Программа «Gray Wolf»: новый двигатель TDI-J85 для крылатых ракет откроет ВВС США новые возможности

40

В США протестировали первый в своем роде небольшой турбореактивный двигатель. Испытания проводились в рамках программы под символическим названием «Серый волк» («Gray Wolf»).

Главная задача программы, запущенной Военно-воздушными силами США, заключается в разработке технологий, которые могли бы значительно удешевить производство крылатых ракет. Но двигатель способен приводить в действие и другие воздушные системы, включая и беспилотные летательные аппараты, созданию которых в американской армии уделяется все большее внимание.



Двигатель TDI-J85 был представлен Technical Directions Inc. (TDI) – подразделением известного производителя беспилотных летательных аппаратов Kratos. За реализацию программы «Серый волк» отвечает Исследовательская лаборатория Военно-воздушных сил США. Именно она опубликовала фотографию истребителя F-16 Viper, несущего летательный аппарат с логотипом Griffon Aerospace.

О начале работ по реализации программы «Серый волк» впервые стало известно еще в 2017 году, когда Исследовательская лаборатория ВВС США заключила соглашение с корпорациями Northrop Grumman и Lockheed Martin. Затем Northrop Grumman приступила к совместной работе с Technical Directions Inc., результатом которой и стало тестирование двигателя.

Руководитель Управления по боеприпасам Исследовательской лаборатории ВВС США полковник Гарри Хаас считает, что успешное тестирование значительно повысит общую уверенность американских военных в эффективности и нового двигателя, и вооружения в целом. Несмотря на то, что разработка двигателя оказалась достаточно сложной, Исследовательская лаборатория ВВС, TDI и Northrop Grumman смогли наладить, по словам полковника, «выдающееся сотрудничество».

Программа «Gray Wolf»: новый двигатель TDI-J85 для крылатых ракет откроет ВВС США новые возможности

Итак, что же представляет собой TDI-J85? Это турбореактивный двигатель, вес которого составляет примерно 12,7 кг. К примеру, турбовентиляторный двигатель Williams F107, установленный на крылатой ракете воздушного базирования AGM-86B (ALCM), относится к классу тяги в 600 фунтов и весит около 67 фунтов, то есть в два раза больше предлагаемого двигателя.

В Исследовательской лаборатории ВВС США отмечают, что двигатель TDI-J85 прошел успешные испытания, кульминацией которых стала работа двигателя на большой высоте. Он оправдал ожидания разработчиков по характеристикам тяги и показал крайнюю эффективность в расходовании топлива.

Конструкция двигателя была ориентирована на доступность и технологичность, что позволяет увеличить производство. Результаты испытаний подтвердили работоспособность двигателя,

- заявил представитель Исследовательской лаборатории ВВС США.


Таким образом, у американских военных появился первый двигатель такого класса, способный успешно работать на высоте. Конечно, несомненным достоинством двигателя является и его ценовая категория. Он намного дешевле, чем другие двигатели, использовавшиеся в американской авиации. Пока в ВВС США не сообщают о стоимости одного двигателя TDI-J85. Но известно, что шесть лет назад, в 2014 году, двигатель F107 обходился в 190 тысяч долларов.

Между тем, именно стремление к удешевлению стоимости двигателя и явилась одним из основных факторов, повлиявших на запуск программы «Серый волк». Экономичность и невысокая цена двигателя позволяют снизить общую стоимость отдельных крылатых ракет воздушного базирования.

Высокая стоимость прежних двигателей делала использование крылатых ракет весьма дорогостоящей затеей. Поэтому в ВВС и задумались о необходимости снижения их стоимости. В свою очередь, более дешевые крылатые ракеты – это больше крылатых ракет, что позволит добиваться максимального эффекта во время массированных атак.

Еще одна важная причина – потребность в перспективном увеличении дальности действия оружия без необходимости увеличения количества используемого топлива. В новом двигателе топливная нагрузка уменьшается, а значит, что крылатая ракета может быть оснащена более крупной боеголовкой.

Если двигатели будут запущены в серийное производство, американские Военно-воздушные силы получат принципиально новые возможности, которые значительно усилят их боевую мощь.
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    21 марта 2020 11:04
    Все так же не меняют базовые физические принципы работы двигателя. Отсюда и вся совокупная малоэффективность. Стереотипы мышления конструкторов мешают развитию
    1. +4
      21 марта 2020 13:23
      А у Вас есть предложения???
      1. 0
        21 марта 2020 13:46
        Безусловно! Тем более мы говорим о технологии не только применимой в двигателестроении ,кардинально изменяющей её на новый качественный уровень. Это технология очень широкого применения . Кстати актуальная и для борьбы с вирусной пандемией. Почему ,я уже неоднократно писал.
  2. +5
    21 марта 2020 11:10
    Все это очень хорошо, что двигатель той же тяги будет в два раза легче и в два? же раза дешевле... Но в крылатой ракете стоимость этого агрегата - процентов 20. Ну будет 10... Экономия топлива тоже процентов на 10, не более. И это не радикально. Ни снижение цены, ни экономия веса. 65 фунтов, это 30 кг, примерно. Ихний фунт 453 гр.
    Пусть будет в два раза легче...12.7 кг... 17 кг экономии. Пусть это будет топливо... 5% дальности?
    1. 0
      21 марта 2020 11:28
      То, что он легче и экономичнее , даствозможность взять больше топлива....
      1. +2
        21 марта 2020 13:41
        То, что он легче и экономичнее ,


        Нет ни одной характеристики, ни одного графика, а мы уже самолёт рассчитываем. Пустой разговор. А турбореактивных движков сейчас как грязи и американцы и европейцы лепят . От 1 кг до тонны тяги. От пары тысяч баксов до миллионов.
    2. +2
      21 марта 2020 11:54
      Тут важнее не вес, а диаметр, для Ф-107 указан в 305 мм,
      а для этого в 8,81 дюйма, это 224 мм, а это меньше габариты самого боеприпаса/БПЛА, либо большие свободные объёмы, а значит больше горючки, или ВВ, или аппаратуры. Не прорыв, но заметное достижение.
    3. +3
      21 марта 2020 15:48
      Да автор заметки вообще не в теме от слова "совсем". В противном случае он бы знал, что TDI-J85 относится к классу двигателей с тягой всего "200 фунтов"!
      Источник: https://www.thedrive.com/the-war-zone/32669/air-forces-gray-wolf-program-tests-game-changing-small-low-cost-jet-engine
      А "Williams F107" относится к классу двигателей с тягой всего "600 фунтов"!
      Ну, да, на AGM-86B можно поставить TDI-J85 вместо "Williams F107", а боевую часть сделать более тяжёлой. Но возникает вопрос, а как она полетит с двигателем, у которого тяга в три раза ниже? Как изменится скорость и дальность?.. Ничего, что у AGM-86B полётная масса почти полторы тонны?..
    4. 0
      21 марта 2020 15:51
      Цитата: Горный стрелок
      И это не радикально.

      Ну, не знаю... Цент доллар бережёт. Тем более при таком раздутом бюджете и по-настоящему массовой закупке.
      Можно задуматься...
    5. 0
      21 марта 2020 19:56
      Слабо верится. При собственном весе 12.7 кг, иметь тягу 600 фунтов (270 кг)? Тогда как старый советский, Р95-300 для Х-55, при весе 80 кг, имел тягу 300 кг. И притом считался очень хорошим по своим характеристикам (масса, тяга, удельный расход топлива). Что то трындят американцы. Может конечно, что то у них получилось дешевле, соглашусь, но заявленное, явно отдаёт небывальщиной.
  3. -1
    21 марта 2020 11:10
    Думаю, что нет смысла продолжать мучать устаревший и сомнительно эффективный концепт ракеты разработки 1970-х годов.
    США нужна новая КР с новыми характеристиками. А штамповать Томагавки, с новым двигателем или старым, сбиваемые всеми современными средствами ПВО и надеяться прорваться за счёт численности - ошибочно.
    А на основе нового двигателя лучше придумать что-то новое.
    1. +1
      21 марта 2020 11:48
      А штамповать Томагавки, с новым двигателем или старым, сбиваемые всеми современными средствами ПВО и надеяться прорваться за счёт численности - ошибочно.

