Старейшее действующее судно ВМФ России

29
Сколько лет живут корабли? Точного ответа на этот вопрос, скорее всего, не найти в учебниках по морскому делу. Тогда можно попробовать найти самый старый действующей корабль на флоте.
В составе Черноморского флота РФ, который базируется в Севастополе, находится старейшее судно Военно-Морского Флота России – спасательное судно-катамаран «Коммуна», которое в строю уже 99 лет.



1. Спасательное судно-катамаран «Коммуна» – старейший корабль Черноморского флота России. 12 ноября 2012 года будет отмечаться 100-летний юбилей со дня закладки судна.



2. Проект первого в отечественной истории специализированного двухкорпусного судна – спасателя подводных лодок был разработан еще в 1911 году по заказу Морского генерального штаба. В качестве прототипа использовали германский катамаран-спасатель «Вулкан». Первоначальное название суда – «Волхов», а название «Коммуна» было получено в 1922 году.



3. «Коммуна» обладает водоизмещением в 3100 т., его длина – 81 м, ширина – 13,2 м, осадка – 3,7 м.
Скорость полного хода – 8,5 узлов, а дальность плавания – 4000 миль.
Вооружения нет. Спец. снаряжение: судовые грузоподъемные средства – левый корпус на 80 тонн, правый корпус - на 30 тонн. Экипаж: 23 чел.
Стоит отметить, что корпус корабля изготовлен из путиловской стали и находится, конечно же, не в идеальном, но во вполне рабочем состоянии. Судно постоянно подвергается текущему ремонту, ведь у него, безусловно, даже по человеческим меркам, уже даже не предпенсионный, а глубоко запенсионный возраст.

Старейшее действующее судно ВМФ России


4. Поднимемся по трапу на «Коммуну», чтобы познакомиться с ветераном поближе.



5. Табличка с краткой историей корабля..



6. В кают-компании есть еще одна табличка. Она отчеканена в год спуска судна на воду – в 1915 году.
Интересно, что (и это заметно по табличке) герб Путиловского завода был изменен гораздо позже.



7. «Коммуна» – судно катамаранного типа, между его бортами передвигается подвижная платформа со спускаемым аппаратом.
В действие она приводится четырьмя тросовыми приводами, расположенными попарно на бортах судна в передней и задней его частях.



8. Вид на платформу с верхней фермы



9. Огромные барабаны с тросами позволяют погружать спускаемый аппарат на глубину до 1 километра



10. Тросы приводов платформы спускаемого подводного аппарата



11. Главный объект «Коммуны» – рабочий телеуправляемый необитаемый подводный аппарат РТНПА. Позволяет работать на глубинах до 1 км (ограничен длиной троса). Предназначен для поиска и обнаружения с помощью гидролокаторов подводных объектов, подъема грузов до 150 кг, разрезания кабелей и др.



12. РТНПА оснащен 4-мя видеокамерами, а также парой манипуляторов. Манипуляторы сменные, предназначенные для различных целей – захват объекта, установка радиомаяка, захват троса, перекусывание или резка.
Аппарат оснащен 10-ю двигателями, позволяющими обеспечивать исключительную маневренность аппарата



13. Манипулятор с отрезным диском, позволяющий производить резку металла и кабелей на глубинах до 1 км



14. В желтых капсулах находятся все электронные системы. При погружении оттуда принудительно выкачивается весь воздух. Это обеспечивает полную герметизацию капсул за счет сжатия давлением воды



15. Управляющий мостик спускаемого подводного аппарата. Оснащение и оборудование произведено в Норвегии



16. Ходовой мостик корабля.



17. Штурвал и некоторые элементы сохранены еще с даты спуска корабля на воду – с 1915 года



18.



19.



20. Судно «Коммуна» базируется в Стрелецкой бухте Севастополя на арендованных причалах Военно-морских сил Украины. Здесь военные корабли России и Украины стоят борт о борт



21. Прожектор на верхнем мостике



22. Самая верхняя рубка находится на высоте более 20 метров над уровнем моря



23. Запасные винты



24. Указатели длины якорной цепи



25. Цепь уходит в море…



26. Машинное отделение. В качестве главных двигателей на «Коммуне» первоначально установили два шестицилиндровых дизеля Рижского завода «Фельзер» мощностью по 600 л.с. (310 об/ мин). Впоследствии их заменили дизелями с близкими характеристиками Коломенского завода.



