Немецкая гаубица на французском шасси. САУ SdKfz 135/1
С самого начала Североафриканской кампании Вермахта со стороны солдат-артиллеристов начали поступать жалобы. Бойцы были недовольны природными условиями театра военных действий. Зачастую приходилось воевать на песчаных равнинах. Для танков и самоходок это было нестрашно. Но для буксируемых орудий песчаные поля были настоящей проблемой. Пушки и гаубицы с колесным ходом имели недостаточную проходимость, из-за чего банальная переброска батареи порой превращалась в серьезную и трудную операцию.
До определенного времени командование не обращало внимания на эту проблему. Потом ситуация изменилась, что в 1942 году привело к появлению интересной бронемашины. В мае 1942 года военно-политическое руководство нацистской Германии потребовало создать новую самоходную артустановку с орудием калибра 150 миллиметров. Целью приказа было обеспечение корпуса «Африка» самоходным орудием, способным нормально работать в сложных условиях северной части Черного континента. Вскоре определились с ходовой частью, вооружением и подрядчиками проекта.
За основу для новой самоходки взяли французский бронетранспортер Lorraine 37L. До оккупации Франции было выпущено более шести сотен этих легких бронемашин, примерно половина из которых попала в руки к немцам. БТР «Лоррэн» оснащался бензиновым двигателем Dale Haye 103 TT мощностью 70 лошадиных сил. При боевой массе исходной машины в 5,2 тонны этот мотор обеспечивал сносную удельную мощность, хотя и не особо большие ходовые показатели. Так, максимальная скорость по шоссе не дотягивала даже до 40 километров в час. Невелик был и запас хода французского бронетранспортера – 130-140 километров. Бронированный корпус Lorraine 37L не обеспечивал высокий уровень защиты. Лобовой лист толщиной в 16 миллиметров и борта по девять можно признать только противопульной броней.
Очевидно, что БТР «Лоррэн» мог выполнять только вспомогательные функции. Альтернативой им могло стать применение в качестве орудия, предназначенного для стрельбы с закрытых позиций. Собственно говоря, слабая защита ходовой части Lorraine 37L и стала причиной того, что новую самоходку решили оснастить орудием типа гаубица. 15 cm schwere Feldhaubitze 1913 (15-сантиметровая тяжелая полевая гаубица образца 1913 года) или сокращенно 15 cm sFH 13 успела повоевать еще в Первую Мировую. После ее окончания часть гаубиц 15 cm sFH 13 была передана Нидерландам и Бельгии в качестве репараций. Тем не менее, несколько сотен орудий остались у Германии. До 1933 года их тщательно скрывали. С приходом к власти Гитлера была начата разработка новой гаубицы того же калибра, а саму 15 cm sFH 13 отправили на склады. Гаубица имела ствол длиной в 14 калибров, что в сочетании с большим калибром позволяло вести огонь на дистанции до 8600 метров. Установленная на родном лафете система наведения орудия обеспечивала склонение ствола до -4° и возвышение до +45°. Кроме того, имелась возможность горизонтальной наводки в пределах сектора шириной в девять градусов. Причиной выбора именно этой гаубицы стало большое количество сохранившихся на складах экземпляров. Отправлять их на Восточный фронт посчитали нецелесообразным, поэтому использовали для создания экспериментально-боевой самоходки.
Фирме Alkett поручили разработать бронированную рубку для новой САУ и всю технологию производства машины. На грузовую платформу Lorraine 37L установили бронированную рубку без крыши. Она собиралась из прямолинейных катаных броневых панелей толщиной в 10 миллиметров (лоб и щит орудия), 9 мм (борта) и 7 мм (корма). При разработке бронерубки пришлось учитывать массу вещей. Минимальный ее размер ограничивался длиной отката гаубицы. Максимальный, в свою очередь, влиял на общую массу самоходки и ее центровку. В итоге был собран металлический короб, задняя часть которого выходила за пределы кормы шасси. Совместить технические ограничения и удобство работы трех человек экипажа иным способом не представлялось возможным. Несмотря на все усилия конструкторов Alkett, серьезно «пострадал» боекомплект. В рубке САУ удалось разместить только восемь снарядов. Остальное предполагалось транспортировать на вспомогательных машинах. Шасси «Лоррэн» оснастили не только рубкой и орудием. На крыше ходовой части, перед рубкой, установили опору для ствола, на которую он опускался в походном положении. Следствием установки опоры стала невозможность опускать ствол ниже горизонтального положения. Кроме того, боевая масса самоходки, выросшая до восьми с половиной тонн, не обеспечивала эффективного гашения отдачи выстрела. Из-за этого пришлось установить на корму шасси специальный откидываемый упор. Перед стрельбой экипаж опускал его и упирал в землю. Эта особенность ведения огня привела к тому, что САУ со 150-мм гаубицей, несмотря на возможности по наведению орудия, не могла стрелять на ходу.
Немецкий завод Alkett быстро справился с заданием и отправил в Париж заказанные Вермахтом три десятка рубок с гаубицами. Там их установили на шасси Lorraine 37L. В июле 42-го года все 30 самоходок, получивших обозначение 15 cm sFH 13/1 (Sf) auf Geschuetzwagen Lorraine Schlepper (f) или SdKfz 135/1, были отправлены в Африку. Через месяц корпус Роммеля получил еще семь новых САУ. На фронте SdKfz 135/1 показали всю неоднозначность проекта. Дело в том, что хорошая огневая мощь 150-миллиметровой гаубицы полностью компенсировалась малой скоростью, слабой защитой и небольшим весом самоходки. К примеру, в результате «отскока» САУ из-за отдачи нередко повреждались гусеницы машины или ее подвеска. Тем не менее, САУ SdKfz 135/1 признали скорее удачной, нежели нет. В связи с эти в последующие месяцы было собрано еще несколько партий самоходных гаубиц. Всего было сделано 94 такие машины.
Во время Североафриканской кампании САУ 15 cm sFH 13/1 (Sf) auf Geschuetzwagen Lorraine Schlepper (f) служили в составе 21-й танковой дивизии, в ее батальоне бронированной артиллерии. По характеру применения гаубиц можно представить особенности боевой работы самоходок. Кроме того, SdKfz 135/1 не стали известными и из-за малого количества произведенных экземпляров. Все оставшиеся до поражения Германии в Африке месяцы артиллеристы 21-й танковой дивизии занимались тем, что выходили в заданный район, «по-гаубичному» обстреливали противника и уходили домой. Некоторая часть самоходок была уничтожена авиацией и танками союзников, часть досталась англичанам в качестве трофеев. Те САУ SdKfz 135/1, которые не попали в Африку, позднее использовались немцами для обороны в Нормандии. Во время наступления союзников большая часть оставшихся самоходок была уничтожена, а остальные постигла участь трофеев. Каких-либо примечательных случаев в боевой биографии SdKfz 135/1 не было, поэтому эта САУ больше известна не победами, а интересным внешним видом с характерным «коробом» бронированной рубки.
По материалам сайтов:
http://rusmed-forever.ru/
http://ursa-tm.ru/
http://vadimvswar.narod.ru/
http://operationoverlord.net/
http://passioncompassion1418.com/
Информация