Американские зенитные и противоракетные комплексы семейства «Найк»

Американские зенитные и противоракетные комплексы семейства «Найк»

В годы Второй мировой войны в Германии, Великобритании и США велись работы по созданию зенитных управляемых ракет. Но по разным причинам ни один из созданных прототипов так и не был принят на вооружение. В 1945 году на стационарных позициях, вокруг крупных городов и важных оборонных и промышленных центров в США было развёрнуто несколько десятков батарей 90- и 120-мм зенитных орудий, оснащённых радиолокационными средствами управления огнём. Однако в первые послевоенные годы примерно 50% имеющейся зенитной артиллерии отправили на склады. Крупнокалиберные зенитки сохранились в основном на побережье, в районах крупных портов и военно-морских баз. Впрочем, сокращения коснулись и ВВС, значительную часть построенных в годы войны истребителей с поршневыми двигателями пустили на слом или передали союзникам. Это было связано с тем, что в СССР до середины 1950-х не имелось бомбардировщиков, способных выполнить боевую задачу на континентальной части Северной Америки и вернуться обратно. Однако после окончания американской монополии на атомную бомбу в 1949 году нельзя было исключить вариант, что в случае начала конфликта между США и СССР советские поршневые бомбардировщики Ту-4 будут совершать боевые вылеты в «одну сторону».


Зенитный ракетный комплекс MIM-3 Nike Ajax



Ещё до начала серийного производства в СССР дальних бомбардировщиков, способных достичь континентальной части США, специалисты компании Western Electric в 1946 году приступили к созданию зенитного ракетного комплекса SAM-A-7, предназначенного для борьбы с воздушными целями, летящими на больших и средних высотах.

Первые огневые испытания двигателей состоялись в 1946 году. Но значительное количество технических проблем существенно задержало разработку. Много сложностей возникло с обеспечением надёжной работы жидкостного двигателя второй ступени и отработкой стартового ускорителя, состоявшего из 8 небольших твердотопливных реактивных двигателей, расположенных по кластерной схеме, кольцом вокруг центрального корпуса ракеты. В 1948 году удалось довести маршевый ЖРД до приемлемого уровня, а для первой ступени создали моноблочный твердотопливный разгонный блок.


Испытательный пуск ЗУР MIM-3 Nike Ajax

Управляемые пуски зенитных ракет начались в 1950 году, а в 1951 году в ходе контрольной стрельбы на полигоне удалось сбить радиоуправляемый бомбардировщик В-17. В 1953 году после контрольных испытаний комплекс, получивший обозначение MIM-3 Nike Ajax, был принят на вооружение. Серийное строительство элементов ЗРК началось в 1951 году, а возведение наземных позиций в 1952 году – то есть ещё до официального принятия MIM-3 Nike Ajax на вооружение. В русскоязычных источниках для этого комплекса принято название «Найк-Аякс», хотя в первоначальном варианте оно звучит как ««Найки-Эйджакс». Комплекс MIM-3 «Nike-Ajax» стал первым массово производящимся ЗРК, принятым на вооружение, и первым зенитно-ракетным комплексом, развернутым армией США.


Позиция ЗРК MIM-3 Nike Ajax

В составе комплекса MIM-3 Nike Ajax использовалась зенитная ракета, маршевый двигатель которой работал на жидком топливе и окислителе. Запуск происходил при помощи отделяемого твердотопливного ускорителя. Наведение на цель — радиокомандное. Данные, поставляемые радарами слежения за целью и сопровождения ракеты о положении в воздухе цели и ЗУР, обрабатывались счётно-решающим устройством, построенным на электровакуумных приборах. Устройство высчитывало расчётную точку встречи ракеты и цели, и автоматически корректировало курс ЗУР. Подрыв боевой части ракеты производился радиосигналом с земли в расчётной точке траектории. Для успешной атаки ракета обычно поднималась выше цели, и затем падала в расчетную точку перехвата. Уникальной особенностью зенитной ракеты «Найк-Аякс» было наличие трёх осколочно-фугасных боевых частей. Первая, массой 5,44 кг, размещалась в носовой секции, вторая — 81,2 кг — в средней, и третья — 55,3 кг — в хвостовой. Предполагалось, что это позволит увеличить вероятность поражения цели за счёт более протяжённого облака осколков.


ЗУР MIM-3 Nike Ajax на пусковой установке

Масса ракеты в снаряженном состоянии достигала 1120 кг. Длина – 9,96 м. Максимальный диаметр — 410 мм. Наклонная дальность поражения «Найк-Аякс» — до 48 километров. Ракета разогнавшись до 750 м/с могла поразить цель на высоте немногим более 21000 метров.


Радиолокационные станции обнаружение и наведения ЗРК MIM-3 Nike-Ajax

Каждая батарея «Найк-Аякс» состояла из двух частей: центрального пункта управления, где располагались бункеры для персонала, РЛС обнаружения и наведения, счётно-решающее оборудование, и технической пусковой позиции, на которой располагались пусковые установки, склады ракет, цистерны с топливом и окислителем. На технической позиции, как правило, имелось 2-3 хранилища ракет и 4-6 пусковых установок. Рядом с крупными городами, военно-морскими базами и аэродромами стратегической авиации иногда сооружались позиции от 16 до 24 пусковых установок.


Схема размещения ЗРК MIM-3 Nike-Ajax на территории США

Испытание советской атомной бомбы в августе 1949 года произвело большое впечатление на американское военно-политическое руководство. В условиях, когда США потеряли монополию на ядерное оружие, зенитный ракетный комплекс «Найк-Аякс» вместе с реактивными истребителями-перехватчиками должен был обеспечить неуязвимость Северной Америки от советских стратегических бомбардировщиков. Страх перед атомной бомбардировкой стал причиной выделения огромных средств на масштабное строительство позиций ЗРК вокруг важных административно-промышленных центров и транспортных узлов. В период с 1953 по 1958 год было развёрнуто около 100 зенитных батарей MIM-3 Nike-Ajax.

На первом этапе развёртывания позиции «Найк-Аякс» не укреплялись в инженерном отношении. Впоследствии, с появлением необходимости защиты комплексов от поражающих факторов ядерного взрыва, были разработаны подземные хранилища для ракет. В каждом заглубленном бункере хранилось до 12 ЗУР, подававшихся горизонтально через раскрывающуюся крышу гидравлическими приводами. Поднятая на поверхность ракета на рельсовой тележке транспортировалась к пусковой установке. После заряжания ракеты ПУ устанавливалась под углом 85 градусов.

