От отрядов к корпусам. Предвоенное строительство автобронетанковых войск РККА

31

Т-18 / MC-1 - первый советский танк. Фото: Alan Wilson (Wikimedia Commons)

Первые автобронетанковые части появились в составе Красной Армии уже во время Гражданской войны. Впоследствии развитие этого направления продолжилось и привело к появлению полноценных механизированных войск. С целью повышения боеспособности армии в целом и броневых сил в частности осуществлялось совершенствование как материальной части, так и организационно-штатной структуры.

Первые шаги


В самом конце 1917 г. был сформирован Центральный совет по управлению броневыми частями РСФСР (Центробронь), которому предстояло управлять броневыми силами РККА. В подчинение совета передали несколько автомобильных броневых отрядов, укомплектованных доступной техникой. Также организация отвечала за формирование новых отрядов и бронепоездов.




Танки серии БТ на Халхин-Голе

К концу 1920 г. под управлением Центроброни служило 7 бронепоездов, 4 автоброневых и 4 автотанковых отряда. Броневые силы оставались немногочисленными, в них служило всего 0,4% от общего числа красноармейцев. После завершения Гражданской войны состав броневых сил был пересмотрен, ввели штаты мирного времени. Кроме того, начали разработку новой структуры броневых частей.

В сентябре 1923 г. автобронеотряды свели в эскадру танков, разделенную на две флотилии. Одна из них включала тяжелую технику, другая – легкую. Уже в 1925-м ввели штаты отдельных танковых батальонов, тяжелого и легкого. Каждое такое подразделение должно было иметь 30 танков того или иного типа.

От отрядов к корпусам. Предвоенное строительство автобронетанковых войск РККА
Один из опытных Т-34

Значительные изменения начались позже, в 1929 г. Тогда было сформировано Управление механизации и моторизации (УММ). Также появился первый в РККА опытный механизированный полк. В этот период броневые силы переименовывают в механизированные войска.

В мае 1930-го опытный полк расширили до механизированной бригады. В состав последней включили танковый и моторизованный полк, артиллерийский и разведывательный дивизион и т.д. На вооружении бригады состояло 60 танков, 32 танкетки и 17 броневиков.

Большая танковая программа


1 августа 1931 г. Совет труда и обороны постановил начать т.н. «большую танковую программу», направленную на развитие механизированных войск и наращивание их боеспособности. Программа предусматривала разработку новых образцов вооружения и техники, а также кардинальное изменение структуры и численности войск.


Танки Красной Армии на параде в Москве 7 ноября 1941 г.

Осенью 1932 г. 11-я стрелковая дивизия Ленинградского военного округа была преобразована в 11-й механизированный корпус – первый в истории РККА. Аналогичным образом сформировали 45-й механизированный корпус в Украинском ВО. Параллельно создавалось 5 отдельных мехбригад, 2 танковых полка,12 мехполков, а также мехдивизионы в составе стрелковых и кавалерийских дивизий.

В начале тридцатых промышленность освоила серийный выпуск легких танков и танкеток нескольких типов, за счет чего удалось обеспечить переоснащение всех новых частей. Предприятия показывали выдающиеся темпы производства. Если в 1929 г. первый опытный мехполк имел всего несколько десятков танков, то в 1932-м один мехкорпус эксплуатировал более 500. При этом парк техники корпуса не ограничивался только танками. Производились броневики, артиллерия, автомобили вспомогательного назначения и т.д.


За счет формирования новых частей и соединений резко выросла как численность личного состава, так и его доля в общих показателях РККА. В начале 1933 г. в механизированных войсках служило 9% красноармейцев и командиров.

Количественное и качественное развитие


К моменту формирования механизированных войск в серийном производстве находились только легкий танк МС-1 / Т-18 и ряд броневиков ранних конструкций. Уже в начале тридцатых ситуация серьезно изменилась. Стартовало производство новой техники, собственных разработок и лицензионных образцов.

За несколько лет в производство отправили весь спектр необходимой техники. Выпускались легкие танки и танкетки, завершалась разработка средних и тяжелых машин. Кроме того, уже шли работы по более совершенным проектам, остававшимся актуальными до начала сороковых годов. Темпы выпуска техники росли, и к 1935-36 гг. ежегодно в РККА отправляли не менее 3 тыс. танков всех типов.


