Самолёт альпийских лугов

32

Во второй половине тридцатых годов прошлого века страны мира лихорадочно вооружались, понимая, что очередная война не за горами. Осознавали это и в благополучной и давно заявившей о своем нейтралитете Швейцарии. Велись переговоры о поставках новых самолетов с Францией и Германией. Немцы предоставили Bf-109, французы — MS-406. Открытой оставалась позиция тяжелого истребителя / легкого бомбардировщика. Вначале вроде бы французы обязались с поставками и лицензией на Potez 630. Но что-то не срослось. Тогда и было принято решение о производстве собственной боевой машины. По модной тогда концепции «летающего крейсера». Чтоб и разведку провести мог, и бомбо-штурмовой удар нанести, и неприятеля отогнать! История показала, что данные веяния оказались ошибочными. Не стали исключением и швейцарцы.

Работу по созданию самолета поручили в 1936 году предприятию EKW, расположенному в кантоне Берн. Работы по проектированию продвигались очень медленно. Когда угроза войны стала реальной, сменили руководителя проекта и улучшили финансирование.



В 1938 г. приступили к созданию первого образца. Назвали его С-3601. Самолет представлял из себя двухместный цельнометаллический свободный низкоплан с двухкилевым оперением и неубираемым шасси. Шасси, кстати, прикрыли обтекателями наподобие Ю-87. Рули и элероны обтянули полотном. Двигатель — 12-цилиндровый Hispano-Suiza 12 Y-77 мощностью 860 лошадиных сил. Вооружение состояло из 20-мм пушки, установленной в развале цилиндров, двух пулеметов калибра 7,5 мм в крыле и еще одного такого же у летнаба.

Первый полет состоялся 15 мая 1939 года. Заводские испытания прошли успешно, а вот во время войсковых… Во время пикирования выявились сильные вибрации, отлетели оба элерона, машина разбилась. Но работы признали многообещающими. Приступили к постройке прототипа С-3602. Конструкцию усилили. Двигатель заменили на более мощный — в 1000 л.с. В воздух самолет подняли 30 ноября 1939 года. Провели удовлетворительные заводские испытания и даже войсковые. Был подписан контракт на поставку 57 самолетов. Правда, скорость (440 км/ч) военных не устроила. Было оговорено, что ее сумеют поднять до отметки в 470 км/ч. Шасси решили делать убираемым, также усилили вооружение: вместо одного пулемета заднюю полусферу начала прикрывать спарка, а под крылом разместили восемь узлов подвески для 400-кг бомб.

Головной самолет установочной серии взлетел в сентябре 1941 года. Вот тогда и проявились все «детские болезни» новой машины. Из летных частей начали поступать тревожные сигналы о возникновении вибраций на высоких скоростях. Во время дополнительных испытаний у самолета отвалились крылья, экипаж погиб… Расследование показало, что виною стал флаттер крыла, вызванный закругленными кромками. Крыло «обрезали», площадь уменьшили. Попутно вернулись к одному пулемету в кабине летнаба.

Еще в 1941 году заказ на С-36 увеличили до 200 машин, но в 1942 сократили до 150. Забегая вперед, сообщу, что всего собрали 147 самолетов.

Между тем в EKW продолжали усовершенствовать машину. Следующая модификация оснащалась уже двигателем в 1410 "лошадей". Крыльевые пулеметы заменили на 20-мм пушки, бомбовую нагрузку увеличили до 600 кг.

Но все это уже было запоздало. Прототип взлетел в 1944 году. И даже показал скорость в 560 км/ч. Но доводка самолета затянулась, на пороге стоял уже век реактивной авиации

На вооружении С-36 простояли до 1953 года. Основной задачей было патрулирование границ. Доподлинно известно лишь об одном боевом столкновении: в 1944 году пара "швейцарцев" вступила в бой с "Мустангом", сопровождавшим американские бомбардировщики. Отделались пулевыми пробоинами. За всю службу боевых потерь и побед самолет не снискал. Правда, в летных происшествиях потеряли 11 машин.

Казалось бы, после окончания Второй мировой войны С-36 можно было бы предать забвению. Не тут-то было! Рачительные швейцарцы часть отправили в утиль, а более новые машины начали переделывать в учебно-боевые, буксировщики планеров, буксировщики мишеней и транспортно-спасательные. На бомбодержателях крепили сбрасываемые контейнеры с питанием, топливом и медикаментами для пострадавших от лавин и снежных заносов. И служили в этой ипостаси до тех пор, пока их не заменили вертолеты в начале шестидесятых годов!

Можно констатировать, что самолет вышел ниже среднего. В нем была изначально заложена ошибочная концепция, опыта строительства данных машин не было, впрочем, как и опыта эксплуатации. Но не стоит забывать, что это была первая самостоятельная разработка не авиастроительной страны! Она дала толчок промышленности и конструкторский опыт.

На данный момент известно о двух музейных экземплярах и паре летающих (они находятся в частных коллекциях).

Тактико-технические характеристики С-3603:

Размах крыла — 13,74 м.
Длина — 10,23 м.
Высота — 3,29 м.
Площадь крыла — 28,4 кв. м.
Масса пустого — 2315 кг.
Взлетная масса — 4085 кг.
Максимальная скорость — 476 км в час.
Скороподъемность — 10, 4 м в сек.
Потолок — 8700 м.
Дальность полета — 680 км.
Продолжительность полета — 2 ч.

Самолёт альпийских лугов



Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    26 марта 2020 05:45
    мммда... "нейтральная швейцария" даже сейчас звучит смешно, во времена ВОВ,так она вообще была "нейтральной"- там совершались встречи всех верхушек вермахта со своими "работодателями"-англосаксами,решалась судьба мира,проводились сделки и переговоры,шла купля и продажа. биржа короче...
    1. -4
      26 марта 2020 08:25
      Цитата: Аэродромный
      "нейтральная швейцария" даже сейчас звучит смешно, во времена ВОВ,так она вообще была "нейтральной"- там совершались встречи всех верхушек вермахта со своими "работодателями"-англосаксами,решалась судьба мира,проводились сделки и переговоры,шла купля и продажа. биржа короче...

      Дом свиданий,квартал красных фонарей в воюющей Европе,под конспиративной вывеской нейтралитета.
    2. +1
      26 марта 2020 09:45
      Вы совершенно правы. Кроме того, через Швейцарию шел торг нацистов реквизированными предметами искусства, там же хранилось полученное от этих операций золото НСДАП. Именно в Швейцарии американцам сдался Мюллер и, зная тайны нацистского золота, безбедно потом проживал в США.
    3. +2
      26 марта 2020 11:18
      Тайные контакты, резидентуры, надёжные сейфы, банковская тайна, торговля стратегическими материалами, критически важные технологии за очень большие деньги - это Швейцария и Швеция.
    4. 0
      26 марта 2020 21:41
      Торговля но не участие в военных действиях так что нейтральная
      1. 0
        27 марта 2020 07:57
        Война, это продолжение экономики политическими методами. Так что... Никакая не нейтральная, а реально участвующая.
  2. +3
    26 марта 2020 05:48
    Чтоб и разведку провести мог, и бомбо-штурмовой удар нанести, и неприятеля отогнать!

