Т-24/25 – чешский не построенный аналог Советского танка Т-34

Начало ВОВ было неожиданным для Советского Союза, однако для немецких войск наличие у Красной Армии самых современных танков также становится неожиданностью. Имеются исторические факты, согласно которым всего несколько таких танков могли остановить и заставить отступить превосходящие силы немецких войск. Поэтому очевидно, что немцы сразу же начинают разработку новых танков и боевой техники, аналогичных советским машинам. Проект нового среднего танка должен был включить в себя наклонные бронелисты и длинноствольное 75 мм орудие. Первые проекты начинают разрабатывать еще в 1941 году несколько ведущих немецких компаний, к ним подключается и чешская компания «Skoda». В начале 1942 года, на рассмотрение немецкому Вермахту поступили первые наработки по созданию нового танка. Компания «Skoda» представила на рассмотрение свой проект танка, получившего название Т-24.

Т-24/25 – чешский не построенный аналог Советского танка Т-34



Как видно из проектной документации чешский танк Т-24 создавался под влиянием советского Т-34, наклонная броня которого была по достоинству оценена немецким командованием во время боевых действий. Так как компания «Skoda» не являлась основным разработчиком танков для немецких войск, скорее всего участие в создании нового танка было своего рода страховкой Вермахта, при явной неудаче немецких компаний «Daimler-Benz» и «MAN».

Устройство и конструкция Т-24
Конструкторы компании «Skoda» разработали достаточно высокий корпус танка, что в первую очередь связано с комфортом размещения и работы танкистов. Бронелисты лобового и бокового назначения, толщиной 60 мм, имели углы наклона, практически скопированные с Т-34. Верхняя часть корпуса и днище танка получили бронелисты толщиной 10 мм, остальной корпус обеспечивался бронелистами толщиной не более 35 мм.

Экипаж состоял из четырех человек – командира машины, водителя-механика, стрелка-радиста и заряжающего. Корпус был разделен на три отделения:
- отделение управления в передней части корпуса;
- боевое отделение в центральной части корпуса;
- моторное отделение в кормовой части корпуса.



В отделении управления слева расположили стрелка-радиста, справа водителя-механика. Из-за малого обзора через стандартную смотровую щель и неудобный обзор из люка, конструкторы дополнили их смотровыми приборами, расположенными в бортовых наклонных бронелиствах. Также в передней части танка было спроектировано расположение трансмиссии. Коробка передач имела 6 переключений вперед и одну назад.

В боевом отделении, выполненном в центральной части танка, на крыше установили габаритную башню, которая на крыше корпуса занимает ее центральную и переднюю часть. В башенной части были размещены командир машины и заряжающий. В передней части бани было выполнено 75 мм орудие «Skoda A13» и спаренный с ним пулемет калибра 7.92 мм. Еще одним пулемет калибра 7.92 мм был установлен посередине лобового бронелиста, с малым смещением в правый бок. Бронирование башни выполнено по аналогии с корпусом танка и составляло от 10 до 60 мм. Несмотря на то что танк создавался для немецких войск, стандартная командирская башенка, типичная для танков Вермахта, не была реализована. Чешские конструкторы поставили на ее место перископическое наблюдательное приспособление в защитном бронированном колпаке цилиндрической формы. Прицельное приспособление для наведения орудия – монокулярный оптический прицел - расположили в левой части башни, рядом с орудием. Боезапас для танкового вооружения: 50 выстрелов для 75 мм орудия и 3тысячи патронов для обоих пулеметов калибра 7.92 мм.

Моторное отделение отделено от боевого отделения 8мм стальным листом и занимает кормовую часть корпуса. В танк должны были установить 12-ти цилиндровый бензиновый двигатель собственной разработки с характеристиками мощности 380 л.с, 3000 оборотов в минуту и объемом 16.2 тысячи «кубиков». Так же была запланирована установка двух карбюраторов «Solex-50JFF».

В ходовой части использовали следующие основные элементы и механизмы:
- шесть блочных катков опорного типа на борт;
- ведущие передние колеса;
- направляющие задние катки;
- гусеничный трак мелкозвенчатого типа.


