How the Lockheed P-80 fighter was created


The first prototype of the XP-80. Photo Airwar.ru


In February 1945, the U.S. Army Air Force received the first production Lockheed P-80A Shooting Star fighter jets - this is how the era of jet propulsion began aviation. Work on the creation of a new fighter jet started several years earlier. Despite a lot of difficulties, the designers successfully coped with the tasks.

The first attempts


In October 1942, Bell began flight tests of its XP-59A Airacomet, the first US-made fighter jet. During the checks it was found that this machine does not have decisive advantages over piston fighters and is not of interest to the army. The production plans for the XP-59A were drastically reduced and decided to develop a completely new aircraft.

By this time, the United States and Britain had agreed to sell the latest Halford H-1 turbojet engine, later designated de Havilland Goblin. With the use of such a motor, Bell had to develop a new aircraft. He received the designation XP-59B.


He is a side view. Photo Airwar.ru

However, soon this project was abandoned. Bell was loaded with orders, and they decided to transfer the development of the jet fighter to Lockheed. In May 1943, the new contractor received the necessary documentation for the XP-59A / B and a promising engine. In addition, the Air Force issued technical requirements for the future aircraft. Outline design started.

In the design process


On June 15, Lockheed introduced the first version of the project with the L-410 brand name. It was prepared by a group of engineers led by young designer Clarence Johnson. Subsequently, they were entrusted with the further development of the project. Just two days later, the customer approved the project, and preparations began for signing a contract for the work.

On June 24, the U.S. Air Force and Lockheed entered into a formal agreement to develop the XP-80 fighter with the H-1 engine. Only 180 days were allocated for design work and the construction of an experimental aircraft. The start of flight tests was planned for the end of 1943.


TRD de Havilland Goblin serial production. Wikimedia Commons Photos

Such stringent timing requirements have led to the introduction of a special design approach. All work was planned to be carried out in secrecy in a separate building on the territory of the enterprise. Responsible for the design was a group of 23 engineers led by Kelly Johnson. 105 workers were to be engaged in construction. To accelerate the project, all its participants were freed from other work. Set a 10-hour work day with one day off per week; at the same time, employees constantly processed and spent the night right at the factory. Organizational measures were taken that affected the specifics of design, the supply of materials for construction, etc.

Working in this mode, aircraft manufacturers on July 20 presented a model of the future aircraft. The Air Force Commission studied it and was generally satisfied, although it made almost two dozen proposals. Taking into account the findings of the commission, the development company could proceed with the construction of the first flight prototype.

Difficult construction


By early August, 105 workers were working on an experimental XP-80, and the designers had to cope with some difficulties. The need to meet tight deadlines led to a temporary rejection of some decisions. They decided to make the first prototype aircraft without a pressurized cabin and with a simplified composition of equipment.

How the Lockheed P-80 fighter was created
Experienced aircraft XP-80A Gray Ghost. Photo Airwar.ru

There were problems with the power plant. British colleagues did not have time to deliver the finished H-1 engine, and therefore the XP-80 until a certain time cost it with a wooden layout. At this stage, a proposal arose to use another engine - a promising product of American design or a more powerful modification of the future "Goblin".

The bulk of the construction was completed by the end of October, after which ground checks began. Only in early November, an imported motor arrived, and it was not recommended for use in flight. However, he was immediately put in place of the layout, and the finished car was presented to the customer.

On November 16, representatives of the Air Force signed an acceptance certificate. From the start of design to the delivery of the finished experimental machine, 143 days passed - the contractor met the deadlines and even saved a whole week. While documents were being processed, Lockheed installed the recently received “flight” engine on the aircraft.


Maintenance of the General Electric I-40 / J33 engine with the serial F-80. Korea 1950 Photo by US Air Force

For the neat appearance and elegant contours of the aircraft received the nickname Lulu Belle ("Beauty Lulu"). After coloring in standard colors of the Air Force, the name Green Hornet ("Green Hornet") appeared.

New problems


On November 17, new ground tests began using the engine. The first start of the motor ended in an accident. There was a destruction of the air intake ducts due to insufficient strength. Debris got into the engine and slightly damaged it. Nevertheless, it was decided to disassemble it and carefully study it.

A fatigue crack was found in the impeller of a centrifugal compressor. As it turned out, the H-1 was not the first to encounter such a problem. During bench tests, several compressors collapsed due to similar cracks.


