Failed record. Hughes XH-28 Helicopter Project


Experienced XH-17 in flight. Hughes was already developing the future XH-28 by this time.


On October 23, 1952, the American company Hughes Aircraft first flew an experimental XH-17 Flying Crane helicopter. By this time, aircraft manufacturers managed to work out issues of further development of the project and even receive an order to create a new helicopter. On the basis of the experimental machine, it was proposed to create a full-fledged transport helicopter. This project received an XH-28 index.

From experiment to practice


In 1951, the Hughes company was engaged in the analysis of the results of ground tests of the experimental XH-17 and was preparing for the first flight. In parallel, on the basis of the accumulated experience, the appearance of a future helicopter suitable for operation in the army was formed.

In October, materials on the project were submitted by the US Air Force. The military approved the proposal, and in early 1952 a contract appeared for the necessary work. The project of the helicopter for the army received the designation XH-28. In accordance with the terms of the contract, the prototype was supposed to go on flight tests no later than 1956 - the customer took into account that the experimental machine of the previous model still did not fly into the sky.


In the assembly shop. In the foreground is the prototype XH-17, in the back is the XH-28 layout

The technical specifications for the XH-28 were different from the requirements for the XH-17. The desired flight characteristics remained the same, but the required carrying capacity was raised to 18-20 tons. Preliminary calculations showed that such characteristics are real and can be obtained in practice - but the project will be very complicated.

Scientific work


Experiments with the XH-17 helicopter in the form of a ground test bench showed that the proposed architecture needs refinement and additional research. First of all, it was necessary to solve the problem of rotor strength. The helicopter was planned to be equipped with a large-diameter screw, capable of providing the desired traction. This required long blades of a special design that withstand the arising loads and vibrations.

Hughes, together with relevant research organizations, conducted research and found the best rotor design. It was proposed to keep the propeller with a jet drive blades. In this case, instead of two blades, four should be used. All-metal blades with a power set made of titanium could show the best strength characteristics.


Model XH-28 without cargo area between the landing gear

Helicopter builders were going to order the development of a new engine with the required characteristics. Such a contract was offered by Allison, but it refused because of loading with other orders. Nevertheless, she promised to provide ready-made engines for the construction of an experimental helicopter.

In parallel with research, Hughes conducted design work and formed the technical appearance of the future XH-28. In mid-1952, construction began on a full-size prototype demonstrating the main features of a promising helicopter. Unfortunately for the developers, the project did not advance beyond the layout.

Record design


In terms of layout and overall architecture, the future XH-28 was similar to the existing XH-17. However, other requirements and accumulated experience led to a significant revision of the design and the replacement of a number of main units. In addition, unlike the prototype booth, the helicopter for the army had to have a full skin and unit covers.


Load layout

It was again proposed the construction of a “flying crane” - a helicopter on a characteristic high chassis with an open cargo area between the racks. The fuselage of the new machine had smooth contours and a variable cross section. The layout has changed slightly due to the advent of new units. A cabin was left in the nose, a large fuel tank and a pair of engines were placed behind it. A stabilizer and a tail rotor were placed on the tapering tail boom.

The XH-28 power plant included two Allison XT40-A-8 turboshaft engines with a power of 5300 hp each. This time the engines were placed inside the fuselage. The torque of the engines through the gearbox was transmitted to a separate compressor. He took atmospheric air and, under pressure, supplied it to the pipelines of the rotor hub. The gearbox also had a power tap for the tail rotor.

The principles of rotation of the screw are fully borrowed from the previous project. Compressed air from the compressor through the tubular spar of the blade came to the tip. There was a system of several combustion chambers where fuel was supplied through special pipelines. Jet engines at the ends of the blades created traction and had to untwist the screw to the required speed.


The main rotor with a jet drive of the blades received a standard swashplate with all the necessary capabilities. The presence of pipelines for air and kerosene affected the design of the sleeve. Like the XH-17, it was taller and larger than the classic design. To improve aerodynamics, the sleeve and root parts of the blades were covered with fairings.

In terms of size, the XH-28 did not differ much from the previous XH-17. Despite the change in the number of blades, the screw diameter remained the same. The estimated dry weight reached 23,6 tons. The maximum take-off weight was 47,6 tons. The estimated payload was brought up to 50 thousand pounds (22,7 tons) - almost half of the maximum weight. A helicopter could fly at a speed of up to 140-150 km / h for a range of up to 150-170 km.

To transport the payload, it was proposed to use a platform located between the landing gear racks. The absence of sides or barriers facilitated loading and unloading, and the equipment was planned to be driven on its own. Due to the unique carrying capacity, the helicopter could transport any samples of automobile and special equipment that were in service at that time. It was also possible to transport some samples of armored vehicles, artillery, etc.

Unexpected final


Work on the XM-28 project went according to schedule until the end of 1952. But in December, the Air Force made a fundamental decision on the further development of promising projects. Due to the ongoing war in Korea and due to limited financial resources, they had to choose which areas would continue and which ones would have to be abandoned.


Air Force decided to focus on promising tactical aircraft aviation. At the same time, it was proposed to substantially revise the helicopter development program. The result was new plans for the XH-28 from Hughes. This project was proposed to continue until the end of the next 1953 with the aim of completing the basic theoretical and design work, as well as to obtain the necessary experience. Further stages of the project, including the construction of the prototype, were canceled in advance.

However, until the end of 1953 the project did not survive. Already in the summer, August 17, the Air Force command ordered to stop supporting the Hughes XH-17 and XH-28 projects. The freed resources were redirected to the development of light and middle class helicopters - such equipment was considered more important for the army.

By this time, Hughes Aircraft managed to build only a full-size model of the promising XH-28. Soon this product was dismantled as unnecessary. Experienced XH-17 was more fortunate. He continued to be tested in the order of accumulating experience, but at his own expense. Flights continued until 1955, when the rotor exhausted its life. After this test was stopped, and later the car was scrapped.

For technical and other reasons, the XM-28 project could not even be brought to prototype testing. Other American projects of heavy or super-heavy helicopters were also not successful. As a result, the US Air Force still does not have helicopters with a payload capacity of 20 tons or more. However, available samples with less outstanding characteristics made it possible to build a workable and efficient army transportation system.
Author:
Photos used:
US Air Force, Secretprojects.co.uk
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

13 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. The leader of the Redskins April 19 2020 06: 45 New
    • 6
    • 2
    +4
    Now it’s clear where the “chassis grows” from our Mi 10 k))
    Yes, it was created later and the carrying capacity is less, but it was built in series and was in demand!
    1. Lopatov April 19 2020 09: 23 New
      • 8
      • 0
      +8
      Quote: Leader of the Redskins
      but it was built in series and was in demand!


      Also built in series and was in demand. Since 1962

      By the way, Mi-10, not Mi-10K. The last with a short chassis
      1. Pete mitchell April 19 2020 12: 36 New
        • 9
        • 0
        +9
        Mi-10 is an interesting device.
        In the photo, the Sikorsky S-64 is still used to extinguish fires.
  2. Mountain shooter April 19 2020 08: 59 New
    • 2
    • 2
    0
    Helicopters in the USSR did succeed. And now, Russia has not lost its role in the global helicopter industry.
    With new developments, something is not very audible ...
    1. iouris April 19 2020 15: 06 New
      • 2
      • 4
      -2
      Quote: Mountain Shooter
      And now, Russia has not lost its role in the global helicopter industry.

      Is this an expert opinion?
      1. Mountain shooter April 19 2020 15: 07 New
        • 2
        • 1
        +1
        Quote: iouris
        This is an expert opinion.

        No less than your enlightened ... laughing
        1. iouris April 19 2020 15: 08 New
          • 2
          • 4
          -2
          Sometimes it's better to chew.
  3. Alecsandr April 19 2020 09: 42 New
    • 4
    • 0
    +4
    In the USSR, the V-12 was also built pretty huge. The Mi-26 also turned out well
    1. Pete mitchell April 19 2020 13: 32 New
      • 5
      • 0
      +5
      Ek you modestly it - perfectly turned out. There was an opportunity one day to look at him closely, one word - power ..
  4. Operator April 19 2020 16: 11 New
    • 2
    • 0
    +2
    Rotor-propelled helicopters turned out to be unclaimed due to the low efficiency of such a drive (turbocharged engines had three times higher fuel consumption than turbo-engines), the noise beyond (over 140 decibels) from the operation of rocket nozzles at the ends of the blades and the small propulsive coefficient of the rotor with thick blades profile.

    The closure of financing was caused precisely by these reasons.
  5. acetophenon April 19 2020 22: 02 New
    • 0
    • 2
    -2
    This one for me ... this one ... is this product reminiscent of a heavy imperial walker?
  6. Aviator_ April 20 2020 10: 48 New
    • 1
    • 0
    +1
    An interesting scheme. But the customer is always right. Quickly failed to bring - to the scrap.
  7. Mikhail3 24 May 2020 15: 21 New
    • 0
    • 0
    0
    The principle of transferring fuel and oxidizer through a fixed part to a moving part is vicious in itself. As confirmed by OCD, otherwise Hughes would not be limited to a layout. Our load-bearing helicopters do not bear the slightest resemblance to this project.
    The most interesting thing here is that the US Army in the 50s made astonishing logical and balanced decisions based on science and engineering knowledge. What has not been around the world for a long time ...

Военное обозрение

Неудавшийся рекорд. Проект вертолёта Hughes XH-28

13

Опытный XH-17 в полете. К этому времени компания Hughes уже вела разработку будущего XH-28


23 октября 1952 г. американская компания Hughes Aircraft впервые подняла в воздух экспериментальный вертолет XH-17 Flying Crane. К этому времени авиастроители успели проработать вопросы дальнейшего развития проекта и даже получить заказ на создание нового вертолета. На базе экспериментальной машины предлагалось создать полноценный транспортный вертолет. Этот проект получил индекс XH-28.

От эксперимента к практике


В 1951 г. компания «Хьюз» занималась анализом результатов наземных испытаний опытного XH-17 и готовилась к первому полету. Параллельно на основе накопленного опыта формировали облик будущего вертолета, пригодного к эксплуатации в армии.

В октябре материалы по проекту представили ВВС США. Военные одобрили предложение, и в начале 1952 г. появился контракт на проведение необходимых работ. Проект вертолета для армии получил обозначение XH-28. В соответствии с условиями контракта, опытный образец должен был выйти на летные испытания не позднее 1956 г. – заказчик учел, что экспериментальная машина предыдущей модели все еще не поднималась в небо.


В сборочном цеху. На переднем плане опытный XH-17, сзади - макет XH-28

Техническое задание на XH-28 отличалось от требований к XH-17. Желаемые летные характеристики остались прежними, но требуемую грузоподъемность подняли до 18-20 т. Предварительные расчеты показывали, что такие характеристики реальны и могут быть получены на практике – но проект будет весьма сложным.

Научная работа


Эксперименты с вертолетом XH-17 в виде наземного стенда показали, что предложенная архитектура нуждается в доводке и проведении дополнительных исследований. В первую очередь, требовалось решить проблему прочности несущего винта. Вертолет планировалось оснастить винтом большого диаметра, способным обеспечить нужную тягу. Для этого требовались длинные лопасти особой конструкции, выдерживающие возникающие нагрузки и вибрации.

Компания Hughes вместе с профильными научными организациями провела исследования и нашла оптимальный вариант конструкции несущего винта. Предлагалось сохранить винт с реактивным приводом лопастей. При этом вместо двух лопастей следовало использовать четыре. Наилучшие прочностные характеристики могли показать цельнометаллические лопасти с силовым набором из титана.


Макет XH-28 без грузовой площадки между стойками шасси

Вертолетостроители собирались заказать разработку нового двигателя с требуемыми характеристиками. Такой контракт предложили компании Allison, но она отказалась по причине загрузки другими заказами. Тем не менее, она пообещала предоставить готовые двигатели для строительства опытного вертолета.

Параллельно с исследованиями компания «Хьюз» вела проектные работы и формировала технический облик будущего XH-28. В середине 1952 г. началось строительство полноразмерного макета, демонстрирующего основные особенности перспективного вертолета. К сожалению разработчиков, дальше макета проект не продвинулся.

Рекордная конструкция


С точки зрения схемы и общей архитектуры будущий XH-28 был похож на существующий XH-17. Однако иные требования и накопленный опыт привели к существенной переработке конструкции и замене ряда основных агрегатов. Кроме того, в отличие от стенда-прототипа, вертолет для армии должен был иметь полноценную обшивку и кожухи агрегатов.


Макет с "нагрузкой"

Вновь предлагалось строительство «летающего крана» – вертолета на характерном высоком шасси с открытой грузовой площадкой между стойками. Фюзеляж новой машины имел плавные обводы и изменяющееся сечение. Компоновка незначительно изменилась в связи с появлением новых агрегатов. В носу оставили кабину, за ней помещались крупный топливный бак и пара двигателей. На сужающейся хвостовой балке поместили стабилизатор и рулевой винт.

Силовая установка XH-28 включала два турбовальных двигателя Allison XT40-A-8 мощностью по 5300 л.с. На этот раз двигатели поместили внутри фюзеляжа. Крутящий момент двигателей через редуктор передавался на отдельный компрессор. Он забирал атмосферный воздух и под давлением подавал его в трубопроводы втулки несущего винта. Также на редукторе имелся отвод мощности для хвостового винта.

Принципы вращения винта полностью заимствовались из предыдущего проекта. Сжатый воздух от компрессора по трубчатому лонжерону лопасти поступал к законцовке. Там находилась система из нескольких камер сгорания, куда по специальным трубопроводам подавалось топливо. Воздушно-реактивные двигатели на концах лопастей создавали тягу и должны были раскручивать винт до необходимых оборотов.


Несущий винт с реактивным приводом лопастей получил стандартный автомат перекоса со всеми необходимыми возможностями. Наличие трубопроводов для воздуха и керосина сказалось на конструкции втулки. Как и на XH-17, она была выше и крупнее классической конструкции. Для улучшения аэродинамики втулку и корневые части лопастей прикрыли обтекателями.

По своим размерам XH-28 почти не отличался от предыдущего XH-17. Несмотря на изменение количества лопастей, диаметр винта остался прежним. Расчетная сухая масса достигла 23,6 т. Максимальный взлетный вес – 47,6 т. Расчетную полезную нагрузку удалось довести до 50 тыс. фунтов (22,7 т) – почти до половины от максимального веса. Вертолет мог бы летать со скоростью до 140-150 км/ч на дальность до 150-170 км.

Для перевозки полезной нагрузки предлагалось использовать платформу, размещенную между стойками шасси. Отсутствие бортов или ограждения облегчало погрузочно-разгрузочные работы, а технику планировалось загонять своим ходом. Благодаря уникальной грузоподъемности вертолет мог бы перевозить любые образцы автомобильной и специальной техники, состоявшие на вооружении в то время. Также была возможна транспортировка некоторых образцов бронетехники, артиллерии и т.д.

Неожиданный финал


Работы по проекту XM-28 шли в соответствии с графиком до конца 1952 г. Но в декабре ВВС приняли принципиальное решение о дальнейшем развитии перспективных проектов. В связи с продолжающейся войной в Корее и по причине ограниченных финансовых возможностей им пришлось выбирать, какие направления будут продолжаться, а от каких придется отказаться.


ВВС решили сосредоточить усилия на перспективных самолетах тактической авиации. Одновременно с этим предлагалось существенно пересмотреть программу развития вертолетного направления. Результатом этого оказались новые планы в отношении XH-28 от компании «Хьюз». Этот проект предложили продолжать до конца следующего 1953 г. с целью завершения основных теоретических и конструкторских работ, а также для получения необходимого опыта. Дальнейшие этапы проекта, включая строительство прототипа, отменялись заранее.

Впрочем, до конца 1953 г. проект не дожил. Уже летом, 17 августа командование ВВС распорядилось прекратить поддержку проектов Hughes XH-17 и XH-28. Высвободившиеся ресурсы перенаправили на разработку вертолетов легкого и среднего класса – такую технику посчитали более важной для армии.

К этому времени компания Hughes Aircraft успела построить только полноразмерный макет перспективного XH-28. Вскоре это изделие за ненадобностью разобрали. Опытному XH-17 повезло больше. Его продолжили испытывать в порядке наработки опыта, но уже за свой счет. Полеты продолжались до 1955 г., когда несущий винт выработал свой ресурс. После этого испытания прекратили, а позже машину отправили на слом.

В силу технических и иных причин проект XM-28 не удалось довести даже до испытаний опытного образца. Другие американские проекты тяжелых или сверхтяжелых вертолетов тоже не отличались успешностью. В результате ВВС США до сих пор не имеют вертолетов с грузоподъемностью 20 т или более. Впрочем, и доступные образцы с менее выдающимися характеристиками позволили построить работоспособную и эффективную систему армейских перевозок.
Автор:
Использованы фотографии:
US Air Force, Secretprojects.co.uk
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 19 апреля 2020 06:45
    +4
    Теперь понятно откуда "шасси ростут" у нашего Ми 10 к))
    Да, он создан позже и грузоподъёмность меньше, зато строился серийно и был востребован!
    1. Лопатов
      Лопатов 19 апреля 2020 09:23
      +8
      Цитата: Вождь краснокожих
      зато строился серийно и был востребован!


      Тоже строился серийно и был востребован. С 1962 года.

      Кстати, Ми-10, а не Ми-10К. Последний с коротким шасси
      1. Pete Mitchell
        Pete Mitchell 19 апреля 2020 12:36
        +9
        Ми-10 интереснейший аппарат.
        На фотке Сикорский S-64, до сих пор используется для тушения пожаров
  2. Горный стрелок
    Горный стрелок 19 апреля 2020 08:59
    0
    Вертолеты в СССР делать получалось. Да и сейчас Россия не утратила своей роли в мировом вертолетостроении.
    С новыми разработками что то не очень слышно...
    1. iouris
      iouris 19 апреля 2020 15:06
      -2
      Цитата: Горный стрелок
      Да и сейчас Россия не утратила своей роли в мировом вертолетостроении.

      Это экспертное мнение?
      1. Горный стрелок
        Горный стрелок 19 апреля 2020 15:07
        +1
        Цитата: iouris
        Это экспертное мнение

        Не менее, чем ваше просвещенное... laughing
        1. iouris
          iouris 19 апреля 2020 15:08
          -2
          Иногда лучше жевать.
  3. Alecsandr
    Alecsandr 19 апреля 2020 09:42
    +4
    В СССР В-12 тоже построили довольно таки огромадный.Ми-26 тоже неплохо получился
    1. Pete Mitchell
      Pete Mitchell 19 апреля 2020 13:32
      +5
      Эка вы его скромно - отлично получился. Была возможность однажды посмотреть на него близко, одно слово - мощь..
  4. Оператор
    Оператор 19 апреля 2020 16:11
    +2
    Вертолеты с реактивным приводом несущего винта оказались невостребованными по причине низкого КПД подобного привода (турбокомпрессорные двигатели имели втрое больший расход топлива, чем турбовальные двигатели), запредельный шум (свыше 140 децибел) от работы ракетных сопел на концах лопастей и малый пропульсивный коффициент винта с лопастями толстого профиля.

    Закрытие финансирования было вызвано именно этими причинами.
  5. acetophenon
    acetophenon 19 апреля 2020 22:02
    -2
    Мне одному эта... этот... это изделие напоминает тяжёлый имперский шагоход?
  6. Авиатор_
    Авиатор_ 20 апреля 2020 10:48
    +1
    Интересная схема. Но заказчик всегда прав. Довести быстро не удалось - в утиль.
  7. михаил3
    михаил3 24 мая 2020 15:21
    0
    Принцип передачи топлива и окислителя через неподвижную деталь в подвижную порочен сам по себе. Что и подтвердили ОКР, иначе Хьюз не ограничился бы макетом. Наши грузоподьемные вертолеты не имеют с этим проектом ни малейшего сходства.
    Тут самое интересное то, что армия США в 50х годах принимала на изумление логичные и взвешенные решения, основанные на науке и инженерных знаниях. Чего во всем мире нету уже давненько...