Из дополнительного оборудования танк обеспечили радиостанцией со штыревой антенной, остальные данные на сегодня практически не сохранились.

Танк Т-25
При подготовке проекта нового танка, в конечной фазе готовности, поступили требования об увеличении основных характеристик – орудие должно пробивать броню советских танков, мобильные характеристики превосходить характеристики советских аналогов. Танк получает новое орудие калибра 75 мм Skoda A18 с улучшенными характеристиками по бронепробиваемости, хотя само орудие еще не было создано и существовало только как прототип. Конструкторы также увеличили боезапас орудие, теперь он составлял 60 боеприпасов. Башенную часть пришлось перепроектировать и убрать кормовую нишу. Двигатель заменили комбинированной установкой, в которую вошли бензиновый V-образный двигатель с воздушным охлаждением (450 л.с., 3000 обор/мин., 20000 кубиков) и 4-х цилиндровый двигатель (60 л.с., 2380 кубиков). Этот вариант проекта нового танка стали называть Т-25.



Судьба проекта Т-24/25
К середине 1942 года, проект Т-25 был полностью готов, однако к тому времени в Германии начались испытания новых танков от компании «MAN», будущих основных танков «Panther». Чешский проект остался не востребованный командованием Вермахта. Отметим, что согласно проекта, Т-25 по решению бронирования был лучше Т-34 и уступал только танку КВ-1. Основные преимущества проекта:
- высокие мобильные характеристики;
- длинноствольное орудие с улучшенной бронепробиваемостью.

Однако проект не был воплощен в прототипе, все оставалось на стадии разработок и деревянного макета. С решением военных компания «Skoda-Werke» не соглашается и продолжает разработку проекта, правда уже как самоходную установку. Самый известный вариант, это самоходная гаубица калибра 105 мм «10,5 cm leFH43 auf Selbstfahrlafette Skoda T-25», использующая в качестве гаубицы артиллерийское орудие. Для воплощения проекта самоходной гаубицы конструкторам пришлось произвести серьезные изменения в базовом проекте танка Т-25:
- переработали корпус машины;
- спроектировали заново башенную часть, оставив ей круговое вращение;
- в ходовой осталось два опорных катка на каждый борт из 6-ти у Т-25 (чем вызнано подобное решение точно неизвестно).



Полностью вращающаяся башня было интересным решением, и выигрывала у своих конкурентов в данном вопросе, однако проект самоходной гаубицы был точно таким же, как и у танка Т-25 – командование Вермахта в 1942 году не принимает проект, и его закрывают.

Основные проектные характеристики Т-25:
- вес – 18.5 тонны;
- длина корпуса – 5.6 метра;
- длина с орудием вперед – 6.15 метра;
- ширина – 2.6 метра;
- высота – 2.5 метра;
- дорожный просвет – 35 сантиметров;

Характеристики брони:
- лобовая корпус (башня) – 60 мм;
- крыша корпус (башня) – 10 мм;
- днище корпуса – 10 мм;
- остальная броня -25-35 мм;

Вооружение:
- длинноствольное 75 мм орудие А-18 (первоначально А13);
- два пулемета калибра 7.92 мм типа «MG34»;
- возимый боезапас – 50/60 (орудие) снарядов и 3000 (пулеметы) патронов;

Силовые и ходовые характеристики:
- двигатель от «Skoda», мощность 450 л.с;
- двигатель от «Skoda», мощность 60 л.с;
- 2 карбюратора «Solex-50JFF»;
- механическая трансмиссия;
- ручная коробка передач (+6 -1);
- 6-ть опорных, одно ведущее, одно направляющее колесо;

Характеристики мобильности:
- скорость до 60 км/ч;
- дальность хода до 200 километров;
- преодолевает препятствия под наклоном 40 градусов, высотой до 70 сантиметров, шириной до 2.3 метра и глубиной до 1.2 метра.

Оборудование:
- оптические прицельные приспособления;
- радиостанция типа «FuG5».

Источники информации:
http://alternathistory.org.ua/proekt-srednego-tanka-skoda-t-24-t-25-chekhoslovakiya
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/chech/skoda_t25.htm
Автор:
Роман Джерелейко
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти