Военное обозрение

Советская «Армата» из 1970-х. Проект танка Т-74

45

Рендер танка Т-74 («Объекта 450»), источник: ussrbase.narod.ru


Знаменитый советский конструктор танков Александр Морозов, являющийся одним из создателей среднего танка Т-34, еще в 1970-е годы предлагал собственный проект основного боевого танка, который по всем своим характеристикам должен был превзойти танк Т-64. Уже в те годы инженер-конструктор предлагал оснастить будущий танк необитаемой башней и в одном из вариантов рассматривал возможность сокращения экипажа до двух человек. В историю его проект вошел как танк Т-74, или «Объект 450». С поправкой на время и возможности промышленности начала 1970-х годов этот танк можно смело называть «Арматой» своего времени.

Как Александр Морозов отказался от классической компоновки


Перспективный основной боевой танк (ОБТ) Т-74 проектировался в Харькове на знаменитом заводе имени Малышева в инициативном порядке. Главным конструктором танка был известный инженер Александр Александрович Морозов, являвшийся с ноября 1951 года главным конструктором Харьковского КБ машиностроения. Именно под его руководством в Харькове были созданы Т-64 и Т-64А. Разрабатываемый в 1970-е годы Т-74 должен был по всем параметрам превзойти основной боевой танк Т-64А. С докладом о проекте нового ОБТ, который первоначально имел внутризаводское обозначение «Тема 101», главный конструктор Александр Морозов выступил 26 мая 1972 года. Позднее новому проекту харьковского конструктора Главным бронетанковым управлением (ГБТУ) был присвоен официальный индекс «Объект 450».

Основной целью работы Морозова и его КБ было создание танка, который по всем показателям превзошел бы машины предыдущего поколения. Речь шла о повышении не только боевых характеристик, но и производственных и эксплуатационных качеств нового танка по сравнению с ОБТ Т-64А, а также иностранными образцами бронетанковой техники «XM-803» и «Keiler». XM-803 — опытный американский основной боевой танк со 152-мм пушкой, разрабатываемый в начале 1970-х годов; «Keiler» — немецкая программа создания основного боевого танка конца 1960-х годов, которая в итоге привела к появлению «Леопарда-2».

Советская «Армата» из 1970-х. Проект танка Т-74

Александр Александрович Морозов

Александр Морозов представлял себе идеологию перспективного ОБТ в следующих решениях:
— сохранение веса и габаритов ОБТ на уровне танка Т-64А2М (не тяжелее 40 тонн);
— улучшение условий работы экипажа танка (обитаемости);
— обеспечение высоких защитных свойств танка;
— дублирование работы членов экипажа, чтобы каждый мог заменить другого;
— более плотная компоновка;
— повышение боеготовности танка в любых условиях (хранение боекомплекта, запуск двигателя, работа аккумуляторов);
— обеспечение автономности при совершении длительных маршей в любых климатических условиях, а также в бою.

Учитывая изложенную идеологию и используя весь уже накопленный в Советском Союзе положительный опыт танкостроения, Морозов предлагал создать принципиально новую боевую машину. Проведенный инженером анализ работы своих коллег из ведущих конструкторских бюро, специализирующихся на создании танков, а также всей доступной информации по иностранным разработкам ОБТ тех лет, демонстрировал, что при сохранении классической компоновки дальнейшее повышение тактико-технических качеств танка не представляется возможным без существенного роста боевой массы и габаритов ОБТ, а также роста затрат на производство и эксплуатацию машины. Всё перечисленное было непропорционально росту тактико-технических характеристик танка. В качестве примера Александр Морозов приводил проекты танков MBT-70, Keiler, а также Chieftain, боевая масса которых уже превышала отметку 50 тонн. Несмотря на рост массы и габаритов, ТТХ данных боевых машин увеличивались очень умеренно. Одновременно с этим наблюдалось повышение стоимости и сложности серийного производства, а также эксплуатации боевой машины, проблемы могли возникнуть и с самим развертыванием массового производства.


