«Альтиус». Тяжёлый российский беспилотник с искусственным интеллектом


«Альтиус» – это тяжелый российский беспилотник дальнего радиуса действия с максимальной боевой нагрузкой более тонны. Свой первый полет БЛА совершил в августе 2019 года. В феврале 2020 года официальный сайт Минобороны России сообщил о том, что окончательный вариант беспилотника получил название «Альтиус-РУ». Развертывание производства тяжелого разведывательно-ударного беспилотника планируется осуществить на мощностях Уральского завода гражданской авиации, который в настоящее время занимается опытно-конструкторскими работами по данной теме.


«Альтиус» научат думать


Скоро в арсенале ВКС России появится новый тяжелый разведывательно-ударный беспилотник «Альтиус», который получит элементы искусственного интеллекта (ИИ). БЛА сможет работать автономно без участия оператора, а также самостоятельно взаимодействовать с перспективным российским истребителем пятого поколения Су-57. Сообщается, что новый разведывательно-ударный беспилотник сможет без помощи человека-оператора самостоятельно прокладывать маршрут до цели или заданного района патрулирования в обход зон ПВО вероятного противника, а также обнаруживать и атаковать важные наземные цели: пусковые установки ракет, узлы связи, штабы. Аппарата с подобными возможностями в распоряжении ВКС России пока что нет. По словам экспертов, новый беспилотник станет по-настоящему универсальным оружием.

Как сообщает газета «Известия» со ссылкой на собственные источники в ВПК, в стране уже начались работы по созданию обновленной версии тяжелого разведывательно-ударного беспилотника «Альтиус-РУ». Новый беспилотник получит элементы системы ИИ, а дистанционно управлять аппаратом можно будет и с борта истребителя Су-57. Сообщается, что все необходимое оборудование, которое подарит БЛА свои «мозги», будет установлено на аппарате до конца 2020 года, после чего начнется период проведения технических испытаний новинки.

Предполагается, что элементы искусственного интеллекта подарят аппарату новые возможности, в том числе возможность атаковать наземные цели самостоятельно. Получив координаты цели, БЛА при помощи своего бортового компьютера сможет составить алгоритм поиска оптимального маршрута до цели атаки, а также рассчитает наиболее подходящую точку для сброса бомб. Всё это беспилотник сможет сделать без помощи оператора, при этом боевой дрон будет в режиме реального времени получать всю информацию из штаба о воздушной обстановке и расположении объектов ПВО противника и строить свой полет, обрабатывая поступающие сведения. Выполнив боевую задачу, тяжелый беспилотник сможет вернуться на базу в автоматическом режиме по наиболее безопасному маршруту или вернуться в зону патрулирования и продолжить решать разведывательные задачи.


Стоит отметить, что в настоящее время военные беспилотники на всех этапах полета стараются контролировать операторы, работающие с земли. Установленные на «Альтиус» элементы ИИ должны помочь снизить нагрузку на операторов беспилотных комплексов, что особенно важно при длительных полетах и долгом патрулировании. Для большого разведывательно-ударного аппарата это особенно актуально, так как такой БЛА в состоянии находиться в небе больше суток.

Использование беспилотника совместно с современным истребителем пятого поколения — также очень важная функция. В сентябре 2019 года Минобороны России впервые продемонстрировало пример такого взаимодействия с участием Су-57 и 20-тонного ударного беспилотника С-70 «Охотник», являющегося на данный момент времени самым крупным подобным аппаратом в нашей стране. Такой же возможностью взаимодействия с пилотируемым самолетом оснастят и беспилотник «Альтиус». Специалисты отмечают, что благодаря имеющимся в его распоряжении приборам летчик сможет находить цели и по защищенной линии связи передавать их координаты на борт БЛА. После получения информации от пилота беспилотник сможет приступить к выполнению боевой задачи в самостоятельном режиме без участия оператора.

Российские эксперты отмечают, что современные российские беспилотники, к которым относят «Форпост» и «Альтиус», по своим характеристикам уже сопоставимы с западными аналогами. К примеру, по своим характеристикам «Альтиус» может конкурировать на мировом рынке вооружений с американским БЛА MQ-9 Reaper («Жнец»). При этом использование беспилотников в армиях всех стран в будущем будет только возрастать. Беспилотники уже сейчас отлично проявляют себя в разведывательных миссиях, позволяя обнаруживать важные цели, которые могут самостоятельно же поразить. Разработка, строительство и широкое применение разведывательно-ударных беспилотников поможет в перспективе сохранять человеческие жизни, уберегая людей от ненужного риска.

Технические возможности беспилотника «Альтиус-РУ»


Современный российский беспилотный летательный аппарат «Альтиус-РУ» (разведывательно-ударный) представляет собой финальный вариант создаваемого с 2011 года беспилотника «Альтаир», на заключительном этапе работ он также был известен как «Альтиус-У» (ударный). По своей конструкции дрон «Альтиус-РУ» представляет собой тяжелый турбовинтовой беспилотный летательный аппарат большой дальности.


При этом сегодня по-прежнему известны не все технические данные беспилотника. К примеру, в феврале 2018 года официальный сайт Минобороны РФ сообщал о том, что тяжелый беспилотник «Альтиус» сможет нести до двух тонн боевой нагрузки. Но сегодня в прессе, в том числе на тематическом сайте Минобороны «Звезда», все чаще можно встретить другие данные о полезной нагрузке аппарата – до 1000 кг.

Новый российский беспилотный летательный аппарат «Альтиус» построен по классической аэродинамической схеме с высоко расположенным крылом большого размаха и V-образным хвостовым оперением. Известно, что «Альтиус» построен с широким использованием композиционных конструкционных материалов. Силовая установка аппарата представлена двумя турбовинтовыми двигателями, расположенными на консолях крыла, двигатели приводят в движение два тянущих винта. По всей видимости, речь идет о двигателях ВК-800С, разработанных в КБ имени Климова. Данный двигатель предназначен для установки на легких самолетах и вертолетах (версия ВК-800В) и выдает взлетную мощность 800 л.с. Примерный размах крыла беспилотника – до 30 метров, длина – около 12 метров, взлетная масса – более шести тонн.