    Автор на святое замахнулся. Это же теперь главный тренд всех новых самолетов, особенно F-35!
    Кстати для себя американцы сделали самолет для завоевания превосходства в воздухе F-22.
  3. 0
    26 марта 2020 06:32
    Аэродромный
    "нейтральная швейцария" даже сейчас звучит смешно
    Вот с этим соглашусь полностью. "Нейтральность" заключалась лишь в неучастии в боевых действиях смешной по численности швейцарской армии, а денежки фашистской Германии спокойно хранились в банках этой страны, осуществлялись транзакции, что можно рассматривать как содействие фашистам. Но, как говорится деньги не пахнут, официально в войне не участвовали, а значит нейтральны. Странно, что еще не внесли себя в список победителей. А вот этот случай удивил, признаюсь не знал
    в 1944 году пара "швейцарцев" вступила в бой с "Мустангом", сопровождавшим американские бомбардировщики
    1. +17
      26 марта 2020 07:25
      Эти "нейтралы" в 1940 году, защищая небо Альп и летая на "мессершмитах" и ms 406, сбили и принудили к посадке более десяти ( нет материалов под рукой) "хейнкилей" и ме110. Иохим фон Риббентроп два раза посылал ноту протеста против действия швейцарских ввс. Лишь после второй, когда была угроза интервенции, швейцарцы принесли извинения и вернули интернированных пилотов. А в 1943-45 уже сбивали и принуждалии к посадке американцев и англичан.
      1. +12
        26 марта 2020 07:40
        Вот фото подтверждение - аэродром заставленный интернированных и амеровскими бомберами...
        1. +1
          26 марта 2020 10:17
          Назарий, фраза
          свободный низкоплан
          ни в какие ворота. не в теме?
          1. +1
            26 марта 2020 10:40
            Вообще то, изначально писалось свободнонесущий...
            1. -1
              26 марта 2020 10:40
              а куда делось? lol
  4. 0
    26 марта 2020 06:57
    Одномоторный тяжёлый истребитель, сильно! Сумрачный мрачный черный нефильтрованный швейцарский гений. laughing
  5. 0
    26 марта 2020 07:36
    Кажется наш ЛА-7 вполне себе и отбомбиться мог и противника в небе уничтожить. Тот фоке-вулф-190 тоже вполне универсальным был самолетам. так что вполне нормальная тенденция. То что такая крохотуля смогла сделать самолеты заслуживает уважения. Да и сейчас швейцарцы вполне уверенно чувствуют себя на рынке оружия.
    1. +2
      26 марта 2020 09:28
      Цитата: Вольный ветер
      Кажется наш ЛА-7 вполне себе и отбомбиться мог и противника в небе уничтожить.

      Но проектировался он как "чистый истребитель",а возможность нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным целям,самолёт получил после. Зачастую, его в модификацию в истребитель-бомбардировщик,проводили в полевых условиях , авиа-мастерских частей и соединений.
    2. +1
      26 марта 2020 09:55
      ФВ-190- это целое семейство! А и Д- истребители, Ф- истребитель- бомбардировщик, по нашему штурмовик, Г- фронтовой бомбардировщик, 2 20-мм пушки, а бомб на специальных модификациях до 1800 кг. но наши их не различали, за исключением длинноносой Доры, *Фоккер*- и всё
  6. +7
    26 марта 2020 09:37
    Позволю себе немного поправить автора, так как сами швейцарцы историю этого самолета излагают несколько по другому, а "Уголок неба", сайт очень хороший, но не без ошибок и в плане авиационной истории не безгрешный.
    Самолет EKW C-36 фирма Eidgenoessische Konstruktionswerkstaette разработала в инициативном порядке в 1936 году для замены состоявшего на вооружении биплана Fokker C.V-E. Вернее фирма предложила два самолета - биплан EKW C-35 и моноплан EKW C-36.

    Биплан EKW C-35
    Заказ на 80 C-35 фирма получила в том же 1936 году, а по С-36 вопрос "повис в воздухе" и висел два года, пока Швейцария пыталась на эту роль купить лицензии или на Messerschmitt Bf 110 или на Potez 630. Однако попытки закончились неудачей и в 1938 году вспомнили о С-36.
    Первый прототип полетел в мае 1939. Во время его испытаний швейцарские авиаконструкторы впервые столкнулись с таким явлением, как флаттер, по причине которого первый образец и разбился.
    Первый серийный образец С-3603 начали производить в 1940 году. Этот вариант был уже с убирающимся шасси, двигателем Hispano-Suiza 12 Y-51, одной 20-миллиметровой моторпушкой « Эрликон», стреляющей через ступицу винта, двумя 7,5-мм пулеметами в крыльях и двумя пулеметами в задней кабине. Мого нести до 400 кг бомб.
    Казалось бы, после окончания Второй мировой войны С-36 можно было бы предать забвению. Не тут-то было! Рачительные швейцарцы часть отправили в утиль, а более новые машины начали переделывать в учебно-боевые, буксировщики планеров, буксировщики мишеней и транспортно-спасательные. На бомбодержателях крепили сбрасываемые контейнеры с питанием, топливом и медикаментами для пострадавших от лавин и снежных заносов. И служили в этой ипостаси до тех пор, пока их не заменили вертолеты в начале шестидесятых годов!
    Тут автор несколько ошибается. Последний вариант семейства самолетов C-36, C-3605 с турбовинтовым двигателем, начали выпускать аж в 1968 году и оставался он на вооружении ВВС Швейцарии до 1988 года.
    То есть в общей сложности самолет прослужил 48 лет. Как то для "нижесреднего" многовато.
    1. +7
      26 марта 2020 09:40

      Последний из семейства - C-3605.
    2. +2
      26 марта 2020 10:43
      Больше пользовался монографией из "АиВ". "Уголок неба" слишком сжато подаёт информацию. А ниже среднего я его считаю по боевым качествам.
      1. +3
        26 марта 2020 11:36
        Я в таких случаях предпочитаю использовать "национальные" источники. В подавляющем большинстве случаев они самые точные.
        1. +2
          26 марта 2020 11:43
          Не владею на таком уровне) Но с источниками согласен.
  7. +4
    26 марта 2020 18:29
    Интересный самолет.
    1. Крыло похоже на Мессера.
    2. Нос-от Спитфайра первого.
    3. Фонарь-неизвестный.
    4. Хвост-от сто десятого мессера.
    Мой щенок похож немного... laughing
    Видимо, делали, глядя на все, что над ними пролетало. wink
    1. +1
      26 марта 2020 21:33
      Нос-от Спитфайра первого.
      Интересно, как швейцарцы в 1935 году скопировали нос у Supermarine Spitfire Mk I, прототип которого взлетел первый раз в 1936 году? Наверное первый же полет проходил над Швейцарией?
      1. +1
        26 марта 2020 21:34
        Цитата: Undecim
        Интересно, как швейцарцы в 1935 году скопировали нос у Supermarine Spitfire Mk I,

        Ну, блин, всю малину испортили, дайте ж приколоться. laughing
        1. +4
          26 марта 2020 21:41

          Не все потеряно, Вы говорите, что под первым Спитфайром подразумевали Supermarine Type 224, который летал уже в 1934 году.
          1. +5
            26 марта 2020 21:57
            Цитата: Undecim
            Не все потеряно, Вы говорите, что под первым Спитфайром подразумевали Supermarine Type 224, который летал уже в 1934 году.

            Ну, тады Ой ! laughing
  8. +3
    26 марта 2020 22:19
    Плохо вы о Швейцарии пишите . Наверное не знаете много. живу я здесь, жена швейцарка. Много от тех времен осталось, военной инфраструктуры,и осталась память как они были готовы защищаться. И не было у них коллаборационистов. Духу у них хватало. И сейчас хватает, русские ,которых много здесь смотрятся бледно.
    1. -2
      26 марта 2020 23:20
      Швейцарцы были не коллаборационистами, а союзниками Третьего рейха во ВМВ - Швейцария служила прачечной для отмывания валюты, золота и драгоценностей, награбленного нацистами в ходе уничтожения европейских евреев и вывоза из оккупированных районов СССР.

      После войны Швейцария 60 лет отказывалась раскрыть информацию о невостребованных средствах на банковских счетах жертв нацистского режима, пока ей не пригрозили финансовой блокадой.

      В ТМВ супер-пупер военная инфраструктура Швейцарии станет отличными коллективными могилами.

      P.S. С коронавирусом вас am
  9. +2
    27 марта 2020 09:03
    Я думал на фото модели самолетов, потом увидел монитор для информации и понял, что это музей. hi
    В общем, даже имея высокую техническую культуру, трудно создать с нуля совершенный боевой самолет, нужна длительная такая школа всяких наработок и испытаний плюс изучение чужого передового опыта. Но самолеты Швейцарии все же удаются. Я имел в виду самолеты Solar Impulse(1 и 2) на солнечных батареях.
  10. 0
    28 марта 2020 07:57
    Интересно, кто минусов насовал тем, кто про политику и финансовую и посредническую роль Швейцарии во Второй Мировой войне пишет? Специально обученные люди работают, что ли?
  11. -1
    29 марта 2020 09:39
    Гномам тоже нужна авиация.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»