В результате такого развития всего за несколько лет механизированные войска увеличились в размерах и нарастили боевой потенциал. К началу 1936 г. они включали уже 4 мехкорпуса и 6 отдельных мехбригад, 6 отдельных танковых полков при стрелковых дивизиях и 15 мехполков кавдивизий.

В 1936 г. механизированные войска преобразовали в автобронетанковые. Новое название рода войск отражало особенности его матчасти, целей и задач. Вместе с этим УММ РККА преобразовали в Автобронетанковое управление. Автобронетанковыми войска оставались до конца 1942 г.

Новые реформы


Формирование новых соединений продолжалось в течение нескольких лет. К концу 1937 г. в автобронетанковых войсках было уже 28 отдельных танковых бригад – 24 легкие и 4 тяжелые, отличавшиеся составом техники. В следующем 1938 г. бронетанковые части РККА впервые приняли участие в боях с японской армией. В этот же период советские специалисты находились в Испании, в т.ч. изучая опыт идущей войны.


По опыту службы и учений, а также с учетом особенностей последних конфликтов в ноябре 1939 г. было принято решение об отказе от танковых корпусов. На их основе сформировали четыре отдельные моторизованные дивизии, по 275 танков в каждой. Такие соединения должны были работать как самостоятельно, так и во взаимодействии с кавалерией, решая задачи развития успеха в общевойсковой армии.

Итогом военно-научной работы также стали рекомендации по созданию принципиально новых танков, отвечающих современным требованиям. В этот период запустили несколько новых проектов, часть которых сыграла решающую роль в последующем перевооружении и оказала значительное влияние на ход будущей войны.

Уже в июле 1940 г. Наркомат обороны принял план восстановления мехкорпусов. Работы такого рода были завершены к началу декабря. По их итогам в автобронетанковых войсках РККА появилось 9 мехкорпусов, включающих 18 танковых и 9 моторизованных дивизий, а также 2 отдельные танковые дивизии. Также появилось 45 танковых бригад.


БТ на параде в Куйбышеве, 7 ноября 1941 г.

Следующий этап усиления автобронетанковых войск начался в феврале 1941 г. В связи с ухудшением военно-политической обстановки было решено создать еще 21 мехкорпус. Их формирование завершилось весной, за несколько месяцев до начала войны.

Накануне войны


После формирования новых оперативно-тактических соединений к лету 1941 г. в составе РККА имелось 30 механизированных корпусов с номерами от 1 до 30. Основная их масса была сосредоточена в западных областях; в других регионах несли службу всего 6 корпусов.

По штатам от 1940 г., мехкорпус включал две танковые дивизии – в каждой по два танковых, одному моторизованному и одному артиллерийскому полку. Танковой дивизии полагалось 413 танков КВ, Т-34, БТ-7 и Т-26, а также другая техника. Моторизованная дивизия корпуса использовала легкие танки БТ-7 и плавающие Т-37. Также у нее имелись броневики и артиллерия.


Оставленный экипажем Т-35

В таком виде советские механизированные корпуса встретили начало Великой Отечественной войны. Ввиду особенностей дислокации почти все они вступили в бой в первые дни и недели войны.

Результаты строительства


К 22 июня 1941 г. в западных областях СССР было сосредоточено более 20 механизированных корпусов. Только в приграничных военных округах стояло более 12 тыс. танков, в т.ч. менее 1,5 тыс. новейших Т-34 и КВ. Такая группировка автобронетанковых войск встретила врага. Уже к осени 1941 г. было принято и реализовано новое решение об отказе от мехкорпусов в пользу менее крупных соединений. В дальнейшем структура автобронетанковых войск неоднократно менялась.