В 2019 году завод УЗГА представил доработанную версию беспилотного аппарата, которая получила систему спутниковой связи. С использованием такой системы дальность полета БЛА «Альтиус» ограничивается лишь запасом топлива на борту. Как отмечают специалисты, появление такой системы позволяет разведывательно-ударному беспилотнику вести разведку и атаковать цели на удалении за сотни или тысячи километров от места своего базирования. Известно, что в небе «Альтиус» может находиться от 24 до 48 часов, а максимальная дальность его полета должна составить 10 000 километров. При этом вести разведку аппарат сможет с высоты 12 тысяч метров.

К особенностям аппарата также относят его оснащение инерциальной навигационной системой СП-2, которая должна снизить возможности обнаружения аппарата в воздухе, обеспечив БЛА дополнительную устойчивость к наводимым помехам и работе в условиях радиоэлектронного противодействия со стороны противника. Предполагается, что в качестве вооружения беспилотник сможет нести планирующие бомбы «Гром-2» общей массой 598 кг (масса боевого заряда 480 кг) и дальностью пуска 10-50 км или управляемые ракеты «Гром-1» стартовой массой 594 кг (масса боевого заряда 315 кг) с дальностью пуска до 120 км. Такое предположение выдвинули журналисты «Известий».


«Альтиус» создают уже девять лет


«Альтиус» относят к тяжелым беспилотникам, он входит в тройку больших ударных дронов, разрабатываемых в настоящее время в России. При этом «Альтиус» — аппарат очень сложной судьбы. Работа над ним началась еще в 2011 году, но спустя девять лет аппарат по-прежнему не запущен в серийное производство, а весь процесс его разработки сопровождался различными проблемами и громким скандалом, эхо которого гуляет по Казани до сих пор.

Первоначально (в 2011 году) заказ на разработку тяжелого беспилотного аппарата весом до пяти тонн был выдан специалистам АО «НПО Опытно-конструкторское бюро имени Симонова» в Казани. Работы велись совместно с компанией «Транзас» из Санкт-Петербурга. Первая публичная демонстрация модели будущего беспилотника состоялась в феврале 2013 года. На тот момент беспилотник назывался «Альтаир».

Далее проект постигли сразу два удара. Первый – это введенные против России в 2014 году санкции, которые оставили аппарат без немецких дизельных авиационных двигателей, которыми планировалось оснащать все беспилотники. Информация о начале летных испытаний экспериментальных образцов появилась только в 2016 году, а в 2017 году стало известно, что ОКБ имени Симонова испытывает нехватку денежных средств на доведение проекта и продолжение работ.

Далее последовал второй удар. В дело включился бессмертный российский сюжет. В апреле 2018 года суд арестовал генерального директора ОКБ им. Симонова Александра Гомзина, которого следствие заподозрило в хищении 900 миллионов рублей, выделенных на разработку тяжелого беспилотника. Эта история не закончилась до сих пор. При этом ОКБ им. Симонова находится под угрозой банкротства, а в конце 2019 года Арбитражный суд Москвы принял иск Минобороны России к бывшему разработчику беспилотника «Альтиус» – АО НПО «Опытно-конструкторское бюро (ОКБ) им. Симонова» на общую сумму 643,8 миллиона рублей.


На фоне разгорающегося скандала и начавшегося судебного разбирательства разработка нового беспилотника была перенесена из Казани в Екатеринбург. В декабре 2018 года во время визита в Казань Алексей Криворучко, являющийся заместителем министра обороны РФ, курирующим вопросы материально-технического обеспечения вооруженных сил, рассказал, что работы над тяжелым беспилотником были переданы новому подрядчику. Которым стал «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА), освоивший серийную сборку беспилотника «Форпост», а также его локализованной и модернизированной версии «Форпост-Р».

В декабре 2019 года Минобороны России заключило с АО «УЗГА» новый контракт на выполнение ОКР по беспилотному летательному аппарату «Альтиус-РУ». Это окончательный вариант БЛА, к которому военные и разработчики пришли по итогам всех испытаний уже выпущенных прототипов тяжелого беспилотника. Сообщается, что данная версия объединит в себе все требования военных и последние российские достижения в области создания беспилотной авиации. Данная версия должна стать основной для развертывания серийного производства и поставок в Вооруженные силы РФ. Планируется, что именно «Альтиус-РУ» поступит на вооружении не только ВКС, но и ВМФ России.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

86 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Аэродромный 27 марта 2020 05:59 Новый
    • 14
    • 3
    +11
    долгая и трудная дорога в небо. надеюсь Урал не подкачает, вещь крайне нужная ещё вчера. но"пациент" скорее жив,и это радует.
    1. Инсургент 27 марта 2020 07:41 Новый
      • 9
      • 6
      +3
      «Альтиус». Тяжёлый российский беспилотник с искусственным интеллектом

      Видимо, он способен стать "длинной рукой государства Российского" в решении ряда задач в нынешний "межвоенный период"...
      Да и в возможной войне,такое оружие тоже не останется без дела.
      Цитата: Аэродромный
      надеюсь Урал не подкачает, вещь крайне нужная ещё вчера


      Пусть скорее "ставят на крыло" yes ...
      1. Kalmar 27 марта 2020 09:45 Новый
        • 9
        • 1
        +8
        Цитата: Инсургент
        он способен стать "длинной рукой государства Российского" в решении ряда задач в нынешний "межвоенный период"

        Как минимум - удобное "противобармалейное" оружие. Когда у противника нет авиации и сколь-нибудь внятной ПВО, подобные машины весьма практичны: меньше нагрузка на экипаж, меньше стоимость эксплуатации, возможность долго патрулировать заданные районы и т.п.
        1. Пауль Зиберт 27 марта 2020 15:04 Новый
          • 3
          • 0
          +3
          Цитата: Kalmar
          Цитата: Инсургент
          он способен стать "длинной рукой государства Российского" в решении ряда задач в нынешний "межвоенный период"

          Как минимум - удобное "противобармалейное" оружие. Когда у противника нет авиации и сколь-нибудь внятной ПВО, подобные машины весьма практичны: меньше нагрузка на экипаж, меньше стоимость эксплуатации, возможность долго патрулировать заданные районы и т.п.

