Боевые корабли. Крейсера. Вот так оно все начиналось


Наш рассказ начинается фактически с того момента, как закончилась Первая мировая война. Французские адмиралы пребывали в глубочайших раздумьях, поскольку, если бы французский флот не обозначал участие в войне топтанием в Средиземноморской луже, то можно было бы сказать, что Франция на море и не воевала вообще.


Так получилось, что воевать особо было нечем и не с кем.

В составе французского флота было 3 дредноута, 20 броненосцев, 18 броненосных и 6 лёгких крейсеров, 98 миноносцев, 38 подлодок. В Париже решили сосредоточиться на «Средиземноморском фронте», благо британцы согласились защищать атлантическое побережье Франции. А в Средиземном море большой угрозы не было – ВМС Османской империи были очень слабы и связаны русским Черноморским флотом, Италия сначала была нейтральной, а затем перешла на сторону Антанты, австро-венгерский флот выбрал пассивную стратегию – «защищал Адриатику», отстаиваясь в базах. К тому же в Средиземном море была и довольно сильная британская эскадра.

Так что основная тяжесть набеговой войны легла бы на крейсера, если бы они были в должном количестве и качестве у Франции. Но увы, ископаемые броненосные крейсера типа «Вальдек-Руссо», устаревшие ещё в момент вступления в строй, составляли основу крейсерских сил. То есть французы столкнулись именно с невозможностью проведения полноценных операций без крейсеров. Благо противники позволяли ничего не делать. Вот французы ничего и не делали.

Но после победы в войне, победы, которая фактически была одержана на суше, во Франции задумались и о строительстве кораблей.

Вообще, работы над легким крейсером-скаутом велись с 1909 года. Серию в 10 кораблей с головным «Ламотт-Пике» планировали закладывать с ноября 1914 г.


Задачей этих кораблей была дальняя разведка при линейных эскадрах. Водоизмещение в 4500/6000 тонн, скорость в 29 узлов и главный калибр из 8 орудий 138-мм – в целом крейсер смотрелся довольно достойно.

Но сухопутные сражения заставили отложить строительство серии кораблей и вернулись к крейсерам только в 1919 году. К тому времени французы уже знали об американских «Омахах» и британских крейсерах серии «Е», так что проект сразу начали кардинально дорабатывать в стиле «догнать и перегнать».

Окончательно проект был готов в апреле 1921 года, но изменения в проект вносились и во время постройки кораблей, и даже после.

Так родились первые французские легкие крейсеры типа «Дюгэ Труэн».


Говорят: как вы яхту назовете, так она и поплывет. Французы постарались в плане названий. Корабли поименовали в честь культовых французских флотоводцев.

Рене Дюге-Труэн был капером. Пиратом на службе короля. Просто грабил и топил все, что попадалось под испанским и португальским флагом, старость встретил в чине адмирала на службе короля Людовика XIV.

Эрве де Портцмогер с позывным «Примоге» жил за 200 лет до Дюгэ-Труэна. Он был бретонцем, на жизнь зарабатывал откровенным пиратством, вполне нормально тиранил англичан. Когда просто пиратство надоело, пошел на официальную службу Франции и погиб в битве при Сен-Матье. В Британии порвали много волынок, когда узнали об этом.

Жан-Гильом-Туссэн граф де Ла Мотт-Пике каким-то образом оказался благородным дворянином, дослужившимся до генерал-лейтенанта флота. Исключение…

Всего построено 3 единицы ("Дюге Труэн", "Ламотт Пике" и "Примоге").


Эти корабли стали первыми в мире легкими крейсерами с линейно-возвышенным размещением артиллерии ГК в закрытых установках (башнях). Практически не имели серьезной броневой защиты. На испытаниях все подтвердили проектную скорость при полном водоизмещении. Отличались хорошей мореходностью, к недостаткам можно отнести малую дальность плавания, особенно на больших скоростях.

