Китайский истребитель 5-го поколения зависим от российского двигателя

67

В Китае собрались ускорить производство истребителей пятого поколения Chengdu J-20. Ожидается, что каждый год будет производиться как минимум 40 подобных самолетов. Истребитель J-20 должен стать одной из основных воздушных машин ВВС НОАК в обозримом будущем.

Напомним, что самолет-истребитель J-20 «Черный орел» был разработан Chengdu Aircraft Industry Corporation, находящейся в г. Чэнду в провинции Сычуань. Именно эта компания 18 лет назад, в 2002 г., была выбрана китайскими властями для начала исследовательских и конструкторских работ по разработке новейшего истребителя для ВВС НОАК. В 2009 году командование ВВС НОАК рассказало о том, что работы над созданием самолета продолжаются, а в 2011 году он совершил свой первый экспериментальный полет.



По китайской классификации он относится к истребителям четвертого поколения, по западной классификации – к истребителям пятого поколения. Многое и во внешнем облике, и в технических характеристиках самолета напоминает американские истребители пятого поколения F-22 и F-35, а также советско-российский опытный прототип МиГ-1.44.

Издание Sohu, описывая истребитель Chengdu J-20, отмечает его выдающиеся характеристики. По мнению автора издания, он не уступает другим самолетам этого поколения. По мощи вооружения и качеству радиолокационной системы, как пишет Sohu, J-20 вполне сопоставим с американским истребителем F-22. Что же касается невидимости тяжелого истребителя, то здесь китайский самолет даже превосходит аналогичные американские машины.

При этом многие технические характеристики самолета остаются в тайне: пока китайские военные не спешат раскрывать подробности о новом истребителе. Известно, что длина самолета составляет 20,3 м, размах крыла – 12,88 м, высота – 4,45 м, а масса – 17 тонн. Дальность – 5500 км, практический потолок – 20000 м. Экипаж J-20 состоит из одного пилота.

Издание Sohu с гордостью подчеркивает, что весь корпус истребителя J-20 собран в Китае, за исключением двигателя. На самолете установлен российский двигатель АЛ-31ФН, изготовленный для истребителей четвертого поколения. Его отличия от двигателя F119, установленного на F-22, и позволили иностранным военным экспертам говорить о недостаточной мощности китайского истребителя. Пока J-20 продолжает оставаться зависимым от двигателей из России.

Впрочем, на упреки Sohu относительно качества российского двигателя абсолютно адекватно ответили сами китайские читатели:

Не будьте высокомерными! Есть ли двигатель отечественного производства с квалифицированными долгосрочными и низкими затратами на техническое обслуживание? Это может быть произведено в массовом порядке?

Признавая, что J-20 действительно не обладает преимуществами в двигателе, китайское издание, тем не менее, пишет, что истребитель имеет другие сильные стороны. Например, он выполнен по схеме «утиное крыло», то есть горизонтальное оперение располагается в передней части относительно центра масс, что позволяет добиться большей маневренности. При этом, как утверждает китайское издание, конструкция «утиное крыло» не влияет на скрытность самолета.

Сейчас, по официальным данным, на вооружении Военно-воздушных сил Народно-освободительной армии Китая насчитывается всего 6 самолетов-истребителей J-20. В эксплуатацию китайской военной авиации они поступили в 2017-2019 гг. В будущем компания-производитель планирует производить не менее 40 самолетов J-20 в год.

Главная проблема, с которой может столкнуться Китай при дальнейшем серийном производстве самолетов, как раз и связана с отсутствием собственных двигателей. Китайский двигатель 4-го поколения WS-10A обладает низкой устойчивостью и имеет ничтожный ресурс в 25-40 часов по сравнению с требуемыми 400-800 часами.

