Военное обозрение

Танковый паноптикум

76

Паровой бронеавтомобиль Коуэна, 1855 г.


О танках с любовью. Сегодня мы начнем еще одну серию статей, в который «живописная» часть, скажем так, будет превалировать над текстуальной. Пусть это будут своего рода наш танковый «Мурзилка» и «Юный техник» в одной упаковке. А рассказы о тех или иных интересных танковых моментах будут идти именно от иллюстраций. А то вот недавно прочитал на «ВО» статью «про броню», а никаких интересных иллюстраций в ней не увидел… Тут, по крайней мере, будет интересный «видеоряд», а там, может быть, и что-то интересное обнаружится в тексте… К тому же сегодня у нас в России мода на все «удаленное», вот и мы «удаленно» сегодня посетим довольно необычный музей бронетанковой техники и посмотрим на его экспонаты.

Судя по первой иллюстрации, желание напакостить ближнему и не получить ничего в ответ пусть и проявлялось у людей очень давно, но в механическую плоть стало облекаться по-настоящему лишь в эпоху пара. Вот и паровой бронеавтомобиль Коуэна, предложенный в 1855 г., был одной из первых таких разработок, вот только ходу проекту не дали, поскольку тогдашний премьер Великобритании Дизраэли посчитал его нецивилизованным! И вот интересно, что показывает это крайне низкую стоимость человеческой жизни. Грошовую, можно сказать. Стоит только вспомнить атаку легкой кавалерийской бригады под Балаклавой… Ею восхищались, но ведь это была бойня, а не война, за это судить надо было ответственных. Не понимали люди, что воевать надо так, чтобы противник твой уже заранее был связан и лежал ничком в пыли, а ты… мог бы с ним сделать что угодно… Впрочем, было очевидно, что пять колес на машине Коуэна делают ее трудноуправляемой, что дороги для нее нужны высокого качества, а главное, таких машин, чтобы защитить Британию, нужно будет очень много. Дело в том, что существовал проект кольцевой дороги вокруг побережья. И чтобы БА Коуэна ее патрулировали и при угрозе десанта съезжались бы к опасному месту! Конечно, строить дорогу в разных сложных местах тогда бы просто никто не решился.


Броневик Панчо Вильи

В то же время конструкторская мысль прошлого нередко была очень современна. Вот, например, посмотрите на этот «сарай на колесах». Это броневик мексиканского революционера Панчо Вилья. Имел прожектор и бойницы для установки четырех пулеметов «Гочкис». Но самое интересное в нем — это двухслойная броня, между листами которой закладывалась «морская трава». Интересно, что оба листа с близкого расстояния пробивались маузеровской пулей. А вот если между ними была заложена трава, то сделать это не удавалось!


Бронетрактор «Ахтырец»

В годы Первой мировой и Гражданской войны российским инженерам не удалось создать свой собственный, российский танк. Но зато они создали массу уникальных колесно-гусеничных машин на базе заграничной техники, что явно свидетельствует об их смекалке и сноровке. Делали их и красные, и белые, причем иногда получались очень даже «солидные» и хорошо вооруженные машины. Вот, например, как этот бронеавтомобиль, вооруженный парой пулеметов в башне и 76,2-мм орудием в кормовом каземате!


Бронеавтомобиль «Вана Паган»

Впрочем, так поступали в те годы во многих странах. Например, в Эстонии был сделан вот такой бронеавтомобиль «Вана Паган», также с казематным расположением вооружения.


Чехословацкий бронеавтомобиль РА-III (ОА-27), 1927 г.

В 20-е годы прошлого века все страны довольствовались бронетехникой периода Первой мировой войны, лишь немногие начали НИОКР в этой области. В частности, к числу таких стран относилась Чехословакия, создавшая целую серию весьма оригинальных бронеавтомобилей, так называемых стальных черепах. Отличались они от более ранних броневиков своей симметричной формой и наличием двух постов управления, что давало им возможность двигаться вперед-назад не разворачиваясь. Кроме того, броневые углы корпуса на них были расположены под различными, порой весьма прихотливо расположенными углами, что, как надеялись создатели этих БА, обеспечит рикошет попадающих в них пуль. Зато сама броня была тонкой: 3-5,5 мм хромоникелевой стали.


Танк, разработанный инженерами Абердинского полигона в пику танку У. Кристи

Как видите, получилось «нечто»: башня с 12,7-мм пулеметом и 7,62-мм зенитным, две пары ведущих колес сзади и пара рулевых спереди. Автомобильный двигатель, в отличие от авиационного, у Кристи не позволял развивать высокие скорости, броня была тонкой, а фальшборт с ведущих колес автомобильного привода постоянно срывался, задевая о препятствия.

А вот после 1929 года и появления колесно-гусеничного танка Кристи, особенно модели 1931 года, появилась мода на скоростные танки. Причем забавно, что американские военные, испытавшие его танк, не пожелали его покупать, а отдали приказ своим инженерам сконструировать нечто подобное, но лучше и дешевле. Лучше и дешевле!


Еще одна попытка обойти У. Кристи: кавалерийский танк Т7 с корпусом от танка М2 и колесно-гусеничным шасси. Было два варианта: на колесах с литой «обрезинкой» и колесах типа автомобильных, с камерами, заполненными губчатой резиной. Ни тот, ни другой в армию так и не пошли, хотя по скорости танк «М1931» почти что догнали


Германский «Гросстрактор»

Интересно, что экспериментировать с новыми танками немцы начали в одно время с англичанами. Один из первых их танков 1928-1929 гг. «Гросстрактор» — двухбашенный танк по типу французского 2С. Шесть машин были доставлены в разобранном виде в СССР, после чего использовались для обучения немецких и советских танкистов на полигоне-объекте «Кама».


