Стратегическая авиация США сегодня и завтра

12

На рубеже восьмидесятых и девяностых годов стратегическая авиация ВВС США имела более 400 самолетов всех основных типов. В дальнейшем по тем или иным причинам численность активного парка техники сокращалась, и теперь в строю остается порядка 150 машин. Пентагон принимает некоторые меры для обновления и усиления стратегической авиации, но они могут быть недостаточными и не в полной мере отвечать актуальным вызовам.

Прошлое и настоящее


В последние десятилетия развитие американской стратегической авиации сталкивалось с определенными проблемами, что приводило к специфическим результатам. Так, в конце восьмидесятых основную часть парка составляли самолеты Boeing B-52H Stratofortress. Их дополнила ровно сотня бомбардировщиков Rockwell B-1B Lancer. Через несколько лет ВВС заказали серийное производство стелс-самолетов Northrop Grumman B-2A Spirit в количестве 20 единиц.



Окончание «холодной войны», сокращение финансирования, выработка ресурса техники и другие факторы с начала девяностых стали приводить к постепенному сокращению численности флота дальних бомбардировшиков. Прежде всего, парк уменьшался из-за списания морально и физически устаревших B-52H; сохраняемые машины проходили модернизацию и оставались в строю.

В первой половине двухтысячных имели место сокращения и наращивания численности бомбардировщиков B-1B. В строю оставалось 93 такие машины, треть которых планировалось отправить на хранение. Высвободившиеся финансы предлагалось направить на содержание оставшихся. Чуть позже несколько самолетов вернулись на службу, в результате чего в частях эксплуатировалось 67 единиц техники. В дальнейшем количество B-1B вновь уменьшилось.

На данный момент, по открытым данным, в ВВС США эксплуатируется 74 бомбардировщика B-52H. Количество более новых B-1B к настоящему времени сократилось до 59 единиц. Самым новым и самым малочисленным остается B-2A – всего 19 самолетов. Таким образом, общая численность стратегической авиации едва превышает 150 единиц.


Известно, что далеко не весь парк самолетов пригоден к применению и выполнению боевых задач. Определенная часть техники находится на обслуживании и ремонте либо нуждается в них. Так, в прошлом году сообщалось, что в боеготовом состоянии находится лишь шесть машин B-1B. Остальные нуждались в ремонте и восстановлении. Впрочем, в случае с другими типами дальних бомбардировщиков дело обстоит куда лучше.

Планы на будущее


Пентагон учитывает проблемы боевой авиации и принимает определенные меры. Предлагается закупать совершенно новую технику, модернизировать имеющиеся образцы и списывать непригодные к дальнейшей эксплуатации. Согласно имеющимся планам, ситуация в стратегической авиации начнет кардинально меняться всего через несколько лет. Однако, по некоторым оценкам, подобные меры могут быть недостаточными для решения всех имеющихся проблем.

В конце февраля замначальника штаба ВВС по планированию генерал-лейтенант Дэвид Наом огласил новые планы по развитию бомбардировочной авиации. В средней перспективе из существующего парка самолетов планируется оставить в строю только B-52H. Их предлагается в очередной раз модернизировать, установив новое оборудование. Также вновь обсуждается вопрос ремоторизации для повышения экономичности и других характеристик.

Требований к проекту модернизации появятся уже в текущем году. По результатам новой программы модернизации в строю будет 78 самолетов; B-52H сохранят за собой место самого массового дальнего бомбардировщика США. Командование предполагает, что сроки службы такой техники вновь увеличатся, и некоторые из самолетов доживут до шестидесятых годов – до своего векового юбилея.

Парк самолетов B-1B будут постепенно сокращать. В проекте оборонного бюджета на 2021 ф.г. предусматривается списание 17 таких машин – вероятно, имеющих самое плохое состояние и не подлежащих восстановлению. В последующие годы будут новые сокращения, и не позднее начала тридцатых все B-1B уйдут со службы.


Малозаметные бомбардировщики B-2A будут оставаться в строю до начала следующего десятилетия, но модернизация по программе DMS-M будет свернута. К этому времени ВВС планируют получить первые серийные самолеты нового типа Northrop Grumman B-21 Raider. Их появление позволит начать постепенное списание устаревающих B-2A. Ожидается, что эксплуатация B-2A не столкнется с проблемами, наблюдаемыми с B-1B.

В 2025 г. на вооружение должен поступить новый дальний бомбардировщик B-21. К концу десятилетия первые эскадрильи на такой технике достигнут начальной оперативной готовности. В дальнейшем численность B-21 будет расти; параллельно планируется списывать устаревшие образцы. Точное количество запланированных к приобретению B-21 остается неизвестным. В прошлом фигурировали оценки до 140-150 единиц, однако позже упоминался и иной порядок чисел.