Двигатель АЛ-31ФН, который Россия поставляет для самолетов J-10, для J-20, уже недостаточно мощен, но пока альтернативы нет. Единственное, что остается китайцам – ждать поставок более мощных и современных российских двигателей, хотя часто в прессе КНР заявляют, что готовы оснащать свои новейшие истребители собственными силовыми установками.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

67 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    15 апреля 2020 11:33
    нечего китайцам движки поставлять!!! ни одного!!!
    1. +19
      15 апреля 2020 11:59
      ""нечего китайцам движки поставлять!!! ни одного!!!"" Полностью с вами согласен!!!! Не зачем поставлять в Китай АЛ-31ФН, в США РД-180, в Индию Т-90, в Вьетнам (ДЭПЛ) проекта 636 и т.д. Убьем нашу промышленность. Ох... "кадры" решают все...
      1. -1
        15 апреля 2020 19:05
        Да не поставлять надо что бы они свои от безвыходности не соорудили все же Но они должны быть 1) с закладками 2) Изначально не пригодными к разборке без критичных повреждений также это должны быть версии тупиковые для дальнейшей модернизации(естественно ничего этого не сделано) К сожалению продавать будут нормальные и они их скопируют а потом и сделают лучше наших(это просто вопрос времени) Вообще говоря это все перетекает в вопросы внешне и внутриполитические Столько разных "почему" появляется Вот толкают американцы свои ф16 не продают ведь ф22 Если бы и мы подобной политики придерживались то и китайцем миг29 вполне себе зашел бы А так "надарили" технологий не "потом"-теперь боком выходит а "уж опосля" Да и в промышленности ли дело?Она вполне себе могла бы на экспорт че постарее выпускать-зашло бы тока в путь ибо до определенного момента продукция для покупателя была безальтернативной но теперь рубикон пройден и мы уже знаем эти непроизносимые названия китайских газет Я когда то видел выступление этого китайского спецназа по защите подземных коммуникаций(по крайней мере их так обозвали) Уже тогда было ясно что эти "роботы" мягко говоря опасны как конкуренты тем более у нас граница общая И то что они сейчас с амерами схлестнулись нам ничего не дает(те хоть через океан от них) не так пукнем(грубо говоря) и они нам устроят санкции такие что реально мало не покажется да что там санкции(много у нас уров то по границе осталось? хотя даже они только задержать и способны были) Но это я так про уры и границу-ностальгия о былой мощи страны
        1. 0
          19 апреля 2020 17:13
          Научитесь запятыми пользоваться, а то смысл даже первого вашего предложения двоякий, как "казнить нельзя помиловать".
          1. 0
            19 апреля 2020 17:20
            У меня их нету потому что клаву медом год назад залил а чинить лень да и предложение там сложносочиненное вроде Поэтому когда его полностью читаешь то смысл становиться однозначным В общем-кому нада поймет тем более вкупе с остальным текстом
    2. +5
      15 апреля 2020 12:01
      Может хотя бы на бартер поменяем, мы им 6 двигателей, а они нам один самолёт для ознакомления и изучения. winked Как, губа не дура или продешевил? wink
      Мы пока не в той ситуации, чтобы самим отталкивать от себя ненадежного, но пока поддерживающего нас, партнёра по мировой политике. Китай нас чаще поддерживает в ООН чем страны "Таможенного союза".
    3. +4
      15 апреля 2020 12:01
      Цитата: alekc75
      нечего китайцам движки поставлять!!! ни одного!!!

