Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Часть 3. Танковая промышленность Третьего рейха

В танкостроении Германии можно выделить три условных периода. Начало первого - появление в рейхсвере инспекции по вооружению и мат. части, которая объединяла пехотное и артиллерийское КБ, а также лабораторию пиротехники. Инспекция разрабатывала ТТТ к бронетанковой технике, а также занималась рассмотрением опытных образцов. Официально ее деятельность ограничивалась только бронеавтомобилями, разрабатываемыми в Ганновер-Линдене фирмой Дойче Эдельштальверке.

Непосредственные работы над танками начались во второй половине 1920-х годов на трех машиностроительных заводах в секретных цехах. После прихода нацистской партии к власти процесс пошел гораздо интенсивнее.

Начало второго этапа совпало, по сути, с трансформацией рейхсвера в вермахт. В танкостроении заказчиком выступало Oberkommando des Heeres (главное командование сухопутных сил, ОКН). По принятым в то время правилам, на каждый вид вооруженных сил возлагались проектирование, сдача заказов, приемка оружия, боеприпасов и военно-хозяйственного имущества, разработка планов по мат. обеспечению собственной производственной программы. Распорядительными функциями наделялось Waffenamt (управление вооружений), которое включало отделы приемки, проектирования и WaPruf-6 (испытаний), инженерно-инспекторский. Управление вооружений должно было финансировать танковую промышленность, а также бесплатно передавать танкосборочным предприятиям закупленные агрегаты, узлы, корпуса, башни, моторы, трансмиссии, вооружение, оптические приборы, радио- и электрооборудование.


К концу 1930-х гг. германское танкостроение находилось в ведении минимум девяти крупных концернов, занимавшихся поставками бронекорпусов и танков. Они контролировали 32 предприятия, принадлежащих 27 различным компаниям. Характерным является то, что данные фирмы специализировались сразу в нескольких областях. Например, из восьми предприятий Даймлер-Бенц лишь одно занималось выпуском танков. Другие четыре занимались производством автомобилей еще три — авиационных моторов. В военные годы ситуация практически не изменилась.

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Часть 3. Танковая промышленность Третьего рейха
Цех по производству орудийных стволов немецкого завода Рейнметалл–Борзинг (Rheinmetall-Borsig) накануне войны


Начало третьего и, наверное, самого интересного периода – 1940 год. Вторая мировая война, развернувшаяся в Европе, требовала корректив в промышленности. Формирование новых частей сильно страдало от нехватки техники и вооружений. Производство танков отставало от потребностей вермахта в них. Да, вероятно, по-другому и быть не могло, поскольку мобилизация экономики носила ограниченный характер. Более того, практически все области экономики использовали довольно своеобразно: бесконечно переключали с выпуска одной продукции на другую. При этом планирование, как правило, подгонялось под приоритеты военно-стратегических мероприятий. Кроме того, нужно было экстренно решить и многие другие организационные вопросы, связанные с повышением эффективности использования производственных мощностей, производительности труда и перераспределением трудовых контингентов.

Выход из сложившейся ситуации был найден. 17 марта 1940 года создали Reichsministerium die Waffe und Munition (специальное имперское министерство вооружений и боеприпасов), главой которого стал инженер Ф. Тодт. Российским читателям он больше известен в качестве основателя и руководителя общенациональной строительной организации «Тодт». Именно благодаря его усилиям построили знаменитые рейхсавтобаны. Этот же напор энергии, вероятно, был необходим и в военной промышленности. Однако вскоре Тодт погиб в авиакатастрофе.

После него министерство возглавил не менее талантливый организатор — архитектор Шпеер. За достаточно короткий период — два года — Шпееру удалось в три раза увеличить выпуск бронетанковой техники. Поэтому неудивительно, что время его руководства министерством часто называют «эрой Шпеера».

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Часть 3. Танковая промышленность Третьего рейха
Сошедшие с конвейера немецкие танки Pz.Kpfw. V Ausf. D "Пантера" и Pz.Kpfw. VI ausf.H "Тигр" во дворе завода фирмы «Хеншель»


Теперь министерство вооружений и боеприпасов занималось планированием снабжения, выдачей заказов, руководством опытными работами через главком по танкостроению. О скрупулезности подхода можно судить по структурным подразделениям главного комитета: производства и ремонта танков, проектирования и наблюдения за производством, усовершенствования брони, изготовления легкобронированных машин, моторов, снабжения и других.

Рассмотрим новую схему «рождения» бронетанковой техники. Генштаб сухопутных сил с учетом пожеланий практиков из фронтовых частей выдавал примерное тактико-техническое задание управлению вооружений (генеральный штаб также определял необходимое количество техники). В WaPruf-6 задание детально прорабатывалось, после чего оно передавалось в главком по танкостроению, который, в свою очередь, подбирал две-три компании-проектировщика. Специальной комиссией, состоящей из представителей заинтересованных сторон, изучались готовые проекты, из которых выбирался наилучший. Конструкторское бюро, представившее выбранный проект, назначалось ведущим по данной конструкции, хотя само предприятие могло и не получить заказ на серийное изготовление собственного детища.

Опытные образцы подвергались всесторонней обкатке на Куммерсдорфском центральном испытательном полигоне, расположенном около Берлина. Также испытания проводились в филиалах полигона: на горном полигоне в Тюрингии, а так же в Тирольских Альпах на так называемом снежном полигоне. И лишь после этого решался вопрос о передаче самоходной установки или танка на поток. Общий объем выпуска определялся верховным командованием германской армии. Распределением заказов по заводам и фирмам занималось министерство вооружений и боеприпасов. Бронетанковой техникой в министерстве ведала главная группа по производству танков. Если план выпуска танков был более или менее стабильным, то программы выпуска башен, рубок для самоходок и бронекорпусов, которые также составлялись на год, могли неоднократно корректироваться.

«География» танкостроения Германии главным образом определялась стратегическими соображениями. Производственные объекты для снижения их уязвимости от воздушных бомбардировок намеренно рассредоточивались. Также учитывался принцип дублирования поставок основных агрегатов и узлов с различных предприятий.

Следует отметить, что насколько подобная кооперация была развита, настолько же и усложнена. Например, для производства «Пантер» было привлечено 136 смежников. Корпуса поставлялись 6 заводами, башни — 5, коробки перемены передач — 3, двигатели — 2, гусеницы — 4, оптика — 1, вооружение — 1, поковки — 15, стальное литье – 14, остальные — готовые детали, агрегаты и крепеж.

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Часть 3. Танковая промышленность Третьего рейха
Цех по сборке немецких средних танков Pz.Kpfw. III


В связи с успехами, обозначившимися по результатам первого года кампании против Советского Союза, наметилась тенденция передвижения танкостроения Германии на Восток. Специальной комиссией по производству танков и запчастей в декабре 41-го года изучалась возможность привлечения промышленности оккупированной Украины для собственных нужд. Превосходные перспективы для выпуска бронекорпусов танков открывались на мариупольском заводе им. Ильича, захваченном немцами. Однако быстро меняющаяся обстановка на германо-советском фронте в данном регионе не позволила реализовать данные далеко идущие планы. А после того как Вермахт потерпел поражения на Волге и Курской дуге, прекратили производство танковых узлов даже в Польше и Силезии.

Со второй половины 43-го года крупные танковые заводы, расположенные на территории Германии, становились объектом атак со стороны союзной авиации. Так, например, до конца года производственные мощности фирмы Даймлер-Бенц, расположенные в Берлине, трижды подвергались бомбовым ударам. В 44-м году к ним добавились заводы компании MAN, а также практически все предприятия, расположенные в Рейн-вестфальском промышленном районе и занимающиеся производством бронекорпусов.

Для недопущения сбоев в отлаженной системе танкостроения часть заказов на важные агрегаты и детали пришлось передать мелким производителям. На крупных же предприятиях стали перемещать некоторые цеха, группы станков вместе с персоналом в безопасные места, а также... под землю. Так, например, в сентябре 44-го года практически половина структурных подразделений Даймлер-Бенц, которые специализировались на выпуске механизмов управления, подбашенной коробки и шасси для «Пантеры», перебазировали в маленькие городки Фалькензее под Берлином, Фиц у Кюстрина, Кзериц в Померании, Тельтов, Оберпраусниц в Судетах и даже в винный погреб компании Деуливаг. Рассматривали варианты размещения производственного оборудования в калийных шахтах, в бывших укреплениях в Чехословакии, в пещерах ...