На момент принятия на вооружение ЗРК MIM-3 Nike-Ajax мог успешно бороться со всеми существовавшими в то время дальними бомбардировщиками. Но во второй половине 1950-х годов существенно увеличилась вероятность того, что советские дальние бомбардировщики достигнут континентальной части США. В начале 1955 года в строевые части Дальней авиации начали поступать бомбардировщики М-4 (главный конструктор В.М. Мясищев), за ним последовали усовершенствованный 3М и Ту-95 (ОКБ А. Н. Туполева). Эти машины уже могли гарантированно достигнуть североамериканского континента и, нанеся ядерные удары, вернуться обратно. С учетом того, что в СССР для самолётов дальней авиации создавались крылатые ракеты с ядерными боевыми частями, характеристики комплекса «Найк-Аякс» уже не казались достаточными. Кроме того, в ходе эксплуатации большие трудности вызывала заправка и обслуживание ракет с двигателем, работающем на взрывоопасном и токсичном топливе и едком окислителе. Большую известность получил инцидент, произошедший 22 мая 1958 года на позиции в окрестностях города Миддлтона, штат Нью-Джерси. В этот день в результате взрыва ракеты, вызванного утечкой окислителя, погибло 10 человек.

Позиции ЗРК MIM-3 Nike-Ajax являлись очень громоздкими, в составе комплекса использовались элементы, перебазирование которых было очень сложным, что фактически делало его стационарным. Во время учебно-тренировочных стрельб выяснилось, что координировать действия батарей сложно. Имелась достаточно высокая вероятность того, что одна цель будет одновременно обстреляна несколькими батареями, при этом другая цель, вошедшая в зону поражения, могла быть проигнорирована. Во второй половине 1950-х этот недостаток был исправлен, и все командные пункты зенитных ракетных комплексов подключили к системе SAGE (англ. Semi Automatic Ground Environment), которая изначально создавалась для автоматизированного наведения истребителей-перехватчиков. В эту систему было увязано 374 радиолокационных станций и 14 региональных командных центров ПВО по всей континентальной части США.

Однако улучшение командной управляемости не решило другой важной проблемы. После ряда серьёзных инцидентов, связанных с утечками топлива и окислителя, военные потребовали скорейшей разработки и принятия на вооружение ЗРК с твердотопливными ЗУР. В 1955 году состоялись огневые тесты, по итогам которых было принято решение о разработке ЗРК SAM-A-25, который впоследствии получил наименование MIM-14 Nike-Hercules. Темпы работ по новому комплексу ускорились после того, как разведка доложила руководству США о возможном создании в СССР сверхзвуковых дальних бомбардировщиков и крылатых ракет с межконтинентальной дальностью. Американские военные, действуя на опережение, хотели получить ракету с большим радиусом действия и большим потолком. При этом ракета должна была полностью использовать существующую инфраструктуру системы «Найк-Аякс».

В 1958 году началось серийное производство ЗРК MIM-14 Nike-Hercules, и он быстро вытеснил MIM-3 Nike-Ajax. Последний комплекс этого типа демонтировали в США в 1964 году. Часть снятых с вооружения армии США зенитных комплексов не утилизировали, а передали союзникам по НАТО: Греции, Италии, Голландии, ФРГ и Турции. В некоторых странах они использовались до начала 1970-х годов.

Зенитный ракетный комплекс MIM-14 Nike-Hercules



Создание твердотопливной ракеты для ЗРК MIM-14 Nike-Hercules стало большим успехом компании Western Electric. Во второй половине 1950-х годов американские химики сумели создать рецептуру твёрдого топлива, пригодную для применения в зенитных ракетах большой дальности. По тем временам это было очень большое достижение, в СССР повторить подобное удалось только во второй половине 1970-х в зенитно-ракетной системе С-300П.

По сравнению с MIM-3 Nike-Ajax зенитная ракета комплекса MIM-14 Nike-Hercules стала гораздо крупней и тяжелей. Масса полностью снаряженной ракеты составляла 4860 кг, длина – 12 м. Максимальный диаметр первой ступени – 800 мм, второй ступени – 530 мм. Размах крыла 2,3 м. Поражение воздушной цели осуществлялось осколочно-фугасной боевой частью, весившей 502 кг и снаряженной 270 кг взрывчатого вещества НВХ-6 (сплав тротила и гексогена с добавкой алюминиевой пудры).


Зенитные ракеты MIM-14 Nike-Hercules (на переднем плане) и MIM-3 Nike-Ajax

Отделяющийся после выработки топлива стартовый ускоритель представляет собой связку из четырех твердотопливных двигателей Ajax M5E1, которая соединяется с маршевой ступенью конусом. В хвостовой части связки ускорителей имеется хомут, к которому крепятся четыре стабилизатора большой площади. Все аэродинамические поверхности располагаются в совпадающих плоскостях. За несколько секунд ускоритель разгоняет ЗУР до скорости 700 м/с. Маршевый двигатель ракеты работал на смесевом топливе из перхлората аммония и полисульфидного каучука с присадкой алюминиевой пудры. Камера сгорания двигателя расположена вблизи центра тяжести ЗУР и соединена с выходным соплом трубой, вокруг которой монтируется бортовая аппаратура ракеты. Маршевый двигатель включается автоматически после отделения стартового ускорителя. Максимальная скорость ракеты составляла 1150 м/с.


Пуск ЗУР MIM-14 Nike-Hercules

По сравнению с «Найк-Аякс» новый зенитный комплекс имел намного большую дальность поражения воздушных целей (130 вместо 48 км) и высоту (30 вместо 21 км), что достигнуто путем применения новой, более крупной и тяжелой ЗУР и мощных радиолокационных станций. Минимальная дальность и высота поражения цели, летящей со скоростью до 800 м/с, составляют 13 и 1,5 км соответственно.


Схема боевой работы ЗРК MIM-14 Nike-Hercules

Принципиальная схема построения и боевой работы комплекса осталась прежней. В отличие от первого советского стационарного ЗРК С-25, использовавшегося в системе ПВО Москвы, американские ЗРК «Найк-Аякс» и «Найк-Геркулес» были одноканальными, что существенно ограничивало их возможности при отражении массированного налёта. В то же время одноканальный советский ЗРК С-75 обладал возможностью смены позиций, что повышало выживаемость. Но превзойти по дальности «Найк-Геркулес» удалось лишь в фактически стационарном ЗРК С-200 с «жидкостной» ракетой. До появления в США MIM-104 Patriot зенитные комплексы MIM-14 Nike-Hercules являлись наиболее совершенными и эффективными из имевшихся на Западе. Дальность стрельбы последних вариантов «Найк-Геркулес» удалось довести до 150 км, что является очень хорошим показателем для твердотопливной ракеты, созданной в 1960-е годы. В то же время стрельба на большие расстояния могла быть эффективна только при применении ядерной БЧ, так как радиокомандная схема наведения давала большую погрешность. Также возможности комплекса по поражению низколетящих целей были недостаточны.


