Военное обозрение

Почему не были запущены в серийное производство Су-6 и Ил-2М: доводы историка

48

В годы Великой Отечественной войны роль главной ударной силы Советского Союза играла боевая авиация. Несмотря на то, что в первые часы немецким захватчикам удалось уничтожить около тысячи советских самолётов, наша страна за кратчайшие сроки мобилизовала свои усилия, заняв впоследствии лидирующие позиции по количеству произведённых воздушных боевых машин.


На протяжении всей войны наши инженеры-авиаконструкторы разрабатывали и создавали большое число самолётов внося таким образом вклад в победу нашего народа в Великой Отечественной войне.

Между тем, не все разработки, которые предлагались советскими конструкторами, запускались в серийное производство.

Гость программы «Архивная революция» Олег Валентинович Растренин продолжит разговор, начатый ранее, о самолётах-штурмовиках, необходимых в годы войны для ВВС РККА, но так и не запущенных в серийное производство. Ведущий историк авиации расскажет о причинах, которые не позволили осуществить запуск производства Су-6 П.О.Сухого, а также о предложенной С.В. Ильюшиным альтернативе создания штурмовика Ил-2М.

Доводы историка:

48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Mavrikiy
    Mavrikiy 11 апреля 2020 16:08 Новый
    +6
    Почему не были запущены в серийное производство Су-6 и Ил-2М
    Почему, почему. Война была. feel Переход с модели на модель - падение производства. Мы до конца 1943г. не имели превосходства в воздухе.
    1. svp67
      svp67 11 апреля 2020 16:10 Новый
      -4
      Цитата: Mavrikiy
      Переход с модели на модель - падение производства

      Ага...А Ил-10 так сразу стал выпускаться в огромных количествах....
      И все же, это очередной факт заставляющий пристальней взглянуть на роль Яковлева в истории нашего самолетостроения, особенно в предвоенный и военный период, в должности заместителя наркома по опытному самолётостроению ...
      1. ElTuristo
        ElTuristo 11 апреля 2020 16:55 Новый
        0
        Да и что там Яковлев?
        1. svp67
          svp67 11 апреля 2020 17:11 Новый
          +1
          Цитата: ElTuristo
          Да и что там Яковлев?

          Да НИЧЕГО..для Поликарпова и Сухого - Ничего, ну с первым там все ясно, а вот чем же его второй так зацепил?
          1. ElTuristo
            ElTuristo 11 апреля 2020 17:38 Новый
            -9
            А что там ясно с поликарповым?Что этот до 1941 года разрабатывал бипланы?С ним действительно все ясно.В отношении Сухого-Яковлев занимался опытным самолетостроением,мнение его было решающим в технических вопросах- вероятность достижения заявленных конструктором характеристик.После туполевской и поликарповской брехни,политическое руководство СССР вынужденно было с недоверием относиться к обещаниям конструкторов.Целесообразность производства определялось военными и Шахуриным.
            1. svp67
              svp67 11 апреля 2020 17:49 Новый
              +2
              Цитата: ElTuristo
              Что этот до 1941 года разрабатывал бипланы?

              Ага...И-190 был красив и лучший из бипланов

              Но особенно хороши были его И-180,

              И-185

              И-200

              СПБ

              Цитата: ElTuristo
              После туполевской и поликарповской брехни,политическое руководство СССР вынужденно было с недоверием относиться к обещаниям конструкторов.

              А можно узнать в чем она выражалась, эта брехня?
              1. ser56
                ser56 11 апреля 2020 19:16 Новый
                0
                Цитата: svp67
                А можно узнать в чем она выражалась, эта брехня?

                это обычный наброс дилетанта, конкретики не будет.... request
                1. ElTuristo
                  ElTuristo 11 апреля 2020 20:46 Новый
                  -3
                  выше специально для специалистов...
                  1. ser56
                    ser56 11 апреля 2020 20:52 Новый
                    -2
                    Цитата: ElTuristo
                    ыше специально для специалистов...

                    а нету-ти... request
              2. ElTuristo
                ElTuristo 11 апреля 2020 20:45 Новый
                -4
                Ага лучший из бипланов...в 1941 году...Брехня заключалась в рапортах из Испании о выдающихся качествах И-16 и И-15 и особенно в актуальности тактики совместного применения бипланов и монопланов.В результате было продолжено производство И-15 и И-153.
                1. svp67
                  svp67 11 апреля 2020 20:51 Новый
                  +5
                  Цитата: ElTuristo
                  Брехня заключалась в рапортах из Испании о выдающихся качествах И-16 и И-15 и особенно в актуальности тактики совместного применения бипланов и монопланов

                  Стоп, стоп...а Поликарпов с Туполевым к этим рапортам каким боком? Они, что ли летчиков подкупали, что бы эти рапорта писать? Да и писались они на первом этапе воздушных боев, до появления в небе Испании "худых" - BF-109... Вы как то пыл свой умерьте и сами подумайте, кто и что мог докладывать из Испании.
                  А тот же Поликарпов отлично понимал значение скорости для тогдашнего истребителя, иначе бы он не создал И-16...
                  Цитата: ElTuristo
                  Ага лучший из бипланов...в 1941 году...

