Идеальный штурм

50

Телеканал «История» запустил всенародную акцию-конкурс «Я горжусь». Теперь каждый человек может рассказать о том, почему он гордится своим прадедом, дедом или кем-то из близких, участвовавших во Второй мировой войне. Это истории героических поступков и бесстрашных подвигов, которые никогда не должны быть забыты. И сегодня мы вспоминаем штурм Кенигсберга – города, за восемь веков превращенного немцами в мощную крепость, которую нацисты считали неприступной. Гитлер приказал защищать Кенигсберг до последнего солдата и до последнего патрона. Штурм Кенигсберга Красной армией продолжался четыре дня и стал самой скоротечной операцией по взятию крупного города в годы Второй мировой войны.

«Неприступный бастион»


В годы Второй мировой войны столица Восточной Пруссии - город Кенигсберг – был самой крупной и хорошо укрепленной крепостью Европы. Немцы окружили город фортами, мощными стенами, дотами и другими укреплениями. Гитлер называл Кенигсберг «неприступным бастионом немецкого духа». Нацистское командование придавало обороне этой твердыне важный смысл. Именно здесь, в Восточной Пруссии, возникла школа немецкого офицерства. Отсюда когда-то началось объединение германских земель. Для многих немцев утрата этого региона приравнивалась к потере самой Германии.



Штурм Кенигсберга советскими войсками продолжался четыре дня – с 6 по 9 апреля 1945 года. Это была одна из самых скоротечных операций по взятию крупного и хорошо защищенного города в годы Второй мировой войны. По официальным данным во время этого штурма Красная армия потеряла убитыми свыше 3 000 солдат и офицеров. Немцы – в десять раз больше – свыше 30 000 человек.

Такой успех был достигнут благодаря тщательной подготовке операции. Каждый шаг, каждое действие и маневр Красной армии были продуманы вплоть до мелочей. В марте 1945 года был создан специальный фронтовой макет, над которым работала специальная группа из ста человек. Во главе проекта был маршал Советского Союза – Александр Михайлович Василевский, а также командующие всеми родами войск, танкисты, летчики, связисты, пехотинцы. Каждая группа формировалась отдельно и получала конкретную задачу, благодаря чему люди лучше понимали, куда идти, что делать, с кем взаимодействовать и как выполнять поставленную задачу.

Восточная Пруссия на протяжении столетий была ареной ожесточенных и кровопролитных сражений. Именно здесь в 18 веке русские войска нанесли тяжелое поражение считавшейся непобедимой армии прусского короля Фридриха Великого. В 1807 году в битве при Прейсиш-Эйлау российская армия остановила победоносное шествие Наполеона на Восток. Последнее крупное сражение в Восточной Пруссии состоялось в самом начале Первой мировой войны. Тогда русские войска под командованием генералов Самсонова и Ренненкампфа в ходе наступления на Кенигсберг ценой больших потерь фактически сорвали план молниеносной войны кайзеровской Германии против России и Франции.

В годы Второй мировой войны Гитлер поставил задачу превратить Восточную Пруссию в неприступный бастион Третьего рейха. В предместьях города Растенбурга, всего в ста километрах от Кенигсберга, находилась главная ставка Гитлера «Волчье логово», где фюрер провел в общей сложности более восьмисот дней. Восточная Пруссия была превращена в огромную крепость с большим количеством дотов и артиллерийских позиций, которые были окружены естественными преградами в виде рек, озер и болот. Разумеется, пробраться сквозь такую броню было непросто.

Покой нам только снится


Первые воздушные бомбардировки Кенигсберга и его окрестностей были проведены советской авиацией по приказу Сталина осенью 1941 года. Это был ответ на немецкую бомбежку Москвы. Однако, по-настоящему разрушительным стал для Кенигсберга налет английской авиации в 1944 году. 30 августа 189 британских ланкастеров сбросили на город 480 тонн зажигательных бомб. Это была целенаправленная бомбардировка города фугасными бомбами, которые прожигали здания от потолка до подвала.

В начале 1945 года под натиском Красной армии вермахт отступал на запад. Советские войска освободили большую часть Белоруссии, Украины, Прибалтики, Польши и пошли к восточным границам Германии. 12 января Сталин отдал приказ начать наступление по всему фронту от берегов Балтики до Карпатских гор. На севере главный удар был нанесен по территории Польши и Восточной Пруссии. Немецкая оборона была прорвана. 17 января была освобождена Варшава. Спустя несколько дней красноармейцы взяли крепость Познань, форсировали Одер и вышли на прямую дорогу к Берлину. На севере советские войска оттеснили немецкие дивизии к Балтийскому морю и фактически окружили Кенигсберг. К концу января в городе и его предместьях сосредоточились три крупные группировки немецких войск, которые продолжали оказывать ожесточенное сопротивление.

Восточную Пруссию Гитлер отдал приказ защищать вплоть до последнего солдата и до последнего патрона, придавая этому очень большой моральный и идеологический смысл. Поэтому, когда началось наступление 13 января, солдаты Красной армии встретили серьезный ответный удар. Географически это очень хорошая для обороны местность: она изобилует болотами, реками, озерами и возвышенностями, которые очень легко оборонять. Фактически штурмовать Восточную Пруссию означало идти не по тому маршруту, который удобен для наступающих, а двигаться по так называемым проторенным дорожкам, подвергаясь ударам заранее размещенных здесь сил.

