Military Review

Armored personnel carrier for space. M113 at NASA

26
Armored personnel carrier for space. M113 at NASA
A pair of armored personnel carriers in the early years of service. One of the cars is equipped with a frontal shield. Photo Tanks-encyclopedia.com


Any launch of a space rocket involves certain risks for people and equipment, which is why appropriate measures must be taken. Already in the sixties, NASA created a set of systems designed to ensure the safety of people on the launch pad in case of emergency. Perhaps the most interesting element of this complex was the specially converted M113 armored personnel carriers.

Rescue means


Elaboration of rescue issues at the launch pad began in the early stages of the Mercury program. In the future, new means of salvation were created and improved, and during the Apollo program their final appearance was formed. With these or other changes, all the fixed assets of this complex have survived to the present day and remain in operation.


Rescuers watch the take-off of Space Shuttle. Eighties - APC repainted in white. Photo Tanks-encyclopedia.com

One of the tasks of the engineers was the evacuation of astronauts and personnel from the service tower. Rescue from the upper tiers was to be ensured by the zipline system - special baskets, moving along the cable, lowered people to the ground and took them to a distance of almost 800 m.On the ground, people had to hide in a protected bunker, from where they could be picked up by suitable transport.

The urgent problem of safe evacuation of people from the lower levels of the site was also relevant. Finally, fire brigades needed vehicles capable of protecting them from fire and flying debris.

Both questions found a common answer. NASA has decided to purchase several serial M113 armored personnel carriers. After some refinement and re-equipment, such a technique could find a place on the launch pad and contribute to the safety of launch participants.


Two thousandth years, the M113 is still used in preparation for launches. NASA Photos

Space armored personnel carrier


An order for new equipment appeared in the mid-sixties, and soon the Space Center. Kennedy received the four required armored vehicles. In terms of design, they did not differ from the serial army, but when leaving the factory they had a different set. In addition, NASA experts slightly modified the APC, taking into account the new role.

M113 for NASA from the very beginning did not have weapons and other equipment necessary for military equipment. As the operation continued, new units were installed on the equipment - or they were removed. Such modernization could affect all available APCs or some of them. Despite all the improvements, the general characteristics remained the same and corresponded to the tasks.

Almost immediately after commissioning, almost all M113 received additional protection against fire and heat. A vertical shield was mounted on the forehead of the case, covered with heat-resistant asbestos-based paste. Later, such devices were dismantled. Repeatedly changed the design of the commander's towers, providing surveillance of the terrain.


The crew of the mission STS-131 mastered ground equipment. NASA Photos

Over several decades of operation, the "space" M113 managed to change their color several times. Initially, they had a dark color with white marks, numbers, etc. - as a technique of the armed forces. In the seventies, armored personnel carriers repainted in white. At the same time on the front and side sheets of red paint caused the numbers of cars, from "1" to "4". In recent decades, APCs have been yellow-green in color and carried horizontal reflective stripes. The rooms stayed red, but became smaller.

Service Features


The use of new armored vehicles was regulated by the rules and instructions. According to them, both rescuers and astronauts should have been trained in driving. They should have been able to drive an APC and handle its main systems. For several decades, field trips to the M113 have been a mandatory part of the spacecraft crew training program.


Rescuers in their places. NASA Photos

Three armored personnel carriers participated in the launch; the fourth was reserve. Two cars stood out to the rescue team. Firefighters used fireproof suits and insulating breathing apparatus. In direct preparation for the launch, two armored personnel carriers advanced to positions 1,5 km from the launch pad. A few minutes before the launch, they were fully equipped, took places in the troop compartment and closed the hatches.

In the event of an accident, the rescue team had to go to the launch pad, search for the injured and evacuate them. This was given no more than 10 minutes - due to restrictions on the breathing apparatus of personnel.

The third armored personnel carrier was located near the doors of the bunker at a distance from the launch pad. He was completely ready for work and stood empty with the stern ramp open. In the event of an accident, this particular machine was to ensure the evacuation of astronauts from the danger zone.


A trip around the territory near the launch complex. NASA Photos

In the event of an emergency and a decision to evacuate, the astronauts had to leave the ship and begin the descent in baskets. Then they had to hide in a buried bunker. In the absence of interference, they could leave the shelter, take places in the APC and leave the accident zone. Such evacuation was carried out independently - one of the astronauts became the driver of the armored personnel carrier.

Over time, some features of the use of M113 in launch complexes changed. Positions were transferred, techniques improved, etc. At the same time, the basic principles remained unchanged. One armored personnel carrier was supposed to ensure the evacuation of astronauts, the other two - the work of rescuers and the removal of victims.

Decades of service


M113 entered service at NASA in the mid-sixties. The work of this technique began with the provision of launches under the Apollo program. In connection with the advent of armored personnel carriers, the astronaut training program was adjusted by adding courses on the management of such equipment. Of particular interest in this regard is the preparation of the latest missions as part of the lunar program. Astronauts had to study the control of a spaceship, a lunar rover and an Earth armored personnel carrier - a curious and unique combination.


Armored vehicle monument. NASA Photos

After completing the Apollo program, NASA began preparations for operating the Space Transportation System complex with the Shuttle shuttle. As part of this training, modernization of launch complexes in general and rescue systems in particular was carried out. At the same time, M113 armored personnel carriers remained an important part of security measures. As before, one of the armored vehicles was intended for use by astronauts, and the corresponding training remained in their training program.

During their service, the M113 was present at 15 launches of the Apollo series ships and at 135 Space Shuttle launches. The preparations for these launches were generally regular, and the launches themselves took place without accidents - the help of armored vehicles and its crews was not required. Nevertheless, two armored personnel carriers with rescuers, one empty car and one backup were ready at any moment to help astronauts in trouble.


M113 and its successor - armored car Caiman MRAP. NASA Photos

Modern replacement


The service of the four "space" armored personnel carriers lasted almost half a century. In 2013, it was decided to decommission this equipment due to obsolescence and resource development. For the M113, they found a modern replacement, and the machines themselves went into storage. One of them, bearing the number "1", soon became a monument.

For transportation of rescuers and astronauts, four wheeled armored vehicles BAE Caiman MRAP are now used. In terms of protection, they are similar to the old M113, but are more easy to manage and maintain. There is a spacious landing compartment, more convenient for rescuers with equipment or astronauts in spacesuits. In addition, new machines have a full resource, the development of which will take decades.


Cayman on the track. NASA Photos

However, the full operation of the "Cayman" with the solution of the assigned tasks has not yet begun. In 2011, even before receiving such equipment, NASA curtailed the STS program and stopped manned launches from its sites. As a result of this, the evacuation technique is so far used only for training personnel. In the near future, NASA plans to resume its manned program, so that the armored cars finally begin normal operation.

Fortunately, in recent decades, NASA has been able to carry out manned launches without an accident at the preparation or launch stage. As a result of this, the M113 armored personnel carriers repeatedly participated in the organization of launches, but they never started to carry out the assigned tasks. What will be the service armored Caiman - is unknown. Conclusions of this kind can only be made after launches of manned spacecraft resume in the USA.
Author:
26 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. tanki-tanki
    tanki-tanki 5 May 2020 18: 06 New
    +4
    Thanks for the interesting article.
  2. tanki-tanki
    tanki-tanki 5 May 2020 18: 20 New
    +1
    The idea is not bad, even very good. In an emergency, this technique does not hurt. At our cosmodromes, it would be possible to put several cars just in case. For this, light and maneuverable vehicles are needed, but armor is also needed.
    1. Thunderbolt
      Thunderbolt 5 May 2020 22: 53 New
      +3
      Quote: tanki-tanki
      At our cosmodromes, it would be possible to put several cars just in case. For this, light and maneuverable vehicles are needed, but armor is also needed.

      Each has its own separate fire department. And they are equipped with fire reconnaissance and rescue equipment, not only on the basis of armored personnel carriers, but also tanks. Including those controlled by radio.
      P.S. Do you recognize the girl in the background? "Nona-SVK" laughing
  3. sabakina
    sabakina 5 May 2020 18: 22 New
    +2
    If it breaks at the start, these armored personnel carriers will not be able to help. So they can forget about astronauts.
    1. tanki-tanki
      tanki-tanki 5 May 2020 18: 29 New
      +4
      This is if it explodes. Optionally, the rocket should explode. You never know what can happen. So it’s better to keep a few pieces.
      1. sabakina
        sabakina 5 May 2020 18: 36 New
        -3
        Who knows what? Wings to lose? Will the tail fall off? AI going crazy?
        1. tanki-tanki
          tanki-tanki 5 May 2020 18: 38 New
          +5
          Yes, even a fuel leak, a fire, whatever.
          1. sabakina
            sabakina 5 May 2020 18: 43 New
            -6
            To eliminate a fuel leak, armored vehicles with firefighters in a fireproof are not needed.
            In case of fire ... Only an urn for dust is required.
            Anything .... How will an APC help with a UFO attack?
            1. tanki-tanki
              tanki-tanki 5 May 2020 18: 47 New
              +4
              To eliminate a fuel leak, armored vehicles with firefighters in a fireproof are not needed.

              It is not necessary to eliminate a fuel leak, but is useful for evacuation. In addition, 4 cars will not hurt.
  4. Free wind
    Free wind 5 May 2020 18: 31 New
    +8
    These rescuers have a cool job, in case of an accident you still can’t do anything, but the service is the service, the money is dripping.
    1. sabakina
      sabakina 5 May 2020 18: 45 New
      +5
      I think there is not only money dripping, but also for three years. wink
  5. Kuz
    Kuz 5 May 2020 18: 32 New
    -1
    Regular workhorse
  6. Amateur
    Amateur 5 May 2020 18: 37 New
    0
    People in black-3 remembered. There are just evacuation problems. good
  7. knn54
    knn54 5 May 2020 18: 39 New
    +3
    "Cayman" has proven itself well in Iraq and Afghanistan. Withstands a decent shock wave, which is important in an emergency situation.
  8. Undecim
    Undecim 5 May 2020 19: 05 New
    +7
    Rescue from the upper tiers was to be ensured by the zipline system - special baskets, moving along the cable, lowered people to the ground and took them to a distance of almost 800 m.

    The Apollo 14 crew is mastering the emergency rescue system.
    1. Undecim
      Undecim 5 May 2020 19: 09 New
      +6

      For the Space shuttle program, the EES system was redesigned.
      1. Undecim
        Undecim 5 May 2020 19: 12 New
        +6

        Today, a system with individual seats is used.
        1. Proctologist
          Proctologist 5 May 2020 23: 02 New
          +2
          No, it looks like a "basket". Here's a video of SpaceX's latest emergency evacuation system - for its upcoming launch later this month. Baskets at 0:25, MRAP at 1:15.

          Both solutions are very attractive to me: zip-line, diagonally - it delivers people as simple, fast and far as possible, and wheeled MRAP moves much faster than a tracked armored personnel carrier and is better protected. Nobody destroyed the roads.

          https://youtu.be/tBFR0EWF-5M?t=19
  9. Pavel57
    Pavel57 5 May 2020 19: 06 New
    +1
    An interesting aspect of the application of M113.
  10. Saxahorse
    Saxahorse 5 May 2020 21: 06 New
    +1
    Curious article, thanks to the author!

    We have AT-T - they worked as Kharkovites in Antarctica, they have the M113 all-terrain vehicle rescue vehicle. There is good use from solid military equipment.

    True, the idea of ​​replacing a tracked armored personnel carrier with a wheeled MPAP looks doubtful. They probably won’t shoot at it at the cosmodrome, but with the cross-country ability and stability of this huge and tall rubber-wheeled vehicle, everything is much worse. At the burning cosmodrome, MRAP is clearly not what you need ..
    1. Proctologist
      Proctologist 5 May 2020 23: 05 New
      +2
      On the contrary, MRAP allows you to quickly exit the fire - which also has a finite propagation speed and, logically, there is nowhere to get the fire from before the rocket explodes, but astronauts must leave the rocket and be in the MRAP before the explosion. After the explosion, if they did not manage to board the spacecraft, they won’t get to the MRAP.
      1. Saxahorse
        Saxahorse 6 May 2020 01: 58 New
        +1
        Quote: Proctologist
        After the explosion, if they did not manage to board the spacecraft, they won’t get to the MRAP.

        In this case, there would be a Corvette or Pontiac laughing

        Of course, the presence of an armored vehicle implies a possible breakthrough through the sea of ​​fire and debris. Otherwise, no one would have steamed with a special evacuation vehicle. And the wheeled vehicle, in a pile of burning debris, gets stuck with an extremely high probability.
  11. bk0010
    bk0010 5 May 2020 21: 28 New
    0
    About the rescue system on the ropes: let's say a rocket caught fire, flames, explosions ... How do they make sure that these ropes do not fall to the ground - 800 m is a decent distance, you won’t instantly slip through.
  12. Pvi1206
    Pvi1206 5 May 2020 22: 09 New
    0
    There were catastrophes with mass deaths at our launch sites ... apparently no protection was provided at that time ... or our usual ... maybe ...
    1. Alexey RA
      Alexey RA 7 May 2020 16: 22 New
      +2
      Quote: Pvi1206
      There were catastrophes with mass deaths at our launch sites ... apparently no protection was provided at that time ... or our usual ... maybe ...

      If we take the most famous of the catastrophes - Nedelyn - then all the safety rules were violated there. It is enough that work on the control system was carried out with the rocket's power circuits powered up.
      Moreover, in addition to the specialists necessary for the work, a crowd of superiors with retinues gathered at the launch pad near the rocket - one and a half superiors for each employee.
  13. Alexey RA
    Alexey RA 7 May 2020 16: 14 New
    0
    For the transport of rescuers and astronauts, four wheeled armored vehicles BAE Caiman MRAP are now used. In terms of protection, they are similar to the old M113, but are more easy to manage and maintain.

    Not quite clear solution. Yes, MRAP is well protected - but its protection works mostly from the bottom up. What will happen to the MRAP with its high silhouette when the shockwave arrives from the side, and will it tip over?
    The second question is wheels. How long will rubber withstand during evacuation through a fire zone?

Военное обозрение

Бронетранспортёр для космоса. M113 на службе NASA

26
Бронетранспортёр для космоса. M113 на службе NASA
Пара бронетранспортеров в первые годы службы. Одна из машин оснащена лобовым щитом. Фото Tanks-encyclopedia.com


Любой запуск космической ракеты связан с некоторыми рисками для людей и техники, из-за чего необходимо принимать соответствующие меры. Уже в шестидесятых годах в NASA создали комплекс систем, призванных обеспечить безопасность людей на стартовой площадке в случае нештатной ситуации. Пожалуй, наиболее интересным элементом этого комплекса стали специально переоборудованные бронетранспортеры M113.

Средства спасения


Проработка вопросов спасения людей на стартовой площадке началась еще на ранних стадиях программы Mercury. В дальнейшем создавались и совершенствовались новые средства спасения, и в ходе программы Apollo был сформирован их окончательный облик. С теми или иными изменениями все основные средства этого комплекса дожили до наших дней и остаются в строю.


Спасатели наблюдают за взлетом Space Shuttle. Восьмидесятые годы - БТР перекрашен в белый. Фото Tanks-encyclopedia.com

Одной из задач инженеров была эвакуация астронавтов и персонала с башни обслуживания. Спасение с верхних ярусов должна была обеспечить зиплайн-система – специальные корзины, двигаясь по тросу, спускали людей на землю и отводили на расстояние почти 800 м. На земле люди должны были укрываться в защищенном бункере, откуда их можно было забрать подходящим транспортом.

Также была актуальной проблема безопасной эвакуации людей с нижних уровней площадки. Наконец, пожарные команды нуждались в транспорте, способном защитить их от огня и разлетающихся обломков.

Оба вопроса нашли общий ответ. NASA приняло решение приобрести несколько серийных бронетранспортеров M113. После некоторой доработки и переоснащения такая техника могла найти место на стартовой площадке и внести свой вклад в безопасность участников пусков.


Двухтысячные годы, M113 по-прежнему используется при подготовке к пускам. Фото NASA

Космический БТР


Заказ на новую технику появился в середине шестидесятых годов, и вскоре Космический центр им. Кеннеди получил четыре требуемые бронемашины. С точки зрения конструкции они не отличались от серийных армейских, но при выходе с завода имели иную комплектацию. Кроме того, специалисты NASA немного доработали БТР с учетом новой роли.

M113 для NASA с самого начала не имели вооружения и другого оснащения, необходимого армейской технике. По мере продолжения эксплуатации, на технику устанавливали новые агрегаты – или удаляли их. Такая модернизация могла затрагивать все имеющиеся БТР либо некоторые из них. Несмотря на все доработки, общие характеристики оставались прежними и соответствовали поставленным задачам.

Почти сразу после ввода в эксплуатацию почти все M113 получили дополнительную защиту от огня и жара. На лбу корпуса смонтировали вертикальный щит, покрытый жаростойкой пастой на основе асбеста. Позже такие устройства демонтировали. Неоднократно изменялась конструкция командирских башенок, обеспечивавших наблюдение за местностью.


Экипаж миссии STS-131 осваивает наземную технику. Фото NASA

За несколько десятилетий эксплуатации «космические» M113 несколько раз успели поменять и свою окраску. Изначально они имели темный цвет с белыми пометками, номерами и т.д. – как техника вооруженных сил. В семидесятых бронетранспортеры перекрасили в белый. При этом на лобовых и бортовых листах красной краской нанесли номера машин, от «1» до «4». В последние десятилетия БТР имели желто-зеленый цвет и несли горизонтальные светоотражающие полосы. Номера остались красными, но стали меньше.

Особенности службы


Применение новой бронетехники регламентировалось правилами и инструкциями. В соответствии с ними, обучение вождению должны были проходить как спасатели, так и астронавты. Они должны были уметь водить БТР и обращаться с основными его системами. В течение нескольких десятилетий учебные выезды на M113 были обязательной частью программы подготовки экипажей космических кораблей.


Спасатели в на своих местах. Фото NASA

В обеспечении запуска участвовало три бронетранспортера; четвертый являлся резервным. Две машины выделялись спасательной команде. Пожарные использовали огнеупорные костюмы и изолирующие дыхательные аппараты. При непосредственной подготовке к старту два БТР выдвигались на позиции в 1,5 км от стартовой площадки. За несколько минут до запуска они полностью экипировались, занимали места в десантном отделении и закрывали люки.

В случае аварии спасательная команда должна была ехать к стартовому столу, искать пострадавших и эвакуировать их. На это давалось не более 10 минут – из-за ограничений дыхательных аппаратов персонала.

Третий БТР находился возле дверей бункера на удалении от стартовой площадки. Он был полностью готов к работе и стоял пустым с открытой кормовой рампой. В случае аварии именно эта машина должна была обеспечить эвакуацию астронавтов из опасной зоны.