      Движки поставлять можно(хорошо платят ) ,а вот технологиии лучше приберечь под семью замками..Любят они тырить однако,а копировать можно только внешне , а вот внутренности и начинку тут у них не получится ,слишком все сложно ..
    4. +1
      15 апреля 2020 12:42
      alekc75, да Вы рассуждаете как скакуас с Украины!
    5. +7
      15 апреля 2020 12:56
      "Издание Sohu, описывая истребитель Chengdu J-20, отмечает его выдающиеся характеристики." -ну что тут можно сказать.. "жираф большой,ему видней")
      1. 0
        16 апреля 2020 07:17
        С выдающимися... засекреченными характеристиками lol
  2. 0
    15 апреля 2020 11:34
    А что китайцы скажут на счет нижних килей?
  3. +1
    15 апреля 2020 11:34
    40 в год. 3 в месяц. Неплохо! По три эскадрилии каждые 2 года.
    Американцам придется напрячься.
    1. +3
      15 апреля 2020 11:43
      Локхид Мартин 138 истребителей F35 за 2019 год собрала, и это не предел. Там весь вопрос в деньгах, заплатят, и больше соберут.
      1. +5
        15 апреля 2020 12:03
        Сборочный завод Ф-35 в 2019 вышел на 12 самолетов в месяц.
        Предел завода - 15-16 самолетов в месяц.
        1. 0
          15 апреля 2020 12:50
          "В 2020 году Lockheed Martin планирует поставить 141 самолет F-35, и продолжать наращивать его производство по 2023 год включительно" LiveJournal.
        2. +4
          15 апреля 2020 12:57
          Есть ещё итальянская сборочная линия...
          1. 0
            15 апреля 2020 13:02
            Есть еще и японская
            1. +2
              15 апреля 2020 13:25
              Американская корпорация Lockheed Martin сообщила, что в 2019 календарном году построила на своем заводе в Форт-Уорте (штат Техас) и поставила рекордное количество истребителей пятого поколения F-35 Lightning II. В 2019 году были поставлены 134 самолета F-35 всех модификаций (при плане в 131 самолет), в то время как в 2018 году был поставлен только 91 самолет. 
              Это без иностранных партнеров-
              производителей.
              1. +1
                15 апреля 2020 13:50
                Италия производит Ф-35А и В для себя и ф-35А для голландии.В 2019 если не ошибаюсь произвела 13 штук для Италии и 1 для Голландии
                1. -1
                  15 апреля 2020 14:25
                  О! Это совсем-совсем неплохо. Более 1 в месяц. Сборка очень сложная.
                  1. +1
                    15 апреля 2020 16:26
                    Помимо сборки самолетов там делают еще и крылья которые идут уже в США на американские линии сборки. И расширяют производство.Помимо итальянской и голландской партии будут собирать еще бельгийский и польский контракты
      2. +1
        15 апреля 2020 14:02
        Цитата: Doccor18
        Локхид Мартин 138 истребителей F35 за 2019 год собрала, и это не предел. Там весь вопрос в деньгах, заплатят, и больше соберут.

        А может быть, что китайцам столько не надо?

        Америке нужно много и очень много самолётов - по всему миру по базам натыкать, "дразьям" и "партнёрам" втюхать...
        А Китаю - только для обороны...
    2. +5
      15 апреля 2020 12:00
      voyaka uh 40 в год. 3 в месяц. Неплохо! По три эскадрилии каждые 2 года.
      Американцам придется напрячься.


      При ресурсе двигателя 25-40 часов, кого это может "напрячь" ?
      Только сам Китай. Ресурс двигателей, что поршневых, что турбо-реактивных,
      всегда был проблемой в СССР. Всё время по этому "показателю" отставали от англо-германо-французских. Сейчас приблизились. А Китай ещё долго будет отставать в этой категории двигателестроения. Любимое изречение преподавателей "движистов" в своих аудиториях - "двигатель, это сердце самолёта " ! Как показывают последние десятилетия, Китаю подвластны все
      технологические копирования, кроме - двигателей. А их надо "копировать", начиная с геологии, добычи руды, превращая это в нужный металл и его технологическую обработку. Но таких "принтеров" пока нет. hi
      1. +1
        15 апреля 2020 12:10
        25 часов?! Не может быть. Это ресурс двигателя крылатой ракеты или беспилотной мишени.
        Может все таки пара сотен часов?
        1. 0
          15 апреля 2020 12:44
          Это он вспомнил немецкие, времен ВОВ. Которых хватало на несколько полетов.
          Минимум на порядок нужно увеличить цифры.
          1. 0
            15 апреля 2020 22:14
            Цитата: BoratSagdiev
            Это он вспомнил немецкие, времен ВОВ. Которых хватало на несколько полетов.
            Минимум на порядок нужно увеличить цифры.

            Советские, Вы хотели сказать. Сколько там М-107 отрабатывал?
        2. 0
          15 апреля 2020 13:12
          Цитата: Bobrick
          25 часов?! Не может быть. Это ресурс двигателя крылатой ракеты или беспилотной мишени.
          Может все таки пара сотен часов?
          Ничего личного, просто немного аглицкой Вики по запросу "Shenyang WS-10":
          In 2010, it was reported that reliability was also poor; the WS-10A lasted only 30 hours, while the AL-31 needed refurbishing after 400 hours.
          Это в переводе на родной расейский означает:
          В 2010 году было сообщено, что надежность также была низкой; WS-10A продержался всего 30 часов, в то время как AL-31 требовал ремонта после 400 часов.
          При этом там имеется ещё и подтверждающая вышеупомянутый печальный факт ссылочка на "The Washington Post":
          An engine China made for its Su-27 knock-off would routinely conk out after 30 hours whereas the Russian engines would need refurbishing after 400 (обычно они выходили из строя через 30 часов в то время как российские двигатели нуждались бы в ремонте после 400), Russian and Chinese experts said.
          https://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2010/12/24/AR2010122403009.html
          Только вот данная статья в газете была опубликована ажно 25 декабря 2010 года. Много воды утекло с тех пор. Может быть данная информация теперь уже не соответствует действительности, и китайцы за это время значительно продвинулись... winked
          1. 0
            15 апреля 2020 13:32
            По АЛ-31 та же википедия выдает 1500 часов (видимо полный, а не межремонтный). Так что 30 часов могут быть межремонтным периодом, а полный ресурс может оказаться и 100 с чем-то часов.
            1. +1
              15 апреля 2020 13:36
              Ну, если уж не притягивать за уши действительность к хотелкам lol , то в данном случае необходимо сравнивать именно 30 часов с именно 400-ми и никак иначе. smile
              1. 0
                15 апреля 2020 13:46
                Это же западные СМИ, они и про расстрел из миномета коррупционеров в Китае могут написать.

                При испытаниях на максимальном режиме и наши и западные двигатели будут выдавать 10 часов в лучшем из лучших случаях, на случай полета на одном двигателе, например (для АЛ-31Ф это от 5 до 15 часов, по той же википедии).
                1. +1
                  15 апреля 2020 15:09
                  АЛ-31Ф поначалу тоже не особо блистал ресурсом. Там всё начиналось с ресурса всего-то в 50 часов.
                  Нашлась даже не статья, а просто сообщение по адресу https://www.aviaport.ru/digest/2003/12/09/67193.html, где всё толково разъяснено главным конструктором ММПП "Салют" Эммануилом Израилевичем Гольдинским. Почитайте. Мне понравилось.
        3. +1
          15 апреля 2020 13:43
          Цитата: Bobrick
          25 часов?! Может все таки пара сотен часов?

          =======
          Чему вы удивляетесь? Наш ТВ3-117 изначально тоже имел ресурс менее 50 часов! Это уже потом его ресурс довели до нескольких сотен часов, а к началу 2000 и до 7.5 тысяч! Но для этого потребовалост не одно десятилетие!
          1. +1
            15 апреля 2020 14:04
            Просто для двигателей ранних разработок (до 70-х годов), такие сроки были обусловлены неточностью расчетов на длительную прочность (расчеты на длительную прочность подшипников до сих пор чисто статистические, например, а есть еще валы, диски, лопатки и многое другое).
            Для АМ-3, например, за пару лет назначенный ресурс был увеличен со 175 часов (на первых серийных образцах) до 400, даже без изменения конструкции, но для этого нужны данные эксплуатации.
            Не думаю, что китайцы глупее нас, и уж серийный образец с ресурсом в 100-200 часов за 10 лет эксплуатации сделать должны.

            Да и подсудное это дело, делать двигатели, очень сильно не устраивающие заказчиков (особенно военных). Могут в саботаже и измене родине обвинить.
      2. +1
        15 апреля 2020 13:12
        А насчет копирования, не стоит беспокоится. С недавних пор, на специальности российских ВУЗов "проектирование авиационных и ракетных двигателей" стали принимать китайских студентов.
        Да и технологии наземных газогенераторов стремятся покупать (осваивают их правда с большим трудом).
        Так что, процесс идет и при большом желании (а оно, похоже, есть, еще и подкрепленное материально) лет через 10-20 смогут взрастить свою инженерную школу авиадвигателистов, а потом и выдавать двигатели мирового уровня.
      3. 0
        15 апреля 2020 14:30
        "При ресурсе двигателя 25-40 часов, кого это может "напрячь" ?"////
        -----
        Этот очень устаревшие цифры, относящиеся к первым китайским движкам
        Они очень подтянули производство с тех пор.
        Грубо говоря: ресурс китайских - это 1/2 от российских и 1/4 от американских.
    3. mvg
      +2
      15 апреля 2020 22:27
      Американцам придется напрячься