One of the cars of the YP-80A pre-production batch. Photo Airwar.ru

The new engine was brought only at the end of December. During this time, Lockheed managed to repair and improve the air intakes. In the last days of the outgoing 1943, the first engine starts took place, incl. with access to maximum performance.

Fighter in flight


On January 8, 1944, the experienced XP-80 took off for the first time under the control of pilot Milo Burham. The flight lasted only a few minutes. The test pilot was unable to remove the chassis and noted the excessive sensitivity of the ailerons, because of which he went to land. The necessary adjustments were made on the ground, and the second flight took place. Within 20 minutes, M. Burham determined the approximate speed and maneuverability, handling, etc.

The first phase of flight tests lasted a little over a week. It was possible to obtain a speed of up to 750 km / h and determine maneuverability indicators. At the same time, the engine showed insufficient traction and reliability, the loads on the control handle were excessive, etc.


Combatant F-80A in the sky of Korea, September 1, 1950. Photo by US Air Force

From January 17 to January 27, the aircraft was in service, while various systems were being finalized. Also, the aerodynamic appearance has changed slightly. At the end of the month, the car was again lifted into the air and confirmed the full benefit of the changes.

In early February 1944, the Green Hornet was handed over to the 412th fighter group for military trials. At this stage, the aircraft set a new speed record of 800 km / h, tested on-board weapons and showed its capabilities in training air battles.

New project


Back in the summer of 1943, the Air Force and Lockheed discussed the development prospects of the XP-80 project. For all its advantages, such an aircraft was faced with certain limitations. There was a proposal to develop its modification with a more powerful General Electric I-40 engine. Other improvements to the original design were also proposed.


F-80C in the role of bombers. The payload was poor. Korea, August 1952 Photo by US Air Force

Already in September, the team of C. Johnson proposed the project L-141. This aircraft was larger and heavier than the previous L-140 / XP-80, but due to the I-40 engine it had advantages in all basic characteristics. The customer approved the proposal, however, its prospects directly depended on the progress of ongoing work on the XP-80.

Preparation of design documentation for L-141 started at the very beginning of January 1944 and lasted about 10 days. A number of additional research and development was required, but this did not stop the customer. On January 21, they decided to build two prototypes of the L-141, as well as begin preparations for the assembly of pre-production aircraft. Only 130 days were allocated to complete the design and construction of the experimental machines. A few days later, the prototypes L-141 received the XP-80A index, pre-production machines - YP-80A.

Despite the continuity of designs, the XP-80A actually had to be re-designed. The construction of two prototypes began in mid-March, and in June they were brought to the test. The first prototype fighter was painted gray, which is why the nickname Gray Ghost ("Gray Ghost") appeared. The second was left unpainted. Cars were significantly different from each other. So, on the second one an additional cabin was provided for the test engineer.

The next test


The first flight of the Phantom took place on June 10, 1944. Pilot Tony Levier noted good speed and acceleration characteristics. There were problems with the control systems, aileron shaking was observed at high speeds, the air conditioning system supplied hot air to the cabin, etc.


Fighter bomber F-80 performs an attack. May 8, 1952, Korea. Photo US Air Force

One of the identified deficiencies threatened with an accident. A stall was observed in the air intake channel, which could disrupt the engine. The whistle from this phenomenon was heard not only in the cockpit, but also on the ground. This problem was taken up by the chief designer himself. He performed several flights in the second cockpit of the engineer, got acquainted with the phenomenon and found an effective solution. Several slots on the edge of the air intake bypassed the boundary layer and stabilized the flow.

Flight tests of the XP-80A Gray Ghost lasted until March 20, 1945 and ended in an accident. In the next flight, the engine collapsed, and the entire tail was literally chopped off. T. Levier escaped with a parachute. The second two-seat aircraft by this time managed to become a flying laboratory for testing new engines.

Pre-production batch


An official order for a pre-production batch of YP-80A aircraft appeared on March 10, 1944 - a few months before the flight of the prototype XP-80A. The contract stipulated the supply of 12 cars. Later ordered an intelligence modification under the designation XF-14. Equipment for the Air Force was to be minimally different from the existing single-seat prototype.


