Военное обозрение

Разведывательные самолёты A-12 и SR-71: технологии рекорда

70

Самолеты Lockheed A-12 на стоянке завода №42 в Палмдейле. Фото US Air Force


В середине шестидесятых ЦРУ и ВВС США получили новейшие разведывательные самолеты A-12 и SR-71. Эти машины, унифицированные по основной части агрегатов, отличались крайне высокими летно-техническими характеристиками, позволявшими эффективно решать основные задачи. Однако достижение максимальной скорости на уровне М=3,3 и высоты полета более 25 км оказалось крайне сложной задачей, для которой потребовались принципиально новые конструкторские решения и технологии.

Круг проблем


Разработка проектов A-12 и SR-71 велась в отделении компании Lockheed с неофициальным названием Skunk Works. Создание новых самолетов стартовало с научно-исследовательских работ и поиска оптимальных технических решений. На этом этапе установили, с какими проблемами сталкивается «трехмаховый» самолет. Затем начался поиск подходящих технологий.

Разведывательные самолёты A-12 и SR-71: технологии рекорда
Модель A-12 во время изучения радиолокационных сигнатур, 1959 г. Фото ЦРУ / cia.gov

Одной из центральных проблем стала аэродинамика. Полет со скоростью ок. М=3 имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при формировании облика самолета. Однако выход на такие скорости тоже был непростым. Для этого требовались особые двигатели, способные одинаково эффективно работать на всех скоростных режимах.

На требуемых скоростях полета должна была в полной мере проявиться проблема тепловых нагрузок. Требовалось защитить планер от перегрева, деформаций и возможного разрушения. При всем этом, самолет должен был отличаться высокой прочностью, поскольку на рабочих скоростях даже простейшие маневры были связаны с перегрузками.

Отдельное требование затрагивало заметность самолета для противника. К тому времени ведущие страны успели построить развитую сеть РЛС для контроля за воздушным пространством, из-за чего стал актуальным вопрос уменьшения радиолокационной заметности. Эту проблему следовало учесть при разработке планера.


Мотогондола самолета SR-71. Фото Wikimedia Commons

Поиск решений для ожидаемых проблем оказался непростым и небыстрым. Работы по самолету A-12 для ЦРУ запустили в 1957 г. и продолжали несколько лет. За это время несколько раз менялись общие концепции и подходы к конструкции. Первый полет опытного самолета удалось выполнить только в 1962-м. Разведчик SR-71 для ВВС разрабатывали уже на основе уже готовой машины, что позволило значительно ускорить работы.

Особый планер


Решение основной части ожидаемых проблем было прямо связано с конструкцией планера и общесамолетных систем. После длительных поисков удалось найти оптимальный вариант аэродинамического облика. Наилучшей посчитали схему «бесхвостка» с развитыми наплывами в носовой и центральной части фюзеляжа и парой килей. Примененная схема позволяла получать высокую подъемную силу и улучшить обтекание на всех скоростях. Кроме того, резко уменьшался изгибающий момент в носовой части.


Двигатель Pratt & Whitney J58. Фото Wikimedia Commons

Особые обводы планера позволяли частично рассеивать сигналы от РЛС. На некоторых участках планера, где это позволяла конструкция, находились детали из радиопоглощающих материалов. Впрочем, снижение заметности не было главной задачей проекта, а также имелись иные факторы, частично нивелировавшие все конструкторские достижения в этой области.

Вопросы теплозащиты, массы и прочности решили при помощи титана и его сплавов. Планер на 85% состоял именно из них. Прочие детали выполнялись из жаростойких сортов стали, керамики и т.д. Остекление фонаря кабины сделали из кварцевого стекла. Для механической и термической прочности его соединяли с планером при помощи ультразвуковой сварки.

По расчетам, в ходе полета средняя температура обшивки должна была достигать 260°C, максимальная на передних кромках – до 400°C. В связи с этим в планере предусмотрели многочисленные трубопроводы для циркуляции топлива, отвода излишков тепла и предварительного прогрева горючего.


Сопловой аппарат двигателя. Фото Wikimedia Commons

Титановая конструкция при нагреве сохраняла прочность – но меняла размеры. На крейсерской скорости A-12 и SR-71 удлинялись на несколько дюймов. Эту проблему учли при проектировании и предусмотрели специальные зазоры в обшивке, внутренних конструкциях и даже в топливной системе. Вследствие этого на земле из самолета буквально сочилось топливо, но после разгона течь прекращалась. Также часть обшивки выполнили из гофрированных листов.

Рекордный двигатель


На самолетах A-12 и SR-71 использовались уникальные гибридные двигатели семейства JT11D / J58 от компании Pratt & Whitney. В их конструкции объединялись турбореактивный и прямоточный реактивный двигатели с возможностью совместной или попеременной работы. Максимальная тяга, в зависимости от модификации, 20-25 тыс. фунтов; форсажная – 32,5 тыс. фунтов.


Работа двигателя J58 на разных скоростях. Графика Wikimedia Commons

Основой двигателя J58 был турбореактивный агрегат, помещенный внутри прямоточной установки с помогающим вентилятором. Воздухозаборное устройство оснастили подвижным центральным телом, также имелся набор лючков и створок для управления поступающим потоком. Управление воздухозаборниками осуществлялось в соответствии с режимами полета с применением отдельного компьютера.