27. Система аварийных звуковых сигналов на случай внештатной ситуации



28.



29. Есть здесь и Ж…



30. Табличка камбуза



31. Скоро у команды обед



32. Пианино в офицерской кают-компании. Оно установлено во время постройки судна. В настоящее время вынести его не представляется возможным из-за разницы в габаритах и дверных проемах



33. Курсовой указатель



34. В некоторых местах на «Коммуне» еще встречаются дореволюционные таблички



35. Вольтметры



36. Штормовой трап



37. На День Флота РФ, который будет праздноваться 29 июля 2012 года, судно будет выполнять задачу корабля-сопровождения Нептуна. В связи с этим команда производит покраску спасательных шлюпок для парада в честь праздника



38. Впервые спасательное судно было использовано по своему прямому назначению летом 1917 года, когда в Аландских шхерах при проведении учебного погружения затонула с открытым люком подводная лодка АГ-15. Несмотря на то, что спасательным работам мешал сильный шторм, 16 (29) июня в 00 часов 50 минут гинями «Волхова» лодка была поднята. Силами экипажа «спасателя» лодку в течение месяца отремонтировали, и она вновь была введена в строй. 24 сентября (7 октября) 1917 года спасательным судном «Волхов» с глубины 13,5 метра была успешно поднята затонувшая при навигационной аварии подводная лодка «Единорогъ»



39. С 15 мая по 13 сентября 1928 года «Коммуна» выполняет работы по подъему потопленной 4 июня 1919 года в Копорской губе Финского залива английской подводной лодки L-55. Лодка была поднята на поверхность с глубины 62 метра ступенчатым методом 21 июля 1928 года. И вновь трудовые будни: подъем затонувшего катера морпогранохраны и буксира КП-7, обеспечение испытаний новых подводных лодок и ремонт кораблей БФ. «Коммуна» подняла с глубины подводные лодки «Большевик», М-90, торпедный катер и потерпевший аварию самолет…



40. С началом Великой Отечественной войны спасательное судно «Коммуна» базируется в Ленинграде. С марта 1942 года 32 водолаза «Коммуны» работают и на ладожской Дороге жизни. Часть экипажа участвовала в десантных операциях на Неве (и это при 40 % некомплекта). За это время моряки «Коммуны» подняли со дна четыре танка КВ, два трактора и 31 автомобиль. «Коммунарцы» подготовили для флота 159 легководолазов, отремонтировали шесть подводных лодок типа М. Несмотря на тяжелую обстановку на фронте, спасатели из воды подняли затонувшие: ПЛ Щ-411, буксир «Аустра», шхуны «Труд», «Водолей-2″, плавбазу ОВР «ЦО «Правда», отдоковали две «щуки» и несколько «малых охотников»…



41. В 1944 году «Коммуна» подняла 14 затонувших объектов общим водоизмещением 11 767 тонн, оказала помощь 34 аварийным кораблям и судам. Весь экипаж судна был награжден медалями «За оборону Ленинграда».
Лишь в 1954-м судно-ветеран смогло пройти капитальный ремонт, в ходе которого главные дизели были заменены на двигатели голландского производства. В конце ноября 1956 года катамаран вновь заступил на боевое дежурство: с глубины 45 метров была поднята протараненная эсминцем субмарина М-200. В октябре 1957 года с глубины 73 метра была поднята ПЛ М-256, в августе 1959 года – затонувший на глубине 22 метра торпедный катер. Всего за свою службу «Коммуна» оказала помощь более чем ста кораблям и подводным лодкам.



42. В 1967 году судно-ветеран успешно совершило межбазовый переход с Балтики на Черное море, благополучно прибыв в Севастополь, обойдя вокруг Европы. В Севастополе на Севморзаводе «Коммуна» была переоборудована в судно-носитель глубоководных аппаратов. Проект переоборудования выполнили к концу 1969 года в севастопольском ЦКБ «Черноморец». К моменту окончания работ на СМЗ (27 апреля 1973 г.) стоимость работ по переоборудованию судна составила около 11 млн. рублей