Радиолокационные средства стационарного варианта ЗРК MIM-14 Nike-Hercules

Система обнаружения и целеуказания ЗРК «Найк-Геркулес» первоначально базировалась на стационарной РЛС обнаружения от ЗРК «Найк-Аякс», работающей в режиме непрерывного излучения радиоволн. Система имела средства опознавания государственной принадлежности воздушных целей, а также средства целеуказания.


Стартовая позиция ЗРК MIM-14 Nike-Hercules

В стационарном варианте ЗРК объединялись в батареи и дивизионы. В составе батареи имелись все радиолокационные средства и две стартовые площадки по четыре пусковых установки. Каждый дивизион включал от трёх до шести батарей. Зенитные батареи обычно размещались вокруг защищаемого объекта на расстоянии 50-60 км.


Радиолокационные средства мобильного варианта ЗРК MIM-14 Nike-Hercules

Чисто стационарный вариант размещения комплекса «Найк-Геркулес» вскоре после принятия на вооружение перестал устраивать военных. В 1960 году появилась модификация Improved Hercules — «Усовершенствованный Геркулес». В состав модернизированного ЗРК Improved Hercules (MIM-14В) ввели новые радары обнаружения, и усовершенствованные радары сопровождения, что повысило помехозащищённость и возможность отслеживания высокоскоростных целей. Дополнительный радиодальномер осуществлял постоянное определение дистанции до цели и выдавал дополнительные поправки для счетно-решающего устройства. Часть электронных блоков перевели с электровакуумных приборов на твердотельную элементную базу. Пусть и с определёнными ограничениями, этот вариант уже можно было развернуть на новой позиции в разумные сроки. В целом мобильность ЗРК MIM-14В/С Nike-Hercules была сравнима с мобильностью советского комплекса большой дальности С-200.

В США строительство комплексов «Найк-Геркулес» продолжалось до 1965 года, они состояли на вооружении в 11 странах Европы и Азии. Помимо США лицензионное производство ЗРК MIM-14 Nike-Hercules осуществлялось в Японии. Всего было выпущено 393 наземных зенитных систем и около 25000 зенитных ракет.

Миниатюризация ядерных зарядов, достигнутая в начале 1960-х, позволила оснастить зенитную ракету ядерной боевой частью. На ЗУР семейства MIM-14 устанавливались ядерные боеголовки: W7 — мощностью 2,5 кт и W31 мощностью 2, 20 и 40 кт. Воздушный взрыв самой маломощной ядерной боеголовки мог разрушить летательный аппарат в радиусе нескольких сотен метров от эпицентра, что позволяло эффективно поражать даже сложные, малогабаритные цели вроде сверхзвуковых крылатых ракет. Примерно половина зенитных ракет комплексов «Найк-Геркулес», развёрнутых в США, оснащалась ядерными боеголовками.

Зенитные ракеты, несущие ЯБЧ, планировалось использовать против групповых целей или в сложной помеховой обстановке, когда точное наведение на цель было невозможно. Кроме того, ЗУР с ядерными боеголовками потенциально могли перехватывать одиночные баллистические ракеты. В 1960 году зенитной ракетой с ядерной боеголовкой на полигоне Уайт-Сэндз в Нью-Мексико была успешно перехвачена баллистическая ракета MGM-5 Corporal.


Впрочем, противоракетные возможности ЗРК «Найк-Геркулес» оценивались невысоко. Вероятность поражения одиночной боеголовки МБР не превышала 0,1. Это было связано с недостаточно высокой скоростью и дальностью полёта зенитной ракеты и неспособностью станции наведения устойчиво сопровождать скоростные высотные цели. Кроме того, ввиду невысокой точности наведения для борьбы с боевыми блоками МБР могли использоваться только ракеты, оснащённые ЯБЧ. При высотном воздушном взрыве ввиду ионизации атмосферы образовывалась не просматриваемая радарами зона, и наведение других ракет-перехватчиков делалось невозможным. Помимо перехвата воздушных целей, ракеты MIM-14, оснащенные ЯБЧ, могли использоваться для нанесения ядерных ударов по наземным целям, с заранее известными координатами.

Всего на территории США к середине 1960-х было развернуто 145 батарей «Найк-Геркулес» (35 построено заново и 110 переоборудовано из батарей «Найк-Аякс»). Это позволило достаточно эффективно прикрыть от бомбардировщиков основные промышленные районы, административные центры, порты и авиационные и военно-морские базы. Но к концу 1960-х стало ясно, что основную угрозу для объектов в США представляют МБР, а не относительно малочисленные советские дальние бомбардировщики. В связи с этим численность развёрнутых на территории США зенитных батарей «Найк-Геркулес» стала снижаться. К 1974 году все ЗРК большой дальности за исключением позиций во Флориде и на Аляске были сняты с боевого дежурства. Последняя позиция во Флориде была ликвидирована в 1979 году. Стационарные комплексы раннего выпуска по большей части были утилизированы, а мобильные варианты после проведения восстановительного ремонта перебрасывались на заокеанские американские базы или передавались союзникам.


Ракеты западногерманского ЗРК MIM-14 Nike-Hercules

В Европе основная часть комплексов MIM-14 Nike-Hercules была дезактивирована после окончания холодной войны и частично заменена ЗРК MIM-104 Patriot. Дольше всего ЗРК «Найк-Геркулес» оставались на вооружении в Италии, Турции и Республике Корея. Последний запуск ракеты «Найк-Геркулес» состоялся в Италии на полигоне Капо Сан-Ларенцо 24 ноября 2006 года. Формально несколько позиций MIM-14 Nike-Hercules сохраняются в Турции до сих пор. Но боеготовность ЗРК в аппаратной части которого высока доля электровакуумных приборов вызывает сомнения.

Инциденты, произошедшие в ходе эксплуатации ЗРК MIM-14 Nike-Hercules


В ходе эксплуатации комплексов «Найк-Геркулес» имели место несколько непреднамеренных пусков ракет. Первый такой случай произошел 14 апреля 1955 года на позиции в Форт-Джордж, г. Мид. Именно там в тот момент находилась штаб-квартира Агентства национальной безопасности США. В ходе происшествия никто не пострадал. Второй аналогичный инцидент случился на позиции в окрестностях авиабазы Нахо на Окинаве, в июле 1959 года. Имеются сведения, что на ракете в тот момент была установлена ядерная боеголовка. Ракета стартовала, находясь на пусковой установке в горизонтальном положении, убив двоих и тяжело ранив одного военнослужащего. Проломив забор, ракета пролетела через пляж за пределами базы и упала в море недалеко от берега.