The only experienced XP-80 at the National Museum of Aeronautics and Astronautics. Wikimedia Commons Photos

On September 13, 1944, the first YP-80A took off, followed by other pre-production vehicles. The tests of the first two aircraft passed without problems. On October 20, a third fighter crashed in its first flight; pilot M. Burham died. In this regard, the order was supplemented to receive the required 12 aircraft.

In the fall of the same year, several ready-made aircraft were handed over to the Air Force to work out operational issues and combat use. In the future, all 12 fighters were used in various organizations, units and formations. They were used in military tests, according to the results of which there was a recommendation for adoption.

Work Summary


The first order for the full-fledged P-80A Shooting Star series appeared in April 1944, long before the completion of work on experimental and pre-production aircraft. The contract stipulated the supply of two batches of equipment with a total number of 500 units. In February 1945, the army received the aircraft of the first P-80A-1-LO series and began their development.


Serial F-80A at the Air Zoo Museum. This aircraft managed to serve both in combat and in the training unit. Wikimedia Commons Photos

Then there were new contracts and deliveries, rearmament, etc. The main operator of such equipment was the Air Force. Several vehicles were transferred to study the Navy. For use on the deck of aircraft carriers, they were finalized with the installation of new equipment.

A few years later, the fighters, renamed F-80, first took part in real battles. Together with the later and more advanced jet aircraft, they were used during the war in Korea. The operation of such equipment continued until the mid-fifties. Then new programs for rearmament and transition to other aircraft began. The era of jet combat aircraft, launched by the P-80 project, was gaining momentum.
Author:
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

13 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. tlauicol April 13 2020 05: 08 New
    • 4
    • 0
    +4

    like Lansen. only sweep wings
    1. Fitter65 April 13 2020 10: 17 New
      • 6
      • 1
      +5
      Quote: Tlauicol
      like Lansen. only sweep wings

      Rather, this Lansen is similar to the R / F-80, if you look at the years of development of Lansen.
      Saab 32 "Lansen" (Swedish. Saab 32 Lansen, lansen - spear) - Swedish fighter and attack aircraft. Developed by SAAB. He made his first flight on November 3, 1952. Serially produced in 1953-1959 (449 aircraft built),
  2. mark1 April 13 2020 05: 26 New
    • 10
    • 0
    +10
    The article is interesting but not finished. There is no TTX table, and many decades of service are not mentioned as a combat training T-33. According to the title of the article, this seems to be not necessary, but it shows well how high-quality the product was created in a short time.
    1. The leader of the Redskins April 13 2020 06: 21 New
      • 5
      • 0
      +5
      I agree, it’s too succinct for an airplane from tkotorgo, we can say that the United States jet “dances”.
    2. Fitter65 April 13 2020 10: 32 New
      • 7
      • 1
      +6
      Quote: mark1
      The article is interesting but not finished.

      As always, the author forgot to indicate where to find a continuation laughing Russian-language version is possible here
      there is still a bunch of specialized English-language literature, for example, such a publication Davis L. P / F-80 Shooting Star in action, Carrollton, 2008
      I remember there was even a Japanese edition ...
    3. Fitter65 April 13 2020 10: 37 New
      • 4
      • 1
      +3
      Quote: mark1
      the decades-long service is not mentioned as a combat training T-33.

      So after all, if you hook on the T-33, it immediately pops up
      Lockheed F-94 "Starfire" ("Starfire") (born Lockheed F-94 Starfire) - the first all-weather jet interceptor of the US Air Force. It was developed by Lockheed on the basis of the combat trainer T-33 in the late 1940s.
      therefore, the author stopped in time, laughing, frightened that tighten. Well, or just the amount of memory is not designed for such an array of information.
  3. Rajah April 13 2020 06: 27 New
    • 7
    • 0
    +7
    When testing the R-80, the best American ace 2MB Richard Ira Bong was killed. There is not a word about this in the article.
  4. Fedorov April 13 2020 06: 41 New
    • 7
    • 10
    -3
    When the MiG-15 appeared in Korea, he immediately became a "grandfather. And he was urgently decommissioned and withdrawn. Since the flying hearse was not needed by the Americans.
    1. Firelake April 13 2020 07: 10 New
      • 9
      • 1
      +8
      Compare cars of different generations ... well, that’s honestly so. Our answer is MiG-9 and Yak-15. They stood in service for so long that right away is breathtaking)
    2. Fitter65 April 13 2020 18: 02 New
      • 1
      • 3
      -2
      Quote: Fedorov
      When the MiG-15 appeared in Korea, he immediately became a "grandfather. And he was urgently decommissioned and withdrawn. Since the flying hearse was not needed by the Americans.