На до- и сверхзвуковых скоростях конусы воздухозаборников находились в переднем положении и оптимизировали поток на входе в двигатель. При росте высоты и скорости осуществлялось их смещение назад. На скоростях более М=3 поток воздуха разделялся между ПВРД и ТРД, которые создавали 80 и 20 проц. тяги соответственно.

Двигатель J58 использовал специальное реактивно топливо JP-7 на основе керосина. При нормальных условиях оно отличалось повышенной вязкостью, но при нагреве не отличалось от стандартных составов. Горючее также использовалось в составе систем охлаждения обшивки, кабины, приборных отсеков и т.д. Его применили в качестве рабочего тела в гидравлике управления соплом. Нагретая жидкость сразу поступала в двигатель и сгорала.


Разведчик A-12 с опознавательными знаками ВВС в полете. Фото US Air Force

Запуск двигателя производился за счет впрыска т.н. пускового топлива – жидкого триэтилборана (TEB), воспламеняющегося при контакте с воздухом. Каждый из J58 имел собственный бак для TEB на 16 пусков двигателя / форсажа. Двигатели использовали специальную силиконовую смазку, оптимизированную для высоких температур. При температурах ниже нуля по Цельсию этот состав твердел, что затрудняло эксплуатацию техники.

Большой ценой


Отдел Skunk Works и смежные предприятия успешно решили все поставленные задачи и создали самолеты с уникально высокими летными характеристиками. Однако для этого потребовалось несколько лет и значительные финансовые траты, а получившиеся самолеты отличались высокой стоимостью производства и сложностью эксплуатации.


Полет с применением форсажа. Фото NASA

Разработка проекта и поиск всех необходимых технологий заняли несколько лет. Запуск производства тоже был связан с определенными проблемами. К примеру, в мемуарах руководителя Skunk Works Бена Рича упоминаются трудности с получением титана. У США не было такого сырья, из-за чего пришлось устраивать целую операцию по его закупке в СССР через подставные компании.

В интересах ЦРУ построили 15 самолетов основных модификаций. ВВС получили 32 единицы. Контракт с ВВС предусматривал стоимость одного SR-71 на уровне 34 млн долл. (более 270 миллионов в нынешних ценах), и программа производства оказалась рекордно дорогой для своего времени.

Эксплуатация тоже оказалась непростой и недешевой. Подготовка к полету занимала несколько суток. После каждого полета самолет требовал 650 различных проверок и процедур, занимавших несколько часов. После 25, 100 и 200 часов налета требовался тщательный осмотр с частичной разборкой, на который выделялось несколько рабочих дней. Двигатели отправлялись на переборку через 200 ч работы, а после 600 ч – на капитальный ремонт.


SR-71 осуществляет посадку. Фото NASA

Незадолго до списания SR-71 открыто сообщалось, что летный час такого самолета стоит ок. 85 тыс. долл. Эксплуатация одной машины ежегодно обходилась не менее чем в 300-400 миллионов.

Тем не менее, ЦРУ и ВВС получили особый инструмент с высочайшими характеристиками. A-12 и SR-71 могли работать на высотах не менее 25-26 км и развивать скорость до М=3,3, что в течение долгих лет спасало их от противовоздушной обороны вероятного противника. За время эксплуатации ЦРУ потеряло 6 своих A-12, ВВС – 12 единиц SR-71. При этом боевые потери отсутствовали.

Технологический прорыв


Эксплуатация самолетов A-12 продолжалась всего несколько лет – до 1968 г. ВВС использовали свои SR-71 до 1998 г., а NASA списало технику годом позже. Самолеты двух моделей и нескольких модификаций, имея особую конструкцию на основе передовых технологий, могли показывать выдающиеся тактико-технические характеристики. Однако по этой же причине они были чрезмерно дорогими и сложными. К моменту отказа от них появились более удобные и эффективные средства разведки.

Прямая замена для A-12 / SR-71 так и не появилась – нишу разведывательных самолетов давно и прочно заняли космические аппараты. Вследствие этого новые образцы авиационной техники с сопоставимыми характеристиками в США пока не появлялись. Однако проекты скоростных самолетов от Skunk Works создали серьезную научно-техническую и технологическую базу для дальнейшего развития боевой и гражданской авиации. Те или иные решения, предложенные в прошлом, до сих пор активно используются.
Автор:
70 комментариев
Объявление

Редакции "Военного обозрения" срочно требуется корректор. Требования: безупречное знание русского языка, исполнительность, дисциплинированность. Обращаться: sv@vo-media.ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Анджело Проволоне
    Анджело Проволоне 10 апреля 2020 06:00 Новый
    -10
    Бабло победило
  2. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 10 апреля 2020 06:15 Новый
    +20
    Один из эпохальных самолётов. Он доказал, что скорость в три маха можно преодолеть серийно...
  3. Вольный ветер
    Вольный ветер 10 апреля 2020 07:06 Новый
    +7
    Машина фантастически выглядит, характеристики невероятные. Правда и у нас появился в скором времени самолет МИГ-25, перья "Черному Дрозду" вполне мог повыдергивать.
    1. andrewkor
      andrewkor 10 апреля 2020 07:36 Новый
      +13
      Эти самолёты встречались во время перехватов ,но безрезультатно.Догнать Дрозда МиГ не как не мог ,только из за засады,с тем же результатом.
    2. Григорий_45
      Григорий_45 10 апреля 2020 15:27 Новый
      +6
      Цитата: Вольный ветер
      Правда и у нас появился в скором времени самолет МИГ-25, перья "Черному Дрозду" вполне мог повыдергивать.