Корабли официально вошли в строй в конце 1926 — начале 1927 гг., но после этого неоднократно возвращались на верфи для установки различного оборудования и полностью боеспособными стали лишь к концу 1929 г.


«Дюгэ Труэн». Заложен 4 августа 1922 года в Бресте. Спущен на воду 14 августа 1923 года. Введен в строй 10 сентября 1926 года. Списан 29 марта 1952 года и продан на слом.

«Ламотт-Пике». Заложен 17 января 1923 года в Лориане. Спущен на воду 21 марта 1924 года. Введен в строй 1 октября 1926 года. Вся служба корабля прошла во Французском Индокитае. Участвовал в конфликте с Таиландом в январе 1941 г. Сыграл главную роль в разгроме тайского флота у Ко-Чанг 17.1.1941. 12 января 1945 года потоплен американской палубной авиацией в Камрани.

«Примоге». Заложен 16 августа 1923 года в Бресте. Спущен на воду 21 мая 1924 года. Введен в строй 1 сентября 1926 года. Во время войны остался под контролем Виши. 8 ноября 1942 года в ходе противодействия высадке союзников в Северной Африке был тяжело повреждён снарядами и авиабомбами в районе Касабланки, выбросился на берег и сгорел.

Что собой представляли первенцы крейсеростроения, ставшие потом классикой?


Крейсера имели высокобортный корпус полубачной конструкции. Это обеспечило высокую мореходность с одной стороны, но корабли были весьма уязвимы к боковому ветру. Крейсеры имели две сплошные палубы и одну платформу. Корпус делился на отсеки 17 поперечными переборками, имел двойное дно, а также двойной борт в районе машинно-котельных отделений.

Из брони крейсер типа «Дюгэ-Труэн» имел только 20-мм верхнюю и 10-мм нижнюю палубы. Погреба, где хранились боеприпасы для главного калибра, защищались бронированием из 20-мм листов, имевшим форму короба.

Отделение рулевой машины защищалось 14-мм палубой со скосами. Башни главного калибра и их барбеты закрывались 30-мм броней. Боевая рубка также имела 30-мм стенки и крышу. Общий вес брони составлял всего 166 т, или 2,2% от стандартного водоизмещения.

В общем, более чем скромно. Точнее, даже никак. Броня вроде бы была, но на реальных дистанциях боя крейсер мог быть поражен куда угодно даже орудиями эсминца.


Водоизмещение:
Стандартное — 7249 т, полное — 9350 т.

Длина 175,3/181,6 м. Ширина 17,5 м. Осадка 6,3 м.

Двигатели. 4 ТЗА Rateau-Bretagne, 100 000 л. с. Скорость хода 33 узла. Дальность плавания 4500 морских миль на 15 узлах.

Экипаж 578 человек.

Бронирование. Башни – 25-30 мм, погреба — 25-30 мм, рубка — 25-30 мм.

Вооружение.

Главный калибр: 4 двухорудийных башни сл 155-мм орудиями. Углы вертикального наведения составляли от −5° до +40°, горизонтальные обеспечивали обстрел в радиусе 140° на каждый борт. Вес снарядов колебался от 56,5 кг до 59 кг. Начальная скорость полубронебойного снаряда массой 56,5 кг при полном заряде составляла 850 м/с, максимальная дальность стрельбы — 26 100 метров. Баллистические данные орудия оценивались как превосходные, однако скорострельность была невысокой. Формально она составляла 6 выстрелов в минуту, фактически была вдвое меньше.

Зенитная артиллерия: 4 орудия 75 мм, 4 пулемета 13,2 мм.

Минно-торпедное вооружение: 4 треххтрубных 550-мм торпедных аппарата, глубинные бомбы.

Авиационная группа: 1 катапульта, 1-2 гидросамолёта GL-832 или «Потэ-452».