Спутниковый снимок Google Earth: позиция ЗРК MIM-14 Nike-Hercules в 20 км к северо-западу от Инчхона. Снимок сделан в 2007 году

Последний подобный случай произошел 5 декабря 1998 года в окрестностях Инчхона в Южной Корее. Вскоре после старта ракета взорвалась на небольшой высоте, над жилым районом в западной части города Инчхона, ранив несколько человек и выбив стёкла в домах.

К 2009 году все имевшиеся в Южной Корее ЗРК MIM-14 Nike-Hercules были сняты с вооружения и заменены ЗРК MIM-104 Patriot. Однако не все элементы устаревшего комплекса сразу после этого пошли на слом. Мощные обзорные радары РЛС AN / MPQ-43 до 2015 года использовали для контроля воздушной обстановки в приграничных с КНДР районах.

Баллистические ракеты на базе ЗУР MIM-14


В 1970-е годы в США для снимаемых с боевого дежурства зенитные ракеты поздних серий MIM-14В/С рассматривалась возможность переделки в оперативно-тактические ракеты, предназначенные для поражения наземных целей. Их предлагалось оснащать осколочно-фугасными, кассетными, химическими и ядерными боевыми частями. Однако в связи с высокой насыщенностью американской армии тактическим ядерным оружием это предложение не встретило поддержки со стороны генералов.

Однако с учётом значительного количества баллистических ракет малой дальности в Северной Корее командование южнокорейской армии решило не утилизировать устаревшие ЗУР большой дальности, а переделать их в оперативно-тактические ракеты, получившие название Hyunmoo-1 (переводится как «хранитель северного неба»). Первый испытательный пуск на дальность 180 км состоялся в 1986 году.


ОТР Hyunmoo-1

Переделка списанных ЗУР в ОТР началась в середине 1990-х годов. Доработанный вариант этой баллистической ракеты с инерциальной системой наведения способен доставить боевую часть массой 500 кг на дальность около 200 км. В течение длительного времени Hyunmoo-1 являлась единственным типом ОТР, состоящим на вооружении армии Республики Корея. В модернизированной версии Hyunmoo-2А, которая поступила в войска в 2009 году, дальность стрельбы увеличена до 500 км. Южно-корейским инженерам удалось выжать максимум возможного из устаревших зенитных ракет с твердотопливным двигателем. По имеющейся информации, эти ракеты оснащены системой наведения со спутниковой навигацией. Для запуска баллистических ракет могут использоваться как штатные пусковые установки ЗРК «Найк-Геркулес», так и специально созданные буксируемые пусковые.

Противоракетный комплекс Nike Zeus


Еще в 1945 году, находясь под впечатлением от применения немецких баллистических ракет А-4 (Фау-2), командование ВВС США инициировало программу Wizard, целью которой было изучить возможность перехвата баллистических ракет. К 1955 году, специалисты пришли к выводу, что перехват баллистической ракеты является, в принципе, решаемой задачей. Для этого требовалось своевременно обнаружить приближающийся снаряд и вывести на встречную траекторию ракету-перехватчик с атомной боевой частью, детонация которой разрушила бы ракету противника. С учётом того, что как раз в это время велось создание противосамолётного комплекса MIM-14 Nike-Hercules, было решено совместить эти две программы.

Противоракета Nike-Zeus A, также известная как «Nike-II», разрабатывалась с 1956 года. Трёхступенчатая ракета комплекса «Найк-Зевс» представляла собой доработанную и видоизменённую ЗУР «Найк-Геркулес», в которой за счёт применения дополнительной ступени были улучшены разгонные характеристики. Ракета длиной около 14,7 метров и диаметром около 0,91 метра в снаряженном состоянии весила 10,3 т. Поражение межконтинентальных баллистических ракет должно было осуществляться ядерной боевой частью W50 мощностью 400 кт с увеличенным выходом нейтронов. Весившая около 190 кг компактная термоядерная БЧ при подрыве обеспечивала поражение неприятельской МБР на дистанции до двух километров. При облучении плотным нейтронным потоком вражеской боеголовки нейтроны спровоцировали бы самопроизвольную цепную реакцию внутри делящегося материала атомного заряда (так называемая «шипучка»), что привело бы к потере способности осуществить ядерный взрыв.


Испытательный пуск противоракеты Nike-Zeus A

Первая модификация противоракеты Nike-Zeus A, известная также как Nike-II, впервые стартовала в двухступенчатой конфигурации в августе 1959 года. Первоначально ракета имела развитые аэродинамические поверхности и была рассчитана на атмосферный перехват.


Успешный запуск ракеты, оснащенной системой наведения и управления, состоялся 3 февраля 1960 года. С учётом того, что военные требовали потолок до 160 километров, все пуски по программе Nike-Zeus A проводились только как опытно-экспериментальные, и полученные данные использовались для отработки более совершенного перехватчика. После серии пусков, в конструкцию ракеты были внесены изменения, призванные обеспечить большую скорость полета и дальность.


Испытательный пуск противоракеты Nike-Zeus В

В мае 1961 года состоялся первый успешный запуск трёхступенчатой версии ракеты — Nike-Zeus B. Через шесть месяцев, в декабре 1961 года, произошел первый учебный перехват, во время которого ракета с инертной БЧ прошла на расстоянии 30 метров от ЗУР «Найк-Геркулес», выступавшей в роли цели. В случае если бы боеголовка противоракеты была боевой, условная цель оказалась бы гарантированно поражена.

Первые испытательные пуски по программе «Зевс» проводились с полигона «Уайт Сэндс» в Нью-Мексико. Однако полигоны, расположенные в континентальной части США, не подходили для испытаний систем противоракетной обороны. Межконтинентальные баллистические ракеты, запускаемые в качестве учебных целей, из-за близко расположенных стартовых позиций не успевали набрать достаточную высоту, из-за этого было невозможно имитировать траекторию входящей в атмосферу боеголовки. При запуске с другой точки земного шара в случае успешного перехвата существовала угроза падения обломков на густонаселённые районы. В итоге в качестве нового ракетного полигона выбрали удалённый тихоокеанский атолл Кваджалейн. В этом районе имелась возможность в точности имитировать ситуацию перехвата боевых частей МБР, входящих в атмосферу. Кроме того, на Кваджалейне уже частично имелась необходимая инфраструктура: портовые сооружения, капитальная взлётно-посадочная полоса и радиолокаторы.

