Кубачинская боевая башня. Осколок государства Зирихгеран

11
Кубачинская боевая башня. Осколок государства Зирихгеран

Древнее село Кубачи снискало себе славу колыбели искуснейших мастеров-оружейников и ювелиров. Кубачинские кинжалы, сабли, ятаганы, кольчуги и самые различные ювелирные изделия украшают коллекции известнейших музеев мира: Лувра во Франции, музея Метрополитен в Нью-Йорке, музея Виктории и Альберта в Лондоне, Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Всероссийского музея декоративно-прикладного народного искусства и Государственного исторического музея в Москве. Согласно многочисленным легендам и преданиям, кубачинское оружие принадлежало князю Мстиславу, сыну Владимира Мономаха, и Александру Невскому. Есть и вовсе фантастические теории. Согласно одной из них, шлем самого Александра Македонского имеет кубачинские корни.

Сам же Кубачи примечателен боевой башней, которая является уникальным творением фортификационной архитектуры Кавказа. Она совершенно не похожа на основательные осетинские жилые и боевые башни, она далека и от утончённых вайнахских башен. Необычный вид кубачинской башни связан с иным культурным влиянием, которое испытал Кубачи за свою древнюю историю.



Впрочем, не меньше загадок таят в себе и кубачинцы. Согласно одной из версий, кубачинцы — не просто одна из ветвей даргинцев с собственным наречием, а самые настоящие европейские пришельцы из Генуи или Франции. Данная версия зиждется на том, что лакцы и лезгины называли кубачинцев пранг-капур, т. е. франками. А упоминания о неких франках или генуэзцах в горах близ Кубачи встречаются у таких авторов, как этнограф полковник Иоганн Густав Гербер, путешественник Ян Потоцкий и академик Иоганн Антон Гюльденштедт. Однако современные исследователи, изучавшие надгробные плиты, украшенные резными орлами и драконами, склонны считать, что у Кубачи ближневосточные корни.

Зирихгеран: забытое государство


В далёком VI веке на территории современного Кубачи начало развиваться государство с мистическим названием Зирихгеран. Государство управлялось советом выбранных старейшин. По другим же данным, у раннего Зирихгерана (переводится с персидского как «кольчужники» или «бронники») был собственный царь или владетель. При этом Кубачи в то время был столицей. Несколько позже государство обособляется как вольное общество, которое и создаёт совет.


Совету непосредственно подчинялась военная организация (дружина) Батирте, состоящая из неженатых молодых людей. Они занимались борьбой, метанием камней, бегом на дистанцию, конными скачками, стрельбой из лука, упражнениями по ведению боя холодным оружием и военизированными танцами аскайла. Дружина состояла из 7 отрядов по 40 человек в каждом. Примечательно, что члены Батирте жили отдельно от кубачинцев в боевых башнях. В обязанности воинов входила сторожевая служба, охрана селения от внешних нападений, грабежа и разбоя. Нередко Батирте вели боевые действия с жителями соседних селений с целью защиты принадлежащих кубачинцам лесных и пастбищных угодий, скота и табунов лошадей.

Учитывая множество междоусобных войн, Батирте вели бои с соседними селениями и просто ради влияния. При этом весомую оборонительную роль играло само географическое расположение Зирихгерана, затерянного в горах на высоте более 1600 метров. Несмотря на то, что Зирихгеран периодически попадал под зависимость от соседних феодальных микрогосударств вроде Кайтагского уцмийства, столица оставалась формально независимой. Даже во время арабской экспансии на земли Дагестана военачальник Мерван ибн Мухаммад, халиф из династии Омейядов, захватив Табаристан, Туман, Шиндан и прочие владения, решил подписать с Зирихгераном мирный договор, а не рисковать войском в горах, сражаясь против настоящего оружейного родника.


Кубачинские кинжалы кама

Относительная самостоятельность древнего государства прослеживается и в религиях, исповедуемых в Кубачи. В Зирихгеране можно было встретить и мусульман, и христиан, и иудеев, и даже последователей зороастризма. И вот как раз распространение последней религии и определило уникальную архитектуру боевой башни Кубачи.

