Военное обозрение

Цена совершенства: многоцелевые АПЛ Seawolf

34

Головная лодка проекта USS Seawolf (SSN-21) в ходе строительства, 24 июня 1995 г. Видны бортовые антенны ГАК


Создание нового образца техники с повышенными характеристиками, превосходящего предшественников, всегда связано с применением новых технологий, а также с повышенными тратами. Прекрасным примером этого может считаться американская программа строительства многоцелевых атомных подлодок типа Seawolf. При всех своих преимуществах, они оказались слишком дорогими – и планы по серии сократили в десять раз.

Порождение новой стратегии


Появлению проекта Seawolf предшествовала научная работа по анализу сложившейся обстановки и перспектив развития основных флотов мира. Аналитики ВМС США отмечали, что вероятный противник в лице ВМФ СССР постоянно наращивает свой потенциал, и его подводные силы по количественным и качественным показателям приблизились к американским. Соответственно, для достижения желаемого соотношения сил американскому флоту требовалось создавать новые стратегии и образцы техники.

В начале восьмидесятых командование ВМС разработало новую стратегию развития и применения флота, затрагивавшую в т.ч. подводные силы. Она предусматривала сохранение дежурства существующих многоцелевых АПЛ на рубежах противолодочной обороны в океане. Кроме того, предлагалось создать новую подлодку для активных действий в районах, полностью контролируемых флотом вероятного противника.

Необходимость работы в опасной близости от кораблей и подлодок противника приводила к появлению новых строгих требований. Перспективная АПЛ должна была отличаться пониженной заметностью, но при этом нести улучшенные средства обнаружения, а также современное противокорабельное и противолодочное оружие.


Та же субмарина на ходовых испытаниях, 3 июля 1996 г.

Разработка новой лодки стартовала в 1983 г. и велась компанией General Dynamics Electric Boat. Ей же предстояло освоить строительство кораблей. Головная АПЛ нового проекта, равно как и вся серия, получила имя Seawolf – в честь одной из первых атомных субмарин ВМС США. Проект отнесли к новому 4 поколению АПЛ.

Техническое превосходство


По требованию заказчика, новые лодки Seawolf должны были иметь ряд преимуществ перед существующими Los Angeles. Для этого в проекте пришлось предусмотреть массу новшеств разного рода. Предлагались новые конструкционные материалы, перспективные приборы и т.д.

Проект Seawolf предусматривал увеличение габаритов в сравнении с предыдущим Los Angeles. Длина осталась на уровне 108 м, но ширина выросла до 12 м. Водоизмещение новой лодки по исходному проекту – более 9,1 тыс.т. Новый прочный корпус из стали сорта HY-100 позволял увеличить допустимую глубину погружения, а также отличался большими внутренними объемами для размещения необходимых средств и систем.

Основой энергоустановки стал водо-водяной реактор S6W мощностью 34 МВт, соединенный с двумя паровыми установками и двумя турбозубчатыми агрегатами. За движение отвечает главный электродвигатель, соединенный с водометным движителем. При разработке последнего американские инженеры воспользовались опытом британских коллег, ранее создавших проект АПЛ Trafalgar.

При помощи таких систем подлодки Seawolf смогли развивать максимальную скорость на уровне 35 узлов. Малошумная скорость подводного хода – не менее 10 узлов; на 20-25 узлах сохраняется возможность полноценного использования гидроакустических систем. Дальность хода практически неограниченна.


Субмарина несет развитый комплекс гидроакустических средств. Под носовым обтекателем скрывается сферическая антенна ГАК AN/BQQ-10. На бортах предусматривается по три широкоапертурные ГАС AN/BQG-5D. За счет этого АПЛ способна следить за обстановкой как в передней, так и в боковых полусферах. Компоновка и характеристики ГАК повышают возможную ситуационную осведомленность, оставляя минимальные мертвые зоны.

