Military Review

Stepan Yankovich. Fearless Demoman

18
Stepan Yankovich. Fearless Demoman

On the Internet, there is often a photograph of a young partisan in an SS coat and a rare Steyr-Solothurn assault rifle on his belt, buying up a signature under a photo: S.S. Jankovic. What did this guy do when he was 17?


A book is stored in the National Library of Belarus, which describes the exploits of Stepan Yankovich under the heading “Fearless Demoman”.

Stepan Stepanovich Yankovich during the Great Patriotic War (from May 1942) fought in the partisan detachment named after V.P. Chkalov brigade named after Y.M. Sverdlov. For military merits awarded many government awards.

Under the combat characteristic of Stepan Stepanovich Yankovich is the date: July 25, 1944. The characteristic is signed by the commander of the brigade named after Sverdlov I.P. Marinyako, commissioner of the brigade G.A. Dudko, commander of the unit named after V.P. Chkalova P.L. Gubarev. Behind her mean and concise words is the image of the people's avenger, who has accounted for more than 40 military operations. Among them are the destruction of 12 echelons, participation in the routs of the Peskovsky and Sporovsky garrisons, in numerous battles with punishers.

In Old Sands, the Germans appeared on the fourth day of the war. The enemy noted his arrival by the mass shooting of activists of the Soviet regime. The brutal occupation regime was, according to the Nazis, to break the will of the Soviet people. But just two weeks after the invaders arrived, the 17-year-old Stepan Yankovich received the first combat mission from servicemen P.I. Gubareva and V.M. Monakhov (foremen of the 459th rifle regiment of the 42nd rifle div.), Who lodged before the war with a neighbor Yankovichi: to collect cartridges and grenades, "which are now needed as bread."


V. M Monakhov

Stepan willingly took up this assignment. Together with peers S. Mshar, P. Yankovich, V. Volk, he was looking in the forests weapon, took out cartridges, grenades and gun grease, transferred bread, lard, and shag to the forest. They tried to do everything secretly, but soon noticed that they were being monitored by the police. This guarded the guys. And on one of the May nights of 1942, the young patriots quietly one by one left the village and disappeared into the forest. And the next day with the partisans of the detachment to them. V.P. Chkalov they took part in the attack on the Peskovsky police station.


Partisans detachment them. Chkalov brigade them. Sverdlov

Under cover of darkness, the partisans entered the village, killed police officers, took away their weapons and, having released the arrested, set fire to the building in which the cells of pre-trial detention were equipped.

This was the first baptism of fire of Stepan and his peers. Success inspired the people's avengers, and they decided to consolidate it - to commit sabotage at the crossing near the Bronnaya Gora station, having dismantled the rails.

The operation was a success - at high speed the echelon with the enemy’s manpower flew downhill. The diversion was seriously alarmed by the German authorities. Rail security in the Bronnaya Gora area has been strengthened. But soon near the Bronnaya Gora a group of partisans led by Stepan Yankovich derailed the freight train, which was transporting food to the front. The Germans took a series of emergency measures. For each kilometer of the railway track, they fielded 7-8 soldiers, forcing the population of the surrounding villages to cut down the forest along the canvas. But these measures did not help either - as before, Stepan Yankovich, together with a group of demolition officers, regularly performed tasks of the detachment command. When the Germans mined the slopes, the Yankovich sabotage group began to operate on the Drogichin-Kovel railway.

To disrupt the movement of troops and cargo, partisans ambushed on highways, blew up bridges, and damaged communications.

On the Moscow highway between the villages of Zarechye and Smolyarka there was a twenty-eight meter bridge. Jankovic was instructed to destroy him. Stepan found that every night 5-7 Nazis, patrolling a section of the highway, pass through the bridge every hour exactly. Having decided to play German punctuality, Stepan along with Andrey Prokurator from Sporov brought a cart of straw to the bridge, scattered it on the flooring and doused it with kerosene. Stepan laid the ignitor with a Bickford cord tied to it. He quickly stepped over to the side of the road and set it on fire. After 10-15 minutes, the bridge burned like a torch. Random shooting began, but the partisans were already at a safe distance.

The Nazis attached great importance to the bridge over the Zhegulianka River on the Moscow highway. Sentinels stood here day and night, machine gun trunks stuck in different directions from the bunkers. It was impossible to approach the place. However, ingenuity also helped out here, Jankovic decided to use the old horse. Harnessed her at night, put a 50-pound artillery shell in the wagon. A fuse was attached to the shell with a tied telephone wire 150 meters long. In the dead of night, the wagon was sent to the bridge, and the demoman remained in the shelter. The horse walked slowly forward. Stepan unwound the wire and listened.

- Wait! Who goes! Shouted the German.

“What if the horse stops, then my idea breaks down, all the work disappears,” thought Stepan with excitement.

But the horse slowly trudged forward. One could hear the hoofs clattering muffled across the bridge. “Well done, old, did a good job,” whispered Jankovic and jerked hard at the end of the wire. There was a deafening explosion. Immediately cracked machine guns and machine guns. What's the point!

Once reconnaissance reported that a hundred Germans should move from Birch to Sands. A group of partisans of about 40 fighters advanced towards uninvited guests. They approached the ambush site at dawn, disguised themselves, set up hidden posts and patrols. I did not have to wait long. From the secret they reported the approach of the Nazis. The detachment prepared for battle. As soon as the enemy appeared on the road and caught up with a wide swampy clearing, a command was heard. Partisan machine guns, assault rifles, rifles were in a friendly manner. Surprise increased the force of the blow. Enemies were at a loss and in a panic began to scatter. In this battle, 26 soldiers were killed, as many were wounded, three were taken prisoner. There were no casualties among the partisans. The defeat of the column made a stunning impression in the Berezovsky garrison. The corpses of enemy soldiers lay in a clearing for a long time - the invaders were afraid to return to this place.

In December 1943, Yankovich, along with his military friend Andrei Procurator, was tasked with taking important information from a liaison officer in the village of Sokolovo. Stepan changed into German uniform, Andrei - in the uniform of a policeman. Let's go on the cart. Having passed a little, they noticed that a wagon was moving towards them.

- The Germans are in the sleigh! Three. What do we do?

-Forward! Said Stepan quickly.

The wagons got closer. Two officers and a soldier sat in a sleigh. Stepan raised his hand and in broken German asked:

“Who are you and where are you going?” The commandant of the Peskovsky police station is talking to you.

“Gut,” the Fritzs reply, “we are on our way to you.”

- It is very dangerous to move along this road. According to our data, partisans mined it in several places. We'll have to go around, ”Stepan finished.

While talking, from Sokolov, about half a kilometer from them, a string of carts with the Germans appeared. The situation is very complicated. Stepan frantically sought a way out of this situation.

“That's what, panov,” he told the officers, pointing to a moving train, “let's call in to my commandant’s office, I’ll take my people and they will be good guides to you.”

The officers consulted and agreed to be guests of the "commandant’s panel."

- I think, panov, everyone should not go. Someone should stay here and warn our people about the danger.

- Gut. Zer Gut. Very right, Mr. Commandant, ”one of the officers answered.

“I ask the gentlemen in my sleigh,” invited Stepan.

The officers relocated, and Jankovic launched the horse in a big trot.

Ahead appeared the beautiful house of Ignat Trutko. Stepan abruptly stopped the horse.

- Here is the commandant’s office. Get off, get warm, ”he suggested to the Germans.

Stepan, like a real owner, walked 5-7 steps ahead of his guests, quickly pulled out a gun in the canopy.

- Hands up!

The Germans were taken aback and immediately obeyed the order. Andrew quickly disarmed them. Literally right in front of the enemy’s nose, the daredevils slipped into Voitešin, and from there through the Black Lake to the village of Chryso. The officers were delivered to the brigade headquarters.

Soon after, a resident of the village of Yartsevichi Tsibulsky came to the detachment and said that two unknown persons had wandered into his farm and were interested in the partisans. A group of partisans led by Yankovitch immediately went to the farm. There they saw two men - one was about forty-five, the other no more than thirty.

“We want to fight the enemy.” Take us to the squad, ”they declared with one voice.

The partisans arrived in the detachment late at night and, under the reliable guard of the sentries, went to rest. Jankovic purposely settled next to the guests and pretended to be asleep. It took about an hour and a half. And suddenly Stepan heard a whisper. Spoken in German:

- Clearly, we didn’t get there. And, perhaps, we’re unlikely to get out of here.

- By all means it is necessary to flee at the first opportunity.

After waiting for the morning, the partisans thoroughly searched the newcomers, ripped apart clothes, shoes and discovered suspicious documents. During interrogation at the headquarters, it turned out that these were spies who were given the task of scouting the place of deployment of the partisans and of killing the commanders.

It was February 1944. On one of these days, the detachment spread heavy news: Stepan Yankovich was seriously wounded by a torn mine during the next mining, both hands and eyes were damaged. Partisan doctors did everything that could be done in the field. The first plane arrived from the mainland, the fearless demoman was sent for treatment. Even the doctors themselves doubted that the human body could cope with such a serious wound. But Jankovic survived. Soon after the area was liberated from Nazi invaders, the former partisans returned to their native Sands. But the meeting with the most expensive people did not take place - the Nazis vented their anger on the parents of a brave partisan: they shot their mother, brother and sister, their father was taken to Germany.

Soon Stepan started a family, became a permanent resident of the village of Niva, in 1954 joined the Communist Party.

Pyotr Mamertovich Kowalski described these and a number of other events that occurred in the partisan detachment named after Chkalov brigade them. Ya.M. Sverdlova in her book “In the Brest Forests. Notes of the partisan. "


Kowalski P.M. 1929

The article is based on the book by Ivan Shamyakin “Memory. Historical and documentary chronicle of the Berezovsky district of the Brest region ”(1986).
Author:
Photos used:
waralbum.ru
18 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Peter is not the first
    Peter is not the first 21 March 2020 05: 43 New
    14
    Eternal memory to the heroes who fought for us!
    1. nikon7717
      nikon7717 21 March 2020 09: 04 New
      11
      And not just a hero, but with military talent! At the age of 17, only on the knowledge of a rural school he had a conversation with the Germans, he understood speech well by ear. Constantly made non-standard decisions, confused the enemy! And this is all by himself, without special training, in the difficult conditions of partisan life! Glory!
      1. Malyuta
        Malyuta 21 March 2020 10: 32 New
        13
        The heroic story of the life and feat of an ordinary 17-year-old boy, one of the millions of the same Soviet guys who, in the most difficult conditions, won the Victory over the invaders.
        naya:
        the song of heavy graves will not open!
        But on behalf of the heart,
        on behalf of life
        I repeat!
        Eternal
        Glory
        To the heroes! ..
        And immortal hymns
        farewell hymns
        majestically floating over a sleepless planet ...
        Let not all the heroes -
        those,
        who died -
        fallen
        eternal glory!
        Eternal Glory !!

        Recall everyone by name,
        we remember our grief ...
        It is necessary -
        not dead!
        This is necessary -
        alive!
  2. Zaurbek
    Zaurbek 21 March 2020 07: 24 New
    +6
    There were people at the time .....
  3. Ros 56
    Ros 56 21 March 2020 07: 59 New
    +5
    We have someone to be proud of, Honor and Glory to the Heroes.
    1. cost
      cost 21 March 2020 17: 35 New
      +5
      On the Internet, there is often a photo of a young partisan in an SS cloak and a rare Steyr-Solothurn assault rifle

      Steyr-Solothurn S1-100
      A submachine gun developed on the basis of the experimental German submachine gun Rheinmetall MP19 of the Luis Stange system. It was produced in Austria and Switzerland, and was widely offered for export. S1-100 is often considered as one of the best submachine guns of the interwar period.





      TTH:
      Designer Louis Stange
      Designed 1929
      Manufacturer Solothurn AG
      Years of production 1929 - 1940
      Characteristics
      Weight, kg 3,5 (without magazine)
      Length, mm 850
      Barrel length, mm 200
      Cartridge 9 × 19 mm Parabellum
      Caliber mm 9
      Principles of Operation Free Shutter
      Rate of fire
      rounds / min 400
      starting speed
      bullets, m / s 370
      Sighting range, m 200
      Type of ammunition box magazine for 20 or 32 rounds
      The main advantage of the Steyr-Solothurn S1-100 was its reliability and the ability to use different cartridges. Of course, interesting and constructive solution associated with the equipment store of clips.
      It is important that the submachine gun was easy to maintain and easy to clean. He lifted the trunk lid and got access to all the main mechanisms.
      1. nikon7717
        nikon7717 22 March 2020 14: 17 New
        +2
        And the guy’s weapon is trophy. There was a special chic and pride in wartime!
        The indicator that the owner did not miss, in the battle he got from the enemy!
        Good for you!
      2. About 2
        About 2 25 March 2020 07: 27 New
        +1
        Louis Stange, in addition to this PP, also led the development of the German MG 34 machine gun.
        1. cost
          cost 25 March 2020 18: 17 New
          0
          Greetings, namesake hi
          One of the best pre-war German small arms designers. There is a literate well-illustrated article about him on the VO in the "Armaments" section.
          1. About 2
            About 2 27 March 2020 11: 16 New
            +1
            Yes, I agree with you, an article about him was if I remember correctly several years ago in the Kalashnikov magazine. One of the leading designers of this machine gun was Gruner as well.
            1. About 2
              About 2 27 March 2020 11: 28 New
              0
              As for Gruner, I most likely made a mistake; the data is very old, even under socialism, they wrote that he was allegedly the developer of this machine gun, but he was one of the leading engineers at Grossfus and it is written that he was the developer of the MG 42 machine gun, although I read that the machine gun was designed by the doctor Lange.
  4. DMB 75
    DMB 75 21 March 2020 08: 04 New
    +9
    Thanks to the soldiers of Victory for not knowing the war ... Nobody is forgotten, nothing is forgotten!
  5. Thrifty
    Thrifty 21 March 2020 09: 08 New
    +7
    I remember in the Soviet era such a book was published, like it consisted of two volumes "Medal for battle, Medal for labor." There they wrote briefly about teenagers, war heroes and home front workers! I dream, naively, that someone will republish these books someday! Here, these books can be used to make more than one film about the Great Patriotic War! hi
  6. KOMA
    23 March 2020 01: 26 New
    +2

    Stepan Stepanovich Yankovich
    On February 22, 1944, during the mining of the railway in the hands of Stepan Yankovich, a push detonator detonated, the mine was in the hands of a fearless demolition man and could work at any moment, then the operation could be disrupted. Then Stepan stood behind a huge tree, took his hand with a charge for the oak and squeezed the mine tightly, and waited for the charge installed under the railroad sheet to work. Two explosions sounded almost simultaneously. Stepan Yankovich was torn off by the left hand, several fingers on his right hand, injured both eyes and was badly chopped by fragments of wood. The comrades-in-arms dragged him unconscious through the winter forest, Stepan woke up in a hut on some farm where friends brought him to bandage him. While the partisans were dressing Stepan, the Germans rushed to the farm, the whole hut was in blood and the partisans prepared to give the last battle, but the hostess, collecting all the food that she had, got a bottle of moonshine and ran out to the Nazis. Pleased with a generous offering from a welcoming hostess, the Germans did not go to search her hut. Friends brought the seriously wounded Stepan to the squad. (According to the memoirs of Stepan Yankovich).


    Autobiography of Stepan Yankovich.
    1. KOMA
      23 May 2020 01: 18 New
      0

      Award sheet for the Partisan of the Patriotic War 1st degree medal.
  7. Gorbunov Artem
    Gorbunov Artem 23 March 2020 11: 11 New
    -4
    In Belarusian publishing houses of printed literature, many books are devoted to fellow countrymen heroes, wars of liberation. In Russia, for some reason, this topic is bypassed. Ano is understandable, because the mottos of the SS, and the Poles, and even Hitler were recreated.
    1. KOMA
      23 March 2020 15: 04 New
      +1
      Comrade Artyom, take the trouble to reveal your claim, who recreated the SS, policemen and Hitler Youth?
      1. Gorbunov Artem
        Gorbunov Artem 2 October 2020 21: 29 New
        0
        I apologize for the delay in answering. CURRENT POWER. And the parallels are on the surface. Isn't it visible?

Военное обозрение

Степан Янкович. Бесстрашный подрывник

18
Степан Янкович. Бесстрашный подрывник

На просторах Интернета часто встречается фотография молодого партизана в эсэсовском плаще и редким автоматом Steyr-Solothurn на ремне, скупая подпись под фото: С.С. Янкович. Что же такого совершил этот парень в свои 17 лет?


В Национальной библиотеке Белоруссии хранится книга, в которой описаны подвиги Степана Янковича под заголовком «Бесстрашный подрывник».

Степан Степанович Янкович во время Великой Отечественной войны (с мая 1942 г.) воевал в партизанском отряде имени В.П. Чкалова бригады имени Я.М. Свердлова. За боевые заслуги удостоен многих правительственных наград.

Под боевой характеристикой Степана Степановича Янковича стоит дата: 25 июля 1944 года. Характеристика подписана командиром бригады имени Свердлова И.П. Мариняко, комиссаром бригады Г.А. Дудко, командиром отряда имени В.П. Чкалова П.Л. Губаревым. За её скупыми и лаконичными словами встаёт образ народного мстителя, на счету которого более 40 боевых операций. Среди них подрыв 12 эшелонов, участие в разгромах Песковского и Споровского гарнизонах, в многочисленных боях с карателями.

В Старых Песках немцы появились на четвертый день войны. Свой приход враг отметил массовым расстрелом активистов советской власти. Жестокий оккупационный режим должен был, по мнению гитлеровцев, сломить волю советских людей. Но уже через две недели после прихода оккупантов 17-летний Степан Янкович получил первое боевое задание от военнослужащих П.И. Губарева и В.М. Монахова (старшины 459-го стрелкового полка 42-й стрелковой див.), квартировавших до начала войны у соседа Янковичей: собирать патроны и гранаты, «которые сейчас нужны как хлеб».


В. М Монахов

Степан охотно взялся за это поручение. Вместе со сверстниками С. Мшаром, П. Янковичем, В. Волком он искал в лесах оружие, доставал патроны, гранаты и оружейную смазку, передавал в лес хлеб, сало, махорку. Старались делать всё скрытно, но вскоре заметили, что за ними ведет наблюдение полиция. Это насторожило ребят. И в одну из майских ночей 1942 года молодые патриоты по одному незаметно вышли из села и скрылись в лесу. А на следующий день с партизанами отряда им. В.П. Чкалова они приняли участие в нападении на Песковский полицейский участок.


Партизаны отряда им. Чкалова бригады им. Свердлова

Под покровом темноты партизаны проникли в село, убили полицейских, забрали оружие и, освободив арестованных, подожгли здание, в котором были оборудованы камеры предварительного заключения.

Это было первое боевое крещение Степана и его сверстников. Успех окрылил народных мстителей, и они решили закрепить его — совершить диверсию на переезде вблизи станции Бронная Гора, разобрав рельсы.

Операция удалась — на большой скорости полетел под откос эшелон с живой силой противника. Диверсия не на шутку встревожила немецкие власти. Охрана железной дороги в районе Бронной Горы была усилена. Но вскоре близ Бронной Горы группа партизан во главе со Степаном Янковичем пустила под откос товарный состав, который вёз продукты на фронт. Немцы приняли ряд экстренных мер. На каждый километр железнодорожного пути они выставили по 7-8 солдат, заставили население окрестных деревень вырубать лес вдоль полотна. Но и эти меры не помогли — как и раньше, Степан Янкович вместе с группой подрывников регулярно выполнял задания командования отряда. Когда же немцы заминировали откосы, диверсионная группа Янковича стала действовать на железной дороге Дрогичин — Ковель.

Чтобы нарушить передвижение войск и грузов, партизаны устраивали засады на шоссейных дорогах, взрывали мосты, повреждали связь.

На Московском шоссе между деревнями Заречье и Смолярка был мост размером двадцать на восемь метров. Янковичу поручили уничтожить его. Степан установил, что каждую ночь 5-7 гитлеровцев, патрулируя участок шоссе, проходят по мосту точно через каждый час. Решив сыграть на немецкой пунктуальности, Степан вместе с Андреем Прокуратором из Спорова подвезли к мосту воз соломы, разбросали её по настилу и облили керосином. Степан заложил запальник с привязанным к нему бикфордовым шнуром. Быстро отошел на обочину и поджег его. Через 10-15 минут мост запылал, как факел. Началась беспорядочная стрельба, но партизаны находились уже на безопасном расстоянии.

Важное значение гитлеровцы придавали мосту через реку Жегулянку на Московском шоссе. Днем и ночью здесь стояли часовые, из дзотов в разные стороны торчали стволы пулемётов. Подойти к месту было невозможно. Однако и здесь выручила смекалка, Янкович решил использовать старую лошадёнку. Ночью запряг её, положил в повозку 50-килограммовый артиллерийский снаряд. К снаряду присоединил взрыватель с привязанным телефонным проводом длинной 150 метров. Глубокой ночью повозка была направлена на мост, а сам подрывник остался в укрытии. Лошадь потихоньку шла вперед. Степан же разматывал провод и прислушивался.

— Стой! Кто идёт! — кричал немец.

«А вдруг лошадь остановится, тогда сорвется моя затея, пропадут все труды», — с волнением подумал Степан.

Но лошадь не спеша плелась вперед. Было слышно, как копыта глухо цокали уже по мосту. «Молодчина, старая, сослужила добрую службу», — прошептал Янкович и сильно дёрнул за конец провода. Раздался оглушительный взрыв. Сразу же затрещали автоматы и пулемёты. Да что в этом толку!

Однажды разведка донесла, что из Березы в Пески должен двигаться отряд немцев в сто человек. Группа партизан около 40 бойцов выдвинулась навстречу непрошеным гостям. К месту засады подошли на рассвете, замаскировались, выставили скрытые посты и дозоры. Ожидать пришлось недолго. Из секрета сообщили о приближении гитлеровцев. Отряд приготовился к бою. Как только противник показался на дороге и поравнялся с широкой заболоченной поляной, раздалась команда. Дружно застрочили партизанские пулемёты, автоматы, винтовки. Внезапность увеличила силу удара. Враги растерялись и в панике стали разбегаться . В этом бою было убито 26 солдат, столько же было ранено, трое взяты в плен. Среди партизан потерь не было. Разгром колонны произвел ошеломляющее впечатление в Березовском гарнизоне. Трупы вражеских солдат долго лежали на поляне — оккупанты боялись возвращаться на это место.

В декабре 1943 года Янкович вместе с боевым другом Андреем Прокуратором получил задание взять важные сведения у связного в деревне Соколово. Степан переоделся в немецкую форму, Андрей — в форму полицейского. Поехали на подводе. Немного проехав, заметили, что навстречу им движется повозка.

— В санях немцы! Трое. Что будем делать?

—Вперёд! — быстро проговорил Степан.

Повозки сблизились. В санях сидели два офицера и солдат. Степан поднял руку и на ломаном немецком спросил:

— Кто вы и куда направляетесь? С вами говорит комендант Песковского полицейского участка.

— Гут, — отвечают фрицы, — мы как раз направляемся к вам.

— По этой дороге двигаться очень опасно. По нашим данным, партизаны заминировали её в нескольких местах. Придётся ехать в объезд, — закончил Степан.

Пока разговаривали, из Соколова, примерно в полукилометре от них, показалась вереница подвод с немцами. Ситуация сильно осложнилась. Степан лихорадочно искал выход из создавшегося положения.

— Вот что, панове, — сказал он офицерам, показывая на движущийся обоз, — давайте заедем ко мне в комендатуру, я возьму своих людей, и они будут вам добрыми проводниками.

Офицеры посовещались и согласились быть гостями «пана коменданта».

— Мне думается, панове, всем ехать не следует. Кто-то должен остаться здесь и предупредить наших об опасности.

— Гут. Зер гут. Очень правильно, пан комендант, — ответил один из офицеров.

— Прошу господ в мои сани, — пригласил Степан.

Офицеры пересели, и Янкович пустил лошадь крупной рысью.

Впереди показался красивый дом Игната Трутько. Степан резко остановил лошадь.

— Вот и комендатура. Слезайте, обогреемся, — предложил он немцам.

Степан, как настоящий хозяин, прошел на 5-7 шагов впереди своих гостей, в сенях быстро выхватил пистолет.

— Руки вверх!

Немцы опешили и тут же подчинились приказанию. Андрей быстро разоружил их. Буквально перед самым носом врага смельчаки проскочили в Войтешин, оттуда — через Чёрное озеро в деревню Хрисо. Офицеры были доставлены в штаб бригады.

Вскоре после этого в отряд пришел житель деревни Ярцевичи Цибульский и сказал, что к нему на хутор забрели двое неизвестных и интересуются партизанами. Группа партизан во главе с Янковичем тут же направилась к хутору. Там они увидели двух мужчин — одному было лет сорок пять, другому не более тридцать.

— Хотим драться с врагом. Возьмите нас в отряд, — в один голос заявили они.

В отряд партизаны пришли поздно ночью и под надёжной охраной часовых легли отдыхать. Янкович нарочно устроился рядом с гостями и сделал вид, что спит. Прошло примерно часа полтора. И вдруг Степан услышал шепот. Говорили на немецком языке:

— Ясно, мы не туда попали. И, пожалуй, вряд ли отсюда выберемся.

— Во что бы то ни стало надо при первом же удобном случае бежать.

Дождавшись утра, партизаны тщательно обыскали новичков, распороли по швам одежду, обувь и обнаружили подозрительные документы. На допросе в штабе выяснилось, что это шпионы, которые получили задание разведать место дислокации партизан, убить командиров.

Шел февраль 1944 года. В один из этих дней отряд облетела тяжелая весть: Степан Янкович при очередном минировании тяжело ранен разорвавшейся миной, повреждены обе руки и глаза. Партизанские врачи сделали всё, что можно было сделать в походных условиях. Первым прибывшим с Большой земли самолётом бесстрашный подрывник был отправлен на лечение. Даже сами врачи сомневались, что человеческий организм в состоянии справится с таким тяжелым ранением. Но Янкович выжил. Вскоре после освобождения района от немецко-фашистских захватчиков бывший партизан возвратился в родные Пески. Но встреча с самыми дорогими людьми не состоялась — гитлеровцы выместили свою злобу на родителях отважного партизана: расстреляли мать, брата и сестру, отца вывезли в Германию.

Вскоре Степан обзавелся семьей, стал постоянным жителем деревни Нивы, в 1954 вступил в КПСС.

Петр Мамертович Ковальский описал эти и ряд других событий, произошедших в партизанском отряде им. Чкалова бригады им. Я.М. Свердлова в своей книге «В Брестских лесах. Записки партизана».


Ковальский П. М. 1929 год

Статья написана по материалам книги Ивана Шамякина «Память. Историко-документальная хроника Березовского района Брестской области» (1986 год).
Автор:
Использованы фотографии:
waralbum.ru
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Петр не первый
    Петр не первый 21 марта 2020 05:43 Новый
    +14
    Вечная память героям которые сражались за нас!
    1. nikon7717
      nikon7717 21 марта 2020 09:04 Новый
      +11
      И не просто герой, а с военным талантом! В 17 лет, только на знаниях сельской школы разговор вел с немцами, понимал речь на слух хорошо. Постоянно предпринимал не стандартные решения, сбивал врага с толку! И это же все сам, без спец подготовки, в тяжёлых условиях партизанского быта! Слава!
      1. Малюта
        Малюта 21 марта 2020 10:32 Новый
        +13
        Героическая история жизни и подвига обычного 17-ти летнего паренька, одного из миллионов таких же советских парней, кто в тяжелейших условиях добывал Победу над захватчиками.
        наю:
        песня тяжелых могил не откроет!
        Но от имени сердца,
        от имени жизни,
        повторяю!
        Вечная
        Слава
        Героям!..
        И бессмертные гимны,
        прощальные гимны
        над бессонной планетой плывут величаво…
        Пусть не все герои,—
        те,
        кто погибли,—
        павшим
        вечная слава!
        Вечная слава!!

        Вспомним всех поименно,
        горем вспомним своим…
        Это нужно —
        не мертвым!
        Это надо —
        живым!
  2. Zaurbek
    Zaurbek 21 марта 2020 07:24 Новый
    +6
    Были люди в то время.....
  3. Ros 56
    Ros 56 21 марта 2020 07:59 Новый
    +5
    Нам есть кем гордиться, Честь и Слава Героям.
    1. рич
      рич 21 марта 2020 17:35 Новый
      +5
      На просторах Интернета часто встречается фотография молодого партизана в эсэсовском плаще и редким автоматом Steyr-Solothurn

      Steyr-Solothurn S1-100
      Пистолет-пулемёт, разработанный на основе экспериментального немецкого пистолета-пулемёта Rheinmetall MP19 системы Луиса Штанге. Выпускался в Австрии и Швейцарии, широко предлагался на экспорт. S1-100 нередко рассматривается как один из лучших пистолетов-пулемётов межвоенного периода.





      ТТХ:
      Конструктор Луис Штанге (Louis Stange)
      Разработан 1929 год
      Производитель Solothurn A.G.
      Годы производства 1929 - 1940
      Характеристики
      Масса, кг 3,5 (без магазина)
      Длина, мм 850
      Длина ствола, мм 200
      Патрон 9×19 мм Парабеллум
      Калибр, мм 9
      Принципы работы свободный затвор
      Скорострельность,
      выстрелов/мин 400
      Начальная скорость
      пули, м/с 370
      Прицельная дальность, м 200
      Вид боепитания коробчатый магазин на 20 или 32 патрона
      Главным достоинством Steyr-Solothurn S1-100 была его надежность и возможность применять разные патроны. Безусловно, интересно и конструктивное решение, связанное со снаряжением магазина из обойм.
      Важно, что пистолет-пулемет был прост в обслуживании и легок для чистки. Поднял крышку ствола и получил доступ ко всем основным механизмам.
      1. nikon7717
        nikon7717 22 марта 2020 14:17 Новый
        +2
        А оружие у парня трофейное. Особый шик и гордость в военное время было!
        Показатель, что владелец не промах, в бою добыл у врага!
        Удалец!
      2. Примерно 2
        Примерно 2 25 марта 2020 07:27 Новый
        +1
        Луис Штанге помимо этого ПП также руководил разработкой немецкого пулемёта MG 34.
        1. рич
          рич 25 марта 2020 18:17 Новый
          0
          Приветствую Вас, тезка hi
          Один из лучших довоенных немецких конструкторов стрелкового оружия. Про него на ВО в разделе "Вооружения" есть грамотная хорошо иллюстрированная статья.
          1. Примерно 2
            Примерно 2 27 марта 2020 11:16 Новый
            +1
            Да согласен с вами,статья про него была если мне не изменяет память несколько лет назад в журнале Калашников.Одним из ведущих конструкторов этого пулемёта так же был Грюнер.
            1. Примерно 2
              Примерно 2 27 марта 2020 11:28 Новый
              0
              Насчет Грюнера я скорее всего ошибся это данные очень старые ещё при социализме писали что якобы он являлся разработчиком этого пулемёта, однако он был одним из ведущих инженеров фирмы Гроссфус и пишется что он был разработчиком пулемёта MG 42,хотя я читал что этот пулемет разрабатывал конструктор доктор Ланге.
  4. ДМБ 75
    ДМБ 75 21 марта 2020 08:04 Новый
    +9
    Спасибо солдатам Победы, за то, что не знаем войны...Никто не забыт, ничто не забыто!
  5. Бережливый
    Бережливый 21 марта 2020 09:08 Новый
    +7
    Помню я в Советское время выпускалась такая книга, вроде из двух томов она состояла "Медаль за бой, Медаль за труд " . Там кратенько писали о подростках, героях войны и тружениках тыла! Мечтаю, наивно, что кто-нибудь когда-нибудь переиздаст эти книги! Вот , по этим книгам можно сделать далеко не один фильм о Великой Отечественной войне! hi
  6. KOMA
    23 марта 2020 01:26 Новый
    +2

    Степан Степанович Янкович
    22 февраля 1944 года при минировании железной дороги в руках Степана Янковича сработал детонатор нажимного действия, мина была в руках бесстрашного подрывника и в любой момент могла сработать, тогда операция могла бы быть сорвана. Тогда Степан встал за огромным деревом, отвел руку с зарядом за дуб и крепко сжав мину, стал ждать, когда сработает заряд, установленный под полотном железной дороги. Два взрыва прозвучали почти одновременно. Степану Янковичу оторвало кисть левой руки, несколько пальцев на правой руке, повредило оба глаза и сильно посекло осколками дерева. Боевые товарищи тащили его потерявшего сознание по зимнему лесу, очнулся Степан в хате на каком- то хуторе, куда друзья занесли его перевязать. Пока партизаны перевязывали Степана, на хутор нагрянули немцы, вся хата была в крови и партизаны приготовились дать последний бой, но хозяйка, собрав всю еду, что была у неё, достала бутыль самогона и выбежала к фашистам. Обрадованные щедрым подношением от радушной хозяйки немцы не пошли обыскивать её хату. Друзья доставили тяжелораненого Степана в отряд. (По воспоминаниям Степана Янковича).


    Автобиография Степана Янковича.
    1. KOMA
      23 мая 2020 01:18 Новый
      0

      Наградной лист на медаль Партизану Отечественной Войны 1-й степени.
  7. Горбунов Артем
    Горбунов Артем 23 марта 2020 11:11 Новый
    -4
    В белорусских издательствах печатной литературы много книг посвящено землякам героям, войнам освободителям. В России эту тему почему-то обходят стороной. Ано и понятно, ведь воссоздали и девизии сс, и и полецаев, и даже Гитлер югент.
    1. KOMA
      23 марта 2020 15:04 Новый
      +1
      Товарищ Артём, потрудитесь раскрыть свою претензию, кто воссоздал СС, полицаев и гитлерюгенд?
      1. Горбунов Артем
        Горбунов Артем 2 октября 2020 21:29 Новый
        0
        Прошу прощение за задержку с ответом. НЫНЕШНЯЯ ВЛАСТЬ. А параллели на поверхности. Разве не видно?