Военное обозрение

Berliet T100: «Ураган» по-французски

30

Berliet T100 на одной из многочисленных рекламных демонстраций. Источник: autoreview.ru


155 тонн французского инжиниринга


2 октября 1957 года на Парижском автосалоне презентовали настоящего гиганта Berliet T100, ставшего на долгие годы самым большим автомобилем в мире. Французы умело воспользовались нестандартными размерами и внешностью машины и вовсю раскручивали рекламную кампанию вокруг здоровяка.

Трехосный капотный грузовик успел побывать, кроме Парижской выставки, на Женевском автосалоне, на смотрах в Хельсинки, Гренобле, Авиньоне и даже Касабланке. Во многом именно это сделало машину самой известной среди всей гаммы Berliet.

Примечательно, что столь массивное транспортное средство не имело никакого отношения ни к военным разработкам, ни к спецсредствам для экстремальных путешествий. Все-таки французским военным не с руки было пользоваться в тесной европейской стране машиной шириной без малого в пять метров. Да и полный привод не всегда был нужен. Для примера посмотрите на тягач Berliet TF (8x4) 1968 года выпуска в составе автопоезда VTE, предназначенного для транспортировки ракет к подземным пусковым шахтам. Типичный шоссейный грузовик, рассчитанный исключительно на ровные дороги европейского континента. Поэтому Berliet T100 песочного цвета не предназначался для армий стран НАТО, а выполнял транспортные задачи нефтяных месторождений Shell на африканском континенте.


Самый первый выпущенный Berliet T100. "Экспозиция" в Алжире. Источник: autoreview.ru

Немного о габаритных параметрах и потенциальных возможностях этого французского здоровяка. Ширина в источниках указывается разная, поэтому остановимся на диапазоне 4800-4960 мм. Высота также варьируется от 3980 до 5400 мм, но это следствие различий в конструкции четырех версий машины. Точнее, даже не четырех исполнений, а четырех выпущенных экземпляров. На момент выхода в свет Berliet T100 был не только самым большим в мире грузовиком, но еще, пожалуй, самым редким – компания ограничилась всего четырьмя собранными машинами. Было это изначально спланировано или машина провалилась в прокате, до сих пор достоверно неизвестно. Сама компания в своё время слилась с Renault. Скромным напоминанием о некогда легендарной марке служит лишь хранилище фонда Berliet в Ле-Монтелье. Именно там сейчас и хранится единственный оставшийся во Франции грузовик под серийным номером 2 – его в прошлом году демонстрировали в Париже на Retromobile.



Berliet T100: «Ураган» по-французски




Французский ракетный тягач Berliet TF. Источник: flickr.com


Berliet TF во французском музее. Источник: autoreview.ru

Для того чтобы такая машина могла перемещаться, да еще и таскать на себе пятьдесят тонн (по другим данным, не более 40 тонн) груза, ей требуется серьезный силовой агрегат. У французов в 50-е годы подходящего мотора не было, пришлось покупать американский дизель Cummins V12 рабочим объемом 28 литров, с двумя турбокомпрессорами и первоначальной мощностью в 600 л. с. Первый гигант даже имя носил соответствующее — Berliet T100-600. Был, кстати, и еще один мотор, но никакого отношения к трансмиссии он не имел, а обслуживал тормозную систему, усилитель рулевого управления и отвечал за подзарядку аккумуляторов. Роль вспомогательной силовой установки играл родной французский Panhard Dyna рабочим объемом 850 см3.

Все эти двигатели питались из двух 950-литровых баков, а контрольный расход топлива был вполне сравним с танковым – 90 л на 100 км. Основным местом обитания Berliet T100 все-таки были песчаные просторы, где в груженом состоянии дизель потреблял более 240 л на 100 км. Кстати, к этому расходу можно смело добавлять несколько десятков литров солярки Berliet Gazelle, который должен был неотступно следовать за своим монструозным хозяином. Этот «оруженосец» перевозил на себе запасное колесо, огромный домкрат и прочие инструменты.


