Проект Seawolf предусматривал применение боевой информационно-управляющей системы General Electric AN/BSY-2, объединяющей все средства наблюдения и вооружения. Аналогичные приборы устанавливались на АПЛ типа Los Angeles Flight III. С БИУС интегрировали современные средства навигации, радиолокационный комплекс AN/BPS-16, систему РЭБ AN/AVLQ-4(V)1, перископы и другие приборы разного назначения.

Интересной особенностью бортовой электроники стало широчайшее использование внутренних акустических датчиков. На лодке разместили 600 приборов, отслеживающих ее собственные шумы. Для сравнения, предыдущий проект многоцелевой АПЛ включал только 7 датчиков.

Комплекс вооружений включал восемь 660-мм торпедных аппаратов. Они помещались на бортах корпуса, за счет чего удалось высвободить носовой отсек под крупную ГАК. Для снижения акустической заметности пуск торпед осуществлялся методом т.н. самовыхода – без стрельбы сжатым воздухом.


Один из постов управления вооружением

В боекомплект подлодки вошли торпеды нескольких типов, морские мины, а также ракеты UGM-109 Tomahawk и UGM-84 Harpoon. В отсеке вооружений размещается 52 ракеты и/или торпеды. Количество и типы загружаемого оружия определяются в соответствии с поставленной боевой задачей.

Экипаж корабля состоит из 140 человек, в т.ч. 14 офицеров. Для них предусматриваются общие кубрики и отдельные каюты. Приняты меры по повышению комфорта пребывания и службы.

Цена характеристик


Согласно первоначальным планам, ВМС США в течение девяностых годов должны были получить 29 подлодок нового типа. Однако еще на стадии проектирования стало ясно, что применение новых материалов и технологий приведет к неприемлемому росту стоимости готового корабля. Из-за этого начались сокращения планов. Сначала, еще до начала строительства головной АПЛ, решили уменьшить серию до 12 единиц при общей стоимости более 33 млрд долл.

9 января 1989 г. компания GDEB получила контракт на строительство головной АПЛ нового проекта. Закладка USS Seawolf (SSN-21) состоялась в конце октября того же года. На строительство планировалось потратить ок. 3 миллиардов, что стало поводом для критики. Для сравнения, АПЛ типа Los Angeles в то время стоила ок. 900 миллионов.

Уже в 1990-м зазвучали призывы отменить дальнейшее строительство и ограничиться одной лодкой. Тем не менее, в 1991 г. Конгресс все же выделил средства на строительство второго корабля. Заказ на третью субмарину одобрили в 1992-м, но финансирование отложили на несколько лет.


Подлодка USS Connecticut (SSN-22) во время учений в Арктике, 19 марта 2011 г.

Строительство головной подлодки оказалось сложным и длительным. Спуск на воду состоялся только в июне 1995 г. Два года ушли на ходовые испытания, и 19 июля 1997 г. USS Seawolf (SSN-21) вошла в состав ВМС. От закладки до сдачи прошло 7 лет и 9 месяцев – так долго не строилась ни одна американская субмарина.

Второй корабль USS Connecticut (SSN-22) заказали в мае 1991-го и заложили в сентябре 1992 г. Спуск на воду состоялся 1 сентября 1997 г. Лодку сдали заказчику в декабре следующего года.

Третья в серии


Только в 1995 г. в военный бюджет на следующий год внесли траты на строительство третьей АПЛ типа Seawolf – USS Jimmy Carter (SSN-23). Контракт на ее строительство подписали в июне 1996 г., а закладка прошла в конце 1998-го. Через несколько месяцев появился дополнительный заказ. Многоцелевую АПЛ следовало превратить в специальную субмарину, способную решать особые задачи. Дополнительные работы увеличили стоимость проекта на 890 млн долл.

В конструкцию лодки включили дополнительный отсек Multi-Mission Platform длиной ок. 30 м. В нем предусматриваются дополнительные кубрики для 50 бойцов, командный пост, шлюзовая камера, помещения для хранения специальной аппаратуры и снаряжения и т.д. Также отсек MMP несет различные дистанционно управляемые подводные аппараты. При помощи MMP подлодка способна перевозить боевых пловцов и обеспечивать их работу, выполнять различные разведывательные и диверсионные задачи.


Особенности третьего корабля проекта, USS Jimmy Carter (SSN-23)

Вследствие установки дополнительного отсека длина подлодки увеличилась до 138 м, а полное водоизмещение превысило 12,1 тыс. т. Из-за увеличения габаритов в носовой части корабля пришлось установить винторулевую колонку. Штатное вооружение и оснащение осталось на своих местах. При этом боевые и специальные возможности заметно расширились.

USS Jimmy Carter (SSN-23) спустили на воду в мае 2004 г. В феврале 2005-го корабль вошел в состав ВМС. На этом строительство АПЛ типа Seawolf завершилось.

Подлодки на службе


Головная USS Seawolf (SSN-21) вступила в строй в 1997 г. и вскоре отправилась в свой первый поход. С начала 1999 г. на боевую службу выходит и второй корабль, USS Connecticut (SSN-22). Две многоцелевые АПЛ выполняют задачи поиска и обнаружения стратегических ракетоносцев вероятного противника. Также их привлекают к сопровождению корабельных групп разного назначения.

За прошедшие десятилетия два корабля неоднократно участвовали в боевом развертывании и в различных учениях. Между этими мероприятиями выполнялись мелкие и средние ремонты с постановкой в док. В целом две первые субмарины типа Seawolf стали полноправными боевыми единицами подводных сил и дополнили существующие лодки Los Angeles. При этом по боевой эффективности они превосходили предшественников в 2,5-3 раза.

Более интересна служба третьего корабля серии, оснащенного специальным отсеком MMP и соответствующей аппаратурой. USS Jimmy Carter (SSN-23) регулярно выходит в море, решает некие задачи и возвращается на базу. При этом ВМС не спешат уточнять цели подобных походов, а наличие особой аппаратуры на борту служит намеком на особый характер миссий.


USS Jimmy Carter (SSN-23) на размагничивании, 16 августа 2006 г.

По разным данным, слухам и оценкам, подлодка с отсеком MPP используется для обеспечения спецопераций в удаленных регионах. В частности, несколько лет назад в некоторых изданиях упоминалась секретная операция по установке контролирующей аппаратуры на кабелях связи вероятного противника. Насколько правдивы такие сообщения – неизвестно.

Стоимость-эффективность


Целью проекта Seawolf было создание перспективной многоцелевой АПЛ, способной эффективно выполнять боевые задачи в условиях противодействия развитой ПЛО противника. Для этого пришлось применить массу новых технологий, что привело к неприемлемому росту стоимости. Целесообразность таких трат вызывала сомнения, а завершение Холодной войны фактически поставило крест на дорогой кораблестроительной программе. ВМС США получили только три АПЛ Seawolf, причем одну из них решили перестроить для специальных операций.

Несмотря на резкое сокращение программы строительства прорывных Seawolf, ВМС нуждались в новой многоцелевой АПЛ. Стартовал новый проект Virginia – менее смелый, но более дешевый. Строительство таких лодок началось в 2000 г., и к настоящему времени флот получил 18 боевых единиц; еще 11 строятся.

В условиях нового мира, возникшего после Холодной войны, решающим фактором стали не только характеристики, но и цена. А с точки зрения параметров «стоимость-эффективность» проект Seawolf уступал как предшествующим, так и последующим разработкам.
Автор:
Использованы фотографии:
US Navy
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Комментарий был удален.
  2. Fizik M
    Fizik M 16 апреля 2020 06:00 Новый
    +8
    Статья из категории "о чем не знаю - о том пою"
    С чего г.Рябов решил что малошумная скорость "волков" 10 уз? "Палец-небо-потолок"? Так мимо!
    именно 20 и это вполне подтвержденная, в т.ч. и нами, цифра
    Никакого "БИУС" на ПЛА ВМС США НЕТ, есть АСБУ, а это абсолютно ДРУГОЕ.
    Соотношение превосходства SW над LA тоже из категории "палец-небо" ... мимо!
    и т.д.
    1. L-39NG
      L-39NG 16 апреля 2020 08:57 Новый
      -1
      Не "волк", а полосатая зубатка
  3. Fizik M
    Fizik M 16 апреля 2020 06:03 Новый
    +5
    нет на Сивульфах никакого самовыхода, и быть не может
    ибо специальную модификацию МК48 для этого США сделали только в 2000х и не для себя а для Бразилии