На настоящий момент спасательное судно «Комунна» прошло доковый ремонт, и, несмотря на возраст, активно участвует в различных мероприятиях аварийно-спасательной службы флота с выходами в море.
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    29 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. Kobra66
      +9
      29 июля 2012
      Хороший корабль, но провести полную экспертизу по кораблю на пригодность к использованию, чтобы ничего точно не случилось с ним
      1. +13
        29 июля 2012
        а вообще не упустить момент и сделать музеем, после постройки сменщика естественно))
        1. Russ -
          +11
          29 июля 2012
          Жить то судно может и 1000лет - а может и через 10 лет проржаветь насквозь.
          Всё дело в том - как за ним ухаживать, как его эксплуатировать и ремонтировать.
          Я вот сильно сомневаюсь - что в 90-е, начале 2000-х кому то было дело до этого судна.
          Авианосцы, 3 Атомных Ледокола продали, сколько АПЛ порезали - что уж тут говорить.
          Слава БОГУ - что те времена прошли безвозвратно!
          А это судно - вообще - Чудом выжило, или работало на частников каким-то образом--окупало своё существование
          1. 755962
            +7
            29 июля 2012
            Сохранит уникальное судно нужно во ,что бы то ни стало.Это не только единственный ходовой и действующий по сию пору Корабль ,но и наша история.На смену ему всё равно придут новые поколения ,а "Коммуну" необходимо сохранить для потомков.А то ведь сколько кораблей осталось только на картинках.Я понимаю,что это дело хлопотное и затратное....В разных странах очень много кораблей как музеи и в неплохом состоянии.
        2. Protey
          +3
          29 июля 2012
          Вот это архиважно ! А то у нас с этим просто, в металлолом и все тут!
    2. +11
      29 июля 2012
      спасибо за статью, очень познавательно.
    3. +7
      29 июля 2012
      Такой труженик должен быть на каждом флоте. Причем новый, способный помогать новым, современным лодкам. Корабль построить, конечно, не мешок картошки купить, но будь такие суда, не пришлось бы валюту выкидывать на подъем "Курска", а сумма затраченная на его подъем, думаю не на много меньше стоимости самого спасателя.
      "Коммуне" - доброго "здоровья" ))) По-хорошему, ей пора на покой, причем это может быть заслуженный отдых где-нибудь в музее, например на Москве-реке )))
      Вот еще кое-что об этом судне http://flot.sevastopol.info/ship/spasat/communa.htm
      1. Russ -
        +4
        29 июля 2012
        Цитата: urich
        По-хорошему, ей пора на покой, причем это может быть заслуженный отдых

        Согласен. Давно пора уж. А то как бы (Не дай Бог) - спасательное судно и его экипаж - само не пришлось спасать.
        Только не подумайте чего плохого. Это просто элементарная Техника Безопасности. Вспомните что стало с Булгарией. Никто и ничто - от этого не застрахован. Не дай Бог.
      2. crapiv
        +4
        29 июля 2012
        Ни один надводный корабль в мире не способен поднять был такую махину как Курск со дна. И думаю не скоро мир научится строить такого размера спасателе.
        Лодки такого типа огромны...
    4. Miha_Skif
      +7
      29 июля 2012
      Да-а, путиловская сталь внушает...
      good
    5. +8
      29 июля 2012
      Это не просто корабль, это живая история нашего флота. Такой корабль надо берь, холить и лелеять... а когда придет срок отказа от него, он должен быть сохранен для нашей истории.
    6. anchonsha
      +5
      29 июля 2012
      Долгожитель!!! Интересно,есть ли еще долгожители нашего флота? Спасибо за познавательную статью,большое спасибо!!!
    7. pribolt
      +4
      29 июля 2012
      Очень интересная история + А сейчас у нас уже должны подумать о новых судах такого типа, я думаю современные АПЛ "Коммуна" не поднимет весовая категория не та request
    8. vostok-47
      +3
      29 июля 2012
      Пора уже нам новый построить... Этот корабль конечно хорош, но уже точно не тот, что раньше.
      1. vostok-47
        +3
        29 июля 2012
        Что я делаю в Исландии??? Я думал раньше, что Приморский край в России....
    9. GES
      GES
      +5
      29 июля 2012
      Был броненосец Пётр Великий он эксплуатировался 90 лет.
      Пётр Великий — один из первых русских броненосецев.