Конечно, как только корабли вошли в строй, они начали свое движение по лестнице модернизаций и улучшений. А начавшаяся в 1939 году война вообще вносила коррективы пачками.

Вообще, корабли переделали очень серьезно, причем работы велись и после войны. Но усилия не пропали даром, достаточно посмотреть на срок службы «Дюгэ-Труэна», 26 лет – это немало. Особенно учитывая войну и начавшийся после нее переход на ракетные корабли.

Смена приоритетов заставила крейсера расстаться с торпедными аппаратами и глубинными бомбами и сосредоточить усилия на модернизации ПВО. С подводными лодками (бомбами) и кораблями всех классов (торпедами) вполне нормально могли бороться эсминцы.

«Дюгэ-Труэн» потерял в ходе модернизаций все минно-торпедное вооружение, катапульту и кран-балку, грот-мачту. Были убраны и 13,2-мм пулеметы «Гочкисс», показавшие себя совершенно неспособными в качестве зенитных.

Вместо этого на крейсер установили в несколько этапов 6 автоматов «Бофорс» калибром 40 мм, 20 «Эрликонов» (20 мм) и 8 пулеметов «Браунинг» (13,2 мм).

Стандартный крейсер начал больше напоминать что-то, что может бороться с авиацией. Когда к этому в 1944 году была добавлена РЛС ОНЦ типа SF-1, стало совсем прилично.

Последние работы на «Дюгэ-Труэне» производились в Сайгоне. В 1948-1949 гг. корабль был переделан под несколько иные задачи и нес на борту 2 пехотно-десантных катера типа LCVP.


Корабли имели отличительную маркировку.

«Дюге-Труэн»:
— одна белая полоса на носовой трубе (21.7.1928 — 1.10.1929);
— две белых полосы на кормовой трубе (5.9 1931 — конец 1932 г.);
— одна белая полоса на кормовой трубе (май 1935 — июль 1936 г.).

«Ламотт-Пике»:
— одна белая полоса на кормовой трубе (5.9.1931 — 24.7.1932);
— одна красная полоса на носовой трубе (май 1939 — июнь 1940 г.).

«Примоге»:
— одна белая полоса на кормовой трубе (1.1.1928 — конец 1928 г.);
— две красных полосы на носовой трубе (май — август 1939 г.).

Служба кораблей и судьбы оказались различны и неоднозначны.


«Дюге-Труэн» после вступления в строй был включен в состав 3-й легкой дивизии 1-й эскадры, базировавшейся на Брест. В целом его карьера в первые годы протекала в обычных походах и маневрах в Атлантике и Средиземноморье.

Начало войны застало корабль на переходе из Касабланки в Дакар. До января 1940 г. крейсер действовал в водах Центральной Атлантики, участвуя в сопровождении конвоев и поиске немецких торговых судов и рейдеров. Его единственным успехом стал перехват 16 октября немецкого парохода «Галле» (5889 брт).

1 мая 1940 г., после ремонта, «Дюге-Труэн» был придан Дивизии Леванта и в конце месяца вошел в состав Соединения «X» вице-адмирала Годфруа, созданного для действий в Восточном Средиземноморье совместно с британским флотом. 11 июня он участвовал в набеге на Додеканезские о-ва, а 21-22 июня — в аналогичной операции против Тобрука.

3 июля, когда англичане осуществили операцию «Катапульта» (захват находившихся в их базах французских кораблей), «Дюге-Труэн» вместе с линкором «Лоррэн» и тяжелыми крейсерами «Дюкень», «Турвилль», «Сюффрен» находился в Александрии, где 5 июля был разоружен и оставался там до 17 мая 1943 г., когда адмирал Годфруа решил присоединиться к союзникам.

4 июля 1943 г. «Сюффрен» и «Дюге-Труэн» вышли из Александрии и 3 сентября прибыли в Дакар.

До конца года «Дюге-Труэн» проходил модернизацию, после чего в течение первой половины 1944 г. использовался в качестве быстроходного войскового транспорта на Средиземном море.