      The specialist is immediately visible. Our MiG-9 and Yak-15, which were created later than the R-80, were not even suitable for him. If we compare, this is the first serial American reagent, with our first reagents. And if you compare the F-80 with the Mig-29 (in some countries the F-80 and T-33 were still flying for the first take-off of the MiG), so Shuting Star invented nothing ...
  5. Aleksandr72 April 13 2020 08: 37 New
    • 10
    • 0
    +10
    I first read about this aircraft in childhood - there were such books from the series "100 Questions - 100 Answers", one of them described the first battle between jet aircraft that took place in the sky of North Korea. As I recall: in that battle, MiGs met (who was not specified at the helm) and the R-80 Shuting Stari. “MiGs”, taking advantage of speed and climb, went tail to the enemy and “Shuting Stary” were shot down. And not a word that the Soviet pilots were in the MiGs.
    According to the American version, on November 8, 1950, the first-ever air battle between jet fighters took place. In this battle, the first lieutenant Russell Brown shot down an MiG-15.
    According to our version (even included in Wikipedia): on November 1, 1950, the MiG-15 and F-80C links met. At the same time, an attack from the side of the sun pilot Simon Khominyh shot down one Shooting Star (pilot Frank VanSykl died). It was supposedly the first ever air battle between two jets.
    Who do you believe more? Even if, according to official US statistics, in the Korean War, “Shuting Stary” shot down 18 enemy aircraft (including 4 MiG-15s, as well as one ... La-7, which was not used in Korea - the North Korean Air Force was armed with Yak- 9, and La-11 fought from the Lavochkin in Korea, in particular as part of the 351st IAP (commander Hero of the Soviet Union V.N. Makarov) night fighters (45 aircraft), but about the meetings of La-11 and R-80 in battle I haven’t met mentions anywhere). All victories on the R / F-80 were won during 1950-1951, i.e. at the initial stage of the Korean War and mainly against piston aircraft. In this case, 371 F-80C and 28 RF-80 were lost, not counting the loss of training T-33. Not without reason after the Korean War, all combat versions of the Shuting Stara were withdrawn from the Air Force and transferred to the US National Guard aviation.
    And the main merit of “Shuting Star” I believe that it has become a real school desk for training American (and not only) pilots to fly jet aircraft, so the training version of the F-80 - T-33 Shooting Star was released in the amount of 5700 copies. This is against 1718 combat R / F-80s in all versions.
  6. pmkemcity April 13 2020 09: 46 New
    • 0
    • 0
    0
    On June 15, Lockheed introduced the first version of the project with the L-410 brand name.

    There is something in common.
  7. Engineer April 13 2020 10: 18 New
    • 2
    • 0
    +2
    Elegant, the dog. Americans can still create clean forms whenever they want

Военное обозрение

Как создавался истребитель Lockheed P-80

13

Первый прототип XP-80. Фото Airwar.ru


В феврале 1945 г. ВВС армии США получили первые серийные истребители Lockheed P-80A Shooting Star – так в строевых частях началась эпоха реактивной авиации. Работы по созданию нового реактивного истребителя стартовали несколькими годами ранее. Несмотря на массу трудностей, конструкторы успешно справились с поставленными задачами.

Первые попытки


В октябре 1942 г. компания Bell начала летные испытания своего самолета XP-59A Airacomet – первого реактивного истребителя разработки США. В ходе проверок было установлено, что эта машина не имеет решающих преимуществ перед поршневыми истребителями и не представляет интереса для армии. Планы по производству XP-59A резко сократили и решили разрабатывать совершенно новый самолет.

К этому времени США и Великобритания договорились о продаже новейшего турбореактивного двигателя Halford H-1, позже получившего обозначение de Havilland Goblin. С использованием такого мотора компания «Белл» должна была разработать новый самолет. Он получил обозначение XP-59B.


Он же, вид сбоку. Фото Airwar.ru

Впрочем, вскоре от этого проекта отказались. Компания Bell была загружена заказами, и разработку реактивного истребителя решили передать фирме Lockheed. В мае 1943 г. новый подрядчик получил необходимую документацию по XP-59A/B и перспективному двигателю. Кроме того, ВВС выдали технические требования к будущему самолету. Стартовало эскизное проектирование.

