Китайский «Горный орёл» стал морским: учебный самолёт JL-9 Mountain Eagle адаптирован для авианосцев

25
Китайский «Горный орёл» стал морским: учебный самолёт JL-9 Mountain Eagle адаптирован для авианосцев

В то время, когда армии стран НАТО в страхе перед коронавирусом затворяются на базах и в казармах, в спешном порядке отменяя все намеченные ранее учения, китайские товарищи вполне успевают параллельно и с пандемией бороться, и продолжать заниматься укреплением обороноспособности страны. Примером тому могут служить последние новости относительно китайского учебного самолета JL-9 Mountain Eagle.

Напомним, что УТС JL-9/JJ-7B под названием «Горный орел» был принят на вооружение НОАК еще в 2011 году. Разработка же самого самолета началась 2001 году компаниями Guizhou Aircraft Manufactory и Nanchang Aircraft Manufactory. Основными задачами, которые ставились перед разработчиками, были создание тренировочного самолета, современного, но в то же время недорогого, подходящего для подготовки пилотов для истребителей 3-го поколения.



Последний пункт также предполагал сокращение сроков подготовки пилотов на фоне повышения качества таковой. Ранее обучение летчиков КНР включало в себя несколько фаз и степеней, а из-за банальной нехватки финансов производилось на авиационной технике одного типа. Для достижения уровня пилота истребителя 3-го поколения человеку необходимо было освоить шесть типов различных самолетов. Но даже при прохождении всех этапов подготовки на нужном количестве машин эффективность в современных условиях была достаточно низкой, поскольку пилотам, прошедшим обучение на старой технике, не хватало квалификации для управления современными модификациями самолетов, к примеру, таких как J-7G/H и J-8H/F.

Первый вылет прототипа JL-9 провели в 2003 году, официальное же представление авиасалоном в Чжухае состоялось 2006. Разработчики заверили, что цели, поставленные перед ними при разработке самолета, были полностью достигнуты. Обучение на JL-9 существенно сокращает разрыв между первоначальным и профессиональным обучением. Ну и финансовая составляющая соблюдена. В отличие от аналогичных самолетов зарубежного производства, стоимость которых стартует от 10 миллионов долларов, «Горный орел» обходится КНР всего в 8,5 млн. Стоимость летного часа JL-9 также достаточно невысока.

Тем не менее, еще одна проблема, крайне немаловажная для Поднебесной, стремящейся любой ценой создать достойный противовес авианосным ударным группировкам американцев, осталась. Несмотря на ввод в строй НОАК уже второго авианосца, обучение пилотов, которым предстояло обслуживать авиационную технику, размещаемую на них, проводилось с использованием все того же «сухопутного» JL-9, способного взлетать исключительно на наземные аэродромы и на них же приземляться. Понятно, что качество подготовки при этом вызывало определенное сомнение. Но теперь, кажется, решен и этот вопрос.

На днях компания-разработчик JL-9 Guizhou опубликовала снимки, на которых «Горный орел» отрабатывает посадку уже на авианосец. А также заявила о своем желании «одержать новую победу», подарив ВМС Китая морскую версию «Горного орла». Адаптируясь к работе в новых реалиях, теперь уже, наверное, «Морской орел», претерпел видоизменения в виде увеличения площади и контуров, появился, естественно, гак для посадки на палубу. При этом предусмотрительные разработчики оставили прежними шасси, что позволит эксплуатировать самолет и с наземных аэродромов.

Ввиду специфики осуществления полетов с авианосца, скорее всего, JL-9 потребует некоторых серьезных доработок, в том числе планера и двигателя, но, как показали события последних месяцев, китайским товарищам удается решать задачи куда более глобальные и серьезные, что уж говорить о таких мелочах…
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    23 марта 2020 06:32
    китай мощно уходит вперёд, и вряд ли догоним. recourse
    1. +4
      23 марта 2020 08:59
      Цитата: Аэродромный
      китай мощно уходит вперёд, и вряд ли догоним. recourse

      =======
      Вы вообще-то представляете себе ЧТО есть Guizhou JL-9?? Судя по всему - не очень! Так вот - это учебно-тренировочный самолет созданный на базе.....МиГ-21У!!! Точнее его китайской версии.....
      Мощный "рывок вперед" - ничего не скажешь! wassat
  2. 0
    23 марта 2020 06:43
    Ну что сказать?
    УмнО!
    PS
    А может и не очень... Тупо не знаю, а у американцев такие УТС имеются?
    1. 0
      23 марта 2020 09:17
      Цитата: Victor_B
      Тупо не знаю, а у американцев такие УТС имеются?

      ======
      Ближайший аналог - УТС Northrop T-38 Talon. Производится аж с 1961 года! Создан на базе F-5. ТТХ - достаточно близкие.
      1. 0
        23 марта 2020 09:19
        Цитата: venik
        Ближайший аналог - УТС Northrop T-38 Talon.

        Имелось в виду самолет для посадку на палубу.
        С аэрофинишёром.
        1. 0
          23 марта 2020 09:25
          Цитата: Victor_B
          Имелось в виду самолет для посадку на палубу.
          С аэрофинишёром.

          =======
          Есть и такой! Палубный УТС Boeing T-45 Goshawk, создан на базе лицензионной копии британского УБС "Hawk" (первый полет 1988, в эксплуатации с 1992 г). ТТХ - тоже близкие.
          1. 0
            23 марта 2020 09:27
            Цитата: venik
            Есть и такой! Палубный УТС Boeing T-45 Goshawk

            Ну, значит, китайцы творчески используют американский опыт.
            Молодцы!
    2. +2
      23 марта 2020 10:32
      У американцев такие всегда были . Их основной УБС - Т-38 "Талон"(Тэлон) - сверхзвуковой учебно-боевой двухместный самолёт . Эксплуатируется с 1961 г. На его базе был ещё знаменитый "Тайгер" Ф-5 сделан .
      Американские учебные парты всегда были сверхзвуковые , что давало гораздо более качественную базовую подготовку молодым лётчикам .
      В СССР основным УБС был чешский L-39 "альбатрос" и L-29 "Дельфин" - оба дозвуковые , как и теперешний Як-152 .
      Китайцы решили , что им тоже нужна сверхзвуковая летающая парта . И сделали такую , на базе старого доброго МиГ-21(фюзеляж , хвост , но с боковыми воздухозаборниками и вроде как с двигателем от МиГ-29 - с такой тягой с трамплина авианосца взлетать можно) .
      1. 0
        23 марта 2020 12:20
        Цитата: bayard
        как и теперешний Як-152

        какой какой ЯК?
        1. 0
          23 марта 2020 20:25
          Пардон , Лаврентий - это от рассеянности и недосыпа . Конечно я о Як-130 - "Рукавице" .
  3. 0
    23 марта 2020 06:50
    Коль китайцы приняли такое решение значит оно для них обосновано. Да и если подумать логически, то наверное более рационально обучать летчиков, которые будут действовать с авианосца на самолете адаптированном для него. Одно дело взлет - посадка на земле, а совершенно другое на палубу.
    1. +1
      23 марта 2020 10:00
      Ну у них фактически сейчас 3 реактивных самолета для обучения.
      Начальное - это K-8, самый продаваемый самолет Китая в последние 20 лет. Это вот эти беленькие по бокам.


      Основное в ВВС - L-15. Суперсоник со всеми новомодными фишками, передовой кабиной и т.п.


      Немного в ВВС и больше в ВМС (для всяких не палубных) - JL-9.
  4. 0
    23 марта 2020 06:52
    Растёт и набирает мощь Китай...кто то же должен противостоять сша...
  5. 0
    23 марта 2020 07:08
    В этом самолете только окраска и название сугубо китайские, а визуально копия, типичная китайская копия, причем, даже внешне копировали далеко не одну машину!
    1. -1
      23 марта 2020 09:19
      Цитата: Бережливый
      а визуально копия, типичная китайская копия, причем, даже внешне копировали далеко не одну машину!

      =======
      Да в общем то ОДНУ - МиГ-21У!!!
  6. 0
    23 марта 2020 08:20
    А ведь рано или поздно мы будем воевать с китайцами...
    Может экономически целесообразно их уничтожить сейчас, так сказать малой кровью, чем потом остаться только с Москвой? )))
    1. -1
      23 марта 2020 12:23
      Цитата: China
      А ведь рано или поздно мы будем воевать с китайцами...

      кто это "мы"? американцы?
  7. 0
    23 марта 2020 08:56
    Так то это глубокая модификация J-7, который сам копия МиГ-21. Вот уж никак не представлял себе его палубным.
    1. 0
      23 марта 2020 09:13
      Вы вообще видели МИГ -21 ? Что с этим китайским самолётом у него общего ?
      1. 0
        23 марта 2020 20:27
        Цитата: неприкаянный
        Вы вообще видели МИГ -21 ? Что с этим китайским самолётом у него общего ?

        ========
        Как ни странно - ОЧЕНЬ МНОГО!!! Но, чтобы это понять нужно хоть немного разбираться в технике!!!
        P.S. Резюме: (-)!
    2. +1
      23 марта 2020 09:56
      Ну, так давайте все называть копиями. Это самолет страховочной программы от другого производителя, с ориентацией на экспорт. Менее 10 млн долларов за СуперСоник с возможностью тащить приличный подвес, современным электронным оборудованием и пригодностью в виде УТС.




      Во флот взяли видно за лучшую форсажную тяговооруженность.
      1. 0
        23 марта 2020 20:53
        Цитата: donavi49
        СуперСоник с возможностью тащить приличный подвес

        =======
        Приличный груз - это 2 тонны??? Ну для 3-го поколения - вроде как и "ничего"..... Хотя "Фантомы", "Миражи" и Миг-и с Су-шками - таскали и побольше.....
        -------
        Цитата: donavi49
        с ориентацией на экспорт.

        =======
        Не подскажете а КОМУ они его экспортировали (за 9 лет эксплуатации)??? Ответ: НИКОМУ!!! Он состоит исключительно на вооружении ВВС (теперь уже Морской авиации) Китая и больше - НИГДЕ!
        --------
        Цитата: donavi49
        Во флот взяли видно за лучшую форсажную тяговооруженность.

        ==========
        Угу! Именно - за ЛУЧШУЮ! Аж 0.85 (при нормальном взлетном весе) и аж 0.63 - при максимальном!!! А что? Вполне себе "средненькие" показатели для истребителя 3-го поколения......

        Резюме: Ну просто ШИКАРНЫЙ самолет!!! Особенно для тех кто ни фига не смыслит......
        1. +1
          23 марта 2020 22:14
          1) Приличный для сегмента. Сегмент это УБС. Яки, эЛки, К8 опять же. Они его продвигают как УБС/ЛФИ. И то, последнее только в крайней версии G которую подняли в 2019 году с БРЛС и УРВВ С-Д.
          2) Этот самолет стоит на вооружении Судана например. Причем там даже за деньги. Тут Гайжу опередил своего конкурента Хонгду (Л-15), который в Замбию по кредитной линии продал wink . Правда тендер ВВС НОАК Гайжу проиграли, и сейчас выкручиваются как могут.



          А вот Л15

          3) Ну, можно еще с Яком-130 сравнить, который однокласник. Или внезапно с Су-25УТГ который вынужденно используется в той роли, в которой будет применяться JL-9.
  8. 0
    23 марта 2020 09:50
    Про шасси не понял, обычно это первое, что укрепляют в "морской" версии самолёта.
  9. +2
    23 марта 2020 10:34
    Ну что сказать?,есть деньги и цель,научно промышленная база,если и дальше так дела пойдут то лет через десять они и амеров за пояс могут заткнуть.
    А ведь лет десять назад они делали свои самолёты на базе советских и собирали лицензионные су-27.