Военное обозрение

Русская Арктика: новая жизнь Северного морского пути

25

В конце прошлого года правительство России утвердило план развития инфраструктуры Северного морского пути (СМП) до 2035 года. Документ подготовлен в развитие Послания президента к Федеральному собранию, в котором Владимир Путин определил ближайшие перспективы СМП – к 2024 году увеличить грузоперевозки до 80 млн тонн.


Для развития русской Арктики


Это очень амбициозная цель. Объём, заявленный президентом, в десять с лишком раз превышает обороты СМП в советское время (6,6 млн тонн). Правда, тогда он достигался главным образом за счёт так называемого северного завоза, когда в арктические порты для жителей региона доставляли топливо, продовольствие, промышленные и строительные материалы.

Теперь задачи совсем другого порядка. Путин их сформулировал так: обеспечить «развитие русской Арктики, регионов Дальнего Востока» и сделать Северный морской путь «по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией».

Это уже реализуется. К примеру, объём перевозок советского времени был превышен ещё в 2016 году. В прошлом году грузооборот Севморпути достиг 31,5 млн. тонн. Как уточнили в дирекции СМП, рост к уровню 2018 года составил 10,4 млн тонн. В основном он обеспечен увеличением отгрузки сжиженного природного газа из порта Сабетта. Здесь обработали 20,5 млн тонн грузов.

Вторым по объёмам (7,7 млн тонн) стал нефтеналивной терминал «Ворота Арктики» у мыса Каменный. Он начал работать в 2016 году и тогда отгрузил с Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения 4,5 млн тонн нефти новой марки Novy Port. С тех пор отгрузка терминала возросла более чем на 70%.

Третье место в обороте занял порт в Дудинке с 1,5 млн тонн грузов. 37 транзитных рейсов добавили в актив СПМ ещё 697,2 тысячи тонн – рост к 2018 году 41,9%.

Как видим, наиболее активная работа идёт в западном секторе Севморпути, где ведут освоение шельфа и ближайших к портам месторождений «Газпром», «Новатэк» «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф». Они и дают основной прирост грузооборота.


Ждём новые ледоколы


Западный сектор Арктики (от Мурманска – до Дудинки) работает сейчас круглогодично. Его обслуживают ледоколы Росатомфлота. С 2006 года компания «Норильский никель» свои грузы и социально значимые грузы для жителей Норильского промышленного района доставляет на собственных арктических судах (шесть единиц флота) высшего ледового класса ARC-7, не требующих ледокольной проводки.

Судами усиленного ледового класса обеспечили себя нефтяники и газовики, хотя в сложных условиях арктической зимы без помощи ледоколов им не обойтись. Восточный сектор Арктики (от Дудинки до Чукотки) используется преимущественно в летние месяцы навигации. Там работают дизельные ледоколы Дальневосточного морского пароходства.

Как раз здесь слабое звено СМП, затрудняющее круглогодичную проводку транзитных грузов. Меж тем, преимущества их доставки из Восточной Азии в Европу по северному маршруту очевидны. Скажем, из Владивостока через Суэцкий канал в Санкт-Петербург надо идти почти 13000 морских миль, а по северным морям – 7600 миль.

Полноценно работать весь северный маршрут может только при поддержке мощных атомных ледоколов. Три из них проекта 22220 строятся сейчас в Петербурге на Балтийском заводе. Они способны преодолевать лёд до 2,8 м, делать канал шириной более 30 м, работать в морях и руслах рек.

Только вот строительство этих ледоколов подзатянулось. Головной из них –«Арктика» – вышел в прошлом декабре на испытания с задержкой в два года. В феврале у него случилась авария электродвигателя гребного вала. Теперь передача ледокола заказчику снова отодвинулась, по некоторым данным – на год.

Как бы то ни было, в ближайшие три года новые атомоходы уйдут в Арктику. Но назревших проблем они не решат. Во-первых, новые ледоколы частично заменят выбывающие и будут сосредоточены в активном сегодня Западном секторе СМП. Во-вторых, даже эти мощные атомоходы не обеспечивают проход во льдах современных транзитных контейнеровозов, которым требуется канал шириной более 40 метров.

В России ледокол такого проекта разрабатывается под шифром «Лидер». Он будет вдвое мощнее строящихся сегодня (ядерная силовая установка 120 МВт против 60 мегаватт у новой «Арктики»), ломать четырёхметровый лёд и идти со скоростью в 12 узлов через двухметровый. Проектная ширина атомохода – 46 метров.

В соответствии с планом, утвержденным правительством, первый «Лидер» должен выйти в арктические моря в декабре 2027 года. К тому времени на СМП будут работать четыре новых ледокола типа «Арктика». Ещё два «лидера» построят в 2030 и 2032 годах.

СМП "уходит в космос"


Это дальние планы. В ближайшие четыре года для Севморпути сделают 16 спасательных и 13 гидрографических судов. Развернут высокоэллиптическую гидрометеорологическую систему спутников «Арктика-М» и так обеспечат бесперебойную связь по всему северному маршруту.

В перспективе арктическую группировку составят четыре спутника «Арктика-М», по три – «Ресурс-ПМ» и «Кондор-ФКА». На их основе будут действовать автоматическая идентификация объектов в акваториях СМП и система дистанционного зондирования.

Кроме того, для новых и существующих ледоколов разработают особую модель вертолёта. Сделают также рамповый самолёт, способный брать до 10 тонн груза, преодолевать расстояние до четырех тысяч километров, садиться в условиях Арктики на ледовые и грунтовые аэродромы.

Есть в плане и другие мероприятия. Они позволят поднять к 2035 году грузоперевозки по СМП до 160 млн тонн. Большую часть этого объёма обеспечат компании, осваивающие сегодня месторождения Крайнего Севера. Всё это – новая жизнь Северного морского пути.

Для того, чтобы она состоялась, до 2024 года на развитие Северного морского пути выделят порядка 900 млрд рублей. Третью часть этих средств даст федеральный бюджет. Оставшуюся сумму вложат «Росатом», недропользователи («Новатэк», «Роснефть» и другие) и частные инвесторы.
Автор:
Использованы фотографии:
Росатомфлот
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Андрей из Челябинска
    Андрей из Челябинска 25 марта 2020 07:56 Новый
    -7
    Глупо. Деньги растратим, а по СМП все равно никто ходить не будет кроме северного завоза. Реально СМП на порядок сложнее, и как бы не дороже Суэца
    1. rudolff
      rudolff 25 марта 2020 08:11 Новый
      +3
      Ну-у... сейчас к северному завозу добавился еще и северный вывоз. Нефть, сжиженный газ. А транзитным путем СМП маловероятно, что станет. Если только в очень далекой перспективе.
    2. Владимир_2У
      Владимир_2У 25 марта 2020 08:12 Новый
      +5
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Глупо. Деньги растратим, а по СМП все равно никто ходить не будет кроме северного завоза.
      По моему это всё равно намного лучше и умнее чем в Европу и Китай газ по трубам гнать, ни ума ни фантазии, а тут одни ледоколы как двигатель экономики чего стоят!
      1. Андрей из Челябинска
        Андрей из Челябинска 25 марта 2020 08:24 Новый
        +3
        Да не в этом дело. СМП нужен для нашего северного завоза и вывоза, вот под эти объемы его и надо развивать. А фантазировать про то что он станет транспортной артерией не нужно, потому что не станет. Сейчас наши деятели ухнут десятки миллиардов в инфраструктуру под транзит, а его не будет
    3. Mavrikiy
      Mavrikiy 25 марта 2020 08:19 Новый
      +3
      для современных транзитных контейнеровозов, которым требуется канал шириной более 40 метров. Проектная ширина атомохода – 46 метров.
      Вроде так. feel Но зачем zadnicu рвать и хапать весь транзит сразу и сейчас? Начинать освоение СМП нужно с малого КВ Panamax Class — (4000—7000 TEU), имеют ширину 32 м.
      Правда, что делать с КВ в 13000 TEU, длина данных судов составляет 397 м, ширина – 56 м, осадка – 15,5 м? Про газотурбинные в 26- 30 узлов и думать страшно, а они есть уже. Может тоже забирем под СМП? fool
    4. carstorm 11
      carstorm 11 25 марта 2020 08:23 Новый
      -1
      Андрей мне нравится читать ваши тексты но вот тут вы чуточку не правы. по поводу глупости. вы просто почему то думаете что дело в конкуренции с Суэцким каналом. а дело просто в развитии СМП. конкурировать с ним никто и не собирается.
      1. Андрей из Челябинска
        Андрей из Челябинска 25 марта 2020 08:26 Новый
        +4
        Как раз из статьи следует,, что собираются. По крайней мере я именно такой вывод сделал,, а против развития СМп для наших нужд я ничуть нее возражаю, это нужно и правильно
        1. carstorm 11
          carstorm 11 25 марта 2020 08:50 Новый
          +1
          я там увидел скорее ее возможности) просто их будет все больше становиться если развивать его именно для себя. одно потянет другое. со временем. с тем количеством ресурсов что есть в Арктике там через годы станет довольно тесно и можно просто прохлопать перспективы.
          1. Андрей из Челябинска
            Андрей из Челябинска 25 марта 2020 10:22 Новый
            0
            Не потянет. Тут дело в том, что для наших нужд нужно развивать западную часть СМП, а для транзита - ещё и восточную
        2. антивирус
          антивирус 25 марта 2020 09:33 Новый
          +2
          открыть 400 лет назад, научно описать -100-200 лет тому, освоить-часть жизни региона, использовать в коммерческих ( без убыточных--что это по мнению рук-ва страны???) целях --другое.
          " где поднят российский флаг, спускаться не должен"--вариант поправки в Конституцию.
          ЗАТРАТЫ 400ЛЕТ ДЕЛАЛИСЬ --ОТДАЧА ТОЛЬКО НАЧАЛАСЬ.
          а будет - без убытков, " расчет рентабельности показал" и подтвердил ... тянуть планов грамадье в лозунгах до бесконечности, пугать партнеров.
          СМП (восточн часть)зависит от активности торговли -ЕС-Китай.
          по юж морям есть промежуточные потребители( сотни млн) каждые 500 миль
      2. Mavrikiy
        Mavrikiy 25 марта 2020 08:40 Новый
        -1
        Цитата: carstorm 11
        дело просто в развитии СМП. конкурировать с ним никто и не собирается.

        Читайте прессу. СССР не смог толком освоить СМП именно из-за малой экономичности, малого наполнения трассы, только северный завоз. Сейчас да, Вывоз СПГ и нефти дает существенное наполнение, но все равно мало. Для СМП нужны сотни лярдов $ вложений. Строительство портов, городов, да-да, вахтовиками не отделаться, служб обеспечения по всей трассе и масса чего еще. У нас осваивается западный участок СМП, а на восточном, конь не валялся. request
        1. carstorm 11
          carstorm 11 25 марта 2020 08:51 Новый
          -4
          так про это же и разговор) нужность этих вложений.
        2. Петр не первый
          Петр не первый 25 марта 2020 21:40 Новый
          +1
          Вложения в инфраструктуру на своей территории значительно выгоднее для экономики, чем вложения в другие страны.
  2. Mavrikiy
    Mavrikiy 25 марта 2020 08:03 Новый
    0
    Скажем, из Владивостока через Суэцкий канал в Санкт-Петербург надо идти почти 13000 морских миль, а по северным морям – 7600 миль.
    Глупость. Никто транзитные милл. тонн груза в Питер возить не собирается. Трассы рассчитывать нужно до Германии, Европа.
    1. Лесс
      Лесс 25 марта 2020 08:19 Новый
      0
      Цитата: Mavrikiy
      Трассы рассчитывать нужно до Германии, Европа.

      С учётом того, что в Питер из Владивостока по СМП можно попасть только обогнув Скандинавию, то до немецких портов расстояние получается даже меньше, чем до Питера.
  3. Дальний В
    Дальний В 25 марта 2020 08:15 Новый
    +4
    Это очень амбициозная цель.
    Вот эта фраза особенно настораживает. "Очень амбициозные цели" уже сколько раз озвучивались, только с достижением как-то не очень. Где 25 миллионов рабочих мест? Где 12 майских указов? Какие результаты по ныне исполняемому "Суперуказу"? Применительно к Севморпути - помнится, в 2014 или 15 году Путин объявил "очень амбициозную цель" по строительству БАМ-2. Как там дела со строительством? Амбиций - вагон и маленькая тележка, а вот с реализацией совсем не ах.
  4. rocket757
    rocket757 25 марта 2020 08:32 Новый
    +4
    Развивать сложно и дорого, бросить НЕЛЬЗЯ!
    Какие есть ещё варианты?
    По чуть, чуть, как ни будь? Недоделка будет, а это всегда чревато ....
    1. Андрей из Челябинска
      Андрей из Челябинска 25 марта 2020 08:39 Новый
      +1
      Вопрос в объемах развития. Рассчитываем под снабжение севера и вывоз полезных ископаемых - одна инфраструктура. Под то, что к нам прибегут импортные перевозчики и будут возить транзит по СМП миллиардами тонн - другая куда дороже. Нам нужна первая, а вкладываться будут во второй вариант
      1. rocket757
        rocket757 25 марта 2020 08:47 Новый
        -1
        Как всегда и всюду - У вас есть ПЛАН, мистер Фокс с с ? -
        Всё начинается с планов, желательно долгосрочных! Где ж ты наш ГОСПЛАН???
        1. Avior
          Avior 25 марта 2020 11:34 Новый
          0
          мистер Фикс:)
  5. Вольный ветер
    Вольный ветер 25 марта 2020 10:01 Новый
    0
    А кому он нужен этот путь, нефтяникам?Ну так пускай они его и развивают. Так называемый северный завоз идет в основном по Оби, Енисею, Лене. Корейцы с японцами навряд ли пойдут этим путем, у них нет контейнеровозов ледового класса , они намного дороже, и грузоподъемность у них меньше да и команду надо держать побольше, и платить больше. А газовозам да танкерам в любой момент китайцы да корейцы с японцами в любой момент могут помахать ручкой, вообщем проект прожектерский.
  6. kig
    kig 25 марта 2020 10:19 Новый
    +3
    Транзитным он может стать только тогда, когда ледяной покров в зимнее время там будет таким же, как сейчас в Финском Заливе. А хвастаться увеличившимся грузопотоком ... в те времена завозили грузы для тех, кто там жил и работал, а теперь вывозят народное достояние. Ах да, забыл - по Конституции, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности
    1. Alexey RA
      Alexey RA 25 марта 2020 14:02 Новый
      0
      Цитата: kig
      Транзитным он может стать только тогда, когда ледяной покров в зимнее время там будет таким же, как сейчас в Финском Заливе.

      Кхм... это смотря какая зима в Питере. smile
      В 2011 г. проводку судов в Финском заливе пришлось обеспечивать АЛЕД "Вайгач".

      А в 2012 г. пришлось привлечь даже АЛЕД "50 лет Победы".
      1. kig
        kig 26 марта 2020 00:55 Новый
        +1
        Цитата: Alexey RA
        Кхм... это смотря какая зима в Питере

        Ну сейчас зимы вроде с каждым годом скромнее, но все равно надежды на СМП как альтернативу Суэцкому каналу - это прожекты. Еще очень долго он будет интересен только нам.
  7. честный чел
    честный чел 25 марта 2020 13:41 Новый
    +2
    Цитата: Вольный ветер
    А кому он нужен этот путь, нефтяникам?Ну так пускай они его и развивают. Так называемый северный завоз идет в основном по Оби, Енисею, Лене. Корейцы с японцами навряд ли пойдут этим путем, у них нет контейнеровозов ледового класса , они намного дороже, и грузоподъемность у них меньше да и команду надо держать побольше, и платить больше. А газовозам да танкерам в любой момент китайцы да корейцы с японцами в любой момент могут помахать ручкой, вообщем проект прожектерский.

    Выделение средств ФНБ на инвестпроекты пока придется отложить, заявил глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Он добавил, что выполнить цели «национальных проектов», включающие технологический рывок и резкое сокращение бедности, в этом году «будет точно сложно».