«Эмир Бухарский»

После неоднозначных результатов Русско-Японской войны руководство в лице Николая Второго, проанализировав все произошедшее, пришло к выводу о необходимости модернизации вооруженных сил. Была принята и долгосрочная программа восстановления военно-морского флота. Она включила в себя постройку в течение нескольких лет для флотов на Балтийском, Белом, Баренцевом, Черном морях и на Тихом океане десятков линкоров, крейсеров, эсминцев и подводных лодок.

«Эмир Бухарский»
Эсминец «Эмир Бухарский» в Копенгагене


Помимо выделения на эти цели из бюджета России сотен миллионов рублей, в пользу флота был объявлен сбор пожертвований среди населения. Всего за время с 1905 по 1911 год было построено около 60 эскадренных миноносцев, из них 19 – на добровольные пожертвования. На деньги, собранные на добровольные пожертвования, было построено также несколько подводных лодок. Кроме того, значительная сумма из нескольких десятков миллионов рублей пожертвований пошла и на создание первых военных самолетов, т.e. военно-воздушного флота.


Сбором пожертвований и их использованием руководил Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования, учрежденный императором Николаем II. В документах комитета отражены пожертвования, собранные в каждом из регионов России, в том числе и в Средней Азии. Здесь можно прочесть, что всего в "Среднеазиатском регионе собрано 319.090,04 копейки (а если принять во внимание I.000.000 руб., поступивших от Его Высочества Эмира Бухарского, то всего – 1.319.090,04 к." 3десь же указано, что "в пожертвованиях преимущество было за туземными жителями, чинами разных ведомств и войсковыми чинами. На последнем месте среди жертвователей – духовенство и рабочие".

Интересно, что один миллион золотых рублей (беспрецедентный по тем временам дар!) был сделан на восстановление русского флота не подданным России, а главой формально независимого государства Бухарского ханства (эмирата).

Эскадренный миноносец, получивший после спуска на воду имя "Эмир Бухарский", был одним из трех однотипных военных кораблей ("Московитянин", "Финн", "Эмир Бухарский"), построенных на верфях Общества скандинавского корабельного дока в Гельсингфорсе (Хельсинки).

«Эмир Бухарский»


Корабль имел водоизмещение в 620 тонн, мощность паровых машин корабля в 6200 лошадиных сил, что обеспечивало ему скорость в 25 узлов и дальность плавания свыше 1000 морских миль. По вооружению корабль был также одним из современных в своем классе судов. Экипаж корабля насчитывал 99 человек.

Служба корабля в составе Балтийского флота сразу началась с бурных событий: во время Первой русской революции экипаж корабля отказался стрелять по восставшему гарнизону Свеаборгской крепости, прикрывавшей вход в гавань Гельсингфорс. Командование флота, напуганное революционными настроениями матросов, было вынуждено временно заменять команды кораблей на гардемаринов – воспитанников старших классов кадетских корпусов (военно-морских училищ).

"Эмир Бухарский" участвовал в Первой мировой войне, в февральской буржуазной-демократической революции и Гражданской войне. В октябре 1917 года экипаж эсминца перешел на сторону большевиков, поддержав их во время вооруженного восстания в Петрограде.

В октябре 1918 года "Эмир Бухарский" был переброшен с несколькими кораблями Балтийского флота по каналам Мариинской системы в Волгу, где усилил Астраханско-Каспийскую военную флотилию Красной Армии. Здесь корабль, получивший в начале 1919 г. новое имя "Яков Свердлов", участвует в боях под Царицыном, Астраханью, в освобождении Баку. Флотилией командует легендарный матрос-революционер Федор Раскольников, ставший первым послом Советской России в Афганистане.

«Эмир Бухарский»


Почти в течение года корабль находился в качестве советского стационера (судна, находящегося на постоянной стоянке в иностранном порту) в Энзели – в порту на побережье Каспийского моря.

Свой путь "Эмир Бухарский" завершил в конце 1925 года в Астрахани, где был разобран на металлолом. Так завершилась короткая, но интересная судьба этого русского военного корабля, построенного на пожертвования с далекого Востока и в конце своей "жизни" вернувшегося все на тот же Восток.

