Все дальше и сложнее. Топ-5 советских авиаперелётов межвоенного времени

44

Биплан Р-1

Над горами Афганистана


Летать по далеким и сложным маршрутам нашим пилотам пришлось еще на самой заре становления советской авиации. Едва молодая Советская Россия запустила в производство свой первый по-настоящему массовый самолет Р-1 (на самом деле копию британского «Де Хевиленда»), как на него нашлись покупатели.

В 1924 году в Афганистане в очередной раз разгорелись внутренние проблемы – восстали пуштуны. Королю срочно потребовалось усилить авиацию, и афганцы купили в СССР 6 бипланов Р-1, чтобы на них штурмовать неприятельскую конницу.



Проблема была в доставке – разобрать самолеты и отправить наземным путем было нельзя, потому что его контролировали бунтующие пуштуны. Но авиация требовалась немедленно. Москва была заинтересована в сохранении на престоле короля и дала добро на сложный и полный опасностей перелет.

Вылетать предстояло из Ташкента. Последним советским населенным пунктом на пути был Термез – узбекский город на самой границе с Афганистаном. Доставить Р-1 надо было в столичный Кабул, но лететь по прямой было нельзя – 6500-метровые горы не оставляли шансов биплану, не рассчитанному и на 5-километровые высоты. В итоге «афганский» кружной путь занимал около 450 километров – он же и был самым сложным.

Для дела были отобраны лучшие пилоты Туркестанского фронта. Возглавлял перелет Петр Межерауп – начальник военно-воздушных сил фронта, опытный пилот, знавший условия Средней Азии.

29 сентября самолеты вылетели из Ташкента – 850 километров были преодолены с двумя посадками для заправки без приключений. Выспавшись в Термезе, советские пилоты поднялись в воздух ранним утром следующего дня.

Полеты меж гор в дикой стране, ориентирование по карте, компасу и редким поселениям по меркам авиации середины 20-х были настоящим адом. Это все понимали, поэтому на самолеты были поставлены дополнительные баки, а по пути оборудованы две аварийные площадки с бензином. Но все это не понадобилось – все шесть Р-1 успешно прошли сложнейший маршрут, достигнув Кабула менее чем за 4 часа.

Приключения «Страны Советов»


Созданный в СССР самолет ТБ-1 стал первым в мире двухмоторным бомбардировщиком. Но использовался он далеко не только на военных учениях и в качестве транспортника. Летом—осенью 1929-го этому самолету предстояло покорить Америку, а вместе с ней и половину земного шара.

Чтобы впечатлить мир, русские задумали грандиозный перелет более чем в 20 тысяч километров. Лететь решили из Москвы в Нью-Йорк, но не по кратчайшему пути, а, наоборот, через всю Евразию, Тихий океан и США. Предполагалось 23 посадки для пополнения запасов топлива и прочих расходников.


«Страна Советов»

Для полета подготовили два ТБ-1 – основной и запасной. На бортах самолетов начертали гордое имя: «Страна Советов». Но экипаж из четырех человек, возглавляемый летчиком Шестаковым, едва не провалил все дело – пролетев Байкал, авиаторы потерялись, и, не найдя читинского аэродрома, вынужденно сели в тайге, разломав самолет.

Но, раз уже приготовили запасной, 23 августа 1929-го пошли на вторую попытку. На этот раз, несмотря на сложный, изобилующий туманами и трудностями ориентировки маршрут, все пошло хорошо. 3 сентября «Страна Советов» достигла Хабаровска. Затем – Николаевск-на-Амуре, где поменяли шасси на поплавки. И – вперед, покорять Тихий океан.

Его удалось преодолеть только к 13 октября – именно тогда «Страна Советов» приземлилась в Сиэтле. Почему так долго? Ждали летной погоды – стоит помнить, что на дворе все еще стояли двадцатые, и средства ориентирования в авиации были не столь совершенны.

1 ноября 1929-го летчики триумфально закончили свой полет, приземлившись в Нью-Йорке.

На крышу мира


К 1937-му году человечество уже добиралось до Северного полюса воздушным путем. Но вот привести туда группу тяжелых самолетов, посадить их на льды, выгрузить тяжелое и громоздкое оборудование, после чего организованно улететь обратно, – такого мировая авиация еще не знала.

Но именно это и предстояло сделать, чтобы осуществить беспрецедентный по тем временам проект – научную полярную станцию на дрейфующей льдине. Чтобы знаменитая «четверка папанинцев» смогла провести с пользой свои 274 дня исследований, требовалось доставить 10 тонн груза.