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Часть 3. Танковая промышленность Третьего рейха
Танк Pz IV являл собой пример довольно удачной конструкции. Его производство на заводах Рейха продолжалось до конца войны. На этом фото представлен танк модификаций Н, проходивший испытания на Куммерсдорфском полигоне в 1944 г.


Проведенные мероприятия по перемещению производства, естественно, не способствовали реализации преимущества современного массово-поточного производства, а только увеличили и так напряженные грузопотоки. Несмотря на это, Шпеер данные обстоятельства представлял как добродетель, говоря, что «германское производство вооружений не приемлет конвейерного метода США и СССР, а полагается в основном на квалифицированный немецкий труд». Хотя именно отсутствие больших предприятий не позволило германскому танкостроению выдержать соревнование с танкостроением стран антифашистской коалиции. Немецкая серийная броня разделялась на несколько групп по марке стали и толщине. Наряду с гетерогенной все-таки больше выпускалось гомогенной брони. Броневые листы по технологии производства разделялись на бронелисты с поверхностной закалкой и равномерно закаленные. После потери Никопольского бассейна уменьшилось поступление в Германию марганца. Никель доставляли только с севера Финляндии.

Результатом постоянной нехватки легирующих элементов стало ухудшение качества серийной брони. Например, лобовые листы корпусов «Королевского тигра» и «Пантеры» довольно часто попросту раскалывались после попадания советских 122- и даже 100-миллиметровых бронебойных снарядов. Для выхода из сложившейся ситуации навешивались защитные экраны, увеличивали толщину и углы наклона бронелистов. Среди броневых марок сталей, имеющих пониженную легируемость конструктивного материала, с удовлетворительной снарядостойкостью так и не нашли.

Теперь несколько слов о том, какой вклад внесло танкостроение оккупированных стран в пополнение парка бронетехники вермахта. Про Венгрию и Италию будет рассказано отдельно, так как эти страны были сателлитами Германии и вооружали в основном собственные армии. При этом итальянскими предприятиями выполнялись некоторые ограниченные заказы для вооруженных сил Германии. Танковые предприятия Франции и Польши использовались для импровизированной переделки, а также ремонта трофейных машин, изготовления запчастей для них. Ни одной самоходной артиллерийской установки или танка там собрано не было.

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Часть 3. Танковая промышленность Третьего рейха
Сборка ходовой части танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» на одном из заводов Германии


СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ПРОИЗВОДСТВА БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ

Германия

Производство танков, штурмовых орудий, истребителей танков и САУ в 1934—1945 годах составило: в 1934-1937 гг. – 1876 ед., 1938 г. – 804 ед., 1939 г. - 743 ед., 1940 г. – 1743 ед., 1941 г. – 3728 ед., 1942 г. – 5496 ед., 1943 г. – 12052 ед., 1944 г. – 18821 ед., 1945 г. – 3945 ед. Всего в период с 34-го по 45-й год было произведено 49208 единиц.

Всего же в Германии (или по ее заказам) было произведено 75513 объектов бронетанковой техники.

Кроме того, было выпущено много командирских танков (отсутствовали пушки), ремонтно-эвакуационных машин, артиллерийских подвижных постов и прочей техники. С учетом данной техники общее число бронеобъектов составляло 89266 машин.

К данному количеству необходимо прибавить трофейную технику, которая поступила в вермахт – 1577 единиц.

Таким образом, ВС фашистской Германии получили и использовали во время Второй мировой 90843 объекта бронетанковой техники.

Союз Советских Социалистических Республик

Производство танков и САУ в Советском Союзе во время Второй мировой войны составляло: 1940 г. – 2421 танк; 1941 г. – 6542 танка; 1942 г. – 24445 танков и 59 САУ (всего 24504 ед.); 1943 г. – 19892 танка и 4194 САУ (всего 24086 ед.); 1944 г. – 16923 танка и 12061 САУ (всего 28987 ед.); 1945 г. – 16295 танков и 9640 САУ (всего 25935 ед.). Всего же в период с 1940 г. по 1945 г. было выпущено 112475 танков и САУ.

Великобритания и США

Производство танков в Великобритании в годы Второй мировой войны составило: 1939 г. – 315 ед.; 1940 г. – 1399 ед.; 1941 г. – 4841 ед.; 1942 г. – 8611 ед.; 1943 г. – 7476 ед.; 1944 г. – 2474 ед.; 1945 г. – 612 ед. На Великобританию также работала промышленность Канады, произведшая 5807 танков. Общее производство танков – 31534 машины.

Производство танков в США в годы Второй мировой составило: 1939 г. – 96 ед.; 1940 г. – 331 ед.; 1941 г. – 4052 ед.; 1942 г. – 24997 ед.; 1943 г. – 29497 ед.; 1944 г. – 17565 ед.; 1945 г. – 11558 ед. Для Соединенных Штатов к числу танков необходимо добавить 43481 САУ. Общее количество бронеобъектов, выпущенных промышленностью США в этот период, составило 131577 единиц.

В 40—41 годах германские танкостроительные компании по указанию мин. вооружений и боеприпасов заказывали некоторые детали мелким машиностроительным фирмам Бельгии, Франции, Румынии, Дании. Предпринимались попытки заключить контракты в Швейцарии, Швеции, Югославии.

О двух странах следует сказать отдельно. В марте 39-го года под протекторат Германии перешли самые развитые области Чехословакии — Моравия и Чехия. Находящиеся в них танковые заводы ЧКД в Праге (немцами переименован в ВММ) и Шкода в Пльзене до самого окончания войны производили вначале легкие танки, а позднее на их базе самоходки собственной разработки. Руководители третьего рейха по политическим причинам не решились развивать там производство тяжелых или средних танков немецкой конструкции.

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Часть 3. Танковая промышленность Третьего рейха
Самый тяжёлый серийный танк Второй мировой войны "Тигр II". Запущен в серийное производство на заводах фирмы Хеншель в январе 1944 г.


Австрию постигла такая же судьба. Она была присоединена к Германии в 1938 году. Еще до начала Второй мировой на базе штирийских рудников, расположенных у Линца, начали строительство крупного металлургического завода для удовлетворения растущих потребностей танкостроения Германии. Вскоре на данном предприятии появились цеха, занимающиеся производством бронекорпусов. Тогда же начали работать аналогичные цеха в Калфенберге на старом заводе компании Белер. Это дало возможность строить тяжелые и средние танки в Санкт-Валентине на заводе Нибелунген. Продукция данного предприятия, равно как и чешских ВММ и Шкода, всегда значилась как немецкая.

Каков же итог производственной деятельности германской танкостроительной промышленности в 34—45 годах? Логично взять данные, которые являются наиболее объективными, приводятся авторитетными исследователями, следовательно, и меньше всего подкорректированы по моральным, идейным и другим мотивам.

В этом плане предпочтение следует отдавать немецкому автору Мюллеру-Гиллебранду, хотя третий том книги «Сухопутная армия Германии 1933—1945 годов», переведенной на русский язык и вышедшей в 1976 году в Военном издательстве, отличается от оригинала отсутствием одного приложения. Именно в нем содержатся интересующие нас сведения.

Существуют и другие источники. Однако большинство из них издавалось на Западе и широкому кругу российских читателей до настоящего времени является недоступным.

По материалам статьи Игоря Шмелева, журнал "Техника и вооружение"


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 36
  1. Прохор 26 июля 2012 08:26
    Наверное, единственная ситуация, в которой советская централизованная плановая экономика имеет преимущества - это война.
    В случае нападения на Германию её экономика с "квалифицированным немецким трудом" рухнула бы в одночасье!
    Невероятно быстрое восстановление советской промышленности в тылу - одна из основных причин Победы.
    Прохор
    1. Tirpitz 26 июля 2012 09:58
      Цитата: Прохор
      единственная ситуация, в которой советская централизованная плановая экономика имеет преимущества - это война.

      Эта экономика и создавалась для тотальной войны.
      Tirpitz
  2. Братец Сарыч 26 июля 2012 09:09
    Не понял заключительной части статьи:

    Какой же итог производственной деятельности германской танкостроительной промышленности в 34—45 годах? Логично взять данные, которые являются наиболее объективными, приводятся авторитетными исследователями, а следовательно и меньше всего подкорректированы по моральным, идейным и другим мотивам.

    В этом плане предпочтение следует отдавать немецкому автору Мюллеру-Гиллебранду, хотя третий том книги «Сухопутная армия Германии 1933—1945 годов», переведенной на русский язык и вышедшей в 1976 году в Военном издательстве, отличается от оригинала отсутствием одного приложения. Именно в нем содержатся интересующие нас сведения.

    Существуют и другие источники. Однако большинство из них издавалось на Западе и широкому кругу российских читателей до настоящего времени является недоступным.

    И что? Хотя бы вариант автора ответа увидеть, раз уж нам недоступны эти источники...
    Братец Сарыч
  3. Мак 26 июля 2012 10:52
    немецкая экономика тоже была вполне плановой, просто она на военный режим перешла только в 44-м, что сразу отразилось на количестве вооружения
    Плюс немцы стремились взять качеством, а не количеством
    Их мега-идея: сделать супер-танк, супер-самолёт и т.п.
    А наши брали количеством - 10 Т-34 на один Тигр и т.п.
    1. borisst64 26 июля 2012 11:56
      "А наши брали количеством - 10 Т-34 на один Тигр и т.п."

      Читаем внимательно: Германия - 90843 объекта бронетанковой техники.
      СССР - 112475 танков и САУ. Здесь не учтен ленд-лиз, но все же я думаю даже 2-х кратного превосходства не будет. И немудрено, раз до конца войны немцы на четырех заводах автомобили выпускали.
      borisst64
      1. Мак 26 июля 2012 12:01
        А, по-вашему, немецкие танки только против СССР воевали?
      2. Братец Сарыч 26 июля 2012 13:12
        У немцев посчитаны танки с самого начала, а у СССР только с 1940 года, то есть не входят где-то чуть не двадцать тысяч (старье, конечно, и с сомнительной боеспособностью, но все-таки)... если добавить ленд-лиз и отбросить немецкие командирские танки, то будет почти двойной перевес...
        Братец Сарыч
  4. стас57 26 июля 2012 11:01
    Для нашей страны, и ее руководства, хорошо запомнившей уроки ПМВ, плановая экономика, в ситуации , в которой мы оказались, явилась наверно единственным верным выбором.
    и не только в вопросах вооружения, но и в вопросах 5 колонны, ну это так, лирика


    Однако следует заметить, что совершенно "неплановая" экономика США тоже показывала чудеса производства
    1940 г. – 331 ед.; 1941 г. – 4052 ед.; 1942 г. – 24997 ед.;
    Но думаю, это был не наш путь:)
    1. Геккон 26 июля 2012 11:38
      Это благодаря поточной конвейерной сборке в США и в СССР.
      1. стас57 26 июля 2012 11:49
        конвейер в СССР не всегда и не везде, часто и на стапелях.
  5. master_rem 26 июля 2012 11:24
    стас57,
    ну да ,заплати мне золотом за ленд-лиз когда у меня работы нет,не такие чудеса увидите) С уважением.
    1. стас57 26 июля 2012 11:31
      fool
      ага, и до сих пор должны, по состоянию на 2003-й год Россия должна примерно 100 млн американских долларов.
  6. Kars 26 июля 2012 11:38
    Слишком самонадеяны фрицы были---польша и франция их расслабили.
  7. апро 26 июля 2012 12:26
    Промышленность немцев по возможностям превосходила нашу .Немцев погубили тигры и пантеры да техника блеск но доведени до производства отняла ресурсы ,проще было модернезировать 4 и резко увеличить колличество б\т возня с зоопарком стоила немцам победы.
    1. Мак 26 июля 2012 12:37
      ну насчёт победы вы конечно погорячились, выиграть они не могли в принципе
      а вот по части развития 4-ки вместо тигров и, особенно, пантер - согласен
  8. Rainger 26 июля 2012 12:27
    Ндаа... А почему аффтор заявляет о том что вермахт юзал так мало трофейных танков?
    Rainger
    1. Мак 26 июля 2012 12:37
      кстати, да, трофейные все задействовали
      хотя у нас трофейные тоже использовали
  9. sonovlad 26 июля 2012 13:15
    технологичность-это очень важно для военной техники.Тигры и Пантеры при всех своих великолепных ТТХ были абсолютно не пригодны для массового производства, потому и проиграли
    sonovlad
    1. Сотник 26 июля 2012 14:36
      Цитата: sonovlad
      технологичность-это очень важно для военной техники

      А для победы очень важна ремонтнопригодность танков. Наши танкисты в 44-45 годах за 6-8 часов делали средний ремонт с заменой двигателя и коробки передач в полевых условиях. Немцы за это время могли заменить только внутренний каток на Тигре или Пантере. Из-за плохой ремонтнопригодности они со своими танками таскались как кошка с котятами по маршруту фронт-ремзавод и обратно. Наши 95% повреждённых в ходе боя машин восстанавливали силами экипажей и РЭГ в полевых условиях в течение не более одной ночи и снова шли в бой. С 43 года у наших танкистов был закон: к исходу дня ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ поле боя должно остаться за нами. Это позволяло под покровом ночи эвакуировать все свои повреждённые машины с поля боя и отремонтировать их к утру и не дать эвакуировать повреждённые машины немцам. Эвакуация машин с поля боя производилась и в ходе боя. Для этого из танковых рот до 2-3 машин выделялось в РЭГ (ремонтно-эвакуационную группу). В ходе боя 1 машина РЭГ маневрируя огнём и гусеницами, прикрывая повреждённую машину своим телом, давала возможность экипажу и другой машине РЭГ зачалить и отбуксировать её в укрытие для ремонта. К 43 году все командиры поняли роль и значение РЭГ и выделяли в РЭГ лучшие машины и лучшие экипажи. Это стоило того. Больше половины неисправностей (повреждение гусениц, системы охлаждения двигателя, обрыв тяг управления и т.п.) не требовали много времени для устранения, но это невозможно было сделать под огнём. После эвакуации с поля боя машина через 1-3 часа снова шла в бой. Вот такая технология победы.
      1. Братец Сарыч 26 июля 2012 17:40
        Это было бы очень хорошо, если бы было на самом деле - вроде все-таки было не совсем так...
        Братец Сарыч
        1. Сотник 27 июля 2012 07:45
          Цитата: Братец Сарыч
          Это было бы очень хорошо, если бы было на самом деле - вроде все-таки было не совсем так...

          Не очень уместный скепсис. У каждого дела есть своя технология, у победы, у поражения, у предательства, у измены, у вредительства, у подъёма, у спада, у кризиса и т.д. Эту технологию танковой победы отработал ещё в начале войны великий танкист, тогда комбриг, Катуков и успешно применил в борьбе с танкистами Гудериана под Москвой. Тогда кавкорпус Белова, куда входила и танковая бригада Катукова, разгромил под Тулой танковую армию Гудериана. Сей феномен (разгром танковой армии кавкорпусом) был первый в истории и зафиксирован в книге рекордов Гиннеса. За это поражение Гитлер хотел Гудериана расстрелять, но его кореша заступились и спасли от стенки. По распоряжению Сталина Катуков написал после битвы небольшое наставление, где подробно описал эту технологию. Она стала псалтырём для танкистов на многие годы. Не до всех танкистов сразу дошла вся суть технологии, но к 44 году такое ведение танкового боя было уже не исключительным, а повсеместным. Когда в своих мемуарах немецкие танкисты плачут, что русских танков было так много, что они просто не успевали их подбивать, то это не вся правда. Изобилие русских танков в последние 2 года войны это заслуга не только производителей, но прежде всего фронтовых ремонтников, танкистов и конструкторов, создававших ремонтнопригодные конструкции. Более 95% повреждённых в бою машин возвращалось в строй, причём более половины через несколько часов. У танка есть только 2 основные причины безвозвратной потери. Это бросить его врагу или если от боевого повреждения сдетонирует боекомплект и топливо, всё остальное подлежит ремонту. У немцев подобная статистика была только в начале войны, когда поле боя почти всегда оставалось за ними и они могли спокойно отремонтировать не только свои, но и трофейные машины. Некоторых наших балбесов смущает, что в первые месяцы войны красноармейцы подбили танков больше, чем их у немцев было. Они ехидно хихикают и обвиняют источники во лжи. А между тем это обычная танковая статистика. Вчера подбитый (правильнее сказать повреждённый) танк ночью ремонтируется, а утром идёт снова в бой и его надо опять подбивать. Но по мере роста боевого опыта наших воинов и снижения ремонтнопригодности новых немецких машин это преимущество сошло на нет. Медвежью услугу ещё сыграло врождённое барство немецких танкистов. На фото их можно увидеть с канистрой, за погрузкой боекомплекта в машину, но никогда с ключом или кувалдой. Только в самом конце войны из под палки они начали помогать своим ремонтникам чинить машины, но было уже поздно. Это чванство не изжито до сих пор. Работая на Западе, я был поражён грязью в сталеплавильных цехах, по-русски это можно назвать «бардаком». Сталеваров очень трудно было заставить убирать за собой просыпь и мусор. Русский мастер мог запросто взять лопату и метлу и убрать за собой просыпь, фриц-рабочий только из под палки. У них удивительно чистые города, даже рабочие посёлки, но удивительно грязные цеха.
          Низкая ремонтнопригодность, малочисленность фронтового ремонтного персонала, нежелание немецких танкистов участвовать в ремонте вынуждала немецкое командование постоянно таскать машины на тыловые ремзаводы. Всё усугублялось тем, что повреждённый танк должен был тащить на буксире в тыл другой, исправный танк. Всё это катастрофически снижало число боеготовых машин на фронте. Наши же танкисты всегда и без принуждения участвовали в ремонте своих машин, считая, что это само сбой разумеется. Это конечно же сокращало его продолжительность и увеличивало количество боеготовых машин в боевых порядках. Наши танки больше воевали, чем простаивали, а немецкие слишком много времени находились в ремонте. Вот такая технология победы и такой был порядок в танковых войсках.
          1. стас57 27 июля 2012 09:57
            огда кавкорпус Белова, куда входила и танковая бригада Катукова, разгромил под Тулой танковую армию Гудериана