      У американцев 135-150 в год, Будет еще больше. Зачем попу рвать?
  4. +2
    15 апреля 2020 11:35
    Китайский истребитель 5-го поколения зависим от российского двигателя

    Если даже у СУ-57 нет двигателя второго этапа,то долго ещё будет зависим китайский истребитель,если конечно сами не придумают.
  5. +1
    15 апреля 2020 11:36
    Что же касается невидимости тяжелого истребителя, то здесь китайский самолет даже превосходит аналогичные американские машины.

    laughing Пусть китайские товарищи пошире откроют глаза, так можно его и невидимкой обозвать. laughing
  6. +5
    15 апреля 2020 11:41
    Пиар, пиар, кругом пиар...
    "Наш истребитель самый лучший, правда двигателя нет".
    Ждем поставок из Росии...
  7. +6
    15 апреля 2020 11:47
    Новая аэродинамическая схема изобретена в статье - "утиное крыло". Понятно, что "чукча не читатель, а писатель" - но не до такой же степени!
    Автору статьи для ликбеза перечислю существующие схемы ЛА-монопланов:
    1. Нормальная
    2. Утка
    3. Бесхвостка
    4. Летающее крыло - "бесхвостка", не имеющая выраженного фюзеляжа.
  8. +1
    15 апреля 2020 11:48
    "Китайский истребитель 5го покаления "-и сколько в нём китайского вообще? Обычная копия более совершенных самолетов, да и еще без двигателя! !Можно строить и двадцать в месяц, но копия эта никогда не превзойдет орегиналы!
  9. 0
    15 апреля 2020 12:04
    По мощи вооружения и качеству радиолокационной системы, как пишет Sohu, J-20 вполне сопоставим с американским истребителем F-22

    И чем хвастаются? Ф22 - подразделения были сформированы и заступили на БД в 2005 году. Прошло 15 !!! лет. В авиастроение огромный срок. А китайцы только приблизились к ТТХ Ф22-го. И уже щеки надувают.
    1. 0
      15 апреля 2020 13:24
      Цитата: aleks26
      А китайцы только приблизились к ТТХ Ф22-го

      Так ф-22 стоит баснословные деньги и его производство уже закрыто. На данный момент это самые совершенные истребители в мире. Правда по соотношению цена качество су-35 намного впереди, а китайский стелс это практически полная ровня как раз су-35. Так что если китайцы смогут предложить лучшую цену, то сухому придется ускориться по су-57.
      1. 0
        15 апреля 2020 19:27
        Для военного бюджета США было возможным построить 190 этих самолетов. Аналогичного числа 57-х не будет до середины века минимум... Хорошо быть богатым и здоровым fellow
  10. -3
    15 апреля 2020 12:05
    Радуют китайские товарищи.
  11. -1
    15 апреля 2020 12:14
    Мне тут кто то по ушам ездил что у китайцев все своё. Ну ну.
    Я крайне удивлюсь если у этого самолета планер не у нас создан рассчитан и им же продан по дешёвке нашими эффективными менеджерами. Двигатели им не подходят ну- ну.
  12. 0
    15 апреля 2020 12:30
    В будущем компания-производитель планирует производить не менее 40 самолетов J-20 в год.

    Ну да, ну да...
  13. -1
    15 апреля 2020 12:42
    Мозги бы не сушили ..заключили бы контракт штук на 200-300 Ал41...., а там ,глядишь, и лицензию купили.
    Это позволит темп выпуска нарастить готовых самолетов. И даст время на создание своего ТРД.
    1. 0
      15 апреля 2020 15:19
      Цитата: Zaurbek
      заключили бы контракт штук на

      заключили.
      первые поставки были в 2019 году.
      но это секрет.
      да, еще это дезинформация....
      1. 0
        15 апреля 2020 18:04
        Те, которые вместе с Су35С?
        1. 0
          16 апреля 2020 11:03
          Цитата: Zaurbek
          Те, которые вместе с Су35С?