Поездка по территории рядом со стартовым комплексом. Фото NASA

При возникновении нештатной ситуации и принятия решения на эвакуацию астронавты должны были покинуть корабль и начать спуск в корзинах. Затем им предстояло укрыться в заглубленном бункере. При отсутствии помех они могли выйти из укрытия, занять места в БТР и покинуть зону аварии. Такая эвакуация осуществлялась самостоятельно – водителем бронетранспортера становился один из астронавтов.

Со временем некоторые особенности применения M113 на стартовых комплексах изменялись. Переносились позиции, совершенствовались методики и т.д. При этом основные принципы оставались неизменными. Один БТР должен был обеспечить эвакуацию астронавтов, два других – работу спасателей и вывоз пострадавших.

Десятилетия службы


M113 поступили на службу в NASA в середине шестидесятых годов. Работа этой техники началась с обеспечения запусков по программе «Аполлон». В связи с появлением БТР программу подготовки астронавтов скорректировали, добавив курсы по управлению такой техникой. Особый интерес в этом плане представляет подготовка последних миссий в рамках лунной программы. Астронавтам приходилось изучать управление космическим кораблем, лунным ровером и земным БТР – любопытное и уникальное сочетание.


Бронемашина-памятник. Фото NASA

После завершения программы Apollo в NASA начали подготовку к эксплуатации комплекса Space Transportation System с многоразовым кораблем Shuttle. В рамках этой подготовки выполнили модернизацию стартовых комплексов в целом и систем спасения в частности. При этом бронетранспортеры M113 остались важной частью мер по обеспечению безопасности. Как и ранее, одна из бронемашин предназначалась для использования астронавтами, и соответствующее обучение осталось в их программе подготовки.

За время своей службы M113 присутствовали на 15 запусках кораблей серии «Аполлон» и при 135 стартах «Спейс Шаттлов». Подготовка к этим запускам прошла, в целом, штатно, а сами старты происходили без аварий – помощь бронетехники и ее экипажей не требовалась. Тем не менее, два БТР со спасателями, одна пустая машина и одна резервная были готовы в любой момент помочь астронавтам в беде.


M113 и ее преемник - броневик Caiman MRAP. Фото NASA

Современная замена


Служба четырех «космических» бронетранспортеров продолжалась почти полвека. В 2013 г. было принято решение о выводе этой техники из эксплуатации ввиду морального устаревания и выработки ресурса. Для M113 нашли современную замену, а сами машины отправились на хранение. Одна из них, носившая номер «1», вскоре стала памятником.

Для перевозки спасателей и космонавтов теперь используются четыре колесных бронеавтомобиля BAE Caiman MRAP. По уровню защиты они похожи на старые M113, но отличаются большей простотой управления и обслуживания. Отмечается просторное десантное отделение, более удобное для спасателей с экипировкой или астронавтов в скафандрах. Кроме того, новые машины имеют полный ресурс, на выработку которого уйдут десятилетия.


"Кайман" на трассе. Фото NASA

Впрочем, полноценная эксплуатация «Кайманов» с решением возложенных задач пока не начиналась. В 2011 г., еще до получения такой техники, NASA свернуло программу STS и прекратило пилотируемые запуски со своих площадок. Вследствие этого техника для эвакуации пока используется только для подготовки личного состава. В ближайшее время NASA планирует возобновить свою пилотируемую программу, благодаря чему броневики наконец-то начнут нормальную работу.

К счастью, в последние десятилетия NASA удавалось осуществлять пилотируемые запуски без аварий на стадии подготовки или старта. Вследствие этого бронетранспортеры M113 неоднократно участвовали в организации запусков, но ни разу не приступали к выполнению возложенных задач. Какой будет служба броневиков Caiman – неизвестно. Выводы такого рода можно будет делать только после того, как в США возобновятся пуски пилотируемых космических кораблей.
Автор:
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. tanki-tanki
    tanki-tanki 5 мая 2020 18:06 Новый
    +4
    Спасибо за интересную статью.
  2. tanki-tanki
    tanki-tanki 5 мая 2020 18:20 Новый
    +1
    Идея - неплохая, даже очень хорошая. При экстренной ситуации такая техника не помешает. На наших космодромах можно было бы поставить несколько машин на всякий случай. Для этого нужны лёгкие и манёвренные машины, но броня тоже нужна.
    1. Громобой
      Громобой 5 мая 2020 22:53 Новый
      +3
      Цитата: tanki-tanki
      На наших космодромах можно было бы поставить несколько машин на всякий случай. Для этого нужны лёгкие и манёвренные машины, но броня тоже нужна.

