Как обстоят дела с российской морской авиацией: мнение эксперта

54

В условиях современной войны особая роль отводится морской авиации. Но у России с ее развитием все обстоит далеко не самым лучшим образом. Достаточно сказать, что пока ВМФ РФ располагает лишь одним авианесущим кораблем.

Морская авиация входит в состав Военно-морского флота России. В ее составе – 44 противолодочных самолета и 43 истребителя палубной авиации. Также к авиации ВМФ приписаны и «обычные» самолеты – примерно 50 бомбардировщиков Су-24 и разведчиков Су-24МР, более 30 Су-30СМ и Су-27, около 30 МиГ-31, 3 ВКП Ил-22, 2 Ил-20РТ, более 50 транспортных самолетов и до 40 вертолетов Ми-24/35М и Ми-8.



Наиболее многочисленной является морская авиация Северного флота ВМФ России, в состав которого входят единственный в стране авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» и 2 истребительных авиационных полка палубной авиации. На Балтийском и Черном морях, Тихом океане морская авиация представлена авиаполками, базирующимися на суше, а Каспийская флотилия ВМФ своей морской авиации не имеет.

В то же время, если сравнивать с другими странами, то морская авиация ВМФ России уступает только морской авиации ВМС США и равна по своему потенциалу морским авиациям Китая, Японии, Индии.

Известный российский военный аналитик Александр Храмчихин в недавно вышедшей статье пишет, что даже в советское время задачи противолодочной обороны морская авиация могла решать лишь весьма условно. После распада СССР все стало намного сложнее:

В постсоветский период ситуация в этом плане сильно ухудшилась, поскольку противолодочная авиация не получила никакой новой техники (лишь были модернизированы 6 Ил-38 до варианта Ил-38Н). Крайне ограниченный круг задач может решать палубная авиация единственного авианосца.


В связи с этим, Храмчихин задается вопросом, а нужны ли вообще России авианосцы и не лучше ли деньги, которые потребуются на их строительство, потратить на фрегаты и противолодочные корабли?

Аналитик делает вывод о крайней ограниченности боевого потенциала российской морской авиации. Поскольку в состав авиации ВМФ включены «обычные» истребители, задачи по противовоздушной обороне кораблей, как считает Храмчихин, стоило бы возлагать на них. Впрочем, здесь также возникают вопросы:

Чрезвычайно сомнительно, что имеющихся истребителей для этого хватит, поскольку на них же будет возложена задача прикрытия развертывания в океан ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПК СН) и многоцелевых АПЛ. А также с учетом того факта, что МиГ-31 для прикрытия кораблей и ПЛ вообще не очень подходят, для этого нужны Су-27 и его производные, коих в морской авиации совсем мало.


Вряд ли сможет защитить морская авиация и от авианосных и десантных соединений действительно сильных государств. Кроме того, российская морская авиация разбросана по разным флотам и, соответственно, управлять ее действиями также не столь просто.

Тем не менее, полностью отказываться от морской авиации в составе ВМФ совершенно нецелесообразно, учитывая, что даже куда менее сильные, чем Россия, государства обладают авиационными подразделениями в составе своих военно-морских сил. Наконец, морская авиация – это не только боевое применение, это еще и отдельная школа летчиков со своим колоссальным опытом действий в специфических условиях, свои боевые и весьма славные традиции.
54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    24 марта 2020 09:32
    Морская авиация входит в состав Военно-морского флота России. В ее составе – 44 противолодочных самолета и 43 истребителя палубной авиации. Также к авиации ВМФ приписаны и «обычные» самолеты – примерно 50 бомбардировщиков Су-24 и разведчиков Су-24МР, более 30 Су-30СМ и Су-27, около 30 МиГ-31, 3 ВКП Ил-22, 2 Ил-20РТ, более 50 транспортных самолетов и до 40 вертолетов Ми-24/35М и Ми-8.