В процессе проектирования


15 июня компания «Локхид» представила первый вариант проекта с фирменным обозначением L-410. Его подготовила группа инженеров во главе с молодым конструктором Кларенсом Джонсоном. Впоследствии им доверили и дальнейшее развитие проекта. Всего через два дня заказчик одобрил проект, и началась подготовка к подписанию контракта на проведение работ.

24 июня ВВС армии США и Lockheed заключили официальный договор на разработку истребителя XP-80 с двигателем H-1. На проведение конструкторских работ и строительство опытного самолета выделялось всего 180 дней. Старт летных испытаний планировался на конец 1943 г.


ТРД de Havilland Goblin серийного выпуска. Фото Wikimedia Commons

Столь жесткие требования по срокам привели к внедрению особого подхода к проектированию. Все работы планировалось вести в режиме секретности в отдельном здании на территории предприятия. За проектирование отвечала группа из 23 инженеров во главе с Келли Джонсоном. Строительством должны были заниматься 105 рабочих. Для ускорения проекта всех его участников освободили от других работ. Установили 10-часовой рабочий день с одним выходным в неделю; при этом сотрудники постоянно перерабатывали и ночевали прямо на заводе. Были приняты меры организационного характера, затрагивавшие специфику проектирования, поставку материалов для строительства и т.д.

Работая в таком режиме, авиастроители уже 20 июля представили макет будущего самолета. Комиссия ВВС изучила его и в целом осталась довольна, хотя и внесла почти два десятка предложений. Учтя выводы комиссии, компания-разработчик могла приступать к строительству первого летного прототипа.

Непростое строительство


К началу августа 105 рабочих трудились над опытным XP-80, а конструкторам пришлось справляться с некоторыми затруднениями. Необходимость уложиться в жесткие сроки привела к временному отказу от некоторых решений. Первый опытный самолет решили делать без гермокабины и с упрощенным составом оборудования.

Как создавался истребитель Lockheed P-80
Опытный самолет XP-80A Gray Ghost. Фото Airwar.ru

Возникли проблемы с силовой установкой. Британские коллеги не успели поставить готовый двигатель H-1, и потому XP-80 до определенного времени обходился его деревянным макетом. На этом этапе возникло предложение об использовании другого двигателя – перспективного изделия американской разработки или более мощной модификацией будущего «Гоблина».

Основная часть строительства была завершена к концу октября, после чего стартовали наземные проверки. Лишь в первых числах ноября прибыл импортный мотор, причем не рекомендованный к использованию в полете. Однако его сразу поставили вместо макета, и готовую машину представили заказчику.

16 ноября представители ВВС подписали акт приемки. От начала проектирования до сдачи готовой опытной машины прошло 143 дня – подрядчик уложился в сроки и даже сэкономил целую неделю. Пока оформлялись документы, компания Lockheed устанавливала на самолет недавно полученный «летный» двигатель.


Обслуживание двигателя General Electric I-40 / J33 с серийного F-80. Корея, 1950 г. Фото US Air Force

За аккуратный внешний вид и элегантные обводы самолет получил прозвище Lulu Belle («Красотка Лулу»). После окраски в стандартные цвета ВВС появилось имя Green Hornet («Зеленый шершень»).

Новые проблемы


17 ноября начали новые наземные испытания с использованием двигателя. Первое включение мотора завершилось аварией. Произошло разрушение каналов воздухозаборников из-за недостаточной прочности. Обломки попали в двигатель и незначительно повредили его. Тем не менее, было решено его разобрать и тщательно изучить.

В крыльчатке центробежного компрессора обнаружили трещину усталостного характера. Как оказалось, H-1 не впервые столкнулся с такой проблемой. Во время стендовых испытаний, из-за аналогичных трещин разрушилось несколько компрессоров.


Одна из машин YP-80A предсерийной партии. Фото Airwar.ru

Новый двигатель привезли только в конце декабря. За это время на «Локхиде» успели провести ремонт и усовершенствовать воздухозаборники. В последние дни уходящего 1943 г. состоялись первые пуски двигателя, в т.ч. с выходом на максимальные характеристики.

