Производители истребителей пятого поколения: страны, способные присоединиться к тройке лидеров

16

В продолжающейся уже не одно десятилетие гонке за обладание самым современным боевым самолетом, относящимся к так называемому пятому поколению, тройка явных лидеров имеется однозначно. Это США, Россия и Китай. Однако перечень государств, твердо намеренных не закупать столь ценную технологическую новинку на стороне, а разработать, как минимум, сопоставимые по характеристикам боевые машины самостоятельно «большой тройкой», конечно же, не исчерпывается. Итак, кто у нас на очереди еще?

Для того, чтобы считаться машиной пятого поколения, истребитель обязан обладать рядом обязательных параметров: максимальной малозаметностью, сверхманевренностью, повышенными скоростными характеристиками, многофункциональностью, самой современной системой управления. А также некоторыми другими. Возможно, именно высочайшие инновационные требования, предъявляемые к таким самолетам и объясняют то, что большинство их разработок сегодня ведется в странах Юго-Восточной Азии.



Опытный образец Mitsubishi X-2 Shinshin, разработанный Техническим проектно-конструкторским институтом (TRDI) Минобороны Японии, и построенный компанией Mitsubishi Heavy Industries уже поднимался в воздух и вполне успешно. В военном ведомстве страны восходящего солнца уверяют, что и со стелс-технологиями, и с прочими параметрами у их детища все более, чем на уровне. Однако, есть проблема – предполагаемые для установки на эту машину двигатели с управляемым вектором тяги от японской компании IHI XF5-1 пока что находятся лишь на стадии разработки. Возможно, первые образцы нового истребителя оснастят установками американского либо европейского производства, а дальше уже будут «доводить» свое изделие. Как бы то ни было, стремящаяся к обладанию «пятым поколением» Япония пока что закупает у США F-35, что свидетельствует – до полномасштабной «серии» X-2 еще далековато.

Следующей в списке, вполне ожидаемо, значится Южная Корея – там уже лет 10 идет работа над программой создания многоцелевого истребителя KAI KF-X (Korea Aerospace Industries KF-X). Правда, его разработчики никак не могут определиться – будет ли это машина поколения 4++ или все-таки пятого. Реализуется проект, что характерно, совместно с Индонезией, и, в большей мере, скорее всего, и рассчитан на государства ее уровня. Сама Южная Корея, напомним, является участником программы F-35 и активным покупателем этого самолёта.

Достаточно непонятной остается ситуация с Индией. Свой истребитель пятого поколения там тоже хотят иметь. Вот только все никак не могут решить – то ли развивать совместно с Россией программу FGFA, то ли бросить все силы на программу создания «чисто индийского» перспективного истребителя AMCA. Очень возможно, что остановятся как раз на втором варианте, но если учесть не слишком удачные предыдущие опыты по созданию боевых самолетов, в этом случае вряд ли стоит ждать особых успехов, тем более, в краткие сроки.

Европа периодически тоже заявляет о намерениях создать новейший истребитель. Во всяком случае на 53-м Парижском авиационно-космическом салоне (Paris Air Show 2019) был представлен макет Next Generation Fighter (NGF) – «евроистребителя пятого поколения». Пока что о проекте, вызывающем негатив в США (какой рынок для F-35 закроется!) разговоров больше чем реального дела, однако за разработку взялись достаточно серьезные компании - Dassault Aviation и Airbus, так что толк, вполне возможно, и будет, если кризис и коронавирус не помешают, оставив проект без достаточного финансирования. Насколько известно, шведы, стремящиеся, по возможности, поучаствовать в любом европейском оборонном проекте, к NGF не привлекаются, поскольку сами трудятся над SAAB Flygsystem 2020 – истребителем также пятого поколения.

Имеются пара претендентов и в Ближневосточном регионе. Например, Анкара, у которой с обновлением авиапарка ВВС возникли серьезные проблемы. Из программы F-35 турок американцы исключили, на европейцев надежды мало. Остается или покупать истребители российские, вызывая еще большее негодование Вашингтона и Брюсселя, или делать что-то свое. Впервые о намерениях создать к столетнему юбилею Турецкой республики истребитель пятого поколения Turkish Fighter было заявлено на Международной оборонной выставке IDEF-2013 в Стамбуле. О конкретных результатах пока данных нет. Вряд ли из стоит ожидать в скором будущем – в особенности, если учесть, что это будет первый истребитель местной разработки. К примеру, опыт создания реактивных двигателей у страны отсутствует. Как и соответствующая индустрия по их производству. Стоимость разработки предварительно оценена в 10 миллиардов долларов.

О твердом намерении обзавестись истребителем пятого поколения отечественного производства говорят и в Тегеране. Речь о проекте IAIO Qaher-313. Здесь сомнений в реалистичности еще больше, чем относительно Турции, и по тем же самым причинам. Хотя, в последнее время иранцы взялись удивлять собственными военными разработками.

Так или иначе, а пока что «тройка лидеров» остаётся тройкой, мало того, России ещё только предстоит принять Су-57 на вооружение.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    25 марта 2020 16:45
    Так или иначе, а пока что «тройка лидеров» остаётся тройкой, мало того, России ещё только предстоит принять Су-57 на вооружение.
    Я так полагаю, что в ближайшие лет 10, тройка так и останется тройкой. И то, большой вопрос, а тройка ли это? Насколько китайские образцы можно считать самолетами пятого поколения, если откинуть слова(зачастую пустые) китайских "экспертов"? Я сильно не уверен, что китайцы, помимо внешнего копирования, создали что то выдающееся. Нет у них еще той летной школы, которая могла бы самостоятельно что то создать. Скопировать это да, тут они впереди планеты всей, а вот со своим у них проблемы. Так что Китай я бы пока не вписывал сюда.
    Ну а вести работы по программе пятого поколения не значит его довести до ума. Для этого как минимум требуется своя собственная ШКОЛА самолетостроения. Ведь современный самолет это не только планер, это и сложная авионика, и АФАР, и комплексы взаимодействия с АВАКС и наземной ПВО, и средства РЭБ и оружие и много много чего еще. Так что заиметь планер, который похож на пятое поколение, это еще не заиметь самолет, а уж если быть точным, то даже не самолет, а КОМПЛЕКС пятого поколения.
    Так что в лидерах пока так и будут США, ну и мы в роли догоняющих. Если наши конструктора, не выдадут на гора сразу шестое поколение, как некоторые грозятся.
    1. +1
      25 марта 2020 16:54
      Да и то, как они все успешно копируют, тоже в значительной степени преувеличение.
    2. 0
      26 марта 2020 03:16
      Недооценка противника чревата...
  2. 0
    25 марта 2020 16:53
    Мне всегда нравилась японская разработка. Чисто визуально. Как говорится, красивый самолёт и летает красиво. У самураев аппарат красивый. Думаю, доведут его до ума.
    1. 0
      26 марта 2020 11:02
      Думаю, доведут его до ума.
      Во много зависит от США, они лихо вставляют палки в колеса, в принципе если бы не полосатики, то человечки с узкими глазами уже бы запилили что то близкое к серии, митцуба делает вещи по технологичности сравнимые с самолетом 5 поколения. Помню какие разборки были в 18 по этому поводу. Тут к стати многие были уверены что у Япошек ничего не полетит.
    2. 0
      28 марта 2020 19:51
      Некрасивый самолет скорее всего не полетит... слова принадлежат Туполеву, если не ошибаюсь
  3. +2
    25 марта 2020 16:55
    Тайвань планирует создать до 2028 г. свой самолет пятого поколения.
    По крайней мере, он еще в конце 80-х смог(в отличие от некоторых "желающих" из данной публикации) смог выпустить собственный истребитель 4-ого поколения истребитель F-CK-1.
  4. Комментарий был удален.
    1. +2
      26 марта 2020 07:05
      Цитата: Sun Chaser
      Но без сетевой инфраструктуры, это не 5 поколение.

      Точно, в 21 веке и без ВайФая, бред какой то. laughing
      1. +1
        26 марта 2020 12:59
        Точно, в 21 веке и без ВайФая, бред какой то.


        Маркетологи, блин. "5-6-7 , супер, сверх" . Ту-22м от прототипа до последних "модификаций" -небо и земля. Менялись движки, РЭО, вооружение и оборудование, элементы планера. То же самое будет и с F-35 и c Cу-57 , если угадать правильно планер, идею и уловить "куда дует ветер" в войнах .
        Одно стало ясно - без малой ЭПР меньше 1 кв метра ловить нечего. Иначе летали бы на F-15 и Су-27 и не выдумывали ничего, кроме новых движков, "Вай-фаев" и ракет. А вот "куда дует ветер" пока никто не знает. Серьёзных замесов не было давным давно. И слава богу.
  5. bar
    +1
    25 марта 2020 17:56
    Для того, чтобы считаться машиной пятого поколения, истребитель обязан обладать рядом обязательных параметров: ... сверхманевренностью, повышенными скоростными характеристиками

    По этим показателям "пингвина" вычёркиваем?
  6. +1
    25 марта 2020 18:11
    Сейчас набегут " партнёры " доказывать , что сверхманевренность не нужна ))))
  7. +5
    25 марта 2020 18:58
    Пока производитель серийных истребителей 5го поколения один - США . Китай и РФ на переходе от опытного производства к серийному....и не с финальной комплектацией.
  8. 0
    25 марта 2020 20:03
    Все упирается в двигатели и в нужность. Имхо, япония и европа сделает себе чтото подобное.
    Без сверхманевренности, на высоких скоростях она того..., а на малых самолет не спасет...
  9. +3
    26 марта 2020 04:21
    А шо ? Хiба Велика Украiна вiдмовилася вiд створення винищувача 5 поколiння ? belay
  10. +1
    27 марта 2020 22:00
    Пока самолётов пятого поколения только два. F22 b Су57. И то, Су ещё не принят. Остальным - учиться делать движки. А F35 никакой движок не поможет.
  11. 0
    30 марта 2020 09:58
    При путинизме не какого поколения 5 не будет будут только остатки 4/5

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»