Военное обозрение

P-8I «Нептун»: Индия укрепляет мощь противолодочной авиации

12

ВМС Индии значительно увеличат свои возможности, получив новые самолеты морской авиации, способные обнаруживать и уничтожать подводные лодки противника.


Речь идет об усовершенствованном многоцелевом морском самолете P8I, который призван осуществлять патрулирование вверенной территории, выявлять находящиеся под водой объекты противника и принимать меры по их уничтожению. Самолет P-8 «Посейдон» был разработан американской компанией Boeing на основе авиалайнера Boeing -737-800ERX для нужд авиации Военно-морских сил США. Первый полет самолета был проведен еще в 2009 году. Тогда же Индия и заявила о своем желании приобрести подобную воздушную машину для нужд своей морской авиации.

Под нужды ВМС Индии была создана специальная модель P-8I «Нептун», в которую были интегрированы некоторые системы, разработанные и произведенные в самой Индии. Главной задачей, которая стояла перед производителем, была адаптация модели самолета для эксплуатации в тропическом климате Индии. С этой задачей компания успешно справилась. В результате P-8I «Нептун» стал одним из лучших в мире морских патрульных самолетов, способным выполнять задачи противолодочной борьбы.

Учитывая, что Индия уделяет особое внимание наращиванию своего военно-морского потенциала для противостояния главным соперникам в регионе – Пакистану и Китаю, потребность в создании и принятии на вооружение специального противолодочного самолета выглядела вполне обоснованной. Тем более, обнаружение подводных лодок – задача не из простых, подразумевающая необходимость налета тысяч часов во время патрулирования большой территории и определения шума, исходящего именно от субмарины, на фоне общего увеличения шумов в море в силу увеличения грузопотока.

Индийские военные эксперты считали, что авиация ВМС Индии нуждается в современной и эффективной альтернативе стареющим самолетам Ту-142 и Ил-38, которые прежде входили в состав индийской морской авиации. Напомним, что Ту-142МК-Э в количестве 8 штук был принят на вооружение ВМС Индии в 1988 году. Он участвовал во множестве военных операций, включая операцию «Кактус» на Мальдивских островах и операции на границе с Пакистаном, пока 29 марта 2017 года не был снят с вооружения. При этом начальник штаба ВМС Индии адмирал Сунил Ланба отметил большой вклад этих самолетов в обеспечение обороноспособности страны.

Новый патрульный самолет P8I оснащен современным оборудованием для поиска и отслеживания подводных лодок и имеет мощное вооружение – противокорабельные ракеты «Гарпун», противолодочные торпеды Mk.54 и бомбы Mk.82.

Интересно, что самолет, летая на небольшой высоте и в течение длительного периода времени, может работать и на большей высоте. Он прекрасно подходит для патрулирования огромной береговой линии Индии, составляющей 7516,6 км.

На борту самолета установлен радиолокатор, специально разработанный для работы с морскими и прибрежными районами. Также самолет может осуществлять и наземное наблюдение. Поступающие изображения имеют высокое разрешение, кроме того оператор может выбирать функции SAR (радар с синтезированной апертурой) и ISAR (радар с инверсией синтезированной апертуры). Также самолет обладает оборудованием для обнаружения тепловых сигнатур.

Исключительные возможности экипажу самолета по обнаружению любых сигналов, их классификации и идентификации предоставляет современный комплект EW, установленный на борту самолета. Бортовое оборудование EW установлено таким образом, чтобы обеспечить полное покрытие в три-шестьдесят градусов для ESM и других контрмер, таких как заклинивание противника и кибер-ответ.

Самолет P-8I способен запускать сонобуи для обнаружения подводных лодок, использующие системы приемопередатчика и гидрофоны для прослушивания. Сонобуи передают сигналы на самолет, причем один P-8I в рамках операции по морскому патрулированию может развернуть более 100 сонобуев.

