Военное обозрение

SF1 Archon. Истребитель-самоделка для любителей

26
SF1 Archon. Истребитель-самоделка для любителей
SF1 Archon на стоянке - вполне похож на истребитель пятого поколения


В сфере сверхлегкой любительской авиации определенным спросом пользуются комплекты для самостоятельной сборки самолетов. На рынке присутствуют самые разные комплекты, но греческая компания G-Aerosports, похоже, пошла дальше всех. Она предлагает своим клиентам построить собственный истребитель – SF1 Archon. Впрочем, воевать на такой машине не удастся.

«Спортивный истребитель»


Компания G-Aerosports, как и множество других подобных фирм, была основана любителями сверхлегкой авиации. Джордж Илиопулос и его коллеги хотели реализовывать свои идеи и помогать другим летчикам-любителям. Сейчас их фирма занимается выпуском комплектов для самостоятельной сборки самолетов двух типов. Если G802 Atairon мало отличается от других продуктов на рынке, то SF1 сразу привлекает внимание.


Производство комплектующих

Проект SF1 Archon («Архонт») был впервые представлен в начале десятых годов. Целью этого проекта являлось создание сверхлегкой машины с внешним видом и пилотажными характеристиками современного истребителя – насколько это возможно в силу объективных ограничений. «Истребительная» и спортивная природа проекта отражена в названии – Sports Fighter-1.

Как сообщалось, к началу прошлого десятилетия проект «Архонт» успел пройти пять этапов с разными целями и инструментами. Первые предусматривали разработку проекта и отработку конструкции при помощи радиоуправляемой летающей модели. Затем построили макет и полноценный летный прототип. Его подняли в воздух осенью 2010 г.


Вскоре после этого машину вывели на рынок и стали ждать заказы. Самолет привлек внимание любителей авиации и получил определенную популярность. Впрочем, ему не довелось на равных конкурировать с другими более известными конструкциями.

Технические особенности


По своей конструкции и по летно-техническим характеристикам SF1 максимально похож на другие сверхлегкие самолеты. Кроме того, он не предъявляет особых требований к процессам сборки – комплект можно превратить самолет буквально в условиях гаража или любительской мастерской. Предлагается несколько вариантов комплектации, что допускает определенную «свободу творчества».

SF1 представляет собой цельнометаллический моноплан с маломощным поршневым двигателем. Одноместная кабина имеет минимально необходимый набор оборудования. Вооружение, несмотря на название, отсутствует и даже не предполагается. При всем этом, летно-технические характеристики позволяют выполнять простой и сложный пилотаж, почти как настоящие истребители.


Планер состоит преимущественно из алюминиевых деталей; силовой набор покрывается металлической обшивкой. Детали и элементы соединяются в основном при помощи заклепок. Часть агрегатов, такие как моторама, крыльевые топливные баки и т.д. поставляются в готовом виде. Прочие детали уже имеют необходимые отверстия, частично собраны и т.д. Полный процесс сборки, как утверждается, занимает порядка 650 человекочасов.

Самолет построен по схеме высокоплана со стреловидным крылом. Хвостовая часть имеет оригинальную конструкцию по типу двухбалочной схемы. Стреловидный стабилизатор дополняется парой килей, установленных с небольшим развалом наружу.

Определенный интерес представляет конструкция фюзеляжа. Его носовая часть выполнена в виде угловатого агрегата с обтекателем, наподобие современных истребителей пятого поколения. За обтекателем находится кабина. По бокам от нее расположены наплывы корневой части крыла. Непосредственно за кабиной размещена моторама под группу с толкающим винтом, из-за чего фюзеляж укорочен.


Кабина самолета не отличается большими размерами

Под крылом располагаются коробчатые «воздухозаборники», за счет которых имитируется внешний вид современного истребителя. Их нижняя поверхность имеет аэродинамический профиль и дополняет крыло, боковые стенки установлены с наклоном. Борта этой конструкции имеют большую длину и выполняют функции хвостовых балок. Между ними предусмотрена плоская поверхность, продолжающая линии крыла и фюзеляжа. Сзади на балках помещается хвостовое оперение с рулями.

Стреловидное крыло со спрямленной задней кромкой выполнено подкосным. Ввиду малых скоростей полета используется профиль с большой относительной толщиной. На крыле имеется необходимая механизация в виде закрылков и элеронов. Для хранения и транспортировки крыло может демонтироваться, на это уходит около получаса.