            а вы не ошиблись? у Белова под Тулой не было Катукова.
            Ну а дальше байки про расстрел Хайнца и про ремонтников
  10. bairat 26 июля 2012 14:24
    Цитата: master_rem
    ну да ,заплати мне золотом за ленд-лиз когда у меня работы нет,не такие чудеса увидите) С уважением.

    Нужно понимать что такое ленд-лиз, это оружие на временное пользование. Подбитая техника, порох и прочие бензины списывались сразу. Долг возник из-за того что ссср не вернул после войны тысячи паровозов, сотни тысяч грузовиков, тысячи металлообрабатывающих станков и др. полученное по ленд-лизу. Первые деньги американцы увидели в 70-х годах, потом Ельцин еще дал чуть, в итоге с учетом инфляции они получили обратно в пределах 1% от общего объема помощи. Низкий поклон им от меня за ту помощь, я бы еще памятник поставил Рузвельту в Москве, но в связи с воинствующим у нас антиамериканизмом будет это не при наших поколениях.
    1. Прохор 26 июля 2012 16:14
      Конечно, союзникам мы многим обязаны.
      Но...
      Любовь за деньги - это проституция, это не по-русски как-то...
      Прохор
      1. Lazer 26 июля 2012 16:16
        За все заплачено кровью и золотом.
    2. makrus 26 июля 2012 19:37
      Цитата: bairat
      Низкий поклон им от меня за ту помощь, я бы еще памятник поставил Рузвельту в Москве, но в связи с воинствующим у нас антиамериканизмом будет это не при наших поколениях.

      Как бы мы не относились к США сегодня, они нам помогли,это факт. Рузвельт был как мне кажется очень дальновидным человеком, и уважал СССР, в отличии от англичан, которые конечно нас поддержали, но их позиция в этой войне и вся внешняя политика 40-х была подлой. Достаточно вспомнить высказывание Черчиля о том что: "эта победа им не нужна", на фоне тех жертв что понес СССР, возникаю вопросы в разумности этого человека.
      makrus
  11. bairat 26 июля 2012 16:54
    Цитата: Прохор
    Любовь за деньги - это проституция, это не по-русски как-то...

    По русски значит это когда проявляют черную неблагодарность. Облить помоями страну, безвоздмезно пришедшую нам на помощь в самый трудный час - это по нашему. Напомню, в 42-м году была перерезана железная дорога идущая через Сталинград на Кавказ. Это была по сути последняя ниточка снабжения защищающихся южнее войск. Петля через среднюю азию, паромом в Баку не обеспечивала потребностей совершенно. В это время спасением оказался трансиранский путь поставок ленд-лиза, все необходимое войска получали оттуда. К чему привела бы потеря Кавказа, где добывалось 90% нашей нефти, объяснять наверное не нужно.
    1. Прохор 26 июля 2012 20:00
      Я не то имел в виду! Под "по-русски" я подразумевал что-то вроде "как в 2008-м в Южной Осетии".
      О какой "безвозмездности ленд-лиза" речь?
      Прохор
  12. Skavron 26 июля 2012 20:13
    я тоже заметил странность...
    у немцев посчитаны ВСЕ танки, а у нас только после 1940 года...
    так никто не сравнивает, необходимо проводить анализ с точностью в датах...
    уже за это статье жирный минус
    Skavron
  13. bairat 26 июля 2012 20:31
    Цитата: Прохор
    О какой "безвозмездности ленд-лиза" речь?