          Если бы у нас была эскадрилья-другая таких беспилотников на авиабазе Хмеймим - жизнь бармалеев значительно бы осложнилась.
          Генеральный штаб знал бы о каждом телодвижении идлибских инсургентов.
          Они боялись бы лишний раз вылезти из своих нор. Удары наносились бы круглосуточно.
          Вполне вероятно, что если бы в 2015 году мы зашли бы в Сирию уже с "Альтиусами"- Идлиб был бы наш, да и ситуация в Заевфратье была бы другой...
    2. Бар1 28 марта 2020 10:45 Новый
      • 3
      • 5
      -2
      цитиус ,альтиус,фортиус, быстрее,выше ,сильнее.
      В Этой росиянской армии по руски уже мало ,что осталось,всё не по нашему называют.Кто там МО сидит -латиняне собрались? Будут ли эти латинские самолёты/танки/арматы по латинянам стрелять? Или у них другие цели?
    3. ник7 4 апреля 2020 14:16 Новый
      • 0
      • 0
      0
      суд арестовал генерального директора ОКБ им. Симонова Александра Гомзина, которого следствие заподозрило в хищении 900 миллионов рублей

      Чего то капитализм в РФ не приживается, немало кто, как получат миллион, так теряют разум стремятся все деньги умыкнуть. Или нужна тотальная налоговая, как в штатах, которая Карлеоне, посадила за неуплату налогов. Полиция не смогла прищучить мафиози, так как он не оставлял улик, а налоговая смогла. Строгий учет доходов и расходов великая вещь, учёт способен выявить расхождения по которым вычисляется воровство денег на ранних стадиях, вызвали бы тихонько Гомзина в кабинет, велели бы вернуть и не арестовали бы и самолёт бы сделали.
      1. oprovergatel 6 апреля 2020 14:57 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Только не Карлеоне (это фамилия мафиозного семейства из книг и фильмов "Крёстный отец"), а Капоне.
  2. rocket757 27 марта 2020 06:48 Новый
    • 10
    • 2
    +8
    Силовая установка аппарата представлена двумя турбовинтовыми двигателями, расположенными на консолях крыла, двигатели приводят в движение два тянущих винта. По всей видимости, речь идет о двигателях ВК-800С, разработанных в КБ имени Климова.

    Двигатели и электроника!!! делать лучше, качественно, как НАДО! И не болтать зря про
    «Альтиус». Тяжёлый российский беспилотник с искусственным интеллектом
    нет пока ИИ, никто такого не сделал, ПОКА!
    1. Вождь краснокожих 27 марта 2020 07:37 Новый
      • 9
      • 6
      +3
      Тише, коллега! Нельзя в конце недели так больно по влажным мечтаниям бить! А то вон, Громова, об мартовских обострениях писала, так может и с кем ни будь и из читателей произойти!...
      Ну, это отступление, а по факту, с вами согласен. Мало того, добавлю ещё и финансовую проблему. Скорее всего окончание разработки сместят вправо, а финальные ТТХ (включая ИИ) будут несколько ниже.
      1. rocket757 27 марта 2020 08:19 Новый
        • 7
        • 2
        +5
        Цитата: Вождь краснокожих
        Нельзя в конце недели так больно по влажным мечтаниям бить!

        Да я сам МЕЧТАЮ, что б у нас работало, получалось всё КАК НАДО! всё ж времена "тяжелыё" раньше были, у многих, у которых денег не на всё ЕСТЬ, БЫЛИ.
        Оборона, это тот аспект НАШЕЙ жизни, на котором "экономить" СТРАНЕ дороже выходит.
      2. alexmach 27 марта 2020 13:34 Новый
        • 2
        • 0
        +2
        а финальные ТТХ (включая ИИ) будут несколько ниже.

        Да куда уж ниже то? у него там не заявлено ничего не разумного не реализуемого и до сих пор не реализованного, и то пару десятилетий назад.
    2. Kalmar 27 марта 2020 09:43 Новый
      • 3
      • 3
      0
      Цитата: rocket757
      нет пока ИИ, никто такого не сделал

      В смыле - нету? Разные ИИ куда только не встраивают, даже в гражданском секторе: взять хотя бы автомобили с автопилотами. Вопрос сугубо в том, насколько данный конкретный ИИ "интеллектуален". Впрочем, на современном этапе развития технологий вполне реально создать ИИ, который будет водить БПЛА по определенному маршруту, собирать данные с РЛС/ОЛС и сигнализировать в штаб при обнаружении чего-нибудь интересного.
      1. rocket757 27 марта 2020 09:50 Новый
        • 1
        • 1
        0
        Цитата: Kalmar
        В смыле - нету?

        Тогда вопрос - А что такое ИИ?
        То что работает по заданному алгоритму или что то другое?
        1. Kalmar 27 марта 2020 10:40 Новый
          • 4
          • 1
          +3
          Цитата: rocket757
          Тогда вопрос - А что такое ИИ?
          То что работает по заданному алгоритму или что то другое?

          Любая компьютерная программа работает по заданному алгоритму. Только алгоритм этот может быть сложным, нечетким и вполне способным имитировать некоторые аспекты работы человеческого интеллекта: распознавание, обучение, запоминание и т.п.

          Примерно так работают, скажем, программы автоматического распознавания изображений (например, те самые, с помощью которых в Китае граждан на улицах отслеживают). В военке та же история: по схожим алгоритмам противокорабельная ракета находит и распознает свою цель среди помех и прочих отвлекающих факторов.
          1. Harry.km 27 марта 2020 10:56 Новый
            • 3
            • 1
            +2
            Цитата: Kalmar
            Только алгоритм этот может быть сложным, нечетким и вполне способным имитировать некоторые аспекты работы человеческого интеллекта: распознавание, обучение, запоминание и т.п.

            Ключевое здесь "имитировать", а нечетка логика хороша для машинок "Индезит" и для токийского метро. Рановато пока, вообще говорить о том, что можно доверять оружие ИИ.
            1. Инсургент 27 марта 2020 11:03 Новый
              • 4
              • 1
              +3
              Цитата: Harry.km
              Рановато пока, вообще говорить о том, что можно доверять оружие ИИ.