          по договору РОЭ.... а чего там, в договоре.... мне не известно.
    2. mvg
      +1
      15 апреля 2020 22:36
      У китайцев уже есть WS-15A, ТТХ не хуже, доработают ресурс и тютю. Уже ставили на J-20. В разработке новый WS-18... нафига козе баян? Крайние версии WS-10D имеют сопоставимую мощность и ресурс с АЛ-31Ф1. Хуже, чем у GE или французов, но не сильно хуже РФ. С учетом целого научного городка с НИИ материаловедения, скоро мы будем догонять
      1. 0
        15 апреля 2020 23:24
        Я с этим не спорю, кто хочет и вкладывает деньги...тот догонит.
  14. 0
    15 апреля 2020 12:46
    При этом, как утверждает китайское издание, конструкция «утиное крыло» не влияет на скрытность самолета

    Все так и есть... по китайской мифологии.
    То-то все дураки.
  15. 0
    15 апреля 2020 13:03
    Двигатель так просто не скопировать и на 3D принтере не напечатать! Это, годы, десятилетия целенаправленной, кропотливой работы, это собственная научно-техническая база, отлаженное производство, квалифицированные работники! У КНР этого нет, отсюда и покупка, копирование технологий!
    1. 0
      15 апреля 2020 14:34
      Проблема только в материале и способе обработки и производстве лопаток.
      Что и влияет на ресурс.
      Остальные хитрости раскололи давно.
      А спецы и отлаженное производство у китайцев есть.
      1. 0
        15 апреля 2020 17:11
        Цитата: voyaka uh
        Проблема только в материале и способе обработки и производстве лопаток.
        Что и влияет на ресурс.

        Так это самое главное...в противном случае у израильских евреев давно были бы свои прототипы Ф-15 и Ф35....
        1. 0
          15 апреля 2020 18:19
          Израиль бы просто купил готовый движок, если бы было надо.
          Как это сделали шведы с Грипеном (движок от Ф-18).
          И у нашего Лави был движок американский.
          Проектировать и собирать истребитель только для своих ВВС невыгодно.
          Нужен рынок продаж. А он очень плотный.
          Поэтому Израиль стал специализироваться на выпуске авионики:
          радаров, прицелов,датчиков, компов и оружия для авиации.
          И преуспел в этом.
  16. 0
    15 апреля 2020 14:48
    А чего китайцам ждать нашего движка, пусть свой делают, вот и посмотрим на что годится их авиапром. А то Соху тут аж слюнями подавилась, нахваливая все китайское.
  17. +2
    15 апреля 2020 15:42
    Такое впечатление, что это перевод статьи из National Interest, где была переведена статья из Sohu.
  18. -2
    15 апреля 2020 15:48
    Ну и какой это тогда "китайских истребитель"?!))))
  19. 0
    15 апреля 2020 17:08
    Китайский истребитель 5-го поколения зависим от российского двигателя

    Ка и истребители поколения 4++ fellow
  20. +1
    15 апреля 2020 19:06
    нет схемы "утиное крыло", есть аэродинамическая схема "утка". У J-20 есть два больших минуса:
    - при схеме "утка" с большим продольным разносом ЦПГО относительно крыла и наличии подфюзеляжных гребней ухудшается скрытность в РЛС-диапазоне (технология Stealth);
    - длинный фюзеляж увеличивает разнос масс и ухудшает продольную и путевую устойчивость.
  21. +1
    15 апреля 2020 21:08
    Помимо слабых движков на ЛТХ J-20 отрицательно влияют нерегулируемые воздухозабрники. У F-22 воздухозаборники тоже нерегулируемые, но там тяга двигателей дай Бог каждому. Так что не ровня J-20 американцу, ох не ровня!
  22. mvg
    +2
    15 апреля 2020 22:24
    имеет ничтожный ресурс в 25-40 часов по сравнению с требуемыми 400-800 часами.

    Это явно не ваша профессия, Лья. У вас талант писать ни о чем, некомпетентность во всех сферах. Мэй би любовные романы или фэнтази? Ничего личного.
  23. 0
    16 апреля 2020 05:48
    обмен должен быть равнозначным! или технологию на технологию или товар на товар! смысла по другому неТ! технологию не кто вамс не продаст))
  24. 0
    16 апреля 2020 12:07
    Цитата: aleks26
    А китайцы только приблизились к ТТХ Ф22-го.

    Откуда такой вывод? Характеристики китайского чудо-самолёта засекречены, ни одного видео, где бы демонстрировались «высокие возможности маневрирования», не существует.
    Соответствует ли этот ЛА вообще каким-то характеристикам 5-го поколения, не известно никому, кроме китайцев.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»