Т-46-5 – первый советский танк с противоснарядным бронированием

В начале 1937 года советский инженер С.А. Гинзбург на базе танка Т-46, созданного на заводе №174, разработал проект танка Т-111, которому на заводе дали индекс Т-46-5. Корпус танка планировалось собирать из листов цементированной брони, причем при их стыковке должна была использоваться электрическая сварка. Уцелел он в горниле репрессий буквально чудом и все-таки сумел закончить свой танк с броней толщиной 60 мм. Интересно, что в разработке танка Т-46-5 участвовал и М. И. Кошкин, один из будущих создателей Т-34. До того как он попасть на Харьковский паровозный завод, он работал в Ленинграде на заводе №185 заместителем С.А. Гинзбурга и за участие в разработке именно танка Т-46-5 был награжден орденом Красной Звезды. Танк, однако, «не пошел». Слабая пушка, слабый мотор – все это поставило на нем крест. Но вот так и копился полезный опыт!


Истребитель танков на шасси Pz 38d с 75-мм пушкой РАК-43. Переделок шасси практически нет. Пушка и бронещиток – вот и вся машина!

Какова выгода от посещения нашего виртуального музея? Мы можем увидеть в нем машины, которые реально не существовали, но разрабатывались и были известны не только по чертежам, но и в макетах. По ним можно проследить все «загибы» конструкторской мысли в поисках эффективных решений. Ну вот, например, в той же Чехословакии германские танковые специалисты, работавшие бок о бок с чешскими, видя, что калибры орудий и толщина брони растут, но шасси самого массового танка ЧКД 38t уже не позволяет создать полноценный танк, равный Т-34, попытались тем не менее использовать его по максимуму.


Эксперименты показали, что если количество колес увеличить, а шасси удлинить, то на него можно будет поставить даже 128-мм пушку и 150-мм гаубицу. Но поздно они до этого додумались!


Проекты германских САУ на «легком» и среднем шасси»

Довольно просто оказалось вообще ничего не менять в ходовой части Pz 38d а всего лишь увеличить расстояние между колесами. Так появилось «легкое шасси», и на его основе тоже были разработаны проекты новых САУ с 88-мм орудиями. Но вершиной, если так можно выразиться, германо-чехословацкого творчества (в смысле оригинальности!) стала САУ на «среднем шасси с поднимающейся башней и 105-мм гаубицей. Приподнял ее, выстрелил, опустил… Удобно для действий из-за засад и бокажей!

Ну а обычные, не улучшенные шасси немцы также пытались использовать под самые различные новинки. Например, в качестве носителя убийственного 240-мм безоткатного орудия, способного при прямом попадании снаряда уничтожить любой танк с первого выстрела.


САУ с 240-мм безоткатным орудием


Даже обычный трактор «Ост», и тот они попытались превратить в платформу для 75-мм орудия ПТО. Ни брони, ни сидений. Дощатые борта откинул и сиди себе, воюй. Броня была лишь на кабине водителя и на бронещитке пушки

В нашем паноптикуме будет немало и американских машин. Можно и предвоенные, и военные вставить, но сегодня мы ограничимся рядом послевоенных образцов. Кто, например, говорит, что эпоха многобашенных танков прошла еще в начале Второй мировой войны?


Вот перед вами танк «Хантер» как раз с двумя башнями. Но в серию он не пошел


Американский тяжелый танк Н-3. Болезнь, которой наши конструкторы закончили болеть в августе 41-го, а немцы – в 45-м, среди американских инженеров продержалась до 1950 года…


Американский атомный танк ТV-1. Имел вместо двигателя атомный реактор и лобовую броню толщиной 305 мм. Но нужны были два экипажа из-за повышенной радиации и высокая зарплата. Вот танк и «не пошел»

Теперь смотрим танки «для бедных». Египет в порядке военной помощи получил от США БТР М-113. Но не получил ЗСУ «Вулкан». А от СССР – ЗУ-23 и ПЗРК «Стрела». Это все скрестили и получилось вот это: М113 «Синай» — две 23-мм зенитные пушки и четыре «Стрелы». Самое забавное в этой машине – коробки со снарядами, вынесенные за пределы башни. А как же перезаряжать? А люки видите на крыше слева и справа? Башня разворачивалась туда-сюда и через люки осуществлялась перезарядка. Зато свой собственный зенитно-ракетно-артиллерийский комплекс!


М113 «Синай»


Зато когда поставленные США Колумбии БА М8 разом устарели, колумбийцы превратили их вот в такие полицейские броневики…


Те же египтяне советский танк Т-34-85 превратили в САУ со 122-мм гаубицей Д-30. Причем умудрились расположить ее во вращающейся башне! Вот поистине находка поставок задешево в Зимбабве и Намибию. «При желании заказчика может поставляться с полностью автоматической системой уничтожения подлетающих боеприпасов!»