      догнать Дрозда, когда тот шел на крейсерской, МиГ-25 не мог, единственный шанс - на встречных курсах, при грамотном наведении с земли.
      Зато МиГи успешно перехватывали SR-71 над Европой, когда вторые совершали разведывательные миссии вдоль границы с Варшавским договором. Разогнаться над Европой было негде, и Черная птица не могла реализовать свой скоростной потенциал
  4. Кот_Кузя
    Кот_Кузя 10 апреля 2020 07:38 Новый
    +15
    Да уж, скачок в самолетостроении поразительный! Первый полет совершил в 1959 г, а ведь всего 20 лет до этого, в 1939 г, скорость 600 км/ч для самолётов казалась рекордной.
  5. ААК
    ААК 10 апреля 2020 08:42 Новый
    +13
    71-й летал в основном по 2 маршрутам: север, особенно район Кольского п-ова и Таймыра и восток - Камчатка. Для ПВО при подлете 71-го подавался код "Дрофа", очень нелегко было сопровождать эту цель "на автомате", как правило - на ручном, работали обычно самые опытные операторы...
  6. Оператор
    Оператор 10 апреля 2020 09:26 Новый
    -9
    ПВРД - так автор называет голимую форсажную камеру ТРДД laughing

    А-12/SR-71 в основном стояли на земле под техобслуживанием и разборкой/сборкой, а в воздухе использовались только против второразрядных стран (включая КНР того времени), поскольку противоздушная оборона СССР в районах интересов разведки США влегкую сбивала маломаневренный самолет на всех скоростях и высотах полета.

    Регулярные (sic!) полеты до воздушной границы СССР на Камчатке - вообще за гранью разума. Американским разведлохам противодействовала специально выделеная для этих целей дежурная РЛС без раскрытия системы радиолокационного обнаружения военного времени.

    В результате самолет "вылетел в трубу" - в ЦРУ США он прослужил 6 лет, проделав огромную финансовую дыру в бюджете ведомства. В МО США он числился 30 лет с целью формальной выработки срока амортизации.
    1. 3danimal
      3danimal 10 апреля 2020 12:16 Новый
      +1
      Бюджет позволял, очевидно.
      1. Оператор
        Оператор 10 апреля 2020 12:22 Новый
        0
        На чем и сыграли агенты влияния КГБ СССР bully
        1. 3danimal
          3danimal 10 апреля 2020 15:05 Новый
          0
          В итоге, проиграл в экономике тот, кто меньше зарабатывает и много тратит.
          1. Оператор
            Оператор 10 апреля 2020 15:56 Новый
            +2
            В итоге n-ое количество миллиардов баксов образца 1960 годов было спущено в унитаз laughing

            Зачем приплетать к конкретному проекту общее положение дел спустя 30 лет? Так можно и до мышей достучаться - потери лидерства США в 2020 году.
            1. 3danimal
              3danimal 10 апреля 2020 21:23 Новый
              +3
              n-ое количество миллиардов баксов образца 1960 годов было спущено в унитаз laughing

              Богатых порой трудно понять, могли себе позволить. Как и лунную программу...
              Напомните, кто лидер в науке и экономике?
              1. Оператор
                Оператор 11 апреля 2020 00:17 Новый
                -4
                Китайская Народная Республика, не? laughing
                1. 3danimal
                  3danimal 11 апреля 2020 22:00 Новый
                  0
                  По ВВП США в 1,5 раз больше Китая (Китай больше РФ в 8 раз), по расходам на науку (по ППС) - больше на 10-15% (Китай больше РФ в 11,5 раз).
                  Это интересная тенденция радоваться успехам Китая, который очевидно, по приведённым выше параметрам мы НИКОГДА не сможем догнать (при текущем, «стабильном» положении дел).
    2. Проктолог
      Проктолог 10 апреля 2020 12:34 Новый
      +5
      Хороший у вас ник, Андрей - оператор. Точно под статью подходит!

      Я, как раз, оператором в ПВО служил. Дивизию поднимали при сообщении, что ожидается "высотная цель". Дивизию ПВО на один самолет, чтобы "влегкую" сбить на встречном курсе. Потому что вдогон и "втяжелую" не выйдет, технически невозможно.
      1. Оператор
        Оператор 10 апреля 2020 12:37 Новый
        -2
        Дивизию ПВО поднимали на первых порах (для поддержания в тонусе), потом "Блек Бердов" рутинно шугали одним - двумя МиГ-31.
    3. Zaurbek
      Zaurbek 12 апреля 2020 11:13 Новый
      0
      Во Вьетнаме не сбили ни одного....летали как хотели.
      1. PilotS37
        PilotS37 12 апреля 2020 13:50 Новый
        0
        Цитата: Zaurbek
        Во Вьетнаме не сбили ни одного....летали как хотели.

        Так над Вьетнамом "Дрозд" пролетал "вжиком": в районе Ханоя он пересекал всю территорию ДРВ с востока на запад минут за 10.
        Вот и попробуйте его сбейте за такое время на такой высоте.
        То же творили и 25-е над Израилем в первой половине 1970-х. И по той же причине (но никому в голову не приходило гонять их над Вашингтоном...).
        1. SovAr238A
          SovAr238A 14 апреля 2020 20:45 Новый
          +2
          Цитата: PilotS37
          Цитата: Zaurbek
          Во Вьетнаме не сбили ни одного....летали как хотели.

          Так над Вьетнамом "Дрозд" пролетал "вжиком": в районе Ханоя он пересекал всю территорию ДРВ с востока на запад минут за 10.
          Вот и попробуйте его сбейте за такое время на такой высоте.
          То же творили и 25-е над Израилем в первой половине 1970-х. И по той же причине (но никому в голову не приходило гонять их над Вашингтоном...).


          Давайте так, 25-ый над израилем летали очень короткое время.
          А потом перестали резко.
          Вопрос - почему?

          Второй вопрос.
          Уря-Патриоты когда нибудь задавались целью поинтересоваться, какая максимальная скорость у МИГ-25 или МИГ-31 с подвешенными ракетами?
          Какая максимальная скорость запуска ракет?

          Даю намек, смотрите условия эксплуатации, устройств под маркировкой АПУ...
          Самое интересное, что там вы увидите ограничение в .....км/час...
          Гораздо меньше, чем М=2.

          Если найдете конечно информацию, ведь это сложно же...
          чепчики то вверх бросать гораздо легче и ненапрягает мозг...

          Сказки про 2.82 оставьте сказочникам.
          И научитесь отделять специально подготовленные рекордные аппараты от строевых машин.
          1. PilotS37
            PilotS37 14 апреля 2020 20:49 Новый
            0
            Цитата: SovAr238A
            Второй вопрос.
            Уря-Патриоты когда нибудь задавались целью поинтересоваться, какая максимальная скорость у МИГ-25 или МИГ-31 с подвешенными ракетами?
            Какая максимальная скорость запуска ракет?

            Или я что-то пропустил...
            На "Дрозда" ракеты вешали?!!!!!!!!
            wassat wassat wassat wassat wassat wassat wassat
            1. SovAr238A
              SovAr238A 14 апреля 2020 20:51 Новый
              +2
              Цитата: PilotS37
              Цитата: SovAr238A
              Второй вопрос.
              Уря-Патриоты когда нибудь задавались целью поинтересоваться, какая максимальная скорость у МИГ-25 или МИГ-31 с подвешенными ракетами?
              Какая максимальная скорость запуска ракет?

              Или я что-то пропустил...
              На "Дрозда" ракеты вешали?!!!!!!!!
              wassat wassat wassat wassat wassat wassat wassat


              Нет.
              На Миги, которые должны были догнать Дрозда...
              Но мне очень интересно, почему когда я явно указал МИГ-25 и МИГ-31 - вы зачем то перевернули на "ракеты подвешенные на Дрозда" ?

              Пытаетесь сменить тему? Перевернуть обсуждение?
              У вас нет шаносов, я не дам вам свернуть тему на другой путь, не пытайтесь ... будете выглядеть очень глупо.
              1. PilotS37
                PilotS37 14 апреля 2020 20:54 Новый
                0
                Цитата: SovAr238A
                Цитата: PilotS37
                Цитата: SovAr238A
                Второй вопрос.
                Уря-Патриоты когда нибудь задавались целью поинтересоваться, какая максимальная скорость у МИГ-25 или МИГ-31 с подвешенными ракетами?
                Какая максимальная скорость запуска ракет?

                Или я что-то пропустил...
                На "Дрозда" ракеты вешали?!!!!!!!!
                wassat wassat wassat wassat wassat wassat wassat


                Нет.
                На Миги, которые должны были догнать Дрозда...

                Вы мой пост внимательно прочитали? - Кто там кого догнать должен был?..
                Вы какую микстуру от корона-вируса пьёте? (Я так - интересуюсь: вдруг оттянуться захочется...)
                1. SovAr238A
                  SovAr238A 14 апреля 2020 21:00 Новый
                  +2
                  Цитата: PilotS37
                  Цитата: SovAr238A
                  Цитата: PilotS37
                  Цитата: SovAr238A
                  Второй вопрос.
                  Уря-Патриоты когда нибудь задавались целью поинтересоваться, какая максимальная скорость у МИГ-25 или МИГ-31 с подвешенными ракетами?
                  Какая максимальная скорость запуска ракет?

                  Или я что-то пропустил...
                  На "Дрозда" ракеты вешали?!!!!!!!!
                  wassat wassat wassat wassat wassat wassat wassat


                  Нет.
                  На Миги, которые должны были догнать Дрозда...