Специально для испытаний системы ПРО Nike-Zeus на атолле была построена стационарная РЛС ZAR (англ. Zeus Acquisition Radar — РЛС обнаружения «Зевс»). Эта станция предназначалась для обнаружения приближающихся боеголовок и выдачи первичного целеуказания. Радиолокатор обладал очень высоким энергетическим потенциалом. Высокочастотное излучение представляло опасность для людей на расстоянии более 100 метров от передающей антенны. В связи с этим и с целью блокировки помех, возникающих в результате отражения сигнала от наземных предметов, передатчик был изолирован по периметру двойным наклонным металлическим забором.


Радиолокационный комплекс системы ПРО Nike-Zeus на атолле Кваджалейн

Селекция целей в верхних слоях атмосферы осуществлялась РЛС ZDR (англ. Zeus Discrimination Radar — РЛС селекции «Зевс»). За счёт анализа разницы в скорости торможения сопровождаемых боеголовок в верхних слоях атмосферы происходило разделение реальных боеголовок от более легких ложных целей, торможение которых происходило быстрее. Реальные боевые блоки МБР брались на сопровождение одной из двух РЛС TTR (англ. Target Tracking Radar — РЛС сопровождения целей). Данные с РЛС TTR о положении цели в реальном масштабе времени передавались в центральный вычислительный центр противоракетного комплекса. После запуска противоракеты в расчетный момент времени она бралась на сопровождение РЛС MTR (англ. MIssile Tracking Radar — РЛС сопровождения ракеты), и компьютер, сопоставляя данные со станций сопровождения, автоматически выводил противоракету в расчетную точку перехвата. В момент наибольшего сближения противоракеты с целью поступала команда на подрыв ядерной боевой части. Противоракетная система была способна одновременно атаковать до шести целей, на каждую атакуемую боеголовку могли наводиться две ракеты-перехватчика. Однако при использовании противником ложных целей количество целей, которые можно было уничтожить за минуту, существенно уменьшалось. Это было связано с тем, что радару ZDR было необходимо «отфильтровать» ложные цели.


Схема работы боевой работы противоракетной системы Nike Zeus

В состав противоракетного комплекса Nike-Zeus, прикрывавшего конкретный район, должны были входить две РЛС MTR и одна TTR, а также 16 ракет, готовых к запуску. Информация о ракетном нападении и селекция ложных целей передавалась на стартовые позиции от радаров ZAR и ZDR. По каждой конкретной атакующей боеголовке работал один радар TTR, и таким образом количество сопровождаемых и обстреливаемых целей было серьёзно ограниченно, что снижало возможности в части отражения ракетной атаки. С момента обнаружения цели и выработку огневого решения требовалось приблизительно 45 секунд, и система физически не могла перехватить более шести боеголовок атакующих одновременно. С учетом быстрого увеличения количества советских МБР прогнозировалось, что СССР сможет прорвать систему ПРО, запустив по охраняемому объекту одновременно больше боеголовок, перенасытив тем самым возможности радиолокаторов сопровождения.

После анализа результатов 12 испытательных пусков противоракет «Найк-Зевс» с атолла Кваджалейн специалисты министерства обороны США пришли к неутешительному выводу о не слишком высокой боевой эффективности данного противоракетного комплекса. Имели место частые технических отказы, а помехозащищённость РЛС обнаружения и сопровождения оставляли желать лучшего. С помощью Nike-Zeus можно было прикрыть от ударов МБР ограниченный район, а сам комплекс требовал весьма серьёзных капиталовложений. К тому же американцы всерьёз опасались того, что принятие на вооружение несовершенной системы ПРО подтолкнёт СССР к наращиванию количественного и качественного потенциала средств ядерного нападения и нанесению превентивного удара в случае обострения международной обстановки. В начале 1963 года, несмотря на определённые успехи, программу Nike-Zeus закрыли. Впоследствии полученные наработки использовали при создании полностью нового комплекса ПРО Sentinel с противоракетой LIM-49A Spartan (развитие серии «Найк»), которая должна была стать частью системы заатмосферного перехвата.

На базе испытательного комплекса ПРО на атолле Кваджалейн в рамках проекта Mudflap был создан противоспутниковый комплекс, в котором использовались доработанные перехватчики Nike-Zeus В. Боевые возможности комплекса удалось подтвердить 24 мая 1963 года, когда был успешно выполнен перехват противоракетой учебной орбитальной цели — разгонного блока RM-81 Agena. Боевое дежурство противоспутникового комплекса длилось с 1964 по 1967 год.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Тот же ЛЕХА 22 марта 2020 05:28 Новый
    • 9
    • 2
    +7
    Спасибо Сергей за статью...очень интересно узнать как развивалась американская система ПВО и ПРО.
    1. Mister X 22 марта 2020 13:10 Новый
      • 6
      • 3
      +3
      hi Присоединяюсь!
      Поднятая на поверхность ракета Nike-Ajax на рельсовой тележке транспортировалась к пусковой установке. После заряжания ракеты ПУ устанавливалась под углом 85 градусов.
      Автор: Линник Сергей

      Сколько времени требовалось?
      1. Bongo 22 марта 2020 14:21 Новый
        • 7
        • 1
        +6
        Привет! Михаил, какой-то удод влепил тебе минус... request
        Цитата: Mister X
        Сколько времени требовалось?

        Точно не скажу, мне такую информацию найти не удалось, хотя возможно копал не слишком глубоко.
        Если провести аналогию с нашими комплексами, то у ЗРК С-75 время заряжания пусковой установки составляло 4 минуты. На американском "Найк-Аякс" возможно больше, но как мне представляется, не более 10 минут.
        1. Mister X 22 марта 2020 15:20 Новый
          • 5
          • 2
          +3
          Цитата: Bongo
          акой-то удод влепил тебе минус

          Удод - птица вольная. Имеет право. Переживу я этот минус wink
          Цитата: Bongo
          На американском "Найк-Аякс" возможно больше, но как мне представляется, не более 10 минут.

          А в сравнении с советскими аналогами той поры?
          1. Bongo 23 марта 2020 04:13 Новый
            • 4
            • 0
            +4
            Цитата: Mister X
            А в сравнении с советскими аналогами той поры?

            Прямых аналогов не было, ЗРК "Найк-Аякс" являлся полностью стационарным. По массо-габаритным характеристикам ближе всего были ЗУР советского комплекса С-75.
            1. Ил-18 23 марта 2020 23:23 Новый
              • 2
              • 0
              +2
              Цитата: Bongo
              По массо-габаритным характеристикам ближе всего были ЗУР советского комплекса С-75.