      На каждом есть свои отдельные пожарные части. И они комплектуются пожарной разведывательно-спасательной техникой не только на базе БТР,но и танков. В том числе и управляемых по радиоканалу.
      П.С. Узнаёте девушку на заднем плане?"Нона-СВК" laughing
  3. sabakina
    sabakina 5 мая 2020 18:22 Новый
    +2
    Если рванёт на старте, эти БТР ничем помочь не смогут. Так что про астронавтов могут забыть.
    1. tanki-tanki
      tanki-tanki 5 мая 2020 18:29 Новый
      +4
      Это, если рванёт. Необязательно должна ракета рвануть. Мало ли что случиться может. Так что лучше держать несколько штук.
      1. sabakina
        sabakina 5 мая 2020 18:36 Новый
        -3
        Мало ли что это что? Крылья потеряет? Хвост отвалится? ИИ сойдёт с ума?
        1. tanki-tanki
          tanki-tanki 5 мая 2020 18:38 Новый
          +5
          Да хоть утечка горючего, пожар, что угодно.
          1. sabakina
            sabakina 5 мая 2020 18:43 Новый
            -6
            Для устранения утечки горючего не нужна бронетехника с пожарными в огнестойке.
            При пожаре...Понадобится разве что урна для праха.
            Что угодно....Как БТР поможет при нападении НЛО?
            1. tanki-tanki
              tanki-tanki 5 мая 2020 18:47 Новый
              +4
              Для устранения утечки горючего не нужна бронетехника с пожарными в огнестойке.

              Для устранения утечки горючего не нужна, а для эвакуации пригодится. К тому же 4 автомобиля не помешают.
  4. Вольный ветер
    Вольный ветер 5 мая 2020 18:31 Новый
    +8
    Во работа у этих спасателей классная, в случае аварии все равно ничего не сделаешь, но служба есть служба, деньги капают.
    1. sabakina
      sabakina 5 мая 2020 18:45 Новый
      +5
      Думаю там не только деньги капают, но и год за три. wink
  5. Кузь
    Кузь 5 мая 2020 18:32 Новый
    -1
    Обычная рабочая лошадь
  6. Дилетант
    Дилетант 5 мая 2020 18:37 Новый
    0
    Люди в черном-3 вспомнился. Там как раз проблемы эвакуации. good
  7. knn54
    knn54 5 мая 2020 18:39 Новый
    +3
    "Кайман" хорошо зарекомендовал себя в Ираке и Афганистане.Выдерживает приличную ударную волну,что немаловажно в нештатной ситуации.
  8. Undecim
    Undecim 5 мая 2020 19:05 Новый
    +7
    Спасение с верхних ярусов должна была обеспечить зиплайн-система – специальные корзины, двигаясь по тросу, спускали людей на землю и отводили на расстояние почти 800 м.

    Экипаж "Аполлона 14" осваивает систему аварийного спасения.
    1. Undecim
      Undecim 5 мая 2020 19:09 Новый
      +6

      Для программы "Space shuttle" конструкцию системы EES изменили.
      1. Undecim
        Undecim 5 мая 2020 19:12 Новый
        +6

        Сегодня применяется система с индивидуальными сидениями.
        1. Проктолог
          Проктолог 5 мая 2020 23:02 Новый
          +2
          Нет, вроде бы "корзины". Вот видео самой последней системы аварийной эвакуации от SpaceX - к предстоящему запуску в конце месяца. Корзины на 0:25, MRAP на 1:15.