Экземпляры №1 и №2 в деталях. Источник: autoreview.ru

Французы, видимо, не особенно задумывались об экономической эффективности собственного творения – все-таки заказчиком выступала нефтяная компания. Пожалуй, наиболее эффективным с точки зрения экономики был третий построенный экземпляр с самосвальным кузовом. У машины отобрали передний привод, взамен автоматической реверсивной (четыре передачи вперед и столько же назад) трансмиссии Clark поставили механику и довели полную массу до 155 тонн при грузоподъемности в 80 тонн. Такой Berliet T100, больше походивший на карьерный самосвал, имел статус прототипа и до наших дней не дожил – в 1978 году его переработали на металлолом. Он так и не успел побывать в Африке, лишь немного поработал на дорожном строительстве на родине и послужил некоторое время в качестве диковинного аттракциона.

«Величайший автомобиль в мире»


После многочисленных рекламных акций и показов широкой публике, а также потенциальным покупателям первые две выпущенные машины осенью 1958 года отправились на испытания во французский Сен-Приест. Инженеры, помимо прочего, экспериментировали со сдвоенными колесами на задних осях, но показатели проходимости оказались неудовлетворительными. Кроме этого, не решили, куда девать еще одно гигантское запасное колесо (высота 2,2 метра), что было неизбежным в случае новой конфигурации. Одного «пажа» в виде Berliet Gazelle явно бы не хватило. Стоит отдельно упомянуть, что французы не смогли реализовать на своем, как они его называли, «величайшем автомобиле в мире», централизованную систему подкачки. Вполне возможно, это избавило бы инженеров от необходимости установки столь больших колес с удельным давлением на грунт не более килограмма на квадратный сантиметр. Вспомним, что примерно в это же время в СССР пошел в серийное производство гораздо более массовый ЗИЛ-157, оснащенный подкачкой шин в базовом исполнении. Колеса у Berliet T100 действительно впечатляли. Каждое такое изделие массой в тонну первоначально изготавливалось Goodyear, а позже Michelin разработал уникальные «Special sable» низкого давления и шириной около метра.








Рекламные фото Berliet T100. Источник: autotruck-press.ru

После испытаний в Сен-Приесте пришло понимание, что 600-сильного дизеля грузовику не хватает. На головном заводе в Монплезире двигатель прошел модернизацию, с помощью изменения газораспределительного механизма мощность подняли сразу до 700 л. с. Теперь махина могла разгоняться до 34 км/ч, что было весьма опасно для окружающих. Дело в том, что водитель из-за гигантского капота практически ничего не видел на несколько метров перед решеткой радиатора. Как-то ощущать габариты помогали здоровенные штыри с фонарями в крыльях, но основным средством спасения незадачливых пешеходов и мелких копытных стала механическая сирена с душераздирающим голосом. Ну и конечно, мощнейшее головное освещение создавало настолько яркий световой поток, что Berliet T100 в ночи были виден, наверное, со спутника. Кстати, со спутника виден второй сохранившийся гигант под номером 1, установленный в качестве памятника в алжирском Хасси-Мессауде чуть не посреди пустыни под открытым небом.


Berliet T100 №3 в варианте самосвала. Источник: autoreview.ru


Мертворожденный Berliet T100Tulsa. Источник: autoreview.ru

Сухой африканский климат оказался отличным консервантом для французского гиганта, и машина неизменно привлекает своими габаритами немногочисленных туристов. Этот экземпляр попал в Алжир в самом конце 50-х годов и до 1962 года вместе с машиной под номером 2 трудился на буровых установках французских нефтяных компаний. Бортовой грузовик мог взять на себя 20-тонный насос вместе с 35-тонной лебедкой и при этом успешно штурмовал песчаные дюны с 26%-ным подъемом. Надо сказать, что пески были по-настоящему зыбучими: там, где проходил груженый Berliet, человек уходил в песок по колено. Но в 1962 году Алжир провозгласил независимость, и две машины стали собственностью нового хозяина из Sonatrach. Французы так и не смогли выудить из Африки первый выпущенный грузовик и с большим трудом вывезли второй экземпляр в неисправном состоянии только в начале 70-х. Именно он пугал дымным выхлопом французов на выставке ретротехники в прошлом году.




















Единственный Berliet T100, способный в настоящее время самостоятельно двигаться. Источник: flickr.com

Когда стало понятно, что на африканском рынке делать больше нечего, инженеры Berliet предложили гиганту новую бескапотную компоновку. Машина получила собственное имя Tulsa и явно нацеливалась на заокеанский рынок. Berliet Tulsa должен был стать огромным тягачом и бороздить своей 100-тонной тушей бескрайние просторы США. Дороги такую машину явно бы не выдержали, поэтому французы предположили, что автопоезду Tulsa достаточно будет лишь указать точку на карте и машина доберется к ней по самому короткому пути. К примеру, через прерию Северной Америки. Естественно, подобную тягу к гигантизму за океаном не оценили, и французы утилизировали тягач на металлолом.










Испытания. Источник: drive2.ru

Самое интересное, что концепция Berliet T100 с самого начала была ущербной. Простое масштабирование (или гипертрофирование) классической концепции грузовика, возможно, стало бы успешным на африканском континенте, но никак не в развитом западном мире. В то время как в Советском Союзе разрабатывали сложнейшие по технической части ракетовозы и танковозы марки МАЗ (пресловутый "Ураган" в их числе), во Франции откровенно топтались на месте. Собственно, это стало одной из причин того, почему о фирме Berliet знают сейчас совсем немногие. "Величайший автомобиль в мире" оказался никому не нужен…
Berliet T100 прибыл на французскую выставку Retromobile, 2019 г.


Выгул музейного T100
Автор:
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 3 апреля 2020 06:37 Новый
    +8
    Экий "головастик"... Спасибо за статью. Никогда не слышал об этом грузовике, хотя линейка данных авто по книгам знакома.
    1. Бар1
      Бар1 3 апреля 2020 10:02 Новый
      -5
      наши МЗКТ и Белазы лучше.
      1. Вождь краснокожих
        Вождь краснокожих 3 апреля 2020 10:03 Новый
        +4
        Они позже появились))
        1. Serg Koma
          Serg Koma 6 апреля 2020 17:04 Новый
          0
          Цитата: Вождь краснокожих
          Они позже появились))

          Зато за ЯГом вряд ли кто "угонится"
          ЯГ-12 — первый в СССР и один из первых в мире грузовых четырёхосных автомобилей повышенной проходимости с колёсной формулой 8 × 8. Автомобиль создан в 1932 году на Ярославском автомобильном заводе
          МАЗ-529 - 1956 год. МАЗ-535 - 1958 год. МАЗ- 537 в 1963 появился в Кургане, не намного отстав по времени от Берлета, и выпущено всяко разно более четырёх laughing
          И НАМ есть чем гордиться!
  2. Окорок
    Окорок 3 апреля 2020 07:31 Новый
    -7
    совершенно бесполезная с точки зрения экономики машина
    1. Zaurbek
      Zaurbek 3 апреля 2020 09:50 Новый
      +5
      Почему? Карьерный самосвал...У нас что то подобное МАЗ выпускал , потом в Белаз переименовали 2х и 3х осники. Сейчас эту роль выполняют сочлененные машины и 8х8 и 10х10 майнонговые самосвалы на основе серийных машин. Дизеля тоже по 500-700 л.с.
      1. Окорок
        Окорок 4 апреля 2020 18:10 Новый
        -2
        ну и сколько карьерных самосвалов выпустили на базе данной модели?
        эту машину задумали как простой многотоннажный грузовик! "карьерный самосвал" - это спецтехника!
        а потом выяснилось что масса машины настолько высока что её не выдерживают дороги...
        1. Zaurbek
          Zaurbek 4 апреля 2020 20:55 Новый
          0
          С другой стороны это не было "подвигом" для французской промышленности...сделали , не пошло-пошли далее.....не за государственные деньги.
          1. Окорок
            Окорок 5 апреля 2020 11:41 Новый
            -1
            пошло-пошли далее