Недостаточные меры


Текущее состояние стратегической авиации ВВС США оставляет желать лучшего. Часть техники не соответствует пожеланиям военных, и этот вопрос регулярно поднимается на разных уровнях. Также предлагаются способы его решения. Однако не все предложения и новые программы получают безоговорочную поддержку. Имеет место и критика.

12 марта издание Defense News опубликовало статью за авторством бывшего замначальника штаба ВВС генерала Джона Майкла Ло. Генерал обращает внимание на локальные конфликты последнего времени и гипотетические войны будущего. Он отмечает, что во всех случаях большое значение имеют дальние бомбардировщики. Их нынешнее количество недостаточно для эффективного выполнения всех имеющихся задач.

М. Ло напомнил, что в ходе операции Enduring Freedom (2001-2014 гг.) на дальнюю авиацию пришлось всего 20% самолетовылетов и 76% примененных боеприпасов (по массе). Кроме того, некоторые задачи, такие как удары по удаленным целям с применением ядерного оружия, по силам только стратегическим бомбардировщикам.


Таким образом, несмотря на все изменения последних десятилетий, стратегическая авиация остается важнейшей составляющей ВВС со своими задачами и особыми возможностями. Для ее развития нужно прилагать все усилия, но существующие планы не в полной мере отвечают обстановке. М. Ло указывает, что новое десятилетие приходится начинать с недостатком бомбардировщиков, а запрос на 2021 ф.г. не сможет улучшить ситуацию. Нужно увеличивать траты на развитие дальней авиации – но Конгресс выделяет деньги на другие направления.

От трех типов к двум


В настоящее время в стратегической авиации ВВС США наблюдается весьма интересная ситуация. В строю числится более 150 самолетов трех типов и разного возраста. Самые старые машины начали службу еще в начале шестидесятых годов, а самые новые – в 2000 г. Далеко не все самолеты находятся в боеготовом состоянии и могут выполнять боевые вылеты. По разным оценкам, пригодны к реальной эксплуатации не более сотни.

Сейчас разрабатывается новый бомбардировщик. В отдаленном будущем он должен будет заменить технику сразу двух типов. По результатам этих событий американские ВВС будут эксплуатировать только старые B-52H, прошедшие очередную модернизацию, и новейшие B-21. В зависимости от объемов закупок, последний сможет стать основой бомбардировочного флота.

Тем не менее, на реализацию всех нынешних планов необходимо немало времени. Первые B-21 ожидаются только в 2025-27 гг., а достаточно крупная группировка появится еще позже. Модернизация B-52H тоже требует времени, равно как и выведение из состава ВВС устаревших B-1B или ожидаемый отказ от B-2A. Таким образом, в течение следующих лет будут наблюдаться процессы, направленные на развитие стратегической авиации, но кардинальные изменения пока откладываются.

На протяжении долгих лет на разных уровнях говорится о необходимости развития дальней авиации, но пока о реальных успехах говорить не приходится. В строю остается всего полторы сотни самолетов, существенная часть которых не может решать боевые задачи. Пентагон принимает меры, однако не все они достаточны и своевременны, что известным образом сказывается на боеспособности.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    17 марта 2020 06:14
    Извините, что СОВСЕМ не по теме! Но я выполняю данное пол года назад обещание, Информирую заинтерисованных форумчан- в моём городе определились с местом установки памятника погибшим испытателям, Между Музеем ядерного оружия и поликлиникой ВНИИЭФ. Гранитная стелла высотой 8 метров с барельефом. Как я понял-облик памятника уже определён,сейчас ВНИИЭФ проводит мониторинг цен и готовит тендер на выбор исполнителя. Судя по фото площадка уже огорожена и установлена бытовка для рабочих. Памятник будет открыт к годовщине трагедии.......
  2. -4
    17 марта 2020 06:56
    Такое впечатление, что полосатые на данном типе авиации не .... короче, у них её скоро совсем не!
  3. +5
    17 марта 2020 11:05
    Послушать, так у США скоро не останется стратегической авиации. При этом автор "забыл" упомянуть, что у нас с дела с этим обстоят никак не лучше, если не хуже. В-21 скоро начнёт проходить испытания, в то время как проект ПАК ДА не вышел даже на стадию рисования мультиков. Насчёт долгого срока службы В-52 - у нас есть турбовинтовой (!) Ту-95, который в эксплуатации с 1956 года. И так далее...
    1. 5-9
      -3
      17 марта 2020 14:46
      Сейчас крайне интересный момент, когда стратегическая авиация России мощнее, чем США....Древних В-52Н с древними АГМ-86 с дальностью в 2500 км - 37 штук в строю...это что реально можно использовать против нас. В-1А с чугуниевыми бонбами в решении стратегических задач не при делах.
      А у нас стратеги перевооружены на Х-555 с 3500 км и Х-101 с 5000 км....