Также P-8I может работать с основной авиационной группой, выполняя задачи по защите корабельной группы и авианосца от любых типов подводных атак. Главная цель – обнаружение вражеской субмарины до того, как она сумеет запустить торпеду в сторону индийского корабля.
Автор:
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. svp67
    svp67 31 марта 2020 10:56
    +3
    P-8I «Нептун»: Индия укрепляет мощь противолодочной авиации
    И сказать, что то в ответ нельзя. Нет у нас пока чего то серийного и сопоставимого по характеристикам. К сожаления, а надо, очень надо. Наша то береговая черта значительно длиннее индийской
  2. Pavel57
    Pavel57 31 марта 2020 11:01
    0
    Ту-142 надо выкупить у Индусов.
  3. Владимир_2У
    Владимир_2У 31 марта 2020 11:18
    -1
    сонобуи
    Какое красивое слово! laughing
    1. costo
      costo 31 марта 2020 12:14
      +3
      Boeing P-81 Poseidon
      Boeing P-81 Poseidon (рус. Боинг P-8 «Посейдон») — патрульный противолодочный самолёт, разработанный по программе многоцелевого морского самолёта (англ. multimission maritime aircraft, сокр. MMA) для замены Lockheed P-3 Orion. Предназначен для обнаружения и уничтожения подводных лодок противника в районах патрулирования, разведки, участия в противокорабельных и спасательных операциях — как в прибрежных районах, так и в Мировом океане. В основе — конструкция обновлённого лайнера Boeing 737—800, от прародителя его отличает крыло, лишённое винглетов, но имеющее законцовки с увеличенной стреловидностью
      Poseidon примечателен, прежде всего, самыми современными решениями в части оборудования, систем, а также способов обработки и обмена информацией. К его ключевым особенностям можно отнести:
      бортовой аппаратный комплекс морского патрулирования Northrop Grumman AN/ALQ-240(V1);
      прицельно-навигационный комплекс разработки компании Smiths Aerospace с открытой архитектурой, позволяющий выполнять наращивание задач и их гибкое переконфигурирование;
      многоцелевой радиолокатор Raytheon AN/APS-137D(V)5 с инверсной синтезированной апертурой/синтезированной апертурой, позволяющий создавать карты местности, опознавать неподвижные надводные цели и (в особом режиме) подводные лодки, находящиеся на перископной глубине, быстро движущиеся суда в прибрежной зоне, а также обнаруживать воздушные цели;
      систему радиотехнической разведки Raytheon AN/APY-10;
      гиростабилизированную цифровую оптико-электронную станцию L-3 Wescam MX-20HD на выдвижной турели;
      систему электронного противодействия EWSP;
      цифровой детектор магнитных аномалий, заменивший традиционный магнитометр.




      Технические характеристики
      Экипаж: 9 (2 пилота, 7 операторов)
      Длина: 39,47 м
      Размах крыла: 37,64 м
      Высота: 12,83 м
      Площадь крыла: 133,59 м²
      Масса пустого: 41 434 кг
      Максимальная взлётная масса: 85 820 кг
      Масса топлива во внутренних баках: 34 096 кг
      Силовая установка: 2 × ТРДД CFM International CFM56-7B
      Тяга: 2 × 120 кН
      Лётные характеристики
      Максимальная скорость: 907 км/ч
      Крейсерская скорость: 815 км/ч
      Скорость патрулирования/поиска: 333 км/ч на высоте 60 м
      Боевой радиус: 3 700 км
      Перегоночная дальность: 8 300 км (4500 миль)
      Практический потолок: 12 500 м
      Вооружение: боевая нагрузка на 5 внутренних и 6 внешних узлах подвески:
      КР AGM-84H/K SLAM-ER, ПКР AGM-84 Harpoon, торпеды Mark 54, глубинные бомбы, мины
  4. exo
    exo 31 марта 2020 11:58
    0
    Цитата: Pavel57
    Ту-142 надо выкупить у Индусов.

    Однозначно,если их не ушатали индусы. База для модернизаций,не плохая.
  5. iouris
    iouris 31 марта 2020 11:58
    0
    А как это перевести на государственный язык РФ?
    Цитата: " сонобуи" Конец цитаты.
    "И что-то весьма неприличное на язык ко мне просится..."
  6. knn54
    knn54 31 марта 2020 12:04
    +1
    Интересно,как комплекс «Бурак-М»(во времена СССР признан неперспективным) способен обмануть сотню сонабуев???
  7. Старый26
    Старый26 31 марта 2020 12:13
    +3
    Цитата: Pavel57
    Ту-142 надо выкупить у Индусов.

    после 38 лет эксплуатации в тропическом климате?
  8. rudolff
    rudolff 31 марта 2020 12:57
    +2
    Ну что ж, можно только молча позавидовать индийцам. У нас в этом направлении что то вообще никаких телодвижений не видно. Ту-142 и Ил-38 дальше модернизировать просто уже нет никакого смысла.
  9. Wasilii
    Wasilii 31 марта 2020 13:17
    -1
    Вся суть противолодочного самолёта как раз в "сонобуях" laughing laughing laughing Современные высокопродуктивные гидроакустические буи не по карману не только России, но и многим странам НАТО. Сто буёв Р-8 потянут на лям зелени. Интересно на сколько буёв хватит оборонного бюджета Индии, причём всего? Одноразовые системы, а по сути любой самолёт ПЛО это носитель одноразовых буёв, по нынешним временам слишком дорогая игрушка. Нужны новые решения.
  10. lvov_aleksey
    lvov_aleksey 31 марта 2020 22:11
    0
    я думал как они смогут, матроскины им помогут похоже, кто во что верит... Мне всегда интересно, сколько ПЛ РФ ходит в ИО, я знаю, что мы об только можем дагадываться?
  11. lvov_aleksey
    lvov_aleksey 31 марта 2020 22:17
    0
    Цитата: Wasilii
    Вся суть противолодочного самолёта как раз в "сонобуях" laughing laughing laughing Современные высокопродуктивные гидроакустические буи не по карману не только России, но и многим странам НАТО. Сто буёв Р-8 потянут на лям зелени. Интересно на сколько буёв хватит оборонного бюджета Индии, причём всего? Одноразовые системы, а по сути любой самолёт ПЛО это носитель одноразовых буёв, по нынешним временам слишком дорогая игрушка. Нужны новые решения.

    ты говоришь соно-буи, а инфу с такого буя как будешь брать? про заглушку нашу не забывай!