Рендер танка Т-74 («Объекта 450»), источник: ussrbase.narod.ru

В совокупности все это и заставило Морозова отказаться от проектирования очередного танка классической схемы. Для новой боевой машины нужно было искать и новую боевую компоновку, которая не только повышала бы все тактико-технические характеристики, но и позволяла бы удержать танк в пределах веса и габаритов уже существующих советских ОБТ.

Предполагаемая конструкция танка Т-74


К главным недостаткам танков классической компоновки Морозов относил тесноту боевого отделения, которое напоминало ему однокомнатную квартиру или самый простой солдатский вещмешок. В этом ограниченном пространстве экипаж боевой машины со всех сторон был зажат вооружением, боекомплектом, разнообразным оборудованием и деталями, проводами, а также баками с горючим. Некоторые из деталей и механизмов «транзитом» проходили через боевое отделение в моторно-трансмиссионное. Такая среда была травмоопасной для экипажа и при марше, когда все приходило в движение и раскачивалось, в бою же возрастал риск пожаро- и взрывоопасности. В совокупности шум, дым, теснота внутри боевого отделения снижали показатели обитаемости, что напрямую влияло на экипаж и условия его боевой работы.

В новом проекте танка Т-74 компоновка была принципиально другой. Коренному изменению Морозов подверг именно боевое отделение. Если все классические танки представляли собой, по сути, комбинацию боевого и моторно-трансмиссионного отделения, то Александр Морозов предложил конструкцию из пяти герметичных и изолированных друг от друга отсеков: отделения экипажа, МТО, отсека боекомплекта, топлива и вооружения. Такая компоновка, по мнению конструктора, позволяла улучшить условия работы экипажа, а также его защиту. При этом предполагалось, что вырастут также возимый боезапас и объем топлива. Перечисленные улучшения достигались при сокращении площади лобового силуэта танка на 5 процентов, а внутреннего объема на 7,5 процента по сравнению с Т-64А.


Макет танка Т-74, источник: btvt.narod.ru

Орудие, боекомплект и основные компоненты танка полностью выносились из боевого отделения, при этом экипаж располагался в корпусе боевой машины. Отделение экипажа было полностью герметичным и шумоизолированным. Вынесение основного вооружения в необитаемый модуль автоматически решало проблему загазованности боевого отделения. Лобовое бронирование при этом было более чем внушительным: 700 мм брони, установленной под углом 75 градусов. Считалось, что этого будет достаточно для защиты от боеприпасов всех калибров и всех типов. Также на танк можно было дополнительно установить динамическую защиту, а на корму планировалось ставить сетчатый экран, повышающий защиту от кумулятивных боеприпасов. В сумме это могло позволить отказаться от использования на танке очень сложных комплексов защиты «Шатер» и «Дикобраз».

Экипаж танка состоял из трех человек: механика-водителя, оператора вооружения и командира танка. Все они сидели в один ряд плечом к плечу в изолированном отсеке и могли свободно переговариваться и общаться между собой. Проект танка Т-74 предполагал проработать дублирование функций членов экипажа, чтобы они могли заменять друг друга в случае необходимости. Также конструкторами в Харькове прорабатывался вариант сокращения экипажа всего до двух человек. Это решение было перспективным в плане экономии личного состава. На полк из примерно 100 танков требовалось бы тогда не 300 членов экипажа, а всего 200 танкистов.

Ходовая часть перспективного танка была полностью унифицирована с ходовой частью ОБТ Т-64А, состоящей из 6 опорных катков, подвеска – торсионная. Такое решение было направлено на унификацию и упрощение серийного производства будущего танка. В качестве силовой установки конструкторы из Харькова рассматривали новый газотурбинный двигатель, развивающий мощность до 1250 л.с. При этом моторно-трансмиссионное отделение также планировалось выполнить с широким использованием узлов и агрегатов серийного танка Т-64А, но примерно на 1/5 уменьшить его объем. Всё это хорошо выглядело на бумаге, на деле же в распоряжении конструктора не было и совершенного 1000-сильного двигателя, что тормозило работу над проектом.