              Я до сего момента считал аналогом С-25. Хотя, это из-за картинок в журнале "Зарубежное военное обозрение".
              Вот такие статьи у Сергея, ПОЛЕЗНЫЕ.
        2. Владимир_2У 23 марта 2020 03:27 Новый
          • 2
          • 2
          0
          «Найк-Аякс», хотя в первоначальном варианте оно звучит как ««Найки-Эйджакс»

          Вы ещё напишите что "Томагавки" "Томахоками" называть надо. laughing
          За статью спс.
          1. Bongo 23 марта 2020 04:16 Новый
            • 3
            • 0
            +3
            Цитата: Владимир_2У
            Вы ещё напишите что "Томагавки" "Томахоками" называть надо.

            Владимир, как-то в моём цикле посвящённом системе ПВО Северной Америки читатели меня упрекнули, что я не правильно указываю оригинальное название американского ЗРК. request
            Цитата: Владимир_2У
            За статью спс.

            hi
      2. Комментарий был удален.
        1. Bongo 22 марта 2020 14:28 Новый
          • 10
          • 2
          +8
          Цитата: Киря
          По тем временам это было очень большое достижение, в СССР повторить подобное удалось только во второй половине 1970-х в зенитно-ракетной системе С-300П.

          Автор, когда вы пишите данные с иностранных сайтов - не пишите русофобский бред, если сами не знаете рецептуру твёрдого топлива и не разбираясь совсем в этом, как и во многих других вещах. Одно и тоже, каждый раз. Умерьте свой пыл - не любви к своему Отечеству!!!

          Если мне будет нужен чей-то совет, то я его обязательно спрошу. Если есть, что сказать по делу - говорите. Пока, что я вижу только накидывание на вентилятор.
          1. volodimer 23 марта 2020 08:32 Новый
            • 1
            • 0
            +1
            Читал статью в Попмехе про нашу систему С-25, там "Найк-Аякс" был назван неким аналогом.. Как американское ПРО. Вы его ближе к С-75 относите...
            Насколько корректно сравнение с данными комплексами?
            Всё же судя по описанию американского, он какой-то промежуточный.
            За статью спасибо. hi
            1. Bongo 23 марта 2020 10:45 Новый
              • 3
              • 0
              +3
              Цитата: volodimer
              Читал статью в Попмехе про нашу систему С-25, там "Найк-Аякс" был назван неким аналогом..

              Аналогами С-25 и "Найк-Аякс" не являлись. no Хотя обе системы использовали радиокомандный метод наведения С-25 была многоканальной. Дальность стрельбы у них была примерно одинаковой, но советская ЗУР вертикального старта сразу запускалась с включённым ЖРД. Поздние варианты ракет используемые в составе С-25 были гораздо тяжелей и крупней чем ЗУР MIM-3 Nike Ajax. При создании советского комплекса был заложен большой модернизационный потенциал, что позволило ему оставаться в строю до середины 80-х годов.
        2. Mister X 22 марта 2020 14:33 Новый
          • 11
          • 2
          +9
          Цитата: Киря
          Умерьте свой пыл - не любви к своему Отечеству!!!

          Париотизм - это прекрасно. Долг каждого гражданина.
          Ура-патриотизм - преступление против Родины, тк приводит к катастрофическим последствиям.
          Вы еще начните утверждать, что российские автомобили самые комфортабельные и надёжные в мире.
          Цитата: Киря
          если сами не знаете рецептуру твёрдого топлива

          Мне любопытно узнать рецептуру.
          Расскажите пожалуйста.
          1. Киря 22 марта 2020 14:43 Новый
            • 1
            • 13
            -12
            Цитата: Mister X
            Цитата: Киря
            если сами не знаете рецептуру твёрдого топлива

            Мне любопытно узнать рецептуру.
            Расскажите пожалуйста.

            Болтология - удел немногих. Режим секретности в РФ - никто не отменял. Или хотите поговорить в другом месте?
            1. Mister X 22 марта 2020 14:54 Новый
              • 10
              • 2
              +8
              Цитата: Киря
              Болтология - удел немногих.

              Убеждаюсь, что как раз наоборот. Многие что-то говорят, не предоставляя доказательств.

              Цитата: Киря
              Режим секретности в РФ - никто не отменял.

              Правильно ли я понимаю: у вас доступ к гостайне, но вы её не раскроете?

              Цитата: Киря
              Или хотите поговорить в другом месте?

              Куда вы меня приглашаете на беседу?
              1. zyablik.olga 23 марта 2020 00:05 Новый
                • 4
                • 0
                +4
                Цитата: Mister X
                Убеждаюсь, что как раз наоборот. Многие что-то говорят, не предоставляя доказательств.

                Михаил, зравствуйте! Не обращайте на него внимания. Старожилы ВО знают этого троля как И.Васю. wassat В ближайшее время его в очередной раз забанят, но он опять воскреснет под новым ником, для того, чтобы окорблять других посетителей сайта. negative
                1. Mister X 23 марта 2020 09:37 Новый
                  • 2
                  • 1
                  +1
                  Цитата: zyablik.olga
                  Михаил, зравствуйте!

                  hi Здравствуйте, Оленька!
                  Цитата: zyablik.olga
                  В ближайшее время его в очередной раз забанят, но он опять воскреснет под новым ником

                  Да он Феникс, а не Вася wink
                  1. Bongo 23 марта 2020 10:46 Новый
                    • 5
                    • 0
                    +5
                    Цитата: Mister X
                    Да он Феникс, а не Вася

                    Он удод, а не Феникс. lol
          2. Ил-18 23 марта 2020 23:31 Новый
            • 1
            • 0
            +1
            Цитата: Mister X
            российские автомобили самые комфортабельные и надёжные в мире.

            Каждый день в течении последних месяцев мимо меня по дороге на работу встречаю ГАЗ-53. Иностранные ровесники данного автомобиля мне не попадаются. И много кто встретит подобных примеров отсталости советского и российского автопрома.
            1. Mister X 23 марта 2020 23:46 Новый
              • 2
              • 1
              +1
              Цитата: Ил-18
              дороге на работу встречаю ГАЗ-53

              В какой стране вы проживаете?
              1. Ил-18 23 марта 2020 23:50 Новый
                • 0
                • 0
                0
                В России. Более того, не в сельской местности, где можно найти действующего ГАЗ-51, на котором мой дед ещё работал.
                1. Mister X 24 марта 2020 00:04 Новый
                  • 3
                  • 1
                  +2
                  Цитата: Ил-18
                  В России. Более того, не в сельской местности

                  Откуда в РФ могут взяться иностранные ровесники, если ГАЗ-53 производится с 60-х годов?
                  1. Ил-18 24 марта 2020 10:17 Новый
                    • 1
                    • 0
                    +1
                    Цитата: Mister X
                    Откуда в РФ могут взяться иностранные ровесники

                    В 90-х были не только легковушки.
                    1. Mister X 24 марта 2020 10:59 Новый
                      • 2
                      • 1
                      +1
                      Цитата: Ил-18
                      В 90-х были не только легковушки.