Истребитель в полете


8 января 1944 г. опытный XP-80 впервые взлетел под управлением летчика Майло Берхэма. Полет продолжался всего несколько минут. Летчик-испытатель не смог убрать шасси и отметил излишнюю чувствительность элеронов, из-за чего пошел на посадку. На земле провели необходимую настройку, и состоялся второй полет. В течение 20 минут М. Берхэм определил примерные скоростные и маневренные характеристики, управляемость и т.д.

Первый этап летных испытаний продолжался чуть более недели. Удалось получить скорость до 750 км/ч и определить показатели маневренности. При этом двигатель продемонстрировал недостаточную тягу и надежность, нагрузки на ручке управления были чрезмерными и т.д.


Строевые F-80A в небе Кореи, 1 сентября 1950 г. Фото US Air Force

С 17 по 27 января самолет пребывал на обслуживании, одновременно осуществлялась доработка различных систем. Также немного изменился аэродинамический облик. В конце месяца машину вновь подняли в воздух и подтвердили всю пользу от внесенных изменений.

В начале февраля 1944 г. «Зеленого шершня» передали 412-й истребительной группе для проведения войсковых испытаний. На этом этапе самолет установил новый рекорд скорости в 800 км/ч, опробовал бортовое вооружение и показал свои возможности в учебных воздушных боях.

Новый проект


Еще летом 1943 г. ВВС и Lockheed обсудили перспективы развития проекта XP-80. При всех своих преимуществах, такой самолет сталкивался с определенными ограничениями. Появилось предложение о разработке его модификации с более мощным двигателем General Electric I-40. Также предлагались другие доработки исходной конструкции.


F-80C в роли бомбардировщиков. Полезная нагрузка оставляла желать лучшего. Корея, август 1952 г. Фото US Air Force

Уже в сентябре коллектив К. Джонсона предложил проект L-141. Этот самолет был крупнее и тяжелее предыдущего L-140 / XP-80, но за счет двигателя I-40 имел преимущества во всех основных характеристиках. Заказчик одобрил предложение, однако его перспективы прямо зависели от хода текущих работ по XP-80.

Подготовка конструкторской документации по L-141 стартовала в самом начале января 1944 г. и продлилась около 10 дней. Требовалось провести ряд дополнительных исследований и разработок, но это не останавливало заказчика. 21 января решили построить два опытных L-141, а также начать подготовку к сборке предсерийных самолетов. На завершение проектирования и строительство опытных машин выделили всего 130 дней. Через несколько дней прототипы L-141 получили индекс XP-80A, предсерийные машины – YP-80A.

Несмотря на преемственность конструкций, XP-80A фактически пришлось разрабатывать заново. Строительство двух прототипов начали в середине марта, а в июне их вывели на испытания. Первый опытный истребитель покрасили в серый цвет, из-за чего появилась кличка Gray Ghost («Серый призрак»). Второй оставили неокрашенным. Машины существенно отличались друг от друга. Так, на второй предусмотрели дополнительную кабину для инженера-испытателя.

Очередные испытания


Первый полет «Призрака» состоялся 10 июня 1944 г. Летчик Тони Левиер отмечал неплохие скоростные и разгонные характеристики. При этом имелись проблемы с системами управления, на высоких скоростях наблюдалась тряска элеронов, система кондиционирования подавала в кабину горячий воздух и т.д.


Истребитель-бомбардировщик F-80 выполняет штурмовку. 8 мая 1952 г., Корея. Фото US Air Force

Один из выявленных недостатков грозил аварией. В канале воздухозаборника наблюдался срыв потока, способный нарушить работу двигателя. Свист от этого явления был слышен не только в кабине, но и на земле. Эту проблему взялся решать сам главный конструктор. Он выполнил несколько полетов во второй кабине инженера, ознакомился с явлением и нашел эффективное решение. Несколько щелей на кромке воздухозаборника перепускали пограничный слой и стабилизировали поток.

Летные испытания XP-80A Gray Ghost продолжались до 20 марта 1945 г. и завершились аварией. В очередном полете разрушился двигатель, и самолету буквально отрубило весь хвост. Т. Левиер спасся с парашютом. Второй двухместный самолет к этому времени успел стать летающей лабораторией для испытаний новых двигателей.