Танк Т-55 иракской армии во время операции «Буря в пустыне»

Готовясь к отражению удара союзных войск по Ираку, иракские военные создали впечатляющую наземную систему обороны, включавшую и зарытые в землю танки. Ну а чтобы еще больше повысить их защищенность, прежде всего защищенность советских Т-55, хорошо зарекомендовавших себя именно в условиях пустыни, они их модернизировали, установив на танки навесную броню. Представляла она собой контейнеры с наполнителем из листов дюраля и резины толщиной 5 мм. Общий вес такой брони превышал 5 тонн, но особой эффективности она не продемонстрировала. Но внешне такие танки выглядели очень эффектно! А затем 39 дней авиация коалиции наносила по армии Ирака удары с воздуха и именно ударами с воздуха было уничтожено большинство ее танков, в том числе и получивших вот такую защиту. Один из трофейных танков, кстати, попал в британский музей в Бовингтоне.

P. S. Автор и администрация сайта выражают свою признательность художнику А. Шепсу за предоставленные иллюстрации.
Автор:
76 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. апро
    апро 18 апреля 2020 05:52 Новый
    +12
    Что можно сказать...может автор писать.и тема интересные и сам лично увлечён.с железом получше.чем антисоветские опусы..
    1. kalibr
      18 апреля 2020 07:41 Новый
      +13
      Цитата: апро
      Что можно сказать...может автор писать.

      Ну, спасибо!
  2. Дилетант
    Дилетант 18 апреля 2020 06:04 Новый
    +12
    А почему нет "классики жанра": "танка Лебеденко". Его даже построили, правда доехал он только до ближайшей ямки.
    1. kalibr
      18 апреля 2020 07:42 Новый
      +7
      Виктор! А Вы думаете это так легко нарисовать? Нет, совсем нелегко...
      1. Дилетант
        Дилетант 18 апреля 2020 07:49 Новый
        +4
        На то, что картинки рисованные, не обратил внимание. Sorry.
        С наступающим праздником!
        1. kalibr
          18 апреля 2020 07:52 Новый
          +10
          И Вас также! С наступающим!
      2. Симаргл
        Симаргл 20 апреля 2020 05:47 Новый
        -1
        Цитата: kalibr
        А Вы думаете это так легко нарисовать?
        Всё сделано за Вас...
        1. kalibr
          20 апреля 2020 08:59 Новый
          +2
          Сделано, да. Но использовать я это не могу.
      3. Piramidon
        Piramidon 6 мая 2020 00:41 Новый
        0
        Цитата: kalibr
        А Вы думаете это так легко нарисовать? Нет, совсем нелегко

        Можно не рисовать, а найти готовые.
    2. BAI
      BAI 18 апреля 2020 11:41 Новый
      +4
      Ну начинать тогда надо с танков Менделеева (не Д.И.) и Пороховщикова.

      1. BAI
        BAI 18 апреля 2020 11:47 Новый
        0
        Если нужен рисунок
        1. kalibr
          18 апреля 2020 12:06 Новый
          +3
          Это все вымысел чистейшей воды. Здесь много лет назад была моя статья про этот "танк"...
  3. Кот_Кузя
    Кот_Кузя 18 апреля 2020 06:29 Новый
    +8
    Уцелел он в горниле репрессий буквально чудом и все-таки сумел закончить свой танк с броней толщиной 60 мм. Интересно, что в разработке танка Т-46-5 участвовал и М. И. Кошкин, один из будущих создателей Т-34. До того как он попасть на Харьковский паровозный завод, он работал в Ленинграде на заводе №185 заместителем С.А. Гинзбурга и за участие в разработке именно танка Т-46-5 был награжден орденом Красной Звезды. Танк, однако, «не пошел». Слабая пушка, слабый мотор – все это поставило на нем крест. Но вот так и копился полезный опыт!

