Военное обозрение

Военно-пассажирские перевозки: лучшие армейские грузовики

22

На войне как на войне. В боевых или максимально приближенных к ним условиях удобство и комфорт всегда будут принесены в жертву надежности и безопасности. И потому основным транспортным средством для массовой и оперативной наземной переброски личного состава во всех армиях мира, как и десятилетия назад, остаются грузовые автомобили. «Тяжеловесы», специально предназначенные для перевозки живой силы, имеются в линейках практически всех мировых производителей военного автотранспорта. Какие же из них сегодня общепризнанно являются лучшими?


Сразу оговорюсь: в многочисленных рейтингах, публикуемых по данной теме специализированными изданиями, мнения по поводу первых ступеней пьедестала зачастую расходятся. Что поделаешь, кто-то ставит во главу угла при оценке защиту и броню автомобилей, кто-то отдает предпочтение мощи и проходимости, кто-то - параметрам. Тем не менее, в общем и целом список фаворитов в области военно-пассажирских перевозок остается практически неизменным.

Mercedes-Benz UNIMOG (Universal Motor Gerat) обязательно присутствует во всех перечнях лучших из лучших армейских грузовиков. При этом данная модель является еще и самым главным старожилом среди своих «коллег» — разработана и пущена в производства она была еще в 40-х годах прошлого столетия. Современный UNIMOG, естественно, очень далеко ушел в своем развитии от первых образцов, создававшихся как гибрид грузовика и трактора и предназначавшихся для нужд сельского хозяйства. Неудивительно: в тогдашней Германии ни о какой войне никто и думать не хотел…

Тем не менее, нынешние армейские UNIMOG – это сочетание мощи (шестицилиндровые дизельные турбодвигатели), проходимости (двухосный грузовик 4x4 с внушительным клиренсом и 24-ступенчатой КПП), высокой надежности и способности работать в любом климате – от арктического до пустынного. А вдобавок – нереальным для военного транспорта уровнем комфорта: кондиционированием, удобством кабины и прочим. Ну, Mercedes все-таки, чем тут удивляться… Кстати говоря, выпускаются машины этой модели и в нашей стране – совместно российско-германским предприятием, в котором наша страна представлена ОАО «КамАЗ». Что-что, а грузовики у нас делать всегда умели.

Именно в силу этого в верхних строчках любого рейтинга рассматриваемых нами транспортных средств неизменно находятся творения отечественного автопрома: грузовики «Урал-4320» и КамАЗ-5350. Вот их-то изначально проектировали и создавали для нужд армии. Оба сконструированы с колесной формулой 6x6 и имеют проходимость, совершенно нереальную даже для военной техники. Мощные двигатели позволяют устанавливать на эти автомобили не только стандартный кузов для перевозки личного состава, но и вместительные бронекапсулы, применение которых, к примеру, спасло немало жизней во время боевых действий на Северном Кавказе.

Оба российских грузовика являются, по сути дела, продолжателями линеек советского военного грузового транспорта (упомянутая нами модель «Урала» выпускается с 1976 года, КамАЗ – с начала 90-х). На Камском автозаводе при этом продолжают стремиться к совершенству, конструируя и внедряя все новые модели: к примеру, семейство «Мустанг», к которому относится модель 5350, уже имеет продолжение в виде КамАЗ-6350, на котором установлена уже не шести-, а восьмиколесная база. Также в последние годы ведутся работы над созданием беспилотного грузовика КамАЗ. В 2015 году, насколько известно, уже был собран первый прототип такой машины. Перевозить личный состав такому вряд ли доверят (по крайней мере, на первых порах), но идея сама по себе крайне интересная.

И если уж упоминать о продолжателях советской классики жанра, нельзя не упомянуть КрАЗ-6322 производства Украины. Тоже одна из классических разработок ВПК СССР, несколько осовремененная, но, как и все они, отличающаяся сочетанием низкой стоимости производства с повышенной надежностью. В силу этого машина весьма популярна в армиях развивающихся стран Азии и Африки. Состоит, к примеру, на вооружении в Египте, Ираке, Индонезии, Йемене. Некоторая проблема с КрАЗом заключается в том, что до 2014 года он выпускался исключительно с российским двигателем ЯМЗ-238, что сейчас, конечно же, совершенно невозможно. По имеющейся информации, с сентября 2015 года был начат выпуск КрАЗ-63221 с двигателем Ford-Ecotorq 9.0L 360PS. Как данная замена скажется на стоимости и надежности, пока сказать сложно.

Безусловно, некорректным было бы завершить мой рейтинг, не упомянув в нем итальянскую IVECO M250 и американские M1078 LMTV и MTVR. Каждая из этих машин уже успела заработать заслуженное уважение и находится на вооружении не только страны-производителя, но еще и ряда других государств.

Ну а уж какая из всех выше перечисленных марок и моделей является самой-самой… Естественно, в каждой стране уверены, что наиболее выдающимся армейским грузовиком из топа является автомобиль именно их производства. России, во всяком случае, однозначно есть чем гордиться.
Автор:
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. KCA
    KCA 30 марта 2020 09:12 Новый
    +10
    А лёгкие грузовики где? Где "шишига"? Не легендарный транспортный автомобиль?
    1. PSih2097
      PSih2097 30 марта 2020 20:30 Новый
      +1
      Цитата: KCA
      Где "шишига"?