В августе вместе с «Эмилем Бертэном» и «Жанной д'Арк» он образовал 3-ю дивизию крейсеров и 15-17 августа оказывал огневую поддержку высадке в Южной Франции (операция «Драгун»), после чего вновь занимался войсковыми перевозками, а в апреле 1945 г. участвовал в обстрелах немецких позиций в районе Генуи. До конца 1945 г. корабль занимался перевозкой войск и гражданских лиц между французскими, алжирскими и марокканскими портами, пройдя за этот период более 20 тыс. миль.


В целом не очень крейсерская судьба, но тут стоит вспомнить, что Франция как государство к тому времени давно перестала существовать.

После окончания «победной» для Франции войны «Дюгэ-Труэн» весной 1947 г. был направлен на Дальний Восток. Через Мадагаскар, где разгорались антифранцузские волнения. Основная служба следующие четыре года шла в Индокитае.

5 июня 1948 г. «Дюгэ-Труэн» вошел в историю, так как на его борту было подписано соглашение об объединении и гарантиях будущей независимости Вьетнама.

Вообще, после войны крейсер очень активно участвовал в региональных конфликтах. Всего с августа 1949 по май 1951 г. корабль прошел более 25 тысяч миль и провел 18 боевых стрельб, израсходовав 631 155-мм снаряд — больше, чем за всю Вторую мировую войну.

Действия против повстанцев на о. Фукуок (январь 1948 и январь 1949 гг.), обстрелы Натранга и Файфу (февраль-март 1949 г.), десант в Тонкинском заливе (октябрь 1949 г.), десант у Там-Там (май 1949 г.). В апреле 1951 г. орудия крейсера остановили наступление Вьет-Мина на Хайфон.

В общем, старый крейсер довольно успешно воевал с повстанцами.


Конец истории настал 22 сентября 1951 г. «Дюге-Труэн» покинул Сайгон и ровно через месяц был в Тулоне. 1 декабря 1951 г. крейсер был выведен в резерв категории «В». 29 марта 1952 г. его исключили из списков флота и 27 марта 1953 г. продали на слом.

«Ламотт-Пике» в начале карьеры вел рутинную подготовку экипажа, которая была нарушена походом в Южную Америку в 1927 году.

Пройдя большой ремонт в 1933-1935 гг., 2 ноября 1935 г. «Ламотт-Пике» отправился в Индокитай, чтобы сменить находившегося там «Премоге». Прибыв в Сайгон 30 декабря, он базировался на этот порт до конца своей карьеры, и до конца 1940 г. на нем держали свой флаг все командующие французскими ВМС на Дальнем Востоке.


С началом Второй мировой войны «Ламотт-Пике» действовал в дальневосточных водах, занимаясь патрулированием и поиском германских судов. Известие о перемирии застало его в Сайгоне. Однако увеличивавшаяся с ноября 1940 г. напряженность в отношениях с Таиландом привела к началу конфликта, в котором самое деятельное участие приняли французские военно-морские силы.

В ходе единственного крупного морского сражения у Ко-Чанга в Сиамском заливе 17 января 1941 г. отряд в составе «Ламотт-Пике» и авизо «Адмирал Шарнье», «Дюмон д'Юрвилль», «Таюр» и «Марн» нанес противнику серьезное поражение, потопив броненосец береговой обороны «Тонбури» и миноносцы «Чонбури» и «Сонгкла» без потерь со своей стороны. В течение боя крейсер выпустил более 450 снарядов и 6 торпед.

В дальнейшем операции французских морских сил на Дальнем Востоке свелись к нескольким малозначимым выходам, к тому же ситуацию усугубляло плачевное состояние механизмов крейсера.


1 января 1944 г. крейсер был выведен в резерв и использовался в качестве стационарного учебного корабля. 12 января 1945 г. корабль был потоплен палубными самолетами американского оперативного соединения TF.38.

«Примоге» начал службу с кругосветного плавания: 20 апреля 1927 г. он оставил Брест и вернулся 20 декабря, оставив за кормой 30 тысяч миль за 100 ходовых дней. С 1928 г. крейсер был приписан к 3-й дивизии. В течение следующих нескольких лет он ежегодно по несколько месяцев проводил в дальних плаваниях, побывав в Галифаксе и на Азорских о-вах (1929 г.), на Карибах (1930 г.), в Сенегале, Камеруне и Габоне (1931 г.).

Значительная часть карьеры «Примоге» прошла на Дальнем Востоке. Впервые он отбыл туда 15 апреля 1932 г. и оставался до 10 января 1936 г., посетив с визитами Японию, Китай, Филиппины и Голландскую Ост-Индию. Вернувшись во Францию, крейсер прошел обширный ремонт, по окончании которого снова получил приказ о переходе в Индокитай.

Начало войны «Примоге» встретил в Такоради. Приняв участие в сопровождении нескольких конвоев, 25 октября он пришел на ремонт в Лориан. С марта 1940 г. крейсер базировался на Оран и выполнил ряд заданий, в том числе осмотр Канарских островов для препятствия неприятельскому судоходству.

1 апреля 1940 г. «Примоге» прибыл в Фор-де-Франс на Мартинике, где заменил «Жанну д'Арк». В апреле крейсер осуществлял контроль судоходства в водах Вест-Индии, осмотрев около 20 судов.

6 мая вместе с британским шлюпом «Данди» он высадил войска для защиты нефтяных месторождений в р-не Арубы, где 10 мая потопил немецкий транспорт «Антилла» (4363 брт).

19 июня «Примоге» возвратился в Брест, откуда 25-го перешел в Касабланку с грузом банкнот и золота из запасов Банка Франции, а 9 июля — в Дакар. 4 сентября крейсер был выслан в Либервиль (Экваториальная Африка) в качестве эскорта танкера «Тарн», предназначенного для обеспечения 4-й дивизии крейсеров. В заливе Бенин французское соединение было перехвачено английскими крейсерами «Корнуолл» и «Дели», после чего адмирал Буррагэ (флаг на крейсере «Жорж Лейг»), во избежание инцидентов, приказал «Примоге» возвратиться в Касабланку.

В течение 1941—1942 гг. корабль лишь изредка выходил в море для учений. В апреле 1942 г. «Примоге» стал флагманом 2-й легкой эскадры, в которую вошли 11-й дивизион лидеров, 1-й, 2-й и 5-й дивизионы эсминцев.

8 ноября они оказались единственной силой, оказавшей сопротивление высадке союзников (операция «Торч»).


В это время крейсер находился в ремонте, но, несмотря на это, вместе с 5 эсминцами вышел в море для противодействия флоту союзников, состоящему в этом районе из американских кораблей.

Противостоять в целом не очень получилось. Точнее, совсем не вышло. Французские моряки не смогли нанести никакого урона американским кораблям. А вот американские крейсера смогли вывести французские корабли очень быстро и совсем без потерь.

«Примоге» получил несколько попаданий 152-мм снарядов с крейсера «Бруклин», после чего был окончательно добит бомбами пикировщиков с авианосца «Рейнджер» и выбросился на берег, где горел всю ночь. Корабль решили не восстанавливать и после войны разобрали на металл.

Что можно сказать в итоге?

А в итоге мы имеем довольно новаторские корабли, которые определили вектор развития легких крейсеров во всем мире на несколько десятилетий. Эти крейсера стали первыми в мире легкими крейсерами, у которых вся артиллерия главного калибра размещалась линейно-возвышенно в башенных установках.


Все остальные корабли этого класса будут потом.

Что касается боевых качеств, то вот тут точно «все неоднозначно», да еще и по полной программе.


В плюсах высокая огневая мощь, мощное торпедное вооружение, высокая скорость хода и прекрасная мореходность.