Таким образом, с конца двадцатых и до начала сороковых годов РККА и промышленность провели большую работу по созданию, развитию и совершенствованию полноценных и мощных бронетанковых войск. Принимались различные решения, в т.ч. затрагивавшие организационно-штатную структуру. Итогом всех работ стало появление бронетанковых войск – многочисленных и развитых, хотя и не лишенных недостатков. Уже первые месяцы Великой Отечественной войны показали всю важность такого строительства, а в дальнейшем оно стало фундаментом для будущей победы.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    16 апреля 2020 18:11
    очепятка: "БТ на параде в Куйбышеве, 7 ноября 1941 г." это т-26.
  2. +4
    16 апреля 2020 18:45
    Идея здравая. Реакция на Францию (1940). Только скопировали у немцев уже с нашим размахом. Да это тоже не страшно. А вот начав тиражировать, не обкатав формирование большая ошибка. А ведь только в танковом полку ОШС подправить.
    1. +2
      16 апреля 2020 19:03
      А ведь только в танковом полку ОШС подправить.

      Матчасть артполков под замену, вместо ОБС полк связи, авиаполк связи, +подр.связи россыпью, вместо ИСБ саперная бригада, +корпусной арт.полк(ЛАБр), ИПТАБр, автополк или до 4 отдельных батальонов и т.д. Отличий много.
      1. +4
        16 апреля 2020 19:20
        Для начала надо было (как потом и придем) в ТП иметь три батальона, и во взводах иметь по три танка. Отсюда ТП имел бы 94-96 танков.
        И сразу МК усыхает до 600 танков (с подразделениями боевого обеспечения).А отсюда и корпусной комплект "натягивать".
    2. +2
      16 апреля 2020 20:31
      Цитата: chenia
      Идея здравая. Реакция на Францию (1940). Только скопировали у немцев уже с нашим размахом. Да это тоже не страшно. А вот начав тиражировать, не обкатав формирование большая ошибка. А ведь только в танковом полку ОШС подправить.

      Авотфиг. smile Немецкая ОШС с их формируемыми под конкретную задачу кампфгуппами переменного состава требует немецких же кадров. Тех самых, которые обкатывали кампфгуппы ещё в Веймарские времена, при фон Секте (первые учения механизированной группы в рейхсвере - это где-то 1927-1928 г.г.).
      Нашим же командирам с их уровнем подготовки проще сразу дать слаженный костяк группы разнородного, но постоянного состава, на который при необходимости навешивать усиление. Увы, но альтернативы отбр в ВОВ у нас нет.
      1. 0
        16 апреля 2020 21:16
        Цитата: Alexey RA
        Нашим же командирам с их уровнем подготовки проще сразу дать слаженный костяк группы разнородного, но постоянного состава,


        Вы не поверите, но это и стало (и есть) элементом нашего превосходства. Такого уровня тактического мастерства как у немцев, мы не достигли до конца войны (правда у немцев тоже начал падать). Но мы на уровне выших тактических формирований и выше обыграли немцев полностью (правда со временем).
        И даже сейчас когда МСП и есть БГ (все средства усиления присутствуют) использование идет по старинке. и очень эффективно. Вот и американцы со своими неопределенными бригадами пришли к постоянному составу.
        Все -не формирование под задачу, а задачу под формирование. Кстати расчет любого мероприятия легче. Ну, а в случае отдельных задач, есть отдельные полки (несколько иной ОШС чем дивизионные). бригады и АК, или просто усиление старшим начальником обычного формирование.
      2. 0
        16 апреля 2020 23:42
        Авотфиг.

        На самом деле структурные различия предвоенного ТП и ТБр 010/500 не такие уж и большие, РР и СапР сократили до взводов, убрали 1 ТБ, добавили моторизованный батальон автоматчиков, роту ЗПУ, а вот количество сократили сильно: с ~195 до 65.
  3. +5
    16 апреля 2020 19:02
    Формирование такого числа танковых корпусов в 1941г (21 корпус) - крупнейшая ошибка предвоенного военного строительства. Мало того, что корпуса по штату были перегружены танками, так они ими ещё и не были обеспечены. Промышленность могла дать нужное количество танков только в 1943г. При этом жертвой массового строительства танковых корпусов стал ВМФ - только за счет броневых заводов НКСП, Ижорского и Мариупольского, можно было обеспечить танковую программу броневым прокатом.
    В результате получили 29 МК, из которых половина была мало боеспособна, а 1/4 вообще практически не обеспечена танками.
    Если бы данные ресурсы были потрачены на формирование стрелковых дивизий, а в составе БТВ наряду с 9 МК формирования 1940г оставались танковые бригады поддержки, начало войны могло бы сильно отличаться от реализовавшегося сценария.
    В результате и пришли к расформированию МК, ТД. и МД, и к формированию танковых бригад, как частей поддержки пехоты. И только потом пошли пошли по пути укрупнений, формирований ТК, по составу более слабых, чем танковые дивизии 1940-41гг, но с большим числом мотопехоты.
    1. +3
      16 апреля 2020 20:40
      Цитата: Гончар
      Формирование такого числа танковых корпусов в 1941г (21 корпус) - крупнейшая ошибка предвоенного военного строительства.

      Это всего лишь желание максимально сократить сроки формирования МК путём проведения обучения и слаживанияч ещё в неоптимальных штатах. Изучать технику можно и на макетах, а тактические учения проводить на танкетках. Кое-кто вообще проводил учения на обшитых фанерой автомобилях, а авиацию у них изображал мотоциклист. И ничего - за пару недель нагнули победителей в прошлой Мировой войне. smile
      Цитата: Гончар
      При этом жертвой массового строительства танковых корпусов стал ВМФ - только за счет броневых заводов НКСП, Ижорского и Мариупольского, можно было обеспечить танковую программу броневым прокатом.

      С учётом загруженности Харькова и Ленинграда + задержек на "Баррикадах", особых жертв флот не понёс. Всё равно для тех же пр.23 не было ни котлов, ни стволов, ни СУАО. А от заключения контракта на ГТЗА для них Харьков вообще уклонился. smile
      Цитата: Гончар
      Если бы данные ресурсы были потрачены на формирование стрелковых дивизий, а в составе БТВ наряду с 9 МК формирования 1940г оставались танковые бригады поддержки, начало войны могло бы сильно отличаться от реализовавшегося сценария.

      Для этого надо знать, что война начнётся в июне 1941.
      Цитата: Гончар
      Мало того, что корпуса по штату были перегружены танками, так они ими ещё и не были обеспечены.

      В сентябре 1941 г. планировалось вывести один полностью укомплектованный МК "в поле" и прогнать его "в комплекте" по всем стандартным ситуациям: марш, оборона, наступление. По результатам этих учений ОШС МК должна была быть скорректирована.
      1. +1
        17 апреля 2020 16:22
        Цитата: Alexey RA
        Это всего лишь желание максимально сократить сроки формирования МК путём проведения обучения и слаживанияч ещё в неоптимальных штатах.

        по сути сами разгромили свои танковые войска путем такого решения! а решение чисто волюнтаристское - без просчета возможностей и ресурсов... request
    2. +1
      18 апреля 2020 10:29
      Да бог с ним, с ВМФ. Вещь для нас практически бесполезная, ввиду того что ВМФ так и не удосужился своевременно создать соответствующие инструменты сухопутной войны. Примеры? Их есть у меня, внесенные еще в 1931 году в Реввоенсовет предложения о строительстве десантных кораблей РККФ принципиально игнорировал. Настроили только несколько сотен бесполезных ТКА, я не шучу, ТКА типа Г-5 (более трех сотен) за всю ВОВ потопили МЗ "Riilahti"и добили поврежденный ТЩ, остальные 22-23 достоверных победы числятся за Д-3 и Л-Л катерами, и выведенный из строя ЭМ за Комсомольцами. Усе. По части многоцелевых катеров ВМФ с началом войны вытащил из бездны НКВД, вернее морпогранохрана НКВД. Ведь 85 процентов МО были в аккурат в ее составе. Если нам чего то критично не хватало - это прежде всего многоцелевых кораблей 3 ранга (нечто по мотивам германских AFP) и конечно тральщиков.
      Резюме - если бы вместо буйного линкоростроительства у нас озаботились еще парой заводов по производству радиоламп и значительно расширили выпуск тяжелых грузовиков, толку было бы на порядок больше
    3. Eug
      0
      25 мая 2020 06:49
      Более того, для формирования этих корпусов у пехоты забрали танки непосредственной поддержки. Да, это Т-26 с 45-мм.пушкой, но эти танки были костяком противотанковой обороны и в первый период войны могли доставить врагу много непрятностей при адекватном использовании.
  4. +2
    16 апреля 2020 19:09
    В общем, статья - для чайников. Как просветителю автору плюс. На данную тему есть множество книг и трудов. Для меня в последние 15 лет наиболее интересной и полной представляется книга Е. Дрига "Механизированные корпуса РККА в бою", где подробно освещается как история создания бронетанковых частей РККА, так и боевой путь каждого МК, ТД и МД, созданных перед войной и сражавшихся в 1941г.
  5. +1
    16 апреля 2020 19:19
    За три предвоенных предвоенных года-три реформы: мехкорпуса-танковые корпуса-опять мехкорпуса.
    Как показала война ничего хорошего от этой "свистопляски" не получилось.
    У немцев танковые группы фактически были корпусами.
  6. +3
    16 апреля 2020 20:26
    По опыту службы и учений, а также с учетом особенностей последних конфликтов в ноябре 1939 г. было принято решение об отказе от танковых корпусов.