Необходимый минимум приборов

«Спортивный истребитель» может комплектоваться поршневыми двигателями разных типов с мощностью от 50 до 135 л.с. В комплекты поставки входят изделия Rotax 582 или Rotax 912UL мощностью 64 и 80 л.с. соответственно. По желанию, можно использовать другой двигатель. Силовая установка помещается за кабиной. Воздушный винт того или иного типа с диаметром до 1,55 м находится за фюзеляжем, между хвостовыми балками. Рядом с двигателем в фюзеляже помещаются радиаторы. Два топливных бака на 38 л каждый устанавливаются в крыле.

Самолет оснащается трехточечным шасси с носовой опорой. Передняя стойка помещается прямо перед кабиной, основные – на бортах «воздухозаборников». Возможна фиксированная установка шасси, также существуют механизмы для его уборки.


Плюс кабины - хороший обзор

Одноместная кабина оснащена крупным фонарем, дающим хороший обзор. Внутри помещены все традиционные органы управления. Приборная панель оснащена минимально необходимым набором приборов. Предусматривается установка электроники с жидкокристаллическим дисплеем и нескольких стрелочных индикаторов. Бортовая аппаратура обеспечивает пилотаж, навигацию и связь. Тактические возможности, как у настоящих истребителей, естественно отсутствуют.

Общая длина SF1 Archon – всего 8 м при размахе крыла 7,25 м. Стояночная высота – 2,25 м. Сухая масса самолета не превышает 200 кг. Максимальный взлетный вес с учетом топлива, масла и пилота – 322,5 кг. Самолет взлетает при скоростях порядка 70-80 км/ч с дистанции 150 м. При выпущенных закрылках максимальная скорость ограничена 130 км/ч. Максимальная эксплуатационная скорость – 180 км/ч. Технически возможно достижение скоростей до 250 км/ч, однако это приводит к рискам разрушения конструкции.


Рулежка перед взлетом. Хорошо видна конструкция хвостовой части

«Архонт» может использоваться для пилотажа. Оптимальная скорость для этого – 150 км/ч. Допускаются перегрузки от +6 до -3, что позволяет выполнять фигуры простого и сложного пилотажа.

Комплект поставки


Компания G-Aerosports предлагает четыре варианта поставки комплекта с разным составом компонентов. Первый вариант включает все детали планера и часть систем. Винтомоторная группа с моторамой, приборы, проводка и механизм уборки шасси отсутствуют. Комплект №2 представляет собой первый набор, дополненный полным списком приборного оснащения, но не включает двигатель.
Третья комплектация позволяет «из коробки» построить полноценный самолет с мотором Rotax 582. В четвертый комплект входит двигатель Rotax 912UL.

Таким образом, покупатель может приобрести наиболее интересный для него комплект и построить самолет в исходном виде, либо внести желаемые изменения. Кроме того, компания-изготовитель может самостоятельно доработать комплект по требованиям заказчика.


На данный момент G-Aerosports располагает ограниченными производственными возможностями, что сказывается на темпах выпуска техники. В зависимости от типа комплекта, вносимых изменений, особенностей пересылки и т.д. заказ может выполняться от 30 дней и более.

Стоимость комплекта прямо зависит от его состава. Полноценный летающий самолет в простейшей комплектации можно приобрести за 14-15 тыс. евро. Планер без авионики и двигателя заметно дешевле. Доработки конструкции, в свою очередь, увеличивают как сроки изготовления, так и цену.

Сверхмалая серия


В последние годы самолет SF1 присутствует в постоянном каталоге продукции, и компания-изготовитель готова начинать изготовление комплекта сразу после получения заказа. Впрочем, насколько известно, особой популярностью «спортивный истребитель» не пользуется.


По разным данным, за последние годы удалось продать не более нескольких десятков комплектов разного состава. Авиаторы-любители оценили интересный сверхлегкий самолет, но это не привело к валу заказов. Можно предполагать, что сложившаяся ситуация уже не изменится, и SF1 так и останется малосерийным образцом без перспектив к более массовому производству.

На протяжении нескольких последних лет сверхлегкий самолет SF1 Archon регулярно принимает участие в различных мероприятиях и неизменно привлекает внимание публики. Однако рост количества заказов и увеличение объемов производства по-прежнему не наблюдаются. Ниша сверхлегких любительских «истребителей» оказалась слишком мала даже для одного образца.
Автор:
Использованы фотографии:
G-Aerosports / aerosports.gr
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Тоня
    Тоня 13 апреля 2020 18:21 Новый
    +5
    классная штука)
  2. URAL72
    URAL72 13 апреля 2020 18:38 Новый
    +5
    Очень интересная идея. И не дорого. Странно что спрос так не велик.
    1. Вождь краснокожих
      Вождь краснокожих 13 апреля 2020 20:50 Новый
      +6
      Он не красив. Фото с переднего ракурса прямо таки завораживают - ну, натуральный истребитель 5 поколения! А когда смотришь фото сбоку... Разочарование... Головастик, покрашенный в камуфляж!(((
    2. Dysindich
      Dysindich 13 апреля 2020 22:28 Новый
      +5
      Отсутствие спроса объясняется, как раз таки, просто... Для чего любителю покупать данный летательный аппарат?
      Пилотажные возможности - довольно скромные, поэтому утолить жажду пилотажа не получится.
      Использовать как средство передвижения, так же затруднительно. (у него, даже багажника, как у авто , нет, даже портфель положить некуда). Машина - одноместная!!
      Что остается? Подлетывать на местном аэродроме в свое удовольствие, наслаждаясь процессом и простейшими фигурами?
      Вот и не спешит потребитель с заказами...
    3. Александр72
      Александр72 14 апреля 2020 08:25 Новый
      0
      Подарите его КНДР. Так сказать на страх врагам, на зависть соседям. Главное - в небо не выпускать, чтобы соседи с юга Корейского полуострова от страха... или от смеха не умерли.
  3. knn54
    knn54 13 апреля 2020 18:45 Новый
    -1
    Каждый желающий может почувствовать себя летчиком-истребителем.Или желающая...
    1. impostor
      impostor 13 апреля 2020 19:03 Новый
      +3
      Чтобы почувствовать - нужно хотя бэ приблизиться к уровню перегрузок. Человеческий организм способен кратковременно выдерживать 8-10 g и современные истребители способны достигать этого порога. Ну а почувствовать себя истребителем "на этом" со 135 л.с. в топе - дык скорее истребителями могли себя почувствовать "ночные ведьмы" на У-2/ПО-2 в варианте с американским Райт «Циклон» (714 л.с./524 кВт)
      1. Петр не первый
        Петр не первый 13 апреля 2020 20:59 Новый
        0
        Один раз в жизни и на этом "истребителе" можно почувствовать настоящие перегрузки, в тот момент когда самолёт, после пикирования, будет входить в землю.
        А так, очень интересная машинка, почти как "настоящий" F-22 по внешнему дизайну, и намного круче чем детская игрушка. С удовольствием бы полетал.
        1. impostor
          impostor 13 апреля 2020 21:05 Новый
          +1
          Железная логика :))) Посему плюс! Но и это - при условии полной нагрузки силового агрегата с высоты кило эдак 10!
          1. Петр не первый
            Петр не первый 13 апреля 2020 21:09 Новый
            +2
            Так высоко он не заберутся как по мощности мотора, так и по негерметичности кабины и отсутствию кислородного оборудования.
            1. impostor
              impostor 13 апреля 2020 21:12 Новый
              +2
              Зато отличный повод твитнуть в рубрике - " Ну как тебе такое, Илон Маск?!"
            2. bondrostov
              bondrostov 16 апреля 2020 15:02 Новый
              -1
              Радио управление и и пару хелфаеров
      2. SovAr238A
        SovAr238A 14 апреля 2020 20:30 Новый
        0
        Цитата: impostor
        Чтобы почувствовать - нужно хотя бэ приблизиться к уровню перегрузок. Человеческий организм способен кратковременно выдерживать 8-10 g и современные истребители способны достигать этого порога. Ну а почувствовать себя истребителем "на этом" со 135 л.с. в топе - дык скорее истребителями могли себя почувствовать "ночные ведьмы" на У-2/ПО-2 в варианте с американским Райт «Циклон» (714 л.с./524 кВт)


        Вы когда нибудь были паксом в "самолетике" пилота сборной России по высшему пилотажу?
        Мне посчастливилось это в 2007 году на аэродроме в Дракино.
        Перегрузки есть и "девяточка" тоже есть.

        Когда первый раз - жуткий страх.
        Я не пилот.
        Когда девушка выводит маленький самолетик свечой вверх, потом снижает в ВМТ обороты так, что кажется что вокруг тишина, потом ты чувствуешь, как самолет падает хвостом вниз...
        Жутчайший страх в превый раз.
        А потом, я заставил себя еще раз.
        Была возможность.
        А вот там, потом, во второй раз - был уже не страх, был экстаз...
        1. impostor
          impostor 15 апреля 2020 18:25 Новый
          0
          Паксом был, но не на 52-м яке, у страха глаза, безусловно, велики, только сомнения у меня насчет акробатики на "этом", котрое обсуждается, но и на винтовом "акробате" помимо страха ВРЯД ЛИ те самые G, что получает пилот со штурманом на 31-м мигаре, когда (говорю по опыту прямого общения со списавшимся с 31-ого как у них положено по пяти грыжам) лопаются сосуды глаз. Так что я при своем имхо.
  4. awdrgy
    awdrgy 13 апреля 2020 19:01 Новый
    -1
    Тактические возможности отсутствуют Под спец заказ интересно реально че нить типа рпд- 44 установить или хотя бы рпк-74?
  5. Владимир_2У
    Владимир_2У 13 апреля 2020 19:43 Новый
    +4
    Как говориться: "Смотрите, Шура, что можно сделать из швейной машинки "Зингер" и обычной колхозной сноповязалки"© , а по факту, молодцы.
  6. Pavel73
    Pavel73 13 апреля 2020 20:44 Новый
    0
    Я видел отечественный подобный самолёт на МАКС-2019.
  7. ares1988
    ares1988 13 апреля 2020 21:26 Новый
    0
    Чем то похожая машинка: https://news.ru/society/samolyot-s-dvigatelem-ot-avtomobilya-prezentovali-na-maks/
  8. Avior
    Avior 13 апреля 2020 21:37 Новый
    +1
    На видео выглядит не так привлекательно
  9. Klingon
    Klingon 13 апреля 2020 23:30 Новый
    +1
    Цитата: knn54
    Каждый желающий может почувствовать себя летчиком-истребителем.Или желающая...

    каждый желающий почувствовать себя летчиком- истребителем (с соответствующим кошельком разумеется) может сделать это на настоящем истребителе , двухместном МиГ-29УБ
  10. Анджело Проволоне
    Анджело Проволоне 14 апреля 2020 04:36 Новый
    0
    сейчас более актуально выпускать под условие самоизоляции. По квартиле летать, например...
  11. Анджело Проволоне
    Анджело Проволоне 14 апреля 2020 04:47 Новый
    0
    греческая компания G-Aerosports, похоже, пошла дальше всех

    Ерунда. Все до них придумали
  12. datura23
    datura23 14 апреля 2020 05:59 Новый
    0
    уродец - в серию не пойдёт
  13. Nitarius
    Nitarius 14 апреля 2020 07:41 Новый
    0
    эх .. цена бы как на машину .. то думаю спрос был бы! а так .. не дают летать народу .. по всему миру , куча припонов!
  14. IrbenWolf
    IrbenWolf 14 апреля 2020 09:49 Новый
    +1
    Идеальный вариант для патрульно-тренировочных самолетов. К такой поделке прилепить модуль дистанционного управления и нормальную рлс получится весьма универсальный беспилотник с возможностями обнаружения воздушных целей и самолет для тренировки молодых пилотов, для поддержания навыков пилотов. Еще одну две нормальных ракеты воздух-воздух и пушка - вполне себе дешевый оборонный коплекс.
    1. awdrgy
      awdrgy 14 апреля 2020 12:11 Новый
      -1
      Он просто великолепен но пушка не пойдет(очевидно он просто развалится в воздухе после первой очереди) с ракетами тоже беда-думаю так же не потянет по максимальной взлетной массе а вот ПТАБ 2 5-1 5 и современные аналоги вполне себе думаю(в конце концов гранаты как неуправляемые бомбы приспособить) Ну и пулемет полегче(возможно что то малокалиберное с "плавной" работой автоматики типа "Блюма") О живучести конечно говорить не приходится