    А куда дели Ту-142, Бе-12 в составе полков, вертолеты Ка-28?
    1. +5
      24 марта 2020 09:35
      Цитата: Invoce
      Бе-12 в составе полков

      С гидросамолётами-амфибиями, с их ресурсом,количеством, и необходимостью замены, на сколько понимаю - БЕДА

      ( в сравнении с советским периодом)...
      1. 0
        24 марта 2020 09:46
        Цитата: Инсургент
        Цитата: Invoce
        Бе-12 в составе полков

        С гидросамолётами-амфибиями, с их ресурсом,количеством, и необходимостью замены, на сколько понимаю - БЕДА

        3-4 года назад "беда" была со всеми типами самолетов! В настоящее время завод-изготовитель персонально отвечает за исправность парка самолетов. Бе-12 ремонтирует и изготавливал авиационный завод в Таганроге, а эксплуатировались они на Балтике (уже нет их там, по моему) и на ЧМ, что совсем рядом с местом изготовления. Да и информация была о том, что Бе-12 пройдут модернизацию, ибо нет им достойной замены на ЧМ
        1. +2
          24 марта 2020 09:48
          Цитата: Invoce
          информация была о том, что Бе-12 пройдут модернизацию, ибо нет им достойной замены на ЧМ

          Я бы уточнив,сказал,что на всём Флоте нет для них замены...
          И мало их осталось.
          1. +3
            24 марта 2020 11:25
            Цитата: Инсургент
            И мало их осталось

            Ну,мало-немало,но в 90х годах некая частная фирма закупила списанные(!) Бе-12 для организации авиапассажирских перевозок между Сахалином и Курилами...то есть,была такая возможность ! Некоторое время гидросамолёты "честно" эксплуатировались ...но ,к сожалению, пилоты были набраны плохо обученные для гидроавиации.. случались аварии...полёты запретили...
            1. +3
              24 марта 2020 11:27
              Цитата: Nikolaevich I
              в 90х годах некая частная фирма закупила списанные(!) Бе-12 для организации авиапассажирских перевозок между Сахалином и Курилами

              За "откат",в 90-е,и не такое проделывали. Возможно,что самолёты были просто "подведены" под списание.
    2. 0
      24 марта 2020 10:11
      А куда дели Ту-142, Бе-12 в составе полков, вертолеты Ка-28?

      А
      Известный российский военный аналитик Александр Храмчихин
      про них наверное забыл.
      Есть в составе МО целые НИИ, которые моделируют всевозможные варианты вооружений, стратегии и тактики Российских вооруженных сил. Их рекомендации не всегда выполнимы по экономическим и/или политическим причинам. Но отдельные "ИКСПЕРДЫ" берут на себя ответственность (ответственность кстати не берут) право высказываться о вопросах, о которых они попросту не могут судить из-за отсутствия соответствующих допусков к информации.
      1. +5
        24 марта 2020 10:21
        Он указал количество противолодочных самолётов, которыми как раз и являются и Бе-13 и Ту142. Не вина Храмчихина, что некоторые не умеют читать.
        Впрочем, про вертолеты ПЛО он действительно забыл
        1. 0
          24 марта 2020 13:08
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Бе-13

          оЧеПатка,или новая модель ?
          1. 0
            24 марта 2020 13:11
            Бе-13

            оЧеПятка,или новая модель ?

            Это модель для тех, кто умеет читать Храмчихина, забывающего про вертолеты
          2. +1
            24 марта 2020 13:33
            Очепятка, конечно, смартфон не слишком удобен
      2. -1
        24 марта 2020 12:33
        Цитата: Дилетант
        А
        Известный российский военный аналитик Александр Храмчихин

        Не служил ни дня.
    3. -1
      24 марта 2020 10:38
      Цитата: Invoce
      А куда дели Ту-142, Бе-12 в составе полков, вертолеты Ка-28?

      Они не вписываются в контекст ВСЕПЛОХОИПРОПАЛО. Даже китайцам и американцам чего-то не хватает. Но там статьи проходят только в контексте, что всё зашибись, так мелкие временные недочётики.
    4. -1
      24 марта 2020 10:43
      Забыли.
      Зато автор зачем-то добавляет к списку авиатехники и палубную авиацию. Которая фактически есть, но выполнять свою работу именно как палубной авиации уже 3 года как не может.
    5. -4
      24 марта 2020 11:45
      Цитата: Invoce
      А куда дели Ту-142, Бе-12 в составе полков, вертолеты Ка-28?

