 тысяч тонн в год. Это существенно, поскольку значительная часть ртути расходуется безвозвратно. При этом в октябре 2013 года была подписана Минаматская конвенция о ртути, которая ставит целью резкое сокращение использования ртути и запрещает с 2020 года производство ртутных выключателей, ламп, термометров и приборов измерения давления.

В условиях падения производства ртути, распродажи складских запасов (Россия в 1990-е годы также распродала свои запасы ртути) и перспектив еще большего падения выпуска ртути, конечно, распространение азида свинца не вызывает никакого удивления. Если в ООН решили придушить мировую ртутную промышленность, то надо же чем-то воевать за демократию или против нее, и гремучую ртуть заменит азид свинца.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. riwas 16 марта 2020 06:00 Новый
    • 11
    • 0
    +11
    Помниться в детстве гремучим йодом баловались. Сливаешь вместе настойку йода и нашатырный спирт, выпадает осадок, фильтруешь через промокашку, сушишь и готово.
    1. KCA
      KCA 16 марта 2020 07:28 Новый
      • 13
      • 0
      +13
      Это другое немножко, не правильное название, но в литературе по популярной химии называлось соединение йодистый азот, он не взрывается, просто соединение нестойкое и и при малейшем трении или ударе распадается на йод и азот, первый эксперимент проводил прям после школы, только пиджак снял, ну, промокашка, вроде, высохла, взял как-то неудачно - чпок, и вся белая рубашка в коричневую крапинку, ну и руки с мордой лица тоже, думал палево, нет, прям на глазах йод бесследно испарился. Потом, с практикой, навык пришёл, успешно доносил до школы и на стул одноклассникам подкладывал.
    2. Комментарий был удален.
  2. Nikolaevich I 16 марта 2020 06:07 Новый
    • 7
    • 0
    +7
    Ну, я всегда "дышал ровно" по отношению к "гремучей ртути" и азиду свинца, считая их "альтернативщиками"... Ну, а "если шо"...неужто не обойдёмся ? Вон "дядя" Поли для своих капсюлей использовал "хлористый поташ" (!)... и ничего! Не жаловался ! tongue
    1. KCA
      KCA 16 марта 2020 07:30 Новый
      • 1
      • 1
      0
      С гремучей ртутью знаком только по капсюлям "Жевело", как ума хватило не пытаться выковыривать её, не знаю, а вот толовые капсюли для дымного пороха на раз потрошил, для увеличения объёма взрывчатого вещества
      1. Грица 17 марта 2020 05:46 Новый
        • 2
        • 0
        +2
        Цитата: KCA
        а вот толовые капсюли для дымного пороха на раз потрошил, для увеличения объёма взрывчатого вещества

        Да вы, батенька, в детстве были еще тот взрывотехник - Герострат.
  3. Бережливый 16 марта 2020 06:20 Новый
    • 5
    • 2
    +3
    Может быть, проблема в том , что пары ртути гораздо более токсичны, чем пары свенца? Из за своей сильной таксичности ртуть именно и решили заменить на другие металлы, или металлоиды. ..
    1. Nikolaevich I 16 марта 2020 09:17 Новый
      • 5
      • 0
      +5
      Цитата: Бережливый
      Из за своей сильной таксичности ртуть именно и решили заменить на другие металлы, или металлоиды. ..

      Если мне не изменяет память,то наперёд получили "гремучее серебро", а "гремучую ртуть" уже опосля...Вот чем "гремучее серебро" не угодило...не понимаю ! request
    2. zenion 16 марта 2020 16:59 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Пары свинца не уступят парам ртути. Кроме того свинец имеет подлость делать типа порошком и при этом находится в воздухе, тоже превращаясь при некоторых обстоятельствах в пары. Работал в типографии наборщик ручного набора, знаком со свинцом.
      1. wehr 16 марта 2020 18:25 Новый
        • 4
        • 0
        +4
        Это ж сколько Вам лет, дедушка? laughing
        1. kytx 21 марта 2020 11:06 Новый
          • 0
          • 0
          0
          Такие типогфские станки и сейчас работают
          при больших тиражах себестоимость копии мизерная
          1. wehr 21 марта 2020 13:56 Новый
            • 0
            • 0
            0
            Работают, но, по-моему, используют словолитные машины.
  4. Дилетант 16 марта 2020 06:48 Новый
    • 6
    • 0
    +6
    И еще порядка 500-600 тонн ртути в год складывалось в запас, по всей видимости, также для военных нужд,

