Передел мирового рынка вооружений и крупные контракты

7


Не секрет, что объем международного рынка вооружений и военной техники растет с каждым годом. По замечанию сотрудников Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), часть этого роста является следствием падения доллара – денежной единицы, в которой производятся все оценки. Тем не менее, экономическое положение позволяет, а военно-политические события в мире заставляют некоторые государства уделять больше внимания проблемам обороны. Причем в свете последних государственных переворотов в Ближневосточном регионе рынок оружия может немного измениться.

Прежде всего, стоит отметить новую власть в Ливии. Ранее эта страна закупала основную массу вооружений и военной техники у СССР и России. Другие поставщики – Франция, Италия, бывшие Чехословакия и Югославия. Во время прошлогодней гражданской войны, большей частью после вступления в боевые действия сил НАТО, ливийская армия потеряла очень много авиационной и бронированной техники. Новая же власть Ливии, несмотря на ряд сомнительных черт, понемногу начинает предпринимать попытки восстановить, а то и преумножить боевой потенциал своей армии. В ближайшее время стоит ожидать объявление конкурсов на поставку того или иного оружия. В то же время, нельзя не отметить одну характерную черту новой Ливии: ее неоднозначное экономическое состояние. Поэтому сам факт будущих покупок уже сейчас можно поставить под сомнение. Однако если таковые будут, то есть определенные основания для предположений на тему стран-поставщиков. Скорее всего, с учетом зарубежной «помощи» во время войны, новые ливийские власти предпочтут западные вооружения. Если, конечно, бюджета новой страны хватит для таких покупок.

В других арабских странах – Тунисе, Египте и т.д. – прошлогодняя «арабская весна» прошла с куда меньшими потерями в боевой технике. Поэтому обновившие власть страны не так остро нуждаются в закупках новых вооружений. При этом не стоит забывать, что обновление материальной части вооруженных сил должно идти постоянно и планомерно. Иными словами, в ближайшем будущем эти страны (естественно, при правильном руководстве новых правительств) станут начинать конкурсы и заказывать оружие. И снова можно сделать примерные выводы о фаворитах этих тендеров. Взять для примера египетские ВВС: на авиабазах этой страны имеется техника советского, американского и французского производства. Причем самолеты и вертолеты производства США и Франции являются наиболее новыми. Вряд ли новая власть станет «раздувать» номенклатуру эксплуатируемой техники. Тем более, имеющиеся «Миражи» и F-16 различных модификаций с рядом оговорок устраивают египтян.

В целом, ряд фактов относительно смены властей в арабских странах позволяет предполагать, что некоторые зарубежные страны увеличат свою долю на общемировом рынке вооружений и военной техники. Прежде всего, это Соединенные Штаты, Великобритания и Франция. Очевидно, затраты на ту же воздушную операцию в Ливии окупятся с лихвой. Тем не менее, любые изменения объема военного экспорта европейских стран не окажут серьезного влияния на общий рейтинг экспортеров. Крупнейшие европейские производители и поставщики вооружений и военной техники – Германия, Франция и Великобритания. По результатам 2011 года они находились с третьего по пятое место в общем рейтинге. При этом эти европейские страны имеют сравнительно небольшие доли рынка: Германия забрала около 9% от общемировых поставок, Франция – 8%, а Великобритания ограничилась четырьмя процентами. Как видим, Германия и Франция уже в этом году могут поменяться местами в общем списке. Однако выше третьего места они пока не поднимутся. Прежде всего по той причине, что первые два места по продажам оружия прочно занимают США и Россия с 30% и 24% соответственно. Таким образом, чтобы приблизиться ко второму месту, Германия должна отобрать доли рынка и Франции, и Великобритании вместе взятых. Сделать такое за год, равно как и в ближайшей перспективе, попросту невозможно.

Что касается стран-покупателей, то в их рейтинге уже несколько лет лидирует Индия. По состоянию на прошлый 2011 год она купила оружия и военной техники на суммы, эквивалентные десятой части всего мирового рынка. В текущем и следующем годах Нью-Дели собирается продолжать эту «традицию». На 2012-13 финансовые года бюджет страны предусматривает выделение на закупки вооружений порядка 1,95 триллионов рупий. Эта сумма примерно равна 40 миллиардам долларов. Естественно, такие планы Индии привлекают внимание стран-экспортеров. Также стоит отметить, что помимо размера выделенной на 2012-13 годы суммы, Нью-Дели постоянно увеличивает финансирование своей армии. Так, по сравнению с предыдущим финансовым периодом, на закупку вооружений и техники выделено на 17% больше. Более того, с 2007 по 2011 год Индия купила оружия более чем на 12,6 миллиарда долларов, а теперь всего на один год полагается почти вдвое большая сумма. Остается только догадываться, какие объемы контрактов будут заключаться Индией в 2015 году.

Радует, что из упомянутых выше 12,6 миллиарда 10,6 млрд. ушли России. Скорее всего, имеющаяся тенденция сохранится и в будущем. В то же время, уже сейчас зарубежные государства проявляют свой интерес к индийским контрактам. Ярким примером этого является недавний тендер на поставку нового истребителя, который закончился победой французского самолета Dassault Rafale. Этот истребитель обошел европейский Eurofighter Typhoon, американские F-16 и F/A-18E/F, шведский Gripen и российский МиГ-35. В свое время с этим конкурсом чуть не вышло скандала местного значения. Выход отечественного истребителя из конкурса еще до окончательной стадии последнего вызвал массу вопросов и не меньшее количество критики. Чуть позже российский вертолет Ми-28Н проиграл тендер американскому AH-64 Apache. Однако помимо этих двух моделей авиационной техники Россия и Индия имеет ряд других «точек соприкосновения» в военно-технической области. К примеру, сейчас индийские военные выбирают наиболее подходящие легкий и тяжелый вертолеты. От России в этих конкурсах участвуют Ка-226Т и Ми-26 соответственно. Если относительно камовской машины можно поспорить, то тяжелый вертолет марки «Ми» является явным фаворитом в своем конкурсе – по грузоподъемности Ми-26 не имеет аналогов в мире и сам факт его участия в конкурсе прозрачно намекает на результаты.

