Куначество и дружба между боевыми противниками

17
Куначество и дружба между боевыми противниками

Кавказ, на первый взгляд, не мог стать родиной такой глубинной традиции с огромным социальным подтекстом, как куначество. Слишком много войн и противоречий носится над этими горами, на слишком разных языках разговаривают народы, чтобы стать почвой для произрастания традиции, которая ставила дружбу в один ряд с родством, если не выше. Но, возможно, несмотря на явный парадокс, именно поэтому на Кавказе и появилось куначество как тонкая, но прочная нить между разными аулами, сёлами и целыми народами. Если подняться над личным уровнем, то куначество становится межэтническим инструментом, который, правда, с грехом пополам, но порой работал. Сам обычай датировке не поддаётся. По меньшей мере, ему более пятисот лет.

Как становились кунаками?


Принято считать, что куначество — это своеобразная глубокая модернизация гостеприимства, но это суждение слишком упрощённое и не отражает всех контрастных реалий Кавказа. Конечно, кунаком мог стать гость, но жизнь сложнее. Кунаками становились после совместных странствий, ими становились люди, близкие по духу или по статусу. Порой даже выдающиеся воины из враждующих лагерей, узнав о молве, витающей о них в народе, на тайной встрече знакомились друг с другом и при условии возникновения симпатии становились кунаками. Простой человек с улицы в кунаки никогда бы не набивался, т. к. с этим званием приобретался целый круг ответственных обязанностей.



Стоит, конечно, упомянуть, что «кунак» в переводе с тюркского означает «гость». Но у вайнахских народов есть весьма созвучное понятие «къонах», обозначающее «достойный мужчина». А гость не всегда может быть достойным, посему куначество глубже обычая гостеприимства.

Когда двое мужчин решили стать кунаками, то, конечно, эта договорённость была устной. Однако само куначество скреплялось определённым обрядом, который у разных этнических групп имел некоторые собственные нюансы, но общая картина была схожей. Кунаки брали чашу молока, вина или пива, которое имело, к примеру, у осетин сакральное значение, и клялись перед Богом быть верными друзьями и братьями. Иногда в чашу бросали серебряную или золотую монету в знак того, что их братство никогда не покроется ржавчиной.

Обязанности и привилегии кунаков


Кунаки до конца жизни обязаны были защищать друг друга и поддерживать. И вот как раз в защите и раскрывается глубокий смысл куначества. Если простой гость находился под защитой хозяина только у него дома, то кунак мог рассчитывать на помощь друга в любое время дня и ночи и в любом краю, в который его забросит судьба. Именно поэтому, если на кунака кто-либо охотился, то зарезать его было удобнее на горной дороге, потому что, будь тот в доме друга, врагу пришлось бы брать весь дом штурмом. Отсюда, кстати, и одна из горских поговорок: «Друг на чужбине – надёжная крепость».


Зажиточные горцы обязательно пристраивали к своим домам специальную комнату, так называемую кунацкую, где дорогого друга всегда ждала чистая сухая постель и горячий обед (завтрак, ужин) в любое время суток. У некоторых народов было принято специально во время ужина или обеда отдельно оставлять порцию на случай прихода кунака. Более того, если средства позволяли, для кунака на всякий случай держали комплект верхней одежды.

Конечно, кунаки обменивались подарками. Это было даже неким соревнованием, каждый старался преподнести более изысканный дар. Присутствие кунаков на всех торжествах семьи было обязательным, где бы они ни находились. Вхожи друг к другу были и семьи кунаков. Это подчёркивалось тем фактом, что в случае смерти одного из кунаков, в зависимости от обстоятельств, его друг был обязан взять семью умершего на попечение и под защиту. Порой куначество передавалось по наследству. В этот момент семьи кунаков практически сливались в одну семью.

Куначество как институт межэтнической связи


В вечно полыхающей на Кавказе войне и розни куначество было уникальным явлением межэтнической и даже торговой связи. Кунаки могли выступать своеобразными дипломатами, торговыми агентами и личной охраной. Ведь хороший ответственный кунак провожал друга не только до границ своего аула, но порой ввиду необходимости прямиком до следующего дружественного селения. А у зажиточных горцев было много кунаков. В тяжёлых условиях междоусобицы такие отношения представляли собой своеобразные пункты безопасности.

К примеру, почти до середины 19-го века, т.е. до официального окончания Кавказской войны, армянские купцы использовали во время дальних переходов через Кавказские горы с обозами своих товаров именно подобную кунацкую сеть. Кунаки встречали их ещё на подходе к аулу или селу и сопровождали до границ следующего дружественного селения. Пользовались такими связями и осетины, и вайнахи, и черкесы…

И, конечно, дорогих гостей из дальних краёв обязательно усаживали за богатый стол. А так как в те времена ни о каких клубах и прочих общественных заведениях никто и слыхом не слыхивал, то кунацкое застолье притягивало весь аул, чтобы узнать новости, поглядеть на товары, а быть может, самим завязать дружеские отношения.

Знаменитые русские кунаки


Куначество нашло глубокое отражение не только в фольклоре народов Кавказа, но и в классической русской литературе. К примеру, великий русский поэт Михаил Лермонтов, служивший на Кавказе, после кровавого боя у реки Валерик написал одноимённое стихотворение «Валерик»:

Галуб прервал мое мечтанье,
Ударив по плечу; он был
Кунак мой: я его спросил,
Как месту этому названье?
Он отвечал мне: Валерик,
А перевесть на ваш язык,
Так будет речка смерти: верно,
Дано старинными людьми.



Куначество нашло своё отражение и в романе Лермонтова «Герой нашего времени»:

Верст шесть от крепости жил один мирной князь… Раз приезжает сам старый князь звать нас на свадьбу: он отдавал старшую дочь замуж, а мы были с ним кунаки: так нельзя же, знаете, отказаться, хоть он и татарин.

Здесь нашли своё отражение и строгая обязательность соблюдения негласных законов куначества, и межнациональный характер этой традиции. Также стоит учесть, что писал об этом сам Лермонтов, который приходился кунаком многим горцам. Кстати, отчасти этим можно объяснить тот факт, что боевой офицер, ветеран Валерика периодически покидал лагерь, уходя в дальние аулы, и возвращался целым и невредимым.


Лев Толстой во время службы на Кавказе

Другим не менее знаменитым кунаком был гениальный писатель Лев Николаевич Толстой, который попал на Кавказ в 1851-м году в чине юнкера 4-й батареи 20-й артиллерийской бригады. Через некоторое время, будучи на Тереке, молодой юнкер сдружился с чеченцем по имени Садо. Дружба была закреплена кунацкой клятвой. С тех пор Садо стал для молодого Льва незаменим. Он неоднократно спасал писателю жизнь, помогал в тяжёлой армейской службе, а однажды отыграл столь опрометчиво проигранные Толстым в карты деньги.

Куначество по разные стороны фронта


Несмотря на бушующую Кавказскую войну, кунацкие отношения быстро завязались между русскими и горцами. Даже на берегах Терека, где друг против друга через реку стояли казачьи станицы и аулы, кунаки, ловя момент затишья, ходили в гости. Эти негласные отношения начальством почти не пресекались, потому как были ещё одним каналом обмена информации и наведения дипломатических мостов. Горцы приходили в станицы, а русские в аулы.

Одним из самых трагических и потому примечательных образцов куначества была дружба сотника Андрея Леонтьевича Гречишкина и старшего князя темиргоевского племени Джембулата (Джамбулата). Андрей, выросший в семье линейного казака станицы Тифлисской (ныне Тбилисская), уже в молодом возрасте снискал уважение старших товарищей, его имя народная молва носила с пиететом. По другую сторону Кавказской кордонной линии гремела слава князя Джембулата, которого считали лучшим воином Северного Кавказа.

