Военно-пассажирские перевозки: лучшие армейские грузовики

22

На войне как на войне. В боевых или максимально приближенных к ним условиях удобство и комфорт всегда будут принесены в жертву надежности и безопасности. И потому основным транспортным средством для массовой и оперативной наземной переброски личного состава во всех армиях мира, как и десятилетия назад, остаются грузовые автомобили. «Тяжеловесы», специально предназначенные для перевозки живой силы, имеются в линейках практически всех мировых производителей военного автотранспорта. Какие же из них сегодня общепризнанно являются лучшими?

Сразу оговорюсь: в многочисленных рейтингах, публикуемых по данной теме специализированными изданиями, мнения по поводу первых ступеней пьедестала зачастую расходятся. Что поделаешь, кто-то ставит во главу угла при оценке защиту и броню автомобилей, кто-то отдает предпочтение мощи и проходимости, кто-то - параметрам. Тем не менее, в общем и целом список фаворитов в области военно-пассажирских перевозок остается практически неизменным.



Mercedes-Benz UNIMOG (Universal Motor Gerat) обязательно присутствует во всех перечнях лучших из лучших армейских грузовиков. При этом данная модель является еще и самым главным старожилом среди своих «коллег» — разработана и пущена в производства она была еще в 40-х годах прошлого столетия. Современный UNIMOG, естественно, очень далеко ушел в своем развитии от первых образцов, создававшихся как гибрид грузовика и трактора и предназначавшихся для нужд сельского хозяйства. Неудивительно: в тогдашней Германии ни о какой войне никто и думать не хотел…

Тем не менее, нынешние армейские UNIMOG – это сочетание мощи (шестицилиндровые дизельные турбодвигатели), проходимости (двухосный грузовик 4x4 с внушительным клиренсом и 24-ступенчатой КПП), высокой надежности и способности работать в любом климате – от арктического до пустынного. А вдобавок – нереальным для военного транспорта уровнем комфорта: кондиционированием, удобством кабины и прочим. Ну, Mercedes все-таки, чем тут удивляться… Кстати говоря, выпускаются машины этой модели и в нашей стране – совместно российско-германским предприятием, в котором наша страна представлена ОАО «КамАЗ». Что-что, а грузовики у нас делать всегда умели.

Именно в силу этого в верхних строчках любого рейтинга рассматриваемых нами транспортных средств неизменно находятся творения отечественного автопрома: грузовики «Урал-4320» и КамАЗ-5350. Вот их-то изначально проектировали и создавали для нужд армии. Оба сконструированы с колесной формулой 6x6 и имеют проходимость, совершенно нереальную даже для военной техники. Мощные двигатели позволяют устанавливать на эти автомобили не только стандартный кузов для перевозки личного состава, но и вместительные бронекапсулы, применение которых, к примеру, спасло немало жизней во время боевых действий на Северном Кавказе.

Оба российских грузовика являются, по сути дела, продолжателями линеек советского военного грузового транспорта (упомянутая нами модель «Урала» выпускается с 1976 года, КамАЗ – с начала 90-х). На Камском автозаводе при этом продолжают стремиться к совершенству, конструируя и внедряя все новые модели: к примеру, семейство «Мустанг», к которому относится модель 5350, уже имеет продолжение в виде КамАЗ-6350, на котором установлена уже не шести-, а восьмиколесная база. Также в последние годы ведутся работы над созданием беспилотного грузовика КамАЗ. В 2015 году, насколько известно, уже был собран первый прототип такой машины. Перевозить личный состав такому вряд ли доверят (по крайней мере, на первых порах), но идея сама по себе крайне интересная.

И если уж упоминать о продолжателях советской классики жанра, нельзя не упомянуть КрАЗ-6322 производства Украины. Тоже одна из классических разработок ВПК СССР, несколько осовремененная, но, как и все они, отличающаяся сочетанием низкой стоимости производства с повышенной надежностью. В силу этого машина весьма популярна в армиях развивающихся стран Азии и Африки. Состоит, к примеру, на вооружении в Египте, Ираке, Индонезии, Йемене. Некоторая проблема с КрАЗом заключается в том, что до 2014 года он выпускался исключительно с российским двигателем ЯМЗ-238, что сейчас, конечно же, совершенно невозможно. По имеющейся информации, с сентября 2015 года был начат выпуск КрАЗ-63221 с двигателем Ford-Ecotorq 9.0L 360PS. Как данная замена скажется на стоимости и надежности, пока сказать сложно.

Безусловно, некорректным было бы завершить мой рейтинг, не упомянув в нем итальянскую IVECO M250 и американские M1078 LMTV и MTVR. Каждая из этих машин уже успела заработать заслуженное уважение и находится на вооружении не только страны-производителя, но еще и ряда других государств.