В минусах — условное бронирование и небольшая дальность хода. Дальность плавания можно признать достаточной только для ограниченных театров типа Средиземного моря либо катания вокруг Таиланда или Вьетнама.

В целом же в качестве основной заслуги крейсеров типа «Дюгэ-Труэн» можно сказать, что эти корабли стали исходной точкой в развитии класса легких крейсеров. Так что место в истории французские корабли занимают по праву. А то, что последователи стали быстрее, мощнее и сильнее – это вполне нормально. Первым всегда непросто.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Грац 5 апреля 2020 06:31 Новый
    • 0
    • 0
    0
    наверно этот класс строился как рейдер на коммуникациях противника с опорой на свои базы, но по большому счёту именно в этом виде эти крейсера практически и не применялись, с такой защитой только торгашей и перехватывать, его предел это противостояние парочке эсминцев
    1. 27091965i 5 апреля 2020 08:43 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Цитата: Грац
      наверно этот класс строился как рейдер на коммуникациях противника с опорой на свои базы


      Французы так и определяли основные задачи для этих крейсеров.

      " Их роль определена как действие против вражеских берегов; атака конвоя противника и охрана наших , совместно с субмаринами и гидросамолетами.
      Эти крейсера исходят из той же идеи что "Guichen" и "Châteaurenault", что были названы крейсерами- корсарами
      " 1923 г.
  2. рюрикович 5 апреля 2020 08:49 Новый
    • 8
    • 0
    +8
    Блин. У меня вопрос к автору - когда прекратятся шатания из стороны в сторону? Сидишь и ждешь логического продолжения( или уже окончания) про английские тяжелые крейсера, а тут бац и хранцузы,да еще и легкие request Начали цикл про тяжелые,так и стоит быть последовательным и закончить начатое.Более-менее разобрали японцев с итальянцами, англичане вообще начинались с "Эксетера",хотя им стоило бы закончить.Ничего мы не услышали про вторую серию типа "Каунти". А ведь впереди ещё три типа хранцузов, минимум шесть типов американских ,участников ВМВ, нямецкия, тяжелые испанцы....Аргентинская парочка полутяжелых...Американцы-послевоенники...
    1. mmaxx 5 апреля 2020 09:15 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Да, не.. Нормально. Потом соберем этот калейдоскоп. Мозгам же надо работать.
    2. Saxahorse 6 апреля 2020 21:40 Новый
      • 0
      • 1
      -1
      Цитата: рюрикович
      .Более-менее разобрали японцев с итальянцами, англичане вообще начинались с "Эксетера",хотя им стоило бы закончить.

      Строго говоря эти французы размером как раз почти в Эксетер. Тот был в 8 тыс. водоизмещением. Может автор по размеру сортировал? Хотя полутяжу Эксетеру эти французы конечно и в подметки не годились, при тех же размерах..
      1. рюрикович 7 апреля 2020 06:29 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Цитата: Saxahorse
        Может автор по размеру сортировал?

        Как раз нет. Автор указал,что эти легкие крейсера были первыми,кто нес ставшее впоследствии стандартным(хотя бы для европейцев) размещение артиллерии ГК - по две линейно-возвышенных двухорудийных башни в оконечностях.
        Эти крейсера стали первыми в мире легкими крейсерами, у которых вся артиллерия главного калибра размещалась линейно-возвышенно в башенных установках.
        hi
        1. Saxahorse 9 апреля 2020 22:35 Новый
          • 1
          • 0
          +1
          Это так конечно, но уж больно они разочаровали невысокой своей огневой мощью. Да и брони ноль, невольно сомнения закрадываются, а крейсера ли это? По сути это больше на перекачанный лидер эсминцев похоже.

          В этом смысле вы правы, похоже на сильный зигзаг в сторону от темы крейсеров.
  3. Александр72 5 апреля 2020 09:39 Новый
    • 4
    • 1
    +3
    Отдавая должное французским морякам, победившим в этом едва ли не единственном успешном сражении французского флота во 2-й мировой войне:
    В ходе единственного крупного морского сражения у Ко-Чанга в Сиамском заливе 17 января 1941 г. отряд в составе «Ламотт-Пике» и авизо «Адмирал Шарнье», «Дюмон д'Юрвилль», «Таюр» и «Марн» нанес противнику серьезное поражение, потопив броненосец береговой обороны «Тонбури» и миноносцы «Чонбури» и «Сонгкла» без потерь со своей стороны. В течение боя крейсер выпустил более 450 снарядов и 6 торпед.

    Нужно отметить, что из 6 выпущенных торпед в миноносцы и броненосец "Тонбури" не попала ни одна.
    И вообще сиамские корабли оказались совершенно не готовы к бою:
    16 января на якорной стоянке у восточного берега Ко-Чанга в одноименном проливе находились броненосец «Тонбури», минный заградитель «Нонг Сарай» и сторожевой катер «Тео Уток», а всего в 200 м у берега на главном рейде у южной оконечности острова стояли миноносцы «Сонгкла» и «Чантабури». Однако в ночь на 17 января последний миноносец также убыл в Саттахип на ремонт, а на смену ему пришел однотипный «Чонбури», вставший рядом с «Сонгкла». Боеготовность находящихся у острова кораблей была невысока. С целью экономии топлива все корабли стояли на якоре, причем турбинные миноносцы — с погашенными котлами, так что для дачи хода им требовалось не менее часа времени. Заградитель имел полный запас мин, однако минные заграждения не выставлялись.

    Вначале французы занялись потоплением двух сиамских миноносцев, которые погибли под артогнем при подавляющем превосходстве французов в артиллерии. Французы не получили ни одного попадания и не понесли потерь от ответного огня сиамских миноносцев.
    Затем французы принялись за броненосец береговой обороны "Тонбури":
    В 6.45 «Ламотт-Пике», двигаясь курсом NO со скоростью 22 уз. открыл по «Тонбури» огонь из башенных 155-мм орудий. Броненосец немедленно ответил двухорудийными залпами 200-мм калибра, его стрельба была довольно точной по направлению, но дистанция бралась таиландскими артиллеристами заведомо неверно. В противовес этому, огонь французов, хотя и ведшийся фактически в «просветы» между островками, был эффективным. Уже в 6.48 четвертый залп крейсера угодил в «Тонбури», снаряды разорвались на нижней палубе, а один — на мостике, причинив тяжелые потери в личном составе. Убит был и командир броненосца Промвиирапан. Система управления огнем главного калибра была выведена из строя, рулевое управление заклинено и корабль начал описывать циркуляции.

    После этого огонь броненосца стал совсем неэффективным. А затем к "Ламотт-Пике" присоединились авизо и для сиамцев все стало совсем грустно. Однако:
    «Тонбури» был тяжело поврежден, горел в трех местах, имел заметный дифферент на корму и крен на правый борт, его кормовая башня была выведена из строя. Около 7.20 броненосец прекратил огонь, развернулся и начал отходить по мелководью на NW.
    Французы его не преследовали, отвернув в противоположном направлении. Затем в дело вступила сиамская авиация, и от нее досталось... правильно, сиамскому броненосцу "Тонбури":
    первый удар сиамских легких бомбардировщиков Воут V-93S «Корсар» из 44-й эскадрильи с Чантабури, по иронии судьбы пришелся на поврежденный «Тонбури», ошибочно атакованный и получивший попадание бомбы, причинившей новые серьезные повреждения. К 9.50 броненосец достиг Лаем-Нгоб на побережье Таиланда, где сел на грунт на глубине 6 м в устье реки Чантабун. Борьба с пожарами и поступлением воды так и не увенчалась успехом ив 11.00 корабль был оставлен экипажем.