Это вполне могли потянуть здоровенные четырехмоторные бомбардировщики ТБ-3. Но бросаться на льды очертя голову было неразумно. Поэтому годом ранее, весной 1936-го, решили провести разведку мест для промежуточных баз. Этим занялись 2 самолета Р-5, возглавляемые летчиком Водопьяновым.


Переделанный под арктические условия ТБ-3

Получив результаты, в Севморпути принялись планировать экспедицию. Рассчитав объем и номенклатуру грузов, определившись с программой исследований, принялись ждать оптимального для старта времени.

В марте 1937-го на полюс вылетело 6 самолетов – 4 доверху груженных ТБ-3 и разведывательные Р-5 и АНТ-7. Из-за ожидания летной погоды до полюса самолеты добрались только в конце мая, причем не все сразу – последний прилетел в начале июня.

Но это было не важно, главное, что сам перелет, несмотря на сложнейшие условия, прошел без серьезных потерь. Развернув палаточный лагерь экспедиции Папанина и выгрузив из самолетов все необходимое, полярные летчики улетели обратно на Большую землю.

Большая репетиция


Слетать в Америку круче, чем в 1929-м году, можно было, только сделав это беспосадочно (что в новинку в мире не было) и через Северный полюс (а вот это уже считалось достижением). И с появлением в 1933 году созданного под рекорды дальности самолета АНТ-25 это стало возможным.

Правда, первая попытка в 1935-м кончилась грандиозным провалом. Нет, самолет не разбился, а всего лишь повернул обратно – обнаружился технический дефект. Но, во-первых, о грядущем перелете уже успели раструбить, и получилось некрасиво. А, во-вторых, возглавлявший полет летчик Леваневский вдрызг разругался с конструктором АНТ-25 Туполевым, обвинив того в присутствии Сталина во вредительстве и отказавшись впредь летать на самолетах его конструкции.


АНТ-25

Поэтому, когда в июле 1936-го состоялась вторая попытка, пришлось осторожничать – ни полюса, ни Америки, ни громких заявлений. Просто полет из Москвы на Дальний Восток во главе с новым первым пилотом, Валерием Чкаловым.

Перелет закончился успехом – ну, если не считать того, что из-за плохой погоды сажать машину пришлось не в Хабаровске, как планировалось, а на острове Удд в заливе Счастья – в сотнях километров от изначального варианта. Посадка вышла крайне непростой – всюду были валуны, но Чкалову удалось не разбить машину.

В итоге Сталин дал добро на полет в Америку через Северный полюс.

Беспосадочный триумф


Летом 1937-го в Америку на АНТ-25 вылетело сразу 2 экипажа – Чкалова и Громова. Если первому за успешный полет через весь Союз выпадала честь стать первым, то от Громова ждали эффективности – благо это именно он испытывал АНТ-25 еще в 1933 году и отлично знал машину. Да и вообще был редкостным аккуратистом.

Так и вышло – экипаж Чкалова в Америку прилетел. Но не без приключений, чуть не задохнувшись на больших высотах от того, что кислород в баллонах стал кончаться раньше, чем рассчитывали. И до изначальной финальной точки маршрута в Сан-Франциско чкаловцы не дотянули.


Чкаловский "Паккард", купленный в Америке

Зато Громов выполнил все идеально – тщательный расчет маршрута, удачный выбор высот, знание самолета и огромный опыт в целом даром не прошли. Если Чкалов пролетел 9130 километров, то второй АНТ-25 перемахнул за 12 тысяч. Громов пересек Соединенные Штаты с севера на юг и был готов лететь хоть до Мексики, но политическая задача стояла на США, и АНТ-25 сел в Калифорнии.

Как бы то ни было, заслуженный триумф получили оба экипажа.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    2 апреля 2020 06:05
    Созданный в СССР самолет ТБ-1 стал первым в мире двухмоторным бомбардировщиком.
    Ошибочка...были и до него двухмоторные бомбардировщики, так мало того, еще успевшие и повоевать, над полями ПМВ, а вот серийных, да цельнометаллических двухмоторных бомберов до него не было...
    1. +1
      2 апреля 2020 07:20
      Цитата: svp67
      Ошибочка...были и до него двухмоторные бомбардировщики

      Да, бросилось в глаза неполное описание самолета....

      Жаль, что автор не упомянул проектные организации и конструкторов этих передовых самолетов.