      шишига хороша всем, кроме кондишина и ГУРа, ну и комфорта водителя с пассажирами.
      Унимог в этом плане более чем интересен. ИМХО.
    2. Лара Крофт
      Лара Крофт 30 марта 2020 22:32 Новый
      0
      Цитата: KCA
      А лёгкие грузовики где? Где "шишига"? Не легендарный транспортный автомобиль?

      Всю автомобильную технику переводят на дизеля, соответственно "шишиге", зилам 131 в ВС РФ не место...
  2. Ингвар 72
    Ингвар 72 30 марта 2020 09:13 Новый
    +8
    Почему забыли один из самых распространенных в Советской армии ЗИЛ-131?
  3. nPuBaTuP
    nPuBaTuP 30 марта 2020 09:15 Новый
    +20
    Безусловно, некорректным было бы завершить мой рейтинг,

    Уважаемый автор......вы рейтинг даже не начали.....статья ни очем
    1. Вождь краснокожих
      Вождь краснокожих 30 марта 2020 10:48 Новый
      +2
      Тем более, как сравнивать "унимог" и Урал, если они разные даже по классу?!!!
  4. Vadim777
    Vadim777 30 марта 2020 09:15 Новый
    +3
    Автор забыл MAN упомянуть, а практичные британцы его во всю юзают, американцы глядя на них репу чесать начали...
    1. Horst78
      Horst78 30 марта 2020 12:42 Новый
      +3
      Цитата: Vadim777
      Автор забыл MAN упомянуть

      Да и ТАТРу забыл.
    2. nPuBaTuP
      nPuBaTuP 30 марта 2020 18:47 Новый
      +3
      Автор забыл MAN упомянуть

      ТАТРу забыл

      он много чего забыл......
  5. lucul
    lucul 30 марта 2020 09:16 Новый
    +9
    Автор , не помешало бы фото каждого грузовика , про которого речь идёт в статье .
  6. мордвин 3
    мордвин 3 30 марта 2020 09:22 Новый
    +8
    По вершкам.
  7. knn54
    knn54 30 марта 2020 09:30 Новый
    +4
    ЗиЛ-130 был к концу 80-х самым распространенным в мире грузовым автомобилем.Экспортировался в 50 стран. В ГБАО (Таджикистан) ВСЕ везли только на на нем.
  8. AlexVas44
    AlexVas44 30 марта 2020 09:34 Новый
    +3
    ...с сентября 2015 года был начат выпуск КрАЗ-63221 с двигателем Ford-Ecotorq 9.0L 360PS. Как данная замена скажется на стоимости и надежности, пока сказать сложно.

    Что, так и неизвестна цена? Автору стоило бы узнать .
  9. Комментарий был удален.
    1. lucul
      lucul 30 марта 2020 11:11 Новый
      -3
      Как по мне, самый слабый автор на ВО.

      Это не так . Не надо наговаривать.
  10. Андрей Николаевич
    Андрей Николаевич 30 марта 2020 10:11 Новый
    0
    Почему на ВО нет статей о велосипедных подразделениях? В царской армии они были. И в армии Швейцарии есть, до сих пор.
    1. Vadim777
      Vadim777 30 марта 2020 14:13 Новый
      0
      Тсс..., Это страшная тайна генштаба- в связи с отсутствием двигателей маде ин Раша, обсуждается перевод мотострелков на вело- тягу
      1. chenia
        chenia 30 марта 2020 14:46 Новый
        +1
        Цитата: Vadim777
        Тсс..., Это страшная тайна генштаба- в связи с отсутствием двигателей маде ин Раша, обсуждается перевод мотострелков на вело- тягу


        Причем одноколесных !
  11. Добрый
    Добрый 30 марта 2020 11:32 Новый
    +1
    Из моего личного опыта, Урал-4320 самый лучший! Я не в смысле комфорта, а в смысле проходимости и надежности.
    1. Horst78
      Horst78 30 марта 2020 12:46 Новый
      +2
      Цитата: Добрый
      Из моего личного опыта, Урал-4320 самый лучший! Я не в смысле комфорта, а в смысле проходимости и надежности.

      good а я вот на нем так и не поездил recourse А вот УАЗ-469 по кочкам с другом так и не получилось опрокинуть lol
  12. Винт с резьбой
    Винт с резьбой 30 марта 2020 15:34 Новый
    +4
    UNIMOG достоин отдельной песни, непонятно почему у нас такого класса раньше не делали грузовиков (ну или не знаю), но и Mercedes Benz GL странно не упомянуть (он по больше подходит для стравнения с камазами, уралами)
  13. В.И.П.
    В.И.П. 30 марта 2020 21:26 Новый
    -2
    МАЗ делает грузовики. И 6х6 ,и 4х4. На мой взгляд четырёхосный получше чем КАМАЗ 4х4 и Урал 4х4
  14. Severok
    Severok 5 апреля 2020 20:49 Новый
    0
    Современные грузовики для силовых структур в России - это пересортица запасных частей, головняк с эко-Евро, полная ерунда с лицензионными двигателями и агрегатами, редкая ахинея в электрооборудовании, где неопытный водитель в истерике будет биться головой о переднюю панель в поисках глюка в предпусковом подогревателе или в блоке АБС...
    Нет той простоты советской армейской автотехники, которая не требовала мочевины, которой не были нужны компъютерные системы диагностики. Нет той унификации по запчастям.