          Мне очень симпатичны оба решения: зиплайн, по диагонали - максимально просто, быстро и далеко доставляет людей, а колесный MRAP движется намного быстрее гусеничного бронетранспортера и лучше защищен. Дороги-то никто не разрушал.

          https://youtu.be/tBFR0EWF-5M?t=19
  9. Pavel57
    Pavel57 5 мая 2020 19:06 Новый
    +1
    Интересная сторона применения М113.
  10. Saxahorse
    Saxahorse 5 мая 2020 21:06 Новый
    +1
    Любопытная статья, автору спасибо!

    У нас АТ-Т - Харьковчанками в Антарктиде поработали, у них М113 спасательным вездеходом. Есть прок от прочной военной техники.

    Правда вот идея замены гусеничного БТР на колесный МРАП выглядит сомнительно. Стрелять по нему на космодроме пожалуй не будут а вот с проходимостью и остойчивостью этой огромной и высокой машины на резиновых колесах, все намного хуже. На горящем космодроме МРАП явно не то что нужно..
    1. Проктолог
      Проктолог 5 мая 2020 23:05 Новый
      +2
      Наоборот, MRAP позволяет быстрее выехать из огня - у которого тоже конечная скорость распространения и, по логике, неоткуда взяться огню до взрыва ракеты, а ведь космонавты должны покинуть ракету и быть в MRAP до взрыва. После взрыва, если они не успели сесть в космический корабль, до MRAP они не доберутся.
      1. Saxahorse
        Saxahorse 6 мая 2020 01:58 Новый
        +1
        Цитата: Проктолог
        После взрыва, если они не успели сесть в космический корабль, до MRAP они не доберутся.

        В этом случае там бы стоял Корвет или Понтиак laughing

        Безусловно наличие бронированной машины, подразумевает возможный прорыв через море огня и обломков. Иначе со специальной эвакуационной машиной никто бы и не парился. И вот колесная машина, в куче горящих обломков, застрянет с крайне высокой вероятностью.
  11. bk0010
    bk0010 5 мая 2020 21:28 Новый
    0
    Про систему спасения на тросах: допустим ракета загорелась, пламя,взрывы... Как они делают так, чтобы эти тросы на землю не упали - 800 м расстояние приличное, мгновенно не проскочишь.
  12. Pvi1206
    Pvi1206 5 мая 2020 22:09 Новый
    0
    На наших стартовых площадках были катастрофы с массовой гибелью людей...видимо никакой защиты на тот момент предусмотрено не было...или обычное наше ...авось...
    1. Alexey RA
      Alexey RA 7 мая 2020 16:22 Новый
      +2
      Цитата: Pvi1206
      На наших стартовых площадках были катастрофы с массовой гибелью людей...видимо никакой защиты на тот момент предусмотрено не было...или обычное наше ...авось...

      Если взять самую известную из катастроф - Неделинскую - то там были нарушены все правила ТБ. Достаточно того, что работы на системе управления проводились при запитанных бортовых цепях ракеты.
      Более того, кроме необходимых для выполнения работ специалистов на стартовой площадке рядом с ракетой собралась толпа начальников со свитами - по полтора начальника на каждого работника.
  13. Alexey RA
    Alexey RA 7 мая 2020 16:14 Новый
    0
    Для перевозки спасателей и космонавтов теперь используются четыре колесных бронеавтомобиля BAE Caiman MRAP. По уровню защиты они похожи на старые M113, но отличаются большей простотой управления и обслуживания.

    Не вполне понятное решение. Да, MRAP хорошо защищён - но его защита работает в основном в направлении "снизу вверх". Что будет с MRAP с его высоким силуэтом при приходе ударной волны сбоку, и не опрокинется ли он?
    Второй вопрос - колёса. Сколько выдержит резина при эвакуации через зону пожара?