Макет танка Т-74, источник: btvt.narod.ru

Но главным элементом и ахиллесовой пятой танка был вынесенный отдельно необитаемый боевой модуль. На танках подобное решение планировалось применить впервые. В качестве основного вооружения рассматривалась 125-мм гладкоствольная пушка, но обсуждался и вариант установки перспективного 130-мм орудия. Орудие должно было работать вместе с механизмом заряжания, который также заимствовался от Т-64А, боекомплект – до 45 снарядов. Дополнительно в необитаемой башне планировалось установить два 7,62-мм пулемета, также прорабатывался вариант с размещением 30-мм автоматической пушки, которую планировалось использовать в качестве зенитной.

Решение с установкой на танк необитаемой башни требовало серьезной координации работ и использования продвинутой оптики, системы управления огнем, бортового оборудования, датчиков, электроники. Для 1970-х годов это было сложной задачей. А набор предлагаемого к установке оборудования был внушительным: от лазерных дальномеров и датчиков системы предупреждения о лазерном облучении до инфракрасных приборов наблюдения, навигационной системы (комплекс инерционного счисления координат) и бортовой информационной системы, которая работала бы на базе бортовой цифровой вычислительной машины производства НИИ «Аргон».

Судьба «Объекта 450»


Можно сказать, что проект Т-74 стал последним крупным проектом прославленного советского конструктора, его лебединой песней. Данный проект так и не был реализован в металле.

Для своего времени танк с необитаемой башней был слишком сложным, прорывным, но дорогим, реализовать его с привлечением возможностей советской промышленности 1970-х годов не представлялось возможным. При этом многие специалисты считают, что именно «Объект 450» стал первым проектом, с которого началась история создания перспективного советского танка.


Макет танка Т-74, источник: btvt.narod.ru

Несмотря на то, что предложенная Морозовым концепция основного боевого танка Т-74 на момент своего представления объединяла в себе наиболее передовые и перспективные идеи в танкостроении, реализовать их на практике не представлялось возможным, и во многом именно из-за футуристичности проекта. Те технические решения, которые должны были обеспечить новому основному боевому танку преимущество по всем основным характеристикам над боевыми машинами предыдущего поколения, как раз и не позволяли наладить массовое серийное производство и поставить танк на вооружение.

На середину 1970-х годов многие элементы системы управления огнем предлагаемого танка, а также бортового радиоэлектронного оборудования просто не могли быть реализованы советской промышленностью с заданным уровнем надежности и с требуемым набором характеристик. При этом проект «Объект 450», безусловно, является интересным и знаковым и служит первым шагом к танкам нового поколения. Созданный Александром Александровичем Морозовым задел в дальнейшем использовался при разработке перспективных советских, а затем и российских основных боевых танков.
Автор:
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Добрый
    Добрый 26 марта 2020 18:09 Новый
    +2
    Красивый танк! Хотя я и не танкист, а орудие 152 -мм - вообще ОГОНЬ!!! Идея не пропала!
    1. Инсургент
      Инсургент 26 марта 2020 18:13 Новый
      +2
      Цитата: Добрый
      орудие 152 -мм - вообще ОГОНЬ!!!


      В качестве основного вооружения рассматривалась 125-мм гладкоствольная пушка, но обсуждался и вариант установки перспективного 130-мм орудия.
    2. Дядя Изя
      Дядя Изя 26 марта 2020 19:17 Новый
      +1
      Что тут красивого один из вариантов ,армата выглядит круче
      1. Костяра
        Костяра 26 марта 2020 22:06 Новый
        +3
        Что тут красивого один из вариантов ,армата выглядит круче

        Ты представь, критик, ТАЗ 2101 только в серию вошёл, с Фиатовскими комплектующими, а тут такая красота!
        1. внук Перуна
          внук Перуна 26 марта 2020 22:33 Новый
          +2
          Цитата: Костяра
          ТАЗ 2101 только в серию вошёл

          Такого автомобиля никогда не существовало в природе.
          А танк действительно спроектировали симпатичным.
          1. Костяра
            Костяра 26 марта 2020 23:21 Новый
            +1
            Ну, ну....
            Прям сама серьёзность....
            Жигули, который ВАЗ имелось ввиду....
            1. costo
              costo 27 марта 2020 02:20 Новый
              +5
              Уважаемый Сергей, разрешите дополнить Вашу статью еще несколькими иллюстрациями «Объекта 450»




              1. Zhan
                Zhan 27 марта 2020 11:00 Новый
                +1
                Уважаемый Сергей, разрешите дополнить Вашу статью еще несколькими иллюстрациями «Объекта 450»

                Интересен последний разрез. Передняя бронеплита, что за пространство перед боевым отделением экипажа ?
                1. costo
                  costo 27 марта 2020 11:07 Новый
                  0
                  По замыслу Александра Александровича Морозова - это топливо
                  1. Zhan
                    Zhan 27 марта 2020 11:13 Новый
                    +2
                    Цитата: рич
                    По замыслу Александра Александровича Морозова - это топливо

                    Хмммм..... what what what Вопросов ещё добавилось... smile Киньте пожалуйста в меня ссылкой на публикацию.... smile
                    1. costo
                      costo 27 марта 2020 11:21 Новый
                      -1
                      https://ru.wikipedia.org/wiki/Т-74
                      https://topwar.ru/18837-obekt-450-tankovaya-revolyuciya-iz-harkova.html
                      https://pikabu.ru/story/proekt_tanka_t74_obekt_450_tankovaya_revolyutsiya_iz_kharkova_5120485
                      https://yandex.ru/video/preview/?filmId=7523382489371855718&parent-reqid=1585296938604807-1616477058365888818100180-vla1-2432&path=wizard&text=танк+Объект+450
                      https://andrei-bt.livejournal.com/195981.html
                      1. Zhan
                        Zhan 27 марта 2020 11:39 Новый
                        +3
                        hi Спасибо...действительно очень интересные решения. Машина очень интересная. А с современными материалами и комплексами активной защиты обезопасить топливные баки с передним расположением проблем не вызовет. Вот они и корни Т-14... smile
            2. внук Перуна
              внук Перуна 28 марта 2020 08:11 Новый
              0
              Цитата: Костяра
              Прям сама серьёзность....

              Вообще-то лишь ненамного менее серьезно, чем обзывание России "рашкой".
              Все это назойливо внедряется теми же людьми с теми же целями.
        2. Дядя Изя
          Дядя Изя 27 марта 2020 07:36 Новый
          0
          Армата окончателный вариант так можно до бесконечности изменять
    3. Zhan
      Zhan 27 марта 2020 10:53 Новый
      0
      Цитата: Добрый
      Красивый танк! Хотя я и не танкист, а орудие 152 -мм - вообще ОГОНЬ!!! Идея не пропала!

      Да, машина очень интересная. Но мне вот показалось не совсем рациональное расположение боекомплекта. Там транспортёр подачи за броне-перегородкой,орудие расположено прямо над оператором наводчиком. А как же должно было происходить его перезарядка в боевых условиях ?
      После выстрела каждый раз, ставить пушку в положение заряжания ? И как работал автомат подачи ?
      Скорость выбора и подачи нужного боеприпаса БПС, ОФ, БК ?
    4. Klingon
      Klingon 19 июня 2020 16:52 Новый
      0
      152 мм устанавливали на другой опытный танк, намного позже, ( Т-95) а также планировали устанавливать на перспективный Танк проекта "Боксёр" , " Молот" ( объект 477( А) с орудием ЛП-83)
  2. КАКОЙ ЕСТЬ
    КАКОЙ ЕСТЬ 26 марта 2020 18:10 Новый
    +7
    Для своего времени танк с необитаемой башней был слишком сложным, прорывным, но дорогим, реализовать его с привлечением возможностей советской промышленности 1970-х годов не представлялось возможным.

    Опередил свое время,что называется...Жаль,очень интересный проект был,этакая предтеча "Арматы"...
  3. viktor_ui
    viktor_ui 26 марта 2020 18:13 Новый
    +20
    На полвека вперёд смотрел Морозов ... представляю, что бы он час НАВОРОТИЛ в плане ОБТ отталкиваясь в плане современных технологий и возможностей. Респект Александру Александровичу Морозову ОДНОЗНАЧНО.
    1. Пёс
      Пёс 26 марта 2020 21:16 Новый
      +3
      Цитата: viktor_ui
      представляю, что бы он час НАВОРОТИЛ в плане ОБТ отталкиваясь в плане современных технологий и возможностей.

      Возможно, нечто такое, что смогли бы реализовать лишь в 2070-м.
    2. Владимир_2У
      Владимир_2У 27 марта 2020 08:38 Новый
      0
      Конкретно этот проект выглядит слишком смелым и при этом довольно ущербным.
      К главным недостаткам танков классической компоновки Морозов относил тесноту боевого отделения, которое напоминало ему однокомнатную квартиру или самый простой солдатский вещмешок.
      И поэтому был создан Т-64! wink . Вообще, рендер показывает танк с обжатой необитаемой башней и опорными катками как у Т-80, на макете откровенно лафетная установка с неприкрытой линией подачи выстрела, к тому же явно требующей определённого горизонтального положения орудия, и опорные катки 64-очные, кому верить?
  4. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 26 марта 2020 18:30 Новый
    +7
    Ох,ёлы-палы ! Как-то попадалась мне печатная инфа с упоминанием Т-74 ! Но я не обратил на неё внимание...типа : какой Т-74 !? Т-72-знаем! Т-80-знаем ! А откуда взялся Т-74 ?Не должно быть такого ! В общем,счёл за дезу... вот так и "поплатился" за самонадеянность ! Я больше не буду..... feel !
  5. svp67
    svp67 26 марта 2020 19:08 Новый
    +5
    Использование подвески от Т-64, сразу можно поставить в "минус", на базовом Т-64 использование "облегченной ходовой части" уже привело к тому, что нет возможности увеличить массу, а тут перспективный танк, да и катки-тарелочки хуже в плане защиты борта от различный снарядов.
  6. Оператор
    Оператор 26 марта 2020 19:14 Новый
    +6
    Объект 450 так и остался "мультиком" - дистанционные приборы наблюдения и прицеливания появились лишь через 30 лет после разработки аванпроекта.

    Кроме того, в составе аванпроекта не был предложен хоть какой то автомат заряжания с подачей снаряда из поперечной боеукладки в вынесенное вперед орудие. Харьковское КБ так и не смогло хотя бы на бумаге прикинуть его конструкцию. Поэтому в объекте 477 - опытном танке "Молот", реализованном в металле, был использован револьверный автомат заряжания.

    Компоновка 450-го из пяти отделений была изначально нежизнеспособна: "И на старуху бывает проруха" (С)
  7. Комментарий был удален.
  8. BORMAN82
    BORMAN82 26 марта 2020 19:19 Новый
    +8
    Американцы что-то подозревали) Картинка относится к разработке MGM-166 LOSAT в середине 80-х.
  9. zenion
    zenion 26 марта 2020 19:39 Новый
    -6
    Какое это изделие имеет отношение к теперешней Армате?
    1. Комментарий был удален.
    2. Монар
      Монар 27 марта 2020 17:18 Новый
      +2
      Концепцией. Это Вам не достаточно?
  10. smaug78
    smaug78 26 марта 2020 19:49 Новый
    -10
    Что Т-64 был сырым все время, а уж Т-74. Слава Богу, что забили на Морозова
    1. Коте пане Коханка
      Коте пане Коханка 26 марта 2020 20:20 Новый
      +12
      Цитата: smaug78
      Что Т-64 был сырым все время, а уж Т-74. Слава Богу, что забили на Морозова

      Не так все просто и шоколадно!
      Например Т-44 и Т-54 также детишки Морозова. В годы войны он отработал в Нижнем Тагиле, так что Ваше «забили» задела меня коренного Уральца и поклонника Т-72 во всех его ипостасях.
      1. smaug78
        smaug78 27 марта 2020 08:27 Новый
        -2
        разговор именно о Т-64, так что к чему ваше словоблудие...
  11. ccsr
    ccsr 26 марта 2020 20:07 Новый
    +3
    Автор:
    Юферев Сергей
    Несмотря на то, что предложенная Морозовым концепция основного боевого танка Т-74 на момент своего представления объединяла в себе наиболее передовые и перспективные идеи в танкостроении, реализовать их на практике не представлялось возможным, и во многом именно из-за футуристичности проекта.

    Я думаю дело не в футуристичности а в банальной стоимости танка, о чем автор сам и говорит:
    Для своего времени танк с необитаемой башней был слишком сложным, прорывным, но дорогим,

    В истории наших вооружений это случалось не один раз, так что при массовом оснащении войск любым вооружением всегда смотрят на стоимость изделия - это закон.
    И еще есть один нюанс - двум танкистам очень сложно будет обслужить и ремонтировать в поле такую машину и как минимум они должны были бы иметь танковое училище за плечами, также как и экипажи вертолетов в армейской авиации.
    Все это в комплексе и поставило крест на этой разработке - в этом я уверен.
    1. Doliva63
      Doliva63 28 марта 2020 18:58 Новый
      0
      Цитата: ccsr
      Автор:
      Юферев Сергей
      Несмотря на то, что предложенная Морозовым концепция основного боевого танка Т-74 на момент своего представления объединяла в себе наиболее передовые и перспективные идеи в танкостроении, реализовать их на практике не представлялось возможным, и во многом именно из-за футуристичности проекта.

      Я думаю дело не в футуристичности а в банальной стоимости танка, о чем автор сам и говорит:
      Для своего времени танк с необитаемой башней был слишком сложным, прорывным, но дорогим,

      В истории наших вооружений это случалось не один раз, так что при массовом оснащении войск любым вооружением всегда смотрят на стоимость изделия - это закон.
      И еще есть один нюанс - двум танкистам очень сложно будет обслужить и ремонтировать в поле такую машину и как минимум они должны были бы иметь танковое училище за плечами, также как и экипажи вертолетов в армейской авиации.
      Все это в комплексе и поставило крест на этой разработке - в этом я уверен.

      Много ли работ " в поле" сделает экипаж из 3-х человек? При том, что один из них ещё должен постоянно следить за обстановкой. Так что - не факт. А вот что промышленность не могла выдать на-гора потребности для такого танка - это точно. А могли бы, при массовом производстве цена резко падает. Так что просто Морозов шёл в танкостроении впереди планеты всей, а не только Союза.
  12. Джон22
    Джон22 26 марта 2020 20:30 Новый
    0
    С ходовой на Т-64 Морозов, конечно, пролетел, недодумал. Хотелось бы узнать анализ их применения на Донбассе. Какие проблемы были с ходовой в боевых условиях. А Т-74 - это концепция, мысли в слух. Армата - это приближение к той концепции. Но главное - уменьшить силуэт, особенно в боковой проекции, пока не удалось. Но появились новые достижения технического прогресса - РЛС танка, КАЗ и беспилотное зрение. Посмотрим, что получится в конечном итоге.
  13. новичок
    новичок 26 марта 2020 20:53 Новый
    +1
    Вообще, Харьковское КБ имеет обширный список прорывных проектов, которые по тем, или иным причинам не были реализованы. Впрочем как и уральцы, но сейчас про харьковчан. Технические возможности реализации проекта упущу, многими и многое уже сказано. Лишь одно можно добавить, всё заходит в нашу реальность из прошлых , опередивших своё время проектов.
  14. 113262а
    113262а 26 марта 2020 21:52 Новый
    +4
    Самое интересное-слухи об этом танке просачивались и в среду офицеров-танкистов . Служил в ГСВГ 83-85- срочную командиром об 219р,Наши ротный и взводные были убеждены,что такие машины в Кубинке ИСПЫТЫВАЛИСЬ! Описывались именно такие,но с ходовой от т-80.
    1. Капитан Пушкин
      Капитан Пушкин 26 марта 2020 23:08 Новый
      +3
      Цитата: 113262а
      аши ротный и взводные были убеждены,что такие машины в Кубинке ИСПЫТЫВАЛИСЬ! Описывались именно такие,но с ходовой от т-80.

      Картинки разных вариаций на тему Т-74 в те годы в военной литературе публиковались частенько.
      Могли где-то картинку увидеть и далее домыслить.
      1. 113262а
        113262а 27 марта 2020 08:07 Новый
        0
        Да,только в деталях описывали. Та же 30 мм пушка. И по нашей технике-точно КАРТИНКИ не публиковались. Ни в ЗАРУБЕЖНОМ ВОЕННОМ ОБОЗРЕНИИ-у нас все номера были,ни в каких других журналах. С секретностью было в порядке. Именно в железе!
        1. Капитан Пушкин
          Капитан Пушкин 27 марта 2020 14:50 Новый
          0
          Цитата: 113262а
          Ни в ЗАРУБЕЖНОМ ВОЕННОМ ОБОЗРЕНИИ-у нас все номера были,ни в каких других журналах.

          Точно видел вариации в "Технике и вооружении". И картинку, полностью соответствующую Т-74 тоже видел (детальнее, чем американская картинка), но уже не вспомню где.
          Не исключено, что офицерам вашим рассказал какой-либо знакомый, связанный с разработкой либо испытаниями танков. Еще вернее знакомый знакомого бывшего сослуживца и т.д.
          Наши военные в прежние времена любили поговорить с бывшими одноклассниками или случайными попутчиками. Особенно за рюмкой чая.
        2. 113262а
          113262а 27 марта 2020 23:09 Новый
          0
          В это время и про т-80б не все знали.И на картинках ее нигде не было.Некоторые в Союзе описывали ТАНК С ВЕРТОЛЕТНЫМ МОТОРОМ. Прям,монстр какой то! Уже в нулевых бывал на Малышева-там по заводу разбросаны были остатки роскоши-чудные башни-неизвестно от чего,семикатковые бронекорпуса,.А на заросшем отстойнике под сгнившим брезентом-огромная машина,со стволом БЕЗ РЕСИВЕРА!. Но в термокожухе. Вот я и думаю-не Боксер ли это был!
  15. iouris
    iouris 26 марта 2020 23:03 Новый
    +4
    С 1970 года что-то изменилось?
  16. Jurkovs
    Jurkovs 27 марта 2020 07:06 Новый
    +1
    При этом многие специалисты считают, что именно «Объект 450» стал первым проектом, с которого началась история создания перспективного советского танка.

    А если покопаться в рисунках Леонардо да Винчи? Или в наскальных фресках неандертальцев?
  17. Инжeнeр
    Инжeнeр 27 марта 2020 16:10 Новый
    +1
    https://topwar.ru/18837-obekt-450-tankovaya-revolyuciya-iz-harkova.html
    Учитесь пользоваться поиском.
    По танку, бак перед боевым отделением - все в фирменно стиле Морозова.
  18. Безымянный
    Безымянный 28 марта 2020 01:05 Новый
    0
    Армата не имеет ничего общего с родословной Морозовской школы - своими корнями она уходит в Ленинградский проект Объект 299, а не в Харьков с её родословной Т-64.
  19. kugelblitz
    kugelblitz 29 марта 2020 14:21 Новый
    0
    Тарасенко его показывал несколько лет назад. Долго его пытали насчет автомата. Кстати в отличии от 299, Т-95 и Т-14 этот танк имел прямую связь приборов наблюдения. К тому же вопросы как заряжать орудие при развороте возникают. На картинке концептуально красиво, как и все поделия Морозова. А вот в реальности куча минусов. На самом деле не стоит думать что остальные конструкторы были недалекими дураками, были прототипы покруче типа 770, а ленинградцы сразу пришли к капсуле, чего нет у Морозова. Проблема всех его танков в низкой живучести на поле боя, на данном пепелаце он пытался уйти от слабой защиты боковых ракурсов, но пролетел с автоматом. Сама схема капсулы прорабатывалась чуть ли не с 50х годов кстати во всем мире. В итоге на самом деле это не Армата, а Молот первого варианта с огромной площадью бронирования. Был еще Боксер с полубашней и прочие выверты сознания ХЗТМ. Но прийти к схеме минимального размера капсулы и необитаемой башни с боезапасом под ней они почему то не догадались. Нет же, с упрямством шли к Ноте, с ее тремя барабанами и экипажем промеж них изолированных друг от друга. Кстати еще непонятно чего наворотили харьковчане в защите. Если с Т-14 более-менее понятно по схеме лба 187, то тут загадки.
  20. DiViZ
    DiViZ 2 апреля 2020 10:28 Новый
    0
    Лазерную установку ставить вместо пущки.
  21. Рекламный паук
    Рекламный паук 6 июня 2020 12:03 Новый
    0
    Я так и не понял - как он заряжаться должен?