Укрепления Кенигсберга представляли собой три линии круговой обороны. Внешняя линия проходила примерно в 10 километрах от центра города и состояла из старых фортов, построенных в конце 19 века. Кирпичные стены форта были усилены метровым слоем бетона. Сверху укрепления были покрыты толстым слоем земли, а снаружи окружены рвом с водой. Гарнизон такого форта мог включать до трехсот человек, вооруженных пулеметами, легкими орудиями и минометами. По окраинам города проходила вторая линия обороны, включавшая капитальные каменные здания, баррикады и железобетонные огневые точки. Третья линия опоясывала центральную часть Кенигсберга и состояла из старых крепостных сооружений. Большинство строений в центре города были связаны между собой подземными ходами, имели склады, арсеналы и даже подземные заводы, выпускавшие военную продукцию.

28 января 1945 года по приказу Гитлера комендантом Кенигсберга был назначен генерал Отто Ляш. На следующий день Ляш прибыл в крепость и отдал распоряжение немедленно построить новый подземный бункер для своего командного пункта. Место для него было выбрано в самом центре города в двухстах метрах от Королевского замка. 7 марта бункер был готов. Внутри подземного убежища были оборудованы комнаты для коменданта, офицеров штаба, радиста и различные технические помещения. Ляш был уверен, что Кенигсберг способен сдерживать натиск советских войск месяцами, считая, что если русские обороняли Севастополь 250 дней, то и Кенигсберг продержится ничуть не меньше. На оборону города, по приказу коменданта, вместе с регулярными частями вермахта было мобилизовано почти все мужское население. По данным советской разведки к началу апреля гарнизон Кенигсберга насчитывал около 60 тысяч человек. Однако, довольно быстро выяснилось, что группировка у немцев довольно более многочисленная. Кроме того, в Восточной Пруссии оставалось много танков, там же действовали отдельные батальоны тяжелых танков «Тигр», перевооруженные на «Королевские тигры» - военные машины, практически не пробиваемые из-за брони.

В бой идут


Задача по взятию Кенигсберга была поручена третьему Белорусскому фронту во главе с маршалом Александром Василевским, который считал главным подготовить войска не только в техническом, но и в тактическом смысле. Замысел Василевского заключался в том, чтобы двумя мощными ударами с севера и юга по сходящимся направлениям рассечь силы гарнизона и овладеть Кенигсбергом. Для этой задачи на подступах к городу было сосредоточено четыре армии общей численностью около 130 тысяч человек. Но эти войска были сильно обескровлены войной. Самые сильное пополнение шло на Берлин, а в Кенигсберг пришли те, кого освободили из плена и молодые солдаты. Именно этой разрозненной массе нужно было придать боевой дух, сплотить и настроить только на победу. У Василевского был на это всего месяц. 22 марта 1945 года командование Красной армии забросило в Кенигсберг 4 группы диверсантов. Советские разведчики взяли в плен более 30 вражеских солдат и захватили часть боевой документации с обозначениями немецких позиций. Все городские укрепления были сфотографированы с воздуха для того, чтобы понять, как устроена система обороны.

В начале апреля советская артиллерия обрушила на форты Кенигсберга тонны снарядов. Под стены города были доставлены самые тяжелые пушки. Снаряды проламывали перекрытия, разбивали бронированные наблюдательные колпаки. По воспоминаниям немецких солдат, этот обстрел подорвал боевой дух гарнизона, который потерял веру в надежность старинных казематов. 6 апреля штурмовые части Красной армии начали наступление на Кенигсберг. Частично разрушенные артиллерийским обстрелом форты красноармейцы блокировали, подавляя вражеский огонь самоходными орудиями, огнеметами и дымовыми шашками. Обойдя форты, штурмовые группы двинулись к городским кварталам. Но здесь наступление остановилось – без поддержки авиации, которая бездействовала из-за плохой погоды, взять с ходу немецкие доты были почти невозможно. Только к вечеру 6 апреля в ходе тяжелых боев советским частям удалось продвинуться вперед и перерезать железную дорогу, связывающую Кенигсберг с портом Пиллау. Для развития наступления вглубь крепости красной армии требовалось срочно подавить сопротивление немцев в оставшихся фортах на окраинах города. Особенно тяжелым был штурм форта номер пять. Его стены не пробивали даже 246-килограммовые снаряды.

6 апреля наши штурмовые группы попытались с ходу овладеть фортом, но натолкнулись на ожесточенное сопротивление. Решение нашел лейтенант 175-го саперного батальона Иван Сидоров. В ночь на 7 апреля, пользуясь тем, что немецкий гарнизон укрылся на нижних этажах, Сидоров пробрался к стенам форта. Здесь он собрал два заряда из трофейных мин и подорвал стену. В результате взрыва погибло 76 немецких солдат. Всю последующую ночь шёл бой в казематах форта, и только к утру его гарнизон – всего 143 человека – капитулировал. «Метод Сидорова» был применён и к другим фортам Кёнигсберга, в результате чего они стали переходить в руки советских войск. Падение фортов облегчило штурм, но не привело к сдаче города, жители которого продолжали упорно сражаться.

7 апреля погода в районе Кенигсберга существенно улучшилась. Вскоре после полудня в небе над городом появились 516 тяжелых советских бомбардировщиков дальней авиации. В течение 45 минут они сбросили на разные цели 550 тонн бомб. Главные удары были нанесены по немецким резервам и огневым точкам второй и третьей линии обороны. После бомбардировки в городе воцарился хаос, связь штаба с войсками гарнизона была нарушена. Повсюду начались пожары, было уничтожено множество складов с боеприпасами и продовольствием. Комендант Ляш впоследствии вспоминал: «разрушения в городе были настолько велики, что невозможно было не только передвигаться, но даже и ориентироваться». К вечеру того же дня части Красной армии при поддержке тяжелых танков, артиллерии и авиации продвинулись вперёд на 3–4 километра, заняли порт, вокзал и множество городских кварталов на северо-западе.

Герои Советского Союза


В ночь с 8 на 9 апреля остатки германских войск попытались вырваться из центра Кенигсберга в сторону Земландской группировки. Однако их атака провалилась. Утром 9 апреля советские войска возобновили штурм города. Разрозненные и измотанные боями группы немецких солдат укрылись в восточной части Кенигсберга. Вечером 9 апреля к советскому командованию были направлены парламентеры для переговоров о капитуляции. В 22:45 Ляш отдал приказ о немедленном прекращении огня. Сопротивление отдельных немецких отрядов продолжалось всю последующую ночь и только утром 10 апреля оно было окончательно подавлено. В этот день красный флаг был понят над фортом «Дона» - последним очагом сопротивления гитлеровских войск.

В честь грандиозной победы в Восточной Пруссии 760 тысяч красноармейцев были награждены медалью «За взятие Кёнигсберга». 216 солдат и офицеров Красной армии были удостоены звания Героя Советского Союза, а 98 воинских частей получили название «Кёнигсбергские».
После окончания Великой Отечественной войны по решению Потсдамской конференции северная часть Восточной Пруссии вместе с Кёнигсбергом была передана под юрисдикцию Советского Союза. 4 июля 1946 года после смерти всесоюзного старосты Михаила Калинина город получил новое имя. Так закончилась история крепости Кенигсберг, на месте которой сегодня находится самый западный город России – Калининград.

50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    23 марта 2020 06:32
    Два моих деда штурмовали Кенигсберг,ещё мальчишкой дед показал мне место,сейчас это площадь Василевского,где его ранило,когда их миномётный расчет менял позицию прилетела немецкая мина и дед получил тяжёлое ранние в бедро,а второй на "Андрюшах" воевал...
    1. 0
      23 марта 2020 07:25
      Ещё видео,рассказывающее о том,почему штурм фортов Кёнигсберга,стоит в одном славном ряду с другими выдающимися операциями Красной Армии по освобождению Родины.

    2. +5
      23 марта 2020 08:53
      А моего на подступах "задели"... Из ПТ орудия "тридцать четверку" подожгли, а потом из минометов "добавили". Инвалидом остался в 19 лет...
    3. +4
      23 марта 2020 13:26
      Мой дед получил за Кенигсберг орден Красного Знамени (представление на героя было), третью контузию, и был списан в комендатуру. Там и встретил победу
    4. 0
      24 марта 2020 22:32
      Андрюша, дорогой мой, мой деда Гнездилов Иван Васильевич, был на штурме связистом, но получил тяжелейшее ранее, в результате удалили почти все внутренности, комиссовали в 1944 году и прожил он 82 года, не знаю почему ведь он почти ничего не ел, пахнет самогона 50 грамм и закусит борщем и так и жил, работая в колхозе кузнецом в станице Ассиновской и умер в 1991 году, а тут на месте чеченские моджахеды появились с оружием, а у нас у казаков одни шашки и старье с охотничьем, Россия помощи не дала и звери пошли резать тех кто без помощи, потом долго Муталибов тормозили, а теперь кроме баз нет там никого из православного люда, так прлсрать пол страны, кто ответит ?
  2. +7
    23 марта 2020 06:42
    — Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри — не вы!
    Плохая им досталась доля:
    Немногие вернулись с поля...
    Не будь на то господня воля,

    Слава Героям ...
    пусть такое больше не повторится, НИКОГДА!
    1. +6
      23 марта 2020 13:52

      Пятый форт. Внутренний двор.
  3. +4
    23 марта 2020 06:52
    Эти люди из СТАЛИ!
    1. +4
      23 марта 2020 14:54
      Цитата: Андрей Николаевич
      Эти люди из СТАЛИ!

      Очень много можно рассказать о бойцах, бравших В.Пруссию и Кенигсберг. Мой дед, капитан, командир пулеметной роты еще до штурма города в р-не Инстербурга (Черняховск) попал в окружение отступающих войск вермахта. Как он рассказывал, шансов у них практически не было. Награды свои закопал под деревом в лесу. А потом вернуться уже не смог. Наступление. Только часть наград смог востановить. Те, что были получены в начале войны не смог.
      Вот еще история... Может она, кому то не понравится, но я слышал ее лично от участника тех событий. В 05 - 08 гг, я работал на "Остмарке" (пивзавод), сейчас к сожалению уже ликвидирован. На заводе работал водитель, ветеран ВОВ. Деду было под 90, но он был еще достаточно крепкий. Так вот, он этот пивзавод брал. Рассказывал, что когда они взводом ворвались на тер-ию, быстренько постреляли немцев, которые там прятались. А после, открыли подвалы, а там ПИВО в бочках. Так они похватали с ближайших домов немок и в этом подвале закрылись. Неделю от СВОИХ отстреливались, пока все пиво не выпили... Еще раз повторяю, эту историю, я слышал лично от него. Правда или нет, не знаю. Но я склонен ему верить.
      1. +5
        23 марта 2020 15:25
        Не уверен, что в тех условиях войны, можно было неделю "отстреливаться" от своих, в обнимку с пивом и немками. Но уверен, что даже если это и было, то лично я, не осуждал бы солдат, которые похватали где то там, немок.. С немок-не убудет...
        Мне дед как-то случайно ( выпившим был) сболтнул, что до границы- армия шла тяжело. "А после границы, когда подходили к Германии, то все рвались, только успевай, притормаживать. Злость была. Все хотели мести" Может кто и мстил, не знаю и не слышал. Но допускаю, редкие случаи. разные люди, разные судьбы... Но осуждать их, не имею, морального права.
        1. +3
          23 марта 2020 15:45
          Цитата: Андрей Николаевич
          Не уверен, что в тех условиях войны, можно было неделю "отстреливаться" от своих,

          За что купил, за то и продаю. request
          Цитата: Андрей Николаевич
          Но осуждать их, не имею, морального права.

          Так и я, не осуждаю. Я просто, рассказал историю.
          Говорят, был еще эпизод с цистерной спирта. И погибшей по глупости роте. Наши рвались к Кенигсбергу и в тылу еще очень много недобитков было. Да и из "Курляндского котла" прорывались. Как рассказывал дед, область зачищали по серьезному уже после взятия Кенига.
          1. +4
            23 марта 2020 15:52
            За что купил, за то и продаю"
            Я понял...Нет вопросов.
            Да и вообще, чтобы там наши солдаты не делали-проблема командования. В остальном- человек взявший оружие в руки и ставший на защиту моей Родины, для меня лично - святой человек. Это даже не обсуждается..А немцы, пусть визжат, что хотят. Мне-плевать!
      2. +1
        23 марта 2020 16:35
        Цитата: LiSiCyn
        А после, открыли подвалы, а там ПИВО в бочках. Так они похватали с ближайших домов немок и в этом подвале закрылись. Неделю от СВОИХ отстреливались, пока все пиво не выпили...

        За это во время войны расстреливали .Мой дед тоже Пруссию брал - командир взвода арт обеспечения дивизии большой мощности Б-4 28-я Армия .Так вот перед входом в Пруссию со штаба армии "представитель" прибыл и выступал с кузова дедова "Студебекера" - мол человеческий облик и не будем уподобляться .У многих тут же вопросы про - и что гады не ответят?На что наш(со слов деда) замполит его отодвинул и разъяснил проще - за мародёрство на штрафбат или штрафроту не расчитывайте,а за бабу или пуля или Колыма .
        1. +4
          23 марта 2020 17:05
          Я, там выше, ответил-разьяснил... Не пытаюсь очернить память о наших Ветеранах. request
          Дед этот был, как Икона для завода. Практически весь трудстаж на нем. На День Победы, на руках носили. Да и "иконостас" у него , приличный был. Ордена, "Отечественной войны", " Красной звезды" и "Славы" это что я, помню. История рассказана в неформальной обстановке. Да и те, кто живет здесь много разных историй слышали. По этому, верить или нет это ваше право. Я верю.
          1. +1
            23 марта 2020 17:07
            Ну я то собственному деду больше верю - с дисциплиной было всё норм .Наград тоже немало было - начинал танкистом под Москвой ..
  4. +5
    23 марта 2020 07:34
    У деда, среди всех прочих наград, одна из медалей была " За взятие Кенигсберга". Просто вспомнилось.
  5. +5
    23 марта 2020 07:50
    Мой дед тоже брал Кенигсберг на "Катюше", никогда про войну не рассказывал, лишь раз в 1985, про то как брали город, парад на красной площади и переброску на Дальний Восток, в Монжурию. В Кенигсберге выжигали доты огнём "Катюш" выезжая на прямую наводку, в заранее выкапанные капониры. Там либо все выгорало, либо выжигался кислород, после чего ждали как прогорит и шли дальше.
  6. +5
    23 марта 2020 07:58
    Матушка пехота и саперы как всегда эти трудяги выполняли самую тяжелую работу...большое мое уважение ко всем солдатам и офицерам бравших эту крепость. hi
  7. +4
    23 марта 2020 09:23
    Самая неприступная крепость Европы,оплот нацистов на Востоке была взята за 81 час.
    Почему то не упоминается,что маршал Василевский до назначения командующим фронтом был начальником Генштаба.Это говорит о том,какую роль предавал лично Сталин взятию Кенигсберга с последующим освобождением всей Восточной Пруссии.
    Как показал опыт, состав штурмового отряда состоял из двух стрелковых взводов (50-60 человек), усиленной 45 мм противотанковым орудием , двумя 76 мм орудиями полковой артиллерии , одним 76 мм дивизионным орудиям ЗИС-3 , одной 122 мм гаубицей, одним - двумя танками (или самоходными артиллерийскими установками), взводом станковых пулеметов, взводом 82 мм батальонных минометов, отделением (взводом) саперов и отделением (взводом) огнеметчиков.
    Штурмовой отряд состоял из двух частей:
    -атакующие группы, имевшая легкое стрелковое вооружение (автоматы, огнеметы, гранаты, винтовки),
    -группа, поддерживающая действия первой, имевшая тяжелые виды оружия (пулеметы, пушки, минометы
    Атакующая группа (группы), в зависимости от объекта атаки, могла делиться на подгруппы, каждая в составе 4-6 человек.
    К сожалению этот опыт проигнорировали при штурме Грозного...
    1. 0
      24 марта 2020 09:47
      К сожалению этот опыт проигнорировали при штурме Грозного..

      Не все так однозначно.Про Грозный не говорю, отдельная тема.
      Но во время войны много городов штурмовали. И не всегда успешно. Почему Кенигсберг за 4 дня, а в Будапеште месяц бои шли, в Праге чуть поменьше. Почему такая разница однозначного ответа нет.
    2. 0
      25 марта 2020 10:57
      Василевского поставили командовать 3-м Белорусским вместо погибшего Черняховского. от своих: брат моего деда Славу 3-ст там заслужил. бой в районе клайн-меленау, 16 минометный полк, 33 минбригада.
  8. +3
    23 марта 2020 09:49
    Это же околовоенный сайт. Какие фугаски
    которые прожигали здания от потолка до подвала
    ?
    1. +2
      23 марта 2020 13:51
      Цитата: Юрий_999
      Это же околовоенный сайт. Какие фугаски
      которые прожигали здания от потолка до подвала
      ?

      Автор имел в виду другое - англосаксы сначала сыпали фугасками, которые срывали крыши, потом зажигательными, которые выжигали здания
      1. +1
        23 марта 2020 22:52
        постоянные обитатели данного сайта знают о технологии создания "огненного шторма", а вот люди которые тут недавно, или случайно, могут понести данную "фигню" в массы. Ну сайт то около военный - "они же знают". По этому, редакторам надо быть внимательнее.
        1. +2
          23 марта 2020 23:07
          Так это ещё не самый страшный ляп laughing
  9. -1
    23 марта 2020 10:09
    Да, было дело... под Кенигсбергом... Туда "свезли " всю артиллерию "особой мощности"...даже времён 1МВ ! Жаль, что про "ракетные торпеды ",которые разрабатывались в Союзе перед войной,никто не вспомнил ! И ещё имеется один вопрос,"мучающий" меня давненько... могли ли в Кенигсберге советские подразделения использовать трофейные управляемые танкетки-фугасы ?
    Кстати, в сороковые годы имелся весьма разветвленный подземный Кенигсберг ! Но,слышал я, немцам удалось открыть "хитрые" шлюзы и затопить подземный город... А там ,к тому времени, немцы успели очень многое разместить и спрятать ! До сих пор,говорят , бОльшая часть старого подземного города скрыто под водой... ( разобраться в системе шлюзов не удалось до сих пор...) Немцы,"ностальгирующие" в Кенигсберге, говорят,что исторический,туристический ,экономический потенциал города используется "русскими" едва ли на 40%... Хотя,тут надо разбираться ! Читал я и возмущённую статью некого депутата гос.думы о том,что в настоящее время администрация города стала очень "акцентировать " немецкое происхождение города;а молодёжь по многу раз успела побывать в Польше, Германии и прочей "западной" Европе,но ни разу была в центральной России ,Москве... Это создаёт определённые "перекосы"(проблемы) в воспитании молодого населения области ! Коренные "кенигсбержцы" очень возмущены ,также, тем "понаехавшим контингентом" ,который "образовался" по программе "переселения соотечественников из-за рубежа ! Ведёт себя этот "контингент",по мнению местных жителей, как дикари...по-хамски . (Это я узнал из разговора со своим школьным товарищем ...морским офицером , который ,после окончания военно-морского училища . служил там и остался на ПМЖ... То есть ,хочу сказать,что Кенигсберг ,в настоящее время, может быть ,в некотором смысле, "проблемным" городом ! Но об этом правящий в России, режим может и умалчивать...P.S. В конце прошлого века было предложение назвать город Княжьградом (Княжеград...русский перевод Кенигсберга...)
    Танковые ракетные торпеды...
    1. +3
      23 марта 2020 11:23
      Насчет дикарей поподробнее пожалста... Кстати, я тоже из них. И тоже как Ваш товарищ приехал к кенигсбержцам учиться в ВВМУ. Варвар в звериной шкуре. Да, это мы, казахи, таджики, узбеки и прочие азияты с алчными раскосыми глазами, но с русскими и немецкими фамилиями разбирали свои дома на кирпичи, громили хозяйственную инфрастрктуру, ушатывали мелиорацию. Это все наших рук дело и мы виноваты перед ими, коренными кенигсбержцами во всем вплоть до появления обочечников на дорогах. Правда, в последнее время на кенигсбержецев напало новое племя варваров - "украинцы" из Донбасса. Те вообще звери. Гражданство требуют негодяи разэтакие... Ату их всех. Правда, кенигсбержцы почему то не очень рискуют высказать это все в глаза, ограничиваясь интернетами. Это и в правду опасно, ведь варвар у которого один прадед погиб, а другой закончил воевать в этих местах может по ним и заехать... А, что взять с варвара то...
      1. +4
        23 марта 2020 13:48
        Цитата: Ромей
        Это и в правду опасно, ведь варвар у которого один прадед погиб, а другой закончил воевать в этих местах может по ним и заехать... А, что взять с варвара то...

        Полностью с Вами, согласен ! Сидели на ..... ровно. Контрабандой промышляли. А зачем работать , вкладываться ? Забор завален, корова во дворе насрала - пойдет... Мне они "аульных" напомнили. Я в Полесске с 98-го по 00 жил. Насмотрелся на местных. Сам, чуть не спился с ними.
      2. +1
        23 марта 2020 15:41
        Ромей, Вы сильно-то не злитесь. Человек выразился вполне тактично и без указания конкретых ФИО.
        Между прочим, я тоже общался с бывшим выпускником ВВМУ (кажется имени Ушакова, если не ошибаюсь) это человек коренной житель Калининграда. ВЧ его деда была расквартирована в городе сразу после его освобождения. И он мне сам рассказал, что после прихода Советской власти, мелиорацией, почти не занимались.Много подвалов в жилых домах подтоплены и так далее... Я хочу сказать, что если местные власти не могут контролировать ситуацию в конкретной области, то нельзя голословно обвинять местных жителей, не зависимо от того-местные они или приезжие.
        1. 0
          23 марта 2020 17:06
          А не злиться уже невозможно. Этот ажиотаж в интернетах начал доставать. Вот взять мелиорацию. Я понимаю проблемы с городским водоотведением: схемы сложные, документации ноль, специалистов по пальцам... Но, блин, неужели перед вспашкой поля нельзя с помощью банальной лопаты вычислить оптимальную глубину установки плуга? Что в итоге? Ставим на полметра и мало того, что вывернем дренаж, так и выворотим на поверхность всю глину, после чего там кроме крапивы и всякой дряни ничего не растет. Что это как не вредительство? Когда начинаешь говорить об этом, то скромно потупив глазки кенигсбержцы начинают рассказывать о тяготах войны и о том как нехорошо вели себя окуппанты. А о том, что это уже твоя земля, мысли не приходили? Теперь следующее. Сколько было уничтожено добротных, капитальных, удобных жилых и хозяйственных построек? Много, очень много. Только не войной, а самими кенигсбержцами. А почему? Вот есть черепичная крыша. Как и все в этом мире, оно нуждается в ремонте. Видишь, ветром подняло черепицу, или она треснула, то приставь лестницу, залезь поправь или замени, благо есть чем. Но коренным кенигсбержцам оно надо? Это же немецкое... В итоге крыша гниет, дом сыреет и валится. А жить кенигсбержцу надо где то, вот он и перекочевывает в дом с еще нормальной крышей. Так и кочевали подобно казахам оралманам пока не кончились свободные дома. А когда они закончились, то кенигсбержцев государство стало переселять в картонный хлам под названием финский домик.... И там та же история. Хотя бы потому, что достаточно много кенигсбержцев как не в себя кушала ведрами спиртные напитки во всем спектре...
          1. +2
            23 марта 2020 18:58
            Да я с Вами согласен. Тут и говорить нечего. У нас привыкли- "все вокруг колхозное. Все вокруг-мое" Настоящих хозяев истребли вместе с "кулачеством" . Каждый сидит и надеется, когда же прийдет правительство и почистит ему парковку, от снега. А чтобы самому лопату взять-извините, не мое дело. Приехал, почистил свою парковку и поставил машину.Через некоторое время, начал мое место один ухарь занимать. Через недельку, у него колесо "прокололось". Даже странно..Больше не ставит.. )
        2. +1
          23 марта 2020 19:07
          после его освобождения

          после ВЗЯТИЯ
    2. +4
      23 марта 2020 13:37
      Цитата: Nikolaevich I
      Ведёт себя этот "контингент",по мнению местных жителей, как дикари...по-хамски .

      О, как... belay Контингент значит ? Я приехал в 98-ом, Кафедральный собор стоял без крыши. Как во время ВОВ бомбой зарядили, так и стоял. Что то " коренные Кенигбержцы" особо и не чухались все это время. В области, народ спивался в хлам. Отношение к "наследию" : этож немецкое, не жалко. Может вам, рассказывал ваш знакомый, как первые переселенцы запахали поля, нарушив всю миллиорационную систему из за чего произошло заболачивание и потеря половины пахотных земель. Может рассказывал, как немецкие могилы раскапывали, в надежде поживится ?
      Кста, одному такому "коренному", я обьяснил... Что в отличии от него, я вернулся на Историческую Родину. У меня предки, выходцы из В. Пруссии при Екатерине в Россию перебрались.
      1. +1
        23 марта 2020 15:02
        Слышали такую фразу: "Каждой твари -по паре..." ? Разный народ в область может перебраться ! Если вы всегда вели и ведёте себя "прилично" , то приведённый негатив -не о вас ! Так зачем же с ходу из себя огнедышащего "змея-горыныча" изображать ? Так и "кондратий" может схватить ! Выпейте лучше для успокоения "пирамидончику"! Мой товарищ не говорил, что все(!) приезжие "гаты-делегаты"... но,всё же, таких видно хватает, чтобы вызвать недовольство у части(!) местных жителей ! Возможно ,это происходило в какой-то части территории Калининградской области, где "нечаянно" подобрались "не очень хорошие элементы" ! Товарищ рассказывал,например, такую историю: за городом ( возможно , это "пригород" Калининграда,а не сам "облцентр"...) имеются заброшенные немецкие хутора... Там осталось много садов в "естественном" состоянии... Горожане привыкли туда наведываться во время созревания урожая. В общем, ничего "необычного" ! Но как-то мой товарищ с соседями заметил,как кто-то вырубает плодовые деревья, чтобы "с удобством" собрать плоды ! Они проследили и нашли "чуваков" , кто это делал ! Оказалось , приезжие из ,кажется, из Средней Азии(по программе устройства "соотечественников из-за рубежа...) ! Когда с ними стали разбираться ...стыдить их...те заявили ,что им " по крену" ... что,раз это "ничьё"- то и незачем тут "церемониться" ! Причём, мой товарищ заметил, что местные так никогда не делали ,но "приезжие" были замечены не раз ! То есть повод для недовольства у "местных" был создан ! Так какого ....фига тут наезжать на меня ? Может, кое-кому стоит в "зеркало посмотреться" ?
        1. +3
          23 марта 2020 16:00
          Итак. 1994 год. Лето. Мои родители купили на последние деньги убитый в хлам хутор, заросший вокруг всем подряд, включая и фруктовые деревья: яблони, груши, вишни... И вот средь бела дня, в саду раздается звуки топора и ножовки. Мы разумеется выбежали посмотреть, кто это такой борзый, распоряжается нашей частной собственностью. Два коренных кенигсбержца, мужской и женской особи, а в том, что это были именно коренные кенигсбержцы, судя по выхлопу дешевой самогонкой с привкусом растворителя, сомневаться даже не стоит, ибо варварам употребляющим сей напиток добраться так далеко в те времена было физически невозможно, валили наши вишни и собирали ее в свои помойные ведра. На вопрос "Что за хрень?", кенигсбержцы выразили свое удивление вопросом "А, что такого? Вишен много на всех хватит..." Дальше пришлось применять физическое насилие. Били аккуратно, но сильно. А, сейчас рассказываете тут сказочки, за варваров. Ясен, пень, что эта парочка тоже осталась недовольной нарушением их прав человека.
          1. +1
            23 марта 2020 17:38
            Цитата: Ромей
            валили наши вишни и собирали ее в свои помойные ведра.

            Ну, и как это всё понимать ? Мне мой товарищ одно рассказал(кстати , удивили несколько меня... товарищ тоже вишни упоминал, как я помню...)вы "второе", но такое же...! Результат,в итоге, одинаков получается(!): и там, и сям "варвары" имеются ! Осталось выяснить: с какой стороны больше... хотя какая мне накрен разница ?Конечно, "за державу" немного обидно...за Калининградскую область...! Но если за каждый бардак болеть, то никакого "пирамидону" не хватит !
        2. +5
          23 марта 2020 16:12
          Слышали такую фразу : Жаба душит... Так может это про них, "коренных Кенигбержцев" ? И вообще, "коренные" да еще и "Кенигсбержцы" это просто смешно. Друг ваш, в каком поколении коренной ?
          Цитата: Nikolaevich I
          Но как-то мой товарищ с соседями заметил,как кто-то вырубает плодовые деревья, чтобы "с удобством" собрать плоды !

          Ха-ха... Смешно. Вы с кедром не попутали. У нас сады, в основном яблочные. Проще залезть и тряхануть, чем рубить.
          Я не пытаюсь оправдать всех переселенцев из Ср. Азии, да люди разные... Но сколько вреда нанесено "коренными" , нам уже никогда не нанести... "Все уже украдено, до нас" .
          Цитата: Nikolaevich I
          что местные так никогда не делали ,но "приезжие" были замечены не раз !

          Я уже писал вам, в чем были замечены "местные". Да и камрад Ромей, тоже. Область поднимали мы, приезжие из Ср. Азии. Мы привезли сюда деньги и желание жить по человечески.
          Цитата: Nikolaevich I
          Выпейте лучше для успокоения "пирамидончику"!

          В "советчиках", не нуждаюсь.
          Кста, последнее время " ваши" с ДВ, потоком хлынули. Тож уже "понаехали"... wink
          1. +2
            23 марта 2020 17:23
            Цитата: LiSiCyn
            В "советчиках", не нуждаюсь

            Так я о вашем здоровье обеспокоился ! request
            Цитата: LiSiCyn
            последнее время " ваши" с ДВ, потоком хлынули. Тож уже "понаехали"...

            Было дело...рассматривал "калининградский" вариант (товарищ звал...): но выбрал,всё же, Краснодарский край...пока не переехал...всё "бы" мешает !

            Цитата: LiSiCyn
            Вы с кедром не попутали. У нас сады, в основном яблочные. Проще залезть и тряхануть, чем рубить.

            Речь была,как я помню, о вишнях... А теперь хихикайте...

            Цитата: LiSiCyn
            Область поднимали мы, приезжие из Ср. Азии. Мы привезли сюда деньги и желание жить по человечески.

            Ну, да ...лишь вы и "пахали" ! С 45го до начала 90х область в бурьяне лежала , вас ждала ! Стоило вам появиться,так сразу , как по мановению "волшебной палочки" города построились, поля распахались ... "высокие технологии" хлынули из Средней Азии в Калининград ! Где ж вы раньше были, чё прохлаждались ? А сейчас и в России рабочие места "заполонили" мигранты ...и за это Среднюю Азию благодарить ? А что же эта "средняя азия" после исхода русских так и не смогла до сих пор обустроить свою Среднюю Азию ? Я помню тот период, когда таджики,узбеки кричали русским: уезжайте в Россию...вон с нашей земли ... хотим жить без русских,без России,не хотим смотреть на ваши рожи... И вот русские,(кто смог,кто уцелел) уехали...Россия ушла... И оказалось, что без русских,без России азиатам жрать стало нечего ! И без зазрения совести они "попёрли" в Россию, к русским,чьи "рожи" они видеть не хотели ...! И вот я и многие мои соотечественники, которые тоже не хотели видеть ..."личики" этих азиатов на своей земле, вынуждены теперь "созерцать" постоянно азиатские "образы" , которые не смогли, не захотели обустраивать свою родину, а теперь,как опухоль, мешают нам жить по-своему...
            1. +5
              23 марта 2020 17:58
              Цитата: Nikolaevich I
              Речь была,как я помню, о вишнях...

              Продолжительность жизни вишни ~ 20 лет. Это к вопросу о "немецких" садах.
              Цитата: Nikolaevich I
              Где ж вы раньше были, чё прохлаждались ?

              Глупый вопрос. Ответ, вы знаете.
              Вы здесь бывали ? Я здесь живу. С 98-го. У меня, на глазах все происходит. Все перемены. И вы мне будете рассказывать, кто - что здесь делал - строил ?
              Цитата: Nikolaevich I
              что же эта "средняя азия" после исхода русских так и не смогла до сих пор обустроить свою Среднюю Азию ?

              Цитата: Nikolaevich I
              . И вот русские,(кто смог,кто уцелел) уехали...Россия ушла..

              Так русские или азиаты, вы уж определитесь ?
              Знаете, я мог бы много написать про отношение "местных русских" к этой земле, но вы же все равно мне не поверите. За сим, прощаюсь...
            2. +2
              23 марта 2020 18:07
              Хм... Николаевич. Как бы речь идет именно о русских. Точнее славянах и немцах. Ну ладно, я, действительно не совсем русский, этнический казак. А остальные?
              Или Вы реально думаете, что мы казахи?
              1. +6
                23 марта 2020 18:35
                Цитата: Ромей
                Или Вы реально думаете, что мы казахи?

                laughing Мне, один такой, правда в Краснодарском крае, узнав что я, с Казахстана, тоже говорил о схожести... Мне, в чьих жилах течет кровь русских, немцев, поляков и запорожских казаков. На мой вопрос : Казахов видел, когда нибудь в живую ? Ответил, нет. Но примерно представляю. lol
                1. +2
                  23 марта 2020 18:43
                  Чтой то сдается мне, что нас приняли за гастарбайтеров.
                  1. +1
                    24 марта 2020 01:36
                    Цитата: Ромей
                    Чтой то сдается мне, что нас приняли за гастарбайтеров.

                    Я не принимал... в "разговоре" возникла "азиатская ПАРАЛЛЕЛЬ " и я по ней "прошёлся...
                2. +3
                  23 марта 2020 18:43
                  В виде Саши Барона Коэна в фильме Борат laughing
                  1. +2
                    23 марта 2020 19:05
                    Во-во... В самую точку.
                  2. +5
                    23 марта 2020 19:12
                    Альберт hi
                    Ты же знаешь, я даже на Бората не похож.... request laughing
                    1. +3
                      23 марта 2020 19:22
                      Привет! hi
                      Ну, на Барона Коэна я похож больше - и даже его «казахский» понимаю без перевода laughing
                3. +1
                  24 марта 2020 01:33
                  Цитата: LiSiCyn
                  Казахов видел, когда нибудь в живую ? Ответил, нет. Но примерно представляю.

                  В наших краях из "приезжих" есть казахи, киргизы,таджики,узбеки (китайцев, северокорейцев "уже не считаю"...) Особенно много стало киргизов...они,по моему, и "доминируют" из "средней азии"...
              2. +1
                24 марта 2020 01:25
                Цитата: Ромей
                Или Вы реально думаете, что мы казахи?

                Нет,не думал...я помню ваше "представление", имея в виду комменты от "всех" :"программа переселения(или как там правильнее?...) соотечественников за рубежом..." ; "русские фамилии"...потому и подумал: или русские семьи из Азии, или "смешанные", или "славянской" внешности( неазиатские...) А причина,что я заговорил о "мигрантах из Азии"? Просто , как-то произвольно возникла "азиатская параллель" и я "прошёлся" по ней...В этой "ветке" имел в виду не вас...
  10. 0
    16 апреля 2020 23:08
    - Cейчас то дела в области не лучше... "Приглашённая на царство" нынешняя администрация, визжа от радости, распродаёт земли совместным предприятиям , которые в погоне за урожаями травят местную и без того тощую землю химией... Урожай - в Польшу... "зелень" - в карманы... Тут все "деяния" местных и "азиатов" мелким хулиганством покажутся! Лес, который сотни лет назад искусственно высаживали сводят, хутора на кирпич для особняков растаскивают... Ограду кованную со стадиона "Балтика" - и ту спёрли варяги хреновы... angry