                  Из истребителей бипланной схемы это был ЛУЧШИЙ. Докажите обратное
            2. A.TOR
              A.TOR 11 апреля 2020 18:10 Новый
              +2
              А что там ясно с поликарповым?Что этот до 1941 года разрабатывал бипланы?

              И-16 это биплан... ага
            3. Альф
              Альф 11 апреля 2020 19:06 Новый
              +2
              Цитата: ElTuristo
              .После туполевской и поликарповской брехни

              В чем именно брехни ? При моему не самому лучшему отношению к Яковлеву я помню его "крик" вверху, что "нас систематически обманывают". Это о том, что конструкторам обещали М-106 в 1350 лошадок, а дали только М-105 НА 300 кобыл меньше. И с дюралем такая же картина, обещали, но не дали, вот и крутись как хочешь.
              1. svp67
                svp67 11 апреля 2020 20:15 Новый
                +1
                Цитата: Альф
                При моему не самому лучшему отношению к Яковлеву я помню его "крик" вверху, что "нас систематически обманывают"

                В пику Яковлеву сейчас можно было бы представить как тяжело шли испытания с авариями и катастрофой его Як-1 и особого "очковтирательства" со скоростным фронтовым бомбардировщиком Як-2... Как там на счет "обмана" то?
                1. ElTuristo
                  ElTuristo 11 апреля 2020 20:51 Новый
                  -4
                  Да ну и как же?Как у И-180?Который угробил 3 отличных летчиков включая Чкалова. Кстати И-26 Яценко показал лучшие данные чем И-180 с тем же двигателем ...https://airpages.ru/ru/i28.html
                  1. svp67
                    svp67 11 апреля 2020 21:04 Новый
                    +2
                    Цитата: ElTuristo
                    Который угробил 3 отличных летчиков включая Чкалова.

                    Чкалов, Сузи, а третий кто?
                    Цитата: ElTuristo
                    Кстати И-26 Яценко показал лучшие данные

                    Во первых И-28, а во вторых кто ему на серийном заводе "ножку подставил"? Чьи самолеты вместо И-28 пошли в серию?
                    Постановление Комитета Обороны за № 235сс от 25 мая 1940 г. гласило: «Снять с производства на заводе № 292 самолеты И-28. Разрешить Народному комиссариату обороны принять 10 самолетов И-28». Одновременно следовало решение о развертывании на заводе № 292 серийного производства истребителей И-26(будущий Як-1) конструкции А. С. Яковлева.

                    Яценко похоже тоже за "брехню" пострадал...
                    1. ElTuristo
                      ElTuristo 11 апреля 2020 21:37 Новый
                      0
                      Як-1 оказался лучше и технологичнее...кстати первоначально Яков планировали выпускать меньше чем ЛаГГ и только после получения опыта эксплуатации в войсках начали менять на Як1-7.
                      1. svp67
                        svp67 12 апреля 2020 05:18 Новый
                        -2
                        Цитата: ElTuristo
                        Як-1 оказался лучше и технологичнее...кстати первоначально Яков планировали выпускать меньше чем ЛаГГ и только после получения опыта эксплуатации в войсках начали менять на Як1-7.

                        А данные у Вас от куда? Яковлев рассказал? Я скажу Вам больше, что в 42-м году, по итогам и имея "опыт эксплуатации в войсках", летные командиры просили прекратить выпуск не только ЛаГГ-3, но и Яков, дать фронту больше И-16...Как то так, вот было
                      2. ElTuristo
                        ElTuristo 12 апреля 2020 08:58 Новый
                        0
                        Я об этом и писал раньше....командиры просили:)
                      3. svp67
                        svp67 12 апреля 2020 09:02 Новый
                        0
                        Цитата: ElTuristo
                        Я об этом и писал раньше....командиры просили:)

                        Они воевали и имели право просить то оружие, которое они считали лучшим.
                2. hohol95
                  hohol95 13 апреля 2020 23:36 Новый
                  0
                  Значит проблем с освоением машины на заводе не было?
                  И двигатель был подходящим и проблем с конструкцией было меньше чем у Як и ЛаГГ?
                  1. svp67
                    svp67 14 апреля 2020 11:04 Новый
                    0
                    Цитата: hohol95
                    Значит проблем с освоением машины на заводе не было?