            ну то есть - машина получилась совершенно бесполезная с точки зрения экономики?)))
            1. Zaurbek
              Zaurbek 5 апреля 2020 16:00 Новый
              0
              Мы не знаем....это не плановая экономика. Ситуация изменилась и да, стало не актуально.....Волга -Сейбр, тоже завезли в РФ, начали выпускать, кризис 2008года и стала неактуальна..
              1. Окорок
                Окорок 6 апреля 2020 07:10 Новый
                0
                как это так: "мы не знаем?" очень даже знаем - машины в серию не пошли,хотя усиленно рекламировались и проталкивались...причем в разных вариантах! и не один не пошел;)
                причем тут "плановая экономика" если "невидимая рука рынка" прикинув все плюсы и минусы оставила сей автомобиль только в качестве памятника конструкторской мысли...
                на вещи надо смотреть ширше;) а минусы ставить даже орангутан сможет
                1. Zaurbek
                  Zaurbek 6 апреля 2020 10:18 Новый
                  0
                  Я минусы не ставлю....а знаем мы с высоты прожитых лет...и не знаем , были ли комерциализированны эти наработки в других изделиях.
                  1. Окорок
                    Окорок 6 апреля 2020 11:21 Новый
                    -1
                    мы же не про "другие изделия" говорим а за данный,конкретный агрегат!
                    1. Zaurbek
                      Zaurbek 6 апреля 2020 11:57 Новый
                      0
                      Конкретный да
            2. Serg Koma
              Serg Koma 6 апреля 2020 17:11 Новый
              0
              Цитата: Окорок
              то есть - машина получилась совершенно бесполезная с точки зрения экономики?)))

              Совершенно верно - выпущено всего четыре (при этом разных) экземпляра. Было бы выгодно, вряд ли бы ограничились такой партией. Это не "Буран" и не "Шатл" что бы выпускать ограниченной партией, штучно. Вот спец. прицепы, для одноразовой перевозки производят.
    2. Serg Koma
      Serg Koma 6 апреля 2020 17:06 Новый
      -1
      Цитата: Окорок
      совершенно бесполезная с точки зрения экономики машина

      И за что минусуют? Какие ЭКОНОМИЧЕСКИЕ плюсы оппоненты могут предоставить?
  3. Альф
    Альф 3 апреля 2020 08:34 Новый
    -1
    Классическая ловушка конструктора. Думаем, как сделать, потом делаем, потом думаем, что с этим делать.
    1. Undecim
      Undecim 3 апреля 2020 13:00 Новый
      +3
      Классическая ловушка конструктора. Думаем, как сделать, потом делаем, потом думаем, что с этим делать.
      Комментарий - классический случай - торопливость в оценках приводит к ошибкам в выводах.
  4. Алматинец1982
    Алматинец1982 3 апреля 2020 08:36 Новый
    -7
    Из него можно сделать достойный джихад мобиль
  5. Вольный ветер
    Вольный ветер 3 апреля 2020 09:29 Новый
    +9
    Ух ты , какая махина. Колеса наверное по спецзаказу делали. Рулевое управление более менее аккуратно сделано. В кабине весьма приятно для тех лет , жарко наверное, дизель нагреется, так жара будет и сами в жаре. Тормоза работают скорее всего от основной гидросистемы без всяких усилителей, просто педалью открывает кран гидросистемы, у нас подобное стали применять только лет десять назад, на автогрейдерах ГС-14, а то было с тормозами совсем тоскливо. Кое как догадался что за штуковины на крыльях с красными торцами, это же звуковые сигналы, такой дунет , бедуины вместе с верблюдами замертво падали. Интересно накой ляд им амортизатор рычажного типа на среднем мосту, или это ограничитель хода, нет все таки амортизаторы. Про подкачку шин, не думайте что это панацея, тем более они знали где это зверь ездить будет. Да и представте какой компрессор нужен. Про машину сопровождения, конечно это шутка .Никто не будет таскаться с запаской с заду. В принципе интересная машина, может и опередившая свое время. У нас в СССР на МАЗе делали нечто подобное МАЗ-530, не такой конечно огромный, но тоже был очень большим, это про топтание на месте. А сейчас просторы севера везде вполне успешно осваивают не менее монструозные машины. Я говорю о шарнирниках, многочисленные КАТы, Вольвы и т.д.. Грузоподъемность этих самосвалов уже приближается к 60 тоннам. На Ямале их не малое количество, все довольны и без подкачки, всем не болеть не кашлять. drinks
    1. Undecim
      Undecim 3 апреля 2020 22:36 Новый
      +3
      В кабине весьма приятно для тех лет , жарко наверное, дизель нагреется, так жара будет и сами в жаре
      Автомобиль с учетом особенностей эксплуатации был оборудован кондиционером, кухней, холодильником и баком для питьевой воды.
  6. Undecim
    Undecim 3 апреля 2020 10:53 Новый
    +15
    Цитата: Альф
    Классическая ловушка конструктора. Думаем, как сделать, потом делаем, потом думаем, что с этим делать.

    На самом деле все происходило с точностью до наоборот.
    Все экземпляры Berliet T100 конструировались и строились под конкретные задачи.
    Первые два экземпляра строились конкретно для перевозки геологоразведочного оборудования в песчаных пустынях (эргах) Сахары, где высота песчаных дюн доходит до 120 метров.
    "Пустынная" тема для фирмы была не в новинку. Перед этим, в 1956 году, транспортная компания Saharan Automobile Company , специализирующаяся на грузоперевозках в Сахаре, заказала грузовик именно для пустыни.
    В результате появился Berliet GBO15 6х6 перевозивший по бездорожью 60 тонн или буксировавший прицеп весом 90 тонн.

    За два года, 1958-1960, фирма выпустила 45 таких грузовиков.
    Вполне логично, что геологоразведочная компания Compagnie Générale обратилась к Berliet по поводу создания спецавтомобиля для перевозки своего оборудования в условиях пустыни. Больше двух им просто не надо было. Автомобили успешно выполняли свои функции до того, пока Алжир получил независимость, вместе с которой на долгие годы геологоразведочные работы в Сахаре прекратились.
    Третий экземпляр в варианте самосвала 6х4 строился по заказу уранового рудника в Бессин-сюр-Гартампе.
    1. Undecim
      Undecim 3 апреля 2020 11:28 Новый
      +9

      Четвертый экземпляр тоже построили под конкретную задачу - для участия во всемирной выставке нефтедобывающего оборудования в Талсе, штат Оклахома, "нефтяной столице мира", центре американской нефтедобычи. Действия абсолютно логичные - потеряв рынок сбыта в Алжире фирма ищет новый. Но не всегда удачно, как в данном случае.
      1. Undecim
        Undecim 3 апреля 2020 11:37 Новый
        +12
        В 1970-х бельгийская фирма MOL Trucks of Hooglede купила техническую документацию на разработки Berliet и на их основе начала производить собственный оригинальный модельный ряд MOL, состоящий из средних и больших грузовых автомобилей 4X4, 6X6 и 8X8 и тягачей.
        1. Orkraider
          Orkraider 3 апреля 2020 14:49 Новый
          +5
          hi
          Спасибо. Продолжение статьи прям получилось.
          1. Undecim
            Undecim 3 апреля 2020 14:53 Новый
            +5
            Фирма Berliet - одна из первых европейских автомобилестроительных фирм с достаточно интересной историей, которая вполне тянет на статью.
        2. timokhin-a-a
          timokhin-a-a 7 апреля 2020 20:41 Новый
          +1
          Что самое интересное - в мире до сих пор полно такой техники и производится и используется.
  7. Комментарий был удален.
  8. Комментарий был удален.
  9. Владимир_2У
    Владимир_2У 3 апреля 2020 16:44 Новый
    0
    Ну и конечно, мощнейшее головное освещение создавало настолько яркий световой поток, что Berliet T100 в ночи были виден, наверное, со спутника

    Причём с естественного. laughing
  10. Saxahorse
    Saxahorse 3 апреля 2020 21:21 Новый
    -1
    Грузовик конечно впечатляет размерами. Хотя автор прав, инженерную задачу решали примитивно, в лоб. Просто, не думая, масштабировали обычный грузовик. Получилось грандиозно но явно неэффективно.

    А статья очень интересная получилась. Автору спасибо!
  11. nikvic46
    nikvic46 4 апреля 2020 07:08 Новый
    +4
    Каждое изделие во многом зависит от грамотности заказчика.Что заказали,то и добросовестно сделали.