    Вот так закончился это единственный морской бой в франко-сиамской войне, в котором крейсер "Ламотт-Пике" показал себя наилучшим образом, что не скажешь впрочем о действиях остального французского флота во Второй мировой войне.
  4. Region-25.rus 5 апреля 2020 11:02 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Хах...мы тоже в жаркое время года вставляли в иллюминаторы картонки помню, для направления обтекающего воздуха в каюту)))
    1. pmkemcity 5 апреля 2020 18:34 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Цитата: Region-25.rus
      Хах...мы тоже в жаркое время года вставляли в иллюминаторы картонки помню, для направления обтекающего воздуха в каюту)))

      drinks
  5. Undecim 5 апреля 2020 13:25 Новый
    • 7
    • 1
    +6
    Рене Дюге-Труэн был капером. Пиратом на службе короля. Просто грабил и топил все, что попадалось под испанским и португальским флагом, старость встретил в чине адмирала на службе короля Людовика XIV.
    Эрве де Портцмогер с позывным «Примоге» жил за 200 лет до Дюгэ-Труэна. Он был бретонцем, на жизнь зарабатывал откровенным пиратством, вполне нормально тиранил англичан. Когда просто пиратство надоело, пошел на официальную службу Франции и погиб в битве при Сен-Матье. В Британии порвали много волынок, когда узнали об этом.
    Жан-Гильом-Туссэн граф де Ла Мотт-Пике каким-то образом оказался благородным дворянином, дослужившимся до генерал-лейтенанта флота. Исключение…

    Требуя уважения к собственной истории, было бы не плохо соответственно относиться и к истории чужой.
    В этом плане вряд ли стоит ерничать и перевирать биографии исторических личностей других стран, к собственной истории подобные вещи уважения точно не прибавят.
    Рене Дюге-Труэн адмиралом никогда не был, он был генерал-лейтенантом флота и получил это звание не за пиратство, а за успешное осуществление военно-морской экспедиции по захвату Рио - де - Жанейро во время войны за испанское наследство.
    Жан-Гильом-Туссэн граф де Ла Мотт-Пике каким-то образом оказался благородным дворянином, дослужившимся до генерал-лейтенанта флота. Исключение…
    Благородными дворянами были все трое. Только Hervé de Portzmoguer и Toussaint-Guillaume Picquet de La Motte по рождению, а René Duguay-Trouin получил дворянство за реальные боевые заслуги.
    1. 27091965i 5 апреля 2020 16:44 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Цитата: Undecim
      Рене Дюге-Труэн адмиралом никогда не был,


      Он был "chef d'escadre",в последствии эта должность была заменена на «контр-адмирал». Формально можно считать,что адмиралом он все таки был.
  6. DronZA 6 апреля 2020 07:27 Новый
    • 0
    • 0
    0
    А как так получилось, что крейсер «Ламотт-Пике» был потоплен 12 января 1945 г. палубными самолетами американского оперативного соединения TF.38, т.е. во время войны был потоплен союзниками??? Что за история, кто знает?
    1. Alexey RA 6 апреля 2020 14:46 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Цитата: DronZA
      А как так получилось, что крейсер «Ламотт-Пике» был потоплен 12 января 1945 г. палубными самолетами американского оперативного соединения TF.38, т.е. во время войны был потоплен союзниками???

      Да всё как обычно: в январе 1945 г. TF.38 прошлось по Южно-Китайскому морю аки тайфун, уничтожая всё на своём пути. "Ламотт-Пике" просто попал под раздачу в Сайгоне - вице-адмирал МакКейн в зоне японской оккупации топил все корабли, не разбирая национальной принадлежности.
      Вот всё, что осталось от КРЛ после атаки (фотофиксация результатов налёта 12.01.1945, сделана самолётом с АВ "Эссекс"):
  7. Графова Ирина 6 апреля 2020 22:23 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Неплохо изложено