                    Так как он повторял, во многом конструкцию самолетов Поликарпова, то в тот момент - НЕТ, проблем завод не испытывал.
                    Цитата: hohol95
                    И двигатель был подходящим

                    Да, тот же, что устанавливался на Су-2
                  2. hohol95
                    hohol95 14 апреля 2020 13:38 Новый
                    0
                    А при чём здесь Поликарпов?
                    Пишут, что И-28 собирались строить на заводе производившем комбайны и самолёт разведчик Р-10 (И. Г. Неман).
                    Заводе сельскохозяйственного машиностроения «Саркомбайн» в городе Саратов.
                    М-88 был "доведён до ума". Иди же М-87Б давал все требуемые от него параметры?
                    Для чего тогда было рекомендовано ОБЛЕГЧИТЬ И-28 на 300 кг?
                    "Не всё так просто в Датском королевстве..."
                  3. svp67
                    svp67 14 апреля 2020 13:51 Новый
                    0
                    Цитата: hohol95
                    А при чём здесь Поликарпов?

                    Да при том, что технологиния была отработанна и ничего уже там придумывать не надо было, просто стоило повторить
                    Цитата: hohol95
                    Для чего тогда было рекомендовано ОБЛЕГЧИТЬ И-28 на 300 кг?

                    Знаете, к другим истребителям, кроме Яковлевских, выдвигались масса требований, которые затягивали их серийное производство.
                    И тем не менее, это был бы у нас единственный новый истребитель с мотором воздушного охлаждения в то время пошедший в серию.
                  4. hohol95
                    hohol95 14 апреля 2020 13:52 Новый
                    0
                    И тем не менее, это был бы у нас единственный новый истребитель с мотором воздушного охлаждения в то время пошедший в серию.

                    А моторы то были?
                  5. svp67
                    svp67 14 апреля 2020 13:56 Новый
                    0
                    Цитата: hohol95
                    А моторы то были?

                    Запорожье работало исправно, поставляя движки для И-16 и Су-2
                  6. hohol95
                    hohol95 14 апреля 2020 14:01 Новый
                    0
                    Спрошу в последний раз - М-88 был готов к постановке на И-28? Их было много? Их качество удовлетворяло военную приёмку?
                  7. svp67
                    svp67 14 апреля 2020 14:05 Новый
                    0
                    Цитата: hohol95
                    Спрошу в последний раз - М-88 был готов к постановке на И-28

                    Судя по итогам испытаний - ДА
                  8. hohol95
                    hohol95 14 апреля 2020 21:05 Новый
                    0
                    А почему тогда М-88 снимали с производства в сентябре 1940 года?
                  9. svp67
                    svp67 14 апреля 2020 21:08 Новый
                    0
                    Цитата: hohol95
                    А почему тогда М-88 снимали с производства в сентябре 1940 года?

                    Потому, что пустили в серию М-88Б
                  10. hohol95
                    hohol95 14 апреля 2020 21:18 Новый
                    0
                    Интернет выдаёт -
                    ...Кроме того, осенью 1940 г. авиапромышленности не удалось преодолеть кризис в совершенствовании моторов, в особенности разработанных в КБ С.К.Туманского. На двигателях М-88 постоянно отмечались прогары поршней, тряска ВМГ, повышенный расход масла, приводивший к дымлению. Если на первой скорости нагнетателя наблюдалось излишнее обеднение смеси, то на второй - переобогащение. Пришлось временно приостановить их серийный выпуск. Трудно шла доводка перспективного двигателя М-90, на который НКАП возлагал большие надежды. В результате к должности главного конструктора завода № 29 Туманского сменил Е.В.Урмин. Едва не арестовали директора С.А. Громова - его спасло от скорой расправы лишь заступничество Шахурина.

                    И такие моторы предлагались для истребителя.
                    После некоторых работ М-88 переименовали в М-88А и М-88Б!
                    ...После получения удовлетворительных результатов испытаний М-88 их серийную постройку возобновили под обозначением М-88Б. И харьковчане незадолго до нового 1941 г. эти моторы устанавливали не только на вновь построенные Су-2, но и заменяли некондиционные двигатели и на уже выпущенных машинах.
                  11. svp67
                    svp67 14 апреля 2020 21:20 Новый
                    0
                    Цитата: hohol95
                    И такие моторы предлагались для истребителя.

                    А других у нас и не было, и это было лучшее, что у на имелось. И их ставили не только на Су-2, но и на Ил-4
                    У М-105 "болячек" было не меньше и до конца войны не смогли их все устранить
  • Альф
    Альф 11 апреля 2020 21:29 Новый
    +1
    Цитата: svp67
    В пику Яковлеву сейчас можно было бы представить как тяжело шли испытания с авариями и катастрофой его Як-1

    Так и с ЛАГГом на испытаниях так же любились.
    Кстати, ЛАГГ тоже проектировался с М-106, а пришлось строить с 105-м.
  • ElTuristo
    ElTuristo 11 апреля 2020 20:48 Новый
    -1
    Яковлеву от вашего отношения ни тепло ни холодно.Достаточно мнения об его конструкциях врагов и друзей.
  • knn54
    knn54 11 апреля 2020 17:01 Новый
    0
    Су-6 был лучше,чем Ил-2М.Но Ил-10-му по основным характеристикам уже уступал.
    1. svp67
      svp67 11 апреля 2020 17:06 Новый
      0
      Цитата: knn54
      Но Ил-10-му по основным характеристикам уже уступал

      По какому? По бомбовой нагрузке? По скорости? По защищенности? А главное по времени появления?
  • Pavel57
    Pavel57 11 апреля 2020 16:14 Новый
    +5
    Думаю, что консервативный момент ничего не менять, если можно, преобладал.
    А так пять факторов-
    1. Готовность в срок .
    2. Наличие мотора.
    3. Наличие доступных материалов.
    4. Наличие завода.
    5. И доверие наверху в лице самого.
    1. DimanC
      DimanC 11 апреля 2020 17:08 Новый
      0
      Если посмотреть весь цикл роликов (авторы последнего частично вспоминают прошлое содержание), то получается, что невыполнение всех перечисленных пунктов - дело сознательное и рукотворное. Михаил Тимин уже впрямую пару раз заявляет о плетущихся интригах, а если сюда добавить ролики про появление ЛаГГ-3, то картина становится еще яснее...
      1. Pavel57
        Pavel57 11 апреля 2020 17:25 Новый
        0
        А в какой системе нет интриг? У немцев было не меньше.
    2. svp67
      svp67 12 апреля 2020 05:25 Новый
      0
      Цитата: Pavel57
      Готовность в срок .

      Какой срок? Если Ил-10 НИ КТО не заказывал и техзадание на его конструирование не выдавал
      1. Pavel57
        Pavel57 12 апреля 2020 20:27 Новый
        0
        Ил-10 очень хотели военные. Ильюшин считал перспективным Ил-8.
        1. svp67
          svp67 13 апреля 2020 07:55 Новый
          0
          Цитата: Pavel57
          Ил-10 очень хотели военные.

          Они про него слыхам не слыхивали, знать не знали, а требовали Су-6 для замены Ил-2... Но кто то, (вот кто б это мог сделать?) смог прикрыть "самодеятельность" Ильюшина и выдать ее за лучшее решение, одновременно притормозив продвижение Су-6...
  • Дилетант
    Дилетант 11 апреля 2020 17:33 Новый
    +1
    Опять? Недавно же это обсуждали. Ну не было двигателей для Су шек и прочих. Зачем опять блаблабла.
    1. svp67
      svp67 12 апреля 2020 05:26 Новый
      0
      Цитата: Дилетант
      Ну не было двигателей для Су шек и прочих.

      Так их, какое то время и для Илов не было...и что?
  • пехотинец2020
    пехотинец2020 11 апреля 2020 17:41 Новый
    +1
    По поводу заявления в преамбуле поста:
    В годы ВОВ боевая авиация точно не являлась главной ударной силой Советского Союза. Ни в стратегическом, ни в тактическом масштабе.
    И, вообще, авиация - не ударная сила, а средство огневого поражения.
  • Pavel57
    Pavel57 11 апреля 2020 17:52 Новый
    +2
    Цитата: knn54
    Су-6 был лучше,чем Ил-2М.Но Ил-10-му по основным характеристикам уже уступал.

    Су-6 появился позже, чем нужно. Двигателя , с которым имел преимущества - М-71 не было в серии.
    Интересен был Ил-2М, который в серию не пошел. Он был создан под задачи и штурмовика, и бомбера.

    А вот Ил -10 вырос из Ил-1 , преимущество было одно - более высокая скорость. Зато боевая эффективность было ниже в сравнении с Ил-2.
  • ser56
    ser56 11 апреля 2020 19:18 Новый
    -2
    тема надуманная, важный вопрос - отчего Су-2 перестали выпускать - хороший был самолет и в серии feel
    1. Pavel57
      Pavel57 12 апреля 2020 00:16 Новый
      0
      Цитата: ser56
      тема надуманная, важный вопрос - отчего Су-2 перестали выпускать - хороший был самолет и в серии feel

      Вопрос хороший.
      Надо смотреть для начала на наличие заводов с учетом эвакуации и материалов. (Моторы под него точно были).
      А потом была мода на двухмоторные бомбардировщики. Хотя тут явное противоречие. Двухмоторные штурмовики отвергались за перерасход моторов, а бомбардировщики подавай только двухмоторные.