      Построенный по проекту контр-адмирала А. А. Попова. Близок по типу к британскому броненосцу HMS Devastation (1871). Заложен на Галерном острове в 1869 году. Первоначально имел название «Крейсер». 30 мая 1872 года, в день 200-летия со дня рождения Петра I был переименован в «Петр Великий». В августе 1872 года корабль был спущен на воду и переведен в Кронштадт для достройки. Достройка окончена в 1877 году.

      Машины оказались неудовлетворительными и в 1881 корабль был переоборудован в Глазго компанией Randolph and Elder. В 1903 переоборудован в учебное судно для подготовки артиллеристов. С 1917 использовался в качестве плавучей базы для подводных лодок Балтийского флота. 25-26 февраля 1918 года совершил переход из Ревеля в Гельсингфорс, а 11—14 апреля 1918 года оттуда в Кронштадт. 21 мая 1921 года разоружен и переформирован в минный блокшив Кронштадтского военного порта. 18 апреля 1959 года исключён из списков судов ВМФ.
      Также были старички минныем заградители "Нарова","Онега","Марти";Бывший крейсер 1 ранга “Генерал-адмирал”,переоборудованые из Полуброненосного фрегата, бывшей паровой яхты «Штандарт», построенной в Дании в 1895. Эти минзаги использовались порядка 70 лет
    10. vostok-47
      0
      29 июля 2012
      Стоп, что я делаю в Исландии??? Я думал мой дом находится в России...
    11. Viktor.
      +3
      29 июля 2012
      Умели ведь раньше строить... Интересно, в иностранных флотах есть ли свои действующие старые корабли?
      1. ДИМС
        +3
        29 июля 2012
        Всех "переплюнули" американцы со своей "Конституцией". Но тут есть маленький нюанс: находясь в составе ВМФ США этот корабль является музеем.
        1. 0
          29 июля 2012
          У нас "Аврора" то же в составе ВМФ России. Так что "переплюнули ли"?
    12. +3
      29 июля 2012
      Корабль - ветеран. за свою славную историю он по совокупности выполенных работ окупил себя не один раз. Умели же строить раньше. Если не попилят на лом - что будет очень жаль, превратить его в музей и отдельной экспозицей - все суда и корабли что он поднял.
      1. ДИМС
        +4
        29 июля 2012
        Цитата: kotdavin4i
        превратить его в музей

        С обязательным сохранением в составе флота. Чтобы не как с "Авророй" получилось.
        1. 0
          29 июля 2012
          "Аврора" всегда была в составе флота. Или я что-то пропустил?
          1. ДИМС
            +2
            29 июля 2012
            В конце 2010 вывели из состава флота и передали на баланс Центрального военно-морского музея
    13. AlexMH
      +7
      29 июля 2012
      Вот именно, чтобы не как с "Авророй", которую изувечили в 80-х годях. У нас почти нет настоящих кораблей-музеев с богатой историей, которые были бы действительно интересны и туристам, и любителям техники. Разве что "Красин"...И из этого корабля нужно обязательно сделать музей, и лучше на Балтике, в Петербурге.
      1. ДИМС
        +4
        29 июля 2012
        Для этого у корабля- музея должен быть хозяин. Не полунищий Военно-морской музей, у которого и своих проблем море.
    14. ЗСУ
      +3
      29 июля 2012
      Спутниковая навигация украинская стоит.