Акайла кальа: сторож Кубачи


Над древним селом Кубачи возвышается боевая башня с собственным именем — Акайла кальа, служившая домом для одного из отрядов воинов Батирте. С высоты башни открывается потрясающий вид на все окрестности села. Башня расположена таким образом, что бойцы Батирте могли заблаговременно разглядеть возможного противника, с какой бы стороны он ни пытался подойти к Кубачи. Кубачинская башня — лишь небольшой отголосок тех мощных укреплений, некогда опоясывающих древнее селение. Многие столетия назад весь Кубачи был сокрыт толстыми крепостными стенами каменной кладки.

Отличительной чертой Акайла кальа является её схожесть с зороастрийскими башнями молчания — дахме, служившими погребальными сооружениями в религиозных обрядах зороастризма, распространённого на территории Ирана. Так как Зирихгеран имел глубокие и плотные торговые взаимоотношения с самыми разными странами и целыми цивилизациями, можно вполне допустить, что в ходе этих взаимоотношений народ Зирихгерана культурно обогащался.


Башня в Кубачи

Кубачинская башня построена из крупных, специально отесанных камней панцирной кладкой с внутренней забутовкой из рваного камня и земли. Высота сооружения около 16 метров, а диаметр – 20 метров. Толщина стены у входа достигает 1,45 м. Существует проблема с датировкой башни. Одни полагают, что строительство Акайла кальа началось в XIII веке, другие, подчёркивающие зороастрийские особенности архитектуры, считают, что башню возвели в V веке, т. к. исламская экспансия вряд ли могла оставить такие архитектурные следы.

Башня несколько раз перестраивалась, но изначально она имела пять этажей над землёй и два подземных этажа. На верхнем этаже воины Батирте тренировались и несли службу. Два этажа отводились непосредственно под жилые помещения. Ещё два этажа служили кладовой для съестных припасов и цейхгаузом. Один из подземных этажей был своеобразной гауптвахтой. Это связано с крайне жёсткими традициями Батирте. К примеру, среди воинов имел распространение «союз неженатых» или «мужской союз». Члены этого почти сектантского течения посвящали себя военной службе целиком и полностью, но когда плоть брала верх, воина отправляли отбывать наказание.

Вообще, о суровости правил Батирте до сих пор ходят легенды. К примеру, им разрешалось появляться в селении исключительно под покровом сумерек. Согласно одному из преданий, однажды мать признала в одном из воинов своего сына по открытой руке и посмела окликнуть его по имени. На следующий день ей прислали отрубленную руку сына, дабы она не сбивала его с правильного военного пути.


Несмотря на строго организованную военную структуру Батирте и ремесленную мощь Зирихгерана, это крошечное горное государство не могло вечно находиться на отшибе кровавых ветров истории. Сильнейшая исламо-арабская экспансия, которая носила принудительный и насильственный характер, к XV веку затронула и этот уникальный мир. В 1467 году имя Зирихгеран впервые исчезает и появляется тюркоязычное название Кубачи, которое, по сути, является эквивалентом слов «мастера кольчуг» или «кольчужники».

Сохранить любой ценой


Ныне Кубачи, несмотря на немеркнущую оружейную славу, весьма скромный посёлок с населением менее 3000 человек. Не лучшие времена переживает и уникальная башня Акайла кальа, которая, к счастью, продолжает господствовать над местностью.


В середине XIX века башня была перестроена в жилой дом, т. к. её боевая функциональность потеряла смысл. Часть верхних этажей была разобрана, правда, в начале XX века третий этаж был отстроен заново. Однако уникальная историческая кладка претерпела значительные изменения, едва полностью не потеряв оригинальное лицо. В начале XXI века башня опустела вовсе и начала разрушаться под горными ветрами и снегопадами.

В 2009 году при поддержке министерства культуры Дагестана и силами молодёжи Кубачи башня была восстановлена с максимальной близостью к оригиналу, насколько это было возможно. Внутри самой башни был открыт своеобразный музей, воссоздающий антураж старинного кубачинского дома. Однако и этого крайне мало, т. к. древний Кубачи нуждается в проведении фундаментальных этнографических и археологических исследований целой группой учёных, чтобы белых пятен в истории стало меньше.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    26 марта 2020 08:19
    В окружении обычных домов башня выглядит несколько чужеродным элементом из других эпох и времен...

    Хорошо, что восстановили, что помнят свою историю!
    1. +7
      26 марта 2020 11:22
      Присоединяюсь к Олеговичу!
      Дополнительно хочу сказать спасибо Автору за очерк о башни!!!
      С уважением, Коте!
  2. +4
    26 марта 2020 11:49
    Вообще древние оборонительные сооружения Кавказа - тема просто очень интересная и, не побоюсь этого слова, загадочная. Взять, например, Дербентскую крепость, Келасурскую стену, многочисленные одиночные башни-замки, я уже не говорю о таком интересном сооружении, как Дзивгисская крепость... Можно о каждом таком объекте написать отдельную статью, но, мне кажется, интересней было бы сначала ознакомиться с каким-то обзорным трудом, рассматривающий и описывающим оборонительное зодчество Кавказа в комплексе.
    Как лично я могу оценить уникальность и ценность Кубачинской башни, если я не знаю с чем ее сравнивать.
    А вообще гипотеза существования "Великой Кавказской стены" нуждается, как мне кажется в некотором освещении и кому это делать, как не автору этой статьи?
    1. +5
      26 марта 2020 13:56
      Дело в том, Михаил, что автор изложил вопрос на уровне восьмого класса школы. Автор на этом уровне, в основном, и пишет
      Есть такая книжица,"Магомедов Р.М. История Дагестана: Учебное пособие; 8 кл. - Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2002", по ней написана статья в Википедии, оттуда автор и черпал информацию.
      На самом деле кубачинские оборонительные башни, которых сохранилось до нашего времени три - Кунакла-кала, Акайла-кала и Цилалла-кала - это не жилье и к зороастризму никакого отношения не имеет.
      Башни являются частью мощных фортификационных сооружений, возведенных в самом селении и на его подступах в XIII–XIV вв и состоящих из крепостных стен и круглых в плане оборонительныех башен.
      Еесли интересно разобраться в вопросе, почитайте советского востоковеда Шихсадинова.
      1. +3
        26 марта 2020 15:29
        Виктор Николаевич, специально изучать серьезные научные труды взрослых авторов для того, чтобы блеснуть здесь своей эрудицией или написать статью (пусть даже серию статей) по оборонительному зодчеству Кавказа... Которую в итоге прочитают пятьдесят человек, причем половине из них будет откровенно скучно... Не знаю, как-то не прельщает меня такое времяпрепровождение. smile
        Хочется, чтобы кто-то сделал это за меня, а я бы прочитал его творение, высказал свое поверхностное мнение, может быть поспорил с кем-то относительно какого-нибудь вопроса, излил бы литр желчи на очередного фрика, который начал бы доказывать, что всё это построили русо-арии или тартарские казаки-коляны, пофлудил бы с коллегами...
        И, клянусь, мне большего не надо.

        smile
        А так, просто тема действительно лично для меня загадочная, овеянная каким-то романтическим ореолом - горы, древние цивилизации, каменные башни, заросшие плющом, глубокие пещеры... Не хватает только гномов-рудокопов, золотоволосых эльфов, живущих в ледяных дворцах на вершинах гор, и мрачных троллей-великанов с драконами на грудах золота. smile
        Ладно, пусть автор трудится как может. Плюс ему в карму. smile
      2. +1
        26 марта 2020 17:34
        Даже обидно. Серьезный. грамотный автор, причем "автор в теме", а сегодняшняя статья - просто как путеводитель по достопримечательностям Кавказа получилась. С Вашим то потенцалом и любовью к Кавказу ожидалось гораздо большего. Ведь затронутая Вами тема очень прелюбопытнейшая.
        Уважаемый Восточный Ветер, с нетерпением жду от Вас отдельную статью о Зирихгеране. Это будет бомба
        С уважением
        Ваш поклонник Дмитрий
  3. +3
    26 марта 2020 13:09
    Вроде как ещё там ручное огнестрельное оружие изготавливали, включая стволы, кремнёвые замки завозили с Крыма вроде как. Но для любого кузнечного ремесла требуется топливо. Использовали ли они лес в округе или коровий навоз( в таком случае от фосфора сталь становилась хрупкой при низких температурах) хотелось бы узнать
  4. +1
    26 марта 2020 15:13
    Хорошая статья ,спасибо автору.
  5. +5
    26 марта 2020 17:13
    Зирихгеран: забытое государство

    Зирихгеран вообще уникальное для Каваказа государствнггое образование.Современные историки называют зирихгеранцев -тамплиерами Кавказа. С VI века в арабских источниках упоминается название Зирихгеран. Это название на фарси означает «страна тех, кто делает доспехи», по-русски получается нечто вроде «бронники» или «кольчужники». Около 1467 года впервые упоминается имя Кубачи (или Гюбечи), слово это тюркское, означает «бронники, изготовители доспехов». Все три имени аула и живущего в нем народа означают одно — ремесло. И в этом странность: получается, что кубачинцы — народ без древнего, исконного наименования.
    Но есть еще одно имя, четвертое. Соседи (лакцы, кайтаги и лезгины) кубачинцев называют странно — пранг-капур, то есть франки. Более того, сами угбуги-кубачи считают, что их род из Франции.Эта интересная тема еще ждет своего освещения.Надеюсь уважаемый автор "Восточный ветер напишет о нем отдельную статью.
    Зирихгеран — даргинско-кубачинское средневековое государственное образование, существовавшее в горном Дагестане в период с VI века по XV век, когда окончательно было поглощено соседним государством Уцмийством Кайтагским. Сами себя кубачинцы называют Ухбук или Арбукан. Зирихгеран образовался за несколько десятилетий до Арабского вторжения в Дагестан, на территории современного Дахадаевского района республики Дагестан.

    Государственный строй и войска
    Главным органом государственной власти был Совет выборных старейшин (Чине), в распоряжении которых была отборная постоянная дружина воинов-батирте, живших изолированно от остального населения.
    Религия
    Население Зирихгерана исповедовало разные религии. Перед Арабским вторжением здесь был распространен зороастризм. Затем христианство. На этот счёт наиболее точные и достоверные сведения содержатся в работах ал-Гарнати и ал-Казвини. Оба автора подробно описывают как зороастрийские так и христианские обряды похорон зирихгеранцев и отмечают важное место обоих религий в духовной жизни этого народа. После вторжения войск Халифата в Дагестане появляется новая религия — ислам. В результате газийских походов на Зирихгеран Бадр-шамхала с запада и шейха Хасана с востока, центр Зирихгерана, Кубачи принял в 1305 году ислам, хотя зороастризм и христианство ещё продолжали существовать здесь.
    Зирихгеран пережил вторжения арабов и хазар в VII-VIII веках. Ал-Гарнати упоминает, что 1116 году на "неверных" Зирихгерана совершился "исламский поход", со стороны или Шамхальства или Уцмийства, но неудачно. В XIII веке произошло разорительное вторжение монголо-татар, а затем последовали бесперерывные междоусобные войны между Джучидами и Хулагуидами на территории Дагестана, затронувшие Зирихгеран. В начале правления Ахситана II (1251–1281) ширваншахи организовали безуспешный военный поход на территорию Зирихгерана Отряды Бадр-шамхала с запада и шейха Хасана с востока снова начинают газийские походы на Зирихгеран. В середине XIV века Зирихгеран попадает под власть Уцмийства, но к 1396 году обретает самостоятельность. В начале XV века Уцмийство окончательно присоединяет территорию Зирихгерана к себе. Жители Зирихгерана приняли ислам в 1305 году. О том, как это произошло, сведений почти нет. В начале прошлого века была обнаружена могильная плита, а на ней — надпись, из коей следует, что в Кубачи в 1305 или 1306 году был убит и похоронен Хасан ибн Мухаммад ас-Садик аш-Ширвани, шейх Сухравардия, весьма могущественного иранского суфийского ордена. Следовательно, в это время сухравардийские воины-мюриды из Ширвана штурмовали башни Зирихгерана. В Кубачи победно ворвался ислам из крепости Кала-Корейш. Предания утверждают, что Зирихгеран изо всех сил сопротивлялся.
    Именно в эти годы и появились в Кубачи таинственные пришельцы. Ясно лишь, что они были воинственны, раз сумели захватить власть, и знатны, иначе гордый царь Грузии не принял бы их ко двору. Увы, пока что для нас кубачинские пранги-карбуки все еще безымянны и безлики.
    В XIV веке в Европе было много тех, у кого были причины бежать за пределы христианской цивилизации, вглубь Азии. Весьма сильно искушение предположить, что кубачинские франки — тамплиеры, рыцари Ордена Христа из Храма Соломонова. Основная опора этой версии — это исход франков в Зирихгеран из Ирана. На этой позиции сходятся все известные записи предания о франках: они пришли из Ирана, потом обосновались в Дербенте и были оттуда изгнаны, а потому углубились в горы. Известно, что около 1307 года из-за сплетения восточных войн надолго прервалась древняя персидская дорога на Тебриз, с Запада — в недра Востока. И практически никто из европейцев не смог проникнуть так глубоко в Иран в то время. Кроме тамплиеров.
    В первые годы столетия Иран решительно искал союза на Западе в противостоянии общему врагу -арабам. В 1306 году римский Папа принимал послов Иль-хана: шли переговоры о новом совместном крестовом походе. Орден Храма, непримиримый, все еще ведущий собственную войну на Востоке, был надежным союзником. Марсель Лобе в «Трагедии тамплиеров» утверждает: «В следующем [1300] году Жак де Моле вместе с госпитальерами принял участие в недолгом походе против мусульман, подготовленном персидским шахом Газаном. Жак де Моле возглавил один фланг "татарской армии». О том же писал Филипп Грувелль (Philippe Grouvelle): « В 1300 их [тамплиеров] еще видели сражающимися в одной из армий Татар против Сарацин» (в книге Ph. G. Memoirs historiques sur les Templières. Paris, 1994).
    В 1307 году началось уничтожение Ордена, и некоторые тамплиеры сумели бежать. В том числе бесследно пропали рыцари из восточных командорий, с берегов Адриатики и Эгеи. Вполне естественно, если некоторые из них воспользовались недавно проложенной Орденом тропой в глубины Востока.
    И возможно, если присмотреться, можно найти следы кубачинских прангов. До сих пор близ аула находятся древние могилы — там, по преданию, лежат сорок батыров, которые погибли в сражении с шейхом Кала-Корейш. Все они из братства Ак Бильхон. Это явление совершенно особое для Кавказа, нигде, кроме как в Кубачи, неведомое. Ак Бильхон в современном произношении — «гуалла акь букьун»; то есть Союз Холостяков.
    И еще - только в Кубачи единственном месте Кавказа оружие украшают слоновой костью. Это якобы завещали ими воины-холостяки братства Ак Бильхон
    Ятаган, выполненный из серебра, золота; вставка из слоновой кости, инкрустация драгоценными камнями. Фото: Арт-Кубачи

    В общем тема прелюбопытнейшая
    1. +1
      26 марта 2020 21:51
      Прошу прощения, пришлось срочно отлучиться
      Продолжаю. Как известно жест "поднятый кулак" - знак приветствия друг-друга воинов Христа и Храма Соломона. Его изображения сохранились и в геральдике, и на многочисленных архитектурных памятниках тамплиеров. Гуго граф Шампанский и Годфруа де Сент-Омер носили этот знак на своих шлемах. "Всходя на костер великий магистр Ордена Жак де Моле и приор Нормандии Жоффруа де Шарнэ в знак приветствия Братству подняли вверх сжатые кулаки, причем Жак де Моле бережно поддерживал перебитую королевскими палачами правую руку де Шарнэ" -пишет Виллани, флорентийский хронист XIV века.
      Теперь внимательно смотрим на фото из музея Кубачи. Аналогии не находите?

      И еще сама "построенная по местному преданию "воинами-холостяками братства Ак Бильхон" кубачинская башня, где они и проживали, своими уникальными для региона зубцами ничего не напоминает?

      Еще раз повторю - эта тема ждет более пристольного освещения.
      1. +2
        26 марта 2020 22:11
        О тайных знаках тамлиеров: ссылка:https://homo-faber.net/rus/символика-тамплиеров-знаки-грааля/
        Одним из символов, почитаемых тамплиерами была - граалеада. Кость перламутровая (слоновая)
        Мистическое понятие граалеады. По преданию, первый человек был сотворен из кости Грааля. В духовном смысле – Грааль духовная сфера божественных тайн, которая может овеществляться и олицетворяться разнообразно – от блюда до человека-хранителя Грааля – отсюда, Лоно, Чаша, где возможна встреча и сочетание Бога и человека, образ перламутровой раковины и др. Поэтому рыцари храма украшали свое оружие и нательные кресты вставками из слоновой кости
        .
        Не отсюда ли эта сохранившаяся до наших дней у кубачинских оружейников традиция. На богатом своим оружейном мастерством Кавказе ничего подобного нет. Нигде. Только в Кубачи
        Однако все это лишь гипотизы. Кубачи еще только ждет своего настоящего исследователя.