    Ну как же без упоминаний про "репрессии". Так почитать, все уцелели только "чудом". Но вот судя по тому, какие требования предъявляли военные времен Тухача к вооружению, сколько миллионов рублей и драгоценного времени было потрачено на разработку тупиковых видов оружия и техники, впору нужно признать, что Тухача и его подельников убрали не зря. За одно лишь его требование об "универсальной дивизионной пушке" нужно было его расстрелять. Именно благодаря стараниям Тухача, лишь с 1940 г стали выпускать ДШК и 37-мм зенитные автоматы, и в 1941 г РККА была практически беззащитной атакам с воздуха. А если бы ДШК стали выпускать бы с 1934 г? А 37-мм зенитки хотя бы с 1937 г?
    1. Zementbomber
      Zementbomber 21 апреля 2020 03:04 Новый
      +1
      Ну так-то - 20- и 37-мм лицензионные немецкие зенитные автоматы - и были запущены в валовое производство как раз при Тухачевском. Др. дело, что технологический уровень и квалификация персонала артзаводов не позволил тогда это производство реально начать в "весовых" кол-вах. И 12.7-мм ДК появился в РККА при Тухачевском. Др. дело, опять же, что пулеметик оказался фейлоподобным - "талантами" Дегтярева. А дивизионная универсалка - это американский концепт.
      P.S. Я не поклонник Тухачевсого (и это еще мягко). Но нефиг всех собак на него вешать.
      1. Кот_Кузя
        Кот_Кузя 21 апреля 2020 05:04 Новый
        +1
        А ничего, что ДК в качестве зенитного пулемета не годился вследствии барабанного магазина на 30 патронов? Да выпустили его несколько десятков штук, а в 1935 г вообще прекратили производство ДК. И вот в 1937 г, когда убрали Тухача, конструкторам поступил заказ на переделку ДК под ленточное питание, в 1938 г приняли на вооружение ДШК, и в 1939 г началось его серийное производство. Совпадение? Не думаю.
        И почему-то именно после того как убрали Тухача, от военных стали поступать разумные требования к вооружению, и приняли на вооружение замечательные УСВ, М-30, М-10, танки с противоснарядным бронированием. Тоже совпадение?
        1. Zementbomber
          Zementbomber 21 апреля 2020 05:48 Новый
          +1
          А он и не должен был служить зенитным. Для этого в бате и полку должна была быть рейнметалловская скоммунизденная 2-К. Но - не вышло. Подчиненные тов. Орджоникидзе - не Шмогли.
          Ну и да - задание на ДК (определявшее в т.ч. и магазинное питание - кстати, разница с лентой там непринципиальная; лента под 12.7 - всего на 50 патронов) было дано еще в 1928-м. А Тухачевский стал замнаркома по вооружению только в 1931-м. Сколько выпущено было ДК - гадание на кофейной гуще - документы или не сохранились или не найдены еще. Но известно, что ДШК перед войной тоже было выпущено мизерное в масштабах РККА кол-во - всего ~ 2 тыс. шт.
          УСВ - это всего-лишь модификация Ф-22. Разработанной и принятой на вооружение при Тухачевском.
          Задание выработано и начат конкурс проектов на новую легкую дивизионную гаубицу - тоже при Тухачевском.
          А танки с противоснарядным бронированием - это испанский опыт. До Пламенных (в буквальном смысле bully ) Уроков Нежности и Обожания, преподнесенных панцерягерами "Кондора" советским и республиканским танкистам в Испании - значение бронирования танков в Союзе ССР действительно сильно недооценивалось. Тухачевским - тоже. Но - совсем не только им.
          1. Кот_Кузя
            Кот_Кузя 21 апреля 2020 07:00 Новый
            0
            На уровне полка должны были служить 25-мм автоматы, но к сожалению, их производство начали осваивать только в 1941 г, и на начало войны их в войсках практически не было. 12,7-мм пулеметы в 1928 г, когда дали техзадание конструкторам, планировали делать противотанковыми и зенитными, но к 1939 уже стало понятно, что противотанковыми они быть не могут, а вот зенитными они могут быть очень даже хорошими, что и показал опыт ВОВ.
            УСВ это кардинально другое орудие, ствол у него 40 калибров, а не 50, как у Ф-22, угол вертикального наведения +45 градусов, а не +75 как у Ф-22, вес на 200 кг меньше.
            1. Zementbomber
              Zementbomber 21 апреля 2020 07:16 Новый
              +1
              На уровне полка должны были служить 25-мм автоматы

              Это было уже "во втором заходе". Изначально в 1930-м для ПВО полка и ПВО и ПТО батальона - принималась на вооружение 2-К.
              Ну и сокращение длины ствола с 48 до 42 калибра (что, кстати, было серьезной ошибкой), уменьшение угла возвышение и некоторая технологическая модернизация изделия - не позволяют утверждать, что Ф-22УСВ - новое орудие сравнительно с Ф-22.
              P.S. Кстати - ТЗ на конкурс, приведший к принятию на вооружение Ф-22УСВ - это тоже еще время Тухачевского. Такие дела. smile
              1. Кот_Кузя
                Кот_Кузя 21 апреля 2020 10:11 Новый
                0
                Это было уже "во втором заходе". Изначально в 1930-м для ПВО полка и ПВО и ПТО батальона - принималась на вооружение 2-К.
                Если бы военные настаивали, то заводы выпускали бы эти автоматы. Не думаю что производство таких автоматов было сложнее производства Т-27, которых выпускали тысячами. Лучше ресурсы перевели бы на производство автоматов, а не убогих Т-27, боевая ценность которых была никакой. Кстати, за бездарное расходование ресурсов на эти танкетки, тоже нужно "благодарить" Тухача.
                Ну и сокращение длины ствола с 48 до 42 калибра (что, кстати, было серьезной ошибкой), уменьшение угла возвышение и некоторая технологическая модернизация изделия - не позволяют утверждать, что Ф-22УСВ - новое орудие сравнительно с Ф-22.
                P.S. Кстати - ТЗ на конкурс, приведший к принятию на вооружение Ф-22УСВ - это тоже еще время Тухачевского. Такие дела. smile
                А чем плохо сокращение ствола? Это ведет к удешевлению производства, к облегчению пушки, уменьшению ее габаритов и увеличению маневренности. А уменьшение начальной скорости снаряда с 690 до 660 м/с почти никак не влияет на бронепробиваемость.
                Тухача сняли с должности замнаркома в мае 1937 г, а выдали техзадание на новую пушку в марте 1937 г. Совпадение? Не думаю. Еще в 1936 г начались аресты сподвижников Тухача, так что их устранение и помогло здраво мыслящим генералам выдать техзадание на новую дивизионку, которая была бы и легче, и дешевле.
                1. Zementbomber
                  Zementbomber 21 апреля 2020 10:33 Новый
                  +1
                  Ну и каких "сподвижников Тухачевского" - арестовали еще в 1936-м? Особенно интересны фамилии тех из них, кто мог влиять на военно-техническую политику. laughing
                  "Пулеметки сопровождения" - было решено принять на вооружение и запустить в валовую серию еще до назначения Тухачевского замнаркома. Сам он являлся сторонником Т-26 двухбашенного, "мобилизационного танка" Т-34 (первого под таким индексом) и бронетракторов. Идеи тоже сильно не фонтан мягко говоря, но не стоит приписывать ему ту фигню, которой он не страдал таки.
                  Ну и да - НКО не могло повлиять на технологический уровень и культуру производства на заводах НКТП/НКОП. В т.ч. и потому, что тов. Серго - был круче по весу-влиянию не только тов. Тухачевского, но и "самого" тов. Ворошилова.
                  И да - нереализованное преимущество Ф-22 - результат тупости руководства ГАУ и лично "непобедимого Маршала рабочего класса товарища Ворошилова". Настоявших на использовании для нее и последующих моделей все того же выстрела обр. 1899 г. Немцы же - использовав все возможности грабинских пушек - превратили их в феерически какие классные ПТ-артсистемы.
                  P.S. Я понимаю, что ГБфилам - история о "всегда мудрых и бдительных [половых] органах" - греет душу. Но знающим тогдашнюю матчасть - это смИшно. Тем более, если они - как я например bully - в запасе у таких же органов и знакомы с ними не по наслышке еще с эпохи красных.
                  1. Кот_Кузя
                    Кот_Кузя 21 апреля 2020 11:36 Новый
                    0
                    Аресты в 1936 г Путны и Туровского вам ни о чем не говорит? А они ведь люди Тухача.
                    И да - нереализованное преимущество Ф-22 - результат тупости руководства ГАУ и лично "непобедимого Маршала рабочего класса товарища Ворошилова". Настоявших на использовании для нее и последующих моделей все того же выстрела обр. 1899 г. Немцы же - использовав все возможности грабинских пушек - превратили их в феерически какие классные ПТ-артсистемы.
                    А ничего, что в 1943 г, исследовав снаряды Пантеры и опытным путем испытав 76-мм снаряды с высокой начальной скоорстью, военные пришли к выводу, что дешевле и эффективнее использовать 85-мм пушки, выпуск стволов и снарядов которых был уже давно налажен, так как гильза 76-мм снаряда высокой мощности по размеру, содержанию пороха и цене будет практически одинакова со стоимостью, размеру и пороховому содержанию с давно освоенным 85-мм снарядом? Притом что 85-мм снаряд будет гораздо эффективнее в ОФ воздействии, чем скоростной 76-мм снаряд, где нужно будет делать толстые стенки снаряда и соответственно, уменшится взрывчатая масса снаряда? Для сравнения, 85-мм советские снаряды имели схожую бронепробиваемость, как и высокоскоростные немецкие 75-мм снаряды. Это англичане со своими 17-фунтовками были равны с немецкими 88-мм ПАК-41 и советскими БС-3 благодаря подкалиберным снарядам и традиционно высочайшему английскому качеству, которая уже 200 лет как была мировым лидером в промышленности.
                    1. Zementbomber
                      Zementbomber 25 апреля 2020 20:04 Новый
                      0
                      Аресты в 1936 г Путны и Туровского вам ни о чем не говорит? А они ведь люди Тухача.

                      Если Вы еще расскажете - как зам. комвойсками втростепенного внутреннего ВО - мог влиять на военно-техническую политику в РККА - мне будет чрезвычайно интересно! laughing
                      Последняя должность тов. Путна - военный атташе в U.K. Так что тут к Вам - аналогичный вопрос.
                      А ничего, что в 1943 г, исследовав снаряды Пантеры и опытным путем испытав 76-мм снаряды с высокой начальной скоорстью, военные пришли к выводу, что дешевле и эффективнее использовать 85-мм пушки, выпуск стволов и снарядов которых был уже давно налажен, так как гильза 76-мм снаряда высокой мощности по размеру, содержанию пороха и цене будет практически одинакова со стоимостью, размеру и пороховому содержанию с давно освоенным 85-мм снарядом? Притом что 85-мм снаряд будет гораздо эффективнее в ОФ воздействии, чем скоростной 76-мм снаряд, где нужно будет делать толстые стенки снаряда и соответственно, уменшится взрывчатая масса снаряда? Для сравнения, 85-мм советские снаряды имели схожую бронепробиваемость, как и высокоскоростные немецкие 75-мм снаряды. Это англичане со своими 17-фунтовками были равны с немецкими 88-мм ПАК-41 и советскими БС-3 благодаря подкалиберным снарядам

                      ПБС - были в выделке и в Союзе ССР.
                      Ну и - тут ключевые слова - "в 1943 г." А Ф-22 была принята на вооружение в 1936-м. Валовое производство же 85-мм стволов и выстрелов к 85-мм пушкам - было освоено предприятиями НКВ только в канун "Зимней войны".
                      1. Кот_Кузя
                        Кот_Кузя 25 апреля 2020 23:52 Новый
                        0
                        Вот поясните мне, зачем нищему государству, каким был СССР в 1936 г, начинать производство крайне дорогой и тяжелой пушки Ф-22? Как зенитная пушка она была полностью ущербной и негодной, весила она 1700 кг, тогда как ЗИС-3 весила 1200 кг. Разница в 500 кг огромна, пушку еле тащила гужевая тяга, а именно конная тяга тогда была основной в РККА, да и перетаскивать на поле боя дуру в 1700 кг силами расчета практически невозможно. Если бы не Тухач, то в 1936 г на вооружение приняли бы хотя бы УСВ весом 1500 кг, облегченная на 200 кг пушка это уже что-то! Читал воспоминания артиллериста, тот восторгался УСВ, писал что пушка великолепная, точная, мощная, и по сравнению с Ф-22 легкая и маневренная. А ЗИС-3 удалось облегчить до 1200 кг благодаря дульному тормозу, что с одной стороны, было недостатком, так как дульный тормоз демаскировал пушку.
                      2. мордвин 3
                        мордвин 3 25 апреля 2020 23:57 Новый
                        +1
                        Цитата: Кот_Кузя
                        а именно конная тяга тогда была основной в РККА

                        А вот не надо.

                        Это 41-ый год, если чё.
                      3. Кот_Кузя
                        Кот_Кузя 26 апреля 2020 14:19 Новый
                        0
                        И сколько их было выпущено? Мизер.
                      4. Zementbomber
                        Zementbomber 29 апреля 2020 04:51 Новый
                        +1
                        На секундочку - это "мизер" был в объеме почти ровно 10 тыс. шт.
                  2. Zementbomber
                    Zementbomber 26 апреля 2020 00:33 Новый
                    0
                    122-м гаубица обр. 1938 г. - была еще тяжелее. 3100 кг в походном под конную упряжку. И тоже создавалась под конную тягу. И даже входила в штат того же лап сд, в коем были и 76,2-мм дивизионные пушки. И даже в штат артполка кавдивизий - для которого требовалась весьма приличная даже и по нынешним представлениям мобильность. И прекрасно себя зарекомендовала, в т.ч., и в работе прямой наводкой - когда орудие надобно "ворочать" силами расчета..
                    А универсальными и полууниверсальными артсистемами - тогда грешили многие. Их активно форсили американцы. Их приняли на вооружение французы и бельгийцы. Их (батальонные противотанково-зенитные) приняли на вооружение итальянцы, австрийцы и венгры. Тухачевский здесь ошибся безусловно - но тогда в этом вопросе ошиблись и многие "зубры" сильно поболее дельные, чем он. Что его отчасти извиняет, КМК.
  • Голован Джек
    Голован Джек 18 апреля 2020 06:53 Новый
    +11
    Предлагаю к рассмотрению:


    Т-35
    1. voyaka uh
      voyaka uh 18 апреля 2020 21:24 Новый
      0
      Но он воевал в 41. А статья, вроде, про невоевавшие прототипы.
      И в 45. Один такой танк был врыт немцами, как ДОТ на перекрестке в Берлине.
  • igordok
    igordok 18 апреля 2020 07:07 Новый
    +9
    А про Wоrld of Tаnks, забыли. Там столько "паноктиума". Многое из представленного в статье, там стреляет и воюет. smile
    Польская и итальянская ветка - практически "салфеточные" проекты.
    1. Коте пане Коханка
      Коте пане Коханка 18 апреля 2020 09:39 Новый
      +6
      Впрочем как и Чехословакия с Японией!
      Да и последние Советские, британские и немецкие изыски, все из бумаги!!!
  • ДМБ 75
    ДМБ 75 18 апреля 2020 07:35 Новый
    +12
    Спасибо,интересная и хорошо иллюстрированная статья,с удовольствием прочитал..
  • bionik
    bionik 18 апреля 2020 08:50 Новый
    +12
    Те же египтяне советский танк Т-34-85 превратили в САУ со 122-мм гаубицей Д-30
    У них есть ещё одно творение это БС-3 на танке Т-34.

    1. Маки Авелльевич
      Маки Авелльевич 18 апреля 2020 09:54 Новый
      +3
      Цитата: bionik
      У них есть ещё одно творение это БС-3 на танке Т-34.

      музей бронетехники - Латрун, Израиль. трофеи
    2. kalibr
      18 апреля 2020 09:58 Новый
      +5
      Знаю, а рисунка-то нет!
      1. bionik
        bionik 18 апреля 2020 10:43 Новый
        +7
        Как это нет?Все есть!!!
        1. kalibr
          18 апреля 2020 11:18 Новый
          +9
          Сергей!!! Это не мой рисунок! У него есть автор и я не имею права его использовать без нарушения авторских прав. А это суд, казнь и век воли не видать...
          1. bionik
            bionik 18 апреля 2020 11:29 Новый
            +4
            Я не Сергей,а Владислав...))
            1. kalibr
              18 апреля 2020 12:05 Новый
              +6
              Извините...Не посмотрел.
              1. bionik
                bionik 18 апреля 2020 12:13 Новый
                +4
                Бывает..))
          2. BAI
            BAI 18 апреля 2020 11:44 Новый
            +3
            Кто мешает дать ссылку на него, если он размещен в Интернете? (Для Интернетовской статьи). Кстати, Вы размещаете свои фото экспонатов из музея, но в лучшем случае спрашиваете разрешения у администрации музея. Автора изделия Вы же не спрашиваете.
            1. kalibr
              18 апреля 2020 12:04 Новый
              +7
              Цитата: BAI
              Автора изделия Вы же не спрашиваете.

              А их и не спросишь. Они все давно умерли! Еще в 16 веке...
          3. kieferandreas
            kieferandreas 18 апреля 2020 13:21 Новый
            +2
            это м том случае если вы используете этот рисунок в комерческих целях для прибыли, а так для собственного пользования разрешается, а если вы укажете автора, то это уже можно сказать реклама для автора и он может даже "поблагадарить" за продвежение его работ и его самого.
  • Петр не первый
    Петр не первый 18 апреля 2020 09:31 Новый
    +2
    Приятно посетить иллюстрированный музей! Есть, что посмотреть.
    Только почему же вы написали, что ни в первую мировую, ни в гражданскую, в России ничего не создали, я говорю о конструкциях и единичных экземплярах, а не серийных танках? Выше есть фото танка Лебеденко, а это время первой мировой. А в период гражданской войны на наших заводах смогли в 1920-1921 годах сделать на основе захваченных танков FT-17, танк русский "Рено", а гражданская война ещё шла. И в условиях развала промышленности это было большое достижение.
    1. Коте пане Коханка
      Коте пане Коханка 18 апреля 2020 09:44 Новый
      +5
      Тема необъятная. Автор в начале предупредил, что все упирается в рисованные картинки!!!
      Так что если у Вас имеется дружба с карандашом и красками, подкиньте Вячеславу Олеговичу с пару десятков иллюстраций, думаю тогда появится продолжение «Мурзилки», хотя я бы назвал это «Букварем начинающего танколюбителя»!
      С уважением, Коте!
      1. Комментарий был удален.
    2. kalibr
      18 апреля 2020 09:57 Новый
      +4
      Я так сильно надеюсь, что тема будет продолжена... И вот там...
  • Петр не первый
    Петр не первый 18 апреля 2020 09:56 Новый
    +2
    Пожалуйста:

    1. kalibr
      18 апреля 2020 10:17 Новый
      +3
      Петр! Ни я, ни Шепс не пользуемся картинками из зоны.во.
      1. Петр не первый
        Петр не первый 18 апреля 2020 10:28 Новый
        +2
        В том то и преимущество мое, что я просто комментатор, а не автор как Вы. Вам сложнее.
        1. kalibr
          18 апреля 2020 11:18 Новый
          +3
          В том-то все и дело!
  • Оператор
    Оператор 18 апреля 2020 11:18 Новый
    +2
    Журнал "Танкомастер" живее всех живых laughing
  • xomaNN
    xomaNN 18 апреля 2020 11:42 Новый
    +2
    Иллюстрации бронетехники замечательные! И какие экзотические гибриды САУ показаны. Многие впервые увидал, хотя историей бронетехники интересуюсь. Спасибо автору
    1. kalibr
      18 апреля 2020 13:26 Новый
      +2
      Вторая часть будет еще интереснее!
  • Nikolaevich I
    Nikolaevich I 18 апреля 2020 12:03 Новый
    +2
    Всё это интересно....причём Автор показал лишь "верхушку айсберга" ! А если его "упоминания " развернуть в темы ? Думаю, что мало не покажется ? То есть, имеется,например, "упоминание " о "колёсно-гусеничных" танках... но их было больше, чем "упомянуто" ! А как немцы использовали всё "бронированное и на гусеницах", что попало в их шаловливые ручки ? Если нельзя было использовать ,по каким-то причинам , "по прямому назначению", то использовали , как шасси для САУ... И таких "поделок" было-фик,сразу перечислишь !
  • Ua3qhp
    Ua3qhp 18 апреля 2020 15:23 Новый
    +3
    В.О. Спасибо.
  • garri-lin
    garri-lin 18 апреля 2020 16:17 Новый
    +2
    Чешский, симметричный проэкт реально красив. Мало того он выглядит как то современно чтоли. Ему колеса другие и вобще красавец будет. Спасибо автору за столь красивые и позновательные рисунки.
  • Вольнопёр
    Вольнопёр 18 апреля 2020 16:59 Новый
    0
    BAI Сегодня, 11:41
    Ну начинать тогда надо с танков Менделеева (не Д.И.) и Пороховщикова.


    А можно и с Леонардо да Винчи. С его проекта боевой защищённой машины 1487 года.


    А если копать ещё глубже, то и осадные башни, тоже можно считать "танками" - движется, вооружена, защищена.
  • Type 63
    Type 63 18 апреля 2020 17:23 Новый
    0
    Немного доработанная версия материала из книги "Танки уникальные и парадоксальные".
  • irontom
    irontom 18 апреля 2020 17:48 Новый
    +3
    В годы Первой мировой и Гражданской войны российским инженерам не удалось создать свой собственный, российский танк. Но зато они создали массу уникальных колесно-гусеничных машин на базе заграничной техники, что явно свидетельствует об их смекалке и сноровке. Делали их и красные, и белые, причем иногда получались очень даже «солидные» и хорошо вооруженные машины.
    Увы автор незнайка, слышал что то, а не понял. Подпись к фото не правильная шасси трактор Allis Chalmers.

    Начнем с того что полковник артиллерии Н. А. Гулькевич 15 июля 1915 года по опыту начала ПМВ направил в ГАУ рапорт о проекте бронированого трактора на шасси Холта или подобном, в это время в Британии при Адмиралтействе был Комитет по сухопутным кораблям.
    В итоге Бриты 10 сентября 1915 года начали испытания прототипа маленького Вилли, а Гулькевич ходил по инстанциям купил за свой счет трактор «Эллис-Чалмерс» фирмы «Эллис Чалмерс Мотор Трак Лтд», в итоге забронировав шасси получили единственный и неповторимый Русский Танк который сначала обзывался «Илья Муромец» потом "Ахтырец" он же в РККА «Красный Петроград».

    1. kalibr
      18 апреля 2020 17:59 Новый
      +1
      А зачем Вы привели рисунок танка-IF из моей книги "Танки уникальные и парадоксальные"?

      Много было похожих машин. Вот, например, фото трактора Ломбард-Буллок... Хотя шасси Вашего трактора и впрямь более подходит под "Ахтырца". Надо будет еще раз посмотреть и если надо поменять в надписи над рисунком.
      1. irontom
        irontom 18 апреля 2020 18:10 Новый
        +1
        Для сравнения с бронемашиной Гулькевича. Фактически однокласники, тот и тот на шасси трактора с броней. Но увы как в неприличном анекдоте - есть нюанс.
        Белые забронировали Bullock-Lombard в 19-м.
        Если Вилли ваш, снимаю шляпу, очень хорошая реконструкция каким бы он был если Британцы не захотели большего.
        Просто меня возмутила неправильная надпись на рисунке.
      2. irontom
        irontom 18 апреля 2020 18:23 Новый
        +2
        Вот статья по Белым бронетракторам на шасси Ломбада с Топвара
        https://topwar.ru/102114-bronetehnika-beloy-gvardii.html




  • irontom
    irontom 19 апреля 2020 06:02 Новый
    +2
    Уважаемый Вячеслав если есть возможность пусть художник исправит и более точно прорисует танк Гулькевича Ахтырец/(Красный Петербург). Я понимаю что взят схематичный чертеж гуляющий по сети, увы, он ни верен, так башня была круглой и выступающей за габариты, другой кормовая часть бронекорпуса и т.д. Вот более точные фотографии.



  • irontom
    irontom 19 апреля 2020 06:17 Новый
    +2
    Еще небольшая заклепка по ходовой так же неплохо ее нормально прорисовать.
    Очень жалко что нет нормального рисунка этой уникальной машины.
    Очень интересная конструкция, одна роликовая цепь чего стоит.

  • irontom
    irontom 19 апреля 2020 06:37 Новый
    +2
    Небольшое уточнение - патентный чертеж ходовой применяемой на тракторах Алисона с траками, на ранее помещенных фото более ранний вариант траков с паровых тракторов, позже использовали на тракторах Ломбарда.
    Если вам будет интересна по история гусеничных машин есть зарубежный форум фанатов Траков.
    https://www.practicalmachinist.com/vb/antique-machinery-and-history/ot-crawler-tractors-196276/?s=f8b5452bb53b47467c4c6687a2231f98
    1. kalibr
      19 апреля 2020 08:02 Новый
      +1
      Виталий! Огромное спасибо! Очень интересная подборка материалов. Но пока вряд ли что можно сделать, увы. Тут завязаны деньги и немалые. А их нет! Например, все договоры по книгам отложены до "лета". Вы понимаете, что это значит? Особенно теперь...
      1. irontom
        irontom 19 апреля 2020 08:23 Новый
        +1
        Печально - будет настроение сам попробую, увы вопрос времени и настроения.
        Тем более что опыт имеется. Вот моя фантазия на РИ проект 17-го года артиллерийского БА на шасси полноприводного грузовика FWD mod B.
        1. kalibr
          19 апреля 2020 08:41 Новый
          +1
          А хороший у Вас опыт, однако! Мне бы такой!!!!!!!
          1. irontom
            irontom 19 апреля 2020 08:57 Новый
            +2
            Бронетехника первой мировой моя слабость, в свое время под впечатлением книги Василия Звягинцева. "Одиссей покидает Итаку" и его "Андреевского братства" фантазировал над АИ развитиями техники в начале века. Этот одна из работ на эту тему. Проект в РИ был, вот только как он выглядел не знаю, это в общем компиляция конструкторской мысли российских инженеров.
            Несколько моих фантазий гуляет по просторам пападанческих альтернатив коллег писателей.
            Хотя и сам не без греха Графоманства, было дело даже издали на Яузе.

            1. kalibr
              19 апреля 2020 09:21 Новый
              +1
              Ай, да Виталий! Уважаю от души! Могу лишь... предложить, как автор автору, зайти на author. today и посмотреть там 3 мои книги. "Люди и оружие" и "Бог-созидатель" (как раз про альтернативный мир) должны Вас заинтересовать.
              1. irontom
                irontom 19 апреля 2020 09:41 Новый
                +2
                Спасибо - будем посмотреть.
  • hohol95
    hohol95 19 апреля 2020 21:44 Новый
    +2
    Пусть это будут своего рода наш танковый «Мурзилка» и «Юный техник» в одной упаковке.


    Март - Апрель 1942 года!
    Да и в советское время подобные журналы многим помогали детям в познании природы нашей страны.
  • Zementbomber
    Zementbomber 21 апреля 2020 02:54 Новый
    +1
    Спасибо, очень интересно!! good

    Если у автора будет возможность и желание - хотелось бы прочитать материал о технически реализуемых в свое время проектах танков "дотанковой" эпохи. В частности про "блиндированный паровой экипаж, снабженный подвижными рельсами" Буйенна (Франция, 1874 г.).
    1. kalibr
      24 апреля 2020 20:46 Новый
      0
      Цитата: Zementbomber
      Спасибо, очень интересно!!

      Если у автора будет возможность и желание - хотелось бы прочитать материал о технически реализуемых в свое время проектах танков "дотанковой" эпохи. В частности про "блиндированный паровой экипаж, снабженный подвижными рельсами" Буйенна (Франция, 1874 г.).

      Имею желание купить дом, но не имею возможности... купить козу - желания. Так и здесь, кое с чем очень плохо в смысле информации. Как-то раз я по просьбе читателей ВО пытался узнать насчет "дыры" на лобовой броне Сен-Шамона. Поднял на ноги кучу людей "там"... и так и не узнал. Даже в Самюре и то не знали!
  • Zementbomber
    Zementbomber 21 апреля 2020 06:09 Новый
    +1
    Вот поистине находка поставок задешево в Зимбабве и Намибию.

    Если это шЮтка - то нормуль. Но так-то - ни у Зимбабве, ни - тем более - у Намибии - отродясь не было САУ. Никаких вообще.
  • DeGreen
    DeGreen 21 апреля 2020 23:40 Новый
    0
    Вана Паган,там эстонского только название. Сей монстр был отобран ими у армии генерала Юденича. (северо западники его и собрали)