Военное обозрение

Сербский флот вдали от глади моря

17

Современная речная флотилия Сербии


Распад Социалистической Федеративной Республики Югославия, вызванный всплеском национализма, активно поддерживаемым западными «демократиями», был истинной трагедией. Череда межэтнических конфликтов, территориальных претензий, экономический коллапс, а также фактическая интервенция США сопровождали период распада страны. На этом фоне аннигиляция некогда современного и достаточно боеспособного для поставленных задач флота Югославии была почти незаметной.


ВМС СФРЮ

ВМС Югославии к моменту краха подошли с личным составом свыше 10 тысяч человек. На вооружении флота находились более 80 кораблей и подлодок. Надводный флот в основном представлял собой корабли «зелёной воды», т. к. перед ними стояли вполне конкретные задачи: защита береговой линии и прибрежных островов, а также недопущение блокады противником пролива Отранто (ныне между Албанией и Италией), соединяющего Адриатическое и Ионическое моря. Также в ведении флота находились значительные средства береговой обороны: артиллерийские (около 400 орудий от 88 мм до 152 мм) и ракетные (к примеру, БРК «Рубеж»).

От ВМС до флотилии


После развала «Большой Югославии» в 1990-1991 годах, когда из состава страны выскочили Босния и Герцеговина, Словения, Македония и Хорватия, последней новоявленной стране, имеющей выход к морю, досталось до 20% флота страны, т. к. в то время часть кораблей находилась на ремонте на верфях именно Хорватии. До сих пор Хорватия эксплуатирует ракетные и сторожевые катера, построенные ещё в социалистической Югославии. Однако верные Белграду моряки в те смутные времена всё же успели увести из Коперского залива (юго-западнее итальянского Триеста), принадлежащего ещё одной независимой новоевропейской республике, Словении, все до единого корабли. Их расположили в Которском заливе, тогда ещё принадлежавшем «Малой Югославии» (Сербия и Черногория).

Сербский флот вдали от глади моря

Югославские подводники

Но «демократия» шагала неумолимо, поэтому прозападные и откровенно антисербские политики Черногории сначала занялись третированием сербского населения для разжигания должного накала, а после под ширмой стремления к европейскому пути развития и прочих морковок перед носом развалили и «Малую Югославию». В мае 2006 года с минимальным перевесом на референдуме о независимости Черногории победили как раз сторонники ликвидации «Малой Югославии».

Естественно, начался очередной делёж того флота, что ещё остался. При этом он сопровождался списанием и разборкой на металлолом множества боевых единиц флота. Были уничтожены подлодки типа «Сава», та же судьба ожидала и два фрегата, не считая семи БРК «Рубеж», проданных Египту. Географические особенности, разумеется, оставили приоритет в присвоении оставшегося за Черногорией. До сих пор флот Черногории состоит практически полностью из кораблей, спущенных на воду ещё Югославией: от фрегатов типа «Котор» (P-33 «Kotor» и P-34 «Pula) до ракетных катеров типа «Кончар» (RTOP-405 «Jordan Nikolov Orce» и RTOP-406 «Ante Banina»).


Стоит также отметить, что во время дележа Черногория присвоила себе представительскую яхту правительства Югославии «Jadranka». «Jadranka» была построена ещё для Иосипа Броз Тито. Долго кататься на наследстве Югославии черногорцам не пришлось. Яхту уже к середине второго десятилетия 21-го века довели до гнилостного состояния, выкатили на берег, списали с баланса флота и выставили на продажу. Цена, по различным данным, варьируется от 30 до 50 тысяч евро.


Современный вид представительской яхты «Jadranka»

Также Сербия потеряла все береговые противокорабельные комплексы, как ракетные, так и артиллерийские. В итоге Белграду досталась только Дунайская речная флотилия.

Дунайская речная флотилия СФРЮ


Дунайская флотилия непосредственно Социалистической Федеративной Республики Югославия появилась на свет в 1944-м году, хотя ещё во времена Королевства Югославия речная флотилия на Дунае существовала и включала в свой состав несколько мониторов, катеров и минзагов, переоборудованных из гражданских буксиров. Как и до, так и после образования СФРЮ Дунайская речная флотилия входила в состав ВМС. Примечательно, что даже в период партизанской войны Народно-освободительной армии Югославии с 1942-го по 1945-й год ВМС НОАЮ не только существовали, но и активно действовали. Это был, наверное, единственный партизанский флот в мире на тот момент.


В 1960 году речную флотилию внезапно выводят из состава ВМС и переводят в подчинение командованию 1-й армии. За этим последовала реорганизация, и опять флотилию включили в состав ВМС Югославии. Вплоть до 1985 года речная флотилия пополнялась боевыми кораблями и участвовала в учениях. Немногие воистину боевые операции флотилии были полностью связаны с трагическими событиями развала старой доброй Югославии. 8 ноября 1991 года один из тральщиков флотилии был направлен на перехват чехословацкого судна с грузом контрабандного оружия для хорватских формирований.

Сухопутный флот современной Сербии


Современный «сухопутный» флот Сербии (официально на сербском языке — Речна флотила) в связи с кровавыми геополитическими ветрами ныне ведёт свою историю с 1915 года. Именно в том году 6-го августа со стапелей судостроительной верфи в Чукарице (сербская община, входящая в округ Белград), что на реке Сава (правый приток Дуная), сошёл сторожевой катер «Ядар» («Јадар»), приспособленный для постановки мин. Первый сербский боевой корабль был разработан Джоке Поповичем и Милойка Ваничем. Именно в память об этом знаменательном для флотилии событии 6-е августа является Днём речной флотилии Сербии.


Сторожевой катер "Ядар"

Речная флотилия на Дунае ныне входит в состав сухопутной армии Сербии. Штаб флотилии, которой в данный момент командует полковник Андрия Андрич, располагается в Нови Сад. Там же сосредоточены основные подразделения и корабли, остальные силы базируются на Белград и Шабац. На данный момент в круг задач флотилии как тактического подразделения сухопутной армии входит перевозка войск и техники, а также их десантирование на необорудованный берег при необходимости, обеспечение безопасного судоходства и участие в совместных операциях, в том числе антитеррористических. Привлекают флотилию и для решения небоевых задач в случае стихийных бедствий и катастроф.

Современная организационная структура флотилии выглядит следующим образом: два отряда речных кораблей (один в Нови Сад, другой в Белграде), два понтонных батальона (один в Нови Сад, другой в Шабац), командная рота и рота логистическая (обе роты базируются в Нови Сад).

Корабельный состав скромной флотилии


Своеобразным флагманом флотилии, на котором располагается командование, является одно из старейших действующих кораблей мира – «Козара». Данный корабль был построен в 1939-м году на верфи в Регенсбурге (Австрия). Во время Второй мировой войны корабль входил в состав немецкой Дунайской флотилии под названием «Кримхилд». После капитуляции Германии «Кримхилд» стал американской плавучей казармой «Орегон». После «демобилизации» судна в 1946-м году его передали в частные руки. Лишь в 1960 году Югославия в обмен на грузовое судно заполучило «Кримхилд-Орегон», введя его в состав флота как корабль-базу под именем «Козара».


Флагман «Козара»

В 2004-м году корабль «Козара» прошёл модернизацию и капитальный ремонт. На данный момент экипаж корабля составляет 47 человек. Длина — 67 метров, ширина — 9,55 метра, максимальная осадка – 1,45 метра. Водоизмещение – до 600 тонн. Максимальная скорость — 21 км/ч (при движении вниз по течению скорость возрастает до 25 км/ч). Вооружение – три трёхствольных 20-мм зенитных установки М55 югославского производства (Zastava M55). Также «Козара» может нести запас мин различного типа, а также есть возможность разместить до 250 солдат со снаряжением.

Основной, так сказать, ударной силой флотилии являются четыре речных тральщика типа «Нештин»: RML-332 «Tител», RML-335 «Апатин», RML-336 «Джердап» и RML-341 «Нови Сад». Все они строились на военной судостроительной верфи в Белграде с 1976 по 1980 год. Корабли используются для контртеррористических действий, защиты инфраструктуры и кораблей в районах базирования, содействия подразделениям сухопутных войск и обеспечения безопасности плавания судов.


Тральщики типа "Нештин" Сербии

Полное водоизмещение не превышает 78 тонн. Длина — 26,9 метра, ширина — 6,5 метра. Максимальная скорость – 28 км/ч. Экипаж составляет 17 человек. Вооружение: четырёхствольное 20-мм орудие М75 класса IV и две 20-мм орудия М71 класса I. Старшим по огневой мощи в серии стоит «Нови Сад», вооружённый двумя четырёхствольными 20-мм орудиями, но он модернизировался уже в 1999-м году.

Следующими по массовости во флотилии являются десантные катера проекта 411. Ранее данные катера входили в состав группы из 32 кораблей-систершипов, базировавшихся в районе Кумбора (Черногория). Лишь несколько катеров досталось Сербии. И то только по причине необходимого ремонта и модернизации их перегнали по внутренним водным путям на территорию Сербии, после чего они вошли в состав речной флотилии. Сейчас их используют как для транспортировки живой силы и техники, так и в качестве десантно-штурмовых катеров.


Десантные катера проекта 411

Полное водоизмещение — 42 тонны. Катер может перевозить шесть тонн груза или 80 солдат со снаряжением. Скорость — 28,5 км/ч. Вооружение состоит из двух 20-мм орудий М71, автоматического гранатомета БП-30 и двух 12,7-мм пулеметов. Также катера несут четыре ПЗРК «Стрела-2М».