    от пневматических систем стрельбы ТА американцы отказались еще в 60х

    и т.д.
  4. Оператор
    Оператор 16 апреля 2020 06:46 Новый
    -12
    Торпедная ПЛ за 4 млрд. долларов образца 1990 года - нормально так раскрутил КГБ СССР американский бюджет на бабки laughing
    1. ccsr
      ccsr 16 апреля 2020 13:23 Новый
      +1
      Цитата: Оператор
      Торпедная ПЛ за 4 млрд. долларов образца 1990 года - нормально так раскрутил КГБ СССР американский бюджет на бабки

      КГБ здесь не причем, но в статье интересен сам факт стоимости в ценах тех лет для сравнения с тем, что мы тогда строили. Ну и сроки строительства этой подводнй лодки тоже впечатляют, а то у нас любят критиковать наших кораблестроителей, и при этом не знают как это реально бывает в других страах.
      К слову, наш "Тайфун" обходился по разным оценкам около 1,5 млрд руб., что при переводе по официальному курсу к доллару тоже выходил недешево, около 2,3 млрд долл.
      1. Оператор
        Оператор 16 апреля 2020 15:46 Новый
        -1
        Ну вы и сравнили стоимость ударной АПЛ водоизмещением 9000 тонн и стоимость тяжелого РПКСН водоизмещением 48000 тонн laughing
        1. ccsr
          ccsr 16 апреля 2020 18:15 Новый
          -1
          Цитата: Оператор
          Ну вы и сравнили стоимость ударной АПЛ водоизмещением 9000 тонн и стоимость тяжелого РПКСН водоизмещением 48000 тонн

          Я просто сравнил стоимости, чтобы определить порядок цен. К слову, как-то в обсуждении стоимости корабля разведки "Урал" один здешний форумский "эксперт" называл её в пределах 2,5-3 млрд. долл, что мною было высмеяно, но тогда мне некоторые не хотели верить.
          Почему у нас оружие выходило дешевле, я думаю вы и без меня понимаете.
          1. Оператор
            Оператор 16 апреля 2020 20:04 Новый
            -5
            При впятеро большем водоизмещении и более сложной трехкорпусной компоновке цена советской РПКСН была вдвое меньше американской АПЛ или в 10 раз меньше в расчете на одну тонну водоизмещения.

            Такую разницу никакой советской спецификой ценообразования не прикроешь.
            1. ccsr
              ccsr 17 апреля 2020 11:32 Новый
              0
              Цитата: Оператор
              Такую разницу никакой советской спецификой ценообразования не прикроешь.

              С чего вы взяли что к примеру современный истребитель в десять раз дешевле транспортного самолета или Ту-160?
              К слову, есть очень интересный эпизод в фильме про Сноудена, когда сосланный цэрэушник рассказывает ему за что он попал в ссылку. Дело было в том, что он разработал программу по отслеживанию террористов, и стоимость её была в пределах нескольких миллионов доллара при её доработки и введению в работу. Он доложил это командованию, но там все спустили на тормозах. А через пару лет ЦРУ за такую же программу заплатило миллиарды долларов компании разработчику, и этот специалист стал добиваться правды, зачем такие деньги потратили. В общем там еще те кудесники по распилу денег, так что не удивляйтесь почему они такие деньги тратят на вооружение. К слову линейной завасимости стоимости от габаритов изделий не существует - болиды формулы один гораздо дороже чем любой серийный грузовик.
              1. Оператор
                Оператор 17 апреля 2020 11:51 Новый
                -3
                Си Вулф и Тайфун однотипны по комплектации:
                - сталь корпуса (а не карбон как у болида)
                - ресурсная ЯСУ (а не сверхфорсированный двигатель);
                - торпедные аппараты;
                - ГАС.

                Плюс десятикратно более дешевый Тайфун (в расчете на тонну водоизмещения) дополнительно оснащен ракетными шахтами.

                Так что болид тут не при делах. И уровень коррупции тоже - поскольку в вооруженном противостоянии роль играет только полная стоимость изделия, а чем она наполнена является проблемой проигравшей в гонке вооружений стороны.
                1. ccsr
                  ccsr 17 апреля 2020 12:13 Новый
                  -1
                  Цитата: Оператор
                  Плюс десятикратно более дешевый Тайфун (в расчете на тонну водоизмещения) дополнительно оснащен ракетными шахтами.

                  Вы так утверждаете, как будто вам достоверно известно, что разработка силовой установку Тайфуна шла по линии минобороны, а не по линии минатома, к примеру. Не стоит вам мне рассказывать, как все обстояло в советском ВПК и что такое инициативные разработки, и как гражданские НИОКР использовались в военных изделиях. Просто в СССР тоже умели скрывать свои подлинные оборонные расходы, ну и использовать лучшие достижения гражданских отраслей.
        2. AVM
          AVM 17 апреля 2020 11:11 Новый
          +1
          Цитата: Оператор
          Ну вы и сравнили стоимость ударной АПЛ водоизмещением 9000 тонн и стоимость тяжелого РПКСН водоизмещением 48000 тонн laughing


          Многоцелевые Ясени проекта 885 обходятся дороже стратегических Бореев проекта 955. Сравнивать по водоизмещению не совсем и не всегда корректно. Когда к примеру сделали прорывную АПЛ Лира с жидкометаллическим реактором, то вряд ли она была дешевле своих одноклассников большего водоизмещения.
          1. Оператор
            Оператор 17 апреля 2020 11:30 Новый
            -3
            Приведите ссылки на стоимость Ясеня и Борея.

            Лира была инновационным для своего времени изделием, за счет НИОКР ее полная стоимость была выше какой-либо Щуки. Сейчас советские наработки в области ядерных реакторов на ЖМТ и титановых сплавов обходятся российским производителям в ноль рублей ноль копеек.

            А противникам РФ сейчас надо вложиться не по детски, чтобы повторить советские научно-технические достижения.
            1. AVM
              AVM 17 апреля 2020 12:08 Новый
              0
              Цитата: Оператор
              Приведите ссылки на стоимость Ясеня и Борея.


              Цены приводил в статье: Атомный многофункциональный подводный крейсер: смена парадигмы https://topwar.ru/143629-atomnyy-mnogofunkcionalnyy-podvodnyy-kreyser-kak-smena-paradigmy.html

              Стоимость подводных лодок проекта 885/885М от 30 до 47 млрд. руб. (от 1 до 1,5 млрд. долларов), в то время как стоимость РПКСН проекта 955 порядка 23 млрд. руб. (0,7 млрд. долларов). Цены при курсе доллара 32-33 руб.


              Если Вам необходимы оф. документы, то их, конечно, нет. У нас такие цифры редко озвучивают.
              1. Оператор
                Оператор 17 апреля 2020 15:40 Новый
                -3
                Если вы даете ссылки на самого себя, то как же вас теперь величать - член ВПК при правительстве РФ? laughing
  5. Бережливый
    Бережливый 16 апреля 2020 07:34 Новый
    +1
    Что в моем комментарии не так? Удали то его почему? Я, ведь просто просил Рябова дать цифры разницы стоимости субмарин, а то и вправду, статья ради занимания места на сайте!
  6. ААК
    ААК 16 апреля 2020 09:09 Новый
    -2
    " Ты слышишь "Си-вулф"? - "Нет, не слышу", "Вот и я её не слышу, а она там есть"...(С)
  7. bk0010
    bk0010 16 апреля 2020 09:19 Новый
    0
    Я читал, что Сивульф стоил как 8 Лосей, а тут всего 3 цены получается...
  8. Podvodnik
    Podvodnik 16 апреля 2020 10:40 Новый
    +2
    Просветите пожалуйста, если кто может, недопонял, много общих слов:

    соединенный с двумя паровыми установками и двумя турбозубчатыми агрегатами

    Это что за две такие установки и зачем нужно аж два турбозубчатых агрегата (ТЗА)? Неужто две линии вала? Две турбины? Или два турбогенератора? И куда они передают вращение через два ТЗА?