      1. +3
        29 июля 2012
        У Украины есть своя группировка спутников?! Не знал! :) Может и своя навигация есть, типа УкрGPS? Не обижайся, но надо было написать приемная аппаратура Украинской сборки.
        1. ЗСУ
          0
          29 июля 2012
          Украинская навигационная аппаратура - разработанная, производимая. и экспортируемая из Украины в страны импортеры.
          - Украинская навигация стоит. Толку от Навстара - когда на судах аппаратуры нет.
    15. Феникс193
      +8
      29 июля 2012
      Спасибо автору за статью ! Улыбнуло про антикварное пианино : " В настоящее время вынести его не представляется возможным ....." - Это его и спасло ! ;-) Удивительно конечно , как оно пережило лихую революцию и не менее лихие 90ые !
      Поистине , этот спасатель реликвия флота , да и страны в целом ! Почему бы не сделать тематические парки с нормальной инфраструктурой , раскруткой ? Ведь народ семьями ходил бы с удовольствием ! Не на одном же микимаусе детей воспитывать !
      1. 0
        29 июля 2012
        Самое смешное (или не очень), что пианино стоит на аукционе больше чем корабль. Теоретически, можно порезать автогеном корабль и вызволить пиано. Слава Богу, до такого не додумались в лихие 90-е.
    16. +8
      29 июля 2012
      Недавно и фильм о Коммуне показывали по ТВ.Так там и капитан чуть помладьше самого корабля! smile Молодец мужик!Всё ничего говорит,только вот подниматься на 20 -метровую высоту с годами всё сложнее и сложнее!Не стареют только душой ветераны!Мой низкий поклон труженикам Российского флота!
    17. +2
      29 июля 2012
      Отличный корабль, настоящий ветеран и до сих пор в строю так держать!!!
    18. Vito
      +4
      29 июля 2012
      Отличная статья, ВЫ заметили, что увлеченно споря о боевых кораблях мы как то пропустили, что есть на нашем флоте и другие единицы! И эти корабли"трудяги", заслуживают ни чуть ни меньшего уважения, чем крейсера, эсминцы и корветы! Вспомогательные корабли так же необходимы флоту, как воздух или море. И их надо строить!
      А СПАСАТЕЛЬ вызывает большое уважение, это действительно действующая история! Полностью поддерживаю мнение многих здесь присутствующих, что такой корабль(судном назвать язык не поворачивается); должен быть сохранен, как музей, просто из человеческой к НЕМУ благодарности за все его доооолгие годы преданной службы нашему ВМФ!
      1. +2
        29 июля 2012
        Согласен с Вами полностью.
    19. +2
      29 июля 2012
      Интересная конструкция какая! Эх... чертежи бы, я б модель сделал... feel
    20. +1
      29 июля 2012
      Данное судно необходимо сохранить для музея - история Российского флота. С уважением.
    21. +1
      29 июля 2012
      Это всё конечно хорошо... ещё раз доказывает что раньше строить умели ...Но..чему радуемся??!! кораблю почти 100 лет!!! тут плакать надо...неужели никому не приходит в голову что нужно его заменить... я не говорю что его надо пускать на металлолом ... можно его для обучения переоборудовать..в музей к примеру... или ещё во что-нибудь... Просто необходимо его заменить...а у нас всё на авось надеются ... а один прекрасный момент он даст сбой( не дай бог конечно чтобы кто-нибудь пострадал но всё-таки) а наше правительство и командование скажет мол " чему же вы удивляетесь судну 100" а у нас как говорится "пока гром не грянет мужик не перекрестится" вот и плавают наши моряки на старом корабле который нуждается в замене... если что то отмазка на "верху" имеется
    22. +1
      29 июля 2012
      А я все думал, что это за кораблик такой, когда на него глядел из окна универа....
      Стоит сие судно в бухте Стрелецкой.
    23. ZUI
      ZUI
      +1
      29 июля 2012
      Эх, покрасили бы хоть
      1. ЗСУ
        0
        30 июля 2012
        Их все ремонтировать нужно, а то ничего не делается - добивают до ручки. Уровень боеготовности ЧФ РФ тем временем уже хуже ВМС ЗСУ, а ЧФ досталось 70% ЧФ СССР напомню, то есть деградация более чем в 2,5 раза.
      2. +2
        30 июля 2012
        покрасили давно уже, вначале старые фото просто. в километре от моего дома стоит.
        1. 0
          30 июля 2012
          Тогда полный порядок.
    24. КомОд Шпаков
      +2
      30 июля 2012
      Просто красава. Жаль хоть какого-нибудь пулеметика или пушечки нет, так на всякий случай, для солидности. И еще. У меня глюки или на картинке около штормового трапа собачья будка? Коты у нас на кораблях были и порой в немереном количестве, вот про псин чето не слыхал..
      1. +1
        30 июля 2012
        Так и есть возле шторм трапа стоит будка. Там даже видно поводок натянутый.
        1. 11Goor11
          0
          30 июля 2012
          Это чтобы раритетные бронзовые таблички не пошли по коллекционерам.
    25. 0
      31 июля 2012
      В рубке не заметил экрана радара, эхолота, радиостанции. Только Барограф в деревянном корпусе. Ну это я прикалываюсь, радар не нужен, и так видно, куда идёшь, эхолот тоже, беспонтовый прибамбас, глубины есть на карте, рация, пустое дело, можно сказать в мегафон, ЖПС - для чего, если акватория известна, как своя ладонь. А в машинном - чистота, это высоко!

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»