Военное обозрение

Программа «Gray Wolf»: новый двигатель TDI-J85 для крылатых ракет откроет ВВС США новые возможности

40

В США протестировали первый в своем роде небольшой турбореактивный двигатель. Испытания проводились в рамках программы под символическим названием «Серый волк» («Gray Wolf»).


Главная задача программы, запущенной Военно-воздушными силами США, заключается в разработке технологий, которые могли бы значительно удешевить производство крылатых ракет. Но двигатель способен приводить в действие и другие воздушные системы, включая и беспилотные летательные аппараты, созданию которых в американской армии уделяется все большее внимание.

Двигатель TDI-J85 был представлен Technical Directions Inc. (TDI) – подразделением известного производителя беспилотных летательных аппаратов Kratos. За реализацию программы «Серый волк» отвечает Исследовательская лаборатория Военно-воздушных сил США. Именно она опубликовала фотографию истребителя F-16 Viper, несущего летательный аппарат с логотипом Griffon Aerospace.

О начале работ по реализации программы «Серый волк» впервые стало известно еще в 2017 году, когда Исследовательская лаборатория ВВС США заключила соглашение с корпорациями Northrop Grumman и Lockheed Martin. Затем Northrop Grumman приступила к совместной работе с Technical Directions Inc., результатом которой и стало тестирование двигателя.

Руководитель Управления по боеприпасам Исследовательской лаборатории ВВС США полковник Гарри Хаас считает, что успешное тестирование значительно повысит общую уверенность американских военных в эффективности и нового двигателя, и вооружения в целом. Несмотря на то, что разработка двигателя оказалась достаточно сложной, Исследовательская лаборатория ВВС, TDI и Northrop Grumman смогли наладить, по словам полковника, «выдающееся сотрудничество».

Программа «Gray Wolf»: новый двигатель TDI-J85 для крылатых ракет откроет ВВС США новые возможности

Итак, что же представляет собой TDI-J85? Это турбореактивный двигатель, вес которого составляет примерно 12,7 кг. К примеру, турбовентиляторный двигатель Williams F107, установленный на крылатой ракете воздушного базирования AGM-86B (ALCM), относится к классу тяги в 600 фунтов и весит около 67 фунтов, то есть в два раза больше предлагаемого двигателя.

В Исследовательской лаборатории ВВС США отмечают, что двигатель TDI-J85 прошел успешные испытания, кульминацией которых стала работа двигателя на большой высоте. Он оправдал ожидания разработчиков по характеристикам тяги и показал крайнюю эффективность в расходовании топлива.

Конструкция двигателя была ориентирована на доступность и технологичность, что позволяет увеличить производство. Результаты испытаний подтвердили работоспособность двигателя,

- заявил представитель Исследовательской лаборатории ВВС США.


Таким образом, у американских военных появился первый двигатель такого класса, способный успешно работать на высоте. Конечно, несомненным достоинством двигателя является и его ценовая категория. Он намного дешевле, чем другие двигатели, использовавшиеся в американской авиации. Пока в ВВС США не сообщают о стоимости одного двигателя TDI-J85. Но известно, что шесть лет назад, в 2014 году, двигатель F107 обходился в 190 тысяч долларов.

Между тем, именно стремление к удешевлению стоимости двигателя и явилась одним из основных факторов, повлиявших на запуск программы «Серый волк». Экономичность и невысокая цена двигателя позволяют снизить общую стоимость отдельных крылатых ракет воздушного базирования.

Высокая стоимость прежних двигателей делала использование крылатых ракет весьма дорогостоящей затеей. Поэтому в ВВС и задумались о необходимости снижения их стоимости. В свою очередь, более дешевые крылатые ракеты – это больше крылатых ракет, что позволит добиваться максимального эффекта во время массированных атак.

Еще одна важная причина – потребность в перспективном увеличении дальности действия оружия без необходимости увеличения количества используемого топлива. В новом двигателе топливная нагрузка уменьшается, а значит, что крылатая ракета может быть оснащена более крупной боеголовкой.

Если двигатели будут запущены в серийное производство, американские Военно-воздушные силы получат принципиально новые возможности, которые значительно усилят их боевую мощь.
Автор:
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. gridasov
    gridasov 21 марта 2020 11:04
    0
    Все так же не меняют базовые физические принципы работы двигателя. Отсюда и вся совокупная малоэффективность. Стереотипы мышления конструкторов мешают развитию
    1. Roman 57 rus
      Roman 57 rus 21 марта 2020 13:23
      +4
      А у Вас есть предложения???
      1. gridasov
        gridasov 21 марта 2020 13:46
        0
        Безусловно! Тем более мы говорим о технологии не только применимой в двигателестроении ,кардинально изменяющей её на новый качественный уровень. Это технология очень широкого применения . Кстати актуальная и для борьбы с вирусной пандемией. Почему ,я уже неоднократно писал.
  2. Горный стрелок
    Горный стрелок 21 марта 2020 11:10
    +5
    Все это очень хорошо, что двигатель той же тяги будет в два раза легче и в два? же раза дешевле... Но в крылатой ракете стоимость этого агрегата - процентов 20. Ну будет 10... Экономия топлива тоже процентов на 10, не более. И это не радикально. Ни снижение цены, ни экономия веса. 65 фунтов, это 30 кг, примерно. Ихний фунт 453 гр.
    Пусть будет в два раза легче...12.7 кг... 17 кг экономии. Пусть это будет топливо... 5% дальности?
    1. Zaurbek
      Zaurbek 21 марта 2020 11:28
      0
      То, что он легче и экономичнее , даствозможность взять больше топлива....
      1. dauria
        dauria 21 марта 2020 13:41
        +2
        То, что он легче и экономичнее ,


        Нет ни одной характеристики, ни одного графика, а мы уже самолёт рассчитываем. Пустой разговор. А турбореактивных движков сейчас как грязи и американцы и европейцы лепят . От 1 кг до тонны тяги. От пары тысяч баксов до миллионов.
    2. Владимир_2У
      Владимир_2У 21 марта 2020 11:54
      +2
      Тут важнее не вес, а диаметр, для Ф-107 указан в 305 мм,
      а для этого в 8,81 дюйма, это 224 мм, а это меньше габариты самого боеприпаса/БПЛА, либо большие свободные объёмы, а значит больше горючки, или ВВ, или аппаратуры. Не прорыв, но заметное достижение.
    3. ФЦСО
      ФЦСО 21 марта 2020 15:48
      +3
      Да автор заметки вообще не в теме от слова "совсем". В противном случае он бы знал, что TDI-J85 относится к классу двигателей с тягой всего "200 фунтов"!
      Источник: https://www.thedrive.com/the-war-zone/32669/air-forces-gray-wolf-program-tests-game-changing-small-low-cost-jet-engine
      А "Williams F107" относится к классу двигателей с тягой всего "600 фунтов"!
      Ну, да, на AGM-86B можно поставить TDI-J85 вместо "Williams F107", а боевую часть сделать более тяжёлой. Но возникает вопрос, а как она полетит с двигателем, у которого тяга в три раза ниже? Как изменится скорость и дальность?.. Ничего, что у AGM-86B полётная масса почти полторы тонны?..
    4. Васян1971
      Васян1971 21 марта 2020 15:51
      0
      Цитата: Горный стрелок
      И это не радикально.

      Ну, не знаю... Цент доллар бережёт. Тем более при таком раздутом бюджете и по-настоящему массовой закупке.
      Можно задуматься...
    5. orionvitt
      orionvitt 21 марта 2020 19:56
      0
      Слабо верится. При собственном весе 12.7 кг, иметь тягу 600 фунтов (270 кг)? Тогда как старый советский, Р95-300 для Х-55, при весе 80 кг, имел тягу 300 кг. И притом считался очень хорошим по своим характеристикам (масса, тяга, удельный расход топлива). Что то трындят американцы. Может конечно, что то у них получилось дешевле, соглашусь, но заявленное, явно отдаёт небывальщиной.
  3. Рядовой-К
    Рядовой-К 21 марта 2020 11:10
    -1
    Думаю, что нет смысла продолжать мучать устаревший и сомнительно эффективный концепт ракеты разработки 1970-х годов.
    США нужна новая КР с новыми характеристиками. А штамповать Томагавки, с новым двигателем или старым, сбиваемые всеми современными средствами ПВО и надеяться прорваться за счёт численности - ошибочно.
    А на основе нового двигателя лучше придумать что-то новое.
    1. lucul
      lucul 21 марта 2020 11:48
      +1
      А штамповать Томагавки, с новым двигателем или старым, сбиваемые всеми современными средствами ПВО и надеяться прорваться за счёт численности - ошибочно.

      Пока что ,Томагавки удавалось сбивать только нам . Для всех остальных стран - это несбиваемое оружие ....
    2. Morrrow
      Morrrow 21 марта 2020 14:44
      -1
      А кто сбил томагавки?
    3. Васян1971
      Васян1971 21 марта 2020 15:53
      +1
      Цитата: Рядовой-К
      Думаю, что нет смысла продолжать мучать устаревший и сомнительно эффективный концепт ракеты разработки 1970-х годов.
      США нужна новая КР с новыми характеристиками.

      Точно? Вы на чьей стороне? laughing Пусть продолжают мучать.
    4. orionvitt
      orionvitt 21 марта 2020 20:01
      0
      Цитата: Рядовой-К
      А на основе нового двигателя лучше придумать что-то новое.

      Ну во первых, ничего нового в новом двигателе, кроме цены нет. Заявленные характеристики под сомнением. А во вторых, "что то новое", это пальцем в небо. Уточните.
  4. Дмитрий Болотский
    Дмитрий Болотский 21 марта 2020 11:10
    +11
    "Итак, что же представляет собой TDI-J85? Это турбореактивный двигатель, вес которого составляет примерно 12,7 кг. К примеру, турбовентиляторный двигатель Williams F107, установленный на крылатой ракете воздушного базирования AGM-86B (ALCM), относится к классу тяги в 600 фунтов и весит около 67 фунтов, то есть в два раза больше предлагаемого двигателя."
    А что, так трудно перевести фунты в килограммы? Какие-то статьи недоделанные пошли. Кроме веса, больше ничего конкретного по характеристикам, таким как расход топлива, на какой высоте выдающиеся характеристики, - это же совсем не секретные данные, но их нет. Похоже на очередной американский фейк.
    1. Sky Strike fighter
      Sky Strike fighter 21 марта 2020 11:34
      +2
      Да не похоже на фейк.Хотят делать недорогие КР с этими двигателями.
      Усовершенствованные двигатели также не ограничатся приведением в действие крылатых ракет воздушного базирования. Такие двигатели, как TDI-J85, могут помочь в продвижении нового поколения других расходных систем, в том числе приманок , а также беспилотных летательных аппаратов.
      Тяга (на холостом ходу - макс) 20-200 фунтов (88-890 Н) Мощность (холостой ход - макс.) 1,2 кВт Вес двигателя 28 фунтов (12,7 кг) Вес топливного насоса 1,4 фунта (0,65 кг)

      Источник контента: https://naukatehnika.com/turboreaktivnyj-dvigatel-tdi-j85-grey-wolf-dlya-krylatyx-raket.html
      naukatehnika.com
      1. orionvitt
        orionvitt 21 марта 2020 20:10
        +2
        Цитата: Sky Strike fighter
        Тяга (на холостом ходу - макс) 20-200 фунтов

        В авиационных двигателях, нет такого понятия "холостой ход", есть понятие "малый газ".
        Вес топливного насоса 1,4 фунта (0,65 кг)
        Это то вообще к чему? Почему тогда не указан вес лопатки второй ступени, компрессора высокого давления. Или вес датчика температуры газов за турбиной? Или вес подшипника средней опоры? lol
      2. Дмитрий Болотский
        Дмитрий Болотский 22 марта 2020 15:44
        0
        Спасибо, Максим! Лучше бы Вы статью написали! hi
  5. Sky Strike fighter
    Sky Strike fighter 21 марта 2020 11:14
    0
    Кстати американцы испытали гиперзвуковой планирующий блок.
    «Министерство обороны успешно испытало гиперзвуковой планирующий блок в ходе летного эксперимента», – отметили в ведомстве.

    Видеозапись с испытаниями ракеты опубликована на YouTube-канале Bridget Bosch.

    Видео испытаний по ссылке .https://youtu.be/0c6NrhtD1E0
    http://in24.org/technology/39019
    1. jonht
      jonht 21 марта 2020 11:23
      0
      Просто планирующий заделать могли уже давно, не могли сделать маневрирующий и управляемый.
  6. Бережливый
    Бережливый 21 марта 2020 11:20
    +5
    И какая полезная нагрузка в итоге будет у ракеты? Более легкий двигатель при той же массе самой ракеты? Из статьи стало ясно, что даже автору статьи ничего не ясно! !! am
    1. D16
      D16 21 марта 2020 12:00
      +4
      И какая полезная нагрузка в итоге будет у ракеты?

      У этого двигателя тяга в три раза меньше, чем у F107-WR-101, который стоял на AGM-86. Выводы делайте сами laughing .
  7. Mouse
    Mouse 21 марта 2020 11:28
    +1
    Главная задача программы, запущенной Военно-воздушными силами США, заключается в разработке технологий, которые могли бы значительно удешевить производство крылатых ракет.

    и под это удешивление новые денежные вливания потребуются... wink
    1. D16
      D16 21 марта 2020 12:08
      +4
      и под это удешивление новые денежные вливания потребуются...

      А так же БЧ полехше, крылья поширше (двигатель слабенький, но высотный), аэродинамическое качество повыше. В итоге изделие получится подороже, но станет еще более противопапуасным.
  8. lucul
    lucul 21 марта 2020 11:47
    0
    Итак, что же представляет собой TDI-J85? Это турбореактивный двигатель, вес которого составляет примерно 12,7 кг.

    Это не очень хорошие новости для нас .... Особенно если им удалось серьёзно снизить себестоимость .
  9. voyaka uh
    voyaka uh 21 марта 2020 12:11
    +1
    Турбореактивный движок, весящий 13 кг.
    Для нового поколения малых реактивных беспилотников.
    1. muham
      muham 21 марта 2020 12:21
      -1
      Цитата: voyaka uh
      Турбореактивный движок, весящий 13 кг. Для нового поколения малых реактивных беспилотников.

      Да какой же он малый с тем же тягом? Слетает дальше - то да, а начинку разместить, место надоть.
  10. мерцание
    мерцание 21 марта 2020 13:18
    +4
    Статья - ни о чем.
    Мол, коммент слишком короткий, а потому не проходит, за сим еще раз: статья - ни о чем.
  11. Оператор
    Оператор 21 марта 2020 13:52
    0
    Российским ЗРК все равно что сбивать - дозвуковые КР со старым двигателем или дозвуковые КР с новым двигателем.

    Другое дело, что уменьшение диаметра двигателя в 1,5 раза, повышение экономичности его работы и снижение стоимости позволит устанавливать ТРД на малоразмерные БПЛА.

    Следующий шаг - турбовентиляторная версия двигателя, которая позволит отказаться от винтовых движителей на БПЛА взлетным весом от 1 тонны и более.
  12. Дилетант
    Дилетант 21 марта 2020 15:25
    +2
    Это турбореактивный двигатель, вес которого составляет примерно 12,7 кг. К примеру, турбовентиляторный двигатель Williams F107, установленный на крылатой ракете воздушного базирования AGM-86B (ALCM), относится к классу тяги в 600 фунтов и весит около 67 фунтов, то есть в два раза больше

    А тяга у него какая? А расход г/км? почему сравнение идет только по весу? С таким же успехом можно сказать, что этот движок в 594.4 раз легче двигателя GE90 от Боинга 777. fool
  13. Вояка ЕщеТот
    Вояка ЕщеТот 21 марта 2020 15:57
    +1
    Цитата: gridasov
    Все так же не меняют базовые физические принципы работы двигателя. Отсюда и вся совокупная малоэффективность. Стереотипы мышления конструкторов мешают развитию


    Основной смысл это "много и дешево", а новые физ принципы, дешево не будут, т.к. на пеовом этапе это дорогостоящие научные исследования и испытания.
    По поводу использования везде и вся этого двигателя, все понятно, единственная задача это простое изготовление, массовое, дешевое и возможность универсального применения(ракеты, беспилотники, дроны-камикадзе и тд)
    1. gridasov
      gridasov 21 марта 2020 16:11
      +1
      Расчёты и первичные испытания главного уже осуществлены . Для тех кто далёк это не просто дорого ,а продолжающееся дорого. Поэтому мы говорим о готовом продукте . Как минимум - теоретически подготовленном.
  14. Fikys
    Fikys 21 марта 2020 16:06
    -1
    Наши люди такие движки в гараже собирают, и на беспилотник, так же собственного изготовления, ставят. А ещё на велосипед и даже авто! https://youtu.be/dYFYZ-g7fzA
  15. Пёс
    Пёс 21 марта 2020 17:55
    0
    «Gray Wolf»

    Какое-то слишком русское название

    Придет серенький волчёк
    И ухватит за бочёк
  16. Акс Мэтт
    Акс Мэтт 21 марта 2020 21:00
    0
    На каждого серого волка найдётся... красная шапочка. Не говоря уже об охотниках!
  17. lvov_aleksey
    lvov_aleksey 23 марта 2020 19:41
    0
    Цитата: lucul
    А штамповать Томагавки, с новым двигателем или старым, сбиваемые всеми современными средствами ПВО и надеяться прорваться за счёт численности - ошибочно.

    Пока что ,Томагавки удавалось сбивать только нам . Для всех остальных стран - это несбиваемое оружие ....

    Неплохо сказано. А наши кто-нибудь сбивал?