      ЕМНИП, в составе авиации ВМФ имеются и Ту-22М3 (АС "Оленья"). Да и вообще, автор почему то выделяет ВМФ в "отдельное государство". Судя по его словам, в случае высадки вражеского десанта или приближении его АУГ к нашим берегам, работать по ним должна только морская авиация, а вся остальная будет "курить в сторонке".
      Вряд ли сможет защитить морская авиация и от авианосных и десантных соединений действительно сильных государств.
      1. +4
        24 марта 2020 13:12
        Цитата: Piramidon
        ЕМНИП, в составе авиации ВМФ имеются и Ту-22М3

        МРА ликвидирована в 2011 году, все морские Ту-22М3 преданы в Дальнюю авиацию или "утилизированы".
    6. 0
      5 августа 2020 20:12
      Так автор и посчитал ил-38, ту-142 и пару бе-12, всего 40 штук, это в лучшем случае. Такая же канитель с вертолетами: 40шт. это не только ми-8,ми - 24,а ещё суда же ка-27,29. Транспортников не знаю откуда аж 50шт., очень сомнительно. Ну и в каком состоянии эти машины (кроме су-30)тоже ясно, все они ещё с Союза
  2. +4
    24 марта 2020 09:38
    А вертолётоты Ка-27 почему не упомянуты? Самолеты Бериева?
    Странная статья
  3. +1
    24 марта 2020 09:42
    Конечно, побольше бы. Но ведь это не только морской авиации надо желать. feel Будем надеяться, что на эту тему у нас на верхах думают.
  4. +3
    24 марта 2020 09:45
    Отказаться от авианосцев?А как проецировать силу?Хотя бы чуть чуть,хотя бы где нибудь в Африке.Без нормального авианосца,где базируется полноценная ударная авиационная группировка,в будущих локальных конфликтах делать нечего.Сирия это показала.
    1. +9
      24 марта 2020 09:59
      Б 12 на Балтике нет уже 20 лет. Последний в музее мирового океана в центре города.
      1. +8
        24 марта 2020 10:02
        Как и флота тоже Балтийского не существует. Для парадов осталось 2 бдк, 1 зубр, флагман не на ходу и новая мелочь 2 шт
        1. -5
          24 марта 2020 10:17
          Цитата: Svlad
          Как и флота тоже Балтийского не существует. Для парадов осталось 2 бдк, 1 зубр, флагман не на ходу и новая мелочь 2 шт

          Серьезно?Состав Балтийского ВМФ на 2020 год по ссылке ниже .Там численность и состав всех флотов РФ на 2020 год.

          Подводные лодки: 1
          1 дизельная подводная лодка

          Надводные корабли: 52
          1 эсминц, 4 корвета, 2 сторожевых корабля, 8 малых ракетных кораблей, 6 малых противолодочных кораблей, 6 ракетных катеров, 1 морской тральщик, 4 базовых тральщика, 5 рейдовых тральщиков, 4 больших десантных корабля, 2 малых десантных корабля на ВП, 9 десантных катеров

          http://russianships.info/today/
          1. +14
            24 марта 2020 10:24
            Из которых эсм не на ходу, корветы упомянуты как новая мелочь, СКР уже хотят ремонта, а остальное - совсем старички
          2. +18
            24 марта 2020 10:25
            Эсминец мертв. Тральщики жуткое зрелище и можно снимать в дивизионе фильм про вторую мировую. Мрк и МПК не смешите наследие 80 -х годов на отстое. Застал смерть БФ лично. Из за этого так грустно
            1. 0
              25 марта 2020 00:16
              БФ-бывший флот)
            2. 0
              5 августа 2020 20:19
              Таким образом ребята у которых "всё прекрасно" и авиацию считают, всё что на аэродромах стоит не зависимо летающий самолёт или нет, главное что в составе числятся , а на деле задница полная
    2. -8
      24 марта 2020 10:01
      Отказаться от авианосцев?А как проецировать силу?Хотя бы чуть чуть,хотя бы где нибудь в Африке.

      В Африке?Зачем нам этот геморрой?
    3. +1
      24 марта 2020 10:51
      Коллега, согласен с Вами, авианосец, по моему мнению, России нужен, но появится он лишь в далекой перспективе, для постройки такого корабля пока нет судостроительных мощностей, кадров, надлежащего проекта и перспективного авиапарка
  5. -4
    24 марта 2020 09:59
    В постсоветский период ситуация в этом плане сильно ухудшилась, поскольку противолодочная авиация не получила никакой новой техники (лишь были модернизированы 6 Ил-38 до варианта Ил-38Н).

    Думаю на базе Ил-114-300 можно создать неплохой противолодочный самолет.Со временем он должен заменить самолеты,созданные на базе Ил-18.А на данный момент времени вполне можно обойтись модернизацией советского наследия.
    Родоначальник крылатого семейства - Ил-18, надежная, крепкая и очень неприхотливая в эксплуатации машина. На его базе создано более двадцати модификаций, в том числе и военных. Это и противолодочный Ил-38, который сейчас проходит модернизацию до уровня Ил-38Н «Новелла», самолет разведки Ил-20М, постановщик помех Ил-22ПП «Порубщик» и ВКП Ил-22М11.

    Как уже было сказано, машина, несмотря на возраст, имеет достойные эксплуатационные показатели и после проводимой модернизации, которая включает в себя капитальный ремонт и глубокое переоборудование, сможет прослужить в наших вооруженных силах не менее десяти лет.
    https://m.tvzvezda.ru/news/opk/content/201808161500-656o.htm
  6. -8
    24 марта 2020 10:14
    Цитата: Svlad
    Как и флота тоже Балтийского не существует. Для парадов осталось 2 бдк, 1 зубр, флагман не на ходу и новая мелочь 2 шт


    Не передергивайте - бдк - 4, все ходовые да и, как Вы пишите, новой мелочи достаточно....По-гуглите
    1. +6
      24 марта 2020 11:02
      Что гуглить? Я живу тут и вижу этот песец. Про десанты на Балтике можно забыть и не вспоминать и части эти давно пора переименовать. Так как десант нужно на чем-то перевозить. А на 1 зубре и как написал товарищ 4 бдк( 2 из них переведены в "штабные") высадка десанта разумного невозможна.
  7. -7
    24 марта 2020 10:15
    Авианосцы России нужны и это бесспорно, интересы России приходиться защищать и за пределами наших границ и не везде у нас там будет аэродром на суше, авианосец - это передвижной аэродром, где захотим там и поставим. И нужно нам в идеале 5 авианосцев по 2 на Северный и Тихоокеанский флот + один резервный, для замещения того, что будет вставать на ремонт.

    Другой вопрос, что приоритет все же у России должен отдаваться сухопутным войскам, но при этом и флот ущемлять до размеров прибрежного нам не стоит.
    1. -7
      24 марта 2020 10:50
      нужно создать морскую версию истребителя Су-35 под 8 тонн бомб.нагрузки, и Су-34 под 12 тонн, а так же средний Миг-35 под 6 тонн. Так как у нас нет паровых катапульт, сможем обеспечить не более 12 посадок в час т.е. это не более 12 взлетов в час. комбинирование Су-34 и Су-35 с Миг-35 дает больший боевой радиус 1000-1500 км (Ф-18Е 750 км). Что даст больший разброс по посадкам, и большему количеству взлётов - до 18 взлётов (как на Нимице) за счет продолжительности полётов Су-35 (2 часа), Су-34 (4 часа), Миг-35 (1,5 часа)
      моя мысль в том, что меньшим количеством самолетов на ТАВКРе (36), мы получаем большую бомбовую нагрузку в общих суточных вылетах. за счет большей дальности, продолжительности полёта, бомбовой нагрузки (Су-34 12 тонн), и большей дальности оружия (Ониксы, Цирконы, Кинжалы)
      30 (48 всего) Ф-18Е х 8 тонн = 240 тонны
      4 Су-35 х 8 тонн = 32 т. 12 Су-34 х 12 тонн = 144 т. 2 Миг-35 х 6 т. = 12 т. Всего: 188 тонн
      НО (!) боевой радиус и висение - выше, дальность оружия - выше (!)
      1. +2
        24 марта 2020 11:21
        По моему делать морскую версию и для Су-35 и для Су-34 и еще для МиГ-35 перебор. У нас есть МиГ-29К/КУБ вот его и надо развивать и модернизировать. У американцев палубник практический аналог нашего МиГа - Ф-18.

        МиГ-29К/КУБ - он многоцелевой, он и как истребитель и как бомбардировщик будет использоваться, дальность полета можно увеличить с помощью дозаправки в воздухе, для этого у него все есть.

        Позже есть смысл сделать палубный Су-57.

        А отсутствие паровой или электромагнитной катапульты - это повод их сделать, а не строить авианосец без них.
        1. -1
          24 марта 2020 11:33
          МиГ-29М - планер 9-15
          МиГ-29СМ - планер 9-14
          МиГ-29К это планер 9-31, 9-41 (4500 кг), КУБ - 9-47 (5500 кг.)
          Миг-35 имеет ОВТ, (6500 кг.) - это и есть дальнейшее развитие МиГ-29К/КУБ/М/СМ
          1. +2
            24 марта 2020 12:57
            Все так, только пока МиГ-35 нет в версии палубного самолета, его и в войсках еще нет.

            Надеюсь появится.
  8. +3
    24 марта 2020 10:22
    А зачем нам авианосец, какие задачи он будет выполнять в единственном числе?
    1. +3
      24 марта 2020 10:43
      Уже 100500 раз обьясняли
      1. +1
        24 марта 2020 11:06
        Ну объясните еще раз, может я непонятливый. Летчиков тренировать? Взлет - посадка, что еще? Ну будет у нас 30 летчиков, которые умеют взлетать с палубы, а авианосец сдох и...
        1. -6
          24 марта 2020 11:47
          а авианосец сдох и...

          у нас не авианосцы - а авианесущие крейсера
          с много эшелонированной ПВО, на примере проекта Ламантин, объясняю:
          8 ЗРПК Панцирь-М: 256 ЗУР с дальностью 40 км. 32 канала ЦУ
          ЗРК Редут 144 канала ЦУ, 72 ЗУР - с дальностью 150 км. - все с АРГСН
          ПУ под 24 ПКР/ПЛУР/КРМБ - с дальностью от 150 км - до 600 км.
          ПТЗ - Пакет-НК
          + воздушный патруль 2 МиГ-29К/КУБ - 250 км., "оморяченные" 2 Су-35 - 500 км.
          + "противолодочный патруль" Ка-27М
          + сопровождение ТАРК пр.1144 + фрегаты пр.22350
          + сопровождение ПЛАРК/ПЛАТ пр.855 / 971 / 949АМ
          Вывод:
          - торпедная атака по ТАВКР без результативна
          - воздушная атака СВН: воздушный патруль: 2 МиГ-29(35) - 12 ЦУ, 2 Су-35 - 8 ЦУ,
          + ПВО ТАВКР 176 ЦУ и 328 ЗУР
          + ПВО ТАРК и ФР: ~ и так дофига уже (!)
    2. 0
      24 марта 2020 11:30
      А зачем нам авианосец, какие задачи он будет выполнять в единственном числе?


      Интересы России приходиться защищать и за пределами наших границ и не везде у нас там будет аэродром на суше, авианосец - это передвижной аэродром, где захотим там и поставим.

      Кроме того бесспорно, что корабельная группировка с авианосцем в своем составе гораздо мощнее и может выполнить гораздо большее количество задач, чем без него.

      Авианосец - это точка силы России там где она его поставит!!!

      Россия будет строить новые корабли, в том числе и новые авианосцы, но после того как закончит модернизацию своих стратегических подводных сил и насытит флот кораблями дальней морской зоны.

      А пока ТАВКР "Адмирал Кузнецов" послужит стране и народу, он уже дал огромный опыт эксплуатации и применения авианосца в боевой обстановке и все это будет использовано при проектировании новых авианосцев России, тоже самое касается и летчиков палубной авиации.
      1. 0
        24 марта 2020 12:12
        Авианосец - это точка силы России там где она его поставит!!!

        согласен.
        "оморяченные" Су-34 - будут доставлять 12 тонны СПРАВЕДЛИВОСТИ
        1. +1
          24 марта 2020 13:02
          12 тонны СПРАВЕДЛИВОСТИ


          Так ли актуально загружать истребитель-бомбардировщик под завязку? И часто ли это практикуется в условиях применения высокоточного оружия?

          Судя по материалам из Сирии под завязку грузят только свободнопадающими бомбами, но большего эффекта Россия добилась применяя КАБы в том числе и в отношении сил Турции.

          Поэтому я не уверен, что делать морские версии Су-30/35/34 и иметь еще и морскую версию МиГ-35 и Су-57 - это разумная идея. По моему достаточно МиГ-35К/КУБ и Су-57К.
  9. +1
    24 марта 2020 10:41
    К мнению эксперта конечно стоит прислушаться. И некоторая информация по количественному составу морской авиации в этой статье представлена.
    Но в том, как действительно обстоят дела в российской морской авиации (даже без учета гос.тайны), в статье сказано очень мало.
    А хотелось бы ознакомиться с мнением эксперта о следующих моментах:
    - цели и задачи морской авиации;
    - угрозы морской безопасности России;
    - тактика применения;
    - подготовка летного состава;
    - материально-техническое обеспечение и обслуживание авиации ВМС;
    - планы по закупкам новых самолетов;
    - иное.
    Понятно, что по некоторым из перечисленных пунктов у обывателя итак есть некоторое представление. Но ведь есть также и беспокойство о том, насколько велик риск того, что цели и задачи могут быть не достигнуты, что угрозы сильнее, чем возможности их парирования, что летный состав не обладает необходимыми компетенциями и т.д.
  10. exo
    +1
    24 марта 2020 11:02
    Цитата: Sky Strike fighter
    В постсоветский период ситуация в этом плане сильно ухудшилась, поскольку противолодочная авиация не получила никакой новой техники (лишь были модернизированы 6 Ил-38 до варианта Ил-38Н).

    Думаю на базе Ил-114-300 можно создать неплохой противолодочный самолет.Со временем он должен заменить самолеты,созданные на базе Ил-18.А на данный момент времени вполне можно обойтись модернизацией советского наследия.
    Родоначальник крылатого семейства - Ил-18, надежная, крепкая и очень неприхотливая в эксплуатации машина. На его базе создано более двадцати модификаций, в том числе и военных. Это и противолодочный Ил-38, который сейчас проходит модернизацию до уровня Ил-38Н «Новелла», самолет разведки Ил-20М, постановщик помех Ил-22ПП «Порубщик» и ВКП Ил-22М11.

    Как уже было сказано, машина, несмотря на возраст, имеет достойные эксплуатационные показатели и после проводимой модернизации, которая включает в себя капитальный ремонт и глубокое переоборудование, сможет прослужить в наших вооруженных силах не менее десяти лет.
    https://m.tvzvezda.ru/news/opk/content/201808161500-656o.htm

    Уже не раз, обсуждали.Самолёт,мал. Говорили о варианте на базе Ту-204.Вот, это ближе к делу.
  11. +5
    24 марта 2020 11:45
    Хреново обстоят....с морской авиацией. Только Су30СМ
  12. -4
    24 марта 2020 12:49
    Есть ещё новый Ка-31 - недавно репортаж смотрел на Звезде. Это очень радует! Наш ответ Чемберлену, так сказать. И я бы сделал ставку на Ту-22М3М, Су-34, Орион, Альтиус и Су-70. Ну и на Су-57, конечно.
  13. +1
    24 марта 2020 16:42
    Основа морской авиации - ТАКР.
  14. +2
    24 марта 2020 17:25
    Я вам открою секрет, в России все и везде не очень хорошо. А основа этому слабая экономика ориентированная на распродажу ресурсов.
    1. -1
      25 марта 2020 00:26
      Недавно вник в цены, по которым строится и модернезируется военная техника. Цены ооооочень завышены))). Знакомый принимал модернезированный вертолет, так вот, аллюминевое ведро с линейкой 20000 т.р. стоит которым оснащен вертолет прошедший модернизацию))). Складывается осчющение, что это узаконенное пополнение чьих то кормашек
      1. 0
        25 марта 2020 00:34
        честно, верится с трудом. Но чисто по логике вещей может быть нечто подобное.