«Эмир Бухарский»

«Эмир Бухарский»

«Эмир Бухарский»


Использованы материалы статьи Виктора Дубицкого «Дар эмира бухарского. Об истории корабля «Эмир Бухарский»
Автор: А.Р.Мадрахимов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 15
  1. Сахалинец 26 июля 2012 07:56
    Спасибо за интересный очерк, об интересном корабле.
    1. matex 26 июля 2012 08:03
      Цитата: Сахалинец
      Спасибо за интересный очерк, об интересном корабле.

      Не за что smile . Рад был поделиться инфой.
      matex
  2. Братец Сарыч 26 июля 2012 09:02
    Улыбнуло про пожертвования с далекого Востока и про возвращение туда же - а за Волгой России уже нет?
    Братец Сарыч
  3. Мак 26 июля 2012 10:32
    не стационара, а стационЕра, грамотеи блин
    стационар - в больнице
  4. MURANO 26 июля 2012 11:12
    Спасибо за фото.Некоторые увидел впервые.
    MURANO
  5. borisst64 26 июля 2012 12:05
    Впечатляет мощность двигателя для такого небольшого корабля.
    borisst64
  6. SIT 26 июля 2012 12:28
    Я очень похожий проржавевший остов видел в 1980г на кладбище кораблей в Баилово в Баку. Хотя это может быть была канонерка Карс.
    SIT
  7. Братец Сарыч 26 июля 2012 12:49
    Кстати, тогда была целая серия кораблей, построенных на пожертвования помимо упомянутых в статье, и названия их отражали, если так можно выразиться. район сбора средств...
    В статье не отражено, что проект был немецкий, фирмы Шихау, и в России их вроде только собирали, да и собирали в Хельсинки...
    Всего было построено не три, а четыре корабля + Доброволец, первоначально относились они к минным крейсерам, потом переписаны в эсминцы...
    Братец Сарыч
    1. Lazer 26 июля 2012 16:03
      Ну, мне кажется для минного крейсера он маловат, изначально как миноносец, самое то.
      1. Братец Сарыч 26 июля 2012 17:35
        Вы просто посмотрите, что такое минный крейсер - обычные миноносцы были в то время водоизмещением около 300 тонн...
        Братец Сарыч
    2. matex 26 июля 2012 16:04
      Цитата: Братец Сарыч
      В статье не отражено, что проект был немецкий, фирмы Шихау, и в России их вроде только собирали, да и собирали в Хельсинки...

      Ну Финляндия в то время была в составе Российской Империи так что продукт строился именно на имперскийх верфях.
      matex
      1. Братец Сарыч 26 июля 2012 17:37
        Разумеется, Финляндия на тот момент была в составе России, но мелькает информация, что эти корабли строились именно в Германии и только собирались в России...
        Братец Сарыч
  8. бук 26 июля 2012 13:17
    с 1905 по 1911 год было построено около 60 эскадренных миноносцев.
    Темпы впечатляют!!!
    бук
    1. matex 26 июля 2012 16:03
      Цитата: бук
      с 1905 по 1911 год было построено около 60 эскадренных миноносцев. Темпы впечатляют!!!

      Согласен, умели ударно строить и не только при СССР.
      matex
      1. 8 рота 26 июля 2012 16:54
        Цитата: matex
        Согласен, умели ударно строить и не только при СССР.


        Радует, что кто-то это понимает. Статье и автору плюс.
        8 рота
  9. Kars 26 июля 2012 16:17
    Статья интересная.
    Только это слишком мягко сказано
    После неоднозначных результатов Русско-Японской войны
  10. ds4trr3ed 26 июля 2012 21:20
    Власти нашей страны уже много натворили, но это уже слишком.
    Я вообще случайно его нашла http://xurl.es/poisk
    Здесь есть информация о каждом из нас, например: родственники, друзья, переписка из соц.сетей.
    И главное это же доступно всем, я вообще сильно испугалась по началу - мало ли какой придурок там будет лазить
    Хорошо, правда, что можно удалить себя из сайта.
    ds4trr3ed
  11. Qwerty43 27 июля 2012 06:09
    Вы это видели? Нынешняя власть Путина сделала эту базу данных , где можна найти подробную информацию о каждом жителе на територии бывшего СССР. Я зарегистрировалась, нашла и удалила свои данные, что и всем советую сделать . А то мали ли кто там ищет…
    Qwerty43

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня