Военное обозрение

Жизнь замечательных памятников: Хлеб от сарапульских крестьян голодающим Москвы и Петрограда

29

К грядущему 10-летию «Военное обозрение» открывает рубрику «Жизнь замечательных памятников». В этой рубрике планируются к публикации фотографии и небольшие «жизнеописания» памятников и мемориалов, которые рассказывают об истории нашей огромной страны: от Владивостока и Южно-Сахалинска до Калининграда, от Махачкалы и Новороссийска до Мурманска.


Речь о памятниках, которые сами по себе могут многое поведать о том, какие события происходили в нашей стране за её многовековую историю, какие невзгоды она переживала, каких побед достигала на долгом историческом пути.

В первом сюжете «Жизни замечательных памятников» «Военное обозрение» представляет мемориал, который установлен на привокзальной площади удмуртского города Сарапул. Это паровоз, который внешне ничем особенным не примечателен, хотя для дня сегодняшнего и сам он достоин внимания. Но в данном случае важнее то, с какой историей в жизни страны он связан.

Речь идёт о паровозе, который рассказывает о событиях времён гражданской войны, тех голодных годах, когда миллионам людей приходилось буквально выживать, сталкиваясь с отсутствием по-настоящему самого необходимого – хлеба.

Надпись на паровозе гласит: «Дарственный хлеб от крестьян Сарапульского уезда голодающим Москвы и Петрограда».



А на расположенной на постаменте мемориальной табличке – напоминание о том, как в марте 1919 года сарапульские крестьяне передали жителям обеих столиц молодой Советской России 80 тысяч пудов дарственного хлеба, спасших тысячи жизней. Этот дар по праву называется подвигом крестьян, ведь время было таким, что каждая тонна зерна отнюдь не была лишней и для регионов, для самих крестьянских семей, которые это зерно выращивали в непростых условиях.



Паровоз 0в3705 является не единственным элементом мемориала. Рядом с ним высятся три колоса, символизирующих тот самый урожай, который более века назад местным крестьянством был направлен для москвичей и петроградцев.



Мемориал простой, не имеющий каких-то архитектурных и скульптурных изысков, однако в нём - та самая соль земли, то единение и та готовность к самопожертвованию, которые характерны для России.
Использованы фотографии:
Военное обозрение
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Игорь Борисов_2
    Игорь Борисов_2 15 апреля 2020 15:56 Новый
    +11
    Нужная рубрика. Ждем продолжения......
  2. parusnik
    parusnik 15 апреля 2020 16:09 Новый
    +9
    Отличный памятник и рубрика такая необходима...
    1. Reptiloid
      Reptiloid 15 апреля 2020 17:45 Новый
      +3
      Очень интересная тема. Рад созданию такой рубрики.
  3. Хто тама
    Хто тама 15 апреля 2020 16:10 Новый
    +12
    О и мой маленький городок засветился на ВО love
    1. zadorin1974
      zadorin1974 15 апреля 2020 18:12 Новый
      +2
      Ну Саша,не такой он и маленький))))История у него за триста лет.Старше и Ижевска и Воткинска с Глазовом.Продукция известна на всю страну-магнитоллы Урал и приемники ЗиО.Спасрадиостанции практически на всех самолетах стояли(у меня все еще где то тетескоп удочка из антенны валяется)))))Сосед!!А вот колосья рядом с овечкой я почему то не замечал.
      1. ccsr
        ccsr 15 апреля 2020 18:32 Новый
        +2
        Цитата: zadorin1974
        .Продукция известна на всю страну-магнитоллы Урал и приемники ЗиО.

        Сарапульский радиозавод был известен прежде всего как оборонное предпрятие союзного значения, причем делавший секретную технику для спецназа и агентурных групп - Р-394КМ и "Северок" в советское время. Так что магнитолы "Урал", известные в стране, лишь побочный продукт при их малом производстве. Мало того, в этом городе была и кадрированная дивизия - так что по тем временам это был второй город Удмуртии, и мне приходилось бывать там не раз. Единственный недосток - в городе тогда не было аэропорта, приходилось добираться поездом, и конечно снабжение города не соответсвовало тому, что город производил.
        1. Хто тама
          Хто тама 15 апреля 2020 18:38 Новый
          +3
          Аэропорта не было,был в 50-60-ых аэродром малой авиации,а на счёт снабжения,то это вопросы к Ижевску в нулевые нас вообще гнобили,по-тому что город проголосовал против Волкова,даже одно время на отопление денег не давали.
      2. Хто тама
        Хто тама 15 апреля 2020 18:32 Новый
        +3
        Маленький по меркам современных мегополисов,всего 100 000 населения,но какой-то уютный,хотя 90-ые и нулевые сильно его потрепали.Да и промышленность наша по большей части уничтожена,а ведь какие заводы канули в нибытие sad .А на счёт колосьев,они первые бросаются в глаза,когда попадаешь в район ж.д. вокзала
        1. ccsr
          ccsr 15 апреля 2020 18:47 Новый
          +1
          Цитата: Хто тама
          Да и промышленность наша по большей части уничтожена,а ведь какие заводы канули в нибытие

          Я Зорькина год назад встречал на одном юбилее - вроде завод живет и заказы имеет, так что не так все плохо на радиозаводе с его слов.
          1. Хто тама
            Хто тама 15 апреля 2020 19:04 Новый
            +1
            Радиозавод жив,ну относительно,после личного вмешательства темнейшего,в 90-е его растаскивали на отдельные "артели",КБ ,электрогенераторный и Элеконд тоже работают,а вот завод им.Дзержинского,один из трёх заводов на весь СССР,которые делали оборудование для буровых ,умер.Был лесокомбинат,крупозавод,обувная фабрика и предпрятие Кама,которое делало стиральные машинки Кама,матрасы и обшивку для самолётов,ключевое слово были sadИ наш речфлот тоже увы умер
            1. zadorin1974
              zadorin1974 15 апреля 2020 19:16 Новый
              +1
              Саша,про памятник Дуровой у речвогзала выложи.Тоже интересная история выйдет.А про дивизию кадрированную,ее артсклады у нас больше года утилизировали-с 10-до 16 часов крыша подпрыгивала.
              1. Хто тама
                Хто тама 15 апреля 2020 19:23 Новый
                +2
                Ну да когда из Сарапула уходила "дикая" дивизия,у меня дом часов 5-7 прыгал,когда мимо проходили танки laughing
                1. zadorin1974
                  zadorin1974 15 апреля 2020 19:25 Новый
                  +1
                  Я про утилизацию снарядов говорил.Их от вас к нам в Марковыский взрывать вывозили.
                  1. Хто тама
                    Хто тама 15 апреля 2020 19:31 Новый
                    +2
                    Ну про это мне конечно не известно,но про вывод танковой дивизии, Сарапул до сих пор вспоминает,у нас её называли дикой дивизией wassat там по моему теперь связисты
              2. ccsr
                ccsr 16 апреля 2020 12:51 Новый
                0
                Цитата: zadorin1974
                Саша,про памятник Дуровой у речвогзала выложи.

                Это я первое узнал из истории города Сарапула, когда впервые приехал в командировку. А второй факт еще больше поразил меня - это участие сарапульских рабочих в самой боеспособной дивизии Колчака и их стойкость во время Гражданской войны. В советское время не принято было это рассказывать, но об этом хорошо знали местные жители.
                1. zadorin1974
                  zadorin1974 17 апреля 2020 07:31 Новый
                  0
                  На счет сарапульских рабочих не слышал.В 18 году в Ижевске и Воткинске произошел мятеж рабочих,поддержаных союзом фронтовиков.Из них были сформированы две добровольческие дивизии.Самое интересное,что в первые бои они шли под красными знаменами с надписью"В борьбе обретешь ты право свое"После сильнейших боев в Башкирии их свели в одну,под командованием полковника Молчанова.Даже большевики ее называли железной.Свой последний бой она приняла под Волочаевском.Стоя в обороне,остатки дивизии дали уйти остаткам Дальневосточной белой армии,обремененным семьями и обозами за Амур.У меня хороший знакомый занимался историей Ижевско-Воткинской дивизии(она так официально и называлась)
  4. АС Иванов.
    АС Иванов. 15 апреля 2020 16:16 Новый
    +1
    Снимите с паровоза автосцепку, в те годы её быть не могло. Поставьте винтовую упряжь, восстановите историческую справедливость.
    1. Владимир_2У
      Владимир_2У 15 апреля 2020 16:53 Новый
      +2
      Цитата: АС Иванов.
      Поставьте винтовую упряжь, восстановите историческую справедливость.
      Какое скромный запрос, я бы потребовал установить состав целиком, сколько там вагонов было? (сарказм).
  5. Равиль_Аснафович
    Равиль_Аснафович 15 апреля 2020 16:23 Новый
    +5
    У меня несколько фото у этого паровоза,тем более там недалеко в Гольянах есть баржа смерти, которую во время гражданской войны Камская флотилия в результате спецоперации отбила у белогвардейцев
    1. zadorin1974
      zadorin1974 15 апреля 2020 16:46 Новый
      +6
      Колчаковцы Равиль были большими любителями барж.Кроме Гальян две баржи были в Воткинске(у моста,у третьей проходной ВМЗ).А вообще резали друг друга не по детски как Азинцы так и16 дивизия Колчака.
      1. Равиль_Аснафович
        Равиль_Аснафович 15 апреля 2020 18:11 Новый
        +1
        Так точно,в восьмидесятых ещё свидетели живы были, Сарапул нравится хоть и не из Сарапула,жалко историю не сохраняем особенно здания.
    2. Владимир_2У
      Владимир_2У 15 апреля 2020 16:51 Новый
      +3
      Цитата: Равиль_Аснафович
      есть баржа смерти, которую во время гражданской войны Камская флотилия в результате спецоперации отбила у белогвардейцев
      Но как обычно, авторство этой идеи приписали большевикам.
      1. Reptiloid
        Reptiloid 15 апреля 2020 17:57 Новый
        +1
        На самом деле, это Жан-Батист-Карье при Великой Французской революции придумал затапливать баржи с людьми, в том числе и священниками. Когда усмирял Нант. Тысячи людей утонуло таким образом.
        Цитата: Владимир_2У
        Цитата: Равиль_Аснафович
        есть баржа смерти, которую во время гражданской войны Камская флотилия в результате спецоперации отбила у белогвардейцев
        Но как обычно, авторство этой идеи приписали большевикам.

        Интересно, что говоря о Великой Французской Революции уважительно, те же самые люди бывают, порицают большевиков. А революционный террор был впервые во Франции
      2. zadorin1974
        zadorin1974 15 апреля 2020 18:29 Новый
        +1
        Это где это вы вычитали про авторство Владимир?Просто ситуация в Прикамье в 19 году была слоеная.Рабочим Ижевского и Воткинского завода очень не понравилось навязывание пришлыми большевиками и чекистами новых порядков(а заводы были богатые и под бронью от призыва).Произошел мятеж-оружия в арсенале было море(но мало патронов) рабочих поддержали выздоравливающие госпиталей и инвалидная команда арсенала.Так как ни в Ижевске ни в Воткинске не было тюрьмы,пленных согнали на две деревянные плоскодонки захваченных по двум рабочим поселкам..В Гольянах на барже были пленные красногвардейцы Азина.Ну тут все и закрутилось.Ни кто ни кому не захотел прощать.
        1. Владимир_2У
          Владимир_2У 16 апреля 2020 13:22 Новый
          0
          Цитата: zadorin1974
          Это где это вы вычитали про авторство Владимир?
          Не в этой статье, не волнуйтесь.
  6. ДМБ 75
    ДМБ 75 15 апреля 2020 16:28 Новый
    +10
    Согласен,мужики-очень интересная рубрика,у нас много памятников,которые заслуживают внимания своей необычностью и неповторимостью.Памятник Хлебу!Я и не знал,что такой есть,молодцы в Сарапуле,вот такие памятники и нужны,а не доски манергеймам и обелиски фашистам на нашей земле.Спасибо за рубрику коллективу ВО,будем ждать продолжения интересных историй о таких вот памятниках!
    1. Хто тама
      Хто тама 15 апреля 2020 19:20 Новый
      +4
      Согласна с вами нужная рубрика,у нас богатая история ,про свой Сарапул могу сказать,что не так давно у нас установили памятник уроженке Сарапула кавалерист-девице Надежде Дуровой,нам есть чем гордиться,как и многим другим городам России soldier drinks
  7. T.Henks
    T.Henks 15 апреля 2020 17:36 Новый
    +4
    Нужная идея. Память что без либеральной похабщины, совсем отбили. Может у кого чего нибудь в душе достойное шевельнется, кроме нытья и хамства.
  8. ТопольМ1
    ТопольМ1 16 апреля 2020 07:36 Новый
    0
    Уже известно, как крестьяне "дарили" хлеб голодающим Москвы и Петрограда и сколько было расстреляно по прямым указаниям Ленина и более мелких вождей. Хотя, кто их, крестьян, считал за людей? Как и сейчас.