Предсерийная партия


Официальный заказ на предсерийную партию самолетов YP-80A появился 10 марта 1944 г. – за несколько месяцев до полетов опытных XP-80A. Контракт оговаривал поставку 12 машин. Позже заказали разведывательную модификацию под обозначением XF-14. Техника для ВВС должна была минимально отличаться от существующего одноместного прототипа.


Единственный опытный XP-80 в Национальном музее воздухоплавания и астронавтики. Фото Wikimedia Commons

13 сентября 1944 г. первый YP-80A поднялся в воздух, за ним последовали другие предсерийные машины. Испытания двух первых самолетов прошли без проблем. 20 октября в своем первом полете разбился третий истребитель; пилот М. Берхэм погиб. В связи с этим заказ дополнили, чтобы получить требуемые 12 самолетов.

Осенью того же года несколько готовых самолетов передали ВВС для отработки вопросов эксплуатации и боевого применения. В дальнейшем все 12 истребителей использовались в разных организациях, частях и соединениях. Их использовали в войсковых испытаниях, по результатам которых появилась рекомендация к принятию на вооружение.

Итог работ


Первый заказ на полноценную серию P-80A Shooting Star появился уже в апреле 1944 г., задолго до завершения работ по опытным и предсерийным самолетам. Контракт оговаривал поставку двух партий техники общей численностью 500 единиц. В феврале 1945 г. армия получила самолеты первой серии Р-80А-1-LO и начала их освоение.


Серийный F-80A в музее Air Zoo. Этот самолет успел послужить как в боевой, так и в учебной части. Фото Wikimedia Commons

Затем были новые контракты и поставки, перевооружение и т.д. Основным эксплуатантом такой техники были ВВС. Несколько машин передали для изучения ВМС. Для использования на палубе авианосцев их доработали с установкой нового оборудования.

Через несколько лет истребители, переименованные в F-80, впервые приняли участие в реальных боях. Вместе с более поздними и совершенными реактивными самолетами они использовались в ходе войны в Корее. Эксплуатация такой техники продолжалась до середины пятидесятых годов. Затем начались новые программы перевооружения и перехода на другие самолеты. Эпоха реактивной боевой авиации, начатая проектом P-80, набирала обороты.
Автор:
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. тлауикол
    тлауикол 13 апреля 2020 05:08
    +4

    на Лансен похож. только крылья без стреловидности
    1. Fitter65
      Fitter65 13 апреля 2020 10:17
      +5
      Цитата: тлауикол
      на Лансен похож. только крылья без стреловидности

      Вернее , это Лансен похож на Р/F-80, если посмотреть на годы разработки Лансена.
      Сааб 32 «Лансен» (швед. Saab 32 Lansen, lansen — копьё) — шведский истребитель и штурмовик. Разработан компанией СААБ. Совершил первый полёт 3 ноября 1952 года. Серийно производился в 1953—1959 годах (построено 449 самолётов),
  2. mark1
    mark1 13 апреля 2020 05:26
    +10
    Статья интересная но не законченная. Нет таблицы ТТХ, не упоминается многодесятилетняя служба в качестве учебно-боевого Т-33. По названию статьи это вроде как и не обязательно, но хорошо показывает на сколько высококлассное изделие было создано за короткое время.
    1. Вождь краснокожих
      Вождь краснокожих 13 апреля 2020 06:21
      +5
      Согласен, слишком сжато для самолёта от ткоторго, можно сказать, "пляшет" реактивная авиация сша.
    2. Fitter65
      Fitter65 13 апреля 2020 10:32
      +6
      Цитата: mark1
      Статья интересная но не законченная.

      Как всегда ,автор забыл указать где найти продолжение laughing Руссккоязычный вариант можно тут
      есть ещё куча специализированной англоязычной литературы, к примеру такое издание Davis L. P/F-80 Shooting Star in action, Carrollton, 2008
      Помнится даже было японское издание...
    3. Fitter65
      Fitter65 13 апреля 2020 10:37
      +3
      Цитата: mark1
      не упоминается многодесятилетняя служба в качестве учебно-боевого Т-33.