                  Вы мой пост внимательно прочитали? - Кто там кого догнать должен был?..
                  Вы какую микстуру от корона-вируса пьёте? (Я так - интересуюсь: вдруг оттянуться захочется...)

                  Микстуры нет... Опять вижу стандартную схему "увода темы обсуждения на личности"...
                  Все по лекалам и шаблонам.
                  Я просто много лет работаю в сфере интернета и в том числе интересуюсь данной темой.
                  У меня вопрос к вашим работодателям.
                  Зачем они берут таких глупышей, как вы и используют такие устарелые схемы?
                  Ведь каждый из вас получает неплохие деньги, а выхлопа от вас ноль целых, ноль десятых.
                  Может просто вместо таких как вы нанять действительно понимающих в том, как надо вести реальную полемику в интернете, что бы не облажаться так, как это делаете такие дешевые боты, как вы...

                  Блин, ну это же так смешно и по детски...
                  Со всех сторон и самое главное, что это работало 10 лет назад.

                  Такие как вы - собирайтесь десятком, и все равно у вас не будет шансов...
                  Никчемы вы и звать вас никчемы...
                  Боты необразованные.
                  и самое главное в вашем лексиконе, много неологизмов, которые четко дают понятие о вашм возрасте.
                  Вы не имеете четкого понятия о том, что пишете - вам дают скрипт, который вы описываете.
                  1. PilotS37
                    PilotS37 14 апреля 2020 21:02 Новый
                    0
                    Цитата: SovAr238A
                    Я просто много лет работаю в сфере интернета и в том числе интересуюсь данной темой.
                    У меня вопрос к вашим работодателям.

                    Ну, ты детёныш...
                    1. SovAr238A
                      SovAr238A 14 апреля 2020 22:16 Новый
                      0
                      Цитата: PilotS37
                      Цитата: SovAr238A
                      Я просто много лет работаю в сфере интернета и в том числе интересуюсь данной темой.
                      У меня вопрос к вашим работодателям.

                      Ну, ты детёныш...



                      Ну я вижу простой и дешевый "слив" от темы...
                      И что ты сказать то хотел?

                      Ну реально, что там по подвескам ракет?
                      Что там по скриптам ухода от темы?

                      Продолжай...
                      неси в массы свои шаги... давай, мы посмотрим все.
                      нас же тут тысячи людей читают.

                      Что ты есть на самом деле, бот или живой человек, который интересуется военной тематикой.
                      Покажи свои знания.
                      Размажь меня своими познаниями о том, как называются пилоны в Мигах, какие у них ТТХ...

                      Просто фактами..
                      Тогда всем станет ясно, кто из нас кто...

                      Иначе, если ты сейчас в очереднойц раз сольешься - это останется на всю жизнь твоего ника и тебе придется перелогиниться...
          2. Lozovik
            Lozovik 18 апреля 2020 15:30 Новый
            0
            Цитата: SovAr238A
            Второй вопрос.
            Уря-Патриоты когда нибудь задавались целью поинтересоваться, какая максимальная скорость у МИГ-25 или МИГ-31 с подвешенными ракетами?
            Какая максимальная скорость запуска ракет?

            У самолета 84Д с 46-ми ракетами Vпр=1200 км/ч до H=18 км, выше - M=2,83.
          3. alipes
            alipes 28 августа 2020 18:19 Новый
            0
            Сова, Вы вводите народ в заблуждение. Ограничение Миг-25 М-2,83, а не 2,82 и на этой скорости при облетах после регламентных работ, чтобы засчитали облет, необходимо выдержать несколько минут. АПУ есть только на Миг-25, на Миг-31 АКУ, и ни каких ограничений по этим устройствам не существует.
    4. PilotS37
      PilotS37 12 апреля 2020 13:37 Новый
      +1
      Цитата: Оператор
      В результате самолет "вылетел в трубу" - в ЦРУ США он прослужил 6 лет, проделав огромную финансовую дыру в бюджете ведомства. В МО США он числился 30 лет с целью формальной выработки срока амортизации.

      Не знаю, за что Вас Оператор, заминусовали!
      Всё правильно: машина, конечно, была прорывная, но очень сложная и дорогая в эксплуатации (автор статьи умолчал (или не знает) о том, что при разбеге "Дрозд" каждый раз терял по несколько тонн топлива: панели крыла у него были выполнены не "в стык", а с зазором под температурное расширение, поэтому при разбеге крыльевые баки в буквальном смысле сочились).
      И, действительно, применяли его успешно только против Вьетнама (ага!), Китая да Египта. В советское воздушное пространство "Дрозд" заскакивал только чутка, по касательной, так как углубление в нашу территорию было для него крайне опасным: сразу, может, и не сбили бы, но загнать могли.
      И финал у "Дрозда" был занятный: в конце 1980-х годов на Севере появились первые строевые Су-27. Они проигрывали "Дрозду" в скорости, но могли долго барражировать в воздухе (чего не могли делать ни МиГ-25, ни МиГ-31). В итоге один Су-27 "Дрозда" и подловил - лётчик дал в эфир открытым текстом запрос на пуск ракеты "по цели" - КП ему не разрешил, но "цели" эти с тех пор к границам СССР подлетать перестали... (Я в те славные времена работал на Сухом аэродинамиком и слышал эту историю от людей, которые "были в теме".) Понятно, что после этого SR-71 стал уже не нужен, и тут быстренько вспомнили, что он - оказывается - очень дорог в эксплуатации...
      1. Оператор
        Оператор 12 апреля 2020 14:12 Новый
        -3
        Вы просто не представляете, сколько на ВО кучкуется идолопоклонников карго-культа, до визга и слюней на мониторе ненавидящих всё отечественное.
        1. PilotS37
          PilotS37 12 апреля 2020 14:17 Новый
          0
          Цитата: Оператор
          Вы просто не представляете, сколько на ВО кучкуется идолопоклонников карго-культа, до визга и слюней на мониторе ненавидящих всё отечественное.

          Очень даже представляю! drinks
          Но здесь много и тех, кто просто не понимает, о чём пишет: самолеты не строили, танки не водили, даже Калаш разобрать не могут, но высказаться-то хочется...
          Вот и получается: "Да как он мог охаять такую вот потрясающую штуковину!". wassat wassat wassat
      2. SovAr238A
        SovAr238A 14 апреля 2020 20:36 Новый
        +1
        Цитата: PilotS37

        Не знаю, за что Вас Оператор, заминусовали!


        Просто Оператор - это группа товарищей.
        Вернее один, пишущий по калькам и лекалам группы товарищецй.

        Альтернативщик еще тот...
        1. PilotS37
          PilotS37 14 апреля 2020 20:47 Новый
          0
          Ну, всё это, господа, - Ваши дела!
          А вот о том, что золото - в банде...
          (С)
  7. Fitter65
    Fitter65 10 апреля 2020 10:02 Новый
    +11
    К сожалению статья просто не о чём. Можно было просто написать , что мол в США в своё время был такой самолёт как SR-71, кого интересуют подробности читайте книгу
    1. NN52
      NN52 10 апреля 2020 11:47 Новый
      +6
      Хороший был самолёт. В 2001 г американцы даже хотели "реанимировать" этот проект (снять с хранения и восстановить для полётов несколько бортов)
      . Но не сраслось...
      1. NN52
        NN52 10 апреля 2020 11:49 Новый
        +6
        И "спарка", для обучения лётного состава, оригинальная была на нём(на кабину инструктора обратите внимания)
        1. роман66
          роман66 10 апреля 2020 12:17 Новый
          +10
          мой любимый самолет... ну, непатриотично...знаю..Димка, привет hi
        2. Pete Mitchell
          Pete Mitchell 10 апреля 2020 13:46 Новый
          +6
          Цитата: NN52
          Хороший был самолёт...

          Творение гениального Келли Джонсона - реализовал реально дерзкие проэкты
        3. Bersaglieri
          Bersaglieri 10 апреля 2020 14:36 Новый
          +2
          На МиГ-25У такая же "этажерка". Но самая забавная конструкция была на Ту-128У
          1. Alexey RA
            Alexey RA 10 апреля 2020 17:04 Новый
            +3
            Цитата: Bersaglieri
            Но самая забавная конструкция была на Ту-128У

            О да... пеликан был хорош. smile
          2. NN52
            NN52 10 апреля 2020 23:07 Новый
            +4
            Bersaglieri
            Вы вообще "спарку" МиГ 25 видели? И кто где "сидел"?
        4. Alexey RA
          Alexey RA 10 апреля 2020 17:01 Новый
          +5
          Цитата: NN52
          И "спарка", для обучения лётного состава, оригинальная была на нём(на кабину инструктора обратите внимания)

          У нас схожим образом превратили Ту-22 в Ту-22У.
    2. Оператор
      Оператор 10 апреля 2020 12:26 Новый
      +3
      Впечатлил подзаголовок книги - Самолеты-невидимки фирмы "Локхид" laughing
      Нах-нах Мишку Никольского с таким знанием предмета.
    3. Мартын
      Мартын 17 апреля 2020 16:48 Новый
      0
      У этой книги мне достаточно увидеть только обложку, чтобы сказать, что место ей в помойке. SR-71 такая же «невидимка», как я — Красная Шапочка. В тексте обсуждаемой статьи, кстати, автор тоже намекает на «уменьшение видимости».
      Я эти «эсеры» «водил» два года без перерыва на обед. Советская станция ДРЛО метрового диапазона 1959 года разработки («Лена», если кому интересно), легко брала его и вела на всем диапазоне штатной дальности обнаружения. И засечки от «эсера» были такими же жирыми, как от идущих на перехват МиГов или даже пассажирских бортов.
      Кстати, насчет МиГов: хоть в их ТТХ из интерната максимальная скорость и ниже, чем у эсера, но на практике, по готовности №1 они вылетали из Мончегорска, пристраивались к эсеру и параллельными курсами сопровождали его за пределы моего ИКО (на восток). Потом, точно так же параллельно возвращались, Миги отваливали домой, а эсер — к себе. Возможно, он их из вежливости не обгонял. Или думал, что ракета всё равно догонит.
  8. gridasov
    gridasov 10 апреля 2020 10:44 Новый
    -1
    Эта статья как и многие другие обнаруживают такой аспект ,что Нет технологии развития и достижения более высоких скоростей.
  9. Проктолог
    Проктолог 10 апреля 2020 12:31 Новый
    +8
    Это не просто эпохальная машина, а высшее достижение в авиации на сегодня, спустя 60 лет после первых полетов "высотной цели".

    Статья раздражает тем, что не переведены единицы измерения (тяга в тыс. фунтов), что смешаны разные валюты - стоимость летного часа в долларах на день списания самолетов и стоимость разработки на 40 лет раньше. Доллары были очевидно разные.
  10. Авиатор_
    Авиатор_ 10 апреля 2020 12:45 Новый
    +4
    внутри прямоточной установки с помогающим вентилятором.

    Ну сколько можно гугл-переводом бездумно пользоваться? Неужели нельзя было написать "дополнительным", так было бы по-русски.
    1. Undecim
      Undecim 10 апреля 2020 13:38 Новый
      +5
      Да не было там никаких вспомогательных и дополнительных вентиляторов. Описание двигателя - полный бред.
      1. Авиатор_
        Авиатор_ 10 апреля 2020 13:43 Новый
        +1
        Насчёт бреда - согласен, только америкосовский текст, каким бы он не был, надо всё же на русский переводить.
        1. Undecim
          Undecim 10 апреля 2020 13:47 Новый
          +2
          Дело в том, что это не перевод "америкосовского" текста. Я не знаю, откуда автор черпал откровения, они ж источники скрывают, как Кащей иглу.
          1. Авиатор_
            Авиатор_ 10 апреля 2020 13:49 Новый
            +2
            Ну, я ведь думал что это тупой googl-перевод, а если автор такое выдаёт из своей головы, то это что-то. Кличко с Черномырдиным нервно курят в сторонке.
            1. Undecim
              Undecim 10 апреля 2020 13:54 Новый
              +11
              Дело в том, что даже англоязычная Википедия по сравнению с русскоязычной в этих вопросах - на недосягаемой высоте. Уряпатриоты могут минусовать, но опровергнуть это невозможно.
              Я далек от мысли, что этот автор работал с какими то серьезными источниками. Для этого у него нет ни знаний, ни желания.
              Его конек - переливание из пустого в порожнее - словоблудие.
          2. Zaits
            Zaits 10 апреля 2020 17:39 Новый
            +1
            Эта дурь уже давно ходит. Во всяком случае, мне не первый раз такое попадается.

            Специально решил проверить, результат впечатляет. В русскоязычной википедии - вообще в полный рост.
            И даже в англоязычной упоминается о существовании неправильного описания работы двигателя. Т.е., корни скорее аж там.
    2. PilotS37
      PilotS37 12 апреля 2020 13:55 Новый
      +1
      Цитата: Авиатор_
      внутри прямоточной установки с помогающим вентилятором.

      Ну сколько можно гугл-переводом бездумно пользоваться? Неужели нельзя было написать "дополнительным", так было бы по-русски.

      Для этого надо знать, как устроен ТРД. Именно "знать", а не прочитать в какой-то книжке.
  11. Undecim
    Undecim 10 апреля 2020 13:11 Новый
    +10
    На самолетах A-12 и SR-71 использовались уникальные гибридные двигатели семейства JT11D / J58 от компании Pratt & Whitney. В их конструкции объединялись турбореактивный и прямоточный реактивный двигатели с возможностью совместной или попеременной работы.
    Основой двигателя J58 был турбореактивный агрегат, помещенный внутри прямоточной установки с помогающим вентилятором.