      Пока что ,Томагавки удавалось сбивать только нам . Для всех остальных стран - это несбиваемое оружие ....
    2. -1
      21 марта 2020 14:44
      А кто сбил томагавки?
    3. +1
      21 марта 2020 15:53
      Цитата: Рядовой-К
      Думаю, что нет смысла продолжать мучать устаревший и сомнительно эффективный концепт ракеты разработки 1970-х годов.
      США нужна новая КР с новыми характеристиками.

      Точно? Вы на чьей стороне? laughing Пусть продолжают мучать.
    4. 0
      21 марта 2020 20:01
      Цитата: Рядовой-К
      А на основе нового двигателя лучше придумать что-то новое.

      Ну во первых, ничего нового в новом двигателе, кроме цены нет. Заявленные характеристики под сомнением. А во вторых, "что то новое", это пальцем в небо. Уточните.
  4. +11
    21 марта 2020 11:10
    "Итак, что же представляет собой TDI-J85? Это турбореактивный двигатель, вес которого составляет примерно 12,7 кг. К примеру, турбовентиляторный двигатель Williams F107, установленный на крылатой ракете воздушного базирования AGM-86B (ALCM), относится к классу тяги в 600 фунтов и весит около 67 фунтов, то есть в два раза больше предлагаемого двигателя."
    А что, так трудно перевести фунты в килограммы? Какие-то статьи недоделанные пошли. Кроме веса, больше ничего конкретного по характеристикам, таким как расход топлива, на какой высоте выдающиеся характеристики, - это же совсем не секретные данные, но их нет. Похоже на очередной американский фейк.
    1. +2
      21 марта 2020 11:34
      Да не похоже на фейк.Хотят делать недорогие КР с этими двигателями.
      Усовершенствованные двигатели также не ограничатся приведением в действие крылатых ракет воздушного базирования. Такие двигатели, как TDI-J85, могут помочь в продвижении нового поколения других расходных систем, в том числе приманок , а также беспилотных летательных аппаратов.
      Тяга (на холостом ходу - макс) 20-200 фунтов (88-890 Н) Мощность (холостой ход - макс.) 1,2 кВт Вес двигателя 28 фунтов (12,7 кг) Вес топливного насоса 1,4 фунта (0,65 кг)

      Источник контента: https://naukatehnika.com/turboreaktivnyj-dvigatel-tdi-j85-grey-wolf-dlya-krylatyx-raket.html
      naukatehnika.com
      1. +2
        21 марта 2020 20:10
        Цитата: Sky Strike fighter
        Тяга (на холостом ходу - макс) 20-200 фунтов

        В авиационных двигателях, нет такого понятия "холостой ход", есть понятие "малый газ".
        Вес топливного насоса 1,4 фунта (0,65 кг)
        Это то вообще к чему? Почему тогда не указан вес лопатки второй ступени, компрессора высокого давления. Или вес датчика температуры газов за турбиной? Или вес подшипника средней опоры? lol
      2. 0
        22 марта 2020 15:44
        Спасибо, Максим! Лучше бы Вы статью написали! hi
  5. 0
    21 марта 2020 11:14
    Кстати американцы испытали гиперзвуковой планирующий блок.
    «Министерство обороны успешно испытало гиперзвуковой планирующий блок в ходе летного эксперимента», – отметили в ведомстве.

    Видеозапись с испытаниями ракеты опубликована на YouTube-канале Bridget Bosch.

    Видео испытаний по ссылке .https://youtu.be/0c6NrhtD1E0
    http://in24.org/technology/39019
    1. 0
      21 марта 2020 11:23
      Просто планирующий заделать могли уже давно, не могли сделать маневрирующий и управляемый.
  6. +5
    21 марта 2020 11:20
    И какая полезная нагрузка в итоге будет у ракеты? Более легкий двигатель при той же массе самой ракеты? Из статьи стало ясно, что даже автору статьи ничего не ясно! !! am
    1. D16
      +4
      21 марта 2020 12:00
      И какая полезная нагрузка в итоге будет у ракеты?

      У этого двигателя тяга в три раза меньше, чем у F107-WR-101, который стоял на AGM-86. Выводы делайте сами laughing .
  7. +1
    21 марта 2020 11:28
    Главная задача программы, запущенной Военно-воздушными силами США, заключается в разработке технологий, которые могли бы значительно удешевить производство крылатых ракет.