      Так ведь если зацепить про Т-33 , сразу всплывает
      Локхид F-94 «Старфайр» («Звёздный огонь») (англ. Lockheed F-94 Starfire) — первый реактивный всепогодный перехватчик ВВС США. Разработан компанией Локхид на основе учебно-боевого самолёта T-33 в конце 1940-х годов.
      поэтому автор вовремя остановился, laughing, испугался что затянет. Ну или просто объём памяти не рассчитан на такой массив информации.
  3. Раджа
    Раджа 13 апреля 2020 06:27
    +7
    При испытании Р-80 погиб лучший американский ас 2МВ Ричард Ира Бонг. Об этом в статье ни слова.
  4. федоров
    федоров 13 апреля 2020 06:41
    -3
    При появлении МиГ-15 в Кореи , он сразу стал "дедушкой. И его срочно списали-вывели.Так как летающий катафалк не нужен был америкосам.
    1. FireLake
      FireLake 13 апреля 2020 07:10
      +8
      Сравнивать машины разных поколений... ну такое себе если честно. Наш ответ это Миг-9 и Як-15. Они простояли на вооружении так долго что прямо дух захватывает )
    2. Fitter65
      Fitter65 13 апреля 2020 18:02
      -2
      Цитата: федоров
      При появлении МиГ-15 в Кореи , он сразу стал "дедушкой. И его срочно списали-вывели.Так как летающий катафалк не нужен был америкосам.

      Сразу виден специалист. Наши МиГ-9 и Як-15, которые были созданы позднее Р-80, ему даже в подмётки не годились. Если уж сравнивать, так уж первый серийный американский реактив, с первыми нашими реактивами. А если сравнить F-80 с Миг-29( в некоторых странах на период первого взлёта МиГа ещё летали F-80 и Т-33) так Шутинг Стар вообще зря изобретали...
  5. Александр72
    Александр72 13 апреля 2020 08:37
    +10
    Впервые прочитал об этом самолете в детстве - были такие книги из серии "100 вопросов - 100 ответов", в одной из них описывался первый бой между реактивными самолетами, произошедший в небе Северной Кореи. Как помню: в том бою встретились МиГи (кто за штурвалами - не уточнялось) и Р-80 "Шутинг Стары". "МиГи", пользуясь преимуществом в скорости и в скороподъемности, зашли в хвост к противнику и "Шутинг Стары" были сбиты. И ни слова о том, что в "МиГах" сидели советские летчики.
    По американской версии, 8 ноября 1950 г. произошел первый в истории воздушный бой между реактивными истребителями. В этом бою первый лейтенант Рассел Браун сбил МиГ-15.
    По нашей версии (вошедшей даже в Википедию): 1 ноября 1950 года произошла встреча звеньев МиГ-15 и F-80C. При этом атакой со стороны солнца летчик Семён Хоминых сбил один Shooting Star (пилот Фрэнк ВанСикл погиб). Это был предположительно первый в истории воздушный бой между двумя реактивными самолётами.
    Вы кому больше верите? Если даже по официальной американской статистике в войне в Корее "Шутинг Стары" сбили 18 самолётов противника (в том числе 4 МиГ-15, а также один ... Ла-7, который в Корее не применялся - ВВС Северной Кореи были вооружены Як-9, а из Лавочкиных в Корее воевали Ла-11, в частности в составе 351-го иап (командир Герой Советского Союза В.Н. Макаров) ночных истребителей (45 машин), но о встречах Ла-11 и Р-80 в бою я нигде упоминаний не встречал). Все победы на Р/F-80 были одержаны в течение 1950-1951 г.г., т.е. на начальном этапе Корейской войны и в основном против поршневых самолетов. При этом было потеряно 371 F-80C и 28 RF-80, не считая потерь учебных T-33. Недаром после Корейской войны все боевые версии "Шутинг Стара" были выведены из состава ВВС и переданы в авиацию Национальной гвардии США.
    А главной заслугой "Шутинг Стара" я считаю, что он стал настоящей учебной партой для обучения американских (и не только) лётчиков пилотированию реактивных самолетов, так учебный вариант F-80 - T-33 Shooting Star был выпущен в количестве 5700 экземпляров. Это против 1718 боевых Р/F-80 во всех модификациях.
  6. pmkemcity
    pmkemcity 13 апреля 2020 09:46
    0
    15 июня компания «Локхид» представила первый вариант проекта с фирменным обозначением L-410.

    Есть что то общее.
  7. Engineer
    Engineer 13 апреля 2020 10:18
    +2
    Элегантный, собака. американцы все же могут создавать чистые формы когда захотят