    За движение отвечает главный электродвигатель,

    Если есть главный электродвигатель, то он вероятно на валу и к тому же низкооборотный? Или он и использует два ТЗА? И где он берет энергию на 35 узлов подводного хода?

    восемь 660-мм торпедных аппаратов

    Было бы интересно узнать: зачем такие ТА нужны и для какого оружия? Вроде МК-48 имеет стандартный размер в 533 мм?

    т.н. самовыхода – без стрельбы сжатым воздухом

    Про самовыход тоже интересно. Поконкретнее о реализации. И при чем здесь стрельба сжатым воздухом? Даже наши "древние Звери" и те выплевывают изделие водой. Может автор имел ввиду что сжатый воздух создает дополнительный шум при работе механизмов стрельбы?

    А вообще тема интересная, жаль что мало раскрыта.
    Интересное фото стенда размагничивания. Мы на таком не работали. Может отстали?
    1. timokhin-a-a
      timokhin-a-a 17 апреля 2020 13:32 Новый
      0
      Максим выше про самовыход написал, это гон, не было его там, Отто2 при сгорании образует цианиды, потом при осушке ТА они попадут в торпедный отсек и привет.

      Неаккуратно Рябов скопипастил материал.
  9. Лт. запаса ВВС
    Лт. запаса ВВС 16 апреля 2020 11:28 Новый
    +1
    Интересно почему сивулфу хватает реактора на 34 мегаватта, а у нас на 190 ставят?
  10. Комментарий был удален.
  11. Лт. запаса ВВС
    Лт. запаса ВВС 16 апреля 2020 11:51 Новый
    0
    Цитата: Podvodnik
    Про самовыход тоже интересно. Поконкретнее о реализации. И при чем здесь стрельба сжатым воздухом? Даже наши "древние Звери" и те выплевывают изделие водой. Может автор имел ввиду что сжатый воздух создает дополнительный шум при работе механизмов стрельбы?

    А вообще тема интересная, жаль что мало раскрыта.
    Интересное фото стенда размагничивания. Мы на таком не работали. Может отстали?

    Самовыход, это когда водомётный двигатель торпеды запускается непосредственно в торпедном аппарате и торпеда сама покидает торпедный аппарат, при ТА 533 торпеда сначала выбрасывается сжатым воздухом из торпедного аппарата и уже потом включается двигатель и торпеда начинает движение.
  12. Eug
    Eug 16 апреля 2020 13:50 Новый
    0
    Подлодка для активных действий в районах мирового океана,
    контролируемых вероятным противником - как мне нравится эта концепция....вот только насколько это реально?
    1. SovAr238A
      SovAr238A 17 апреля 2020 09:02 Новый
      0
      Цитата: Eug
      Подлодка для активных действий в районах мирового океана,
      контролируемых вероятным противником - как мне нравится эта концепция....вот только насколько это реально?


      Достаточно реально, если твоя технологическая база на одну-две технологические революции превосходят противника.
  13. Оператор
    Оператор 16 апреля 2020 15:39 Новый
    -6
    Цитата: Ivanchester
    из какого источника

    Из oкраинской задницы, вестимо.
  14. mvg
    mvg 17 апреля 2020 01:16 Новый
    +2
    Узнаю тебя, Билли! Опять в разных абзацах одинаковые предложения повторяются. Как же нужно не любить свою работу, чтоб постоянно халтурить? Когда выгонят этого бракодела? Который даже копипастить не может нормально?
  15. Maksim_ok
    Maksim_ok 1 мая 2020 01:37 Новый
    0
    Этих АПЛ построили всего три штуки из за того, что Союз приказал долго жить. Противник взял и само исчез. После развала СССР на горе американским производителям порезали все амбициозные программы вооружения включая В-2 и Ф-22. Последних вообще планировали построить аж 750 штук. Так что высокая стоимость не главная причина.