    Решение было принято по итогам Польского похода, когда мехкорпуса обр. 30-х оказались страшнее для своих, чем для противника. Оказалось, что выдвижение мехкорпуса может полностью парализовать свой же армейский тыл, а потом этот же мехкорпус встаёт без топлива.
    Мне пришлось в Белоруссии (т. Ковалев знает) возить горючее для 5 мк по воздуху. Хорошо, что там и драться не с кем было. На дорогах от Новогрудка до Волковыска 75 процентов танков стояло из-за горючего. Командующий говорил, что он может послать горючее только на самолетах, а кто организует? Организация тыла требует знающих людей.
    © Будённый
    1. 0
      16 апреля 2020 22:52
      Решение было принято по итогам Польского похода

      В "Танках межвоенного периода" писали почему это случилось, ТК по факту дивизия бригадного состава, при формировании армейской группы корпусу забыли(???!!!) придать автомобильные части для организации снабжения на глубину большую, чем мог организовать корпус самостоятельно. В результате со своих станций снабжения корпус получил требуемое ровно один раз, когда отрыв от ж/д-станций стал более 100-150 км пришлось удовлетворять нужды за счёт трофеев, а в конце концов возить ГСМ самолётами.
  7. +1
    16 апреля 2020 21:23
    управление военной машиной государства - супер сложная задача...не всегда теоретики могут всё предусмотреть...практика (война) всё расставляет по своим местам...
  8. +3
    16 апреля 2020 22:13
    В общем, прямо перед войной танковые войска дезорганизовали реорганизациями по принципу пьяного дедушки-ефрейтора: стой там - иди сюда. Бригада - корпус - дивизия - опять корпус. А потом размахнулись аж на 30 корпусов. Ради этих 30-ти корпусов лишили стрелковые дивизии танковых батальонов, чем снизили их устойчивость. Но вместо корпусов получили, в основном разношёрстные небоеспособные зародыши. В каких то нет автомобилей, нет танков, артиллерии, бронебойных 76мм снарядов ... Лучше бы сформировали десяток более-менее укомплектованных. Только за это глумление над танковыми войсками Тимошенко и Жукова надо было отправить в НКВД.
    1. 0
      17 апреля 2020 16:43
      Цитата: boriz
      Ради этих 30-ти корпусов лишили стрелковые дивизии танковых батальонов, чем снизили их устойчивость.