Ну а уж какая из всех выше перечисленных марок и моделей является самой-самой… Естественно, в каждой стране уверены, что наиболее выдающимся армейским грузовиком из топа является автомобиль именно их производства. России, во всяком случае, однозначно есть чем гордиться.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. KCA
    +10
    30 марта 2020 09:12
    А лёгкие грузовики где? Где "шишига"? Не легендарный транспортный автомобиль?
    1. +1
      30 марта 2020 20:30
      Цитата: KCA
      Где "шишига"?

      шишига хороша всем, кроме кондишина и ГУРа, ну и комфорта водителя с пассажирами.
      Унимог в этом плане более чем интересен. ИМХО.
    2. 0
      30 марта 2020 22:32
      Цитата: KCA
      А лёгкие грузовики где? Где "шишига"? Не легендарный транспортный автомобиль?

      Всю автомобильную технику переводят на дизеля, соответственно "шишиге", зилам 131 в ВС РФ не место...
  2. +8
    30 марта 2020 09:13
    Почему забыли один из самых распространенных в Советской армии ЗИЛ-131?
  3. +20
    30 марта 2020 09:15
    Безусловно, некорректным было бы завершить мой рейтинг,

    Уважаемый автор......вы рейтинг даже не начали.....статья ни очем
    1. +2
      30 марта 2020 10:48
      Тем более, как сравнивать "унимог" и Урал, если они разные даже по классу?!!!
  4. +3
    30 марта 2020 09:15
    Автор забыл MAN упомянуть, а практичные британцы его во всю юзают, американцы глядя на них репу чесать начали...
    1. +3
      30 марта 2020 12:42
      Цитата: Vadim777
      Автор забыл MAN упомянуть

      Да и ТАТРу забыл.
    2. +3
      30 марта 2020 18:47
      Автор забыл MAN упомянуть

      ТАТРу забыл

      он много чего забыл......
  5. +9
    30 марта 2020 09:16
    Автор , не помешало бы фото каждого грузовика , про которого речь идёт в статье .
  6. +8
    30 марта 2020 09:22
    По вершкам.
  7. +4
    30 марта 2020 09:30
    ЗиЛ-130 был к концу 80-х самым распространенным в мире грузовым автомобилем.Экспортировался в 50 стран. В ГБАО (Таджикистан) ВСЕ везли только на на нем.
  8. +3
    30 марта 2020 09:34
    ...с сентября 2015 года был начат выпуск КрАЗ-63221 с двигателем Ford-Ecotorq 9.0L 360PS. Как данная замена скажется на стоимости и надежности, пока сказать сложно.

    Что, так и неизвестна цена? Автору стоило бы узнать .
  9. Комментарий был удален.
    1. -3
      30 марта 2020 11:11
      Как по мне, самый слабый автор на ВО.

      Это не так . Не надо наговаривать.
  10. 0
    30 марта 2020 10:11
    Почему на ВО нет статей о велосипедных подразделениях? В царской армии они были. И в армии Швейцарии есть, до сих пор.
    1. 0
      30 марта 2020 14:13
      Тсс..., Это страшная тайна генштаба- в связи с отсутствием двигателей маде ин Раша, обсуждается перевод мотострелков на вело- тягу
      1. +1
        30 марта 2020 14:46
        Цитата: Vadim777
        Тсс..., Это страшная тайна генштаба- в связи с отсутствием двигателей маде ин Раша, обсуждается перевод мотострелков на вело- тягу


        Причем одноколесных !
  11. +1
    30 марта 2020 11:32
    Из моего личного опыта, Урал-4320 самый лучший! Я не в смысле комфорта, а в смысле проходимости и надежности.
    1. +2
      30 марта 2020 12:46
      Цитата: Добрый
      Из моего личного опыта, Урал-4320 самый лучший! Я не в смысле комфорта, а в смысле проходимости и надежности.

      good а я вот на нем так и не поездил recourse А вот УАЗ-469 по кочкам с другом так и не получилось опрокинуть lol
  12. +4
    30 марта 2020 15:34
    UNIMOG достоин отдельной песни, непонятно почему у нас такого класса раньше не делали грузовиков (ну или не знаю), но и Mercedes Benz GL странно не упомянуть (он по больше подходит для стравнения с камазами, уралами)
  13. -2
    30 марта 2020 21:26
    МАЗ делает грузовики. И 6х6 ,и 4х4. На мой взгляд четырёхосный получше чем КАМАЗ 4х4 и Урал 4х4
  14. 0
    5 апреля 2020 20:49
    Современные грузовики для силовых структур в России - это пересортица запасных частей, головняк с эко-Евро, полная ерунда с лицензионными двигателями и агрегатами, редкая ахинея в электрооборудовании, где неопытный водитель в истерике будет биться головой о переднюю панель в поисках глюка в предпусковом подогревателе или в блоке АБС...
    Нет той простоты советской армейской автотехники, которая не требовала мочевины, которой не были нужны компъютерные системы диагностики. Нет той унификации по запчастям.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»