    Основными потребителями ртути стали Люминисцентные лампы, выпускавшиеся миллионами штук и продолжающиеся выпускаться, хотя и в меньших количествах из-за развития светодиодных ламп.
    (Люминисцентные лампы содержат ртуть в количестве от 2,3 мг до 1 г)


    1. Jager 16 марта 2020 08:57 Новый
      • 5
      • 0
      +5
      И люминисцентные и светодиодные лампы по экологичнрсти не идут ни в какое сравнение с обычными лампами накаливания... Стекло и металл.
      Люминисцентные лампы это отрава.
      1. knn54 16 марта 2020 18:36 Новый
        • 2
        • 0
        +2
        И в термометрах до 17 века вместо ртути применялся коньяк,который в те времена действительно был коньяком.
      2. Грица 17 марта 2020 05:49 Новый
        • 3
        • 0
        +3
        Цитата: Jager
        И люминисцентные и светодиодные лампы по экологичнрсти не идут ни в какое сравнение с обычными лампами накаливания...

        Все бы хорошо. Но вот только... И люминисцентные и светодиодные лампы по экономичности не идут ни в какое сравнение с обычными лампами накаливания...
  5. Вождь краснокожих 16 марта 2020 08:34 Новый
    • 6
    • 0
    +6
    Про азид свинца даже не слышал никогда. Спасибо за материал, было интересно читать.
  6. old_pferd 16 марта 2020 09:19 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    Лет 12 назад добыча ртути была менее 2000 тонн, сейчас, смотрю, уже под 2700 оценивается. В 90-е и конце нулевых закрылись по экологии рудники крупных месторождений Италии и уникальная испанская Альмадена. Помню, в 2010-11м китайцы интересовались нашими месторождениями, ага, на Чукотке:). Добычу Европы восполнили и перекрыли мелкие кустарные руднички развивающихся стран, где народ не жалко.
  7. Оператор 16 марта 2020 13:28 Новый
    • 2
    • 2
    0
    В современных капсюлях и детонаторах применяют инициирующие ВВ, не содержащие тяжелых металлов (ртути, свинца и кадмия) - соли диазония, ацетилиниды, органические пероксиды и т.п.
    1. Undecim 16 марта 2020 18:09 Новый
      • 5
      • 0
      +5
      Не стоит выдавать желаемое за действительность. В современных капсюлях-воспламенителях и капсюлях-деионаторах как и раньше в основном применяются классические инициирующие ВВ на основе соединений свинца и ртути.
      Поиск малотоксичных энергонасыщенных веществ идет, но говорить о широкой замене "классики" пока рано.
  8. ser56 16 марта 2020 14:22 Новый
    • 3
    • 4
    -1
    спасибо автору! Познавательно!
  9. Комментарий был удален.
  10. Шалтай 16 марта 2020 17:40 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    Диазид свинца в отличии гремучей ртути не гигроскопичен . Менее чувствителен к случайному воздействию - трению , удару . Менее ядовит . По прочим свойствам близок к гремучей ртути .
    Вопросы еще есть ?
  11. Оператор 16 марта 2020 19:08 Новый
    • 1
    • 1
    0
    В конструкции одного из вариантов безгильзового патрона, разработанного для винтовки G11, был применен напыляемый капсюль.

    Кто-нибудь знает химический состав этого капсюля?
    1. Шалтай 16 марта 2020 20:07 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Цитата: Оператор
      был применен напыляемый капсюль.

      Кто-нибудь знает химический состав этого капсюля?

      Вряд ли удовлетворю любопытство , но наиболее часто использующееся в промышленности напыляемое ВВ имеет критически много отказов при низком атмосферном давлении .
      1. Оператор 16 марта 2020 20:55 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Вы имеете в виду инициирующее напыляемое ВВ?
        1. Шалтай 16 марта 2020 21:03 Новый
          • 0
          • 0
          0
          Цитата: Оператор
          имеете в виду

          Используется в качестве средства инициирования в ударно-волновой трубке .Имеет низкую скорость детонации .