Когда до Джембулата дошли слухи о молодом и отважном сотнике Гречишкине, он решил познакомиться со своим врагом лично. Опять же через кунаков, лазутчиков и негласные каналы связи удалось устроить встречу в заболоченных и потаённых местах реки Кубань. Два мужественных человека после недолгого разговора, как говорится, прониклись. Вскоре они стали кунаками. Гречишкин и Джембулат тайно ездили друг к другу в гости, на христианские и мусульманские праздники обменивались подарками, оставаясь при этом неумолимыми врагами на поле боя. Друзья делились всем, кроме политики и службы. При этом и в стане темиргоевцев, и в казачьем войске все знали об этой дружбе, но никто не смел их упрекнуть.


Памятник сотнику Андрею Гречишкину

В 1829-м году по Кавказской линии полетели донесения, что крупный горский отряд готовит набег на казачьи станицы. Сведений о местонахождении было крайне мало. Поэтому 14 сентября подполковник Васмунд отдал приказ сотнику Гречишкину с полусотней казаков провести разведку по другую сторону Кубани. В тот же день полусотня выступила. Тогда никто не знал, что бравого сотника казаки видят последний раз.

В районе современного хутора Песчаный, что на берегу реки Зеленчук 2-й, отряд Гречишкина напоролся на шесть сотен всадников под темиргоевскими значками. Едва успев отослать одного казака с данными разведки, сотник с остальными оказался окружён и был вынужден принять самоубийственный бой. Но первая атака горцев захлебнулась. Поэтому Джембулат, ценивший отвагу, приказал узнать, кто старший у этого отряда. Каково было его изумление, когда он услышал родной голос кунака Андрея.

Джембулат сразу же предложил ему сдаться. Сотник посетовал, что пора бы кунаку знать, что потомственный линеец никогда на это не пойдёт. Князь согласно и несколько стыдливо кивнул. Вернувшись в свой стан, Джембулат начал убеждать своих старшин оставить казачий отряд в покое, т. к. наживы от них не будет, а воинской славы тут явно не снискать с такими-то силами. Но озлобленные горцы начали упрекать князя, что тот посмел поддаться своим чувствам.

В итоге первым в следующую атаку ринулся сам князь Джембулат. В первые же минуты штурма Джембулат получил крайне тяжёлое ранение, и его вынесли на руках с поля боя. Мстительные воины князя изрубили Гречишкина до неузнаваемости, но набег к тому времени уже был обречён. Ни воинской славы, ни наживы, как и предсказывал Джембулат, темиргоевцы в том сентябре так и не нашли. Словно грех нарушения благородной традиции проклял тот поход горцев.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    3 апреля 2020 05:57
    Благодарю. Познавательная статья
  2. +13
    3 апреля 2020 06:56

    кунаки влюблённого джигита laughing
    1. +1
      3 апреля 2020 07:04
      Ха,ха,ха! То же самое подумал,классика!
      1. +3
        3 апреля 2020 08:32
        ВЫ правы. В фильме показано реальное *куначество*.
        Конечно можно к этому относиться с романтическим флёром, а вот реальность несколько другая.
        Не знаю как было *раньше*, но судя по *теперешним* временам романтика куначества-побратимства просто мечта хоть о чём-то человеческом.
        Испытал на собственной шкуре. Очень редко кто соблюдает хотя-бы приличия, такое впечатление что порядочных людей уничтожали целенаправленно свои-же сородичи.
        1. +2
          3 апреля 2020 13:16
          Цитата: василий50
          но судя по *теперешним* временам романтика куначества-побратимства просто мечта хоть о чём-то человеческом.

          не согласен...есть это и сейчас.просто ЭТО не афишируют...у оперов подобное часто встречается.
    2. +3
      3 апреля 2020 08:38
      Бамбарбия! Кергуду!
  3. +2
    3 апреля 2020 08:36
    Очень хорошая статья.
    1. 0
      4 апреля 2020 09:10
      Автор забыл упомянуть о таком факте. Личное куначество часто перерастало в семейное и потомственное. Семьи, чьи деды-прадеды были кунаками,продолжали поддерживать дружеские отношения - посылали друг другу подарки на праздники, обязательно передавли приветы, принимали взаимное участие в свадьбах и поминках. Хорошо об этом описано у А.Губина в его романе "Молоко волчицы".
      И у моего рода есть такой знакомый кабардинский род. Кто именно из наших предков был кунаками уже никто не помнит, не мы не они. Но в на поминки и свадьбы традиционно приглашаем друг-друга.
  4. +3
    3 апреля 2020 10:27
    Как-то в юности читал повесть "Святой Илиа горы Тбау", два главных героя - кунаки осетин и ингуш
  5. +4
    3 апреля 2020 12:57
    Лермонтов вообще был во многом загадочный человек, прямо "Джекил и мистер Хайд" в одном флаконе. Одновременно для многих несносный, и также для многих обаятельный и достойный (у горцев тут звериное чутье, и "левого" человека, хитрого, лживого и трусоватого кунаком никто назвать не захочет).
    А вот как поэт - гениальный, и прожив такой короткую бурную жизнь (на 10 лет меньше короткой жизни Пушкина), сколько он нам еще не рассказал - Бог весть...
  6. +2
    3 апреля 2020 14:29
    Спасибо автору! Как всегда на высоте!
    В конце далеких 70-х родителям пришло письмо, в котором описывалось как в далекие 20-е ассириец (мой дед) и казак стали кунаками. Сын казака, дядя Коля с женой, были приглашены в гости. Он был рабочим станочником в Серпухове, родом из соседней станицы Константиновской. Много рассказывал о взаимоотношениях наших предков, как они дружили, душевность и дружба семей была такой, что иногда между родственниками не бывает. Несколько лет подряд они на лето приезжали к нам в гости, переписывались пока они были живы.
    Интересно, куда делись эти человеческие отношения, такой высокой пробы?
  7. +4
    3 апреля 2020 15:36
    Статья прекрасная - спасибо.
    Интересно, как медленно, но неотвратимо отмирают старые традиции под давлением технологического развития общества.
    Автор совершенно правильно подметил - куначество возникло как некий социальный инструмент, дающий хоть какую-то возможность для мирного решения вопросов во время межплеменных усобиц, налаживание горизонтальных связей между наиболее выдающимися представителями различных племён, установление информационно-дипломатических контактов даже между кровными врагами.
    И вот, прекращаются войны, человеку нет необходимости бороться за выживание и понемногу отпадает физическая необходимость в друзьях, которые прикроют спину, в семье, которая даёт защиту, в детях, которые будут тебя кормить, когда ты не в силах будешь держать меч/стоять за прилавком/работать на земле. И все эти, безусловно базовые потребности, перетекают из физической необходимости в социальную потребность, которая обусловлена, в первую очередь, взглядом человека на жизнь, его воспитанием, жизненным опытом. Конечно, динамика обособления, очень растянута во времени, ибо любое общество очень инерционно, но, как говорится, "процесс пошёл".
    Страны Запада продвинулись по пути атомизации человеков наиболее далеко, ровно настолько, насколько оторвались от нас технологически и социально. Что же мы видим? С одной стороны, шикарная фраза, услышанная мною в одном из фильмов: "Семья? Продай мне этот проект!", а с другой, выведение семьи и друзей из области обязательных для выживания социальных институтов, возможно, делает оные более крепкими, что ли, ибо в основе лежат именно духовные потребности в дружбе, любви, взаимопомощи. И в этом смысле, возможно, так называемый "кризис" семьи, о котором много говорят, и который безусловно имеет место быть, следует считать перерождением семьи и, шире, человеческих отношений на базе нового технологического уклада.
    Я так думаю.
  8. +3
    3 апреля 2020 15:41
    Кстати, вопрос, а как можно "плюсануть" автора статьи?
    Под статьёй звездочка, наведёшь на неё, всплывает надпись "Важно" - это и есть "плюсовалка"?
  9. 0
    4 апреля 2020 00:16
    эта статья опять исподволь перекликается с печальной историей про Георгиевский пост - опять оставили в подавляющем меньшинстве отличных людей, гарантировано определив им гибель от многочисленного и жестокого противника.Опять не велась агентурная разведка и штабе Кавказской армии не знали что происходит за ближайшим холмом. Хотя что там сотник - в это же самое время на Дунайском театре турки ночью врасплох захватили штаб бригады с генералом Вреде, и под их прикрытием начали пробираться к штабу дивизии. Генерал Вреде в последнюю минуту закричал и предупредил своих, пожертвовав жизнью. [Лукьянович Н.А. Описание Турецкой войны 1828 и 1829 годов. Санкт-Петербург. 1844.] http://www.adjudant.ru/rtwar1828-29/luk1-15.htm
  10. +2
    4 апреля 2020 11:53
    Что такое "кавказские горские народы"? В своем основном выражении - это бандитские общины, поднявшиеся в горы повыше, чтобы обеспечить себе определенную недосягаемость от ограбленных. Как морские бандиты, викинги, укрывшиеся в паутине гнилых фьордов, откуда не выковырять, так и бандитские шайки горцев селились как можно выше, уходя от мести за ограбления и убийства туда, где среди горных троп чрезвычайно сложно догнать их и наказать. Собственно говоря, чем выше кишлак, тем подлее и кровавее бандиты, которые его заложили.
    Однако, все общины, принявшие как основу жизнедеятельности грабеж окружающих, горцы сталкивались с комплексом проблем, свойственных такому общественному устройству. Главнейшая же из этих проблема в том, что бандит - всегда бандит. Если ты живешь тем, что потрошишь "равнинных", отчего бы не выпотрошить соседа? Ограбил, вырезал семью, рабов продал, все хорошо! А через недельку тебя самого того... ограбили и вырезали.
    Как то все это оборачивалось тоскливо для вроде бы ликующих от веселого грабежа горцев.
    Следовало выработать механизмы, при помощи которых можно было бы убивать и грабить равнинных дальше, но при этом более или менее спокойно спать дома. Конечно, привычку резать своих и чистить их собственность в свою пользу не искоренить, но надо же хоть снизить уровень угрозы!
    Первым методом ограничения стала кровная месть. Надо было позаботиться, чтобы были уничтожены все представители "враждебного" (предназначенного к ограблению) рода, иначе над головами твоих родичей повисал меч, который совершенно неожиданно мог в любой момент ударить. Поэтому большая, разветвленная, живущая во многих местах семья являлась неплохим подспорьем в выживании.
    Затем появились "нерушимые обычаи". Обычаи не были нерушимыми, конечно. Но за их нарушение многим (тем кто послабее) грозили нешуточные проблемы, таким образом удалось частично снизить риск от наглых выскочек, пытающихся выдвинуться при помощи лихих наскоков на своих. "Старые и уважаемые" роды теперь могли жесточайше наказывать таких отморозков вроде бы как "законно", при одобрении общины. И это снижало уровень угроз.
    Отдельно следует отметить "обычаи гостеприимства". Естественной добычей в горах являются все, кто передвигаются по транспортным путям куда бы то ни было без внушительной охраны. Отчего бы потомственным экспроприаторам не чистить дороги круглосуточно? Да, но так все с голоду загнутся! И вообще никакая экономическая деятельность невозможна, а ее приходится все же вести, да хотя бы награбленное продавать! Ну и вот тут пришлось организовать это самое "гостеприимство". Чтобы гость мог быть уверен, что его ночью хозяин не прирежет за пряжку на поясе. Или его туркам в рабство не продадут. Оттого все это "гостеприимство" такое пышное и театральное. Вынужденное потому что...
    Ну и куначество. Привлечь к защите рода посторонних, живущих бог знает где, крутых, боеспособных, при этом готовых прискакать из своего далека, для помощи в отражении угрозы, а так же и для мести - ну что может быть лучше?! Соседи точно поостерегутся... Вот и устраивались пиры, где собирались кунаки явно, и "братались" тайно. У него много кунаков. Сто раз подумаешь, прежде чем его грабить!
    Поговори откровенно с любым кавказцем, поверни разговор, и обязательно услышишь - "ну что это за мужчина, даже награбить для семьи не может!" Такая вот красивая история...
  11. 0
    5 апреля 2020 09:59
    Как говорится, родственников не выбирают, хорошие они или плохие. А выбирают друзей. Так что куначество гораздо более крепкое и искреннее отношение, чем родственное.
  12. 0
    6 апреля 2020 01:33
    Ну что ж благородная и нужная традиция и сейчас.