      Чего-чего снизили?
      ПАВЛОВ. Несчастная участь постигла нас в РККА - и во время любой войны постигнет - наши дивизионные танки. Вы извините меня за резкость, но я должен прямо сказать: все то, о чем заявляли, что танки надо для того, чтобы учить взаимодействию, сегодня это оказалось блефом, никакому взаимодействию не учили. Больше 7 тыс. разбросано танков по дивизиям и никакой роли они не сыграли. Они были беспомощны. Батальоны стрелковой дивизии, спаренные танки Т-37 с Т-26 - организация куцая, маломощные танки Т-37 не способны ходить по маломальской грязи. Эти батальоны, входящие в стрелковые дивизии, никакого эффекта не дали. И пусть скажут, пусть меня поправят, если я неправильно скажу, что они чаще всего были обращены на охрану штабов полков и дивизий.
      ГОЛОС. Правильно.
      ПАВЛОВ. А ведь это составляет около 7 тыс. танков. Те же батальоны, которые действовали из состава бригады, они действовали всегда правильно и больше всего сделали, потому что действия этих батальонов постоянно контролировались штабами бригад.
      (...)
      К чему я речь веду? К тому, что нужно уже сейчас восстанавливать все танковые бригады и сделать соответствующие переформирования, восстановив срочно танковые бригады, хотя бы за счет танков стрелковых дивизий. У нас на сегодняшний день в Киевском военном округе в четырех танковых бригадах осталось по 14 танков. Войнишка их растащила, танковые бригады рассыпались. Я должен прямо сказать, если сейчас будет мобилизация, наши бригады КОВО не готовы. Танки этих бригад возвращаются сейчас из Ленинградского военного округа.

      По итогам СФВ оказалось, что танковые батальоны стрелковых дивизий полностью небоеспособны по причине неспособности тыла дивизии обеспечить ремонт танков и по причине неспособности командования и штаба дивизии спланировать применение этих самых танков. Собственные танки сд занимались чем угодно - охраняли штабы, позиции артиллерии, колонны в тылу. А НПП пришлось заниматься отбн, выделенным из состава тбр - из-за чего тбр приграничных округов оказались небоеспособны.
      Цитата: boriz
      Лучше бы сформировали десяток более-менее укомплектованных.

      Для этого нужно в середине 1940 г. знать, что война начнётся через год. По нашим планам времени для формирования 8 МК "первой линии" и 8-10 МК "второй линии" хватало.
    2. +1
      18 апреля 2020 10:33
      Победы Жукова в середине и конце ВОВ не искупают той вины которая лежит на нем и Тимошенко за катастрофу 1941 года.
  9. +2
    17 апреля 2020 00:13
    Просто маразм в танковой дивизии держать 400 танков, а в корпусе 1000 танков. Такая громадина в принципе не может быть нормально управляемой, тем более в РККА, где у 90% танков не имело радиосвязи. Идеальным было бы иметь танковую дивизию с одним танковым полком в количестве около 100 танков (во взводе 3 танка, в роте 10 танков, в батальоне 32 танка, в полку три батальона танков), два мотострелковых полка на грузовиках и два артиллерийских полка: гаубичный артиллерийский полк (24 122-мм гаубиц и 12 152-мм гаубиц) и пушечный полк (20 76-мм дивизионных пушек по подобию ИПТАП) на мехтяге. Вот такая танковая дивизия нормально бы управлялась и могла бы хорошо действовать как в обороне, так и наступлении благодаря обилии артиллерии в своем составе и моторизованной пехоте.
    1. +2
      17 апреля 2020 16:54
      Цитата: Кот_Кузя
      Просто маразм в танковой дивизии держать 400 танков, а в корпусе 1000 танков.

      Все претензии - к разведке. По её данным в тяжёлой панцердивизии было, в общей сложности, 375 танков (63 ТТ, 210 СТ, 48 ЛТ, 54 ОТ), а в обычной - 580 танков (170 СТ, 410 ЛТ).
      На этом фоне 400 танков - ещё мало. smile
      Цитата: Кот_Кузя
      Идеальным было бы иметь танковую дивизию с одним танковым полком в количестве около 100 танков (во взводе 3 танка, в роте 10 танков, в батальоне 32 танка, в полку три батальона танков), два мотострелковых полка на грузовиках и два артиллерийских полка: гаубичный артиллерийский полк (24 122-мм гаубиц и 12 152-мм гаубиц) и пушечный полк (20 76-мм дивизионных пушек по подобию ИПТАП) на мехтяге.