Стоит отметить, что примерный список поставщиков вооружений для Индии уже давно сформирован. Новые страны появляются в нем достаточно редко. При этом они имеют некоторый шанс пробиться и получить заказы. Прежде всего это касается стран, у которых есть наработки по тематике противоракетной обороны. Дело в том, что потенциальный противник Индии – Пакистан – в последние годы активно занимается созданием баллистических ракет, способных доставлять боевую часть в любую точку своего региона. В связи с такой недружелюбной активностью индийцам приходится проявлять интерес к противоракетным системам. В настоящее время в Индии на вооружении стоят противоракетные комплексы PAD и AAD. Ввиду того, что это первые индийские разработки в области ПРО, комплексы имеют недостаточную надежность поражения. Возможно, для усиления своей стратегической обороны Нью-Дели в ближайшее время обратится за помощью к зарубежным странам. Кроме того, есть небольшая вероятность просто заказа систем ПРО за границей.

Возможности расширить номенклатуру поставляемой продукции – это, безусловно, хорошо. Однако не стоит допускать потери имеющихся и возможных контрактов. Прежде всего, из-за нестабильной ситуации с другими государствами, которые покупают оружие у России. За последние пару лет наша страна и так потеряла достаточно денег из-за проблем с поставками в Ливию или Иран. Причем в обоих случаях причины срыва поставок явно или неявно имеют отношение к прямым конкурентам России на мировом рынке вооружений. Очевидно, что именно эти конкуренты могут занять освободившиеся «места» поставщиков. Поэтому Индия, стабильно заказывающая новую технику и увеличивающая финансирование закупок, является столь хорошим партнером, которого не стоит терять. В принципе, этот тезис относится ко всем странам, с которыми ведется военно-техническое сотрудничество. Просто из-за объемов заказов небольших стран они отходят на второй план. К тому же далеко не все из наиболее покупающих оружие стран сотрудничают именно с Россией. Так, за последние пять лет пятерка лидеров по заказам выглядит следующим образом: Индия, Южная Корея, Пакистан, Китай, Сингапур. Из этих пяти стран налаженные связи с Россией имеются только у Индии и Китая. Соответственно, нашей стране нужно беречь свои отношения с ними.

Так или иначе, мировой рынок оружия живет и развивается. Постоянно заключаются контракты и ведутся переговоры. Время от времени происходят военные и политические события, которые оказывают влияние на доли поставок отдельных стран и создание новых военно-технических связей. Однако, как показывает практика, чаще всего такие вещи не оказывают значительного влияния на рынок. Поставки вооружений странам-покупателям уже в целом поделены между государствами-производителями и разорвать сложившиеся связи довольно трудно. Однако планируемое американцами достижение порога в 60 миллиардов долларов за год вполне реально. Таким же реальным выглядит и увеличение российской доли рынка. Правда, обе задачи могут быть не такими простыми, как кажутся.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    27 июля 2012 09:26
    Собственно ради передела рынка и затевалась эта заваруха с арабской весной. Такая вот бизнес-операция.
    1. Barrel
      +2
      27 июля 2012 09:50
      Арабская весна затевалась с целью устранения союзников Ирана и как бонус - получения прямого доступа к ливийской нефти. Они там столько томагавков напускали, что продай они хоть все свои танки, что есть в наличии, вряд ли окупятся.
      1. +5
        27 июля 2012 11:02
        Рынок вооружений как и рынок нефти есть составные части мироваго рынка о котором я и говорил выше.

        Кстати сказать, Иран их тоже не сам по себе интересует. Это всё тот же передел рынка.

        Кстати сказать, Иран их тоже не сам по себе интересует. Это всё тот же передел рынка.
      2. +4
        27 июля 2012 11:18
        Кстати сказать, Иран их тоже не сам по себе интересует. Это всё тот же передел рынка.
        1. Barrel
          +3
          27 июля 2012 15:58
          Та ясно, 3 раза повторять не нужно)
          1. +4
            27 июля 2012 21:32
            Цитата: Barrel
            Та ясно, 3 раза повторять не нужно)

            laughing Прошу прощения recourse , у меня тут сеть тормозит по страшному сегодня.
  2. df34edgf
    0
    27 июля 2012 18:29
    Власти нашей страны уже много натворили, но это уже слишком.
    Я вообще случайно его нашла http://linkshrink.com/6jj
    Здесь есть информация о каждом из нас, например: родственники, друзья, переписка из соц.сетей.
    И главное это же доступно всем, я вообще сильно испугалась по началу - мало ли какой придурок там будет лазить
    Хорошо, правда, что можно удалить себя из сайта.
  3. +2
    27 июля 2012 18:32
    "Однако планируемое американцами достижение порога в 60 миллиардов долларов за год вполне реально. Таким же реальным выглядит и увеличение российской доли рынка. Правда, обе задачи могут быть не такими простыми, как кажутся"
    Это и хорошо, что непростые, когда перед нами ставят непростые задачи, мы их стараемся обязательно решить, вот тогда мобилизуются большие ресурсы и силы! С нами Победа! Хорошая статья, без передергивания и без истерии!
  4. krokodil
    0
    28 июля 2012 00:25
    Спасибо за статью .
  5. 0
    29 июля 2012 16:46
    а как же китай? он тоже не мало поставляет вооружений.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»