              Не забывайте,у БПЛА есть оператор.

              Элементам(подчёркиваю) ИИ отдано то,что можно отдать учитывая уровень их развития.

              Остальное - ЧЕЛОВЕК,
            2. Kalmar 27 марта 2020 13:59 Новый
              • 1
              • 0
              +1
              Цитата: Harry.km
              Ключевое здесь "имитировать"

              Ну не живой же мозг в беспилотник втыкать, да?

              Цитата: Harry.km
              нечетка логика хороша для машинок "Индезит" и для токийского метро

              Не только.

              Цитата: Harry.km
              Рановато пока, вообще говорить о том, что можно доверять оружие ИИ.

              Ну так вопрос в степени доверия. Абы какому человеку тоже оружие не доверишь. А так, тем же ПКР вполне доверяют поиск и распознавание целей на конечном участке; человек на этот процесс уже никак не влияет.
            3. ник7 4 апреля 2020 14:23 Новый
              • 0
              • 0
              0
              Рановато пока, вообще говорить о том, что можно доверять оружие ИИ.

              Зато громко звучит, заграница вон бьётся над ИИ, строят центры, суммы вкладываются побольше бюджета РФ, но они тупые результата у них нет, а мы вона как, у нас ИИ уже есть, нам можно деньги в науку не вкладывать, а вывести заграницу.
        2. Narak-zempo 27 марта 2020 20:34 Новый
          • 2
          • 0
          +2
          Цитата: rocket757
          Тогда вопрос - А что такое ИИ?
          То что работает по заданному алгоритму или что то другое?

          Принцип простой.
          Есть задача, которая решалась только интеллектуальным усилием человека и никак иначе. Например, операции с числами. Но вот создано устройство, которое эту задачу решает. Это и есть ИИ. Так что отсчёт можно смело вести от арифмометра.
          Вопрос только в том, насколько сложную интеллектуальную задачу это устройство способно решать, потому что, например, распознавание лиц (как это делают нейросети) на порядки сложнее операций с числами. Но и то, и другое работает по алгоритмам.
          Другое дело, что люди почему-то ждут от ИИ именно способности ДУМАТЬ как человек, а это в корне неверно.
          1. ник7 4 апреля 2020 14:26 Новый
            • 0
            • 0
            0
            Есть задача, которая решалась только интеллектуальным усилием человека и никак иначе. Например, операции с числами.

            Счёты тоже ИИ ? на них ведь можно числа считать.
            1. Narak-zempo 5 апреля 2020 10:15 Новый
              • 0
              • 0
              0
              Цитата: ник7
              Счёты тоже ИИ ? на них ведь можно числа считать.

              Счёты, логарифмическая линейка и проч. облегчают счёт, но считает всё равно человек в уме.
              А вот калькулятор, позволяющий, например, извлечь квадратный корень одним нажатием кнопки, не утруждая моск никакими действиями с числами - уже определённо ИИ.
      2. 5-9
        5-9 27 марта 2020 10:43 Новый
        • 5
        • 2
        +3
        Окститесь, человечеству до ИИ (настоящщего антиллекта, а не автопилота Теслы и тд) как до Проксимы Центавры...
        1. Kalmar 27 марта 2020 10:45 Новый
          • 5
          • 1
          +4
          Цитата: 5-9
          Окститесь, человечеству до ИИ (настоящщего антиллекта, а не автопилота Теслы и тд) как до Проксимы Центавры...

          А что вы считаете "настоящим ИИ"? И нужен ли он в военной технике? Или нам принципиально, чтобы БПЛА со своими мозгами мог не только разведку вести, но еще и на гитаре играть, картошку перебирать и "сердцем голосовать"?
          1. 5-9
            5-9 27 марта 2020 10:55 Новый
            • 2
            • 2
            0
            Тогда не надо говорить про ИИ....полетать и поразведывать я думаю получится сделать, а вот вести маневренный воздушный бой - ой как не скоро. Разведать-опознать наземную цель-самостоятельно принять решение-поразить проще, но не факт что будет реализовано в ближайшее время (успешно)...тут и чилавеки сколько свадеб обнулили.
            1. bk0010 28 марта 2020 07:32 Новый
              • 1
              • 0
              +1
              Цитата: 5-9
              а вот вести маневренный воздушный бой - ой как не скоро
              В игрушках давно ведут, в чем проблема? Простейший вариант: радар засек, "свой-чужой" не ответил, сближение, пуск ракеты, маневр уклонения от ответки (если ГСН активная). Дальше развивается в сторону учета получения внешних данных, всяких засад и т.д. Вот на земле уверенно распознать цель на высокой скорости - проблема.
          2. rocket757 27 марта 2020 10:57 Новый
            • 1
            • 0
            +1
            Цитата: Kalmar
            А что вы считаете "настоящим ИИ"? И нужен ли он в военной технике?

            В статье, в отличии от заголовка указано
            беспилотник «Альтиус», который получит элементы искусственного интеллекта (ИИ).

            почувствуйте разницу.
            Оно так или ИИ , или что то другое, которое никакие элементы ИИ, не сделают таковым полноценно.
            Заголовок, обычная журналистская замануха ... претензий нет, потому что в статье указано правильно.
            1. Kalmar 27 марта 2020 13:25 Новый
              • 2
              • 0
              +2
              Цитата: 5-9
              Тогда не надо говорить про ИИ....полетать и поразведывать я думаю получится сделать, а вот вести маневренный воздушный бой - ой как не скоро

              Цитата: rocket757
              Оно так или ИИ , или что то другое, которое никакие элементы ИИ, не сделают таковым полноценно.

              Вы, господа, видимо, пересмотрели "Терминатора" или "Мир Дикого Запада".

              ИИ - это не полный электронный аналог человеческого сознания. Это - просто некоторая программа, обладающая способностью к самообучению в некоторых заданных пределах (это если прям совсем по-простому) и принятию "творческих" решений на основании этого обучения. Вот и все. Гуглить по ключевым словам "нейронные сети", "машинное обучение" и т.п.

              Чему учить ИИ БПЛА - это уже вопрос отдельный, определяемый, в том числе, техническими возможностями: суперкомпьютер в него не засунешь, так что "творить" этот ИИ будет в каких-то очень узких рамках. Да-да, "полетать и поразведывать", задачу по ведению маневренного воздушного боя перед ним никто и не ставит. К слову, я в маневренный бой тоже вряд ли смогу - можно ли утверждать на этом основании, что я лишен интеллекта?
              1. rocket757 27 марта 2020 14:01 Новый
                • 0
                • 0
                0
                Цитата: Kalmar
                ИИ - это не полный электронный аналог человеческого сознания.

                по этому вопросу, если не полный разброд, то и единого , КОНЕЧНОГО, определения нет.
                поэтому, что то с элементами ИИ ... да пусть называют, как хотят. Со временем устаканится и будет одно чёткое определение, как обычно и бывает.
                1. dauria 27 марта 2020 17:11 Новый
                  • 2
                  • 1
                  +1
                  поэтому, что то с элементами ИИ ... да пусть называют, как хотят. Со временем устаканится и будет одно чёткое определение, как обычно и бывает.


                  Крокодилу в речке или акуле в море пусть рассказывают. Есть у них ИИ , нет ИИ...Сожрут без всякого интеллекта хоть Эйнштейна, хоть Ницше . У дрона должна быть программа-инстинкт ( или их совокупность) , объединяющая кучу простых программ-рефлексов. Как у любого живого существа, вплоть до человека. И заточена она должна быть на "выполнить задачу и уцелеть". Если для этого дрону будет достаточно мозгов пушечного ядра - то и хватит , больше не надо.
                  Человек слишком гордится собой. Железяки или животные многие штуки проделывают лучше "гомо -сапиенс".
              2. ник7 4 апреля 2020 14:40 Новый
                • 0
                • 0
                0
                ИИ - это не полный электронный аналог человеческого сознания. Это - просто некоторая программа

                Это называется автопилот, но не ИИ.
          3. ник7 4 апреля 2020 14:37 Новый
            • 0
            • 1
            -1
            что вы считаете "настоящим ИИ"?

            ИИ это интелект который не хуже человеческого, он должен пройти тест Тьюринга, уметь мыслить, говорить, писать, сочинять поэмы и музыку. Ничего подобного здесь нет. Зачем упоминают ИИ к БПЛА ? Это опять та же "песня" что и гиперзвук, т.е пиар и громкие слова, которыми прикрывают наготу как фиговым листком эффективные менеджеры. Успехов нет, используют громкие слова, для воодушевления урякалок.
        2. Harry.km 27 марта 2020 10:58 Новый
          • 0
          • 0
          0
          Цитата: 5-9
          Окститесь, человечеству до ИИ (настоящщего антиллекта, а не автопилота Теслы и тд) как до Проксимы Центавры...

          А может это и хорошо? Со своим то И, человечество разобраться не может, а тут ему еще и ИИ начнет помогать... или вредить (как повезет) )))
    3. Инсургент 27 марта 2020 09:52 Новый
      • 4
      • 2
      +2
      Цитата: rocket757
      нет пока ИИ, никто такого не сделал


      Будьте снисходительны к авторам. Им нужен БРОСКИЙ заголовок. Включением трендового термина "ИИ",они этого достигли.

      Далее же следует это (информация в более практическом ключе) :
      Скоро в арсенале ВКС России появится новый тяжелый разведывательно-ударный беспилотник «Альтиус», который получит ЭЛЕМЕНТЫ искусственного интеллекта (ИИ).
      1. rocket757 27 марта 2020 10:59 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Нет претензий ... каждый зарабатывает, на бутер с маслом, как может. Если вреда от того нет, пусть их.
    4. alexmach 27 марта 2020 13:32 Новый
      • 0
      • 0
      0
      нет пока ИИ, никто такого не сделал, ПОКА!

      Да глупости, давно уже сделали, куча всего в том числе и летает.
  3. Ros 56 27 марта 2020 07:11 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Эту штуку с таким размахом крыла скорее как дальнего высотного разведчика будут использовать. Скорее на планер с двигателями похож. А его ТТХ есть где-нибудь?
    1. Викторио 27 марта 2020 11:46 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Цитата: Ros 56
      Эту штуку с таким размахом крыла скорее как дальнего высотного разведчика будут использовать. Скорее на планер с двигателями похож. А его ТТХ есть где-нибудь?

      ====
      тут есть немного, не знаю насколько новое:

      Конструкция - БПЛА нормальной аэродинамической схемы с крылом большого размаха, двумя двигателями и V-образным оперением. Многие системы БПЛА - системы электроснабжения, а так же бортовая аппаратура управления - полностью или частично будут унифицированы с аналогичнсыми системами БПЛА НИР "Иноходец" разработки компании "Транзас"

      Интересна силовая установка нового БПЛА. Она состоит из двух турбовинтовых двигателей, размещенных на центроплане. Очевидно, при выборе такой силовой установки преследовалось несколько целей. Во-первых, обеспечение относительно низкого расхода топлива (в сравнении с турбореактивными двигателями), а во-вторых, достаточной тяги. Кроме того, использование двух двигателей на крыле вместо одного в фюзеляже может свидетельствовать о принятых мерах по снижению вибраций, передающихся на целевое оборудование беспилотного летательного аппарата, или же о банальной невозможности одновременно вписать в объем фюзеляжа силовую установку и электронику. Так или иначе, у подобного расположения двигателей есть свои преимущества. Это уже упоминавшаяся изоляция аппаратуры от вибраций, а также воздушные винты меньшего размера в сравнении с винтом одного двигателя, мощность которого эквивалентна двум использованным. В таком случае можно достичь некоторой весовой и габаритной экономии на агрегатах шасси.

      На БПЛА применяется первый дизельный двигатель V12 водяного охлаждения, разработанный специально для авиации, немецкого производства. Полностью алюминиевые корпусные детали, включая несущую конструкцию блока цилиндров. Оригинальная конструкция сухого картера, обеспечивающего постоянное давление масла независимо от положения самолета. Два турбонагнетателя обеспечивают необходимые мощностные характеристики и возможность дополнительной форсировки. Интегрированная в передней части двигателя коробка передач для регулирования скорости пропеллера. Система управления двигателем (ECU), используя особенности конструкции, позволяет разделять левую и правую стороны, образуя два 6-ти цилиндровых силовых агрегата. Отсутствие производимых двигателем электромагнитных помех.

      Тактико-технические характеристики:

      Масса - до 5000 кг
      Дальность полета - до 10 000 км
      Продолжительность полета - 48 часов
      Тип двигателя - 2-а дизельных двигателя RED A03 / V12 с турбонаддувом и жидкостным охлаждением
      Объем двигателя, куб.см.: 6134
      Турбонагнетатель двигателя, тип: 2 шт. (1800 – 2200 MBAR)
      Система топливоподачи двигателя: CRDI
      Мощность двигателя взлетная, л.с.: 500 (373 KW)
      Удельный расход топлива, гр/кВтч.: 225
      Мощность двигателя максимальная непрерывная, л.с.: 480
      Максимальное число оборотов двигателя, об.: - 4000
      Крутящий момент двигателя, НМ.: 1100 при 3800 об/мин
      Ресурс двигателя, час.: 3000
      Топливо, тип: JET A (керосин) или дизельное топливо
      Длина двигателя, мм.: 1102
      Ширина двигателя по головки цилиндров, мм.: 741
      Ширина двигателя по выхлопные патрубки, мм.: 850
      Высота двигателя, мм.: 706


      Вооружение/Комплектация:

      Станция оптической видовой разведки с оптико-электронной системой
      АФАР РЛС бокового обзора в носовой части
      1. oprovergatel 6 апреля 2020 15:14 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Так ведь прямо в статье написано, что немецкие движки зарубили санкциями и ставить будут отечественные.
  4. юра-19 27 марта 2020 07:12 Новый
    • 4
    • 10
    -6
    Электроника и запчасти будут конечно покупать в китае.сразу бы назвали это чудо высоких технологий учебной целью для вражеских пилотов и зенитчиков
  5. Улиточник N9 27 марта 2020 07:14 Новый
    • 4
    • 9
    -5
    9 лет и конца не видно.... yes -"так победим"!
  6. svp67 27 марта 2020 07:27 Новый
    • 5
    • 1
    +4
    Это все красиво и захватывающе, а перспективы просто "головокружительны", но очень бы хотелось увидеть хотя бы отряд из десятка таких машин, даже без ИИ, который можно и чуть позже установить, при модернизации, на охране наших баз в Сирии...Очень
  7. bar
    bar 27 марта 2020 07:56 Новый
    • 3
    • 2
    +1
    Развертывание производства тяжелого разведывательно-ударного беспилотника планируется осуществить на мощностях Уральского завода гражданской авиации

    Меня терзают смутные сомненья. Это в замен регионального самолёта, который Мантуров вроде бы тоже там же хотел выпускать? Или как? Справится УЗГА с такой номенклатурой продукции, которую на него наваливают? Или просто не осталось других живых предприятий, которым это можно поручить, и валят всё одного?
    Да и само перебрасывание проекта с рук на руки как горячей картошки как то не вселяет оптимизма.

    БЛА сможет работать ...взаимодействовать с перспективным российским истребителем пятого поколения Су-57

    А как же "охотник"? Его уже слили? Он же тоже планировался для "взаимодействия". И как чисто физически этот поршневой тихоход может взаимодействовать со сверхзвуковым истребителем?
    Много вопросов вызывает статья, слишком много what
    1. Harry.km 27 марта 2020 11:00 Новый
      • 0
      • 1
      -1
      Цитата: bar
      Много вопросов вызывает статья, слишком много

      А для меня всего один вопрос очевиден. Когда???
    2. oprovergatel 6 апреля 2020 15:16 Новый
      • 0
      • 0
      0
      А прочитать статью, прежде чем комментировать в стиле "не читал, но осуждаю", религия не позволяет?

      Там всё написано и есть ответы на оба ваших вопроса.
  8. Болбот 27 марта 2020 08:36 Новый
    • 2
    • 2
    0
    Такая электронная начинка будет стоить дороже самого аппарата. А в региональных конфликтах и в разведывательных целях достаточно и просто инерциальной системы навигации. Да сделайте их уже и побольше, а не рассказывайте из года в год что будет круче всех крутых.
  9. сталевар 27 марта 2020 09:03 Новый
    • 2
    • 4
    -2
    Аппарат разрабатывается с 2011 г., а Шойгу стал Министром обороны с апреля 2012 г. НУ И? Что деньги поделить не могут? Всё на женщин уходит? Таких БПЛА можно было уже не одну сотню наклепать! Тем более уже в железе и летает. Я не поверю, что китайские летают, а у наших "мозгов" не хватает до ума довести начатое?
    1. mvg
      mvg 27 марта 2020 10:00 Новый
      • 2
      • 9
      -7
      а у наших "мозгов" не хватает до ума довести начатое

      у КНР есть дизели, элементная база, РЛС. а главное работающие корпорации. а у нас «хищение 900 млн» и все... и сесть на иглу МО. так кого шансов больше? тем более простые БПЛА нам неинтересны, нам вундерфафлю давай
  10. Викторио 27 марта 2020 09:39 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    дело движется, уже отрадно
  11. Zaurbek 27 марта 2020 09:59 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Мне вот интересно,почему 2шт дизельных двигателя (с проблемами в производстве) не заменить одним ТВД?
    1. ElTuristo 27 марта 2020 10:46 Новый
      • 0
      • 7
      -7
      Менять нечем!Своих двигателей нет-никаких,вообще...дизеля кстати немецкие как и планер...
      Установка двух двигателей глупость конечно...
      1. Zaurbek 27 марта 2020 11:05 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Можно, к примеру, какую то из вариаций ТВ3117... в какой-нибудь минимальной мощности...
    2. oprovergatel 6 апреля 2020 15:18 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Цитата: Викторио
      Конструкция - БПЛА нормальной аэродинамической схемы с крылом большого размаха, двумя двигателями и V-образным оперением. Многие системы БПЛА - системы электроснабжения, а так же бортовая аппаратура управления - полностью или частично будут унифицированы с аналогичнсыми системами БПЛА НИР "Иноходец" разработки компании "Транзас"

      Интересна силовая установка нового БПЛА. Она состоит из двух турбовинтовых двигателей, размещенных на центроплане. Очевидно, при выборе такой силовой установки преследовалось несколько целей. Во-первых, обеспечение относительно низкого расхода топлива (в сравнении с турбореактивными двигателями), а во-вторых, достаточной тяги. Кроме того, использование двух двигателей на крыле вместо одного в фюзеляже может свидетельствовать о принятых мерах по снижению вибраций, передающихся на целевое оборудование беспилотного летательного аппарата, или же о банальной невозможности одновременно вписать в объем фюзеляжа силовую установку и электронику. Так или иначе, у подобного расположения двигателей есть свои преимущества. Это уже упоминавшаяся изоляция аппаратуры от вибраций, а также воздушные винты меньшего размера в сравнении с винтом одного двигателя, мощность которого эквивалентна двум использованным. В таком случае можно достичь некоторой весовой и габаритной экономии на агрегатах шасси.


      Как-то так.
      1. Zaurbek 6 апреля 2020 15:20 Новый
        • 0
        • 0
        0
        И какой это ТВД?
  12. ElTuristo 27 марта 2020 10:53 Новый
    • 4
    • 9
    -5
    Очередная победа.Планер немецкий,двигатель немецкий,оборудование иностранное.Что же там российского?Пресс-релизы,вот что на 100 % сделано в РФ...
    только законченный кретин будет использовать иностранные двигатели,да еще и дизельные в российских условиях для БПЛА такого класса.Тяга дизеля на большой высоте падает на 30-50%, завести его в условиях зимы -проблема,к этому надо добавить низкую удельную долговременную мощность и очевидные проблемы в случаи санкций.
    1. Zaurbek 27 марта 2020 10:59 Новый
      • 0
      • 1
      -1
      Значит они крестины...
    2. ccsr 27 марта 2020 12:24 Новый
      • 5
      • 1
      +4
      Цитата: ElTuristo
      только законченный кретин будет использовать иностранные двигатели,да еще и дизельные в российских условиях для БПЛА такого класса.

      Мне тоже непонятно, как это на базовый военный беспилотник станут ставить иностранные двигатели и комплектующие, тем более что такие двигатели без блока электроники не работают, а значит закладки нам обеспечены. Да и эксплуатация потребует работоспособность от -50 до +50 , и как тогда быть с дизелем?
    3. К ПРОРЫВУ ГОТОВ 27 марта 2020 15:02 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Двигатели заявлены отечественные, ВК-800.
      Сам планер из себя никакой сложности не представляет, наверняка тоже наш.
      А вот аппаратная и цифровая часть вызывают большие вопросы, поскольку в России просто не производится компактная, но мощная и защищенная электроника. Вероятно, уже по традиции широко используются коммерческие китайские, тайваньские и корейские компоненты .
    4. Bad_gr 28 марта 2020 00:11 Новый
      • 0
      • 1
      -1
      Цитата: ElTuristo
      ,двигатель немецкий

      Цитата: ccsr
      как это на базовый военный беспилотник станут ставить иностранные двигатели

      В статье ведь чётко написано:
      "....введенные против России в 2014 году санкции, которые оставили аппарат без немецких дизельных авиационных двигателей, которыми планировалось оснащать все беспилотники......"
      Поэтому на данный момент:
      ".....Силовая установка аппарата представлена двумя турбовинтовыми двигателями, ........
      речь идет о двигателях ВК-800С, разработанных в КБ имени Климова. Данный двигатель предназначен для установки на легких самолетах и вертолетах (версия ВК-800В) и выдает взлетную мощность 800 л.с........"
      1. Bad_gr 28 марта 2020 14:49 Новый
        • 0
        • 1
        -1
        Минус получил за цитирование обсуждаемой статьи. Дожили.
    5. ник7 4 апреля 2020 14:48 Новый
      • 0
      • 0
      0
      законченный кретин будет использовать

      Вас урякалки минусуют за сомнения.
    6. oprovergatel 6 апреля 2020 15:21 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Блин. Вы что, принципиально не читаете статью, прежде чем бредовые комментарии писать?

      Там же русским языком написано, что планировавшиеся к установке немецкие дизеля, УЖЕ зарубили санкции. И теперь на него планируется ставить отечественные двигатели.
  13. iouris 27 марта 2020 11:07 Новый
    • 1
    • 1
    0
    "Скоро (!) оснастят искусственным интеллектом". Осталось начать.
    1. ник7 4 апреля 2020 14:56 Новый
      • 0
      • 1
      -1
      Осталось начать

      Скоро запланируют, организацию по планированию бюро, которое запланирует изготовления макета, макет будут показывать публике, как доказательство военной мощи РФ. Некоторые авторы, будут сравнивать макет с раптором и придут к выводу что у нас круче.
  14. itarnmag 27 марта 2020 11:07 Новый
    • 1
    • 3
    -2
    Против американского беспилотника с реактивным двигателем он как Су-57 против F-22. Американцы много лет уже летают, а наши неизвестно когда будут
  15. Алекс2048 27 марта 2020 11:51 Новый
    • 2
    • 1
    +1
    Отличная статья. Автор молодец. И ТТХ в пределах нормы выложил и про историю разработки указал.
  16. Rafale 27 марта 2020 13:11 Новый
    • 2
    • 1
    +1
    Только двигатель не турбовинтовой, а так ниче... Двигатель разработан на деньги РФ, соотв. вся КД и права на него у нас и при необходимости можно произвести здесь в РФ. Планер тоже наш, просто всепропальщики немного не в теме.
    Как кто и с кем взаимодействует- можете почитать про Линк 16, у нас просто ее аналог.
    1. К ПРОРЫВУ ГОТОВ 27 марта 2020 14:53 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Цитата: Rafale
      Только двигатель не турбовинтовой, а так ниче...

      ...
      Силовая установка аппарата представлена двумя турбовинтовыми двигателями...По всей видимости, речь идет о двигателях ВК-800С
      1. Rafale 27 марта 2020 16:54 Новый
        • 0
        • 0
        0
        "Тактико-технические характеристики:

        Масса - до 5000 кг
        Дальность полета - до 10 000 км
        Продолжительность полета - 48 часов
        Тип двигателя - 2-а дизельных двигателя RED A03 / V12 с турбонаддувом и жидкостным охлаждением..."
        Может все-таки дизели ?
  17. ZABVO 27 марта 2020 13:31 Новый
    • 2
    • 1
    +1
    Смешно, если и доделают то лет через пять, а в войсках будет чисто для парадов. Беспилотная авиация в РФ убита и уже никогда не сможет догнать не Китай не тем более США, всё поезд ушёл. Можно хоть 100500 не нужных технологий внедрять годами, только пока это происходит и происходило "партнёры" делали - применяли - набирались опыта, а теперь учтя всё это будут создавать более продвинутые модели. Давайте "питриоты" жду минусов и попытки доказать мою якобы не правоту, только факты от этого фактами быть не перестанут.
  18. Александр Х 27 марта 2020 14:57 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Очень хорошо, что в РФ создается подобный аппарат. И хочется, чтобы сведения, излагаемые в будущем времени скорее сменились на констатацию факта, что создан, испытан, принят в эксплуатацию, МО получило нужное количество.
    1. ник7 4 апреля 2020 15:01 Новый
      • 0
      • 0
      0
      хорошо, что в РФ создается подобный аппарат

      Хорошо не процесс, хорошо когда есть изделия в войсках.
  19. leon1204id 27 марта 2020 17:05 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    На всех фото бензиновые или дизельные движки.У турбовинтового сопло.Наверно свежей фотки не нашлось.
    Первые снимки"Альтаир" -гладкий фюзеляж без углов и выступов. А здесь ЭПР явно увеличили. Выслеживать бандосов и террористов самое то.А вот оружие радует, это ракета на 120км дальности. А насчет ИИ.....сейчас в каждой стиральной машине элементы ИИ.
  20. trenkkvaz 27 марта 2020 17:24 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Теперь ошибочный удары по гражданским целям можно будет списывать на ИИ.
  21. Stalllker 27 марта 2020 19:06 Новый
    • 0
    • 0
    0
    А если поставить один реактивный двигатель?
    1. itarnmag 27 марта 2020 19:24 Новый
      • 0
      • 0
      0
      И где его взять
      1. Stalllker 27 марта 2020 19:25 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Надо уже начинать разрабатывать! При любом раскладе, беспилотникам быть.
  22. Диверcант 27 марта 2020 21:17 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Думаю стоит по шустрее в серию и побольше в войска.
  23. Юрий Сирицкий 28 марта 2020 13:06 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Слишком долго мы рожаем то что сейчас нужно нашей армии.
  24. froger 28 марта 2020 17:38 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Почему Россия всегда обречена догонять? И не только США и ФРГ,ь но теперь уже и Турцию.Где наши инженеры, техники и квалифицированные рабочие? Или у нас только эффективные менеджеры типа Сечина и Миллера, получающие (не зарабатывающие) столько, что их личной зарплаты хватило бы на содержание небольшого авиационного КБ?
    1. Gogia 28 марта 2020 21:55 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Цитата: froger
      Почему Россия всегда обречена догонять? И не только США и ФРГ,ь но теперь уже и Турцию.Где наши инженеры, техники и квалифицированные рабочие?

      Слишком много потратили денег на футболистов/хоккеистов и баскетболистов. На инженеров денег не осталось. Там и так последние из Могикан сидят. А молодые пока всасывать начнут - времени пройдет много. Как говорил мне один выпускник КАИ несколько лет назад: Зачем я пойду на завод на 25000 руб инженером, без права выезда за границу и тюремным распорядком дня, если могу в любой коммерческой организации иметь больше при относительно свободном графике?
    2. ник7 4 апреля 2020 15:03 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Где наши инженеры, техники и квалифицированные рабочие?

      Они уехали в другие края, так как им негде работать, ведь либералы говорят зачем нам производить если мы можем купить на мировом рынке.
  25. Gogia 28 марта 2020 21:51 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Да уж. Разговоры про него уже 10 лет идут. Не понял одного. Первоначально под него готовили поршневые двигатели по 500 л.с., которые по лицензии от немецкой фирмы делать хотели. Теперь говорят про турбовинтовые.
    Дело в том, что турбовинтовые имеют сильный тепловой след и расход топлива на кг веса в секунду у него выше. Это и дальность и время, при этом больший практический потолок дает. Т.е. при использовании ДВЗ по нему нельзя использовать например ракету воздух-воздух с двухканальной ИК ГСН, а по турбовинтовому можно даже с одноканальной - старые ракеты. И куда 1 тонна нагрузки делась? Его под 2 тонны готовили.
    И что по ракетам для него Атака или все-таки под новое изделие готовят ? очень интересно...
  26. Вояка ЕщеТот 29 марта 2020 01:47 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Цитата: Rafale
    "Тактико-технические характеристики:

    Масса - до 5000 кг
    Дальность полета - до 10 000 км
    Продолжительность полета - 48 часов
    Тип двигателя - 2-а дизельных двигателя RED A03 / V12 с турбонаддувом и жидкостным охлаждением..."
    Может все-таки дизели ?


    Когда им. Симонова вела, там были дизельные, по немецкой лицензии Red. Потом получился швах с ген директором (написано в статье) и когда передали УЗГА там уже приспособили турбовинтовой ВК.

    Не понятно что с Симонова, либо действительно долго тянул и профукал бабло, либо как у нас любят рейдерский захват.
    Изначально я предполагал что рейдорский, т.к. очень сплоченный коллектив им Симонова отказывался работать и реально говорил(сами работники предприятия) в интервью СМИ о рейдерстве ...
  27. Mister Who 29 марта 2020 07:45 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Молодцы! можно только порадоваться, правда не похож на высотный, попадает под действие ПВО наверно (какой у него потолок).
  28. Варага 29 марта 2020 17:19 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Урал не "подкачает"!
  29. читатель65 2 апреля 2020 06:29 Новый
    • 0
    • 0
    0
    ИИ возьмут от посейдона. Делов то. На 32 штуки на складе лежит.