                      Я живу в Молдавии.
                      До карантина каждый день ГАЗ-53 подвозил конфеты к заднему крыльцу центрального магазина кондитерской фабрики Букурия.
                      На вид машине лет 40. И ничего, до сих пор используют.
                      Возможно, потому что она уже была. Плюс доступные запчасти, может и другие причины.
                      Советские машины имеют право на жизнь.
                      Они неприхотливы в обслуживании, их можно чинить в открытом поле своими силами, при помощи подручных средств и какой-то матери.

                      Наверняка на Западе бегает куча ровесников ГАЗ-53.
                      В СНГ их нет (или мало) потому, что их не импортировали при Хрущёве и Брежневе.
                      А начиная с 90-х уже стали пригонять машины помоложе.
                      Вы согласны?
                      1. Ил-18 25 марта 2020 00:23 Новый
                        • 1
                        • 0
                        +1
                        Согласен и с Вами, и пытаюсь донести, что СССР был в состоянии производить аналогичные по потребительским и остальным качествам автомобили. Но производил то, что было проще, дешевле в обслуживании и не требовало серьезных расходов на содержание разномастной техники в одном классе. И любая МТС, хоть в Средней Азии, хоть в Прибалтике или АТП в столицах или окраинах могли обслуживать и эксплуатировать любое транспортное средство. И для армии это тоже было важно. Но тотальная унификация тормозит скорость обновления, что и проводило к отставанию, Только экспорт наших автомобилей осуществлялся и в страны Европы, что говорит о не таком уж критично отставании.
                      2. Mister X 25 марта 2020 10:13 Новый
                        • 1
                        • 1
                        0
                        Цитата: Ил-18
                        Но тотальная унификация тормозит скорость обновления

                        Думаю, вы правы.
          3. Ростовчанин 24 марта 2020 00:15 Новый
            • 2
            • 0
            +2
            А чему удивляться? Я каждый день по участку трассы между Хабаровском и Комсамольском езжу, лесорубы на газ 66 и зил 157 дрова возят. По началу аж голову поворачивал когда 157 на встречу ехал, сейчас привык yes
            1. zyablik.olga 24 марта 2020 00:56 Новый
              • 2
              • 0
              +2
              Цитата: Ростовчанин
              А чему удивляться? Я каждый день по участку трассы между Хабаровском и Комсамольском езжу, лесорубы на газ 66 и зил 157 дрова возят. По началу аж голову поворачивал когда 157 на встречу ехал, сейчас привык yes

              Когда в Комсомольске ликвидировали мотострелковую дивизию очень дёшево продавали ЗиЛ-157 и ГАЗ-66, стоявшие на хронении. Вот народ и набрал.
  • Lek3338 22 марта 2020 06:52 Новый
    • 5
    • 2
    +3
    Спасибо за интересный материал
  • Бережливый 22 марта 2020 07:37 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Первый, и основной минус этих комплексов, их стационарный вариант, без возможности быстрой смены боевой позиции. Также, как не странно, но отсутствие прикрытия данных позиций уменьшало вероятность выживания в реальном бою.
    1. Bongo 22 марта 2020 07:44 Новый
      • 9
      • 2
      +7
      Цитата: Бережливый
      Первый, и основной минус этих комплексов, их стационарный вариант, без возможности быстрой смены боевой позиции. Также, как не странно, но отсутствие прикрытия данных позиций уменьшало вероятность выживания в реальном бою.

      Мобильность поздних вариантов ЗРК "Найк-Геркулес" не хуже чем у ЗРК С-200. Прикрывать позиции на территории США смысла не было, так как им не угрожала советская фронтовая авиация. В Европе позиции "Найк-Геркулес" прикрывались маловысотными комплексами "Хок" и зенитной артиллерией.
      1. Бережливый 22 марта 2020 07:51 Новый
        • 2
        • 0
        +2
        Сергей, вы правы ПОЗДНИХ вариантов, согласен! А ПВО эффективно только в КОМПЛЕКСНОМ ВАРИАНТЕ! Сирия и турецкая агрессия тому свидетельство! А , угроза позициям в сша, даже теоритическая, всегда имела место быть!
        1. Bongo 22 марта 2020 08:01 Новый
          • 7
          • 1
          +6
          Цитата: Бережливый
          А ПВО эффективно только в КОМПЛЕКСНОМ ВАРИАНТЕ! Сирия и турецкая агрессия тому свидетельство!
          В США до второй половины 70-х годов имелась очень мощная ПВО основанная на сплошном многократно перекрываемом радиолокационном поле, многочисленных истребителях-перехватчиках, комплексах "Бомарк" и "Найк-Геркулес". В случае необходимости могли быть дополнительно развёрнуты несколько десятков ЗРК "Хок".
          Цитата: Бережливый
          А , угроза позициям в сша, даже теоритическая, всегда имела место быть!

          Откровенно говоря, мне сложно представить, чтобы советские дальние бомбардировщики целенаправленно атаковали позиции ЗРК в континентальной части США.
          1. Бережливый 22 марта 2020 08:24 Новый
            • 4
            • 2
            +2
            Сергей, ну , так и сша тоже имели планы по бомбордировке нашего Урала и Зауралья, так что, в теории можно представить что угодно. Сша повезло с главным -на их территории не было войны, их фактически не бомбили, поэтому они и могли делать в первую очередь именно стационарные варианты локальных зон ПВО, а нам наоборот, в первую очередь нужны были подвижные комплексы, которые к тому-же могли идти и как дополнение к стационарным постам, или местам развертывания таких ракет.
            1. Bongo 22 марта 2020 08:49 Новый
              • 7
              • 1
              +6
              Цитата: Бережливый
              Сергей, ну , так и сша тоже имели планы по бомбордировке нашего Урала и Зауралья, так что, в теории можно представить что угодно.

              Дело в том, что планы всегда опираются на реальные возможности. Значительная часть территории нашей страны находилась и находится в зоне досягаемости тактической и палубной авиации потенциальных партнёров. Континентальной части США могли достичь только наши дальние бомбардировщики. В отличие от США у СССР и РФ не было и нет авиационных баз в непосредственной близости от границ. Обсуждать ударный потенциал нашей палубной авиации наверное нет необходимости.
              1. СССР и РФ не было и нет авиационных баз в непосредственной близости от границ......Владимировичь. а как же камчатка с Аляской, по ходу от мыса Дежнёва до Аляки не более 80 км. а есть ещё промежуточная суша в виде островов, и если учесть, так называемое у нате, "осиное гнездо" в Петропавловске , то полосатые не зря горячилисьна счёт непосредственных границ. шарик он такой,
                1. Bongo 27 марта 2020 14:33 Новый
                  • 4
                  • 0
                  +4
                  Цитата: Крымский партизан 1974
                  СССР и РФ не было и нет авиационных баз в непосредственной близости от границ......Владимировичь. а как же камчатка с Аляской, по ходу от мыса Дежнёва до Аляки не более 80 км.

                  Володя, в непосредственной близости от Аляски даже в советское время у нас крупных авиабаз не было. Самый ближний к Берингову проливу был 171-й иап на Су-15ТМ на Чукотке. Но это чистые перехватчики.
                  и если учесть, так называемое у нате, "осиное гнездо" в Петропавловске
                  Володя, в Елизово постоянно базируется эскадрилья МиГ-31 и с десяток противолодочных Ил-38. Прямо скажем, силы не великие. no
                  Почитай это на досуге, хоть и пару лет прошло с момента выхода, но мало, что изменилось.
                  https://topwar.ru/138460-proshloe-i-nastoyaschee-11-y-krasnoznamennoy-armii-vozdushno-kosmicheskih-sil-smogut-li-vks-rossii-zaschitit-nash-dalniy-vostok-chast-1.html

                  https://topwar.ru/138464-proshloe-i-nastoyaschee-11-y-krasnoznamennoy-armii-vozdushno-kosmicheskih-sil-smogut-li-vks-rossii-zaschitit-nash-dalniy-vostok-chast-2.html
  • 1970mk 22 марта 2020 08:58 Новый
    • 3
    • 2
    +1
    Спасибо. Интересно...
  • Undecim 22 марта 2020 11:20 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    В 1953 году после контрольных испытаний комплекс, получивший обозначение MIM-3 Nike Ajax, был принят на вооружение.
    Комплекс, принятый на вооружение в 1953 году назывался NIKE I, XSAM-A-7. С июля 1955 система обозначалась NIKE I. Ajax появилось в обозначении в 1956 году, когда появилась следующая модификация - NIKE HERCULES. Обозначение MIM-3 ввели в 1962 году.
  • Громобой 22 марта 2020 15:57 Новый
    • 4
    • 1
    +3
    Спасибо за работу,весьма любопытно было познать многие моменты.
  • Рафаэль_83 22 марта 2020 16:49 Новый
    • 5
    • 1
    +4
    Ув. Сергей! Пользуясь случаем (после полугодового отсутствия в обсуждениях) выражаю Вам огромную признательность за ваш титанический труд и то, что Вы не бросаете такое неблагодарное дело, как научно-технически подкованное просвещение масс, несмотря на продолжающуюся в нашей стране и обществе, да и всем остальном мире тоже, тотальную деградацию, дебилизацию и оболванивание народонаселения.
    Ваши публикации остаются одним из уже крайне немногих проявлений луча света в том беспросветном темном царстве (сетевом засилии) левых проблем как-то пенсии, Украина, коронавирус, Конституция, "кто если не кот", "президента на вечное царствование ибо он есть наше главное достояние", "как там у них" и прочей лабуды, не имеющей отношения к теме.
    C непреходящим ув. hi
    P. S.
    Благодаря Вашей статье со смехом вспомнил перевод новеллизации первого "Киборга-убийцы" (произносить с прищепкой на носу) от Рэндела Фрейкса и Вильяма Вишера: "Риз пошевелил пальцами в зашнурованных ботинках, приноравливаясь к обновке. Ботинки легкие, ничего не весят. Подошва тонкая. Для проселочной дороги или в лесу не годятся, а в городе – лучше не придумаешь. Сидели хорошо. Сбоку надпись «Нике». Что бы это значило? Единственным известным ему предметом с подобным названием была старинная модель баллистической ракеты." Сколько лет мечтаю уже прочитать текст в оригинале на английском, чтобы убедиться в косяке локализаторов или самих сценаристов, не способных отличить ЗРК от БР, но все времени не хватает... recourse
  • честный чел 22 марта 2020 19:15 Новый
    • 3
    • 2
    +1
    Автору респект! good
  • честный чел 22 марта 2020 19:20 Новый
    • 5
    • 5
    0
    Цитата: Киря
    По тем временам это было очень большое достижение, в СССР повторить подобное удалось только во второй половине 1970-х в зенитно-ракетной системе С-300П.

    Автор, когда вы пишите данные с иностранных сайтов - не пишите русофобский бред, если сами не знаете рецептуру твёрдого топлива и не разбираясь совсем в этом, как и во многих других вещах. Одно и тоже, каждый раз. Умерьте свой пыл - не любви к своему Отечеству!!!
    Когда пишите про техническую сторону вопроса - глубже прорабатывайте материал - очень много пропускаете.

    Очередной кремлебот перенюхавший патриотизма laughing
    1. Комментарий был удален.
  • Pavel57 23 марта 2020 09:14 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Разумное применение старых ЗУР в качестве баллистических ракет.
  • serg v zapase 23 марта 2020 11:40 Новый
    • 1
    • 1
    0
    Спасибо за новые знания. Непонятно, чего боялись штатники на своей территории.
    1. Bongo 23 марта 2020 12:19 Новый
      • 4
      • 0
      +4
      Цитата: serg v zapase
      Непонятно, чего боялись штатники на своей территории.

      Опасались советских атомных бомб которые могут доставить немногочисленные дальние бомбардировщики ВВС СССР, и старались обеспечить себе неуязвимость в случае глобального конфликта. Карибский кризис ведь возник не на пустом месте. Его основной причиной стало осознание американским руководством того, что значительная часть территории США стала уязвимой для советских ракет размещённых на Кубе.
      1. Серёга, а как статье плюс поставить, там только "добавить в избранное" и "важно". посвяти
        1. Bongo 27 марта 2020 14:25 Новый
          • 3
          • 0
          +3
          Цитата: Крымский партизан 1974
          Серёга, а как статье плюс поставить, там только "добавить в избранное" и "важно". посвяти

          Важно - это и есть "+". wink
          Сегодня возможно про С-400 и С-350 опубликуют.