    и под это удешивление новые денежные вливания потребуются... wink
    1. D16
      +4
      21 марта 2020 12:08
      и под это удешивление новые денежные вливания потребуются...

      А так же БЧ полехше, крылья поширше (двигатель слабенький, но высотный), аэродинамическое качество повыше. В итоге изделие получится подороже, но станет еще более противопапуасным.
  8. 0
    21 марта 2020 11:47
    Итак, что же представляет собой TDI-J85? Это турбореактивный двигатель, вес которого составляет примерно 12,7 кг.

    Это не очень хорошие новости для нас .... Особенно если им удалось серьёзно снизить себестоимость .
  9. +1
    21 марта 2020 12:11
    Турбореактивный движок, весящий 13 кг.
    Для нового поколения малых реактивных беспилотников.
    1. -1
      21 марта 2020 12:21
      Цитата: voyaka uh
      Турбореактивный движок, весящий 13 кг. Для нового поколения малых реактивных беспилотников.

      Да какой же он малый с тем же тягом? Слетает дальше - то да, а начинку разместить, место надоть.
  10. +4
    21 марта 2020 13:18
    Статья - ни о чем.
    Мол, коммент слишком короткий, а потому не проходит, за сим еще раз: статья - ни о чем.
  11. 0
    21 марта 2020 13:52
    Российским ЗРК все равно что сбивать - дозвуковые КР со старым двигателем или дозвуковые КР с новым двигателем.

    Другое дело, что уменьшение диаметра двигателя в 1,5 раза, повышение экономичности его работы и снижение стоимости позволит устанавливать ТРД на малоразмерные БПЛА.

    Следующий шаг - турбовентиляторная версия двигателя, которая позволит отказаться от винтовых движителей на БПЛА взлетным весом от 1 тонны и более.
  12. +2
    21 марта 2020 15:25
    Это турбореактивный двигатель, вес которого составляет примерно 12,7 кг. К примеру, турбовентиляторный двигатель Williams F107, установленный на крылатой ракете воздушного базирования AGM-86B (ALCM), относится к классу тяги в 600 фунтов и весит около 67 фунтов, то есть в два раза больше

    А тяга у него какая? А расход г/км? почему сравнение идет только по весу? С таким же успехом можно сказать, что этот движок в 594.4 раз легче двигателя GE90 от Боинга 777. fool
  13. +1
    21 марта 2020 15:57
    Цитата: gridasov
    Все так же не меняют базовые физические принципы работы двигателя. Отсюда и вся совокупная малоэффективность. Стереотипы мышления конструкторов мешают развитию


    Основной смысл это "много и дешево", а новые физ принципы, дешево не будут, т.к. на пеовом этапе это дорогостоящие научные исследования и испытания.
    По поводу использования везде и вся этого двигателя, все понятно, единственная задача это простое изготовление, массовое, дешевое и возможность универсального применения(ракеты, беспилотники, дроны-камикадзе и тд)
    1. +1
      21 марта 2020 16:11
      Расчёты и первичные испытания главного уже осуществлены . Для тех кто далёк это не просто дорого ,а продолжающееся дорого. Поэтому мы говорим о готовом продукте . Как минимум - теоретически подготовленном.
  14. -1
    21 марта 2020 16:06
    Наши люди такие движки в гараже собирают, и на беспилотник, так же собственного изготовления, ставят. А ещё на велосипед и даже авто! https://youtu.be/dYFYZ-g7fzA
  15. 0
    21 марта 2020 17:55
    «Gray Wolf»

    Какое-то слишком русское название

    Придет серенький волчёк
    И ухватит за бочёк
  16. 0
    21 марта 2020 21:00
    На каждого серого волка найдётся... красная шапочка. Не говоря уже об охотниках!
  17. 0
    23 марта 2020 19:41
    Цитата: lucul
    А штамповать Томагавки, с новым двигателем или старым, сбиваемые всеми современными средствами ПВО и надеяться прорваться за счёт численности - ошибочно.

    Пока что ,Томагавки удавалось сбивать только нам . Для всех остальных стран - это несбиваемое оружие ....

    Неплохо сказано. А наши кто-нибудь сбивал?