    "Суть ленд-лиза была, в общем-то, довольно проста. Согласно закону о ленд-лизе, США могли поставлять технику, боеприпасы, оборудование и проч. странам, оборона которых была жизненно важной для самих Штатов. Все поставки проходили бесплатно. Вся техника, оборудование и материалы, истраченные, израсходованные или уничтоженные во время войны, оплате не подлежали. Имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, должно было быть оплачено. "
    http://statehistory.ru/35/Lend-liz--Mify-i-realnost/
    1. Прохор 26 июля 2012 21:28
      Да?!
      В таком случае объясните: по окончании какой такой войны вёз 5,5 тонн золота из СССР крейсер "Эдинбург" в 1942 году, потопленный немцами?
      Прохор
      1. Kars 26 июля 2012 21:34
        Сколько споров про Ленд лиз.
        А вот такой момент мало кто вспоминает----американские антибиотики.
        Так что у меня несмотря на всю не любовь к янки есть за что им сказать спасибо.За деда вернувшегося с войны,по его рассказам их довали только по разрешению начальника госпиталя.

        Но это не значит что янки сдела ли что то особенное--мы были союзниками и уничтожали фрицев.
        1. loft79 26 июля 2012 23:16
          Вы правы.

          Там еще была тушенка, цветмет, резина и мнонго чего еще. В чем в первые годы войны СССр особенно нуждался.

          Те-же Студебекеры и др гр. авто.
        2. стас57 27 июля 2012 10:03
          а еще кое какие станки, очень важные в танковом производстве, ну не мне тебе рассказывать :)
      2. Братец Сарыч 26 июля 2012 22:44
        Эдинбург вез плату за поставки ПОМИМО ленд-лиза...
        Ленд-лиз это не бесплатно, это оплата после войны неиспользованных материалов - возникли трения, что и как считать, что-то оплатили, за что-то так и остался долг...
        Братец Сарыч
      3. loft79 26 июля 2012 23:14
        Это был откат )

        А если серьезно,
        то в законах всегда можно найти лазейку или внести поправку про деньги, кредиты, ссуды, сроки и т.д.
    2. flanker7 26 июля 2012 21:49
      Суть- прикрыть свою попу и попытиться вернуть затраты. КАПИТАЛИЗМ!
  14. ds4trr3ed 26 июля 2012 21:20
    Власти нашей страны уже много натворили, но это уже слишком.
    Я вообще случайно его нашла http://xurl.es/poisk
    Здесь есть информация о каждом из нас, например: родственники, друзья, переписка из соц.сетей.
    И главное это же доступно всем, я вообще сильно испугалась по началу - мало ли какой придурок там будет лазить
    Хорошо, правда, что можно удалить себя из сайта.
    ds4trr3ed
  15. _arbit 27 июля 2012 05:57
    Не тот ли это крейсер который потопили немци и после чего сша опять попросила 5.5т золота хотя прое..ли его сами?
    _arbit
  16. Qwerty43 27 июля 2012 06:09
    Вы это видели? Нынешняя власть Путина сделала эту базу данных , где можна найти подробную информацию о каждом жителе на територии бывшего СССР. Я зарегистрировалась, нашла и удалила свои данные, что и всем советую сделать . А то мали ли кто там ищет…
    Qwerty43
  17. bairat 27 июля 2012 07:48
    После начала войны, после осознания масштаба катастрофы, наше правительство начало предпринимать попытки закупки воооружения. Закон по ленд-лизу Рузвельт через конгресс еще не протолкнул, поэтому первая партия оружия была оплачена золотом.
  18. Емеля 27 июля 2012 19:12
    Цитата 1: "А после того как Вермахт потерпел поражения на Волге и Курской дуге, прекратили производство танковых узлов даже в Польше и Силезии."

    Цитата 2: "Танковые предприятия Франции и Польши использовались для импровизированной переделки, а также ремонта трофейных машин, изготовления запчастей для них. Ни одной самоходной артиллерийской установки или танка там собрано не было."

    Где логика?

    В Варшаве, если не ошибаюсь, Pz.II собирали.
    Емеля

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня