Почему не были запущены в серийное производство Су-6 и Ил-2М: доводы историка

48

В годы Великой Отечественной войны роль главной ударной силы Советского Союза играла боевая авиация. Несмотря на то, что в первые часы немецким захватчикам удалось уничтожить около тысячи советских самолётов, наша страна за кратчайшие сроки мобилизовала свои усилия, заняв впоследствии лидирующие позиции по количеству произведённых воздушных боевых машин.

На протяжении всей войны наши инженеры-авиаконструкторы разрабатывали и создавали большое число самолётов внося таким образом вклад в победу нашего народа в Великой Отечественной войне.



Между тем, не все разработки, которые предлагались советскими конструкторами, запускались в серийное производство.

Гость программы «Архивная революция» Олег Валентинович Растренин продолжит разговор, начатый ранее, о самолётах-штурмовиках, необходимых в годы войны для ВВС РККА, но так и не запущенных в серийное производство. Ведущий историк авиации расскажет о причинах, которые не позволили осуществить запуск производства Су-6 П.О.Сухого, а также о предложенной С.В. Ильюшиным альтернативе создания штурмовика Ил-2М.

Доводы историка:

48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    11 апреля 2020 16:08
    Почему не были запущены в серийное производство Су-6 и Ил-2М
    Почему, почему. Война была. feel Переход с модели на модель - падение производства. Мы до конца 1943г. не имели превосходства в воздухе.
    1. -4
      11 апреля 2020 16:10
      Цитата: Mavrikiy
      Переход с модели на модель - падение производства

      Ага...А Ил-10 так сразу стал выпускаться в огромных количествах....
      И все же, это очередной факт заставляющий пристальней взглянуть на роль Яковлева в истории нашего самолетостроения, особенно в предвоенный и военный период, в должности заместителя наркома по опытному самолётостроению ...
      1. 0
        11 апреля 2020 16:55
        Да и что там Яковлев?
        1. +1
          11 апреля 2020 17:11
          Цитата: ElTuristo
          Да и что там Яковлев?

          Да НИЧЕГО..для Поликарпова и Сухого - Ничего, ну с первым там все ясно, а вот чем же его второй так зацепил?
          1. -9
            11 апреля 2020 17:38
            А что там ясно с поликарповым?Что этот до 1941 года разрабатывал бипланы?С ним действительно все ясно.В отношении Сухого-Яковлев занимался опытным самолетостроением,мнение его было решающим в технических вопросах- вероятность достижения заявленных конструктором характеристик.После туполевской и поликарповской брехни,политическое руководство СССР вынужденно было с недоверием относиться к обещаниям конструкторов.Целесообразность производства определялось военными и Шахуриным.
            1. +2
              11 апреля 2020 17:49
              Цитата: ElTuristo
              Что этот до 1941 года разрабатывал бипланы?

              Ага...И-190 был красив и лучший из бипланов

              Но особенно хороши были его И-180,

              И-185

              И-200

              СПБ

              Цитата: ElTuristo
              После туполевской и поликарповской брехни,политическое руководство СССР вынужденно было с недоверием относиться к обещаниям конструкторов.

              А можно узнать в чем она выражалась, эта брехня?
              1. 0
                11 апреля 2020 19:16
                Цитата: svp67
                А можно узнать в чем она выражалась, эта брехня?

                это обычный наброс дилетанта, конкретики не будет.... request
                1. -3
                  11 апреля 2020 20:46
                  выше специально для специалистов...
                  1. -2
                    11 апреля 2020 20:52
                    Цитата: ElTuristo
                    ыше специально для специалистов...

                    а нету-ти... request
              2. -4
                11 апреля 2020 20:45
                Ага лучший из бипланов...в 1941 году...Брехня заключалась в рапортах из Испании о выдающихся качествах И-16 и И-15 и особенно в актуальности тактики совместного применения бипланов и монопланов.В результате было продолжено производство И-15 и И-153.
                1. +5
                  11 апреля 2020 20:51
                  Цитата: ElTuristo
                  Брехня заключалась в рапортах из Испании о выдающихся качествах И-16 и И-15 и особенно в актуальности тактики совместного применения бипланов и монопланов

                  Стоп, стоп...а Поликарпов с Туполевым к этим рапортам каким боком? Они, что ли летчиков подкупали, что бы эти рапорта писать? Да и писались они на первом этапе воздушных боев, до появления в небе Испании "худых" - BF-109... Вы как то пыл свой умерьте и сами подумайте, кто и что мог докладывать из Испании.
                  А тот же Поликарпов отлично понимал значение скорости для тогдашнего истребителя, иначе бы он не создал И-16...
                  Цитата: ElTuristo
                  Ага лучший из бипланов...в 1941 году...

                  Из истребителей бипланной схемы это был ЛУЧШИЙ. Докажите обратное
            2. +2
              11 апреля 2020 18:10
              А что там ясно с поликарповым?Что этот до 1941 года разрабатывал бипланы?

              И-16 это биплан... ага
            3. +2
              11 апреля 2020 19:06
              Цитата: ElTuristo
              .После туполевской и поликарповской брехни

              В чем именно брехни ? При моему не самому лучшему отношению к Яковлеву я помню его "крик" вверху, что "нас систематически обманывают". Это о том, что конструкторам обещали М-106 в 1350 лошадок, а дали только М-105 НА 300 кобыл меньше. И с дюралем такая же картина, обещали, но не дали, вот и крутись как хочешь.
              1. +1
                11 апреля 2020 20:15
                Цитата: Альф
                При моему не самому лучшему отношению к Яковлеву я помню его "крик" вверху, что "нас систематически обманывают"

                В пику Яковлеву сейчас можно было бы представить как тяжело шли испытания с авариями и катастрофой его Як-1 и особого "очковтирательства" со скоростным фронтовым бомбардировщиком Як-2... Как там на счет "обмана" то?
                1. -4
                  11 апреля 2020 20:51
                  Да ну и как же?Как у И-180?Который угробил 3 отличных летчиков включая Чкалова. Кстати И-26 Яценко показал лучшие данные чем И-180 с тем же двигателем ...https://airpages.ru/ru/i28.html
                  1. +2
                    11 апреля 2020 21:04
                    Цитата: ElTuristo
                    Который угробил 3 отличных летчиков включая Чкалова.

                    Чкалов, Сузи, а третий кто?
                    Цитата: ElTuristo
                    Кстати И-26 Яценко показал лучшие данные

                    Во первых И-28, а во вторых кто ему на серийном заводе "ножку подставил"? Чьи самолеты вместо И-28 пошли в серию?
                    Постановление Комитета Обороны за № 235сс от 25 мая 1940 г. гласило: «Снять с производства на заводе № 292 самолеты И-28. Разрешить Народному комиссариату обороны принять 10 самолетов И-28». Одновременно следовало решение о развертывании на заводе № 292 серийного производства истребителей И-26(будущий Як-1) конструкции А. С. Яковлева.

                    Яценко похоже тоже за "брехню" пострадал...
                    1. 0
                      11 апреля 2020 21:37
                      Як-1 оказался лучше и технологичнее...кстати первоначально Яков планировали выпускать меньше чем ЛаГГ и только после получения опыта эксплуатации в войсках начали менять на Як1-7.
                      1. -2
                        12 апреля 2020 05:18
                        Цитата: ElTuristo
                        Як-1 оказался лучше и технологичнее...кстати первоначально Яков планировали выпускать меньше чем ЛаГГ и только после получения опыта эксплуатации в войсках начали менять на Як1-7.

                        А данные у Вас от куда? Яковлев рассказал? Я скажу Вам больше, что в 42-м году, по итогам и имея "опыт эксплуатации в войсках", летные командиры просили прекратить выпуск не только ЛаГГ-3, но и Яков, дать фронту больше И-16...Как то так, вот было
                      2. 0
                        12 апреля 2020 08:58
                        Я об этом и писал раньше....командиры просили:)
                      3. 0
                        12 апреля 2020 09:02
                        Цитата: ElTuristo
                        Я об этом и писал раньше....командиры просили:)

                        Они воевали и имели право просить то оружие, которое они считали лучшим.
                    2. 0
                      13 апреля 2020 23:36
                      Значит проблем с освоением машины на заводе не было?
                      И двигатель был подходящим и проблем с конструкцией было меньше чем у Як и ЛаГГ?
                      1. 0
                        14 апреля 2020 11:04
                        Цитата: hohol95
                        Значит проблем с освоением машины на заводе не было?

                        Так как он повторял, во многом конструкцию самолетов Поликарпова, то в тот момент - НЕТ, проблем завод не испытывал.
                        Цитата: hohol95
                        И двигатель был подходящим

                        Да, тот же, что устанавливался на Су-2
                      2. 0
                        14 апреля 2020 13:38
                        А при чём здесь Поликарпов?
                        Пишут, что И-28 собирались строить на заводе производившем комбайны и самолёт разведчик Р-10 (И. Г. Неман).
                        Заводе сельскохозяйственного машиностроения «Саркомбайн» в городе Саратов.
                        М-88 был "доведён до ума". Иди же М-87Б давал все требуемые от него параметры?
                        Для чего тогда было рекомендовано ОБЛЕГЧИТЬ И-28 на 300 кг?
                        "Не всё так просто в Датском королевстве..."
                      3. 0
                        14 апреля 2020 13:51
                        Цитата: hohol95
                        А при чём здесь Поликарпов?

                        Да при том, что технологиния была отработанна и ничего уже там придумывать не надо было, просто стоило повторить
                        Цитата: hohol95
                        Для чего тогда было рекомендовано ОБЛЕГЧИТЬ И-28 на 300 кг?

                        Знаете, к другим истребителям, кроме Яковлевских, выдвигались масса требований, которые затягивали их серийное производство.
                        И тем не менее, это был бы у нас единственный новый истребитель с мотором воздушного охлаждения в то время пошедший в серию.
                      4. 0
                        14 апреля 2020 13:52
                        И тем не менее, это был бы у нас единственный новый истребитель с мотором воздушного охлаждения в то время пошедший в серию.

                        А моторы то были?
                      5. 0
                        14 апреля 2020 13:56
                        Цитата: hohol95
                        А моторы то были?

                        Запорожье работало исправно, поставляя движки для И-16 и Су-2
                      6. 0
                        14 апреля 2020 14:01
                        Спрошу в последний раз - М-88 был готов к постановке на И-28? Их было много? Их качество удовлетворяло военную приёмку?
                      7. 0
                        14 апреля 2020 14:05
                        Цитата: hohol95
                        Спрошу в последний раз - М-88 был готов к постановке на И-28

                        Судя по итогам испытаний - ДА
                      8. 0
                        14 апреля 2020 21:05
                        А почему тогда М-88 снимали с производства в сентябре 1940 года?
                      9. 0
                        14 апреля 2020 21:08
                        Цитата: hohol95
                        А почему тогда М-88 снимали с производства в сентябре 1940 года?

                        Потому, что пустили в серию М-88Б
                      10. 0
                        14 апреля 2020 21:18
                        Интернет выдаёт -
                        ...Кроме того, осенью 1940 г. авиапромышленности не удалось преодолеть кризис в совершенствовании моторов, в особенности разработанных в КБ С.К.Туманского. На двигателях М-88 постоянно отмечались прогары поршней, тряска ВМГ, повышенный расход масла, приводивший к дымлению. Если на первой скорости нагнетателя наблюдалось излишнее обеднение смеси, то на второй - переобогащение. Пришлось временно приостановить их серийный выпуск. Трудно шла доводка перспективного двигателя М-90, на который НКАП возлагал большие надежды. В результате к должности главного конструктора завода № 29 Туманского сменил Е.В.Урмин. Едва не арестовали директора С.А. Громова - его спасло от скорой расправы лишь заступничество Шахурина.

                        И такие моторы предлагались для истребителя.
                        После некоторых работ М-88 переименовали в М-88А и М-88Б!
                        ...После получения удовлетворительных результатов испытаний М-88 их серийную постройку возобновили под обозначением М-88Б. И харьковчане незадолго до нового 1941 г. эти моторы устанавливали не только на вновь построенные Су-2, но и заменяли некондиционные двигатели и на уже выпущенных машинах.
                      11. 0
                        14 апреля 2020 21:20
                        Цитата: hohol95
                        И такие моторы предлагались для истребителя.

                        А других у нас и не было, и это было лучшее, что у на имелось. И их ставили не только на Су-2, но и на Ил-4
                        У М-105 "болячек" было не меньше и до конца войны не смогли их все устранить
                2. +1
                  11 апреля 2020 21:29
                  Цитата: svp67
                  В пику Яковлеву сейчас можно было бы представить как тяжело шли испытания с авариями и катастрофой его Як-1

                  Так и с ЛАГГом на испытаниях так же любились.
                  Кстати, ЛАГГ тоже проектировался с М-106, а пришлось строить с 105-м.
              2. -1
                11 апреля 2020 20:48
                Яковлеву от вашего отношения ни тепло ни холодно.Достаточно мнения об его конструкциях врагов и друзей.
      2. 0
        11 апреля 2020 17:01
        Су-6 был лучше,чем Ил-2М.Но Ил-10-му по основным характеристикам уже уступал.
        1. 0
          11 апреля 2020 17:06
          Цитата: knn54
          Но Ил-10-му по основным характеристикам уже уступал

          По какому? По бомбовой нагрузке? По скорости? По защищенности? А главное по времени появления?
  2. +5
    11 апреля 2020 16:14
    Думаю, что консервативный момент ничего не менять, если можно, преобладал.
    А так пять факторов-
    1. Готовность в срок .
    2. Наличие мотора.
    3. Наличие доступных материалов.
    4. Наличие завода.
    5. И доверие наверху в лице самого.
    1. 0
      11 апреля 2020 17:08
      Если посмотреть весь цикл роликов (авторы последнего частично вспоминают прошлое содержание), то получается, что невыполнение всех перечисленных пунктов - дело сознательное и рукотворное. Михаил Тимин уже впрямую пару раз заявляет о плетущихся интригах, а если сюда добавить ролики про появление ЛаГГ-3, то картина становится еще яснее...
      1. 0
        11 апреля 2020 17:25
        А в какой системе нет интриг? У немцев было не меньше.
    2. 0
      12 апреля 2020 05:25
      Цитата: Pavel57
      Готовность в срок .

      Какой срок? Если Ил-10 НИ КТО не заказывал и техзадание на его конструирование не выдавал
      1. 0
        12 апреля 2020 20:27
        Ил-10 очень хотели военные. Ильюшин считал перспективным Ил-8.
        1. 0
          13 апреля 2020 07:55
          Цитата: Pavel57
          Ил-10 очень хотели военные.

          Они про него слыхам не слыхивали, знать не знали, а требовали Су-6 для замены Ил-2... Но кто то, (вот кто б это мог сделать?) смог прикрыть "самодеятельность" Ильюшина и выдать ее за лучшее решение, одновременно притормозив продвижение Су-6...
  3. +1
    11 апреля 2020 17:33
    Опять? Недавно же это обсуждали. Ну не было двигателей для Су шек и прочих. Зачем опять блаблабла.
    1. 0
      12 апреля 2020 05:26
      Цитата: Дилетант
      Ну не было двигателей для Су шек и прочих.

      Так их, какое то время и для Илов не было...и что?
  4. +1
    11 апреля 2020 17:41
    По поводу заявления в преамбуле поста:
    В годы ВОВ боевая авиация точно не являлась главной ударной силой Советского Союза. Ни в стратегическом, ни в тактическом масштабе.
    И, вообще, авиация - не ударная сила, а средство огневого поражения.
  5. +2
    11 апреля 2020 17:52
    Цитата: knn54
    Су-6 был лучше,чем Ил-2М.Но Ил-10-му по основным характеристикам уже уступал.

    Су-6 появился позже, чем нужно. Двигателя , с которым имел преимущества - М-71 не было в серии.
    Интересен был Ил-2М, который в серию не пошел. Он был создан под задачи и штурмовика, и бомбера.

    А вот Ил -10 вырос из Ил-1 , преимущество было одно - более высокая скорость. Зато боевая эффективность было ниже в сравнении с Ил-2.
  6. -2
    11 апреля 2020 19:18
    тема надуманная, важный вопрос - отчего Су-2 перестали выпускать - хороший был самолет и в серии feel
    1. 0
      12 апреля 2020 00:16
      Цитата: ser56
      тема надуманная, важный вопрос - отчего Су-2 перестали выпускать - хороший был самолет и в серии feel

      Вопрос хороший.
      Надо смотреть для начала на наличие заводов с учетом эвакуации и материалов. (Моторы под него точно были).
      А потом была мода на двухмоторные бомбардировщики. Хотя тут явное противоречие. Двухмоторные штурмовики отвергались за перерасход моторов, а бомбардировщики подавай только двухмоторные.