      А это ЦАГИ, созданный на базе Аэродинамической лаборатории Московского Императорского Высшего Технического училища и ПЕРВОГО в МИРЕ Аэродинамического института (1904 г) русского ученого Рябушинского: ЦАГИ спректированы ТБ 1, ТБ 3 и АНТ 25

      Возглавляли его великолепные РУССКИЕ ученые Жуковский, Архангельский, Чаплыгин, Туполев, Сухой и пр.

      Самолет Р 1 спроектирован великолепным РУССКИМ конструктором Поликарповым.
      1. +8
        2 апреля 2020 07:28
        Цитата: Ольгович
        Самолет Р 1 спроектирован великолепным РУССКИМ конструктором Поликарповым.

        Ну не совсем...правильнее будет сказать, что Н.Н.Поликарпов, великий наш авиаконструктор, скопировал и подогнал под возможности нашей промышленности английский de Havilland D.H.9A образца 1916 года
        1. +1
          2 апреля 2020 08:25
          Цитата: svp67
          и подогнал

          Иванов В. П. «Неизвестный Поликарпов». — М.: В.П. Иванов 2009, «Яуза: :
          Р-1 — первый советский массовый самолёт конструкции Н. Н. Поликарпова, созданный на основе британского лёгкого бомбардировщика и разведчика de Havilland D.H.9A образца 1916 года.

          Необходимость доработки D.H.9A приведена в следующем пояснении Поликарпова к проекту: "Самолет создан в спешке военного времени, имеет многочисленные конструктивные недостатки
          В целом новый самолет, сохраняя общие очертания DH-9A, имел на 30% меньше деталей, на 30-35% меньшую трудоемкость изготовления. Масса самолета стала на 20 кг меньше массы исходного DН-9А, а полезная нагрузка возросла на 90 кг.

          Т.е," спроектировал"-вполне уместно....
          1. +7
            2 апреля 2020 09:38
            Но даже гениальному конструктору Поликарпову Н.Н. не удалось бы спроектировать аналог DH-9A, если бы не было подходящего двигателя. А двигатель ... тоже скопировали на московском заводе "Икар" (ГАЗ №2) с американского авиадвигателя Либерти L-12. При этом в 1922 году в условиях послевоенной разрухи и мучительного восстановления народного хозяйства, не имея ни чертежей, ни спецификаций, советские инженеры используя трофейный изношенный двигатель, не только скопировали его, но и при этом перевели из дюймовой в метрическую систему, разработали комплект чертежей. Этот двигатель очень тяжело осваивался в производстве: как-то довелось читать, что из-за отсутствия мощного кузнечно-прессового оборудования (при наличии слабого и предельно изношенного молота времен царя Гороха) коленвалы к первым двигателям М-5 приходилось вытачивать вручную из заготовок весом несколько тонн (точно не помню). Т.е. куча металла шла в стружку в отходы, и эта был титанический труд. Первые двигатели были по сути полностью ручной полукустарной сборки, с индивидуальными особенностями (поэтому говорить о взаимозаменяемости не приходилось). А потом, когда серийное производство М-5 было налажено - этот двигатель устанавливался на многие советские самолеты и даже на танки серии БТ. А доверие авиаторов к М-5 пришло после указанных в статье перелетов самолетов Р-1.
            P.S. Довелось прочитать о том, что Либерти L-12 был спроектирован автомобильными инженерами фирмы "Паккард" ... в первой авиадвигательной "шараге" - инженеров по сути посадили под арест в гостинице, пока они не выдали на гора готовый проект двигателя, работая практически круглосуточно. Шла Первая мировая (еще не получившая этого названия) и двигатель Свободы был очень нужен союзникам. А потом этот двигатель также устанавливали не только на самолетах и дирижаблях, но и на танках (в основном британских) и даже на кораблях.
            1. +6
              2 апреля 2020 12:30
              Цитата: Александр72
              Этот двигатель очень тяжело осваивался в производстве: как-то довелось читать, что из-за отсутствия мощного кузнечно-прессового оборудования (при наличии слабого и предельно изношенного молота времен царя Гороха) коленвалы к первым двигателям М-5 приходилось вытачивать вручную из заготовок весом несколько тонн (точно не помню). Т.е. куча металла шла в стружку в отходы, и эта был титанический труд.

              Нормальная практика того времени. И даже более позднего.
              Когда янки в 1941 г. изучили полученную от "Бофорса" документацию на 40-мм МЗА, то по заключению их специалистов оригинальная технология "Бофорса"изначально была разработана для производства сотен частей максимально сложным способом. smile Согласно шведской ТД 75-90% металла при изготовлении частей уходила в стружку. Так, пламягаситель весом 10 фунтов делался из цельной 40-фунтовой заготовки.
          2. +5
            2 апреля 2020 17:19
            Цитата: Ольгович
            Т.е," спроектировал"-вполне уместно....

            Да даже перерасчет с дюймов на миллиметры требует перерасчета, а так
            Поликарпов не был бы Поликарповым, если б этого не сделал - ТАЛАНТИЩЕ!!!!!
            Да и "великий друг советского авиастроения - товарищ Сталин" не ставил, в данном случае задачи по точному копированию. Взяли самолет известный уже на нашей территории и эксплуатирующийся. Решение вполне нормальное
            1. 0
              3 апреля 2020 09:52
              Цитата: svp67
              Да даже перерасчет с дюймов на миллиметры требует перерасчета, а так
              Поликарпов не был бы Поликарповым, если б этого не сделал - ТАЛАНТИЩЕ!!!!!
              Да и "великий друг советского авиастроения - товарищ Сталин" не ставил, в данном случае задачи по точному копированию. Взяли самолет известный уже на нашей территории и эксплуатирующийся. Решение вполне нормальное

              Полностью согласен.
      2. +3
        2 апреля 2020 10:50
        А это ЦАГИ, созданный на базе Аэродинамической лаборатории Московского Императорского Высшего Технического училища и ПЕРВОГО в МИРЕ Аэродинамического института (1904 г) русского ученого Рябушинского:

        С аэродинамической лабораторией Технического училища, как предтечей ЦАГИ ещё можно согласиться, а вот Кучинский институт Рябушинского тут вообще не к месту - очень быстро оттуда ушёл Н.Е. Жуковский и другие учёные, не выдержав управленческих "талантов" его хозяина - Рябушинского.
        1. 0
          2 апреля 2020 11:06
          Цитата: Авиатор_
          С аэродинамической лабораторией Технического училища, как предтечей ЦАГИ ещё можно согласиться, а вот Кучинский институт Рябушинского тут вообще не к месту

          Истории не нужно чье-то "согласие"/несогласие": русским ученым Дмитрием Рябушинским в состав ЦАГИ была передана его кучинская аэродинамическая лаборатория (КуЦАГИ); оснащённая лучше, нежели лаборатория ИМТУ: она позволила расширить объём экспериментальных работ.
          1. -1
            2 апреля 2020 14:28
            Не надо распространять фейки. Ничего промышленник Рябушинский в ЦАГИ не передавал.
            1. -2
              3 апреля 2020 09:20
              Цитата: Авиатор_
              Не надо распространять фейки.
              Ничего промышленник Рябушинский в ЦАГИ не передавал

              1.Говорите ПО-РУССКИ.

              2. В школу сходите, неуч:в апреле 1918 года по просьбе Рябушинского Аэродинамический институт был национализирован
              1. -3
                3 апреля 2020 10:11
                В ЦПШ, тебе, неуважаемый. Есть разница между национализацией и передачей? В 1918 олигарх Рябушинский уже за рубеж сдристнул.
                1. -3
                  3 апреля 2020 10:46
                  Цитата: Авиатор_
                  В ЦПШ, тебе, неуважаемый.

                  Тыкать своей жене будешь, любитель "фейков".
                  Цитата: Авиатор_
                  Есть разница между национализацией и передачей?

                  По ПРОСЬБЕ СОБСТВЕННИКА -взяли, дошло, не?
                  Цитата: Авиатор_
                  В 1918 олигарх Рябушинский уже за рубеж сдристнул.

                  После АРЕСТА ЧК.
                  Умный человек, избежал ужаса дикого террора,. развязанного на десятки лет
                  1. -1
                    3 апреля 2020 19:04
                    Цитата: Ольгович
                    По ПРОСЬБЕ СОБСТВЕННИКА

                    Цитата: Ольгович
                    После АРЕСТА ЧК.

                    Цитата: Ольгович
                    Умный человек, избежал ужаса дикого террора
                    lol good
      3. -2
        2 апреля 2020 14:40
        Цитата: Ольгович
        Возглавляли его великолепные РУССКИЕ ученые

        А к СССР эти деятели имели какое то ни было отношение?и какое русское правительство их финансировало?и как эти русские противостояли коммунистам?или сотрудничали антирусским советским правительством?
        1. -2
          3 апреля 2020 09:32
          Цитата: апро

          А к СССР эти деятели имели какое то ни было отношение?