      Насчёт долгого срока службы В-52 - самый новый В-52Н 1968 года рождения, а самый старый Ту-95МС - 1983 года выпуска...вот такие пироги с котятами. Стыдно такое не знать и строчить камменты..
    2. Комментарий был удален.
  4. 5-9
    -3
    17 марта 2020 14:43
    В-1В к стратегической авиации не относится, ибо не является в принципе носителем ЯО, даже чугуниевых бонб...и они все стёрлись как раз при перемалывании скал Афганистана...боеготовы 6 штук.
    Проблема амерской стратегической авиации в первую очередь в отсутствии ракет большой дальности. Супер-пупер-стелс-ракеты АГМ-129 протухли и в 2012 году были выкинуты....супер-пупер В-2А вооружен только чугуниевыми бонбами...с соответствующей эффективностью/вероятностью применения. И древние В-52Н с древними АГМ-86....Ракеты им нужны а-ля Х-101, а не В-21 с чугуниной...ну и 2025 года - многократное ха-ха-ха
    1. +2
      18 марта 2020 04:03
      Так можно применять JASSM с B-21, малозаметно подлетел, запустил, ракеты малозаметно летят к цели.
      1. 5-9
        -2
        18 марта 2020 07:31
        Вот только JASSM не является ракетой большой дальности даже в версии ER и не является (пока, это не так сложно) носителем спецБЧ. Вы путаете стратегические и тактические задачи.
        Так-то JASSM и с В-1В или тактической авиации можно пульнуть.
  5. +1
    17 марта 2020 14:50
    Всё логично. Есть старый конь и есть арабский скакун. Один для ковровых и вялотекущих конфликтов, другой для серьёзного противника. Ни то и не другое нельзя игнорировать. У нас если меня поправят Ту-95 вроде как ракетоносец, соответственно держать его как старого коня......уж лучше пристрелить. Ту-160 как замена ооочень дорог, Ту-22М возможно и является бомбером, но с учётом не самой большой дальностью( пока там их оснастят штангами) и высокой стоимостью и строгостью в управлении( скорость посадки например) не является оптимальным. На сегодняшний день у нас нет многофункционального и универсального бомбера. ПАКДА ещё в зародыше, да и я думаю, что сами вояки не могут определиться с его применением. Да и цена ПАКДА будет не менее чем Ту-160М. Мне кажется, что до середины 30х мы будем летать на том, что есть. Возможно модернезируют под ракетоносец Су-34( ума хватит). Их количество за 200 будет довольно весомым в боевом планировании.
  6. -4
    17 марта 2020 15:06
    Стратегическая авиация США оказалась у разбитого корыта - в строю остались всего лишь несколько десятков дозвуковых бомбардировщиков В-52. Свыше 90% сверхзвуковых В-1 и стелсовых В-2 находятся на приколе из-за технических неисправностей и отсутствия запчастей.

    Проект перспективного В-21 продвигается туго в связи с недостаточным финансированием. Поэтому американские аналитики с полным основанием прогнозируют сохранение к 2055 году только столетних В-52 (алюминиевая обшивка которых чем дальше тем больше покрывается гофрами от старости).
  7. 0
    17 марта 2020 20:44
    Такая ситуация мне кажется сложилась в первую очередь из за того что-от слова "стратегическая" ни чего не осталось.ЯО ВСС США при помощи B61 последних версий может применять грубо говоря с любого истребителя.А учитывая то что США обладает самым огромным количеством военных аэродромов во всех регионах мира и развитой системы дозоправки в воздухе,они имеют возможность не думать о радиусе.
    И в чем преимущество стратегов???Только в грузоподъемности,а современных средств нет.Создается все с учетом того что может цепляться и на истребителях.При этом какой ни будь Ф-22 видит дальше,малозаметный,скоростной и маневренный.
  8. +3
    17 марта 2020 21:28
    Чего им дергаться?
    В-21 заменит все три типа.

    Самолет не революционный: смесь В-2 и Ф-35.
    Движки и авионика от Ф-35, уменьшенный фюзеляж от В-2
  9. +1
    17 марта 2020 23:09
    В 70-е годы ХХ века я выписывал журнал "Зарубежное военное обозрение". И там в одном из номеров была статья о том, что на В-52 планируется замена восьми устаревших двигателей на четыре более современных. Почему-то это не осуществили