Военное обозрение

Бронетранспортёр для космоса. M113 на службе NASA

26
Бронетранспортёр для космоса. M113 на службе NASA
Пара бронетранспортеров в первые годы службы. Одна из машин оснащена лобовым щитом. Фото Tanks-encyclopedia.com


Любой запуск космической ракеты связан с некоторыми рисками для людей и техники, из-за чего необходимо принимать соответствующие меры. Уже в шестидесятых годах в NASA создали комплекс систем, призванных обеспечить безопасность людей на стартовой площадке в случае нештатной ситуации. Пожалуй, наиболее интересным элементом этого комплекса стали специально переоборудованные бронетранспортеры M113.

Средства спасения


Проработка вопросов спасения людей на стартовой площадке началась еще на ранних стадиях программы Mercury. В дальнейшем создавались и совершенствовались новые средства спасения, и в ходе программы Apollo был сформирован их окончательный облик. С теми или иными изменениями все основные средства этого комплекса дожили до наших дней и остаются в строю.


Спасатели наблюдают за взлетом Space Shuttle. Восьмидесятые годы - БТР перекрашен в белый. Фото Tanks-encyclopedia.com

Одной из задач инженеров была эвакуация астронавтов и персонала с башни обслуживания. Спасение с верхних ярусов должна была обеспечить зиплайн-система – специальные корзины, двигаясь по тросу, спускали людей на землю и отводили на расстояние почти 800 м. На земле люди должны были укрываться в защищенном бункере, откуда их можно было забрать подходящим транспортом.

Также была актуальной проблема безопасной эвакуации людей с нижних уровней площадки. Наконец, пожарные команды нуждались в транспорте, способном защитить их от огня и разлетающихся обломков.

Оба вопроса нашли общий ответ. NASA приняло решение приобрести несколько серийных бронетранспортеров M113. После некоторой доработки и переоснащения такая техника могла найти место на стартовой площадке и внести свой вклад в безопасность участников пусков.


Двухтысячные годы, M113 по-прежнему используется при подготовке к пускам. Фото NASA

Космический БТР


Заказ на новую технику появился в середине шестидесятых годов, и вскоре Космический центр им. Кеннеди получил четыре требуемые бронемашины. С точки зрения конструкции они не отличались от серийных армейских, но при выходе с завода имели иную комплектацию. Кроме того, специалисты NASA немного доработали БТР с учетом новой роли.

M113 для NASA с самого начала не имели вооружения и другого оснащения, необходимого армейской технике. По мере продолжения эксплуатации, на технику устанавливали новые агрегаты – или удаляли их. Такая модернизация могла затрагивать все имеющиеся БТР либо некоторые из них. Несмотря на все доработки, общие характеристики оставались прежними и соответствовали поставленным задачам.

Почти сразу после ввода в эксплуатацию почти все M113 получили дополнительную защиту от огня и жара. На лбу корпуса смонтировали вертикальный щит, покрытый жаростойкой пастой на основе асбеста. Позже такие устройства демонтировали. Неоднократно изменялась конструкция командирских башенок, обеспечивавших наблюдение за местностью.


Экипаж миссии STS-131 осваивает наземную технику. Фото NASA

За несколько десятилетий эксплуатации «космические» M113 несколько раз успели поменять и свою окраску. Изначально они имели темный цвет с белыми пометками, номерами и т.д. – как техника вооруженных сил. В семидесятых бронетранспортеры перекрасили в белый. При этом на лобовых и бортовых листах красной краской нанесли номера машин, от «1» до «4». В последние десятилетия БТР имели желто-зеленый цвет и несли горизонтальные светоотражающие полосы. Номера остались красными, но стали меньше.

Особенности службы


Применение новой бронетехники регламентировалось правилами и инструкциями. В соответствии с ними, обучение вождению должны были проходить как спасатели, так и астронавты. Они должны были уметь водить БТР и обращаться с основными его системами. В течение нескольких десятилетий учебные выезды на M113 были обязательной частью программы подготовки экипажей космических кораблей.


Спасатели в на своих местах. Фото NASA

В обеспечении запуска участвовало три бронетранспортера; четвертый являлся резервным. Две машины выделялись спасательной команде. Пожарные использовали огнеупорные костюмы и изолирующие дыхательные аппараты. При непосредственной подготовке к старту два БТР выдвигались на позиции в 1,5 км от стартовой площадки. За несколько минут до запуска они полностью экипировались, занимали места в десантном отделении и закрывали люки.

В случае аварии спасательная команда должна была ехать к стартовому столу, искать пострадавших и эвакуировать их. На это давалось не более 10 минут – из-за ограничений дыхательных аппаратов персонала.

Третий БТР находился возле дверей бункера на удалении от стартовой площадки. Он был полностью готов к работе и стоял пустым с открытой кормовой рампой. В случае аварии именно эта машина должна была обеспечить эвакуацию астронавтов из опасной зоны.


Поездка по территории рядом со стартовым комплексом. Фото NASA

При возникновении нештатной ситуации и принятия решения на эвакуацию астронавты должны были покинуть корабль и начать спуск в корзинах. Затем им предстояло укрыться в заглубленном бункере. При отсутствии помех они могли выйти из укрытия, занять места в БТР и покинуть зону аварии. Такая эвакуация осуществлялась самостоятельно – водителем бронетранспортера становился один из астронавтов.

Со временем некоторые особенности применения M113 на стартовых комплексах изменялись. Переносились позиции, совершенствовались методики и т.д. При этом основные принципы оставались неизменными. Один БТР должен был обеспечить эвакуацию астронавтов, два других – работу спасателей и вывоз пострадавших.

Десятилетия службы


M113 поступили на службу в NASA в середине шестидесятых годов. Работа этой техники началась с обеспечения запусков по программе «Аполлон». В связи с появлением БТР программу подготовки астронавтов скорректировали, добавив курсы по управлению такой техникой. Особый интерес в этом плане представляет подготовка последних миссий в рамках лунной программы. Астронавтам приходилось изучать управление космическим кораблем, лунным ровером и земным БТР – любопытное и уникальное сочетание.


Бронемашина-памятник. Фото NASA

После завершения программы Apollo в NASA начали подготовку к эксплуатации комплекса Space Transportation System с многоразовым кораблем Shuttle. В рамках этой подготовки выполнили модернизацию стартовых комплексов в целом и систем спасения в частности. При этом бронетранспортеры M113 остались важной частью мер по обеспечению безопасности. Как и ранее, одна из бронемашин предназначалась для использования астронавтами, и соответствующее обучение осталось в их программе подготовки.

За время своей службы M113 присутствовали на 15 запусках кораблей серии «Аполлон» и при 135 стартах «Спейс Шаттлов». Подготовка к этим запускам прошла, в целом, штатно, а сами старты происходили без аварий – помощь бронетехники и ее экипажей не требовалась. Тем не менее, два БТР со спасателями, одна пустая машина и одна резервная были готовы в любой момент помочь астронавтам в беде.


M113 и ее преемник - броневик Caiman MRAP. Фото NASA

Современная замена


Служба четырех «космических» бронетранспортеров продолжалась почти полвека. В 2013 г. было принято решение о выводе этой техники из эксплуатации ввиду морального устаревания и выработки ресурса. Для M113 нашли современную замену, а сами машины отправились на хранение. Одна из них, носившая номер «1», вскоре стала памятником.

Для перевозки спасателей и космонавтов теперь используются четыре колесных бронеавтомобиля BAE Caiman MRAP. По уровню защиты они похожи на старые M113, но отличаются большей простотой управления и обслуживания. Отмечается просторное десантное отделение, более удобное для спасателей с экипировкой или астронавтов в скафандрах. Кроме того, новые машины имеют полный ресурс, на выработку которого уйдут десятилетия.


"Кайман" на трассе. Фото NASA

Впрочем, полноценная эксплуатация «Кайманов» с решением возложенных задач пока не начиналась. В 2011 г., еще до получения такой техники, NASA свернуло программу STS и прекратило пилотируемые запуски со своих площадок. Вследствие этого техника для эвакуации пока используется только для подготовки личного состава. В ближайшее время NASA планирует возобновить свою пилотируемую программу, благодаря чему броневики наконец-то начнут нормальную работу.

К счастью, в последние десятилетия NASA удавалось осуществлять пилотируемые запуски без аварий на стадии подготовки или старта. Вследствие этого бронетранспортеры M113 неоднократно участвовали в организации запусков, но ни разу не приступали к выполнению возложенных задач. Какой будет служба броневиков Caiman – неизвестно. Выводы такого рода можно будет делать только после того, как в США возобновятся пуски пилотируемых космических кораблей.
Автор:
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. tanki-tanki
    tanki-tanki 5 мая 2020 18:06 Новый
    +4
    Спасибо за интересную статью.
  2. tanki-tanki
    tanki-tanki 5 мая 2020 18:20 Новый
    +1
    Идея - неплохая, даже очень хорошая. При экстренной ситуации такая техника не помешает. На наших космодромах можно было бы поставить несколько машин на всякий случай. Для этого нужны лёгкие и манёвренные машины, но броня тоже нужна.
    1. Громобой
      Громобой 5 мая 2020 22:53 Новый
      +3
      Цитата: tanki-tanki
      На наших космодромах можно было бы поставить несколько машин на всякий случай. Для этого нужны лёгкие и манёвренные машины, но броня тоже нужна.

      На каждом есть свои отдельные пожарные части. И они комплектуются пожарной разведывательно-спасательной техникой не только на базе БТР,но и танков. В том числе и управляемых по радиоканалу.
      П.С. Узнаёте девушку на заднем плане?"Нона-СВК" laughing
  3. sabakina
    sabakina 5 мая 2020 18:22 Новый
    +2
    Если рванёт на старте, эти БТР ничем помочь не смогут. Так что про астронавтов могут забыть.
    1. tanki-tanki
      tanki-tanki 5 мая 2020 18:29 Новый
      +4
      Это, если рванёт. Необязательно должна ракета рвануть. Мало ли что случиться может. Так что лучше держать несколько штук.
      1. sabakina
        sabakina 5 мая 2020 18:36 Новый
        -3
        Мало ли что это что? Крылья потеряет? Хвост отвалится? ИИ сойдёт с ума?
        1. tanki-tanki
          tanki-tanki 5 мая 2020 18:38 Новый
          +5
          Да хоть утечка горючего, пожар, что угодно.
          1. sabakina
            sabakina 5 мая 2020 18:43 Новый
            -6
            Для устранения утечки горючего не нужна бронетехника с пожарными в огнестойке.
            При пожаре...Понадобится разве что урна для праха.
            Что угодно....Как БТР поможет при нападении НЛО?
            1. tanki-tanki
              tanki-tanki 5 мая 2020 18:47 Новый
              +4
              Для устранения утечки горючего не нужна бронетехника с пожарными в огнестойке.

              Для устранения утечки горючего не нужна, а для эвакуации пригодится. К тому же 4 автомобиля не помешают.
  4. Вольный ветер
    Вольный ветер 5 мая 2020 18:31 Новый
    +8
    Во работа у этих спасателей классная, в случае аварии все равно ничего не сделаешь, но служба есть служба, деньги капают.
    1. sabakina
      sabakina 5 мая 2020 18:45 Новый
      +5
      Думаю там не только деньги капают, но и год за три. wink
  5. Кузь
    Кузь 5 мая 2020 18:32 Новый
    -1
    Обычная рабочая лошадь
  6. Дилетант
    Дилетант 5 мая 2020 18:37 Новый
    0
    Люди в черном-3 вспомнился. Там как раз проблемы эвакуации. good
  7. knn54
    knn54 5 мая 2020 18:39 Новый
    +3
    "Кайман" хорошо зарекомендовал себя в Ираке и Афганистане.Выдерживает приличную ударную волну,что немаловажно в нештатной ситуации.
  8. Undecim
    Undecim 5 мая 2020 19:05 Новый
    +7
    Спасение с верхних ярусов должна была обеспечить зиплайн-система – специальные корзины, двигаясь по тросу, спускали людей на землю и отводили на расстояние почти 800 м.

    Экипаж "Аполлона 14" осваивает систему аварийного спасения.
    1. Undecim
      Undecim 5 мая 2020 19:09 Новый
      +6

      Для программы "Space shuttle" конструкцию системы EES изменили.
      1. Undecim
        Undecim 5 мая 2020 19:12 Новый
        +6

        Сегодня применяется система с индивидуальными сидениями.
        1. Проктолог
          Проктолог 5 мая 2020 23:02 Новый
          +2
          Нет, вроде бы "корзины". Вот видео самой последней системы аварийной эвакуации от SpaceX - к предстоящему запуску в конце месяца. Корзины на 0:25, MRAP на 1:15.

          Мне очень симпатичны оба решения: зиплайн, по диагонали - максимально просто, быстро и далеко доставляет людей, а колесный MRAP движется намного быстрее гусеничного бронетранспортера и лучше защищен. Дороги-то никто не разрушал.

          https://youtu.be/tBFR0EWF-5M?t=19
  9. Pavel57
    Pavel57 5 мая 2020 19:06 Новый
    +1
    Интересная сторона применения М113.
  10. Saxahorse
    Saxahorse 5 мая 2020 21:06 Новый
    +1
    Любопытная статья, автору спасибо!

    У нас АТ-Т - Харьковчанками в Антарктиде поработали, у них М113 спасательным вездеходом. Есть прок от прочной военной техники.

    Правда вот идея замены гусеничного БТР на колесный МРАП выглядит сомнительно. Стрелять по нему на космодроме пожалуй не будут а вот с проходимостью и остойчивостью этой огромной и высокой машины на резиновых колесах, все намного хуже. На горящем космодроме МРАП явно не то что нужно..
    1. Проктолог
      Проктолог 5 мая 2020 23:05 Новый
      +2
      Наоборот, MRAP позволяет быстрее выехать из огня - у которого тоже конечная скорость распространения и, по логике, неоткуда взяться огню до взрыва ракеты, а ведь космонавты должны покинуть ракету и быть в MRAP до взрыва. После взрыва, если они не успели сесть в космический корабль, до MRAP они не доберутся.
      1. Saxahorse
        Saxahorse 6 мая 2020 01:58 Новый
        +1
        Цитата: Проктолог
        После взрыва, если они не успели сесть в космический корабль, до MRAP они не доберутся.

        В этом случае там бы стоял Корвет или Понтиак laughing

        Безусловно наличие бронированной машины, подразумевает возможный прорыв через море огня и обломков. Иначе со специальной эвакуационной машиной никто бы и не парился. И вот колесная машина, в куче горящих обломков, застрянет с крайне высокой вероятностью.
  11. bk0010
    bk0010 5 мая 2020 21:28 Новый
    0
    Про систему спасения на тросах: допустим ракета загорелась, пламя,взрывы... Как они делают так, чтобы эти тросы на землю не упали - 800 м расстояние приличное, мгновенно не проскочишь.
  12. Pvi1206
    Pvi1206 5 мая 2020 22:09 Новый
    0
    На наших стартовых площадках были катастрофы с массовой гибелью людей...видимо никакой защиты на тот момент предусмотрено не было...или обычное наше ...авось...
    1. Alexey RA
      Alexey RA 7 мая 2020 16:22 Новый
      +2
      Цитата: Pvi1206
      На наших стартовых площадках были катастрофы с массовой гибелью людей...видимо никакой защиты на тот момент предусмотрено не было...или обычное наше ...авось...

      Если взять самую известную из катастроф - Неделинскую - то там были нарушены все правила ТБ. Достаточно того, что работы на системе управления проводились при запитанных бортовых цепях ракеты.
      Более того, кроме необходимых для выполнения работ специалистов на стартовой площадке рядом с ракетой собралась толпа начальников со свитами - по полтора начальника на каждого работника.
  13. Alexey RA
    Alexey RA 7 мая 2020 16:14 Новый
    0
    Для перевозки спасателей и космонавтов теперь используются четыре колесных бронеавтомобиля BAE Caiman MRAP. По уровню защиты они похожи на старые M113, но отличаются большей простотой управления и обслуживания.

    Не вполне понятное решение. Да, MRAP хорошо защищён - но его защита работает в основном в направлении "снизу вверх". Что будет с MRAP с его высоким силуэтом при приходе ударной волны сбоку, и не опрокинется ли он?
    Второй вопрос - колёса. Сколько выдержит резина при эвакуации через зону пожара?