          Ни малейшего-они воспитаны, выучены, стали конструкторами в РОССИИ.

          В СССР оказались, т.к. Россия оказалась там.
          Цитата: апро
          какое русское правительство их финансировало?

          Россиское правительство финансировало их до ВОРа, после нее их финансировало советское правительство , опять таки, из РОССЙСКИХ средств-с собой из швейцариев интуристы. кроме драных носков -ничего не привезли.
          Цитата: апро
          как эти русские противостояли коммунистам?или сотрудничали антирусским советским правительством?

          belay
          Знайте же, что булки пекут, лечат, двигают науку -ПРИ ЛЮБОЙ власти: власти приходят и уходят , а булки, лечение и научные достижения -нужны ВСЕГДА.
          1. -4
            3 апреля 2020 11:06
            Цитата: Ольгович
            Ни малейшего

            Отлично сказанно...это ещё раз говорит о том что русские инжинеры приспособленцы.нет бы как Зворыкин или Сикорский поднимать американскую экономику...бороться с коммунизмом.нет пошли в услужение узурпаторам...
            Цитата: Ольгович
            Знайте же, что булки пекут, лечат, двигают науку -ПРИ ЛЮБОЙ власти

            Где то услышал хорошое изречение ..актёров и проституток не трогать.у них своего мнения нет....
            1. -2
              3 апреля 2020 11:34
              Цитата: апро
              Отлично сказанно...это ещё раз говорит о том что русские инжинеры приспособленцы.нет бы как Зворыкин или Сикорский поднимать американскую экономику...бороться с коммунизмом.нет пошли в услужение узурпаторам...
              служили РОДИНЕ: ЕЩЕ РАЗ напомню:булки пекут, лечат, двигают науку -ПРИ ЛЮБОЙ власти: власти приходят и уходят , а булки, лечение и научные достижения -остаются.
              Цитата: апро
              нет бы как Зворыкин или Сикорский поднимать американскую экономику.

              СЕБЯ они поднимали
              Цитата: апро
              Где то услышал хорошое изречение ..актёров и проституток не трогать.у них своего мнения нет...

              ...что?! belay lol
              это...какое отношение к...конструкторам?
              1. -4
                3 апреля 2020 11:46
                Цитата: Ольгович
                В служили РОДИНЕ: ЕЩЕ РАЗ напомню:

                А не антинародной советской власти?которая уничтожала русский народ...
                Цитата: Ольгович
                СЕБЯ они поднимали

                Ну они были русскими.они отрицательно относились к советской власти.и поддерживали традиционную религиозность.
                Цитата: Ольгович
                ...что?!
                это...какое отношение к...конструкторам?

                Они русские.должны бороться антинародным советским правительством.отстаивать интересы русского народа или как?за материальные блага можно и верой почтупиться?
                1. -1
                  3 апреля 2020 11:51
                  Цитата: апро
                  А не антинародной советской власти?которая уничтожала русский народ..

                  РОДИНЕ, КОТОРОЙ всегда нужны булки, врачи и наука.
                  Цитата: апро
                  Они русские.должны бороться антинародным советским правительством.отстаивать интересы русского народа или как?за материальные блага можно и верой почтупиться?

                  они должны служить отечественной науке-т. е. там, где могут принести макс. пользу Родине
                  1. -4
                    3 апреля 2020 12:02
                    Не понимаю Вас.Вы либо крестик снимите либо штаны оденьте...невозможно быть одновременно возвеличивать русских и пинать СССР.нескладно получаеться...для Вас СССР не родина.это понятно.а говорить о какойто абстрактной родине которой что то нужно .в силу каких то идеалестических устремлений не понятно.ведь что мы делаем своими руками.мозгами нужно людям .обществу .которые нас окружают...
                    1. -1
                      3 апреля 2020 12:40
                      Цитата: апро
                      Не понимаю Вас.Вы либо крестик снимите либо штаны оденьте...невозможно быть одновременно возвеличивать русских и пинать СССР.нескладно получаеться......

                      это Ваша проблема, а я могу только повторить в ПЯТЫЙ РАЗ: когда специалисты пекут ХЛЕБ, лечат ЛЮДЕЙ, двигают НАУКУ-они приносят МАКСИМАЛЬНУЮ пользу Отечеству, независимо от формы власти.
                      Так они служили при феодализме , капитализме , социализме и сейчас и, думаю , и далее будут

                      Цитата: апро
                      .а говорить о какойто абстрактной родине которой что то нужно .в силу каких то идеалестических устремлений не понятно

                      Россия - Родина.
                      ЧТО непонятно?!
                      1. -4
                        3 апреля 2020 12:52
                        А... теперь понял...там где брюхо сыто и задница в тепле там и родина.всё вопросов больше не имею.
                        Цитата: Ольгович
                        независимо от формы власти.
    2. +3
      2 апреля 2020 14:00
      Созданный в СССР самолет ТБ-1 стал первым в мире двухмоторным бомбардировщиком.

      Первым двухмоторным бомбардировщиком в истории авиации был российский «Илья Муромец» — , созданный Игорем Сикорским в 1913 году.

      В дальнейшем Сикорский довел на серийных Муромцах к 1914году количество моторов до четырех.
    3. +3
      2 апреля 2020 19:21
      Цитата: svp67
      а вот серийных, да цельнометаллических двухмоторных бомберов до него не было...

      Да еще монопланов.
    4. +3
      2 апреля 2020 22:26
      Да, я по великой дурости забыл про цельнометаллический добавить.
  2. +1
    2 апреля 2020 06:18
    Все дальше и сложнее. Топ-5 советских авиаперелётов межвоенного времени
    Скорее "лонг". ))) И не межвоенного, а предвоенного. Хотя на фоне
    первым в мире двухмоторным бомбардировщиком
    это мелочь. Про индейцев у автора поумнее и поинтереснее получается.
    1. +2
      2 апреля 2020 07:05
      Про индейцев пишет Шпаковский, у Шерзада есть циклы про освоение Сибири и войну за независимость в Америке. Однако, в целом я согласен, не самый удачный материал автора.
  3. +2
    2 апреля 2020 06:51
    ТБ-1 впервые поднялся в воздух в 25 году, а в 19 он уже всех покорил - ну молодец. Ничего не знаешь по теме, не интересуешься, пиши про коронавирус.
    1. +9
      2 апреля 2020 07:10
      Обычная опечатка. На форуме этого раздела считается "хорошим тоном", не цеплятся к подобным мелочам, а вежливо указать автору на ошибку.
      1. +9
        2 апреля 2020 08:34
        А еще "хорошим тоном" у некоторых авторов стало проявление неуважения к читателям публикацией кое как написанных статей да еще и по теме, в которой автор "не в теме".
        Автор взялся описывать советские авиаперелеты, но о первом таковом - Москва - Пекин - Токио 1925 года "забыл".
        1. +3
          2 апреля 2020 08:54
          Свою оценку материалу, Виктор Николаевич, я дал в первом комментарии. Что до опечаток, согласитесь, не стоит над ними издеваться, ибо, случается со всеми.
          1. +3
            2 апреля 2020 10:55
            По опечаткам согласен, тем более что тут явно видно, что вместо "2" напечатано "1".
      2. -5
        2 апреля 2020 15:55
        Цитата: 3x3zsave
        Обычная опечатка.

        Нет не обычная. Aвтор не знает ключевых дат нашей истории страны, если бы знал - такой опечатки бы он не допустил. Сразу надо таких на место ставить без всяких сентиментов.
        1. +4
          2 апреля 2020 18:28
          А Вы, вероятно, на полном серьезе считаете, что это слово
          сентиментов
          пишется именно так? Или это опечатка?
  4. +1
    2 апреля 2020 07:23
    Созданный в СССР самолет ТБ-1 стал первым в мире двухмоторным бомбардировщиком.
    laughing laughing laughing laughing laughing Даже в СССР такую глупость не писали....
  5. +2
    2 апреля 2020 07:51
    Уважаемый автор!!!! у вас опечатка - "Летом—осенью 1919-го"...
  6. +9
    2 апреля 2020 11:55
    "Разбавлю" немного комментарии.. Надеюсь форумчане против не будут. (это из личной коллекции)


    Производится на Родине В.П. Чкалова.
    1. +1
      2 апреля 2020 19:26
      Цитата: NN52
      "Разбавлю" немного комментарии..

      Разбавлять надо осторожно, а то можно получить передоз. Без обид. drinks
      1. +2
        2 апреля 2020 20:08
        Да просто красиво. ) Да и подарок.
        1. +3
          3 апреля 2020 11:58
          Да просто красиво. ) Да и подарок.

          Еще соври, что ни разу не пробовал)))
          1. +3
            3 апреля 2020 18:35
            Околоточный (Алексей)

            Так подарили две бутылки)))
  7. 0
    2 апреля 2020 12:56
    "Летом—осенью 1919-го этому самолету предстояло покорить Америку...". Повеселило...