Также в состав флотилии входят речные патрульные катера различного типа и водоизмещения. На вооружении этих кораблей стоят 20-мм орудия М71. Моторные катера вооружены пулемётами.


ПТС-М речной флотилии

Особняком стоят два понтонных батальона и речная станция размагничивания судов, вооружённая 20-мм орудиями M71 и также занимающаяся патрулированием речных маршрутов. В состав же понтонных батальонов входят понтонные мосты М-71 на грузовиках FAP 2026, а также советские плавающие транспортёры ПТС-М в количестве 12 штук.

В конце марта 2020 года, кстати, именно понтонные батальоны проводили учения в связи с обострением обстановки и дополнительной напряжённости в связи с пандемией коронавируса. Основной задачей стояла проверка готовности к созданию и поддержанию пунктов переброски через речные артерии страны. Отрабатывались задачи при условиях возможной атаки на создаваемые пункты.
Автор:
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Бережливый
    Бережливый 9 апреля 2020 05:30
    0
    Эта статья как бальзам нам на душу? Типа , вот так и мы запросто могли от флота получить лишь рожки да ножки, да хвостика трошки? ??В целом, за статью спасибо, хотя автор мог бы привести полный списочный состав Сербского военного флота, с более качественными фото!
    1. Лара Крофт
      Лара Крофт 10 апреля 2020 22:04
      0
      Цитата: Бережливый
      Эта статья как бальзам нам на душу? Типа , вот так и мы запросто могли от флота получить лишь рожки да ножки, да хвостика трошки?

      Если Вас это успокоит СССР свою Дунайскую военную речную флотилию в 1960 г. расформировал....
  2. svp67
    svp67 9 апреля 2020 05:40
    +5
    Да, плачевно...батальон "речной пехоты" на БМП-3 значительно усилил бы этот флот...
  3. Андрей Николаевич
    Андрей Николаевич 9 апреля 2020 06:21
    +6
    Статья очень понравилась. Поучительно и интересно. Особенно, что касаемо распада Югославии и дележа флота. Хорваты, мне напоминают наших чубатых соседей любителей сала и газовой халявы.
    1. Улиточник N9
      Улиточник N9 9 апреля 2020 07:21
      +6
      Вообще-то, чтобы не нести "ура-патриотический" бред о "сале" и "братьях" и чтобы хоть немного понимать, что происходило при распаде Югославии, и как, на самом деле, происходила там гражданская война, нужно почитать хотя бы Валецкого О. В, который непосредственно принимал участие в том бардаке и к тому же, еще и "разгребал" последствия:
      Книги:
      Валецкий О. В. Югославская война 1991-1995 гг. — М.: Крафт+, 2006. — 528 с. — ISBN 5-93675-116-3.
      Валецкий О.В. Югославская война, 1991—1995 годы. 2-е изд. доп. М.: Крафт+, 2008. — 582 с.: ил. ISBN 978-5-93675-138-7.
      Валецкий О. В. Югославская война, 1991—1995 годы. 3-е изд., доп. и перер. М.: Крафт+, 2011. 656 с.: ил. ISBN 978-5-93765-180-6.
      Валецкий О. В. Волки Белые. Сербский дневник русского добровольца. 1993-1999. — М.: Грифон М, 2006. — 288 с. — ISBN 5-98862-023-X.
      Валецкий О. В. Новая стратегия США и НАТО и её влияние на развитие зарубежных систем вооружения и боеприпасов. М.: Арктика, 2008. 360 с. ISBN 978-5-902835-07-3.
      Валецкий О. В. Минное оружие. Вопросы минирования и разминирования. М.: Крафт+, 2009. 576 с. ISBN 978-5-93765-161-5.
      Коновалов И.П., Валецкий О.В. Эволюция частных военных компаний. — Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2013. — 138 с. — ISBN 978–5–906233–20–2. Архивная копия от 6 сентября 2013 на Wayback Machine
      Валецкий О. В. Партизанская война в Косово и Метохии в 1999 году. Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2013. 70 с. ISBN 978-5-906233-13-4
      Валецкий О. В. Управляемое авиационное оружие США и НАТО. Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2013. 154 с. ISBN 978-5-906233-14-1
      Валецкий О. В., Лямин Ю. Ю. Распространение ракетных технологий в третьем мире. Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2013. 60 с. ISBN 978-5-906233-34-9
      Статьи:
      Русские в Сербии // Солдат удачи, № 5–6. 1996.
      Записки сапера из Боснии и Герцеговины (опыт работы в американской компании Ronco в 1996-97 годах) // Солдат удачи. № 1–2. 1998.
      Неоднозначно виден бой из штаба и с передовой // Солдат удачи. № 2–4. 2002.
      Пираты Некарибского моря // Мужская работа. № 30. 2009.
      Происхождение славян в свете работ историков сербской «автохтонной» школы // Вестник Академии ДНК-генеалогии. № 11. 2012. (Proceedings of the Academy of DNA Genealogy, Boston; Moscow; Tsukuba. Vol. 5. No. 11, November 2012)
      Война в Македонии
      «Сверхъестественные существа и магия (сихр) в исламе»
      Организация и тактика сухопутных войск при неприятельских ударах с воздуха. Применение минного оружия и борьба с ним.
      История гностицизма в раннем христианстве
      Гуманитарное разминирование в бывшей Югославии (часть 1; часть 2; часть 3)
      Минное оружие в современном мире (совместно с Н. Илиевым)
      Кассетные боеприпасы
      Приватизация войны (частные военные компании, их создание, развитие и опыт работы в Ираке, и других регионах мира)
      Уроки Цхинвала
      Валецкий О.В. Теория и практика партизанской войн // Информационные войны. 2016. № 4 (40). С. 58–66.
      Валецкий О.В. Разведываетльные операции в армии США по противодействию применению противником самодельных взрывных устройств // Информационные войны. 2017. № 1 (41). С. 87-91.
      Валецкий О.В., Лучич Н. Вооружённая борьба черногорцев против Османской империи в конце XVIII века // Информационные войны. 2017. № 3 (43). С. 76–83
      1. Андрей Николаевич
        Андрей Николаевич 9 апреля 2020 16:42
        -4
        Ваши ссылки, на авторов тоже, далеки от объективности. Любая книга- субъективный взгляд, автора.
    2. knn54
      knn54 9 апреля 2020 07:50
      +1
      Хорваты.как галичане:
      -не православные;
      -из хорватов в австро-венгерской армии формировались карательные подразделения .
      Еще есть катер размагничивания.
      В свое время(до вступления Черногории в НАТО) руководство страны планировало преобразовать флотилию в речную полицию, упразднив военные функции.
      1. Иоанна
        Иоанна 13 апреля 2020 00:17
        +1
        В этом и суть, а православных сербов гнобят!
  4. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 9 апреля 2020 06:24
    +3
    А мне статья понравилась. Если о морских силах Югославии писали подробно, то о речных я сегодня узнал впервые. Спасибо автор!
  5. tihonmarine
    tihonmarine 9 апреля 2020 08:43
    +8
    В советское время я неоднократно бывал на ремонте, получал танкер в портах Югославии, Риека, Пула, Сплит. О природе и людях говорить даже ми не нужно, но вот судоверфи и судоремонтные заводы было что то. Нашим верфям было до них далеко, они производили от супертанкеров до прогулочных яхт, строили свои военно морские силы. По Дунаю и каналам можно ходить до Северного моря, не говоря о Чёрном море. Был пять лет назад, заводы пока работают, но с натягом. Такую страну развалили те же силы, что и нашу.
  6. Ros 56
    Ros 56 9 апреля 2020 09:37
    0
    Ну если построить, по возможности конечно, более современные корабли типа наших МРК и вооружить их соответственно, думаю у сербов боевого духа прибавится.
  7. Старый26
    Старый26 9 апреля 2020 12:18
    +3
    Цитата: Ros 56
    Ну если построить, по возможности конечно, более современные корабли типа наших МРК и вооружить их соответственно, думаю у сербов боевого духа прибавится.

    Построить можно, и вооружить, но что это даст, когда водная магистраль страны всего порядка 300 км
  8. Авиатор_
    Авиатор_ 9 апреля 2020 13:04
    +1
    Был как-то в теперь нищей Черногории. Народ, что постарше, ностальгически вспоминает времена СФРЮ, прямо как у нас вспоминают СССР те, кому там жить довелось.
  9. Romka47
    Romka47 9 апреля 2020 15:41
    +1
    20-мм орудие М75 класса IV и две 20-мм орудия М71 класса I Это что за орудие такие, разжуйте кто в теме, или дайте ссылку годную пожалуйста.
  10. Витас
    Витас 10 апреля 2020 06:08
    +1
    Могли бы сербы яхту «Jadranka» и выкупить, гроши не велики. Все таки память о Тито и СФРЮ...
    1. Иоанна
      Иоанна 13 апреля 2020 00:18
      +1
      Не могут они выкупить, их разорили
  11. toha124
    toha124 17 мая 2020 17:12
    0
    Сербские оптимизаторы впихнули в речную флотилию буквально всё подряд по принципу "всё что плавает". Так там и оказались понтонно-мостовые парки, которые во всем мире стоят на вооружении инженерных частей. Впрочем, они и войска РХБЗ свели к одному батальону на все Вооруженые силы (Covid'ле привет)