    Караул! Заберите у этого автора клавиатуру, не допускайте его до писания статей на такие темы и генерации такой ахинеи.
    Это же дети могут прочитать! Особенно про турбореактивный агрегат внутри прямоточной установки с помогающим вентилятором. Уникальный делирий техногенного характера.
    На А-12 и SR-71 и пользовались турбореактивные двигатели с форсажной камерой - ТРДФ. Гибридными они стали только в Википедии, которую писал, очевидно, такой же спец.
    Главная особенность двигателя - наличие специального байпаса, по которому 20% поступающего воздуха от четвертой ступени компрессора подавался к форсажной камере. Это позволяло обеспечить ее устойчивую длительную работу, повысить тягу и разгрузить компрессор с целью обеспечения работы газогенератора, иначе вместо создания тяги он превращается в тормоз.
    1. Авиатор_
      Авиатор_ 10 апреля 2020 13:46 Новый
      +1
      А, может, нужно ещё подождать немного, и по качеству высказанных афоризмов автор догонит Черномырдина и Кличко? В будущее могут смотреть не только лишь все.
      1. Undecim
        Undecim 10 апреля 2020 13:48 Новый
        +3
        Если бы Кличко сайт ВО читал, он бы от зависти удавился.
    2. alipes
      alipes 10 апреля 2020 14:02 Новый
      +3
      Самый грамотный комментарий, а автор статьи технически безграмотен и к авиации отношения не имеет.
  12. Григорий_45
    Григорий_45 10 апреля 2020 15:07 Новый
    0
    нишу разведывательных самолетов давно и прочно заняли космические аппараты.
    космические спутники не всемогущи, тоже имеют значительные недостатки. Потому все еще в строю знаменитые U-2, а также профессию стратегического разведчика осваивают БПЛА (Глобал Хок в пример)
  13. iouris
    iouris 10 апреля 2020 15:14 Новый
    +1
    Авиация давно вышла на предел и даже несколько дальше. Именно поэтому Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский продавил и начал развивать тему "воздушно-космический самолёт".
  14. Al_lexx
    Al_lexx 11 апреля 2020 03:20 Новый
    +3
    79-81гг.,ЗВО, ленинградская отдельная армия ПВО (от Пскова, до Саарема была). Регулярно работали по SR-71. Кстати, наш полк был под них спецлм заточен (таких было не много и на определённых направлениях). Имеется ввиду смешанный состав полка, три С-75 и два С-200 дивизионов. Летали дрозды строго по расписанию. Когда дивизион на БД, четко, два раза в неделю, по боевой. У них было две базы. Одна в Англии, другая на Щлезвиг Гольштейн. В начале недели взлетал с британских островов, делал заход по кромке наших границ и садился на Шлезвиг. Четыре дня на регламентные работы и экспресс пошел в обратную сторону. Видел их на своём радаре (в разведке служил). Не каждый раз, но за полтора года службы приелись. Сам служил на С-75, бд месяц через два, у С-200 месяц через месяц. Так что несколько засветов в месяц ловил.
    По отчетам, что приходили к нам и доводились до ЛС, наибольшую активность они проявляли на Кубе и во Вьетнаме. Там они могли свободно заходить в воздушное пространство этих стран, так как С-200 там присутствовали в минимальных количествах. На Кубе их вроде бы и вовсе не было.
  15. chebman
    chebman 11 апреля 2020 13:43 Новый
    +3
    Как демонстратор технологий это самолёт просто чума! Вряд ли какая из стран даже спустя 60 лет сможет создать хотя бы аналог Дрозда.
    Но вот как оружие это полный провал. Эксплуатация этого самолёта это даже не танцы с бубном, это какой-то балет в сопровождении оркестра!
  16. Оператор
    Оператор 11 апреля 2020 22:03 Новый
    -1
    Цитата: 3danimal
    По ВВП США в 1,5 раз больше Китая ... по расходам на науку (по ППС) - больше на 10-15%

    Были больше.

    Что касается РФ - напомните мне, во сколько Китай в 13 веке превосходил Монголию по ВВП и расходам на науку? laughing
  17. pirr
    pirr 13 апреля 2020 20:48 Новый
    0
    Операция "Вонючка". Был такой рассказ про этот самолёт в сборнике "Пасынки Вселенной"
  18. grumbler
    grumbler 17 апреля 2020 19:31 Новый
    0
    Очень рекомендую перевод книги Бен Рич "Skunk Works: личные мемуары моей работы в Локхид",
    https://infl1ght.livejournal.com/48049.html

    От автора перевода:
    От разработки U-2 до малозаметного истребителя, это впервые рассказываемая история о том, что происходило за кулисами борьбы за господство в воздухе. Это подлинная история Skunk Works – самого секретного и успешного аэрокосмического подразделения в Америке. Как сказал Бен Рич, блестящий руководитель подразделения в течение почти двух десятилетий, хроники легендарного Skunk Works – это драма о конфронтациях в Холодной войне и боевых действиях в Персидском заливе, выдающихся инженерных прорывах и, казалось бы, невозможных достижениях. В книге представлен портрет уникальной группы учёных и инженеров, которые сделали Skunk Works таким знаменитым. Эта книга включает в себя множество личных воспоминаний о ключевых моментах, в том числе от лётчиков ЦРУ и ВВС, совершавших многие секретные и рискованные полёты, и представляет собой описание самых впечатляющих триумфов авиации 20-го века. Наконец-то закончил работу над переводом интереснейшей книги, начатым ещё в октябре 2016 года. Большое спасибо всем за комментарии и поддержку. Без вас я бы точно бросил это дело :)

    Много технических и организационных подробностей работы американского ВПК. Интересные размышления Рича о роли секретности, см. Глава 16, "Подводя итоги":
    Ещё одной потенциальной областью для снижения затрат является безопасность. Секретная программа
    увеличивает затраты производителя на 25 процентов. [...] Однако, прежде чем окутать программу коконом секретности, мы должны быть чертовски уверены в этой необходимости. Пересмотр законов о секретности – важный шаг к реальной экономии денег. [...]


    Спасибо энтузиасту за труд!
  19. Outsider
    Outsider 22 июня 2020 01:50 Новый
    0
    Цитата: PilotS37
    Цитата: SovAr238A
    Второй вопрос.
    Уря-Патриоты когда нибудь задавались целью поинтересоваться, какая максимальная скорость у МИГ-25 или МИГ-31 с подвешенными ракетами?
    Какая максимальная скорость запуска ракет?

    Или я что-то пропустил...
    На "Дрозда" ракеты вешали?!!!!!!!!
    wassat wassat wassat

    - На YF-12 вешали. И пускали их на скорости до 3.2М:
    https://testpilot.ru/usa/lockheed/yf/12/yf12.htm