      Про мехтягу забудьте. В РККА есть только два тягача, которые подходят ГАБТУ по скорости на марше - "Комсомолец" и "Ворошиловец". Прочие поделки лучше всего охарактеризовал командир 6 МК, генерал-майор Хацкилевич:
      Три гаубичных полка в 84 гаубичных орудия могли бы поддержать артиллерию, но артиллерия не всегда в этом нуждается, не всегда она нуждается в наших артиллерийских средствах, тем более, что мы имеем в артиллерии трактора СТЗ-5, которые задерживают движение. Наша артиллерия, вооруженная этими тракторами, имеет небольшую подвижность и отстает от колесных машин и от танковых соединений. (Из президиума: 30 км в час). М. Г. Хацкилевич: Теоретически это так, а практически он такой скорости не дает. (Из президиума: Он не тянет этой системы.) М. Г. Хацкилевич: Да, он эту систему не тянет.

      Причём о недостатках СТЗ завод знал ещё на стадии опытного образца - но никаких мер по устранению не предпринимал, на фоне общего дефицита тяги армия и такое возьмёт.
      "На всех ваших транспортных машинах неповторимое число недостатков"
      "Когда я показал нашему техническому составу технические условия на монтаж трактора, то у них волосы дыбом встали".

      © А.Уланов - ЦАМО ф.38.о.11386.д.53 "Стенограмма совещания конструкторов СТЗ с представителями КА по эксплуатации машин СТЗ-5".
      1. 0
        17 апреля 2020 23:42
        Про мехтягу забудьте. В РККА есть только два тягача, которые подходят ГАБТУ по скорости на марше - "Комсомолец" и "Ворошиловец".

        Можно было использовать грузовики ЗИС-5. Это всяко лучше чем конная тяга, и они намного дешевле чем специализированные тягачи на гусеничном движителе.
      2. +2
        18 апреля 2020 08:08
        Про мехтягу забудьте. В РККА есть только два тягача, которые подходят ГАБТУ по скорости на марше

        Есть минимум два выхода, первый-как это сделали в реальности, гаубицы заменили минометами и дивизионными пушками(МинПолк 36 120-мм минометов, ЛАП 24 76-мм ДП, МинБатальон и ЛАДн в МСБр), эрзац, но лучше, чем ничего.
        Второй-подрессорить и поставить колеса ГК(губчатый каучук) на 122-мм гаубицу обр.1910/30, у нее боевая масса 1466 кг, т.е.можно буксировать Зис-5/Зис-6, М-30 на аналогичных колесах можно было возить со скоростью до 60 км/ч(на большей скорости колеса начинали гореть).
    2. 0
      18 апреля 2020 10:35
      6" гаубицы перебор.
      1. 0
        18 апреля 2020 11:20
        Ну можно и без М-10, тогда гаубичный артполк будет состоять из двух дивизионов по 12 гаубиц М-30. Но при прорыве обороны врага нужно будет обязательно придавать танковым дивизиям артполки РГК со 152-мм орудиями (М-10 или МЛ-20 не важно) для взламывания обороны врага. 122-мм гаубицы довольно слабы для выполнения этой задачи.
        1. 0
          18 апреля 2020 19:20
          Ну можно и без М-10, тогда гаубичный полк будет состоять из двух дивизионов по 12 гаубиц М-30.

          Не получится с М-30, вес слишком большой. Для скоростного тягача артиллерии среднего калибра(новых систем М-30, М-10, М-60) нужен двигатель хотя бы 140 л.с., которого не было, пока агрегат Газ-203 не появился. Даже для систем старого образца, если их приспособить к скоростной возке, нужен двигатель ~100 л.с., но и его не было.
  10. 0
    17 апреля 2020 11:41
    МС-1 был не первым. Первым был "Рено-Русский"- "Ьорец за свободу тов. Ленин" и еще несколько экхепляров "отверточной сборки". МС-1 был первым крупносерийным.
  11. +1
    17 апреля 2020 16:16
    "В связи с ухудшением военно-политической обстановки было решено создать еще 21 мехкорпус. Их формирование завершилось весной, за несколько месяцев до начала войны." что за бред? request
    1. +2
      17 апреля 2020 17:04
      Завершилось, на бумаге. Насытить их л.с. и техникой не успели. Некоторые части вообще имели только номер и все.
  12. 0
    2 июля 2020 21:23
    Очередной в..сер от Рябов Кирилл. Жуем, пережовываем, снова жуем, срыгиваем, и опять жуем...Тошнит от него конкретно-узнается по первому абзацу.